В конце 70-х годов прошлого века я регулярно ходил на матчи «Спартака» в Лужники и прекрасно помню торжествующий голос диктора по стадиону, подобный голосу Левитана после наших побед под Сталинградом или на Курской дуге: «Счет матча в Багио стал 4:1 в пользу Анатолия Карпова!», «Счет матча в Багио стал 5:2!!!».
Не знаю, кто подсказал режиссеру Сидорову, которому в 78-м было 10 лет, включить в картину абсолютно реальный эпизод из Лужников (пусть исполненный плоско и информативно), но это, признаться, чуть ли не единственный фрагмент фильма, заставивший меня - возможно, в силу персонального «ностальжи» - в какой-то степени вновь соприкоснуться с фантастической аурой того эпохального матча за шахматную корону.
В остальном это почти двух с половиной часовое действо, увы, не более, чем одномерная псевдодокументальная хроника-агитка. Пусть и заснятая чуть ли не на половине земного шара в стилистике «дорого/богато», но при внешне обстоятельном следовании событийной фактуре напрочь лишенная драматизма и сколько-нибудь убедительного психологизма в обрисовке основных и второстепенных участников эпического противостояния.
Потому и «псевдо».
Пишу этот текст через пару-тройку часов после просмотра в кинотеатре и ловлю себя на том, что красавчик Карпов в исполнении Ивана Янковского, если и оставил какой-то след в моей душе, то разве что залихватской репликой в лицо оппоненту: «Я привык давить шпану!». Так и представил, как субтильный Анатолий Евгеньевич «предъявляет» брутальному Виктору Львовичу. И при этом счастливо обходится даже без фингала под глазом.
Хотя, говорят, правда искусства выше правды жизни.
Что уж говорить о претенденте (Константин Хабенский)! К слову, вы не поверите, но в те заповедные времена наша пресса на протяжении трехмесячного матча умудрилась ни разу не поименовать беглого врага Отечества по имени. Исключительно так - «претендент»! Ну, совсем как «берлинского пациента». А вы говорите «запах времени»!
Так вот, сей претендент на звание лучшего шахматиста планеты в отличие от чемпиона само собой далеко не красавец, а на вид совсем даже побитый молью несвежий проходимец. На манер проворовавшегося бухгалтера из конторы «Рога и копыта» или, скажем, наперсточника с сухумской набережной. И не более того. Его окружение и подавно бессловесный фон. В буквальном смысле. Красавица-подруга жизни «железного Виктора» наряду со смахивающим на Бармалея из детской сказки «парапсихологом» и прочей сомнительной командой соратников на протяжении двух с половиной часов действия не произносят ни слова, а присутствуют в фильме исключительно как массовка в первых рядах зрителей матча.
Сподвижники будущего чемпиона, впрочем, тоже недалеко ушли. Так, скажем, один из секундантов Карпова, сколь легендарный, столь и неординарный Михаил Таль вьется зыбкой тенью где-то на заднем фоне, отметившись, помимо довольно-таки удачного грима, разве что одной-двумя репликами в духе парикмахерского юмора.
Не позавидуешь и главному герою, ведь против него ополчились не только маги-парапсихологи, криминальные йоги, но и, как поведано в фильме, «западные спецслужбы» во всей своей возмутительной красе. Да и как иначе объяснить тот факт, что бесноватый претендент, у которого заведомого кишка тонка против нашего Толи, непостижимым образом вдруг сравнивает счет в матче?!
А, например, так. Чемпион ведет в три очка, победа совсем рядом, как вдруг ему поступает прямой телефонный звонок из Москвы. А, может, даже из Вашингтона. Лечащий врач отца Карпова как ну духу сообщает, что «сделать ничего нельзя - счет жизни вашего папы идет на дни, в лучшем случае на недели». Естественно, у Анатолия Евгеньевича портится настроение, и он проигрывает подряд три партии. А у кого бы не испортилось?
Однако при содействии приземлившегося в Багио космонавта Севастьянова Анатолий временно забывает про умирающего отца – и с блеском выигрывает решающую партию. Под бравурный жизнеутверждающий «Арлекино». Чтобы вы понимали, песнями Пугачевой, Лещенко и еще бог знает кого в фильме представлен вышеупомянутый «запах времени».
Что до отца Карпова, то я бы, понятно, не позволил себе столь фривольной интонации в предложенных обстоятельствах, если бы Анатолий Евгеньевич не вел в три очка в сентябре 78-го, а Евгений Степанович Карпов не ушел из жизни только в следующем, 79-м.
Я не против духоподъемного кино, я против патриотическо-лубочных поделок - и вообще плохого кино. Будь-то недавний опереточный «Т-34» или нынешний, столь же водевильный «Чемпион мира». Оба того самого режиссера Алексея Сидорова, который когда-то снял, пусть, как говорится, «неоднозначную», но оттого не менее козырную «Бригаду».
…А тогда, на очередном матче «Спартака» в Лужниках, тот самый диктор, уже какой-то упаднической, отнюдь не левитановской скороговоркой объявил по стадиону: «Счет на матче в Багио стал 5:5».
Этого, впрочем, в картине нет.
Вообще, фильм слабенький, но… какие были времена, какие люди!
Я с первых кадров понял, что это будет достойное кино о шахматах. И оказался прав.
Прежде чем судить, следует принять во внимание, что – о, горькая правда – шахматы не являются зрелищным спортом. То есть они зрелищные, конечно, но только для шахматистов, особенно высокого класса – и вся эта зрелищность существует только в головах игроков. Здесь и впрямь правдиво утверждение, что красота в глазах смотрящего. Поэтому мне отчасти доступно понимание всех трудностей мастеров кино, ставящих перед собой задачу снять фильм о великой игре. Успешные шахматные картины снимались и ранее (взять хотя бы тот же «Королевский гамбит»), но все же то был сериал, при том не отечественного производства. А тут наше кино – и какое! Я больше скажу – и это не просто сентиментальный восторг шахматного любителя – это кино воспринимается даже не российским, а советским (и я говорю об этом в самом лучшем смысле этого слова).
Я играю в шахматы уже 20 лет, добился 1 разряда и хорошо знаком с историей игры, наиболее важной частью которой являются чемпионы. Именно ими восхищаются, им подражают, именно на них равняются молодые поколения шахматистов. Карпов никогда не был моим любимым чемпионом, а о Корчном знал очень отдаленно. До просмотра этого фильма.
Иван Янковский очень тонко передал эмоции Карпова и, в целом, его психологический профиль. Этакий гениальный интеллигент, правильный со всех сторон, рациональный и сильный духом. Собственно, Карпов таков и есть. Тем не менее, меня куда более восхитил образ Корчного. Хабенский истинный мастер своего дела. Корчной вышел персонажем куда более интересным, но это не в укор Янковскому – Иван идеально передал характер Карпова как есть. Просто так вышло, что Корчной – его судьба и личность – куда более харизматичны. Истинный байронический персонаж, мрачный и мятежный, как демон Пушкина, парящий над адской бездной. Я ознакомился с биографией Виктора и она куда более кинематографична. Судьба, полная борьбы за выживание - история преодоления трудных обстоятельств. Настоящий ребенок войны, силой воли пробивший себе дорогу наверх. Очень жаль, что он так и не смог исполнить свою мечту добиться вершины. Он действительно заслуживал, но увы – время было против него.
Остальные персонажи тоже хорошо прописаны, у каждого свой узнаваемый характер. Приятно было увидеть Виктора Сухорукова (спасибо тебе, брат). Владимир Вдовиченков здорово передал дух партийного функционера, отношение к которому балансирует между неприязнью и, подпитанным пониманием его мотивов, пониманием и принятием. Виктор Добронравов вышел этаким русским Хью Джекманом, субтильным и динамичным – его роль относительно эпизодична, но все же не лишена харизмы. Федор Добронравов как всегда душевен, роль отца ему подошла бы в любом фильме – ему хочется доверять и сопереживать. И именно он в конце одной короткой фразой вышибает слезу тогда, когда, казалось, удастся сдержать эмоции. Рядом со мной в зале сидел старик, который буквально зарыдал. Также понравилась Диана Пожарская – роль не то чтобы выдающаяся, но сыграна профессионально. Дмитрий Иосифов здорово сыграл Таля, колоритно и со вкусом – Таль вышел таким же напористым и штормовым, как и его комбинации.
Что касается технической стороны, то здесь нареканий нет. Никто и никогда еще в отечественном кино не показывал шахматы настолько зрелищно и внушительно, как они того заслуживают. Визуальная репрезентация игры восхитительна, а пируэты камеры вокруг фигур захватывают дух. Облет камерой машины в сцене с едущим на первую партию в Багио Карповым просто волшебен. Ты действительно чувствуешь напряжение и значимость момента. Шахматный поединок представлен не как будничный натюрморт из деревяшек в тени двух склонивших головы игроков, а как эпичное сражение в духе древнегреческой трагедии, коим оно и является на самом деле. Мне пришелся по духу этот пышный драматичный стиль.
И наконец. Я изначально не собирался писать рецензию, но, увидев, как их мало, решил внести свой вклад. Понятно, что кино специфическое, рассчитанное, в основном, на людей, для которых шахматы не просто пустой звук. И, тем не менее, оно заслуживает куда большего внимания. На фильм профессиональными критиками выпущено немало не самого хвалебного тона рецензий – как по мне, абсолютно незаслуженно. В мире, который сходит с ума, где кино превращается из серьезного искусства в попурри из мусора, где никто больше никого не уважает, а ценности прошлого даже не пересматриваются, а просто лишаются содержания, нам как никогда нужно именно такое Кино. «Чемпион мира» - это достойный фильм, лучший о шахматах и один из лучших о людях. Не слушайте бульварных пажей «авторитетных» журналов, они пыжатся не ради нас. Я предпочитаю доверять своим глазам и эмоциям. А они мне говорят, что, если два с половиной часа пролетают незаметно, то это – искусство. А тот, кто утверждает обратное, как заметил товарищ Таль, просто завидует.
Фильм хорош. С поправкой на низкое в целом качество современного отечественного кино, увы. Хорош и достаточно ярок на общем не блестящем сегодняшнем фоне.
А вто что в фильме хорошо без поправки на наш исторический фон, так это игра Хабенского. С первых до последних минут фильма я вижу в кадре не актера Хабенского, а Виктора Львовича Корчного. Не так уж важно, насколько киношный Корчной похож на реального. Возможно, сильно не похож. Но тот Корчной, которого вывел сценарист, увидел режиссер, воплотил Хабенский, он безупречен. Этот Корчной является самой точной декорацией фильма. Ни автомобили, холодильники и радиоприемники, ни одежда, телефоны и деревянные рамы в больнице не передают так атмосферу тех времен великого СССР, как передает ее этот мятущийся амбициозный и гениальный, ранимый и мерзкий маленький советский человек. Советский до корней волос. Я видел таких людей в великом множестве. Я узнаю этот типаж и, кажется, ощущаю этот забытый запах, смесь мужского одеколона и табачного дыма, въевшихся в кожу. Жажда справедливости для себя. И потребность быть услышанным и понятым собеседником.
Гениальная работа Хабенского. Однозначно, его лучшая работа в кино. Возможно, вообще лучшая мужская роль за все время после заката кинематографа СССР.
Кстати, многие актеры отработали свои номера на удивление хорошо. Не все, конечно, одинаково сильно и убедительно. Но многие.
Очередной провал российского кинематографа, причём создатели картины даже не сделали выводов из прошлых неудачных попыток экранизировать биографии знаменитых спортсменов.
В центре сюжета борьба за мировую шахматную корону, матч между молодым советским шахматистом Анатолием Карповым и опытным гроссмейстером Виктором Корчным. За товарища Карпова играет вся команда шахматистов, состоящая из лучших гроссмейстеров того времени, а диссидент играет в одиночку. По задумке создателей мы должны симпатизировать товарищу Карпову, потому что над его виллой на Филиппинах летает вертолёт и не даёт ему сосредоточиться, среди зрителей сидят экстрасенсы, посылающие в его мозг сомнительные сигналы, а в гостиничный номер вползает змея. Ну, полный бред! Говоря шахматным языком, полный цугцванг, куда ни пойди или ни посмотри - везде плохо! Фильм не спасают даже добротная игра Хабенского и качественный набор актёров второго плана.
В поисках конфликтов как обычно главными антагонистами выступают чиновники, кэгэбэшники и сама советская система. За главный драматургический ход берётся стандартное клише - герой борется с системой и побеждает в финале, умыв рот злобным советским функционерам. Для остроты восприятия в это блюдо добавляется, как уже было в предыдущей картине этой киностудии про Харламова и баскетбол, конфликт в семье и болезнь родственника.
Кстати, о баскетболе (куда без него), он также есть в этом кино – эпизод, где товарищ Карпов заставляет кричать филиппинцев на баскетбольном матче СССР и Югославии «Шайбу, шайбу!», видимо, призывая Филиппины развивать хоккей. Ещё одна нелепая сцена, приготовленная, судя по всему, для размаха экранизации, - футбольный матч в Лужниках, где болельщики, наблюдая за игрой команд Динамо-Киев и Спартак, скандируют «Толя! Толя!», посылая сигнал поддержки товарищу Карпову в Багио.
Кино очень депрессивное, затянутое, и задолго до предсказуемого финала хочется крикнуть: доколе вы, как бы опытные кинематографисты с административным ресурсом и доступом к безвозвратной государственной финансовой поддержке, будете эксплуатировать жизни замечательных людей и испытывать зрительское терпение? Честно говоря, мне кажется, что этот творческий провал мог бы стать логическим завершением трилогии создателей про спортивные достижения СССР, но что-то мне подсказывает, что этого не произойдёт в ближайшей перспективе.
Экзистенциальные 'ми-ми-мишки' для взрослых. Причины провала кинокомикса - на пальцах.
Здравствуйте. Что будет, если взять музыку из Дюнкерка, показывать флаг СССР, затеять конфликт вокруг двух чсв и спекулировать над смертью родителя? Будет фильм 'чемпион мира'. Давайте детально и профессионально проанализируем причины неудачи этого фильма: чего ему не хватило, что требуется, чтобы фильм стал качественным и живым.
Возьмем быка за рога и поговорим о главном - о драматургии. Как сценарный доктор сразу скажу: если бы такой сценарий попал на доработку, он получил бы много дельных советов по доработке. Нам, зрителям, авторы предлагают болеть за 'Наших' - потому что они наши. Никакой глубины, просто вот так Брежнев, министр сказал, что 'надо' - и мы теперь должны прямо катарсис испытать, чтоб победить. По мнению авторов, мотивации 'потому что так сказал Брежнев' достаточно - в действительности, конечно же, нет. Поэтому глобально фильм, сделав акцент на чем-то поверхностном, не копнув глубже - просто оказался одноразовым. Какой-то пародийно показанный противник, 'антагонист' карикатурный - как только его не стало, Карпов, похоже, решил отомстить и содействовать созданию такой вот нетленки, где 'всю правду' расскажут. Почему-то раньше такого фильма не выходило - вероятно, боязнь платить за клевету всё же отрезвляла тех, кто теперь обслуживает олигархат.
Далее, чисто ремесленно. Главный просчет авторов в том, что они не подключили зрителей, не сделали нас соучастниками событий. Мы остались наблюдателями, как остаются дети, смотрящие сериал мимимишки, где 'кеша' что-то мастерит - не-пойми-что и не-пойми-как, но авторы, вероятно, искренне полагают, что зрителей это будоражит. Секрет открою: нет. Конечно, нет. Если только зритель поймет правила игры и станет мыслить, как тот, к кому нужно подключиться - тогда и только (!) тогда зритель начнет сопереживать по-настоящему. А нам предложили наблюдать со стороны. Бессмысленные смены крупностей фигур шахмат - вот и сидите, как говорится, 'Дрожите'. А с чего? Где визуализированный ход мыслей Карпова? Ведь можно было показать движение фигур на доске со шлейфами от них, ускоренное, как будто он просчитывает варианты. Можно было озвучить его мысли - чтобы мы боялись или ждали какого-то хода противника! Чтобы мы подключились и кричали 'давай'. Вместо этого, как и в фильме 'движение вверх', на предлагают 'за себя и за Сашку' (потому что 'так надо'). А вместо визуализации режиссер вовсе решил попутешествовать по нейронам Карпова. Зрелище еще то, скажу я вам. Чувственно совершенно не подключает, и даже напротив - отдаляет от происходящего, как бы показывая - 'Это где-то там вон творится, это к вам, зрителям, не относится'. В этом и был главный просчет авторов. В этом причина одноразовости этого фильма.
Неспособность эмоционально вовлечь зрителя режиссер пытался компенсировать вторичными линиями всяких там чиновников, жен, умирающего отца - все это можно было бы назвать 'пожалейкой' и забыть, но авторы на это только и сделали ставку и проиграли. Нужно было выстраивать драму вокруг центрального персонажа и давать зрителю ощутить себя в его шкуре. На это нужно было проработать сценарий, показать 5-7 точных деталей и всего-то.
Я, конечно, понимаю, что в последние годы российский кинематограф делает ставку на фильмы про советских спортсменов и их подвиги и это некоторым людям надоело. Но что же делать, другого мы снимать не умеем. Только про войну еще. И это я сейчас говорю не с критической точки зрения. Это факт. Данность.
Можно много рассуждать о подлинности этих кинолент, о том, что у нас всегда «враг» начинает первым, а нам приходится делать невозможное, что сторона соперника всегда представляется, как истинное зло. Мне об этом особенно говорить не хочется. Для подобных рассуждений есть определенные блогеры. Я хочу просто сказать про фильм, который мне понравился.
Совершенно точно это не шедевр и картины про хоккей и баскетбол с аналогичным посылом, вышедшие раньше, как мне кажется лучше. Но это действительно очень интересный и захватывающий фильм (а шахматную партию, уж простят меня поклонники этого вида спорта, показать захватывающей довольно сложно, как мне кажется) с очень хорошим сюжетом, с прекрасной игрой актеров.
Фильм расскажет нам историю матча за звание чемпиона мира между молодым Анатолием Карповым и Виктором Корчным, который за несколько лет до событий матча эмигрировал из СССР. Как вы понимаете последний факт раскочегаривает накал вокруг этого противостояния просто до нереальных размеров. И, на самом деле, даже если данный фильм, как пишут некоторые, не совсем верно пересказывает события того времени, то, тем не менее, мне кажется просмотр этой ленты может родить желание у зрителя разобраться, а как было на самом деле и начать искать информацию. И уже в этом смысле фильм со своими задачами справляется.
Как справляются и актеры. Абсолютно весь актерский состав играет просто замечательно. Но больше всех, конечно же, хочется отметить Константина Хабенского, который играет Корчного. Сыграл просто прекрасно, и его персонаж безумно харизматичен и остается в памяти.
В общем и целом, это довольно увлекательное кино про интересную игру, про интересные события тех лет. И я действительно с большим интересом его посмотрел.
Режиссёр по-своему интерпретирует матч 1978 года между Карповым и эмигрантом Корчным: заменяя важные реальные детали противостояния на спецэффекты под мрачную инструментальную музыку. Особенно хочется выделить работу с камерой: каждую секунду доска с шахматистами и их лицами показывается с нового ракурса, видимо намекая нам, недалёким зрителям, на динамичность, эмоциональность и хаотичность средней 5-часовой партии.
Личность Корчного, к сожалению, раскрыта только матерными словечками и любовью к благам Запада. Немудрено, ведь этому персонажу отведено всего пару минут. Не заслуживает упоминания его уникальное кресло с откидывающейся спинкой, подаренное иностранной частной компанией. Не узнаем мы и имя женщины главы делегации Корчного, которая боролась на совещаниях с многочисленными ультиматумами советской стороны (лишения флага Корчного, рентген его кресла, удаления его помощников из зала игры, уповая на их якобы доказанную преступную деятельность). Реальные интервью Корчного западной прессе, в которых он просит Брежнева освободить из тюрьмы сына-заложника, оставшегося в СССР, режиссёр мудро не показывает, предпочитая осветить отдых, быт и пляжные забавы тренерского штаба Карпова. Сидоров не даёт взглянуть на матч с обеих сторон. Он должен взрастить в зрителе тёплые чувства к Карпову, разделив происходящее на экране на чёрное и белое.
По традиции фильмов про спорт в СССР ('Движение вверх', 'Легенда 17'), чиновники начинают чинить козни и предлагают бойкотировать матч, опасаясь за репутацию СССР в случае поражения и не забывая напоминать про кары, которые ждут проигравшего на Родине. Но Карпов непоколебим. Он должен играть матч и выиграть его несмотря ни на что. Он чемпион мира. Это его долг и он пожертвует всем на пути к своей цели. Тем незначительней и неправдоподобнее смотрятся тревожные события на 2-м плане, которыми Сидоров пытается заставить нас сопереживать герою: болезнь отца, ссора с женой, давление руководства делегации.
«Чемпион мира» может понравиться только сверхпатриотичным и эмоциональным зрителям. Остальные же, по мнению режиссёра, могут насладиться вместо правдивой истории видами русских полей, пейзажами севера, а также иными локациями с болельщиками Карпова, которые будут повторяться, дабы никто не смог забыть о значительности происходящих событий для страны. Неверно расставленные акценты портят фильм, наполняя его бессмысленными кадрами, а также обесценивая драматичную жизненность реальной истории.
Зрелищный фильм про шахматы. Казалось бы, оксюморон, но таки нет. Еще «Королевский гамбит», названный у нас «Ходом королевы» доказал, что показать зрелищно чудовищно тягучую игру вполне возможно. И то, что фильм хроном в два с половиной часа пролетает шементом - отлично это доказывает. Многомесячный поединок юного Карпова и невозвращенца Корчного за звание чемпиона мира подан не просто как противостояние систем, но и как жестокая битва характеров. Много шахматного закулисья, вряд ли известного подавляющему большинству, и не только широкому зрителю, но и узкому болельщику. Отлично показано, что это командная игра. Отличные актерские работы. От Анатолия Кота с его холодными глазами майора НКВД в образе очкастого задрота просто взвыл. Хабенский как инфернальное зло роскошен. А Янковский-младший показал, что достоин деда. Момент, когда он уходит от умирающего отца со страданием и слезами в глазах, отец его окликает и он за мгновение, пока оборачивается, успевает изменить выражение лица на бодрую улыбку - просто высочайший класс. Хорошее кино.
По трейлеру почему-то думал, что фильм о Корчном, а оказалось, что о Карпове. Кино о шахматах, поэтому хочешь, не хочешь, а все равно будешь его сравнивать с сериалом «Ход королевы». Американский сериал конечно круче, но и наш фильм, даже на его фоне, выглядит очень достойно. Для нашего кинематографа фильм однозначно удачный. Интересный сценарий, хорошая режиссура, картинка как в богатом кино, актеры второго плана создали запоминающиеся образы. Единственное, что режет глаза, это компьютерная графика, лучше бы ее совсем не было. Сама по себе она не плохая, но в сравнении с «Ходом королевы» выглядит убого и самое главное не к месту. В «Ходе королевы» главная героиня одиночка, алкоголичка и наркоманка и компьютерная графика, должна была помочь зрителю создать эмпатию с героиней. А у Карпова целая команда вокруг и сам он не где-то сбоку, а лидер этой команды. И отношения внутри этой группы людей помогают раскрыть его характер, без всякой компьютерной графики. Единственное слабое звено истории, это сам Карпов, не актер который его играет, он то как раз попал в образ, а именно гроссмейстер Карпов, он, несмотря на свой шахматный талант, по жизни очень невзрачный человек. Поэтому на его фоне Корчной просто фонтанирует своим темпераментом. И даже любовная линия образ Карпова не спасает, нету там чувств. И как всегда в отечественных фильмах про спорт очень мало собственно спорта. Здесь та же тенденция, много политики, интриг, драм, но спорта за всем этим совсем нет. Хорошо что шахматы сами по себе вид спорта не зрелищный, поэтому слабая спортивная линия не так бросается в глаза. Но в целом фильм неплохой, хоть он по большому счету и не про шахматы.
Главной проблемой современной культурно-идеологической машины является тот столп, на который она может опереться в создание фильма. Испробовали все: хоккей, баскетбол и ряд крайне неудачных фильмов о футболе. На этот раз пришло время игр с интеллектом.
В моем представлении такие истории должны рассказываться скромнее, без всяких излишеств. Вместо драматичной борьбы психологий двух гроссмейстеров нам зрителю показывают нейроны и неплохо поставленные для российского кино сцены гладиаторских боев шахматных фигур с компьютерными эффектами.
Вообще наше современное кино заразилось у американского любовью ко всему гигантскому. На этом фоне пусть и простенький гроссмейстер с Мягковым выглядит куда более солидной историей именно про шахматную битву интеллектов. Не зная точных подробностей были ли на этой серии в зале Экстрасенсы но подана сама эта история очень глупо. Сидящий на первом ряду усатый мужичек как идиот пытается из себя выставить эдакого Кашпировского. Советская делегация ведет себя еще глупее, реагируя на это как сорвавшийся медведь. Или авторы фильма хотели донести: чему вы удивляетесь, когда в 90-ые годы многие поверили в такую лабуду?
В фильме подогнано очень многое под современный политический строй. Тут вам и подкол в адрес украинцев на предмет того, что у них в генетическом коде написано все усложнять. Удивительно, что в адрес Грузии не было подобного укольчика. Студия Тритэ все пытается возродить некий сакральный миф о потерянном великом и великих людях и победах о стране, к которой, как мне кажется, Никита Сергеевич относится половинчато.
Попытки сыграть по обе стороны и вашим, и нашим выглядят дешево и отвратительно. Вроде и есть апофеоз – и красному флагу, и шлягерам тех лет, но в то же время, чувствуется недоверие к тому государству, которое, как минимум, имело великие победы и свой такой разный кинематограф. Мы хотим сейчас чего-то крупного, даже из такой драматичной истории, что делает Карпова неуверенным неврастеником, делает из героя Хабенского эмигранта-правдоруба, измеряющего радиацию перед шахматной партией.
За каждой, будь то спортивной или исторической судьбой, есть драма, которую мы не получаем, хотя фильм идет два с половиной часа. Клишированные вставки с отцом-учителем и личными переживаниями изрядно поднадоели. А зачем прозвучала песня Пугачевой «Арлекино» перед отъездом делегации и Карпова в СССР? Непонятно. Или это такой намек?
Хочется верить, что отечественное кино перестанет оглядываться на запад и обретет свои очертания. Ведь надоело брать из раза в раз какой-то период истории красной России и делать из этого балаган который, забудется после первого просмотра.