Фильм 'Чемпион мира' рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для первого с детства была важна именно игра, причём честная, пусть иногда и оканчивающаяся проигрышем. Второй же сломался, не получив звание чемпиона 'по очереди', а потому победа над Карповым была нужна ему любой ценой. Когда человек использует грязные и подлые приёмы, а его самого буквально трясёт от ненависти, становится очевидно, что он морально слаб и очень напуган.
Фильм 'Чемпион мира' объясняет, почему шахматы - это спорт. Здесь и огромные нагрузки на весь организм, и серьёзная командно-тренерская работа, и, конечно, соревнование. Любой фильм, даже если он основан на реальных событиях, не может получиться совершенно достоверным: видение режиссёра всегда накладывает отпечаток. 'Чемпион мира' не стал исключением, но в этом нет ничего страшного. Главное - это абстрактная мысль о том, как делать можно (нельзя!), а как - должно.
И то лишь за актёрский состав, и его (состава) старание, вытянуть это всё своей игрой. Отчасти получилось.
Что касается сюжета..
Как выше кто-то верно написал, мне кажется Карпова этот фильм должен возмутить. Если уж не за 'достоверность по-Мединскому', то за однобокость повествования, однозначно.
Хабенский постарался как актёр, выставив Корчного этаким общественным клоуном-гроссмейстером, который противостоит всем Злу в лице коварного и грозного эСэСэСэРа.
Янковский очень неплохой актёр. Но на Карпова он тут похож только причёской и костюмом: нет попадания ни в образ, ни в голос.
Больше всех своим старанием и попаданием в образ поразил наш бывший в раннем детстве Буратино, Дмитрий Иосифов, изобразивший Таля. Ну и несомненно Сухоруков постарался.
Героиня переигрывает в каждом кадре. Впрочем, это беда 95% современных российских, скажем так, актрис...
Ну и вовсе разочаровал Вдовиченков.
Вообще, сложилось ощущение, что фильм снят по заданию Партии, членами Партии, во благо Партии, то есть, с размахом, но совершенно без души. Не спасает и как попало вставленная графика 10-летней свежести по качеству, ни какие-никакие но эмоции героев.
В общем, подойдёт разве что ярым фанатам шахмат и родины в одном флаконе.
Зрелищный фильм про шахматы. Казалось бы, оксюморон, но таки нет. Еще «Королевский гамбит», названный у нас «Ходом королевы» доказал, что показать зрелищно чудовищно тягучую игру вполне возможно. И то, что фильм хроном в два с половиной часа пролетает шементом - отлично это доказывает. Многомесячный поединок юного Карпова и невозвращенца Корчного за звание чемпиона мира подан не просто как противостояние систем, но и как жестокая битва характеров. Много шахматного закулисья, вряд ли известного подавляющему большинству, и не только широкому зрителю, но и узкому болельщику. Отлично показано, что это командная игра. Отличные актерские работы. От Анатолия Кота с его холодными глазами майора НКВД в образе очкастого задрота просто взвыл. Хабенский как инфернальное зло роскошен. А Янковский-младший показал, что достоин деда. Момент, когда он уходит от умирающего отца со страданием и слезами в глазах, отец его окликает и он за мгновение, пока оборачивается, успевает изменить выражение лица на бодрую улыбку - просто высочайший класс. Хорошее кино.
Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Что ж вы уронили шахматный престиж!»
А мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно — ты и защитишь!
Но учти, (Корчной) ведь очень ярок,
Он даже спит с доскою — сила в ём,
Он играет чисто, без помарок…»
Ну и ничего, я тоже не подарок...
Картина, которая эпоху противостояния 'Мы - Они' воскресает в памяти. Советский Союз и Запад аргументацией доказательств преимуществ существования себя через спорт. Похвальба друг перед дружкой 'поединщиков'. Да, тех самых - 'богатырей-молодцев'. Какая модель человеческого общежития более конкурентна? Советская? Капиталом воздвигнутая? Кто лучше? Что лучше? И мир затаив дыхание за зрелищем следит. Тут информсообщения прессы как сводки с полей сражения. Убит? Ранен? Взят в плен? Поплыл после нокаутирующего удара? На ничью согласились? Эх! Ух! Ох! Ах! Вау!
Режиссёр такую ауру создал, так сплёл полотно работы что зритель, словно машиной времени доставлен во вчерашний день. Знакомо. Реалистично. Несколько вычурно конечно, но вполне себе... Вполне. Атмосфера ностальжи - бальзамом согревающим
Шахматный матч за звание Чемпиона мира между Анатолием Карповым и уехавшим (сбежавшим) из СССР Виктором Корчным на два с половиной часа в растяжке. Молодость против опыта. Двадцать лет разницей в возрасте у соперников. Одному нет ещё и тридцать, второму скоро пятьдесят. Борьба интеллектов? 'Наш' парень и 'парень' уже не наш глаза в глаза друг другу за фигурами. Атака против Защиты. Белые против Чёрных. Тут Брежневская страна 1978 года презентует красоты той поры - люди, любовь, идеология. События и факты канувшей в лету страны...
'Зарубы' в боксе на ринге - ещё то... зрелище. А в хоккеи? Наши против Профессионалов? Да это же битва Титанов в схватке! У тех улыбки в оскале малозубых ртов что вампирские страсти с жаждой кровушки славных русичей-витязей... А фигурное катание? А художественная гимнастика? А плаванье? А баскетбол? Шахматы теже. А..., а..., а... Везде и всюду где только более-менее равные по силам соперники - интрига с сокрушением, с ожесточённой борьбой. Кто кого 'угрохает'? Мы против США сегодня, Мы против ФРГ, Мы против Англии, Мы против... Карпов против Корчного это из 'здесь', это из 'тут' как раз.
Кино, где не только 'Мы - Они' сечей борьбы. Тут ещё и кабинетные бонзы в интригах страховок-перестраховок. Сдать? Слить? Обезопасить себя? Чиновничья сытость изощрённостью уловок. Кулуары Номенклатурной Верхушки доверительным откровением.
Впечатление от картины? Поначалу это кино фонит откровенной картонностью, фанерностью. Оно словно растяжка плаката-агитки той советской поры в кумаче цвета без изысков - Слава КПСС или Слава Труду. Так же слеплена-спаяна что и многие 'собратья' до неё. Речь о 'баскетбольной саге' с В. Машковым, хоккейной с О. Меньшиковым и прочим-прочим-прочим лентам в бесчисленном ряду этих однообразных киноподелок без души, без ума, без сердца на непритязательного зрителя расчитанных. Однако после первого часа просмотра, увлекшись интригой повествования исторических событий, находясь под пленительным очарованием 'злыдня' - роль К. Хабенского, прощаешь режиссёру нулевую драматургию, прощаешь косность реплик-фраз, прощаешь однообразие маски-лица И. Янковского. Роботы сделали своё дело, роботы могут удалиться...
Виктор Корчной умер в 2016 году. В Швейцарии. В возрасте 85 лет.
Никогда не стоит обобщать что-либо без видимых причин. Сейчас стало очень модным говорить о том, что последние масштабные фильмы отечественного кинематографа посвящены исключительно спорту, а потому и само собой ничем друг от друга не отличаются. Это неправда.
'Чемпион мира' стал для меня очень неоднозначной картиной. Отметить хочется какая огромная работа была с технической точки зрения. Это бросается в глаза в сопоставлении с сериалом 'Ход королевы'. Конечно сериал оказался куда более захватывающим, но сам процесс игры там изображен кукольно и откровенно никудышно. Например, у шахматистов на уровне рефлексов привычка записывать ходы, они не пялятся до бесконечности в глаза соперника, а мат в шахматах вообще практически не ставятся, потому что оппонент сдается гораздо раньше. Все эти моменты были учтены в фильме. Для обнаружения мелких ляпов придется придираться довольно скрупулёзно. Не зря в качестве консультанта выступал Даниил Дубов.
Момент второй и еще более важный. Анатолий Карпов был показан настолько правильно, что сам чемпион мира остался доволен картиной. Символично, что великому деду Янковского-младшего - Олегу Ивановичу - Карпов когда-то подарил доску. Карпов был и остается искренним патриотом, человеком удобным для власти и поддерживающим власть. Так было в СССР, так и сейчас. Анатолий Евгеньевич - великий шахматист, но его характер крайне любопытен. Например, бросается в глаза его принципиальное непринятие супруги после ее корыстного поступка и не менее принципиальное прощения через несколько дней.
Другими словами, фильм показывает как волю к победе, так и некоторые щекотливые моменты из внутреннего мира чемпиона, которые кажутся очень противоречивыми. И судя по тем интервью, которые мне удалось посмотреть с Карповым и по фактам из его биографии, фильм передает натуру этого человека. Даже атакующему стилю Таля, который помогал при подготовке к матчу, уделено несколько ситуативных фраз. За всю эту чистоту нельзя не шаркнуть поклон создателям фильма. Вспомните претензии по 'Движению вверх', где судьбы главных героев были попросту перевраны.
Но фильм при всех своих плюсах как будто находится в вакууме. Константин Хабенский прекрасно отыграл Виктора Корчного, в том смысле, что этого персонажа возненавидит любая аудитория, но почему Корчной стал именно таким? В чем предыстория? В чем логика?
Домысливать непросто, история шахматных баталий также особой популярностью не пользуется. Не зря так много хочется говорить о Карпове и так мало о Корчном. Он как будто бы призрак из преисподней, в чем его мотивация, откуда его обиды - ничего этого из фильма не поймешь. А без это этого создается ощущение, что Карпов борется с потусторонними силами, но вот про это можно посмотреть, скажем, в 'Притяжении'.
Ну и последний важный момент для ностальгирующего или напротив яростно настроенного зрителя: СССР. Советский союз в картине показан биполярно. Это и мощнейшая поддержка, о которой в нынешние времена невозможно мечтать, и огромный груз, способный придавить к земле.
В итоге мы получили не до конца целостный фильм с исторической правдоподобностью, сделанный качественно с точки зрения различных тонкостей и мелочей. Но отсутствие цельности ударило по эмоциям, которых фильм подарил немного.
6,5 из 10
Накал в фильме сохраняется, хотя местами картина становится однообразной.
«Чемпион мира» - так называется новая картина Алексея Сидорова.
Хороший получился фильм. Нет – отличный! Настоящий шахматный боевик. Да, и такое вот, оказывается, тоже бывает. И это было просто прекрасно.
Скажу сразу, данный фильм – это всего только именно что художественное кино. По мотивам. Ну вот, а далее получился великолепный триллер и боевик (почти что по К.Чапеку, если Вы в теме).
Профессиональный спорт всегда, начиная ещё с античных Олимпийских и прочих древнеэлладских игр был неразрывно связан с политикой. Потом сия традиция сохранилась и расцвела в императорском Риме, а затем и в Константинополе басилевсов. А гонки и игры в итальянских городах-государствах! Ну и наше время. Все эти скандалы с ВАДА и целые команды профессиональных спортсменов-астматиков и вообще сильно больных, с одной стороны, и дикие истерики на тот же вполне безобидный мельдоний, с другой. Но и шахматы – это не только древняя игра, но и спорт. А значит, тоже продолжение политики другими средствами. Только в формате «мягкой силы». Вот и здесь нам покажут вольную историю о серии матчей Карпова с Корчным. И да, реальный Карпов мне по душе. И я помню как сам мальчишкой болел за него, когда он играл с Каспаровым (ныне превратившимся в худшую версию реального Корчного). Ах да, ещё умницу Таля вспомнили, спасибо.
Итак, по картине. Как триллер – выше всех похвал. Держит зрителя в напряжении почти всё время сеанса. Оторваться практически невозможно!
Как боевик – таки тоже да. Сцены с вертолётом и прочее удались.
Актёрская игра… Хороши тут все. Но всёж однозначно сей фильм стал триумфом Константина Хабенского. Так сыграть! Так выступить! Браво!!! Потрясающе просто отыграл он, слов нет. Брависсимо!!!
Иван Янковский сыграл достойно, спору нет. Но всё ж Хабенский затмил всех.
Что ещё. Отличный духоподъёмный блокбастер получился. И это есть хорошо. Как прекрасна была и сцена с поднятием советского флага – флага действительно великой державы. И Россия нынешняя ведь прямая наследница что СССР, что Российской империи. Хорошее наследие нашей более чем двенадцативековой истории. Непрерывной истории.
Отдельно хотел бы похвалить спецэффекты. Что «нейронные связи» во время игры, что образы рушащихся шахматных полей. Это было очень круто.
На новогодние праздники 2022г. российские киноделы, Фонд Кино и студия «3Т» Михалкова сделали нам подарок – фильм «Чемпион мира» про шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978г., очередной российский фильм в жанре «soviet exploitation». Что это такое? Это когда в современной России снимают фильм про советские достижение (потому что современных нет), но пичкают его современной повесткой то ли ради идеологии, то ли для напряжения: главный герой – сумасшедший гений который побеждает всегда вопреки кровавой советской системе, ради своего эго. Увы, но почти все российские фильмы про СССР такие: Время первых, Движение Вверх, Калашников, Стрельцов, Матч.
И то что в этот раз, решили скреативить и сделали фильм про шахматы, не внушало доверия, потому что: 1) Снимала фильм студия Михалкова; 2) Помня как «Движение Вверх» плагиатили с «Чуда на льду», я опасался что «Чемпион мира» будут плагиатить с «Жертвуя пешкой» про матч Фишера и Спасского. Скажите, бред? Ну постер фильма же скопировали с постера «Иллюзия обмана». И вот посмотрел я фильм, и…я оказался прав. Типичный «soviet exploitation».
Плюсы:
1) Надо признать, актёрская игра отличная. Что Виктор Корчной в облике Константина Хабенского (хороший всё таки актёр), что Анатолий Карпов в облике молодого Ивана Янковского. Оба соперника получились очень интересными и наблюдать за ними тоже интересно.
2) Понравилось, что Карпов – главный герой, изображён советским патриотом. Он хочет победить не ради материальных благ, а чтобы отстоять честь советских шахмат перед лицом диссидента Корчного. Он несколько раз говорит, что переживает за честь страны. Особенно мне понравился момент, когда Фишер предлагает ему сбежать из СССР, но Карпов отказывается со словами: «Это моя родина. Зачем мне сбегать?» Это похвально!
3) Сам фильм очень интересный, динамичный и напряжённый. Честно говоря, я не понимал, как фильм про шахматы можно сделать интересным, ведь там просто два мужика сидят и двигают фигурки, а весь экшен только у них в головах. Однако, режиссёр Алексей Сидоров сумел фильм сделать интересным. Нам показывают жизнь обоих шахматистов, какие у них мотивы играть, как складывается их жизнь.
Например, Корчной хочет вернуть свою «украденную» корону и считает Карпова просто нахальным выскочкой и что его все предали. Карпов же хочет отстоять честь страны и заодно доказать что он настоящий чемпион мира, ведь это звание ему досталось только потому что Фишер отказался с ним играть.
В этом плане, мне особенно понравилась сцена их разговора на петушиных боях. Она сделана замечательно. Ты понимаешь, что это два непримиримых соперника, и они не уступят друг другу.
К слову, меня реально удивило, что критики ругают фильм за то, что он выставляет Корчного злодеем, а Карпова героем! А что не так? Если почитать историю матча, то видно, что Корчной реально вёл себя как настоящий мудак. Он надевал солнцезащитные очки, чтобы ослеплять Карпова; постоянно оскорблял его и провоцировал; притаскивал с собой каких-то йогов из террористической организации; жаловался, что его все кругом обманывают и засуживают. Так что фильм всё правильно показал.
С другой стороны, фильм не показал момент как Карпову кто-то передал йогурт по время партии и Корчной из-за этого поднял истерику, мол, это тайный сигнал. А ещё мне «понравилось» как Корчной во время матча жаловался что его семью удерживают в СССР как заложников. Ну да, а когда ты сбегал, ты явно о них думал!
Однако, хорошим фильм назвать не могу и вот почему:
1) Да я сказал, что Карпова сделали молодым патриотом, но это только в первую половину фильма. Потом он почему-то, резко становится упрямым эгоистом. В фильме есть «шикарная» сцена, когда глава Спорткомитета на заседании ВЛКСМ говорит: «Мы победим», а Карпов ему: «Кто это мы? Я же буду играть, один!». Я не понял, это что за «атлантизм»? Почему Карпов только что был за страну, а теперь он играет для себя? Потом из-за любви к шахматам, Карпов даже ругается с возлюбленной. Это же эгоизм и Карпов таким не был. И тут я понял почему. Сбылись мои опасения, Карпова решили сделать Бобби Фишером из «Жертвуя пешкой». Только не учли, что Карпов не такой.
2) Как же без КГБ?! Чтобы Карпов точно сыграл с Корчным, чекисты повышают его девушку в театре, что вызывает у Анатолия реакцию: «Продалась!».
А ещё есть абсолютно свинская сцена, когда глава Спорткомитета провожает Карпова в аэропорту, желает ему удачи, напутствует. А как только самолёт улетает, он такой помощнику: «Подготовь доклад, что мы его отговаривали, а молодой идиот сам захотел играть с ветераном. Он и ответит за проигрыш». Господи, зачем эта сцена? Во-первых, вы хорошего персонажа сделали мудаком. Во-вторых, вы же сами говорите, что вам нужна победа, что нельзя чтобы Корчной выиграл, что Карпов ваша последняя надежда. И вместо поддержки, вы его готовы убить за проигрыш.
Впрочем, фильм превзошёл в этом плане предыдущие образцы. В фильме появляется Брежнев в исполнении Александра Филиппенко. Во-первых, его Брежнев ужасен. Голос совершенно не тот и выглядит он как восковая кукла. Во-вторых, Брежнев тут лично грозится, что все лишатся голов, включая Карпова если проиграют. Это угрожает человек, который в 1980г. простил советскую сборную по хоккею за проигрыш американцам.
Я понимаю, что это сделано для напряжения. Только зачем его нагнетать путём того, что родина тебя сожрёт за проигрыш? Забавно, в «Жертвуя пешкой» сумасшедшего Фишера уговаривало правительство США выиграть матч. В «Чемпион мира» спокойному Карпову угрожают, что если он проиграет то ему конец.
3) А ещё смутила та сцена с петушиными боями. Это типа аллюзия, что Корчной и Карпов просто два петуха, которые сражаются на потеху зрителям?! Если это так, то это очень оскорбительно.
Вывод: В целом «Чемпион мира» неплохой. Он интересный, динамичный, интригованный и надо признать «3Т» делает работу над ошибками. Поскольку в фильме главный герой всё таки не диссидент Корчной, а молодой шахматист Карпов.
Но, фильм также страдает те ми же штампами. Карпов выставлен непризнанным гением, который играют, потому что иначе его расстреляют. По другим причинам, в СССР никто не выигрывал.
Создатели фильма не хотят задуматься хоть раз, откуда в СССР бралось столько чемпионов и почему их нет сейчас. Не потому что ли советская система хотела побед и создавала для этого все условия? Нет, она только угрожала. Благо сейчас так не делают, поэтому мы и не имеем побед.
Как только прочитала, что студия «ТРИТЭ» и Сидоров снова в тандеме, сразу закралось маленькое сомнение в оригинальности и актуальности фильма, которое вскоре полностью подтвердились. Что получилось по факту? Очередная вариация на тему «Движения вверх». Идеологически-патриотическая лента из разряда «все против нас, даже самые наши-наши, но мы всё равно победим» (с нами Бог, Арбидол и Госуслуги!).
Авторы всё время пытаются вызвать сочувствие к главному герою: тут тебе и больной отец, и недалекая жена, и трусливый министр, и КГБ. Зрителя с головы до ног обливают пафосом:
в главного героя не верят свои же (даже карикатурный Брежнев ему угрожает), но за него все остальные - рыбаки, животноводы и прочие. Сразу хочу оговориться, мне тяжело оценивать аутентичность показанного в фильме времени - я тогда ещё даже не родилась – возможно, так и было. Хотя тупые чинуши и злые КГБшники, мечтающие потопить ГГ в любой спортивной драме от ТРИТЭ, уже порядком подбешивают.
Видно, что Янковский старался, возможно, Сидоров рядом с ним стоял с большой, больно бьющей палкой.
А что же противник? Показанный Виктор Корчной – параноик, неврастеник, почти классический опереточный злыдень, который ненавидит СССР. Кстати, а за что он всё-таки ненавидит свою родину? Нам этого так и не показали, просто факт. Карпова он тоже ненавидит, потому что тот из СССР (тут вроде логично) и пролез без очереди в ЧМ (что, простите?).
К сожалению, отличную игру Хабенского испортила мотивация его персонажа. Точнее её отсутствие. Его Корчной должен был просто вызывать отвращение, он же «враг народа», который чистое зло.
Ну, а если поглубже копнуть, то Виктор Корчной родился в Ленинграде, пережил блокаду, потерял отца на фронте, испытал на себе все ужасы военного и послевоенного времени. Крайне неуживчивый, острый на язык, но фанатически преданный шахматам человек. Сам Корчной не раз говорил в интервью, что не считает себя диссидентом, а лишь хочет продолжать играть в шахматы на другом профессиональном уровне. Он также искренне считал, что был наказан за свободолюбие (коллективное письмо гроссмейстеров). У Корчного была своя правда и идея шахматного творчества, за которые он боролся, но этого нам не показали, ведь проще ненавидеть СССР по-фану.
В общем, очередной раз был обкатан рабочий сценарий спортивной драмы времен СССР, вот только авторы опять забывают, что лишь в шахматах есть абсолютно чёрные и белые фигуры, по отношению к героям, у которых есть конкретные прототипы, в жизни много иных полутонов.
И да, можно представить и ситуацию наоборот, например, снять фильм про Корчного, то получиться не менее захватывающая драма: жалкий невозвращенец, отчаянно пытающийся противостоять мощной советской машине, собирающий с миру по нитке команду, но проигрывающий при счете 5:5.
5 из 10
(за Хабенского).
Если соскучились по «Движению вверх», то, конечно, смотрите.
Отвратительный в своей агитационной примитивности продукт от печально известных производителей.
Из достоинств фильма — дело обошлось без Данилы Козловского. Константин Хабенский — немного внешне похож на Виктора Корчного. Иногда. Внешне.
Федор Добронравов — все такой же. Его, кажется, во что ни наряди — все равно будет Федор Добронравов — все-таки стабильность.
На этом достоинства фильма заканчиваются.
По сути же дела — продолжение шаблона о славном советском парне, который несмотря на козни трясущихся за свое кресло чиновников, не щадя своих сил воюет за свою прекрасную родину — СССР.
Думаю, что вы понимаете — это я о двух предыдущих версиях одной и той же байки: 'Легенда №17' и 'Движение вверх'.
Здесь нам показали ангела в образе Анатолия Карпова и дьявольского черта, исчадие ада, неадекватного и психически неуравновешенного Виктора Корчного.
Что же заставило последнего стать таковым? Авторы фильма четко и лаконично показывают это в одной сцене в начале фильма - в сцене получения денег в кассе. Ему не доплатили. Виктор обиделся - никаких о каких других мотивациях авторы фильма не сообщают.
Обиделся, озлобился, принял непростое для себя решение, недополучив 30-40 советских рублей, попросил политическое убежище и стал тем, кем его изображают в фильме. По логике авторов - всего-то из-за 3-4 бутылок коньяка...
Спортивные чиновники очкуют - тема знакомая и по 'Легенда №17' и по 'Движение вверх'. Карпов готов бороться и честно победить! Прекрасно! Апофеоз человеческого духа!
В тот самый Багио, в штаб Карпова приехали все самые лучшие шахматные мозги страны - и гроссмейстер Игорь Зайцев (которого вспомнят в фильме) и экс-чемпион мира Михаил Таль, а еще будет и талантливый Лев Полугаевский и еще, еще. У Виктора Корчного в этом матче будет лишь один шахматный помощник — международный мастер Яков Мурей. Как вам такое?
А вы знаете, к слову, что в то время, когда игрался матч сын Корчного сидел в советской тюрьме?
Впрочем, что это я вам тут пересказываю — книга Корчного 'Антишахматы' свободно лежит в сети.
Любой документальный фильм - без попыток склонить зрителя в какую-либо из сторон, с попыткой разобраться, что и как происходило в этом великом матче, был бы лучше этой примитивной агитки.
При всем при том - как бы ни были сложны взаимоотношения между двумя великими 'К' - двумя великими шахматистами прошлого века - они все же любили шахматы.
Авторы фильма, похоже, ни шахматы не любят, ни своего зрителя не любят, искусство кино не любят - но любят деньги. Ну, слепим по старом шаблону, освоим бюджет...