Российский кинематограф (в лице в т. ч. и студии Михалкова) продолжает доить корову советских легенд. Эдакий спортивный Марвел. И вот что я хочу сказать: «Я устал от этого». Необходимо отметить, что я не рассматриваю этот фильм как документальный, мне это не интересно. Для меня – это художественный фильм. Так вот «Чемпион мира» - это типичный тритешный фильм, шахматная «Легенда №17». Всё как по учебнику: антагонист-протагонист, драма в семье, сопереживания простых граждан, сюжетные арки, когда связывают начало фильма и его финал. Правда, такое ощущение, что этот учебник был актуален где-то в 90х годах, когда вышла «Высшая лига». И, честно говоря, это дело вкуса и опыта, и для неискушенного зрителя все эти ходы и драматические уловки работают. Мне было скучновато. Но, в этом фильме есть несколько проблем, которые куда глубже и, чего, с моей точки зрения, не было в предыдущих.
1. Создатели решили снимать фильм для «теть Мань». Т.е. для людей, которые вообще ничего не понимают в шахматах. Да и сами создатели (я не говорю про работу консультантов, они, я уверен, работали на 100%), похоже, не очень запариваются. Когда на доске чуть ли не эндшпиль, а нам показывают дебюты – это, конечно, фейл. Да и диалоги построены по принципу – накидаем умных терминов и тут же их объясним. Или, когда строится дерево ходов, а потом оно распадается на 2 «молнии», которые «сражаются» друг с другом – чушь полная, но метафора просто недосягаемого уровня.
2. Далее, как следствие из первого пункта. Я не поверил ни Хабенскому, ни Янковскому. Это не шахматисты. Это актеры. В их глазах (а их очень часто показывали), я не увидел гроссмейстеров, я не увидел мысли, я не увидел, пардон, интеллекта. Это просто люди, двигающие фигуры и говорящие какие-то слова из шахматной терминологии.
3. И самое главное, в этом фильме очень слабая кульминация. Думаю, что действительно очень сложно сделать так, чтобы на экране было интересно наблюдать за десятком партий. Они пытались как-то это всё разнообразить: то деревья ходов строят, то просто в переглядки играют, то средневековая битва. Создатели пыжатся, пытаются придумать что-то интересное: пафос нагоняют, глаза пучат, эзотерику приплетают, символизм, - но, к сожалению, нет, на меня это всё не сработало. Видимо, режиссеру не хватило опыта. При этом, есть удачные примеры: матчи в «Ходе королевой» и «Жертвуя пешкой» были вкуснее сняты. В результате, финал картины мной воспринимался холодно.
Резюмирую. При просмотре фильма я себя ловил на мысли, что люди старались, не хотели делать подделку. Они пытались сделать хорошее, интересное, серьезное кино. И, поэтому оно не воспринималось мною как пустая шаблонная поделка, с огромным количеством дешевых клише, чем, например, грешат Андреасяны. Хотя, было на грани. Просто, возможно, вся эта СССРовская спортивная тематика уже порядком надоела, и надо уже «закопать стюардессу».
Это прекрасный фильма, который я бы показала своим детям и внукам!
Я получила огромное удовольствие от просмотра не думала что фильм о шахматах может держать в таком напряжении! Пусть многие ругают это фильм за идеологизированность, мне плевать! Это прекрасный фильм, который вдохновляет, после которого хочется жить и творить, он надет правильные ориентиры! Это зрелищно, это мощно, это сильно! Браво команде! Браво актерам!
И пусть я не очень люблю Никиту Михалкова, но он УМЕЕТ снимать сильные патриотические фильмы, которые я бы показала своим детям.
Иван Янковский стал для меня открытием! Как он великолепен в своей сдержанности, как аристократично элегантен, это то, что восхищает в мужчине: интеллект, твердость характера, быть выше мелочных разборок, держать лицо и не показывать боли, страха, неуверенности и в то же время ему ничто человеческое не чуждо, как нежно и трепетно он любит и почитает родителей, он способен сорваться и попросить прощения, он презирает предательство, но он способен дать второй шанс, он умеет любить не только шахматы.
Да для циников это все - романтические сопли, и пусть. Я, как женщина, голосую за прекрасный актерский образ. Я почти влюбилась в Ивана Янковского, и теперь хочу знать все об Анатолии Карпове. В 78 году я еще не родилась, но фамилии Карпова и Каспарова помню из новостных выпусков моего детства. И теперь, видимо, пойду изучать историю великих советских шахматистов.
Обожаю и люблю всей душой Константина Хабенского еще со времен Ночного Дозора, но была поражена ему в этой роли! Как виртуозно он тут сыграл мерзавца и негодяя! Не знала бы его по другим ролям, не знала бы о фактах его жизни, поверила бы, что это его истинное лицо. Браво!
Очень понравился ход с компьютерной графикой, когда показывают, как работают нейронные связи….о это очень здорово!
И музыка, как она прекрасно соответствовала развитию сюжета, как нагнетала, как иллюстрировала смятение, напряжение, надрыв, страх, боль! Тот случай, когда ты даже не осознаешь, как сильно музыкальный фон влияет на настроение. И этот момент, когда играет «Мелодия любви» и Карпов уже понимает, что вот настает тот долгожданный заветный миг, что все идет так, как он просчитал…он уже понимает, что он близок к заветной победе, но в это миг в его душе не победные звуки труб, не праздничный марш, не рокн-ролл, а такая грустная лирическая тонкая «Мелодия»…и выражение его лица, весь этот образ такого утонченного аристократичного интеллектуала…ооо, это же бальзам для всех измученных женских сердец.
Спасибо вам создатели фильма за это многообразное удовольствие для души, для ума, для сердца, для глаз и ушей! Вы большие профессионалы! Вы вдохновители! Вы творцы!
Фильм нельзя рассматривать ни как художественный ни как документальный. Для документального - о слишком многом умалчивается, многие сцены сознательно отличаются от реальности, таким образом фильм следует оценивать исключительно как художественный, соответственно ссылка на то что 'ведь так было на самом деле' не работает.
Мотивация персонажей просто повергает в шок. Из Корчного сделали подлого злодея, который мямлит перед министром, а потом не боится противостоять куче гбшников. Жена Карпова это просто отпад - в первой же сцене выясняется что она предает его за место в труппе - так а в чем тогда важность и ценность таких отношений? Бросил и слава богу, но нет, потом 'почему-то' он не может без нее жить, только совершенно непонятно почему.
Куча персонажей, роль которых абсолютно не ясна (фильм же художественный, не документальный, помним?) Некоторые внезапно начинают говорить в самом конце. Кто-то загадочно показывался всю картину и так и не сказал ни слова. Летчик Севастьянов, который появляется как бог из машины, но по факту роль его остается тоже совершенно неясной.
О чем эта история? Какие проблемы решает главный герой, кроме компенсации чувства собственной неполноценности любой ценой? Где внутреннее изменение?
Получается, что ответ только такой дать: это фильм про борьбу наших и не наших. И наши героически превозмогают и побеждают.
Единственное светлое пятно - игра Янковского, при том что играть было практически нечего. Остальное не выдерживает никакой критики.
В целом, мне фильм понравился. Я достаточно слаб на спортивные драмы. И в фильме было достаточно хороших моментов, чтобы не скучать на нем.
Но нельзя сказать, что этот фильм сделан очень хорошо. Из проблем я бы выделил местами очень странный монтаж. Когда сцена с одним настроением резко меняется сценой с противоположным настроением. Это немного сбивает с толку и не даёт полностью прочувствовать и прожить эмоции персонажей. Можно предположить, что это было сделано намерено, чтобы показать контрастность, в которой приходиться находиться главному герою, но мне кажется, что это только сбивало настрой.
В этом фильме достаточно неплохо показаны шахматы. Авторы придумали несколько любопытных приемов, которые погружают в процесс и особенно хорошо показывают уровень умственной и эмоциональной нагрузки, которую испытывает главный герой. Например, когда он продумывал ходы и разные варианты складываются в некую нейронную сеть.
Но иногда казалось, что какой-то приём сделан просто потому что это красиво, без какой-то цели. Непонятно какую мысль или эмоцию он доносит. Ощущение, что создатели просто сказали, а давайте вот так ещё сделаем.
Мне не хватило объяснений, что происходит в партии. Поскольку я в шахматах не силен, я не понимал по описанию ходов, что они обозначают. Шахматы это не футбол или баскетбол, где можно не знать тонкостей правил, но понимать суть игры. Эти объяснения добавили в ходе самой последней партии, что сразу повысило уровень драмы и напряжения, но до этого их очень не хватало и приходилось догадываться, в каком направлении движется игра.
В фильме основные инструменты для понимания того, что происходит в партии, это музыка и актёрская игра. С этим все тоже не совсем гладко. Музыка, в целом, обозначает необходимое настроение сцены, но из-за того, что ты не до конца включён в процесс, она иногда смотрится инородно.
А что по поводу актерской игры. Хабенский очень здорово отыгрывает эксцентричного и немного нелепого претендента, который обижен на главного героя и Советский Союз. А Янковский похож на себя обычного: задумчивого и страдающего, без большого количества проявления эмоций. В рамках этого фильма это смотрится достаточно уместно, особенно хорошо он отыгрывает моменты психологического и эмоционального перенапряжения, но все равно чувствуется, что чего-то не хватает.
По сюжету. Он нормальный. Не сказать, что он плохой, но ничего необычного не преподносит. Мне понравилось, что главное противостояние не свели к 2 сторонам: абсолютному добру и злу. Ты понимаешь и Карпова и Корчного, почему они так себя ведут, и какая у них мотивация (хоть и сделано это так, что они просто их проговаривают). К счастью, из сюжета не сделали противостояние предателя и режима. За Карповым чувствуется реальный человек со своими желаниями, а не просто представителя режима. Точно так же как и за Корчным видеться живой человек, а не банальный антагонист. А режим (в частности, в лице министра спорта) это отдельный персонаж, у которого свои цели и методы. Мне показался особенно интересным момент, что перед матчем на Карпова приготовили компромат, что повесить все провалы на него, в случае провала. Это показывает, что режим как бы он себя не показывал не стоит горой за своих людей, а преследует исключительно свои интересы.
Самой сильной линей было взаимоотношения Карпова с его отцом, возможно, потому что она самая человечная и понятная. Тут даже Янковскому есть, что поиграть. Ты правда чувствуешь его боль, что он боится не успеть вернуться к своему отцу и как это угнетает его. А момент, где его отец говорит, что он не зря прожил жизнь в конце фильма, очень эмоциональный и пробил меня на слезу.
Этот фильм с большим количеством проблем, но который справляется со своими функциями, и дает нам спортивной драмы и человеческих переживаний. Рекомендую к просмотру, особенно любителям жанра.
Как Анатолий, рабочий сын, от Змия Коварного отчизну боронил
Шахматы, прямо говоря, развлечение для посвященных. Человек, не знающий правил футбола, еще может получить удовольствие от беготни за мячиком - но едва ли случайный прохожий порадуется, созерцая двух скучных сосредоточенных мужчин, двигающих фигурки четыре часа подряд, и если один из них выигрывает, то это потому, что другой допустил небольшую ошибку, чтобы просто понять которую, надо быть минимум каэмэс. Поэтому и кино про шахматы снимают редко и обычно смещают акцент с игры на околошахматные игрища, столкновение характеров и борьбу с личными демонами. Либо просто используют шахматы как метафору чего-нибудь - игра почтенная и богатая, с чем сравнишь, то и будет. Однако как спорт шахматы рассматривают редко - во-первых, зрелище так себе, во-вторых, у спортивных фильмов есть свои законы и шахматные противостояния в них вписываются примерно никак.
Однако, поскольку в названии студии 'Тритэ' одно тэ - это труд, трудности создания шахматного триллера никого не смутили, тем более тема была как там любят - ностальгическо-патриотическая. Было сразу понятно, что скандальный матч в Багио, где уважаемые Чемпион и Претендент разве только в рожи друг другу не плевали, на пороге новой холодной войны легко поддастся трактовке в пользу отечественной делегации - но этот матч все равно придется снимать, под каким углом камеру ни ставь. И вот тут возникали проблемы.
Первым делом надо было понять, как строить конфликт. Классическая схема Давида и Голиафа не канала: несмотря на вроде 'бумажный' чемпионский статус, никто особо не сомневался, что Карпов - сильнейший шахматист мира, следовательно, победа его не была никакой сенсацией. Снимать про битву равных соперников тоже не хотелось - далее станет ясно почему. Таким образом, из всех сюжетов выбрали наиболее неравновесный и в спорте этически неприемлемый: о драконоборце. Светлом Ланселоте с открытым лицом, что срубает поганому змию его предательскую бошку со всеми заключенными в ней дебютными вариантами. И вот этого делать хорошему человеку не следовало.
Потому что Дракон у нас - никакой не Дракон.
Спору нет, гроссмейстер Корчной был склочным, самодовольным и в целом неприятным типом. Непонятно, любил ли он хоть кого-то больше себя или просто кого-то кроме себя. Он не умел проигрывать, был склонен к эпатажу и паранойе, водился с сомнительными персонажами и вообще был тот еще фрукт. Однако есть пропасть между желчным неудачником и гротескным злодеем - как между Драко Малфоем и Волдемортом; и Корчной в притворяющемся серьезном фильме ближе ко второму. Под всеми его ужимками, беспринципностью, порочностью, наглостью и коварством даже умения играть в шахматы незаметно: фильм подает это так, словно Претендент побеждает только благодаря побочным факторам. Смотрится все это мерзенько - особенно если знать опущенные подробности: что жене злодея Империя Добра не дает выехать к мужу, что сын злодея сидит как уклонист, потому что из универа его выперли за злодейское происхождение, что фамилию Корчной выкорчевывают из всех учебников и сборников партий, будто его никогда и не было (привет Оруэллу), что он не играет в турнирах, так как организаторов пугают бойкотом со стороны советских шахматистов - а это половина мировой элиты, причем лучшая. Только вот сказать об этом с экрана кишка тонка даже спустя 50 лет - а значит, пусть Претендент будет просто свинья: бывают же свиньи на свете.
Другой проблемой создателей был протагонист. Шахматные профессионалы часто люди несколько скучные, и в этом Карпов превосходил современников не меньше, чем в игре, где его стиль тоже особыми изысками не отличался: получал преимущество в пол-пешки и за ходов 50 дожимал противника. Спортсмен-режимщик, чье мнение обычно совпадало с начальским, плохо годился в герои фэнтези - вдобавок ради реализма создатели совершенно сознательно позвали на главную роль довольно заурядного актера Янковского-внука, у которого дедовой харизмы нет и в помине. Продолжатель династии играет примерно половину от интересного персонажа - что все равно в два раза интересней оригинального Карпова, будущего коллекционера марок и депутата от 'Единой России'. Авторы пытаются ему как-то присобачить пару личных трагедий, но выходит очень шаблонно и плакатно, а простора фантазии они не дают, хотя сны и галлюцинации откровенно поплывшего Карпова могли бы сделать проект глубже - но нам такого не надо.
А что надо? Плаката - вот еще одна находка (или проблема, кому как) проекта: вся страна болеет за нашего советского Толю. Смотрится это трогательно, смешно и страшно. Металлурги в цеху, полярники на тягачах, чукчи в чуме, чабаны и министры - все повторяют заветные ходы, чешут затылок и молят об одном: одолей. Спаси нас от поругания, Толя, советский сын советского отца, не дай злодею глумиться, предателю торжествовать. Пусть призовет все силы ада, который зовется Западом и которому продал он душу, но семья поможет, а Родина защитит. Так триллер про скандальный матч превращается в прохановскую мистерию единения героя, семьи и государства - символики в этот якобы реалистический фильм напихано как в стихи Брюсова. Тут и змея в постели, подосланная Претендентом, и демонические вихри за его спиной, и зловещие картины в дар от Бобби Фишера, подчеркивающие для совсем дремучих, с кем именно играет Карпов, и даже погода не просто так - дождь прекращается ровно когда надо, и Небо сияет, чествуя своего Сына. Очень китайский сюжетец получился - про культ предков, восстановление гармонии и изгнание ее возмутителя со всеми его йогами и прочими хиппи. Могучее стальное добро раздавило гадюку: радуйтесь, ну же!
Н-да. А ведь человек просто хотел свалить. Нет бы порадоваться, что с отъездом злодея улучшился средний моральный уровень населения - нужно было портить кровь изо всех сил. Вот едва и не огребли, сталкеры шахматные.
Но такая мораль нынче не в моде, а в моде другая, описанная в песне 'С чего начинается Родина'. Чем Родина кончается - в песне не сказано, но это, полагаю, и так понятно: званием чемпиона и солнцем в иллюминаторе самолета.
А для зла - ничем не кончается. No screen time for losers.
Не родился чемпионом - нефиг и пытаться. Такова гнилая сердцевина качественного и грамотного фильма с умело нагнетающей напряжение музыкой (драма не вывозит - добавляй басов!) и превосходной операторской работой. Пока учились, как снимать - забыли зачем.
P.S. Недоумеваете, откуда все-таки взялась змея? Судя по манерам, Корчной - хоть и побочный, но наследник Слизерина, поэтому знает парселтанг. Правда, все равно он просчитался - рептилия не посмела тронуть Избранного, защищенного любовью отца и отечества. Не по змию чаша, как сказал бы любящий метафоры министр спорта.
Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1978 года – одно из самых кинематографичных событий в истории спорта: разгар Холодной войны, экзотические Филиппины, два соперника, некогда бывшие друзьями, один – живое олицетворение советской системы, другой – ее непримиримый враг, постоянно вспыхивающие скандалы, напряженнейшее противостояние, исход которого остается неопределенным вплоть до последних секунд последней партии… Казалось бы, как можно не справиться с материалом, словно просящимся на экран? Оказывается, можно.
Поразительным образом, студия Никиты Михалкова, уже 8 лет несущая гордое знамя отечественного спортсплотэйшна, ухитрилась снять кино, в котором нет практически ничего цепляющего. Конечно, шахматы не так зрелищны относительно хоккея и баскетбола – «Легенду №17» или «Движение вверх» про них не снимешь, но конкретно матч в Багио тем и отличался от всех прочих битв за шахматную корону, что буквально каждый поединок сопровождался скандалом, получавшим подчас весьма драматичное развитие. Корчной, для которого схватка с Карповым была не только дорогой к заветному чемпионству, но и персональным «крестовым походом» против коммунизма, использовал любой повод для провокаций против соперника: демонстративно отказался вставать при исполнении «Интернационала», углядел в переданной Карпову во время партии бутылки с йогуртом скрытую подсказку, обвинил психотерапевта из команды соперника в попытке его – Корчного – загипнотизировать, требовал, чтобы Карпов обращался к нему исключительно через арбитра, не подписывал бланки проигранных партий и т.д. Удивительно, как в таких условиях противоборствующая сторона, столкнувшаяся к тому же с предвзятым судейством, не поддалась на провокации и ограничилась, фактически, лишь демонстративным отказом пожимать претенденту руку. Практически все эти яркие подробности остались где-то «за бортом», избежав попадания в фильм: Корчного вообще на экране удивительно мало, а его провокации ограничиваются общеизвестной историей с членами секты «Ананда Марга», которых Корчной нанял для тренировок по концентрации внимания. Причем, появляются они буквально на две сцены, после чего благополучно исчезают из повествования, хотя шум вокруг присутствия в команде претендента сектантов-террористов не стихал довольно долго. В результате перед нами предстает не отчаянный боец, готовый на все ради победы, а чудак «не от мира сего», который может для смеха выйти на сцену со счетчиком Гейгера, но по большому счету ерничает, а не ведет психологическую войну против оппонента, теряя глубину образа – к примеру, в каждой партии Корчной носит солнцезащитные очки, но создается впечатление, что это лишь часть имиджа, в то время как в действительности они так же использовались им для давления на Карпова (солнечными бликами Корчной рассчитывал вывести его из себя).
По сути нас лишили возможности увидеть длившееся три месяца противостояние, вместо этого введя в сюжет кучу совершенно ненужных элементов. Целый час создатели уделяют предматчевой подготовке, практически никак не влияющей на последующие события: зачем-то показали тайную встречу Карпова с Фишером в Югославии, которой не было, добавили линию его жены, так же бесполезную для сюжета, ухитрились впихнуть сцену игры между Корчным и 10-летним Толей, но «забыли» вспомнить, что их связывали дружеские отношения и что именно Карпов отговаривал старшего коллегу от побега из СССР. Наконец, в полном соответствии с партийной установкой, главным негодяем в картине является вовсе не диссидент-антисоветчик Корчной, а глава Спорткомитета Павлов – единственный персонаж, выведенный не под своей фамилией, что вполне объяснимо, т. к. реальный Павлов в отличие от киношного Градова, практически всеми современниками признается выдающимся организатором и предельно порядочным человеком (на его счету, к примеру, Олимпиада-80 в Москве). Градов же отчаянно труслив, груб и двуличен. Он вопреки всякой логике стремится отменить поединок между Карповым и Корчным, а когда это ему не удается, грозит всеми ужасами ГУЛАГа своему подопечному – не иначе, чтобы подбодрить перед ответственной игрой. Можно только поразиться, как создатели не постеснялись сделать жертву режима из «любимца партии» Карпова, при том, что сам экс-чемпион после распада СССР, когда никто уже пистолет у его виска не держал, неоднократно подчеркивал отсутствие какого-либо давления «сверху» – по словам Карпова, никогда ему не грозили карой в случае поражения, да и бдительное око КГБ он на себе не ощущал. Киношного же Карпова на Филиппины приезжает кошмарить лично Градов, предварительно закошмаренный Брежневым, – как будто по собственной воле человек не может защищать честь Родины.
Допустим, Вам непременно нужно было показать ужасы тоталитаризма. Но ведь гораздо логичнее сделать это на примере Корчного, у которого хватало претензий к системе и который не стеснялся озвучивать их на многомиллионную аудиторию. Но вместо этого наш антагонист демонстрирует поразительную аполитичность – разговаривая с Карповым во время матча, он по сути признается, что сбежал на Запад исключительно из-за чувства обиды: руководство заранее его «списало», выбрав кого-то помоложе для битвы с Фишером, и лишившийся шанса на чемпионство гроссмейстер решил отомстить власти и Карпову разом. Пару раз с уст Корчного все же слетают выпады в сторону Москвы, но иначе как позерством это не назвать. Более того, его монолог перед Карповым во время подпольного петушиного боя, как бы абсурдно к нему не подвели (соперникам запрещено обращаться друг к другу во время матча, если речь не о предложении ничьи, а они на виду у тысяч зрителей договариваются о встрече), настолько убедительно сыгран Хабенским – единственным, которого тут просто не за что ругать, – что невольно начинаешь сочувствовать Корчному, остановленному буквально в шаге от шахматной короны невесть откуда взявшимся выскочкой.
Такие странные решения и ненужные сюжетные линии отнимают столько времени, что на саму партию остается всего-ничего. Если Вы не знаток истории шахмат, то не опознаете в женщине из группы поддержки Корчного его будущую жену Петру Лееверик, потрепавшую нервы советской делегации едва ли не больше своего возлюбленного, а ведь история их отношений вполне себе тянет на отдельный фильм. Если не читали специальную литературу, не узнаете про то, как шла борьба за симпатии прессы и как Карпов в конце концов выиграл эту борьбу, как однажды всех облетела ложная новость о гибели чемпиона и множество других ярких эпизодов. Зато, если эти подробности Вам известны, то фильм просто рухнет под грузом вымысла, аляповатых сцен и вымученных диалогов. Режиссеру и сценаристу (в данном случае это одно лицо) нужно пожать руку за умение забить хронометраж красиво снятой пустотой – чего стоят только анимационные сцены поиска соперниками ходов, в которых и гроссмейстеру не разобраться, или непонятно зачем придуманный эпизод со змеей, попавшей в номер Карпова по всей видимости стараниями бдительного КГБ. При этом между делом куда-то на второй план ушел чемпионат мира, ей Богу, достойный более бережного отношения со стороны киношников.
Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом.
К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной.
В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши.
Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому.
Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!
Пока на большом экране крутили фильм «Чемпион мира» во мне боролись три разные личности: режиссер, который умер так и не родившись, критик, который родился вперед меня, и простой зритель, который уже устал от этих двоих.
Мой режиссер периодически восклицал: «А вот это было красиво! Ну ты только посмотри какая идея!» И, знаете, в какие-то моменты с ним можно было даже согласиться. Например, сцена на Филиппинах с петушиными боями, где белый петух так символично побеждает черного на фоне словесной перепалки Карпова и Корчного- это было действительно интересно.
Или обаятельная Диана Пожарская, которая сыграла роль Вероники- жены Карпова- почти всегда переигрывала своего звездного напарника. На его фоне она выглядела действительно «живой», эмоции казались настоящими.
Мой внутренний критик кричал: «Не цепляет конечно. Драматизма маловато, да и акценты не там, где надо.» И тут у меня нет возражений, потому что отчасти он прав. Где «арка» персонажа? Главный герой каким вначале фильма был- таким в конце и остался.
По каким-то косвенным признакам можно предположить, что Карпова-таки пытались вначале фильма сделать эдаким типичным обаятельным мерзавцем. Ну хотя бы потому что в одной из сцен жена его, Вероника, бросает одну неосторожную фразу. «Ты одержим!»:— в порыве гнева кричит она (естественно имеется ввиду одержимость шахматами). Но проблема в том, что этой мнимой одержимости не видно. Она не проявляется ни в поступках героя, ни в словах.
Карпов Янковского вообще создает впечатление такого пай-мальчика, которому и победа-то не очень нужна была, если бы на него «сверху» не давили.
Взбунтовавшись, режиссер снова вдруг подавал голос: «Ладно-ладно, но согласись, Корчной из Хабенского хорош! Какой взгляд! Какая экспрессия!» Действительно создалось впечатление, что Хабенский весь фильм вытягивал (хоть Диана Пожарская и была почти что светом в окошке, все же у нее было мало экранного времени, чтобы она смогла вытащить фильм на себе). Его герою хотелось верить и даже сопереживать.
И критик снова парировал ему: «Хабенский может и хорош, но вот нет между героями «химии». Что правда- то правда. Хабенский и Янковский— каждый на своей волне. Между ними не хватает взаимодействия. Как будто стену меду ними возвели звуконепроницаемую и текст выдали. Каждый реплики свои говорит и технически вроде все правильно и логично, а диалога нет.
Пока эти двое спорили, мой зритель вздыхал: «А может уже просто кино посмотрим? Интересно же!» Нет, родной, «не может». Нам ещё рецензию писать. Просто смотреть Нетфликс дома на диване будешь.
Давно хотела посмотреть фильм Чемпион мира на большом экране, ждала выхода и вот дождалась. Посмотрела сегодня в кинотеатре и сталось приятное впечатление от фильма.
Трейлер изначально зацепил, ведь в фильме подобран невероятный каст. Молодой Иван Янковский в роли Анатолия Карпова, невероятный Константин Хабенский в роли Корчного, и прекрасная Диана Пожарская (нравится мне она еще с сериала Отель Элеон) в роли супруги Карпова. Ну и конечно совместная жизнь актеров, подогревала интерес к фильму.
Про Карпова слышала, но в шахматах и в ходах вообще ничего не понимаю, но от этого фильм не стал скучным, напротив после просмотра захотелось заглянуть в Википедию и почитать исторические факты и сопоставить с фильмом.
Фильм конечно и биографичный, но есть некоторые нестыковки, и авторы показали свою версию и свой взгляд на те события. Вместе со спортивной борьбой шахматистов, мы увидели застоявшуюся систему в СССР, когда шаг влево шаг вправо было равноправно расстрелу. Конечно при Советской власти работали на результат, но не всегда учитывали интересы людей. Видимо поэтому и противник Карпова - Корчной решил эмигрировать за границу. Конечно были и плюсы и минусы, но не нам судить, ведь мы не жили в той стране и нам не чем сравнить.
Но сейчас не об этом. Фильм снят вполне ничего. Хорошие визуальные эффекты в виде превращения шахматной доски в поле боя. Ведь для шахматиста игра - не просто очередная партия, а поле для сражения, где есть пешка, конь и даже король. Нужно так играть и передвигать фигуры, чтобы предугадывать как пойдет противник. Конечно кто разбирается в шахматах, это отличное наглядное пособие хотя бы иметь представление как играть.
Про актерскую игру. Конечно мастерство проявило старшее поколение, думаю именно и они вытянули фильм. А именно Хабенский, Добронравов, Сухоруков, Кот. Ну как-то хорошо они вписались и внешне и скоростью речи, которое присуще тому времени. Ведь неспроста старшее поколение говорит, что мы разговариваем слишком быстро. Так и поначалу Иван Янковский немного был как будто не оттуда. Только в середине фильма немного сошлась картинка, уж слишком он выглядел молодо на фоне всех актеров, хотя внешне я скажу очень хорош.
Ну и конечно не забыли авторы в фильме показать и нотку патриотизма. Не зря прошло финансирование Фондом кино, студией 3 Т и другими компаниями, которые фигурируют вначале фильма. Ведь как бы не было плохо на Родине, и какая бы не была система, ты все равно должен любить страну где живешь и где родился - так нам говорят авторы. Но каким бы ты не стал в будущем, все наши способности и навыки идут из детства. Так и маленький Толя благодаря упорству и отцу ходил на шахматы и стал молодым гроссмейстером и прошел невероятную шахматную карьеру, которая несомненно требует огромных умственных и моральных трудозатрат. Нужно воспитывать в себе чемпиона еще с малых лет, и думаю результат не заставит вас ждать.
Ну а вы наблюдайте за Чемпионом мира на экране и делайте каждый свой вывод. Но посмотреть хотя бы один раз думаю стоит, приятного просмотра.
Думаю не нужно быть гением, что бы увидеть явную мораль фильма, которая гласит «люби Родину, жертвуй ради неё, ведь за границей живут только чокнутые и предатели». На это намекают с самого начала, как только Корчной становится главным антагонистом, а также большинство лиц из-за границы, которые также являются не самыми дружественными. По сути посыл достаточно пропагандистский, но тем не менее имеет право на существование.
Основная проблема в том, что даже посыл фильма показан ужасно. Сначала нам говорят, что правительство СССР слишком строгое, запрещает Карпову стремиться к своей мечте, заставляет его забросить шахматы, подкупает близких ему людей, а если он проиграет чемпионат, то на этом закончится не только его карьера, но и чуть ли не вся жизнь. Противоположной стороной является Корчной, которому совершенно не угрожает правительство Голландии, в которую тот переехал. Если он проиграет турнир, то сможет продолжить играть в шахматы, жить спокойной своей жизнью. Таким образом, фильм идёт в противовес своей же идее, ведь после всех событий было бы даже логично, если сам Карпов иммигрировал в другую страну, ведь как нам показали ранее – шахматы для него — это вся его жизнь. В какой-то момент всё переворачивается, теперь Карпов по непонятной причине становится патриотом своей страны, хотя все события как я ранее сказал, шли только в обратную сторону. Единственное объяснение такому перевороту – любовь близких людей и большинства граждан СССР к юному шахматисту, но про это уделяют мало времени.
Корчной начинает играть в нечестную, используя самые разные методы. Насколько я понял, все эти подставные приёмы показаны для того, чтобы зритель осознал какие недобросовестные и подлые люди живут за границей. Но только лично мне хватило одного раза, чтобы понять это, но создатели фильма видимо так не считают, думают, что зритель слишком глуп и надо показать это ещё несколько раз, а потому начинают пихать несуразные вещи по типу: гипноза, террористов, змей, экстрасенсов и т.д. Всё это лишь повторяет сюжет и никак не продвигает его дальше.
Допустим с посылом и сюжетом фильма всё плохо, но возможно нам дадут замечательных персонажей и диалоги. К сожалению, единственная нормальная сюжетная линия была между главным героем и его отцом, вся остальная куча персонажей смотрится нелепо и бессмысленно. Вы не запомните ни одного персонажа из команды Карпова, потому что нам даже не объясняют кто за что отвечает и чем в принципе они отличаются. Любовная линия очень глупа. Она есть, но зачем она, и почему главный герой влюблён нам не расскажут и не покажут. Примерно половина диалогов в одном стиле:
-Ферзь H3
-Ладья B5
-Слон E6
и т.д. Кто-то скажет, что это мои проблемы, что я не могу представить шахматную доску в голове и следить за диалогом персонажей, но, во-первых, а нужны ли эти диалоги вообще, как они продвигают сюжет? Во-вторых, если следовать такой логике, то чтобы посмотреть фильм про войну, я должен разбираться в военной технике, чтобы посмотреть фильм про музыкантов, должен разбираться в нотах, а если захочу посмотреть фильм про космос, то должен знать физику и ракетостроение. Звучит, как бред, так оно и есть. Ведь художественный фильм – это оплот искусства или развлечения, который должен быть понятен либо на киноязыке, либо на простом, более понятном зрителю, но данный фильм видимо так не считает.
Максимум на что способен фильм – это удивительные визуальные эффекты, которые запоминаются чуть ли не ярче самого сюжета. Но, по чести говоря, чтобы стать чемпионом мира и покорить сердца зрителей на долгое время, недостаточно иметь красивую визуальную обёртку, нужно также иметь крепкий стержень.