При написании рецензии использованы материалы нескольких интернет-порталов, где опубликован разбор партий матча за звание чемпиона мира по шахматам 1978 г., а также мемуары Виктора Львовича Корчного (1931 - 2016) и интервью с Анатолием Евгеньевичем Карповым (р. 1951)
Обычно рецензии к фильмам пишу я по вдохновению. Здесь иная ситуация. Я сам немножко играю в шахматы, а чемпионов мира могу перечислить по памяти в хронологическом порядке с Вильгельма Стейница по Владимира Крамника включительно, потому что дальше начались какие-то непонятные мне сложности с масштабом соревнований и присвоением звания. Ну ладно, не суть. Я к тому, что об этом вот фильме перед самим собой просто не мог промолчать!
А что тут сказать?.. Сходил я на него поздно, уже под занавес проката. Ожидания возлагал сдержанные. Историю противостояния Анатолия Карпова и Виктора Корчного знал в общих чертах без деталей.
Вот как мне разобрать этот фильм? Как историческое произведение или как художественное? Могу попробовать с разных призм, хотя вдохновение мне почему-то отказывает.
Общее впечатление такое, как будто со стороны творческой группы не было допущено никаких грубых ошибок, которые вызвали бы ответную грубость с моей стороны, как со стороны зрителя. Можно провести аналогию с шахматной партией, которая ничуть не напрягла и всецело удовлетворила обоих игроков, но не зацепила ни болельщиков, ни аналитиков. Но чтобы зрительское мнение как мнение автора рецензии на Кинопоиске имело какой-никакой вес, придётся примерить на себя роль искушённого зрителя. А фильм этот я б не сказал, что чем-то особенно сильно меня искусил.
Ну мне, конечно же, не могло не понравиться, что к шахматной составляющей создатели фильма отнеслись очень бережно и уважительно. В каждый момент времени на доске фигуры были расставлены с точным соответствием какой-то из зафиксированных реальных партий того самого матча. Будь то два чёрных коня ('мхедрули' - этот термин принадлежит шахматному композитору Гиа Надареишвили), финальная партия (о ней разговор отдельный) и даже зевок ферзя в сеансе одновременной игры. Правда, в реальной жизни юный Карпов 'простил' таким образом не Корчного, а Ботвинника. Но и Ботвинник этого тоже не оценил.
Ну и ещё буквально два слова: я не уверен насчёт змеи в кровати и насчёт звонка жене. Карпов, кстати, и сам признавался, что во время поединка с Корчным в 1978 году ещё не был женат, но я совсем не об этом. Вот этот ход 'e5' в защите Уфимцева, на котором заостряют внимание зрителя в завершающей партии, пятнадцатью годами ранее просмотрел в Кисловодске за чёрных сам же Михаил Нехеймьевич Таль! Так неужели он не вспомнил бы эту партию для Карпова, если бы тот попросил напомнить ему?!
Остальное, если верить воспоминаниям Карпова, всё так и было. И спать он не мог (или правда не давали?), и менталистов всяких приглашали с обеих сторон. Понятное дело, Корчной в своих воспоминаниях, комментирует все эти выходки по-другому. Рассудить уже некому, в фильме всё показано как из песни слова не выкинешь. Про йогурт вот только не показали - был эпизод, о котором реальный Корчной в своей книге воспоминаний с уверенностью предположил, будто Карпова кормили наркотиками. Вполне можно было экранизовать в фильме эпизод из мемуаров, где повар Карпова и жена Корчного готовили ему в одном помещении. Для Карпова - йогурт, а для Корчного - чёрную икру.
Это, пожалуй, всё, что я смог разглядеть через историческую призму. В конце концов не биограф же я ни Корчного, ни Карпова. Перейду к художественному аппарату анализа, если можно так выразиться.
Обе главные роли - здесь вообще ноль претензий! Хабенский гениально играет. Он даже лучше Янковского, который всё-таки на его фоне менее динамичен. По большому счёту, их актёрская игра-то как раз и раскрашивает картину. Да, Корчной в фильме - дьявол, сатана, демон с чёрным нимбом и кто хотите. Но я предложу иную трактовку такой явно авторской окраски исторического образа шахматиста! Я думаю, создатели фильма хотели показать, кем был Виктор Львович Корчной в глазах граждан СССР того времени! Как его видели, как к нему относились. Особенно те, кто следил за шахматами. История, конечно, умалчивает о разговоре Карпова с Корчным в неформальной обстановке (сцена с петушиными боями), но отвергнутое рукопожатие перед одной из партий матча реально было.
Образ персонажа Вдовиченкова... о нём мне неинтересно писать. Спишем на законы жанра. Азазелло Филиппенко в роли Брежнева как будто бы отрабатывает номер, хотя внешне вроде похожим сделали.
Ну и что получится, если убрать драматургические же допущения и чётко следовать букве документов? Очень скучный фильм, непонятный далёкому от шахмат зрителю. Я уже объясняю очевидные вещи - разницу между документальным кино и художественным. Да и к матчу как к историческому событию создатели фильма явно относятся с большим уважением!
Только вот зрителю знаете, что непонятно? Зрителю непонятно, почему Фишер отказался от поединка с Карповым. В фильме не озвучиваются условия, которые он выставил. Но здесь опять же идёт отсылка уже к исторической личности: этот отказ до сих пор считается очень мутной историей, которую списывают на специфику Бобби Фишера как человека.
Ну что тут ещё добавить?.. Линия Добронравова-старшего (Карпова-старшего)?.. Чтобы обойтись без спойлеров, прокомментирую так: создатели фильма здесь сделали всё возможное и невозможное, чтобы не порезаться острой гранью между исторической реальностью и художественным вымыслом. Зритель в таких случаях, как правило, остаётся в недоумении. Выходом из ситуации мог быть финальный титр, описывающий закадровые события, но это уже немного не тот почерк и не тот стиль.
На этом закончу, пожалуй. Не знаю, какую поставить оценку. '7' незаслуженно низко; '8' вроде достаточно, но как будто без блеска; '9' как будто заслужил, но тогда получается, что ему всего одного балла в моих глазах не хватило до '10', а '10' я предвзято ставлю только своим самым-самым любимым фильмам. И вообще '10' это всегда предвзятая оценка. Ладно, я добрый и в шахматы играть вроде немножко умею.
9 из 10
P.S. Если верить опубликованным интервью, то Анатолию Евгеньевичу Карпову этот фильм в общем и целом понравился и даже всколыхнул воспоминания о том, как оно было на самом деле. Особенно, кстати, ему понравился здесь Корчной.
Фильм получился очень продуманным и о 'застойной эпохе'.
Из положительных моментов:
- очень продуманные спецэффекты и особенно звуковое оформление и передача атмосферы происходящего;
- очень чётка передача партий и сопереживание ОБОИМ шахматистам;
- интересные догадки авторов, в плане психологического воздействия на Карпова (змея, картина, вертолёт, газонокосильщик и др.);
- смотрится не как исторический фильм с сопереживанием событий, а именно как художественный фильм и очень точная передача переживаний наблюдающих за партиями зрителей;
- актёрская работа Константина Хабенского выше всяческих похвал, настолько красиво умело сыграл сперва советского 'забитого' педагога, которого унизила власть, что он решил эмигрировать и в итоге стал за рубежом просто своим антиподом, который умеет и понимает современный мир и идёт в ногу с ним;
- очень точно показали эпоху СССР тех лет.
Из минусов, которых немало, но которые меркнут на фоне положительного впечатления, выделил бы:
- 'паршивенько' показана верхушка власти, вплоть до Брежнева и министра спорта. Генсек шахматы любит и смотрел за партиями постоянно, но это показано очень скупо;
- Карпов УЖЕ был героем страны и даже если бы он проиграл, НИКАКИЕ 'вливания чернухи' в прессу не помогли, ведь даже на матче давних соперников Спартака и Динамо остановили матч и сообщили о победе Карпова. Народ помнит героев и при всём при этом не стал бы народ верить прессе. Потому попытки очернить Карпова - по меньшей мере глупый вымысел авторов!;
- никакой реакции советских спецслубж на саботирование здоровья Карпова - змея, вертолёт, косильщик, медиум и пр. Как так? Матч должен быть честным и НИКТО НИЧЕГО не делает ? Да ну?;
- слишком мало показаны разборы партий и их 'вкусность'. Есть пара моментов, где на доске явное преимущество Карпова и победа за Корчным? Есть же записи всех партий, ну покажите 'грузинский' эпатаж работы с конницы на шахматной доске, только отрывки и вид сбоку...;
- Сухоруков не доиграл роль типичного политработника, который из кожи вон лезет, но должен быть первым. не раскрылся в роли. Также роль Брежнева отыграла не колоритная личность и показали что генсек был глупый и следил за действиями всех спортивных событий? СССР громче всех в мире 'кричали' что 'СПОРТ - вне политики', а тут показали обратное.
9 из 10
Есть исторические неточности и мало показаны красивые моменты в партиях игровых. Рекомендую.
Давно хотела посмотреть фильм Чемпион мира на большом экране, ждала выхода и вот дождалась. Посмотрела сегодня в кинотеатре и сталось приятное впечатление от фильма.
Трейлер изначально зацепил, ведь в фильме подобран невероятный каст. Молодой Иван Янковский в роли Анатолия Карпова, невероятный Константин Хабенский в роли Корчного, и прекрасная Диана Пожарская (нравится мне она еще с сериала Отель Элеон) в роли супруги Карпова. Ну и конечно совместная жизнь актеров, подогревала интерес к фильму.
Про Карпова слышала, но в шахматах и в ходах вообще ничего не понимаю, но от этого фильм не стал скучным, напротив после просмотра захотелось заглянуть в Википедию и почитать исторические факты и сопоставить с фильмом.
Фильм конечно и биографичный, но есть некоторые нестыковки, и авторы показали свою версию и свой взгляд на те события. Вместе со спортивной борьбой шахматистов, мы увидели застоявшуюся систему в СССР, когда шаг влево шаг вправо было равноправно расстрелу. Конечно при Советской власти работали на результат, но не всегда учитывали интересы людей. Видимо поэтому и противник Карпова - Корчной решил эмигрировать за границу. Конечно были и плюсы и минусы, но не нам судить, ведь мы не жили в той стране и нам не чем сравнить.
Но сейчас не об этом. Фильм снят вполне ничего. Хорошие визуальные эффекты в виде превращения шахматной доски в поле боя. Ведь для шахматиста игра - не просто очередная партия, а поле для сражения, где есть пешка, конь и даже король. Нужно так играть и передвигать фигуры, чтобы предугадывать как пойдет противник. Конечно кто разбирается в шахматах, это отличное наглядное пособие хотя бы иметь представление как играть.
Про актерскую игру. Конечно мастерство проявило старшее поколение, думаю именно и они вытянули фильм. А именно Хабенский, Добронравов, Сухоруков, Кот. Ну как-то хорошо они вписались и внешне и скоростью речи, которое присуще тому времени. Ведь неспроста старшее поколение говорит, что мы разговариваем слишком быстро. Так и поначалу Иван Янковский немного был как будто не оттуда. Только в середине фильма немного сошлась картинка, уж слишком он выглядел молодо на фоне всех актеров, хотя внешне я скажу очень хорош.
Ну и конечно не забыли авторы в фильме показать и нотку патриотизма. Не зря прошло финансирование Фондом кино, студией 3 Т и другими компаниями, которые фигурируют вначале фильма. Ведь как бы не было плохо на Родине, и какая бы не была система, ты все равно должен любить страну где живешь и где родился - так нам говорят авторы. Но каким бы ты не стал в будущем, все наши способности и навыки идут из детства. Так и маленький Толя благодаря упорству и отцу ходил на шахматы и стал молодым гроссмейстером и прошел невероятную шахматную карьеру, которая несомненно требует огромных умственных и моральных трудозатрат. Нужно воспитывать в себе чемпиона еще с малых лет, и думаю результат не заставит вас ждать.
Ну а вы наблюдайте за Чемпионом мира на экране и делайте каждый свой вывод. Но посмотреть хотя бы один раз думаю стоит, приятного просмотра.
Я с первых кадров понял, что это будет достойное кино о шахматах. И оказался прав.
Прежде чем судить, следует принять во внимание, что – о, горькая правда – шахматы не являются зрелищным спортом. То есть они зрелищные, конечно, но только для шахматистов, особенно высокого класса – и вся эта зрелищность существует только в головах игроков. Здесь и впрямь правдиво утверждение, что красота в глазах смотрящего. Поэтому мне отчасти доступно понимание всех трудностей мастеров кино, ставящих перед собой задачу снять фильм о великой игре. Успешные шахматные картины снимались и ранее (взять хотя бы тот же «Королевский гамбит»), но все же то был сериал, при том не отечественного производства. А тут наше кино – и какое! Я больше скажу – и это не просто сентиментальный восторг шахматного любителя – это кино воспринимается даже не российским, а советским (и я говорю об этом в самом лучшем смысле этого слова).
Я играю в шахматы уже 20 лет, добился 1 разряда и хорошо знаком с историей игры, наиболее важной частью которой являются чемпионы. Именно ими восхищаются, им подражают, именно на них равняются молодые поколения шахматистов. Карпов никогда не был моим любимым чемпионом, а о Корчном знал очень отдаленно. До просмотра этого фильма.
Иван Янковский очень тонко передал эмоции Карпова и, в целом, его психологический профиль. Этакий гениальный интеллигент, правильный со всех сторон, рациональный и сильный духом. Собственно, Карпов таков и есть. Тем не менее, меня куда более восхитил образ Корчного. Хабенский истинный мастер своего дела. Корчной вышел персонажем куда более интересным, но это не в укор Янковскому – Иван идеально передал характер Карпова как есть. Просто так вышло, что Корчной – его судьба и личность – куда более харизматичны. Истинный байронический персонаж, мрачный и мятежный, как демон Пушкина, парящий над адской бездной. Я ознакомился с биографией Виктора и она куда более кинематографична. Судьба, полная борьбы за выживание - история преодоления трудных обстоятельств. Настоящий ребенок войны, силой воли пробивший себе дорогу наверх. Очень жаль, что он так и не смог исполнить свою мечту добиться вершины. Он действительно заслуживал, но увы – время было против него.
Остальные персонажи тоже хорошо прописаны, у каждого свой узнаваемый характер. Приятно было увидеть Виктора Сухорукова (спасибо тебе, брат). Владимир Вдовиченков здорово передал дух партийного функционера, отношение к которому балансирует между неприязнью и, подпитанным пониманием его мотивов, пониманием и принятием. Виктор Добронравов вышел этаким русским Хью Джекманом, субтильным и динамичным – его роль относительно эпизодична, но все же не лишена харизмы. Федор Добронравов как всегда душевен, роль отца ему подошла бы в любом фильме – ему хочется доверять и сопереживать. И именно он в конце одной короткой фразой вышибает слезу тогда, когда, казалось, удастся сдержать эмоции. Рядом со мной в зале сидел старик, который буквально зарыдал. Также понравилась Диана Пожарская – роль не то чтобы выдающаяся, но сыграна профессионально. Дмитрий Иосифов здорово сыграл Таля, колоритно и со вкусом – Таль вышел таким же напористым и штормовым, как и его комбинации.
Что касается технической стороны, то здесь нареканий нет. Никто и никогда еще в отечественном кино не показывал шахматы настолько зрелищно и внушительно, как они того заслуживают. Визуальная репрезентация игры восхитительна, а пируэты камеры вокруг фигур захватывают дух. Облет камерой машины в сцене с едущим на первую партию в Багио Карповым просто волшебен. Ты действительно чувствуешь напряжение и значимость момента. Шахматный поединок представлен не как будничный натюрморт из деревяшек в тени двух склонивших головы игроков, а как эпичное сражение в духе древнегреческой трагедии, коим оно и является на самом деле. Мне пришелся по духу этот пышный драматичный стиль.
И наконец. Я изначально не собирался писать рецензию, но, увидев, как их мало, решил внести свой вклад. Понятно, что кино специфическое, рассчитанное, в основном, на людей, для которых шахматы не просто пустой звук. И, тем не менее, оно заслуживает куда большего внимания. На фильм профессиональными критиками выпущено немало не самого хвалебного тона рецензий – как по мне, абсолютно незаслуженно. В мире, который сходит с ума, где кино превращается из серьезного искусства в попурри из мусора, где никто больше никого не уважает, а ценности прошлого даже не пересматриваются, а просто лишаются содержания, нам как никогда нужно именно такое Кино. «Чемпион мира» - это достойный фильм, лучший о шахматах и один из лучших о людях. Не слушайте бульварных пажей «авторитетных» журналов, они пыжатся не ради нас. Я предпочитаю доверять своим глазам и эмоциям. А они мне говорят, что, если два с половиной часа пролетают незаметно, то это – искусство. А тот, кто утверждает обратное, как заметил товарищ Таль, просто завидует.
На что способен человек, ради достижения 'короны'? Что стоит за победой?
Противостояние двух шахматных гениев - Карпова и Корчного - это схватка не только умов, но и характеров. Оба - представители советской шахматной школы. Оба росли в СССР. Один поставил как сверхзадачу выиграть корону шахматного мира будучи в блокадном Ленинграде, другой жизнь не представляет без игры ( хотя, игрой шахматы назвать сложно, скорее, это схватка умов). Один, теряя шахматные позиции, предаёт Родину, а потом и семью, в надежде поймать победу. Корона шахматного победителя как сверхзадача, как цель жизни, как доказательство, что он лучший. Другой - упорный, для которого шахматная партия - это схватка, игра ради конкуренции умов, как образ жизни. Центральные персонажи - Карпов и Корчной в исполнении И.Янковского и К.Хабенского - вырисованы максимально чётко. Игра актёров выше похвал, наслаждаешься. И герой Хабенского не картонный злодей, а человек с конкретными убеждениями и мотивами, для которого все средства хороши. За внешней неэмоциональностью героя Янковского скрывается огромное напряжение. Достойный визуальный ряд всем нехашматистам даёт подсказки в партиях, что шахматы - это не только деревяшки на доске. Особенно интересно было наблюдать, как авторы отразили женское и мужское восприятие жизни. Полезно для осознания мышления. В качестве недостатков можно обозначить чуть смазанную кульминацию. Но и в жизни она была смазана.
У нашей страны есть герои современности. И это не бандиты или аферисты. У нас есть история. И это не только провалы. Да, фильмы про наши победы выглядят пафосно. Но победы были вопреки всему. Так и победа Карпова - величайшего Чемпиона Мира!
Как любитель шахмат, увидев трейлер, посвященный такой интересной истории о противостоянии Корчного и Карпова, был очарован им и с нетерпением ждал премьеры фильма. И действительно фильм выдался действительно интересным, динамичным, красочным, и хочется отдельно отметить то, что режиссеру удалось сохранить высокое напряжение прям до самого конца. Но впечатления после фильма оказались не однозначными, несмотря на вышесказанное. Мои мысли буквально разорвались на два фронта, и одну сторону представлял я в облике обычного зрителя, другую же я, как человек, знающий что-то в шахматах. Ну и рассмотрим основные аспекты фильма, на которые хочется обратить внимание.
На самом деле я всё же склоняюсь к тому, что фильм мне понравился. Ведь когда я начал искать плюсы и минус картины, я пришел к тому, что претензия к фильму у меня лишь одна, но при этом лично для меня довольно значительная. А заключается она в некорректном представлении, на мой счет, Виктора Львовича Корчного.
На этом моменте я опущу эту тему и все-таки перечислю достоинства фильма, чтобы закончить с однозначным и перейти к спорным вопросам. И хоть почти все уже это отметили, я не могу остаться в стороне и тоже обращу внимание на замечательную игру Константина Хабенского, за счет которого я все же склонился к оценке 7. Да и в целом актеры хорошо справились со своими ролями, в этом плане жирный плюс данному фильму. Также не могу не похвалить команду за операторскую работу, эти полеты камеры за машиной по дождливому Багио, да и прекрасно снятые сцены самих матчей здорово помогали сохранить интригу.
И наверное отдельное внимание хочется уделить тому, ка здорово в этом фильме смогли передать мировой интерес к шахматам в то время, ведь все эти скандалы, ожесточенные битвы в 70+ дней, передачи сообщения о сыгранной только что партии во время футбольного матча путем его остановки действительно создают картину прошлого, что уже создает интерес человека, не занимающегося шахматами, а это уже является для меня самой важной целью фильма-популяризация шахмат.
Итак, что же там с моей претензией, давайте же наконец обсудим и ее. А не понравилось мне в этом фильме то, что он оказался односторонним, все-таки сказалось то, что консультантом был Анатолий Карпов. В фильме показывают, как Анатолию Карпову всячески мешают вне игры: подкидывают змею, стригут газон ночью, отправляют кружить вертолет на домом Карпова, не давая ему выспаться. И в этот момент мне становиться смешно и в тоже время грустно. Смешно от того, что этими сценами авторы выставляют советский союз белым и пушистым, но как такое вообще можно представить, что мешают вне игры именно Карпову, за спиной которого весь советский союз, а не Корчному, который был изгоем-одиночкой. Виктор Львович с трудом набрал себе команду, какая здесь может быть речь о таких финансовых операциях, как полет вертолета. И это меня действительно задело, ведь против Корчного была мощная анти-агитационная компания. Его фамилию нельзя было называть, его называли в газетах кандидатом, похоже на что-то, да? А ведь семья Корчного оставалась в советском союзе, сына отчислили из университета, посадили на 2.5 года в тюрьму. Корчной в будущем даже обращался к русской мафии, чтобы те помогли с переездом семьи, но этот так, забавный факт. И вот в фильме Корчной предстает неким злодеем, человеком, сошедшим с ума. И для меня это как-то неприемлемо оставлять такое впечатление о покойном Викторе Львовиче. Ведь его судьба, на самом деле, сложилась интересной и сложной. Он пережил блокаду Ленинграда, не боялся высказывать свое мнение, что в советское время сильно каралось, покинул родину, подвергался травле, был человеком трудолюбивым, смелым и сильным, ведь он сражался по сути в одиночку. И многие скажут, так фильм-то художественный, но разве вы не сделали выводы о своем отношении к главным героям фильма, перенеся их на реальных людей? Этот я вопрос оставлю открытым, ведь для каждого своё, но если захотите посмотреть на эти исторические события с разных точек зрения, то очень рекомендую к просмотру интервью Гордона, взятого у Корчного.
Вопрос, заданный мною выше я оставлю открытым, ведь для каждого свои принципы, свое отношение к таким вещам и навязывать свое я ни в коем случае не хочу. В заключении лишь хочу поблагодарить команду за проделанную работу, за снятый фильм, ведь картина будет вызывать интерес к этой замечательной игре, ведь шахматы- это круто!
Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом.
К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной.
В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши.
Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому.
Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!
«Чемпион мира» - так называется новая картина Алексея Сидорова.
Хороший получился фильм. Нет – отличный! Настоящий шахматный боевик. Да, и такое вот, оказывается, тоже бывает. И это было просто прекрасно.
Скажу сразу, данный фильм – это всего только именно что художественное кино. По мотивам. Ну вот, а далее получился великолепный триллер и боевик (почти что по К.Чапеку, если Вы в теме).
Профессиональный спорт всегда, начиная ещё с античных Олимпийских и прочих древнеэлладских игр был неразрывно связан с политикой. Потом сия традиция сохранилась и расцвела в императорском Риме, а затем и в Константинополе басилевсов. А гонки и игры в итальянских городах-государствах! Ну и наше время. Все эти скандалы с ВАДА и целые команды профессиональных спортсменов-астматиков и вообще сильно больных, с одной стороны, и дикие истерики на тот же вполне безобидный мельдоний, с другой. Но и шахматы – это не только древняя игра, но и спорт. А значит, тоже продолжение политики другими средствами. Только в формате «мягкой силы». Вот и здесь нам покажут вольную историю о серии матчей Карпова с Корчным. И да, реальный Карпов мне по душе. И я помню как сам мальчишкой болел за него, когда он играл с Каспаровым (ныне превратившимся в худшую версию реального Корчного). Ах да, ещё умницу Таля вспомнили, спасибо.
Итак, по картине. Как триллер – выше всех похвал. Держит зрителя в напряжении почти всё время сеанса. Оторваться практически невозможно!
Как боевик – таки тоже да. Сцены с вертолётом и прочее удались.
Актёрская игра… Хороши тут все. Но всёж однозначно сей фильм стал триумфом Константина Хабенского. Так сыграть! Так выступить! Браво!!! Потрясающе просто отыграл он, слов нет. Брависсимо!!!
Иван Янковский сыграл достойно, спору нет. Но всё ж Хабенский затмил всех.
Что ещё. Отличный духоподъёмный блокбастер получился. И это есть хорошо. Как прекрасна была и сцена с поднятием советского флага – флага действительно великой державы. И Россия нынешняя ведь прямая наследница что СССР, что Российской империи. Хорошее наследие нашей более чем двенадцативековой истории. Непрерывной истории.
Отдельно хотел бы похвалить спецэффекты. Что «нейронные связи» во время игры, что образы рушащихся шахматных полей. Это было очень круто.
Не идеально, но смотреть можно, а реальную историю знать нужно)
Фильм нельзя было снимать по клише 'победа наших в спорте', хотя Хабенский и Янковский во многом спасли фильм. 1. Очень однобокий образ Корчного. А ведь по его судьбе можно отдельный фильм снимать. Местами сюжет как будто писали по передовицам «Правды». При чем тут победа СССР и соответствующая пафосная сцена с флагом, если Корчной - блокадник и 100% продукт советской шахматной школы. Хотели победить американца Фишера, а победили кого? В то время такова была «линия партии», но в наши дни такой примитив не всем интересен! Да, в те годы политическая истерия с Фишером, а потом с эмигрировавшим на Запад Корчным задрали ставки до предела и сделали невиданный «хайп» шахматам. Но в первую очередь это была Большая игра со сверхставками на кону и великими, хотя и очень разными, игроками.. Хабенский сыграл отлично, и это еще более увеличивает досаду от того, что интересная тема не раскрыта неполноценным сценарием. 2. Команда Карпова в сценарии - вообще ни о чем. Чем они занимались в Багио, пили водку на пляже? А, например, легенда шахмат и крайне остроумный человек в жизни Михаил Таль не произносит в фильме почти ни одного слова! 3. Спецэффекты - распил бюджета и зря потраченные деньги и экранное время. Это была великая история и игра, а не сюжет из Гарри Поттера. Очень много 'пленки' потрачено на изображения 'дерева вариантов' в мозге Карпова, это нам зачем? Вы уверены, что шахматисты видят это так? Спросите любого перворазрядника...4. Янковский сыграл хорошо. Но вместо фрагментов личной жизни Карпова с достаточно банальными сюжетными ходами, можно было бы показать его другую сильную личностную сторону - в качестве эффективного переговорщика. Он то, в отличие от Виктора Львовича, грамотно 'хакнул' советскую систему. Резюме: для тех кто знает мало об этой истории или не знает совсем - можно рекомендовать в надежде, что потом проснется интерес к описанию реальных событий.
Фильм 'Чемпион мира' рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для первого с детства была важна именно игра, причём честная, пусть иногда и оканчивающаяся проигрышем. Второй же сломался, не получив звание чемпиона 'по очереди', а потому победа над Карповым была нужна ему любой ценой. Когда человек использует грязные и подлые приёмы, а его самого буквально трясёт от ненависти, становится очевидно, что он морально слаб и очень напуган.
Фильм 'Чемпион мира' объясняет, почему шахматы - это спорт. Здесь и огромные нагрузки на весь организм, и серьёзная командно-тренерская работа, и, конечно, соревнование. Любой фильм, даже если он основан на реальных событиях, не может получиться совершенно достоверным: видение режиссёра всегда накладывает отпечаток. 'Чемпион мира' не стал исключением, но в этом нет ничего страшного. Главное - это абстрактная мысль о том, как делать можно (нельзя!), а как - должно.