К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Как кмс, посвятивший шахматам почти 20 лет своей жизни, я с нетерпением ждал выхода данной картины, так как матч в Багио по праву считается одним из самых интересных и напряжённых в истории. Однако, как только я увидел среди создателей фильма лиц, выпустивших фильмы Т-34 и Движение Вверх, то сразу понял, что меня ждёт не наслаждение просмотром эпохальных игры двух гениальных умов, а спортивная драма с обязательно больным/умирающим родственником, проблемами главного героя в любви, приправленная политической повесткой. К сожалению, я не ошибся. Если вы уже смотрели абсолютно любой российский спортивно-патриотический фильм, то можете не останавливаться на данной картине, это лишь очередное повторение одного и того же сюжета: герой превозмогает себя, свои проблемы и злого-злого оппонента (желательно связанного с западом) и КАК ЖЕ НЕОЖИДАННО! выходит везде победителем.

Дальше я хотел бы углубиться больше в исторические неточности и совершенно наглым очернением большого шахматного гения Корчного, которое возмутило меня до глубины души. Начнём по порядку:

1) Совершенно не раскрыты мотивы Виктора Львовича к побегу из СССР. Всё выставлено так, как будто он сделал это из-за своего эго и снижения зарплаты на 100 рублей. Конечно, реальность была гораздо более жёсткой. В финале матча претендентов на матч с Бобби Фишером советская сторона в действительности сделала выбор в пользу Карпова, как на более лояльного партии по сравнению со свободолюбивым Корчным, и в момент распустила команду Виктора Львовича, часть из которой потом перешла в команду Карпова, прямо перед матчем. Надо ли говорить, что после такого Корчной естественно данный финал проиграл, а на вопрос о том, почему с ним так поступили, последовал лаконичный ответ: 'Ваше время ушло'.

2) Абсолютно не показано время между удавшимся побегом Корчного и матчем претендентов, а это, на минуточку 4 года(!). В фильме демонстрируется, что СССР обратился в ФИДЕ с тем, чтобы запретить Виктору Львовичу участвовать в турнирах, а те (такие плохие) почти тут же допускают его до турнира. Однако создатели, по-видимому УМЫШЛЕННО, как-то забывают рассказать о том, что ВСЕ 4 ГОДА ДО ЦИКЛА ПРЕТЕНДЕНТСКИХ МАТЧЕЙ ЗАПРЕТ ИСПРАВНО РАБОТАЛ, И КОРЧНОЙ НЕ МОГ ИГРАТЬ НИ В ОДНОМ КРУПНОМ ТУРНИРЕ

3) Моё любимое, интриги во время матча. То как здесь умудрились очернить Корчного воистину достойно отдельной статьи. Начнём с момента оскорблений Виктора Львовича в сторону Карпова. Показывается, что совершенно неуравновешенный тип начал ни с того ни с сего оскорблять бедного советского чемпиона. Однако данный факт не подтверждён никем, кроме Карпова, который кстати участвовал в создании фильма. Хотя даже если допустить, что такой момент имел место быть, то он был явно не беспочвенным, ведь как только Корчной сбежал из страны, он удостоился целой отдельной обличительной и унизительной оды от советского чемпиона, напечатанной в Правде. Но это всё мелочи по сравнению с историей про парапсихологов. Загуглите любую историческую статью по теме матча, и будете удивлены, что на самом деле ПЕРВОЙ ПАРАПСИХОЛОГА ЗАДЕЙСТВОВАЛА СОВЕТСКАЯ СТОРОНА, звали его Зухарь. По этому вопросу был отдельный скандал, в результате которого членам делегаций по джентельменскому соглашению запретили размещаться ближе 4 ряда. Но главный момент в том, что на последнюю партию советская делегация ЗУХАРЯ ВЕРНУЛА. На логичный вопрос: 'А какого хрена?' был дан ответ 'Джентельменское соглашение только для джентельменов'. Результат - какое совпадение, Корчной проиграл. Конечно, в фильме это не показано, и вообще парапсихологи - это только запад.

По итогу хочу сказать, что фильм довольно хорошо раскрыл личность Карпова, и за это ему спасибо, но ради политической повестки и придания фильму ореола патриотизма была полностью очернена личность недавно скончавшегося другого великого шахматиста, что недопустимо.

17 января 2022 | 01:45
  • тип рецензии:

Один знакомый лектор (из прогрессивных) жаловался мне: «На тысячу вопросов готов ответить. Есть два, которые меня смущают. Хоть с работы увольняйся!.. Первый вопрос. Отчего в дружественном Египте нет коммунистической? партии? А во вражеском Израиле есть? И притом целых две... И второй. Насчет Сахарова. Правда ли, что он — герой социалистического труда? Да еще трижды?..»

С. Довлатов «Марш одиноких»


Не самая очевидная новогодняя премьера – очередной спортивный боевик от студии Никиты Михалкова «ТриТэ», посвящённый на сей раз… шахматам. А точнее, самому драматическому (и скандальному) матчу за звание чемпиона мира Карпов-Корчной в Багио 1978. Давнишнее, казалось бы, противостояние приобретает нынче неожиданно актуальное звучание.

О ЧЁМ РЕЧЬ. Шахматы в послевоенном СССР – игра миллионов, у чемпионов – всенародная слава и огромная политическая ответственность. Гроссмейстер Корчной, разочарованный проигрышем молодому-перспективному Карпову в финальном матче отборочного турнира, эмигрирует из страны. На родине он объявлен «предателем» и «отщепенцем», но вскоре именуется «претендентом», ибо, выиграв следующий цикл, снова выходит на Карпова, провозглашённым тем временем (вследствие отказа Фишера защищать титул) чемпионом мира. Матч в филиппинском Багио (до 6 побед) оказывается испытанием на прочность для всех участников, особенно когда спустя 3 месяца тяжелейшего поединка счёт становится 5:5...

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ. Изображать «правильного» героя в таких сюжетах совсем непросто, но Иван Янковский (Анатолий Карпов) достойно справляется с задачей (правда, проявлять эмоции ему позволили только в первой половине фильма). От Виктора Корчного в исполнении Константина Хабенского не отвести изумлённый взгляд – перед нами матёрый «иностранный агент», за которым стоят «западные спецслужбы» (прямо так и сказано). Схватка приобретает былинный (или лубочный – а в чём разница?!) характер, где супостату в зеркальных очках со зловещими чётками в руках противостоит вся страна, с полярниками, сталеварами и банкой икры от товарища Алиева. Одним словом, как говорят «у них», guilty pleasure.

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ МЕНЬШЕ. Фильм вдвойне несправедлив к Корчному. Выдающийся шахматист, четырёхкратный чемпион СССР (Карпов первенствовал лишь трижды) выведен инфернальным скоморохом с ужимками провинциального трагика. Пусть так, имеют право на художественное преувеличение – но всякий комикс силён своими злодеями, здесь же у Корчного-Хабенского слишком мало экранного времени, свита его нам не представлена, а взгляды и козни раскрыты лишь опосредованно. Такие важные для истории (и очень колоритные!) персонажи как доктор Зухарь, Кампоманес, президент Маркос остались за кадром (зато страшноватый в гриме Брежнева А. Филиппенко появляется дважды). Авторы безбожно перебирают с шаблонным символизмом, компьютерной графикой и ударными инструментами; им бы Rumble in the jungle (то есть боксёрский бой Али-Форман в 1974) экранизировать, заодно и показали бы Голливуду, “чьи в лесу шишки”.

ВЕРДИКТ. Как пел главный советский бард, «…значит, память моя однобока». Битва в Багио в столь одиозной интерпретации как «Карпов против зла» должна, по идее, смутить и самого Анатолия Евгеньевича. Виктор Львович, смеем предположить, только горько рассмеётся на том свете (свою версию он давно изложил в книге «Антишахматы»). Впрочем, событие столь легендарного масштаба заслуживает многих фильмов, хороших и разных. Просто не ко всем следует относиться всерьёз.

«На месте Корчного я бы поступил иначе. Я бы схватил шахматную доску и треснул Карпова по голове. Хотя это не спортивно и даже наказуемо в уголовном порядке. Но я бы поступил именно так».

С. Довлатов «Новый американец»


5 из 10

07 января 2022 | 03:02
  • тип рецензии:

Фильм 'Чемпион мира' рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для первого с детства была важна именно игра, причём честная, пусть иногда и оканчивающаяся проигрышем. Второй же сломался, не получив звание чемпиона 'по очереди', а потому победа над Карповым была нужна ему любой ценой. Когда человек использует грязные и подлые приёмы, а его самого буквально трясёт от ненависти, становится очевидно, что он морально слаб и очень напуган.

Фильм 'Чемпион мира' объясняет, почему шахматы - это спорт. Здесь и огромные нагрузки на весь организм, и серьёзная командно-тренерская работа, и, конечно, соревнование. Любой фильм, даже если он основан на реальных событиях, не может получиться совершенно достоверным: видение режиссёра всегда накладывает отпечаток. 'Чемпион мира' не стал исключением, но в этом нет ничего страшного. Главное - это абстрактная мысль о том, как делать можно (нельзя!), а как - должно.

02 января 2022 | 23:04
  • тип рецензии:

Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом.

К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной.

В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши.

Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому.

Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!

03 января 2022 | 10:47
  • тип рецензии:

«Чемпион мира» - так называется новая картина Алексея Сидорова.

Хороший получился фильм. Нет – отличный! Настоящий шахматный боевик. Да, и такое вот, оказывается, тоже бывает. И это было просто прекрасно.

Скажу сразу, данный фильм – это всего только именно что художественное кино. По мотивам. Ну вот, а далее получился великолепный триллер и боевик (почти что по К.Чапеку, если Вы в теме).

Профессиональный спорт всегда, начиная ещё с античных Олимпийских и прочих древнеэлладских игр был неразрывно связан с политикой. Потом сия традиция сохранилась и расцвела в императорском Риме, а затем и в Константинополе басилевсов. А гонки и игры в итальянских городах-государствах! Ну и наше время. Все эти скандалы с ВАДА и целые команды профессиональных спортсменов-астматиков и вообще сильно больных, с одной стороны, и дикие истерики на тот же вполне безобидный мельдоний, с другой. Но и шахматы – это не только древняя игра, но и спорт. А значит, тоже продолжение политики другими средствами. Только в формате «мягкой силы». Вот и здесь нам покажут вольную историю о серии матчей Карпова с Корчным. И да, реальный Карпов мне по душе. И я помню как сам мальчишкой болел за него, когда он играл с Каспаровым (ныне превратившимся в худшую версию реального Корчного). Ах да, ещё умницу Таля вспомнили, спасибо.

Итак, по картине. Как триллер – выше всех похвал. Держит зрителя в напряжении почти всё время сеанса. Оторваться практически невозможно!

Как боевик – таки тоже да. Сцены с вертолётом и прочее удались.

Актёрская игра… Хороши тут все. Но всёж однозначно сей фильм стал триумфом Константина Хабенского. Так сыграть! Так выступить! Браво!!! Потрясающе просто отыграл он, слов нет. Брависсимо!!!

Иван Янковский сыграл достойно, спору нет. Но всё ж Хабенский затмил всех.

Что ещё. Отличный духоподъёмный блокбастер получился. И это есть хорошо. Как прекрасна была и сцена с поднятием советского флага – флага действительно великой державы. И Россия нынешняя ведь прямая наследница что СССР, что Российской империи. Хорошее наследие нашей более чем двенадцативековой истории. Непрерывной истории.

Отдельно хотел бы похвалить спецэффекты. Что «нейронные связи» во время игры, что образы рушащихся шахматных полей. Это было очень круто.

Резюме: Отличный блокбастер. Браво!

03 января 2022 | 09:56
  • тип рецензии:

Шахматы, прямо говоря, развлечение для посвященных. Человек, не знающий правил футбола, еще может получить удовольствие от беготни за мячиком - но едва ли случайный прохожий порадуется, созерцая двух скучных сосредоточенных мужчин, двигающих фигурки четыре часа подряд, и если один из них выигрывает, то это потому, что другой допустил небольшую ошибку, чтобы просто понять которую, надо быть минимум каэмэс. Поэтому и кино про шахматы снимают редко и обычно смещают акцент с игры на околошахматные игрища, столкновение характеров и борьбу с личными демонами. Либо просто используют шахматы как метафору чего-нибудь - игра почтенная и богатая, с чем сравнишь, то и будет. Однако как спорт шахматы рассматривают редко - во-первых, зрелище так себе, во-вторых, у спортивных фильмов есть свои законы и шахматные противостояния в них вписываются примерно никак.

Однако, поскольку в названии студии 'Тритэ' одно тэ - это труд, трудности создания шахматного триллера никого не смутили, тем более тема была как там любят - ностальгическо-патриотическая. Было сразу понятно, что скандальный матч в Багио, где уважаемые Чемпион и Претендент разве только в рожи друг другу не плевали, на пороге новой холодной войны легко поддастся трактовке в пользу отечественной делегации - но этот матч все равно придется снимать, под каким углом камеру ни ставь. И вот тут возникали проблемы.

Первым делом надо было понять, как строить конфликт. Классическая схема Давида и Голиафа не канала: несмотря на вроде 'бумажный' чемпионский статус, никто особо не сомневался, что Карпов - сильнейший шахматист мира, следовательно, победа его не была никакой сенсацией. Снимать про битву равных соперников тоже не хотелось - далее станет ясно почему. Таким образом, из всех сюжетов выбрали наиболее неравновесный и в спорте этически неприемлемый: о драконоборце. Светлом Ланселоте с открытым лицом, что срубает поганому змию его предательскую бошку со всеми заключенными в ней дебютными вариантами. И вот этого делать хорошему человеку не следовало.

Потому что Дракон у нас - никакой не Дракон.

Спору нет, гроссмейстер Корчной был склочным, самодовольным и в целом неприятным типом. Непонятно, любил ли он хоть кого-то больше себя или просто кого-то кроме себя. Он не умел проигрывать, был склонен к эпатажу и паранойе, водился с сомнительными персонажами и вообще был тот еще фрукт. Однако есть пропасть между желчным неудачником и гротескным злодеем - как между Драко Малфоем и Волдемортом; и Корчной в притворяющемся серьезном фильме ближе ко второму. Под всеми его ужимками, беспринципностью, порочностью, наглостью и коварством даже умения играть в шахматы незаметно: фильм подает это так, словно Претендент побеждает только благодаря побочным факторам. Смотрится все это мерзенько - особенно если знать опущенные подробности: что жене злодея Империя Добра не дает выехать к мужу, что сын злодея сидит как уклонист, потому что из универа его выперли за злодейское происхождение, что фамилию Корчной выкорчевывают из всех учебников и сборников партий, будто его никогда и не было (привет Оруэллу), что он не играет в турнирах, так как организаторов пугают бойкотом со стороны советских шахматистов - а это половина мировой элиты, причем лучшая. Только вот сказать об этом с экрана кишка тонка даже спустя 50 лет - а значит, пусть Претендент будет просто свинья: бывают же свиньи на свете.

Другой проблемой создателей был протагонист. Шахматные профессионалы часто люди несколько скучные, и в этом Карпов превосходил современников не меньше, чем в игре, где его стиль тоже особыми изысками не отличался: получал преимущество в пол-пешки и за ходов 50 дожимал противника. Спортсмен-режимщик, чье мнение обычно совпадало с начальским, плохо годился в герои фэнтези - вдобавок ради реализма создатели совершенно сознательно позвали на главную роль довольно заурядного актера Янковского-внука, у которого дедовой харизмы нет и в помине. Продолжатель династии играет примерно половину от интересного персонажа - что все равно в два раза интересней оригинального Карпова, будущего коллекционера марок и депутата от 'Единой России'. Авторы пытаются ему как-то присобачить пару личных трагедий, но выходит очень шаблонно и плакатно, а простора фантазии они не дают, хотя сны и галлюцинации откровенно поплывшего Карпова могли бы сделать проект глубже - но нам такого не надо.

А что надо? Плаката - вот еще одна находка (или проблема, кому как) проекта: вся страна болеет за нашего советского Толю. Смотрится это трогательно, смешно и страшно. Металлурги в цеху, полярники на тягачах, чукчи в чуме, чабаны и министры - все повторяют заветные ходы, чешут затылок и молят об одном: одолей. Спаси нас от поругания, Толя, советский сын советского отца, не дай злодею глумиться, предателю торжествовать. Пусть призовет все силы ада, который зовется Западом и которому продал он душу, но семья поможет, а Родина защитит. Так триллер про скандальный матч превращается в прохановскую мистерию единения героя, семьи и государства - символики в этот якобы реалистический фильм напихано как в стихи Брюсова. Тут и змея в постели, подосланная Претендентом, и демонические вихри за его спиной, и зловещие картины в дар от Бобби Фишера, подчеркивающие для совсем дремучих, с кем именно играет Карпов, и даже погода не просто так - дождь прекращается ровно когда надо, и Небо сияет, чествуя своего Сына. Очень китайский сюжетец получился - про культ предков, восстановление гармонии и изгнание ее возмутителя со всеми его йогами и прочими хиппи. Могучее стальное добро раздавило гадюку: радуйтесь, ну же!

Н-да. А ведь человек просто хотел свалить. Нет бы порадоваться, что с отъездом злодея улучшился средний моральный уровень населения - нужно было портить кровь изо всех сил. Вот едва и не огребли, сталкеры шахматные.

Но такая мораль нынче не в моде, а в моде другая, описанная в песне 'С чего начинается Родина'. Чем Родина кончается - в песне не сказано, но это, полагаю, и так понятно: званием чемпиона и солнцем в иллюминаторе самолета.

А для зла - ничем не кончается. No screen time for losers.

Не родился чемпионом - нефиг и пытаться. Такова гнилая сердцевина качественного и грамотного фильма с умело нагнетающей напряжение музыкой (драма не вывозит - добавляй басов!) и превосходной операторской работой. Пока учились, как снимать - забыли зачем.

P.S. Недоумеваете, откуда все-таки взялась змея? Судя по манерам, Корчной - хоть и побочный, но наследник Слизерина, поэтому знает парселтанг. Правда, все равно он просчитался - рептилия не посмела тронуть Избранного, защищенного любовью отца и отечества. Не по змию чаша, как сказал бы любящий метафоры министр спорта.

15 февраля 2022 | 00:50
  • тип рецензии:

Как только прочитала, что студия «ТРИТЭ» и Сидоров снова в тандеме, сразу закралось маленькое сомнение в оригинальности и актуальности фильма, которое вскоре полностью подтвердились. Что получилось по факту? Очередная вариация на тему «Движения вверх». Идеологически-патриотическая лента из разряда «все против нас, даже самые наши-наши, но мы всё равно победим» (с нами Бог, Арбидол и Госуслуги!).

Авторы всё время пытаются вызвать сочувствие к главному герою: тут тебе и больной отец, и недалекая жена, и трусливый министр, и КГБ. Зрителя с головы до ног обливают пафосом:

в главного героя не верят свои же (даже карикатурный Брежнев ему угрожает), но за него все остальные - рыбаки, животноводы и прочие. Сразу хочу оговориться, мне тяжело оценивать аутентичность показанного в фильме времени - я тогда ещё даже не родилась – возможно, так и было. Хотя тупые чинуши и злые КГБшники, мечтающие потопить ГГ в любой спортивной драме от ТРИТЭ, уже порядком подбешивают.

Видно, что Янковский старался, возможно, Сидоров рядом с ним стоял с большой, больно бьющей палкой.

А что же противник? Показанный Виктор Корчной – параноик, неврастеник, почти классический опереточный злыдень, который ненавидит СССР. Кстати, а за что он всё-таки ненавидит свою родину? Нам этого так и не показали, просто факт. Карпова он тоже ненавидит, потому что тот из СССР (тут вроде логично) и пролез без очереди в ЧМ (что, простите?).

К сожалению, отличную игру Хабенского испортила мотивация его персонажа. Точнее её отсутствие. Его Корчной должен был просто вызывать отвращение, он же «враг народа», который чистое зло.

Ну, а если поглубже копнуть, то Виктор Корчной родился в Ленинграде, пережил блокаду, потерял отца на фронте, испытал на себе все ужасы военного и послевоенного времени. Крайне неуживчивый, острый на язык, но фанатически преданный шахматам человек. Сам Корчной не раз говорил в интервью, что не считает себя диссидентом, а лишь хочет продолжать играть в шахматы на другом профессиональном уровне. Он также искренне считал, что был наказан за свободолюбие (коллективное письмо гроссмейстеров). У Корчного была своя правда и идея шахматного творчества, за которые он боролся, но этого нам не показали, ведь проще ненавидеть СССР по-фану.

В общем, очередной раз был обкатан рабочий сценарий спортивной драмы времен СССР, вот только авторы опять забывают, что лишь в шахматах есть абсолютно чёрные и белые фигуры, по отношению к героям, у которых есть конкретные прототипы, в жизни много иных полутонов.

И да, можно представить и ситуацию наоборот, например, снять фильм про Корчного, то получиться не менее захватывающая драма: жалкий невозвращенец, отчаянно пытающийся противостоять мощной советской машине, собирающий с миру по нитке команду, но проигрывающий при счете 5:5.

5 из 10

(за Хабенского).

Если соскучились по «Движению вверх», то, конечно, смотрите.

28 января 2022 | 17:55
  • тип рецензии:

Отвратительный в своей агитационной примитивности продукт от печально известных производителей.

Из достоинств фильма — дело обошлось без Данилы Козловского. Константин Хабенский — немного внешне похож на Виктора Корчного. Иногда. Внешне.

Федор Добронравов — все такой же. Его, кажется, во что ни наряди — все равно будет Федор Добронравов — все-таки стабильность.

На этом достоинства фильма заканчиваются.

По сути же дела — продолжение шаблона о славном советском парне, который несмотря на козни трясущихся за свое кресло чиновников, не щадя своих сил воюет за свою прекрасную родину — СССР.

Думаю, что вы понимаете — это я о двух предыдущих версиях одной и той же байки: 'Легенда №17' и 'Движение вверх'.

Здесь нам показали ангела в образе Анатолия Карпова и дьявольского черта, исчадие ада, неадекватного и психически неуравновешенного Виктора Корчного.

Что же заставило последнего стать таковым? Авторы фильма четко и лаконично показывают это в одной сцене в начале фильма - в сцене получения денег в кассе. Ему не доплатили. Виктор обиделся - никаких о каких других мотивациях авторы фильма не сообщают.

Обиделся, озлобился, принял непростое для себя решение, недополучив 30-40 советских рублей, попросил политическое убежище и стал тем, кем его изображают в фильме. По логике авторов - всего-то из-за 3-4 бутылок коньяка...

Спортивные чиновники очкуют - тема знакомая и по 'Легенда №17' и по 'Движение вверх'. Карпов готов бороться и честно победить! Прекрасно! Апофеоз человеческого духа!

В тот самый Багио, в штаб Карпова приехали все самые лучшие шахматные мозги страны - и гроссмейстер Игорь Зайцев (которого вспомнят в фильме) и экс-чемпион мира Михаил Таль, а еще будет и талантливый Лев Полугаевский и еще, еще. У Виктора Корчного в этом матче будет лишь один шахматный помощник — международный мастер Яков Мурей. Как вам такое?

А вы знаете, к слову, что в то время, когда игрался матч сын Корчного сидел в советской тюрьме?

Впрочем, что это я вам тут пересказываю — книга Корчного 'Антишахматы' свободно лежит в сети.

Любой документальный фильм - без попыток склонить зрителя в какую-либо из сторон, с попыткой разобраться, что и как происходило в этом великом матче, был бы лучше этой примитивной агитки.

При всем при том - как бы ни были сложны взаимоотношения между двумя великими 'К' - двумя великими шахматистами прошлого века - они все же любили шахматы.

Авторы фильма, похоже, ни шахматы не любят, ни своего зрителя не любят, искусство кино не любят - но любят деньги. Ну, слепим по старом шаблону, освоим бюджет...

09 января 2022 | 20:48
  • тип рецензии:

Рада, что успели посмотреть фильм именно на большом экране, он этого заслуживает! Визуальное удовольствие. Дети, посматривающие периодически разборы полетов от Bad Comedian'a, ехидно просили нас рассказать потом, какая она, 'ПРАВДИВАЯ ПРАВДА' из 'секретных документов' главного патриота страны Никиты Михалкова. И здесь, действительно, не обошлось без вопросов. Весь фильм сидишь, получаешь удовольствие, а сам думаешь - и сколько тебе наврали? Что из показанного - не 'ради красного словца', а, действительно, - экранизированные факты?

Вытягивает на себе весь фильм Хабенский, как он хорош даже в роли мерзавца!.. Янковского (молодой Анатолий Карпов) я как-то в этой роли не разглядела: сценаристы, кажется, делали ставку на его лицо. И не прогадали. Как в советском анекдоте: а ты ничего на сцене не делай, просто ходи: туды-сюды, туды-сюды. Вот Ваня и ходит. И грустит. Задумчиво смотрит вдаль. Ссорится с женой. Истерит. Делает гениальное открытие в шахматах. Очень патриотично смотрит на флаг Родины... И всё это с одинаковой мордой лица. Но при этом ну очень красивый такой!..

Из полезного: после просмотра я первым делом полезла в сеть рыть всё, что возможно, о жизни Карпова. Увлеклась. Интереснейшая личность, этот Карпов! Муж начал читать его биографию, охотно зачитывает понравившиеся моменты. Правда: написано легко и увлекательно, с юмором, но чувствуется огромный жизненный опыт и мудрость не зря прожитых лет. Рекомендую!

Вот момент оттуда:

'Какими словами можно сообщить матери, что ее ребенок сейчас умрет, – представить не могу, но как-то она это сказала…

В то время были еще живы обе мои бабки – и по материнской, и по отцовской линии. Надо полагать, они были женщины не только набожные, но и решительные. Как это так – хоронить некрещеного ребенка! И они настояли, чтобы крещение состоялось немедленно.

Был ноябрь. Ночью выпал снег. Заутреня кончилась давно, церковь успела выстыть. Как говорили очевидцы, только что пар изо рта не шел. Можно представить, какой была вода в купели.

Бабки знали попа и изложили ему ситуацию. А поп оказался бывалым. «Все сделаю, как надо, – сказал он, – а там Господь рассудит». И он окунул меня в купель с головой, да еще и придержал под водою – чтобы искусственно задержать дыхание.

Стресс получился на славу. Я заорал на всю церковь, поп засмеялся: «Будет жить!» И действительно, пена и кашель прекратились, словно их отрезали, и я в несколько дней поправился.

Вот такое чудесное исцеление.(...)

'В советское время я был одним из немногих счастливчиков, который мог в любое время без дозволения встречаться с иерархами церкви. Хорошо знал патриарха Пимена, часто общался и с ушедшим патриархом Алексием II… Убеждён: если бы у нас не было православной церкви, страна давно развалилась бы на мелкие кусочки. Общие моральные устои остались только там» (с)

Еще зашли документальный фильм 'Все ходы записаны' и интервью с Познером.

Обобщая, с уверенностью хочу сказать всем хейтерам, орущим про 'патриотическую клюкву' и отмытых на госзаказе деньгах: мем 'ЕСЛИ БЫ Гагарин полетел в космос вчера' - это про вас.

Да, когда после фильмов 'на реальных событиях' смотришь интервью героя войны Девятаева или гения Карпова, читаешь одноимённую книгу 'Движение вверх' или изучаешь материалы о Тарасове и Харламове, возникают вопросы. Но они ВОЗНИКАЮТ! Эти - не без ляпов и пафоса - ленты всё-таки цепляют, побуждают узнать о Нашей истории. Самим узнать и сделать выводы. За одно это даже - спасибо. Отечественный кинематограф начинает радовать!

20 февраля 2023 | 22:33
  • тип рецензии:

Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1978 года – одно из самых кинематографичных событий в истории спорта: разгар Холодной войны, экзотические Филиппины, два соперника, некогда бывшие друзьями, один – живое олицетворение советской системы, другой – ее непримиримый враг, постоянно вспыхивающие скандалы, напряженнейшее противостояние, исход которого остается неопределенным вплоть до последних секунд последней партии… Казалось бы, как можно не справиться с материалом, словно просящимся на экран? Оказывается, можно.

Поразительным образом, студия Никиты Михалкова, уже 8 лет несущая гордое знамя отечественного спортсплотэйшна, ухитрилась снять кино, в котором нет практически ничего цепляющего. Конечно, шахматы не так зрелищны относительно хоккея и баскетбола – «Легенду №17» или «Движение вверх» про них не снимешь, но конкретно матч в Багио тем и отличался от всех прочих битв за шахматную корону, что буквально каждый поединок сопровождался скандалом, получавшим подчас весьма драматичное развитие. Корчной, для которого схватка с Карповым была не только дорогой к заветному чемпионству, но и персональным «крестовым походом» против коммунизма, использовал любой повод для провокаций против соперника: демонстративно отказался вставать при исполнении «Интернационала», углядел в переданной Карпову во время партии бутылки с йогуртом скрытую подсказку, обвинил психотерапевта из команды соперника в попытке его – Корчного – загипнотизировать, требовал, чтобы Карпов обращался к нему исключительно через арбитра, не подписывал бланки проигранных партий и т.д. Удивительно, как в таких условиях противоборствующая сторона, столкнувшаяся к тому же с предвзятым судейством, не поддалась на провокации и ограничилась, фактически, лишь демонстративным отказом пожимать претенденту руку. Практически все эти яркие подробности остались где-то «за бортом», избежав попадания в фильм: Корчного вообще на экране удивительно мало, а его провокации ограничиваются общеизвестной историей с членами секты «Ананда Марга», которых Корчной нанял для тренировок по концентрации внимания. Причем, появляются они буквально на две сцены, после чего благополучно исчезают из повествования, хотя шум вокруг присутствия в команде претендента сектантов-террористов не стихал довольно долго. В результате перед нами предстает не отчаянный боец, готовый на все ради победы, а чудак «не от мира сего», который может для смеха выйти на сцену со счетчиком Гейгера, но по большому счету ерничает, а не ведет психологическую войну против оппонента, теряя глубину образа – к примеру, в каждой партии Корчной носит солнцезащитные очки, но создается впечатление, что это лишь часть имиджа, в то время как в действительности они так же использовались им для давления на Карпова (солнечными бликами Корчной рассчитывал вывести его из себя).

По сути нас лишили возможности увидеть длившееся три месяца противостояние, вместо этого введя в сюжет кучу совершенно ненужных элементов. Целый час создатели уделяют предматчевой подготовке, практически никак не влияющей на последующие события: зачем-то показали тайную встречу Карпова с Фишером в Югославии, которой не было, добавили линию его жены, так же бесполезную для сюжета, ухитрились впихнуть сцену игры между Корчным и 10-летним Толей, но «забыли» вспомнить, что их связывали дружеские отношения и что именно Карпов отговаривал старшего коллегу от побега из СССР. Наконец, в полном соответствии с партийной установкой, главным негодяем в картине является вовсе не диссидент-антисоветчик Корчной, а глава Спорткомитета Павлов – единственный персонаж, выведенный не под своей фамилией, что вполне объяснимо, т. к. реальный Павлов в отличие от киношного Градова, практически всеми современниками признается выдающимся организатором и предельно порядочным человеком (на его счету, к примеру, Олимпиада-80 в Москве). Градов же отчаянно труслив, груб и двуличен. Он вопреки всякой логике стремится отменить поединок между Карповым и Корчным, а когда это ему не удается, грозит всеми ужасами ГУЛАГа своему подопечному – не иначе, чтобы подбодрить перед ответственной игрой. Можно только поразиться, как создатели не постеснялись сделать жертву режима из «любимца партии» Карпова, при том, что сам экс-чемпион после распада СССР, когда никто уже пистолет у его виска не держал, неоднократно подчеркивал отсутствие какого-либо давления «сверху» – по словам Карпова, никогда ему не грозили карой в случае поражения, да и бдительное око КГБ он на себе не ощущал. Киношного же Карпова на Филиппины приезжает кошмарить лично Градов, предварительно закошмаренный Брежневым, – как будто по собственной воле человек не может защищать честь Родины.

Допустим, Вам непременно нужно было показать ужасы тоталитаризма. Но ведь гораздо логичнее сделать это на примере Корчного, у которого хватало претензий к системе и который не стеснялся озвучивать их на многомиллионную аудиторию. Но вместо этого наш антагонист демонстрирует поразительную аполитичность – разговаривая с Карповым во время матча, он по сути признается, что сбежал на Запад исключительно из-за чувства обиды: руководство заранее его «списало», выбрав кого-то помоложе для битвы с Фишером, и лишившийся шанса на чемпионство гроссмейстер решил отомстить власти и Карпову разом. Пару раз с уст Корчного все же слетают выпады в сторону Москвы, но иначе как позерством это не назвать. Более того, его монолог перед Карповым во время подпольного петушиного боя, как бы абсурдно к нему не подвели (соперникам запрещено обращаться друг к другу во время матча, если речь не о предложении ничьи, а они на виду у тысяч зрителей договариваются о встрече), настолько убедительно сыгран Хабенским – единственным, которого тут просто не за что ругать, – что невольно начинаешь сочувствовать Корчному, остановленному буквально в шаге от шахматной короны невесть откуда взявшимся выскочкой.

Такие странные решения и ненужные сюжетные линии отнимают столько времени, что на саму партию остается всего-ничего. Если Вы не знаток истории шахмат, то не опознаете в женщине из группы поддержки Корчного его будущую жену Петру Лееверик, потрепавшую нервы советской делегации едва ли не больше своего возлюбленного, а ведь история их отношений вполне себе тянет на отдельный фильм. Если не читали специальную литературу, не узнаете про то, как шла борьба за симпатии прессы и как Карпов в конце концов выиграл эту борьбу, как однажды всех облетела ложная новость о гибели чемпиона и множество других ярких эпизодов. Зато, если эти подробности Вам известны, то фильм просто рухнет под грузом вымысла, аляповатых сцен и вымученных диалогов. Режиссеру и сценаристу (в данном случае это одно лицо) нужно пожать руку за умение забить хронометраж красиво снятой пустотой – чего стоят только анимационные сцены поиска соперниками ходов, в которых и гроссмейстеру не разобраться, или непонятно зачем придуманный эпизод со змеей, попавшей в номер Карпова по всей видимости стараниями бдительного КГБ. При этом между делом куда-то на второй план ушел чемпионат мира, ей Богу, достойный более бережного отношения со стороны киношников.

02 января 2022 | 23:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: