Сколько же было ожиданий и надежд связано с этим фильмом.
Фильм рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным, за которым следил весь мир. Благодаря этому поединку шахматы плотно укрепились как вид спорта в сознании людей и по праву заполучили признание.
Актерский состав здесь действительно потрясает своим разнообразием именитых актеров разной эпохи и величины.
В главных ролях здесь выступили младший в актерской семье -Иван Янковский (Топи, Огонь, Текст) и Константин Хабенский (Небесный суд, Огонь). Компанию им составили: Владимир Вдовиченков, Виктор и Федор Добронравовы, Диана Пожарская, Виктор Сухоруков, Анатолий Кот.
И с таким разнообразием фильм (увы) не справился. Кадр был перенасыщенн действующими лицами, парой без особого смысла на то. Каждый должен был получить экранное время из-за чего вся суть свелась только к пересказыванию шахматных кодировок партий. Некоторые персонажи вообще непонятно к чему находились в кадре.
В фильме в качестве одной из проблематик была заявлена болезнь отца главного героя. Эта тема должна была быть одним из двигателей сюжета, повлиять на главного героя (Карпова), создать больше напряжения и эмоциональную связь со зрителем. Место этого она прошла совершенно мимо. В фильме не указывается заболевание, а лишь упоминается, что оно уже на той стадии, когда счет идет на дни и недели. Главный герой изредка вспоминает о том, что его отец болен, и то не совсем он, а сколько члены его делегации в качестве оправдания его эмоционального состояния. Сцена, когда отец героя падает при разговоре по телефону, она тут же сменяется на сцену турнира под веселую песню вместо того, чтобы показать переживания героя. Вы тоже в такой ситуации спокойно поедете на турнир, а не попытаетесь узнать, что произошло с вашим близким человеком? Тем более, что через весь фильм шла красная нитка о том, что если бы не отец, то герой не играл бы в шахматы.
Как итог фильм обрывается на словах отца ' я не зря жил' и кадре, как главный герой летит обратно в Москву. Проблематика не решена. Ружье не выстрелило даже в конце фильма.
Другой же неразъяснённой проблематикой является побег Корчного из СССР и причина его ненависти к Карпову, кроме того тейка, что Карпов молодой и занял его место. Это довольно слабая мотивация для взрослого человека, который сам говорил ' я начинал в блокадном Ленинграде при свечах'.
Про сюжет не особо могу еще что-то сказать ведь я не сильно знакома с деталями жизни обоих шахматистов.
Вернемся в самое начало, а именно к отрывающим титрам.
Сначала идея титров из перехода шахматной фигуры коня к полю боя, мне показалась очень сочной и интересной. В принципе картинка красивая и выдержанная по цветовой гамме, но на этом необходимо было остановиться. Дальше там было намешено то, что по большей части не относилось к сюжету. Например, там была показана балерина, о чем за весь фильм толком не упоминалось. Показаны часы, но обычные, а не те, что использовали на турнире. В какой-то момент там было сердце и шестеренки. Единственные два фрагмента, которые как-то прошли через фильм: фигуры на реальном поле боя и нейроны с шахматными комбинациями.
Перестарались и из хорошей идеи сделали что-то из ряда ' смотрите как умеем'.
Фильм получился сильно затянутым. Некоторые из 'ружей' заявленных, как проблемы не выстрелили. Весь фильм состоял из комбинаций шахматных партий, которые рядовой зритель не знает и фильм не объясняет их и не погружает в суть, как этот делал сериал ' Ход королевы', а лишь создает эффект неприязни, когда ты не понимаешь, о чем идет речь.
Честно, пересматривать фильм этот у меня желания не появится. Он разочаровал меня.
Думаю не нужно быть гением, что бы увидеть явную мораль фильма, которая гласит «люби Родину, жертвуй ради неё, ведь за границей живут только чокнутые и предатели». На это намекают с самого начала, как только Корчной становится главным антагонистом, а также большинство лиц из-за границы, которые также являются не самыми дружественными. По сути посыл достаточно пропагандистский, но тем не менее имеет право на существование.
Основная проблема в том, что даже посыл фильма показан ужасно. Сначала нам говорят, что правительство СССР слишком строгое, запрещает Карпову стремиться к своей мечте, заставляет его забросить шахматы, подкупает близких ему людей, а если он проиграет чемпионат, то на этом закончится не только его карьера, но и чуть ли не вся жизнь. Противоположной стороной является Корчной, которому совершенно не угрожает правительство Голландии, в которую тот переехал. Если он проиграет турнир, то сможет продолжить играть в шахматы, жить спокойной своей жизнью. Таким образом, фильм идёт в противовес своей же идее, ведь после всех событий было бы даже логично, если сам Карпов иммигрировал в другую страну, ведь как нам показали ранее – шахматы для него — это вся его жизнь. В какой-то момент всё переворачивается, теперь Карпов по непонятной причине становится патриотом своей страны, хотя все события как я ранее сказал, шли только в обратную сторону. Единственное объяснение такому перевороту – любовь близких людей и большинства граждан СССР к юному шахматисту, но про это уделяют мало времени.
Корчной начинает играть в нечестную, используя самые разные методы. Насколько я понял, все эти подставные приёмы показаны для того, чтобы зритель осознал какие недобросовестные и подлые люди живут за границей. Но только лично мне хватило одного раза, чтобы понять это, но создатели фильма видимо так не считают, думают, что зритель слишком глуп и надо показать это ещё несколько раз, а потому начинают пихать несуразные вещи по типу: гипноза, террористов, змей, экстрасенсов и т.д. Всё это лишь повторяет сюжет и никак не продвигает его дальше.
Допустим с посылом и сюжетом фильма всё плохо, но возможно нам дадут замечательных персонажей и диалоги. К сожалению, единственная нормальная сюжетная линия была между главным героем и его отцом, вся остальная куча персонажей смотрится нелепо и бессмысленно. Вы не запомните ни одного персонажа из команды Карпова, потому что нам даже не объясняют кто за что отвечает и чем в принципе они отличаются. Любовная линия очень глупа. Она есть, но зачем она, и почему главный герой влюблён нам не расскажут и не покажут. Примерно половина диалогов в одном стиле:
-Ферзь H3
-Ладья B5
-Слон E6
и т.д. Кто-то скажет, что это мои проблемы, что я не могу представить шахматную доску в голове и следить за диалогом персонажей, но, во-первых, а нужны ли эти диалоги вообще, как они продвигают сюжет? Во-вторых, если следовать такой логике, то чтобы посмотреть фильм про войну, я должен разбираться в военной технике, чтобы посмотреть фильм про музыкантов, должен разбираться в нотах, а если захочу посмотреть фильм про космос, то должен знать физику и ракетостроение. Звучит, как бред, так оно и есть. Ведь художественный фильм – это оплот искусства или развлечения, который должен быть понятен либо на киноязыке, либо на простом, более понятном зрителю, но данный фильм видимо так не считает.
Максимум на что способен фильм – это удивительные визуальные эффекты, которые запоминаются чуть ли не ярче самого сюжета. Но, по чести говоря, чтобы стать чемпионом мира и покорить сердца зрителей на долгое время, недостаточно иметь красивую визуальную обёртку, нужно также иметь крепкий стержень.
Как Анатолий, рабочий сын, от Змия Коварного отчизну боронил
Шахматы, прямо говоря, развлечение для посвященных. Человек, не знающий правил футбола, еще может получить удовольствие от беготни за мячиком - но едва ли случайный прохожий порадуется, созерцая двух скучных сосредоточенных мужчин, двигающих фигурки четыре часа подряд, и если один из них выигрывает, то это потому, что другой допустил небольшую ошибку, чтобы просто понять которую, надо быть минимум каэмэс. Поэтому и кино про шахматы снимают редко и обычно смещают акцент с игры на околошахматные игрища, столкновение характеров и борьбу с личными демонами. Либо просто используют шахматы как метафору чего-нибудь - игра почтенная и богатая, с чем сравнишь, то и будет. Однако как спорт шахматы рассматривают редко - во-первых, зрелище так себе, во-вторых, у спортивных фильмов есть свои законы и шахматные противостояния в них вписываются примерно никак.
Однако, поскольку в названии студии 'Тритэ' одно тэ - это труд, трудности создания шахматного триллера никого не смутили, тем более тема была как там любят - ностальгическо-патриотическая. Было сразу понятно, что скандальный матч в Багио, где уважаемые Чемпион и Претендент разве только в рожи друг другу не плевали, на пороге новой холодной войны легко поддастся трактовке в пользу отечественной делегации - но этот матч все равно придется снимать, под каким углом камеру ни ставь. И вот тут возникали проблемы.
Первым делом надо было понять, как строить конфликт. Классическая схема Давида и Голиафа не канала: несмотря на вроде 'бумажный' чемпионский статус, никто особо не сомневался, что Карпов - сильнейший шахматист мира, следовательно, победа его не была никакой сенсацией. Снимать про битву равных соперников тоже не хотелось - далее станет ясно почему. Таким образом, из всех сюжетов выбрали наиболее неравновесный и в спорте этически неприемлемый: о драконоборце. Светлом Ланселоте с открытым лицом, что срубает поганому змию его предательскую бошку со всеми заключенными в ней дебютными вариантами. И вот этого делать хорошему человеку не следовало.
Потому что Дракон у нас - никакой не Дракон.
Спору нет, гроссмейстер Корчной был склочным, самодовольным и в целом неприятным типом. Непонятно, любил ли он хоть кого-то больше себя или просто кого-то кроме себя. Он не умел проигрывать, был склонен к эпатажу и паранойе, водился с сомнительными персонажами и вообще был тот еще фрукт. Однако есть пропасть между желчным неудачником и гротескным злодеем - как между Драко Малфоем и Волдемортом; и Корчной в притворяющемся серьезном фильме ближе ко второму. Под всеми его ужимками, беспринципностью, порочностью, наглостью и коварством даже умения играть в шахматы незаметно: фильм подает это так, словно Претендент побеждает только благодаря побочным факторам. Смотрится все это мерзенько - особенно если знать опущенные подробности: что жене злодея Империя Добра не дает выехать к мужу, что сын злодея сидит как уклонист, потому что из универа его выперли за злодейское происхождение, что фамилию Корчной выкорчевывают из всех учебников и сборников партий, будто его никогда и не было (привет Оруэллу), что он не играет в турнирах, так как организаторов пугают бойкотом со стороны советских шахматистов - а это половина мировой элиты, причем лучшая. Только вот сказать об этом с экрана кишка тонка даже спустя 50 лет - а значит, пусть Претендент будет просто свинья: бывают же свиньи на свете.
Другой проблемой создателей был протагонист. Шахматные профессионалы часто люди несколько скучные, и в этом Карпов превосходил современников не меньше, чем в игре, где его стиль тоже особыми изысками не отличался: получал преимущество в пол-пешки и за ходов 50 дожимал противника. Спортсмен-режимщик, чье мнение обычно совпадало с начальским, плохо годился в герои фэнтези - вдобавок ради реализма создатели совершенно сознательно позвали на главную роль довольно заурядного актера Янковского-внука, у которого дедовой харизмы нет и в помине. Продолжатель династии играет примерно половину от интересного персонажа - что все равно в два раза интересней оригинального Карпова, будущего коллекционера марок и депутата от 'Единой России'. Авторы пытаются ему как-то присобачить пару личных трагедий, но выходит очень шаблонно и плакатно, а простора фантазии они не дают, хотя сны и галлюцинации откровенно поплывшего Карпова могли бы сделать проект глубже - но нам такого не надо.
А что надо? Плаката - вот еще одна находка (или проблема, кому как) проекта: вся страна болеет за нашего советского Толю. Смотрится это трогательно, смешно и страшно. Металлурги в цеху, полярники на тягачах, чукчи в чуме, чабаны и министры - все повторяют заветные ходы, чешут затылок и молят об одном: одолей. Спаси нас от поругания, Толя, советский сын советского отца, не дай злодею глумиться, предателю торжествовать. Пусть призовет все силы ада, который зовется Западом и которому продал он душу, но семья поможет, а Родина защитит. Так триллер про скандальный матч превращается в прохановскую мистерию единения героя, семьи и государства - символики в этот якобы реалистический фильм напихано как в стихи Брюсова. Тут и змея в постели, подосланная Претендентом, и демонические вихри за его спиной, и зловещие картины в дар от Бобби Фишера, подчеркивающие для совсем дремучих, с кем именно играет Карпов, и даже погода не просто так - дождь прекращается ровно когда надо, и Небо сияет, чествуя своего Сына. Очень китайский сюжетец получился - про культ предков, восстановление гармонии и изгнание ее возмутителя со всеми его йогами и прочими хиппи. Могучее стальное добро раздавило гадюку: радуйтесь, ну же!
Н-да. А ведь человек просто хотел свалить. Нет бы порадоваться, что с отъездом злодея улучшился средний моральный уровень населения - нужно было портить кровь изо всех сил. Вот едва и не огребли, сталкеры шахматные.
Но такая мораль нынче не в моде, а в моде другая, описанная в песне 'С чего начинается Родина'. Чем Родина кончается - в песне не сказано, но это, полагаю, и так понятно: званием чемпиона и солнцем в иллюминаторе самолета.
А для зла - ничем не кончается. No screen time for losers.
Не родился чемпионом - нефиг и пытаться. Такова гнилая сердцевина качественного и грамотного фильма с умело нагнетающей напряжение музыкой (драма не вывозит - добавляй басов!) и превосходной операторской работой. Пока учились, как снимать - забыли зачем.
P.S. Недоумеваете, откуда все-таки взялась змея? Судя по манерам, Корчной - хоть и побочный, но наследник Слизерина, поэтому знает парселтанг. Правда, все равно он просчитался - рептилия не посмела тронуть Избранного, защищенного любовью отца и отечества. Не по змию чаша, как сказал бы любящий метафоры министр спорта.
Главной проблемой современной культурно-идеологической машины является тот столп, на который она может опереться в создание фильма. Испробовали все: хоккей, баскетбол и ряд крайне неудачных фильмов о футболе. На этот раз пришло время игр с интеллектом.
В моем представлении такие истории должны рассказываться скромнее, без всяких излишеств. Вместо драматичной борьбы психологий двух гроссмейстеров нам зрителю показывают нейроны и неплохо поставленные для российского кино сцены гладиаторских боев шахматных фигур с компьютерными эффектами.
Вообще наше современное кино заразилось у американского любовью ко всему гигантскому. На этом фоне пусть и простенький гроссмейстер с Мягковым выглядит куда более солидной историей именно про шахматную битву интеллектов. Не зная точных подробностей были ли на этой серии в зале Экстрасенсы но подана сама эта история очень глупо. Сидящий на первом ряду усатый мужичек как идиот пытается из себя выставить эдакого Кашпировского. Советская делегация ведет себя еще глупее, реагируя на это как сорвавшийся медведь. Или авторы фильма хотели донести: чему вы удивляетесь, когда в 90-ые годы многие поверили в такую лабуду?
В фильме подогнано очень многое под современный политический строй. Тут вам и подкол в адрес украинцев на предмет того, что у них в генетическом коде написано все усложнять. Удивительно, что в адрес Грузии не было подобного укольчика. Студия Тритэ все пытается возродить некий сакральный миф о потерянном великом и великих людях и победах о стране, к которой, как мне кажется, Никита Сергеевич относится половинчато.
Попытки сыграть по обе стороны и вашим, и нашим выглядят дешево и отвратительно. Вроде и есть апофеоз – и красному флагу, и шлягерам тех лет, но в то же время, чувствуется недоверие к тому государству, которое, как минимум, имело великие победы и свой такой разный кинематограф. Мы хотим сейчас чего-то крупного, даже из такой драматичной истории, что делает Карпова неуверенным неврастеником, делает из героя Хабенского эмигранта-правдоруба, измеряющего радиацию перед шахматной партией.
За каждой, будь то спортивной или исторической судьбой, есть драма, которую мы не получаем, хотя фильм идет два с половиной часа. Клишированные вставки с отцом-учителем и личными переживаниями изрядно поднадоели. А зачем прозвучала песня Пугачевой «Арлекино» перед отъездом делегации и Карпова в СССР? Непонятно. Или это такой намек?
Хочется верить, что отечественное кино перестанет оглядываться на запад и обретет свои очертания. Ведь надоело брать из раза в раз какой-то период истории красной России и делать из этого балаган который, забудется после первого просмотра.
Как только прочитала, что студия «ТРИТЭ» и Сидоров снова в тандеме, сразу закралось маленькое сомнение в оригинальности и актуальности фильма, которое вскоре полностью подтвердились. Что получилось по факту? Очередная вариация на тему «Движения вверх». Идеологически-патриотическая лента из разряда «все против нас, даже самые наши-наши, но мы всё равно победим» (с нами Бог, Арбидол и Госуслуги!).
Авторы всё время пытаются вызвать сочувствие к главному герою: тут тебе и больной отец, и недалекая жена, и трусливый министр, и КГБ. Зрителя с головы до ног обливают пафосом:
в главного героя не верят свои же (даже карикатурный Брежнев ему угрожает), но за него все остальные - рыбаки, животноводы и прочие. Сразу хочу оговориться, мне тяжело оценивать аутентичность показанного в фильме времени - я тогда ещё даже не родилась – возможно, так и было. Хотя тупые чинуши и злые КГБшники, мечтающие потопить ГГ в любой спортивной драме от ТРИТЭ, уже порядком подбешивают.
Видно, что Янковский старался, возможно, Сидоров рядом с ним стоял с большой, больно бьющей палкой.
А что же противник? Показанный Виктор Корчной – параноик, неврастеник, почти классический опереточный злыдень, который ненавидит СССР. Кстати, а за что он всё-таки ненавидит свою родину? Нам этого так и не показали, просто факт. Карпова он тоже ненавидит, потому что тот из СССР (тут вроде логично) и пролез без очереди в ЧМ (что, простите?).
К сожалению, отличную игру Хабенского испортила мотивация его персонажа. Точнее её отсутствие. Его Корчной должен был просто вызывать отвращение, он же «враг народа», который чистое зло.
Ну, а если поглубже копнуть, то Виктор Корчной родился в Ленинграде, пережил блокаду, потерял отца на фронте, испытал на себе все ужасы военного и послевоенного времени. Крайне неуживчивый, острый на язык, но фанатически преданный шахматам человек. Сам Корчной не раз говорил в интервью, что не считает себя диссидентом, а лишь хочет продолжать играть в шахматы на другом профессиональном уровне. Он также искренне считал, что был наказан за свободолюбие (коллективное письмо гроссмейстеров). У Корчного была своя правда и идея шахматного творчества, за которые он боролся, но этого нам не показали, ведь проще ненавидеть СССР по-фану.
В общем, очередной раз был обкатан рабочий сценарий спортивной драмы времен СССР, вот только авторы опять забывают, что лишь в шахматах есть абсолютно чёрные и белые фигуры, по отношению к героям, у которых есть конкретные прототипы, в жизни много иных полутонов.
И да, можно представить и ситуацию наоборот, например, снять фильм про Корчного, то получиться не менее захватывающая драма: жалкий невозвращенец, отчаянно пытающийся противостоять мощной советской машине, собирающий с миру по нитке команду, но проигрывающий при счете 5:5.
5 из 10
(за Хабенского).
Если соскучились по «Движению вверх», то, конечно, смотрите.
Как кмс, посвятивший шахматам почти 20 лет своей жизни, я с нетерпением ждал выхода данной картины, так как матч в Багио по праву считается одним из самых интересных и напряжённых в истории. Однако, как только я увидел среди создателей фильма лиц, выпустивших фильмы Т-34 и Движение Вверх, то сразу понял, что меня ждёт не наслаждение просмотром эпохальных игры двух гениальных умов, а спортивная драма с обязательно больным/умирающим родственником, проблемами главного героя в любви, приправленная политической повесткой. К сожалению, я не ошибся. Если вы уже смотрели абсолютно любой российский спортивно-патриотический фильм, то можете не останавливаться на данной картине, это лишь очередное повторение одного и того же сюжета: герой превозмогает себя, свои проблемы и злого-злого оппонента (желательно связанного с западом) и КАК ЖЕ НЕОЖИДАННО! выходит везде победителем.
Дальше я хотел бы углубиться больше в исторические неточности и совершенно наглым очернением большого шахматного гения Корчного, которое возмутило меня до глубины души. Начнём по порядку:
1) Совершенно не раскрыты мотивы Виктора Львовича к побегу из СССР. Всё выставлено так, как будто он сделал это из-за своего эго и снижения зарплаты на 100 рублей. Конечно, реальность была гораздо более жёсткой. В финале матча претендентов на матч с Бобби Фишером советская сторона в действительности сделала выбор в пользу Карпова, как на более лояльного партии по сравнению со свободолюбивым Корчным, и в момент распустила команду Виктора Львовича, часть из которой потом перешла в команду Карпова, прямо перед матчем. Надо ли говорить, что после такого Корчной естественно данный финал проиграл, а на вопрос о том, почему с ним так поступили, последовал лаконичный ответ: 'Ваше время ушло'.
2) Абсолютно не показано время между удавшимся побегом Корчного и матчем претендентов, а это, на минуточку 4 года(!). В фильме демонстрируется, что СССР обратился в ФИДЕ с тем, чтобы запретить Виктору Львовичу участвовать в турнирах, а те (такие плохие) почти тут же допускают его до турнира. Однако создатели, по-видимому УМЫШЛЕННО, как-то забывают рассказать о том, что ВСЕ 4 ГОДА ДО ЦИКЛА ПРЕТЕНДЕНТСКИХ МАТЧЕЙ ЗАПРЕТ ИСПРАВНО РАБОТАЛ, И КОРЧНОЙ НЕ МОГ ИГРАТЬ НИ В ОДНОМ КРУПНОМ ТУРНИРЕ
3) Моё любимое, интриги во время матча. То как здесь умудрились очернить Корчного воистину достойно отдельной статьи. Начнём с момента оскорблений Виктора Львовича в сторону Карпова. Показывается, что совершенно неуравновешенный тип начал ни с того ни с сего оскорблять бедного советского чемпиона. Однако данный факт не подтверждён никем, кроме Карпова, который кстати участвовал в создании фильма. Хотя даже если допустить, что такой момент имел место быть, то он был явно не беспочвенным, ведь как только Корчной сбежал из страны, он удостоился целой отдельной обличительной и унизительной оды от советского чемпиона, напечатанной в Правде. Но это всё мелочи по сравнению с историей про парапсихологов. Загуглите любую историческую статью по теме матча, и будете удивлены, что на самом деле ПЕРВОЙ ПАРАПСИХОЛОГА ЗАДЕЙСТВОВАЛА СОВЕТСКАЯ СТОРОНА, звали его Зухарь. По этому вопросу был отдельный скандал, в результате которого членам делегаций по джентельменскому соглашению запретили размещаться ближе 4 ряда. Но главный момент в том, что на последнюю партию советская делегация ЗУХАРЯ ВЕРНУЛА. На логичный вопрос: 'А какого хрена?' был дан ответ 'Джентельменское соглашение только для джентельменов'. Результат - какое совпадение, Корчной проиграл. Конечно, в фильме это не показано, и вообще парапсихологи - это только запад.
По итогу хочу сказать, что фильм довольно хорошо раскрыл личность Карпова, и за это ему спасибо, но ради политической повестки и придания фильму ореола патриотизма была полностью очернена личность недавно скончавшегося другого великого шахматиста, что недопустимо.
Экзистенциальные 'ми-ми-мишки' для взрослых. Причины провала кинокомикса - на пальцах.
Здравствуйте. Что будет, если взять музыку из Дюнкерка, показывать флаг СССР, затеять конфликт вокруг двух чсв и спекулировать над смертью родителя? Будет фильм 'чемпион мира'. Давайте детально и профессионально проанализируем причины неудачи этого фильма: чего ему не хватило, что требуется, чтобы фильм стал качественным и живым.
Возьмем быка за рога и поговорим о главном - о драматургии. Как сценарный доктор сразу скажу: если бы такой сценарий попал на доработку, он получил бы много дельных советов по доработке. Нам, зрителям, авторы предлагают болеть за 'Наших' - потому что они наши. Никакой глубины, просто вот так Брежнев, министр сказал, что 'надо' - и мы теперь должны прямо катарсис испытать, чтоб победить. По мнению авторов, мотивации 'потому что так сказал Брежнев' достаточно - в действительности, конечно же, нет. Поэтому глобально фильм, сделав акцент на чем-то поверхностном, не копнув глубже - просто оказался одноразовым. Какой-то пародийно показанный противник, 'антагонист' карикатурный - как только его не стало, Карпов, похоже, решил отомстить и содействовать созданию такой вот нетленки, где 'всю правду' расскажут. Почему-то раньше такого фильма не выходило - вероятно, боязнь платить за клевету всё же отрезвляла тех, кто теперь обслуживает олигархат.
Далее, чисто ремесленно. Главный просчет авторов в том, что они не подключили зрителей, не сделали нас соучастниками событий. Мы остались наблюдателями, как остаются дети, смотрящие сериал мимимишки, где 'кеша' что-то мастерит - не-пойми-что и не-пойми-как, но авторы, вероятно, искренне полагают, что зрителей это будоражит. Секрет открою: нет. Конечно, нет. Если только зритель поймет правила игры и станет мыслить, как тот, к кому нужно подключиться - тогда и только (!) тогда зритель начнет сопереживать по-настоящему. А нам предложили наблюдать со стороны. Бессмысленные смены крупностей фигур шахмат - вот и сидите, как говорится, 'Дрожите'. А с чего? Где визуализированный ход мыслей Карпова? Ведь можно было показать движение фигур на доске со шлейфами от них, ускоренное, как будто он просчитывает варианты. Можно было озвучить его мысли - чтобы мы боялись или ждали какого-то хода противника! Чтобы мы подключились и кричали 'давай'. Вместо этого, как и в фильме 'движение вверх', на предлагают 'за себя и за Сашку' (потому что 'так надо'). А вместо визуализации режиссер вовсе решил попутешествовать по нейронам Карпова. Зрелище еще то, скажу я вам. Чувственно совершенно не подключает, и даже напротив - отдаляет от происходящего, как бы показывая - 'Это где-то там вон творится, это к вам, зрителям, не относится'. В этом и был главный просчет авторов. В этом причина одноразовости этого фильма.
Неспособность эмоционально вовлечь зрителя режиссер пытался компенсировать вторичными линиями всяких там чиновников, жен, умирающего отца - все это можно было бы назвать 'пожалейкой' и забыть, но авторы на это только и сделали ставку и проиграли. Нужно было выстраивать драму вокруг центрального персонажа и давать зрителю ощутить себя в его шкуре. На это нужно было проработать сценарий, показать 5-7 точных деталей и всего-то.
Очередной провал российского кинематографа, причём создатели картины даже не сделали выводов из прошлых неудачных попыток экранизировать биографии знаменитых спортсменов.
В центре сюжета борьба за мировую шахматную корону, матч между молодым советским шахматистом Анатолием Карповым и опытным гроссмейстером Виктором Корчным. За товарища Карпова играет вся команда шахматистов, состоящая из лучших гроссмейстеров того времени, а диссидент играет в одиночку. По задумке создателей мы должны симпатизировать товарищу Карпову, потому что над его виллой на Филиппинах летает вертолёт и не даёт ему сосредоточиться, среди зрителей сидят экстрасенсы, посылающие в его мозг сомнительные сигналы, а в гостиничный номер вползает змея. Ну, полный бред! Говоря шахматным языком, полный цугцванг, куда ни пойди или ни посмотри - везде плохо! Фильм не спасают даже добротная игра Хабенского и качественный набор актёров второго плана.
В поисках конфликтов как обычно главными антагонистами выступают чиновники, кэгэбэшники и сама советская система. За главный драматургический ход берётся стандартное клише - герой борется с системой и побеждает в финале, умыв рот злобным советским функционерам. Для остроты восприятия в это блюдо добавляется, как уже было в предыдущей картине этой киностудии про Харламова и баскетбол, конфликт в семье и болезнь родственника.
Кстати, о баскетболе (куда без него), он также есть в этом кино – эпизод, где товарищ Карпов заставляет кричать филиппинцев на баскетбольном матче СССР и Югославии «Шайбу, шайбу!», видимо, призывая Филиппины развивать хоккей. Ещё одна нелепая сцена, приготовленная, судя по всему, для размаха экранизации, - футбольный матч в Лужниках, где болельщики, наблюдая за игрой команд Динамо-Киев и Спартак, скандируют «Толя! Толя!», посылая сигнал поддержки товарищу Карпову в Багио.
Кино очень депрессивное, затянутое, и задолго до предсказуемого финала хочется крикнуть: доколе вы, как бы опытные кинематографисты с административным ресурсом и доступом к безвозвратной государственной финансовой поддержке, будете эксплуатировать жизни замечательных людей и испытывать зрительское терпение? Честно говоря, мне кажется, что этот творческий провал мог бы стать логическим завершением трилогии создателей про спортивные достижения СССР, но что-то мне подсказывает, что этого не произойдёт в ближайшей перспективе.
В конце 70-х годов прошлого века я регулярно ходил на матчи «Спартака» в Лужники и прекрасно помню торжествующий голос диктора по стадиону, подобный голосу Левитана после наших побед под Сталинградом или на Курской дуге: «Счет матча в Багио стал 4:1 в пользу Анатолия Карпова!», «Счет матча в Багио стал 5:2!!!».
Не знаю, кто подсказал режиссеру Сидорову, которому в 78-м было 10 лет, включить в картину абсолютно реальный эпизод из Лужников (пусть исполненный плоско и информативно), но это, признаться, чуть ли не единственный фрагмент фильма, заставивший меня - возможно, в силу персонального «ностальжи» - в какой-то степени вновь соприкоснуться с фантастической аурой того эпохального матча за шахматную корону.
В остальном это почти двух с половиной часовое действо, увы, не более, чем одномерная псевдодокументальная хроника-агитка. Пусть и заснятая чуть ли не на половине земного шара в стилистике «дорого/богато», но при внешне обстоятельном следовании событийной фактуре напрочь лишенная драматизма и сколько-нибудь убедительного психологизма в обрисовке основных и второстепенных участников эпического противостояния.
Потому и «псевдо».
Пишу этот текст через пару-тройку часов после просмотра в кинотеатре и ловлю себя на том, что красавчик Карпов в исполнении Ивана Янковского, если и оставил какой-то след в моей душе, то разве что залихватской репликой в лицо оппоненту: «Я привык давить шпану!». Так и представил, как субтильный Анатолий Евгеньевич «предъявляет» брутальному Виктору Львовичу. И при этом счастливо обходится даже без фингала под глазом.
Хотя, говорят, правда искусства выше правды жизни.
Что уж говорить о претенденте (Константин Хабенский)! К слову, вы не поверите, но в те заповедные времена наша пресса на протяжении трехмесячного матча умудрилась ни разу не поименовать беглого врага Отечества по имени. Исключительно так - «претендент»! Ну, совсем как «берлинского пациента». А вы говорите «запах времени»!
Так вот, сей претендент на звание лучшего шахматиста планеты в отличие от чемпиона само собой далеко не красавец, а на вид совсем даже побитый молью несвежий проходимец. На манер проворовавшегося бухгалтера из конторы «Рога и копыта» или, скажем, наперсточника с сухумской набережной. И не более того. Его окружение и подавно бессловесный фон. В буквальном смысле. Красавица-подруга жизни «железного Виктора» наряду со смахивающим на Бармалея из детской сказки «парапсихологом» и прочей сомнительной командой соратников на протяжении двух с половиной часов действия не произносят ни слова, а присутствуют в фильме исключительно как массовка в первых рядах зрителей матча.
Сподвижники будущего чемпиона, впрочем, тоже недалеко ушли. Так, скажем, один из секундантов Карпова, сколь легендарный, столь и неординарный Михаил Таль вьется зыбкой тенью где-то на заднем фоне, отметившись, помимо довольно-таки удачного грима, разве что одной-двумя репликами в духе парикмахерского юмора.
Не позавидуешь и главному герою, ведь против него ополчились не только маги-парапсихологи, криминальные йоги, но и, как поведано в фильме, «западные спецслужбы» во всей своей возмутительной красе. Да и как иначе объяснить тот факт, что бесноватый претендент, у которого заведомого кишка тонка против нашего Толи, непостижимым образом вдруг сравнивает счет в матче?!
А, например, так. Чемпион ведет в три очка, победа совсем рядом, как вдруг ему поступает прямой телефонный звонок из Москвы. А, может, даже из Вашингтона. Лечащий врач отца Карпова как ну духу сообщает, что «сделать ничего нельзя - счет жизни вашего папы идет на дни, в лучшем случае на недели». Естественно, у Анатолия Евгеньевича портится настроение, и он проигрывает подряд три партии. А у кого бы не испортилось?
Однако при содействии приземлившегося в Багио космонавта Севастьянова Анатолий временно забывает про умирающего отца – и с блеском выигрывает решающую партию. Под бравурный жизнеутверждающий «Арлекино». Чтобы вы понимали, песнями Пугачевой, Лещенко и еще бог знает кого в фильме представлен вышеупомянутый «запах времени».
Что до отца Карпова, то я бы, понятно, не позволил себе столь фривольной интонации в предложенных обстоятельствах, если бы Анатолий Евгеньевич не вел в три очка в сентябре 78-го, а Евгений Степанович Карпов не ушел из жизни только в следующем, 79-м.
Я не против духоподъемного кино, я против патриотическо-лубочных поделок - и вообще плохого кино. Будь-то недавний опереточный «Т-34» или нынешний, столь же водевильный «Чемпион мира». Оба того самого режиссера Алексея Сидорова, который когда-то снял, пусть, как говорится, «неоднозначную», но оттого не менее козырную «Бригаду».
…А тогда, на очередном матче «Спартака» в Лужниках, тот самый диктор, уже какой-то упаднической, отнюдь не левитановской скороговоркой объявил по стадиону: «Счет на матче в Багио стал 5:5».
Этого, впрочем, в картине нет.
Вообще, фильм слабенький, но… какие были времена, какие люди!
Отвратительный в своей агитационной примитивности продукт от печально известных производителей.
Из достоинств фильма — дело обошлось без Данилы Козловского. Константин Хабенский — немного внешне похож на Виктора Корчного. Иногда. Внешне.
Федор Добронравов — все такой же. Его, кажется, во что ни наряди — все равно будет Федор Добронравов — все-таки стабильность.
На этом достоинства фильма заканчиваются.
По сути же дела — продолжение шаблона о славном советском парне, который несмотря на козни трясущихся за свое кресло чиновников, не щадя своих сил воюет за свою прекрасную родину — СССР.
Думаю, что вы понимаете — это я о двух предыдущих версиях одной и той же байки: 'Легенда №17' и 'Движение вверх'.
Здесь нам показали ангела в образе Анатолия Карпова и дьявольского черта, исчадие ада, неадекватного и психически неуравновешенного Виктора Корчного.
Что же заставило последнего стать таковым? Авторы фильма четко и лаконично показывают это в одной сцене в начале фильма - в сцене получения денег в кассе. Ему не доплатили. Виктор обиделся - никаких о каких других мотивациях авторы фильма не сообщают.
Обиделся, озлобился, принял непростое для себя решение, недополучив 30-40 советских рублей, попросил политическое убежище и стал тем, кем его изображают в фильме. По логике авторов - всего-то из-за 3-4 бутылок коньяка...
Спортивные чиновники очкуют - тема знакомая и по 'Легенда №17' и по 'Движение вверх'. Карпов готов бороться и честно победить! Прекрасно! Апофеоз человеческого духа!
В тот самый Багио, в штаб Карпова приехали все самые лучшие шахматные мозги страны - и гроссмейстер Игорь Зайцев (которого вспомнят в фильме) и экс-чемпион мира Михаил Таль, а еще будет и талантливый Лев Полугаевский и еще, еще. У Виктора Корчного в этом матче будет лишь один шахматный помощник — международный мастер Яков Мурей. Как вам такое?
А вы знаете, к слову, что в то время, когда игрался матч сын Корчного сидел в советской тюрьме?
Впрочем, что это я вам тут пересказываю — книга Корчного 'Антишахматы' свободно лежит в сети.
Любой документальный фильм - без попыток склонить зрителя в какую-либо из сторон, с попыткой разобраться, что и как происходило в этом великом матче, был бы лучше этой примитивной агитки.
При всем при том - как бы ни были сложны взаимоотношения между двумя великими 'К' - двумя великими шахматистами прошлого века - они все же любили шахматы.
Авторы фильма, похоже, ни шахматы не любят, ни своего зрителя не любят, искусство кино не любят - но любят деньги. Ну, слепим по старом шаблону, освоим бюджет...