К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Признаюсь, начала смотреть сериал с крайним предубеждением - тема казалась на редкость политкорректной и слишком уж в кассу. Потом невольно поразило знание матчасти (я всегда за это уважаю) - от мелочей (интерьер, костюмы, виды городов) до воссоздания характеров Джона Брауна и 'короля негров' Фредерика Дугласа и последовательности событий. Конечно, там были неизбежные вольности и том, как события были изображены (как сказал мне человек, специально занимающийся этим периодом), и в некоторых мелочах: например, знаменитый спиричуэл 'Michael, row the boat ashore' впервые упоминается во время Гражданской войны, а в сериале бывшие рабы поют эту песню так, как будто она давно известна (впрочем, может, она и была давно известна, просто белые узнали об этом позже).

Понравилась 'традиционность' сериала - и нет политкорректных галочек (ну наконец-то), и, как верно отметили кинокритики, повествователь подмигивает мистеру Марку Твену: историю рассказывает мальчишка Гек, только не белый, а черный, а прозвище у него - Луковка. И это на редкость в тему: завязка Гражданской войны показана глазами ребенка, который, как турист и естествоиспытатель в мире взрослых, пытается разобраться, что к чему - и этот неискушенный и вместе с тем проницательный взгляд, в котором соединяются лукавство и здравый смысл, открывает нам много всего интересного.

Мы увидим молитвы на методистских собраниях и поддержку аболиционистов там - все верно, методисты, как правило, были за освобождение рабов, а также выступление легендарной Гарриет Табмен, прозванной Моисеем за то, что она провела многих рабов через т.н. «дорогу свободы» в Канаду или северные штаты. Мы слышим горячные выступления на церковных собраниях самого Брауна - они нам кажутся какими-то пародийными, что ли, но это вполне в американской религиозной традиции.

Но сериал – не героическое повествование. Не идеальны ни Север, ни Юг, ни белые, ни черные. Джон Браун, горящий своей идеей и ветхозаветным пониманием справедливости (хотя и Новый Завет он цитирует часто), не замечает маленьких людей и их проблем, требует перемен вот прямо здесь и сейчас и не готов убеждать и договариваться. Его ватага отчаянных смутьянов, решивших в одиночку биться с федеральной армией США, - это просто люди, многие – не самых строгих правил. А Дуглас, вальяжный черный оратор с двумя женами, проявляет чисто сословное высокомерие к своим же собратьям; желчно высмеяна его манера пафосно фотографироваться с сумрачным выражением лица – мол, пусть никто не заподозрит, что черному может быть хорошо! Неплохо раскрыта тема спасателей, которые спасают тех, кого толком не знают - как замечает Луковка, «кроме Фредерика Дугласа, за черных говорил кто угодно, кроме самих черных».

Но интонация сериала – это и не циничное разоблачение всех и вся. Это легкая сатира, в которой мальчик-Луковка катится, как Колобок, на фоне виселиц, церкви, Библии и вооруженных отрядов под бодрый госпел (заставка сериала - отдельное произведение искусства). Но это сатира добрая, которая видит в людях – людей, отдает должное благородству врага (например, лейтенант федеральных войск) и искренне уважает отвагу и посвященность делу; актерские работы, особенно Итана Хоука, сыгравшего Джона Брауна, хорошо способствуют общему восприятию. Деликатная тема, расовые проблемы, показаны всесторонне, с сочувствием и без звериной серьезности. Зачёт!

9 из 10

19 ноября 2020 | 01:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: