К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Классический вход в сюжет, чтобы показать всю тупиковость повседневной провинциальной жизни рабочего класса: разговор на обшарпанной кухне. Усатая тётка пилит мужа – Алексея (он же Лёха), а тот вяло обещает заработать больше… всё это так знакомо по современному артхаусу.

«Дурак», «Однажды в провинции», «Миннесота», да фильмов с похожей завязкой десятки можно насчитать.

Кстати, почему женщина усатая? Вы не задумывались? Кажется, такой приём режиссёр Дмитрий Фёдоров применяет для того, чтобы наглядно показать всю степень запущенности, когда женщине даже на свою внешность наплевать. Хотя здесь, как мне кажется, крен получился в сторону патологии. Всё-таки чтобы показать разнузданность и нежелание женщины следить за собой, существует куча других действенных приёмов. А усы – это какой-то перебор. И не смешно и уродливо.

Тем более, что в семье Лёхи есть весьма симпатичная дочь подросткового возраста, которая, впрочем, по сюжету никак себя не проявляет. Появляется она буквально в паре сцен, да и то, стоит в тени и молчит. Жаль! Очень жаль что из такого персонажа получился типичный рудимент, поскольку вокруг дочери главного героя может быть завязано немало интересных сюжетных решений. За это фильму сразу минус.

В остальном 'Москвы не бывает' продолжает развиваться, как типичная провинциальная утопия. Помимо Лёхи и его коллеги-собутыльника в кадре появляется некий бандитский авторитет у которого всё вокруг схвачено и за всё уплачено. Тоже весьма предсказуемый и привычный персонаж.

Не добавляют остроты сюжету и исписанные какими-то каракулями обои, которые на деле оказываются стихами. И за стихами этими охотится какая-то невнятная маргинальная троица то ли музыкантов, то ли поэтов, то ли диссидентов. На этом этапе история начинает давать крен в сторону чёрной комедии. Поскольку троица эта начинает активно кривляться в кадре, вызывая немалое сомнение в своей адекватности.

И вот, неожиданно в этот чернушно-алкогольный уик-энд, развернувшийся на экране врывается первая сюжетная замануха: местная журналистка, Маша, узнаёт Лёху по фотографиям на своём аппарате, а он про эти фотографии ни сном ни духом.

Здесь сразу вспоминается подобный приём в завязке сериала «Чернобыль. Зона отчуждения», первый сезон, которого вышел на несколько лет раньше, чем стартовали съёмки фильма Дмитрия Фёдорова.

Там главные герои, ставшие жертвами квартирного вора, тоже были немало огорошены, увидев, вдруг, себя на одной фотографии с этим самым вором.

Так что приём уже известный, но при этом действенный. Первая зацепка поставлена. И зевающий к тому моменту зритель, без сомнения, прильнул к экрану с ожившим интересом.

Увы, но в дальнейшем замануха эта не сработала. Более того, она оказалась типичным киноляпом, поскольку стала жёстко расходиться в заявленными в сюжете обстоятельствами.

В чём именно? Говорить не буду, поскольку тогда неминуемо получатся спойлеры. Попробуйте догадаться сами, в чём там кроется сюжетный дефект.

Дальше история покатилась по своей колее напоминая некий симбиоз криминальной драмы, чёрной комедии, утопии и ничуть не претендуя ни на триллер, ни на фантастику.

Зацепки, разбросанные по сюжету регулярно поднимали интерес, напоминая, что в городке этом происходит что-то не так. Некоторые из них выглядят вполне удачными.

Например, поведение столичного гостя, который, к тому времени, уже стал потенциальной жертвой местного авторитета, поведение его в одну минуту поменялось до неузнаваемости.

Кульминацией же сюжетных загадок, во всяком случае для меня, стал лес, который на деле оказался совсем не лесом, а… стеной. К этому времени «Москвы не бывает» уже уверенно выходил в лидеры по степени загадочности сюжета. И так хотелось увидеть необычную и непредсказуемую развязку. Но… всё испортилось в один миг. Героев как будто подменили. Войдя в иную сферу действительности, они резко утратили все свои качества и стали какими-то бесформенными и бесхарактерными. А новые авторитеты, выведенные сюжетом на передний план, стал поражать своей примитивностью и заштампованностью поведения.

И покатилась тогда история в тар-тартары. Все набранные фильмом баллы были растеряны и утрачены безвозвратно за оставшиеся минуты хронометража.

Всё вдруг стало таким банальным и предсказуемым, что даже стало обидно за первую половину фильма, которая, словно бы, создавалась другой командой.

Печально, что такая талантливая задумка разбилась вдребезги. А ведь развязку можно было сделать совсем иной. Без типичных ментов, автоматов, серебристых скафандров и высокопарных речей.

Тем не менее фильм Дмитрия Фёдорова получился зрелищным!

Не смотря на то, что творческая группа испытывала серьёзный дефицит в финансировании проекта, о чём наглядно говорит длительный срок изготовления фильма: съёмки стартовали в 2017-м году, а премьера только в 21-м, этот момент не режет глаза.

Да, здесь нет дорогой компьютерной графики. Здесь нет сложных декораций или сцен с большим количеством массовки. А надо ли это?

Кажется уже много раз наглядно доказано, что большой бюджет – вовсе не показатель того, что фильм получится достойным и по настоящему интересным. Скорее большие деньги - свидетельство обратного. Об этом не перестаёт говорить в своих выпусках блогер Евгений Баженов (автор и ведущий ютуб-канала BadComedian).

А здесь ребята подсчитали выделенные копейки и сняли в общем-то неплохой артхаус, который, разумеется, не имел впоследствии ни громкого пиара, ни широкого проката.

Жаль, конечно, что не дотянули и запороли финал фильма. Но посыл был дан достойный!

Поэтому хочется надеяться, что Дмитрий Фёдоров в дальнейшем сможет порадовать нас зрелищными фильмами с закрученным сюжетом.

15 января 2024 | 23:10
  • тип рецензии:

Достаточно неплохой в своём жанре фильм. Есть густая атмосфера российской глубинки, родная разруха кругом. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Сюжетно фильм интригует до последних кадров. В сюжете нашлось место и охоте за мак-гафином, и дорожному, пусть и непродолжительному, приключению и социальному комментарию.

Главный герой картины - работяга Лёха, который во время работы на одном объекте обнаруживает кое-что, что интересует сразу несколько персонажей. Вокруг обладания мак-гафином крутится половина фильма, далее сюжет делает крутой поворот и выходит на совершенно другой уровень. До определенного момента кажется, что в сюжете замешана временная петля, но объяснение, к сожалению или счастью, другое.

В фильме играет множество добротных советских и российских актёров. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Постановка кадра и цветокоррекция приятные, даже российская глубинка благодаря видению режиссера выглядит уютно, а не безнадёжно, как у тех же Быкова или Балабанова.

Музыкальное сопровождение колоритное. За картину мы услышим ни одну песню Игоря Фёдоровича Летова, особенно запоминается кавер на 'Всё идёт по плану'.

Большую часть картины сюжет действительно держит в напряжении. Но срыв покровов и итоговое разъяснение происходящего лично меня разочаровали.

'Москвы не бывает' не стыдно российское кино. Может не такое глубокое, которым хочет казаться, но самобытное и интересное. Если любите около-артхаусные картины, можете посмотреть. Скорее всего понравится.

7 из 10

16 августа 2021 | 08:19
  • тип рецензии:

Рецензия будет достаточно краткая. Сразу к минусам - игра многих актеров невысока, типаж съемки похож на короткометражные фильмы, иногда хочется обсмеять ту или иную сцену ибо смотрится она очень надуманно и плохо отыграно, быстрое развитие доверительных отношений и не полное раскрытие мотивации персонажей, тем не менее фильм в целом оставил приятное ощущение и держал в напряжении (хотя сразу из описания было понятно, что фильм частично будет похож на 'Тёмный город ' и 'Шоу Трумана'). Плюсы - начало фильма очень увлекательно, хорошо подобран антураж и музыка, интересно читать надписи на стене, веет рассказами Стругацких или Пелевина. В целом комичные сцены с большой долей пародией и сатирой на глубинку и желание многих попасть в 'МААСКВУ'. Достаточно глубокая мысль про важность миссии сохранения культурного 'русского кода' и про то, что фактически эта миссия провалена, что общество пришло к массовой деградации и оно абсолютно не похоже на то, коим первоначально являлось. Фактически автор показывает аллюзию на современную Россию, на то, что как такового истинно русского народа с его культурой в целом и не осталось, полная деградация нации погрязшей в нищете и алкоголе не даст 'потомкам великих русских переселенцев' осуществить возлагаемую на них миссию - заново основать свой дом Россию/Землю 2.0.

16 августа 2021 | 01:54
  • тип рецензии:

В большей своей части, это очень хороший фильм: он умело интригует, его персонажи живы интересны, его атмосфера затягивает, он рисует яркую картину происходящего, пусть и серым цветом. И всё это под замечательную музыку, что попеременно копирует немало известных российских групп (у чего даже может быть сценарный подтекст, но это не столь важно). Это фильм вызывает у зрителя улыбку, грусть, смех и желание захлопать в ладоши. В большей своей части перед нами ещё один шедевр Российского кино, самобытный, но снятый в характерном и узнаваемом стиле. 9/10.

Но есть у этого фильма и вторая часть, она существенно меньше, где-то 2-3 эпизода ближе к концу, где нам скажут что это было, зачем, как, кто виноват и почему. Здесь, когда напряжение на максимуме, а до разрешения интриги остаётся лишь шаг, фильм резко сменяется другим, где декорации шаблонны и начисто лишены фантазии, где персонажи идеально плоские, а диалоги топорны и нужны только для скорейшего озвучивания экспозиции и произнесения простых как молоток мыслей. Ладно актёры в камеру не смотрят, и то благо. В этой своей части перед нами ещё один представитель российского кино, не очень самобытный, и, к сожалению, снятый в характерном и узнаваемом стиле.

10 августа 2021 | 00:13
  • тип рецензии:

Для меня этот фильм оказался иллюстрацией серой и не очень приглядной жизни на периферии. Стереотипные персонажи, разговоры которых можно слагать в анекдоты. Но сам дух фильма для меня из вселенной 'Левиафана' и 'Дурака', когда не можешь определиться, вдохновляет тебя увиденное на экране или только отвращает. Всё настолько типичное, что пытаешься вспомнить, где же ты видел раньше эту вахтёршу из общежития? Точно, в моём общежитии ровно такая же и была!

Мистические нотки в сюжете добавляют новизну в жанр 'российской чернухи', повышая градус саспенса и предвкушения развязки, а вот концовка стала для меня очень неожиданной и, пожалуй, немного 'слишком'.

Резюмируя, это один из тех фильмов, которые я советую к просмотру многим знакомым, но пересматривать повторно сама не готова категорически. Тем не менее, ставлю картине высокую оценку.

8 из 10

26 января 2022 | 17:17
  • тип рецензии:

Первые 90% фильма – типичная чернуха 2000-х (типа «Левиафан» или «Дурак»), безыскусно и маловнятно подражающая чернухе 80-х («Город Зеро», «Фонтан»), лихой и убедительной для своего тогдашнего времени, но вскоре – уже надоевшей неимоверно.

То есть, всё по трафарету – грязь, хрущёвки, пиво-водка, беспредел. Коррупция и нищета. Несчастные дети несчастных родителей. Общаги. Ещё больше грязи. В грязи и беспределе утопает всё. Главные герои бегают по грязи от бесчинствующих беспредельщиков, потому что первые ходят добиться какой-то там в чём-то правды, а все прочие – просто злые, жестокие негодяи.

И вдруг – ближе к концу – фильм меняется. Причём, делает это настолько резко и настолько без каких бы то ни было (аккуратно) вписанных в сюжет предпосылок, что… да ладно! серьёзно? а зачем?

И да – я всё понял. И то, что это – скорее всего – метафора и аллегория. А ещё более на самом деле – антиутопия. И перед нами – отнюдь не мистический хоррор, а очень даже остроумная сатирическая фантастика. Вот только – если мистическому хоррору можно простить (вполне себе жанровые) длинноты, сумбурность повествования и непроработанность персонажей, то с фантастики – иной спрос. В противном случае мы получаем нечто вроде того самого «Посредника» – фильма, где вся фантастическая интрига(!) буквально тонет в тягучим и неспешном монтаже.

Так и тут. Финальный плот-твист, который – вроде как – должен объяснить происходящее, делает это тогда, когда это происходящее становится максимально неинтересным и унылым. Да и исполнение сего «твиста» – технически – выглядит как «одни персонажи решили приколоться над другими персонажами», а вовсе не как заранее(!) продуманная смена жанра.

Более того – «твист» даже и не пытается объяснить и сделать понятным то, на чём, собственно, строится вся изначальная интрига. Безумный поэт и его наследник, похороны без покойника, фотографии из будущего – вылетают из сюжета напрочь и навсегда. Уж лучше бы я знал все спойлеры заранее, ей-богу. Может тогда картонность персонажей и невнятность «интриги» – понималось бы мной исключительно иронически, как часть сатирического замысла авторов.

Ну, или ещё одна «надстройка», с ломкой «четвёртой стены» и с появлением самого Дмитрия Федорова, который снимает кино, подражая «фильмам 80-х», могла бы спасти «Москвы не бывает», ан – нет. Такой уровень концептуальной самоиронии нам пока не светит, увы.

15 октября 2024 | 22:51
  • тип рецензии:

Особая похвала за саундтрек - таинственный и захватывающий. Им пользуются здесь не так метко, как хотелось бы, - он играет даже когда не надо. Актёрский каст тоже неловкий. Что ни персонаж - карикатура из скетчей Юрия Хованского, особенно Ольга Старченкова. У них даже словесный понос есть с репликами мимо: 'Будешь приставать, я тебе яйца всмятку устрою!' - сказала тётя в окружении бандитов, которых они с дочерью обязаны бояться... 'Вы такие молодые, шутливые' хочется сказать сценаристу. Видно же, что он пристрастно относится в пользу положительных персонажей и не даёт им пострадать. Какой толк тогда в их приключении?

Есть загадка. Лейтмотив 'Москвы не бывает' повторяют в лоб. Раз не бывает, значит лучшей жизни нам не видать - читается метафора. Но у фильма сюрприз поинтереснее, мне понравилось. Может, и вправду, людям проще жить с мыслью заработать на хлеб, чем потянуть судьбу потяжелее?

Несмотря на интригу весь фильм подан так, что ты ощущаешь его не наяву, а на бумаге. Лишние сцены, неловкие диалоги, натянутая мотивация. Автор торопится разжевать зрителю смысл, не уважая его интеллект. Будто принадлежность к комедии даёт право сломать серьёзность целиком.

Не жалею что посмотрел, однако.

11 декабря 2024 | 08:49
  • тип рецензии:

Вы заметили что произошло с российским кинематографом с конца 2010-х?

Он начал активно и массово осваивать фэнтезийные и фантастические жанры, вплетая мистические и магические сюжеты в свои повествования. Если раньше это были единичные проекты, то сейчас зрителей бомбардируют альтернативными мирами. 'Разрешите обратиться', 'Ампир V', 'Библиотекарь', 'Этерна', 'Карамора', 'Последний богатырь', 'Вампиры средней полосы', 'Пищеблок', 'Наследие', 'Два холма', 'Аванпост', 'Черновик' и др. - это лишь часть российской фантастики и фэнтези последних лет.

'Москвы не бывает' 2021 г. - нашумевший фантастический проект, получивший широкий интерес публики, несмотря на очень скромный бюджет и отсутствие громких звезд.

История начинается со знакомства с незадачливым главным героем. Он ленив, беден, подрабатывает на стройках, а чтобы не жить с мамой в коммуналке, живет с усатой страшной теткой...

Герой отправляется устанавливать оконные рамы в квартиру скончавшегося писателя. На полу разбросаны бумаги, а на ободранных обоях куча каких-то надписей. Одна из них попала в заглавие фильма - 'Москвы не бывает'.

Вскоре сюжет начинает походить на британский сериал 'Утопия' - окажется, что куча людей охотится за записями писателя, так как в них есть какая-то зашифрованная тайная информация.

А следом сюжет эволюционирует практически в 'Шоу Трумана' - герой вместе с новой подругой попытаются выбраться из своего депрессивного городка, сядут в автобус, но уехать никуда не смогут. Автобус застрянет, а вместо леса впереди окажется стена...

Короче, 'Москвы не бывает' - это фильм с сюрпризом. Если вы любитель фантастики, то наверняка вам этот сюрприз не покажется новым и оригинальным. Но увидеть российскую версию этого сюжета все-таки довольно интересно.

В целом 'Москвы не бывает' - очень бюджетный фильм. И это бросается в глаза. Более того, он кажется дебютной работой, хотя по факту это далеко не первый проект режиссера Дмитрия Федорова. В сценарий создатели фильма попытались засунуть побольше легких шуток и забавных абсурдных персонажей. Из-за этого у них получилась весьма затянутая бытовая завязка, которая на самом деле мало соотносится с фантастической развязкой.

Рейтинг фильма в Кинопоиске - 6,5 баллов. Это легкий одноразовый фильм, который вполне достоин просмотра, но от которого не стоит ждать каких-то серьезных идей и профессионализма.

Обилие альтернативных фантастических и фэнтезийных миров в современном российском кино, включая 'Москвы не бывает' - это безопасный способ посмеяться над реальностью или сбежать от нее. На критику реальности даже в таких проектах мало кто осмеливается, хотя фантастика в истории мирового кино всегда использовалась как удобная форма для препарирования актуальных проблем.

28 ноября 2023 | 13:46
  • тип рецензии:

Кажется, что авторы пытались снять винегрет из разных жанров и стилей, но в итоге не определились и не смогли качественно реализовать ни один из них. На всё не хватило проработки, сформулированности. Поэтому по итогу тут нет ни фантастического сюрреализма, ни постмодернистской деконструкции, ни социальной драмы. Сюжетный поворот в концовке заимствован из одного известного российскому зрителю фильма с Джимом Керри и чуть менее известного нуарного триллера, который был снят за год до Матрицы в тех же декорациях. Причем это даже не отсылка, а просто плагиат. И все бы ничего, если бы эту идею удалось гармонично вплести в сеттинг российской глубинки, но проблема возникла именно с гармоничностью.

Первая часть фильма была неплоха, нагоняла саспенса, сценарий был адекватный и даже актерская игра была лучше. Со второй части фильма в происходящее просто перестаешь верить, герои начинают вести себя картонно, туповато. Диалоги написаны нереалистично, драки выглядят смешно. У актрисы, играющей журналистку, мастерство на уровне плохих детективных сериалов (в одном из них она даже снималась). Хоррор-сцена с похоронами просто не пугает (она не нелепая, не фантасмагоричная, она просто не работает, как и многие другие сцены), поездка через глушь на пазике под ремикс Летова не создает ни чувства аутентичности, ни ироничности. То есть нельзя вырезать какую-то сцену фильма и залить её на ютуб в качестве запоминающегося отрывка. В общем, все снято как-то дешево, сценарно плохо, а ещё слишком камерно - этой камерности не объяснить даже развязкой (но можно объяснить бюджетом, которого видно хватило только на сцену с полицейской облавой).

Сама развязка может удивить тех, кто не смотрел тот самый похожий на Матрицу триллер, который я упомянул. К тому же к ней неплохим образом подводит тематика увлечений героев и телевизионных новостей. А ещё тут есть немного политической философии, отсылающей к нынешней ситуации в нашей стране, и выражена она вроде бы неплохо и позволяет самому подумать и встать на одну из сторон.

4 из 10

07 января 2023 | 02:55
  • тип рецензии:

Тот самый любимый тлен, он только у нас может цвести ржавчиной труб теплотрассы, да пылать выцветшим обоями гостинок. Мы здесь живём, и очень любим вот это вот все. Леха главный герой, он как я, как мой кент, как тысячи жителей промышленных городов, живёт от зарплаты до шабашки, и радуется, что выжил. Депрессия это норма жизни, когда жизнь это один мир в масштабе спального района, а ты в нем не герой- а строитель по найму. И никогда это не закончится.

Но есть момент метафизических радостей, писанные на тех самых обоях текста вовлекают героя в мир приключений, куда до этого доступ был закрыт. Хотя и здесь все насквозь прозаично, чёрные риэлторы, странные покупатели, и традиционные русские панки с милым духовным топливом в виде пива. Так почему бы этому трипу в красках былинного настоящего не стартовать?

Честно сказать сразу и выкупить что смотришь. Да, безусловно тлен жизни есть, пятиэтажки, район, серое, не меняющееся небо, ржавые качели и теплотрассы, а ещё исконно русский антагонист, с традиционной водкой. Но, как водится чем дальше в дебри тем интереснее, отчасти. Положение ленты держится на колорите персонажей, и элементе тайны, совершенно метафизической. Не зря же повсюду мелькают образы города Москвы, который здесь имеет от простого смысла до мистического. И этот градус мистицизма накаляется, развивается совершенно милый, и не разу не чернушный арт-сюр, где участвуют икона панк андеграунда Жабер, и более медийный Сергей Пахомов, вот если бы их не было, то на странствия Лехи-разнорабочего было бы не так интересно смотреть. Ах да, к счастью для искушённых метафизиков, музыкальная часть обширно нашпигована здоровым, и вечным пением Егора Летова, что рождает определенную атмосферу. Ну вы знаете, эта вечность пахнущая нефтью, да солнце с мыслями за горизонт, из далей коробки бетонной, да в прорубь. Пардон, это для атмосферы, а она есть. Правда смысл её совершенно не так удручает, а скорее рождает надежду на лучшее, ту самую, что как свет в конце тоннеля светит утром каждого нового рабочего дня над бетонным покрывалом безымянных районов. Где не бывает Москвы.

04 ноября 2021 | 23:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: