К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Главный герой фильма - работяга Лёха, который хочет заработать денег и перестать крутиться, как белка в колесе. Однако это невозможно в его провинциальном городе, где вся власть в руках беспринципного Толяныча. Лёха знакомится с журналисткой и они решают вырваться, уехать из своего города в Москву, потому что лишь там возможна другая жизнь. Вот только это оказывается не так просто, потому что поезда и автобусы туда не ходят, а гениальный земляк перед своей смертью не просто так писал на стенах своей квартиры стихи о том, что Москвы не бывает.

Сперва о плюсах: великолепно выбраны локации для съёмок, саундтрек из песен 'Гражданской обороны' очень в тему, удачны некоторые второстепенные герои (хоть и не все), а резкость твистов по-хорошему шокирует.

Но и критиковать фильм можно за многое: это и местами слабая игра ведущих актёров, и провисание темпа, из-за чего начинаешь скучать на некоторых сценах, карикатурность ряда персонажей. Бросается в глаза и недостаток бюджета, не позволивший полностью раскрыть потенциал сценария.

Но при всех своих минусах фильм - настолько яркое и смелое высказывание, что критиковать его не хочется. При кажущейся простоте и камерности - фильм многослойный и позволяет разные прочтения, поднимает разные темы. После просмотра остается ощущение, что это кино скрывает больше, чем показывает, побуждая зрителя размышлять и выискивать новые смыслы, самостоятельно достраивать картину.

Метафора фильма проста, но наглядна - в провинции невозможно жить, нужно перебираться в Москву, которая стала для героев синонимом рая, но вот Москвы не бывает, в неё нельзя попасть, а попавшие - не вернутся назад, или вернутся совсем другими. И приходится вновь и вновь пытаться выйти за рамки, изменить себя, чтобы изменить мир.

Рецензия вышла сумбурной, как и местами сумбурен сам фильм. Но я рекомендую его посмотреть и постараться понять.

24 мая 2021 | 17:41
  • тип рецензии:

Можно ли снять хорошее кино с небольшим бюджетом? Этот фильм - еще одно доказательство, что можно. Начинается всё как беспощадная сатира на российскую провинциальную жизнь, которая не менялась с 90-х. Работяга Лёха живёт с некрасивой усатой женой и дочкой, постоянной работы нет - перебивается нечастыми заказами по установке окон. В городе заправляют всем бандиты. После череды неудач Лёха решает сбежать в Москву вместе с местной журналисткой - но оказалось, что... Москвы не бывает. Только в конце фильма жанр перерождается в научную фантастику.

К достоинствам картины можно отнести неизвестных актёров (да - это достоинство в российских реалиях), хорошую режиссёрскую работу и музыку. К недостаткам можно отнести халтурные сцены убийств и плохую постановку драк. Но главное - сохранён темп повествования и соблюдён шаткий баланс между драмой и сатирой. А финал настолько необычен, что мысленно пожимаешь руку сценаристу.

04 июня 2021 | 17:42
  • тип рецензии:

Вероятно, такого кино, как 'Москвы не бывает', не может да и не должно быть много, но когда такое попадается, получаешь глоток свежего воздуха. В пространстве фильма встречаются Салтыков -Щедрин и Тарковский, Оруэлл и Кубрик, концепции Мира Дикого Запада и Звездного крейсера Галактики, атмосфера фильмов Звягинцева и Быкова - все сконцентрировано в полуторачасовом действии, в котором развязка отвечает на некоторые вопросы, но только для того, чтобы в голове зрителя родились новые вопросы, над которыми создатели фильма предлагают поразмышлять самостоятельно. В отношении жанра я бы в целом определил этот фильм как социально-философская фантастика, но и с жанром все многопланово и неоднозначно: фильм несет хороший заряд сатиры с элементом черного юмора и даже трэша, элементы классического триллера, панк-культуры в ее российской версии скоморошества или даже юродства.

Нет смысла пересказывать содержания, - кино делается, чтобы его не пересказывали, а смотрели, но 'Москвы не бывает' - кино из разряда 'не для всех'.

Каждый зритель, помимо того, что сказал режиссер, выуживает из фильма что-то свое. Лично я разглядел знакомую и актуальную для меня тему настоящего и ненастоящего: часть действующих лиц фильма пытаются жить по-настоящему, не зная правды. Другая часть знает правду и имеют возможность жить по-настоящему, но вместо этого она подчиняет себя 'великой идее' и становится частью какого-то гигантского механизма. В этом отношении фильм выходит за рамки российской действительности: пространство фильма можно сопоставить со всем современным человечеством, живущим на Земле, в котором есть 'золотая тысяча' рулевых, а остальные стоят перед выбором: стать частью системы или остаться самими собой)

Фильм демонстрирует и еще один факт, который относится ко всему кинематографу в целом: идея - первична, сознание определяет бытие. Фильм по меркам мирового кино малобюджетен, но в нем есть мощный заряд смысла, его проблематика актуальна и, вместе с тем, она вне времени и географических границ, потому что настоящий ответ на вопрос: 'Кто ты?' выводит человека, который ищет на него ответ, за пределы конкретных времени и пространства.

По этой причине, некоторые недостатки сценария и съемок (если они действительно есть - я не профессионал в области кино) второстепенны и я не буду писать о них здесь вовсе.

9 из 10

10 июня 2021 | 14:40
  • тип рецензии:

Фильм «Москвы не бывает» далеко не дебютанта Дмитрия Фёдорова («Ведьма») - кино презанятнейшее: дикая смесь из чернухи 90-х, «Города Зеро», «Левиафана» и авторской российской фантастики за три копейки. Удачно подмеченные и сыгранные сцены провинциальной жизни чередуются с какими-то совершенно ученическими «нереальными» (особенно в первой половине ленты). Потом «маразм закрепчает», реальность окажется не реальностью, а многослойными вариантами реальности. И всё действие, как выяснится, происходит не в какой-то одичалой провинции, живущей отдельно от Москвы в каком-то открытом космосе, а как-раз таки в космосе - на огромном корабле с остатками землян, летящими спасаться к далёкой планете.

Концовка напоминает бред сумасшедшего и реально пугает. И кино становится «дикое, но симпатичное». Убедителен главный герой работяга Лёша (Иван Федотов) и его маргинальное окружение — сожительница, товарищ по работе, мама (все, за исключением новой подружки-журналистки, слишком уж наивно-легковесной (Ольга Старченкова), убедителен местный криминальный авторитет в исполнении Александра Воробьева и псевдо-гость из Москвы (Анатолий Горячев). Совершенно в тему саундтрек. Ещё поражают кассовые сборы — 373 доллара. И это обнадёживает — нашлись таки люди, рискнувшие выпустить фильм в прокат. Который, возможно, окажется важнее для отечественного кино, чем мега-блокбастер «Холоп».

7 из 10

04 августа 2021 | 07:34
  • тип рецензии:

Удивительно, что такие фильмы еще снимают, им дают прокатное удостоверение и их можно совершенно легально посмотреть. Хотя, стоит признать, что некоторые верные догадки научились весьма эффективно дискредитировать. В том числе частым повторение. Так что в стирание памяти уже никто не верит.

Сюжет про стирание памяти далеко не нов. Да, в предыдущих рецензиях уже упоминались Люди в черном, Вспомнить все... И про Шоу Трумена тоже вспомнили.

Мне же фильм больше напомнил сюжет прочитанной в юности более тридцати лет назад повести (жаль, не помню ни автора, ни названия) про парня, который просыпается утром на пляже и обнаруживает, что, в отличие от него, жители города не помнят вчерашний день. Оказывается все они - клоны погибших в атомном взрыве, ежедневно живут свой последний день, а ночью им стирают память, чтобы тестировать на них рекламные технологии.

Вот, собственно, об этом и 'Москвы не бывает', извините за спойлер. Точнее о том, что бывает, если не помнить - деградация и упыри в илите (да, я знаю, как пишется элита, но это другое). Причем, капитан, на мой взгляд, от Трофимыча отличается только образованием... а может, это просто диплом и всепоглощающая гордыня и жажда власти, которая просто нашла себе социально одобряемый ход (помните, как в 'Заводном апельсине' было?)

Очень органично, как мне кажется, в фильм вписались российские панки. И не только из-за моих юношеских воспоминаний (такими, кстати, они стали уже, когда их разрешили), а еще и потому, что у панк-культуры есть один важный феномен: она внешне настолько безумна, что позволяет сохранять разум, когда миллионы уверенных в собственной правоте леммингов стройными рядами движутся к краю пропасти.

01 марта 2023 | 02:38
  • тип рецензии:

Создатели российских фильмов последних 10ти лет сильно грешат тем, что пытаются склонить зрителей к той или иной политической позиции, давая прямой посыл, что у нас всё плохо или наоборот заставляя зрителя гордиться страной. Этот фильм исключение и уже этим здорово выделяется на фоне всего остального. Идеология тут безусловно присутствует тоже, но авторы держат нейтралитет до финальных титров. В виде аллегорий в фильме представлен политический спектр современной России. Зритель может спокойно выслушать и сравнить разные точки зрения и понять их плюсы и минусы. Нельзя сказать что кто-то не прав или прав, в чем-то правы и неправы все. Инструменты, которыми достигается этот эффект заслуживают только похвалы, это умеренно черный юмор, без перегибов, музыка в тему, реализм декораций.

Если сравнивать с фильмами таких режиссеров как Звягинцев и Быков, которые однозначно склоняют зрителей к определенной идеологической позиции, чем вызывают восторг у уже поддерживающих ее зрителей, то здесь этого восторга наверное не будет, даже если в начале он может возникнуть, то монолог капитана в конце фильма будет как холодный душ.

В общем классный, редкий по концепции фильм, с прекрасной реализацией отличного сценария.

03 августа 2021 | 22:19
  • тип рецензии:

Разбитые дороги, безлюдные дворы, утопающие в грязи, мрачные хрущевки, на которые давит пасмурное, темно-сизое небо - типичный пейзаж, умирающего поселка. Да что поселка - во всех городах России можно найти такие уголки. Часто ли мы видим такое - практически, каждый день. Но часто ли мы любуемся такой картиной и можно ли ей вообще любоваться? Я считаю, что можно, а кто-то покрутит у виска и предпочтет любоваться альпийскими лугами. Но режиссер фильма, думаю, со мной солидарен. Весь фильм - это пейзажи какого-то, богом забытого, городка вперемешку с бедным, даже сейчас наверно, с нищенским бытом героев. Здесь не построят новых домов, сюда не будет переезжать молодеж: город обречен, но даже в таких трущебах, находятся дельцы, живущие под стать олигархам. Кто-то критиковал фильм, дескать, такие бандиты были в 90-е, сейчас все по-другому. А вот и нет, все именно так. Я часто бываю в одном из населенных пунктов Воронежской области и наслышан о подобных историях. Более того, главный злодей в фильме - точная копия бывшего главы упомянутого городка, недавно, кстати, почившего. Схожи они во всем: в манере общения, в темных делах, даже авто было такое же. (Новый глава города, кстати, еще хуже - ворует внаглую, никого не стесняясь).

У фильма неожиданная концовка, сюжет которой давно замусолен в старых американских картинах. Но после того, как ты недовольно восклицаешь 'О, да это же было в этом...', наверно даже позже, уже после титров, понимаешь, что фильм-то был совсем о другом и смысл тут совсем не буквальный. Но в отличие от банальных притчей и драмм, у зрителя не остается большой симпатии к одним и антипатии к другим: ты понимаешь и принимаешь ход мыслей всех сторон конфликта.

В общем, любителям неспешных реалистичных картин, плавно перетекающих в сюрреализм, граничащего с артхаусом, рекомендую к просмотру.

14 сентября 2023 | 15:29
  • тип рецензии:

Для начала хочется сказать, что у создателей получилась действительно оригинальная картина с четкой идеей, определенным посыл и оригинальным подходом, которая однозначно производит впечатление.

В декорациях безнадежной жизни захолустья, начинает развиваться, на первый взгляд, типичная криминальная история локального масштаба, однако буквально на каждом шагу в поле зрения зрителя попадают мелочи, которые по началу никак иначе как особенностями съемки низкобюджетного кино объяснить невозможно, однако постепенно становится очевидно, что тут сильно все непросто.

А вот с этим самым «непросто», к сожалению, все непросто.

Чтобы не спойлерить сюжетные твисты, коих тут не мало, буквально разбор пролога – к квартире умершего поэта, точнее тому, что в ней находится проявляют интерес гость из Москвы и команда фанатов, плюс у главных героев обнаруживаются провалы в памяти.

Да это фентези, да автор может заявлять что угодно, но заявленное должно укладываться во внутреннюю логику истории, тут же когда становится понятен весь расклад, выясняется, что фанатов не могло быть в принципе из-за особенностей творчества поэта, а даже если махнуть на это дело рукой, то никакого смысла в интересе у гостя из Москвы тоже не было.

Второй принципиальный для истории момент – провалы в памяти. С ними ровно такая же ситуация - объяснение их появления никак не сходится с их реализацией, в виду чего страт истории, как и все дальнейшие причинно-следственные связи здесь весьма условные.

Заложенная базовая идея про культурный код, тоже, скажем так, очень сильно субъективное авторское видение. Лично мое отношение к этому делу сильно отличное, но это тот случай, когда «я художник, я так вижу» вполне уместно.

Из-за подобных «нюансов» удовольствие от просмотра можно получить исключительно при условии отключения критического мышления, просто наслаждаясь просмотром оригинальной сказки.

В режиме сказки же, получилась очень самобытная, оригинальная и законченная история в не менее колоритном графическом исполнении с очень колоритными и запоминающимися образами.

В результате, хоть по проработанности и реализации лента объективно вызывает вопросы, но учитывая насколько это редкий жанр, бесспорно заслуживает обратить на себя внимание, да и в принципе подобным экспериментам надо давать шанс.

8 из 10

13 июня 2024 | 17:42
  • тип рецензии:

Добрый артхаус о вечном дне, выход из которого ищут единицы. Как и в жизни.

Действие фильма происходит в жалком провинциальном городке и крутится вокруг разнорабочего Лехи. Его положение внезапно меняется, когда в город приезжает некто из столицы, Леха знакомится с девушкой Машей, и на ее фотоаппарате оказываются их совместные снимки.

Череда совпадений, надписи на обоях квартиры, где умер поэт – все кажется очень странным.

В окончательный ступор ты впадаешь, когда Леха с Машей не могут уехать из города, потому что билетов в Москву нет.

Создатели фильма шикарно передали идею, сначала введя в заблуждение зрителя обо всем и потом заставив его искренне удивиться. Кроме того, при просмотре нет ощущения, как часто бывает в русских фильмах, что на что-то не хватило денег и ума – картина абсолютно гармонична.

Хочется отметить актеров, которых лично я, за исключением некоторых, в том числе и моих любимчиков Анатолия Горячева и Виталия Абдулова, вообще увидела впервые в жизни. В частности, исполнителей ролей Лехи и Маши. Ребята играли так, словно они действительно эти люди.

Персонаж Маши – самый натуралистичный. Если других еще можно назвать собирательными образами, эта героиня полностью закончена, и у таких как она всегда есть шанс и будущее, о котором они мечтают.

Смотреть этот фильм однозначно стоит. Это самая настоящая притча.

8 из 10

02 сентября 2021 | 17:14
  • тип рецензии:

Достаточно неплохой в своём жанре фильм. Есть густая атмосфера российской глубинки, родная разруха кругом. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Сюжетно фильм интригует до последних кадров. В сюжете нашлось место и охоте за мак-гафином, и дорожному, пусть и непродолжительному, приключению и социальному комментарию.

Главный герой картины - работяга Лёха, который во время работы на одном объекте обнаруживает кое-что, что интересует сразу несколько персонажей. Вокруг обладания мак-гафином крутится половина фильма, далее сюжет делает крутой поворот и выходит на совершенно другой уровень. До определенного момента кажется, что в сюжете замешана временная петля, но объяснение, к сожалению или счастью, другое.

В фильме играет множество добротных советских и российских актёров. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Постановка кадра и цветокоррекция приятные, даже российская глубинка благодаря видению режиссера выглядит уютно, а не безнадёжно, как у тех же Быкова или Балабанова.

Музыкальное сопровождение колоритное. За картину мы услышим ни одну песню Игоря Фёдоровича Летова, особенно запоминается кавер на 'Всё идёт по плану'.

Большую часть картины сюжет действительно держит в напряжении. Но срыв покровов и итоговое разъяснение происходящего лично меня разочаровали.

'Москвы не бывает' не стыдно российское кино. Может не такое глубокое, которым хочет казаться, но самобытное и интересное. Если любите около-артхаусные картины, можете посмотреть. Скорее всего понравится.

7 из 10

16 августа 2021 | 08:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: