Как Ван Дамыч Заговоренного завалил, принцессу захамутал, да пол царства получил…
Подумать только, в один и тот же год сняться в таком прекрасном фильме как 'Львиное сердце' и в рядовом боевике 'Ордер на смерть'. Мегапопулярные и самые плодотворные годы для Ван Дамма, это первая половина 90-х. Но даже в эти времена бывали осечки, коем и является нынешняя тема обсуждения. Вот это и есть простое качевание из фильма в фильм, эксплуатирование самого себя. Данный фильм очень яркий пример и опора для скептически настроенных критиков, которые всегда недолюбливали Ван Дамма. В то время как Ван Дамм выходил на разные передачи и теле шоу, демонстрировал свою растяжку, обменивался 'комплиментами' со Стивеном Сигалом и обольщался словами Арсенио Холла, некоторые рассуждали о нем, как о звезде-однодневке. Но несмотря на все споры, он все таки занял свое место на аллее славы и будет жить в сердцах многих людей, одним из которых являюсь и я.
'Ордер на смерть' - это такая ни удачная 'попутка', которую поймал актер. Кто то спросил бы, 'А чего ни хватает для полного счастья?' Ведь вроде бы студенческий сценарий Дэвида Гойера не так плох, а оператор Рассел Карпентер знает свое дело. В фильме очевидно проглядывается потенциал, загубленный Дераном Сарафяном. Да, да, именно от плохой режиссуры и 'плачет' этот боевик.
Детективу Луису Берку (Ж. К. В. Д.) поручили задание: внедриться в тюрьму 'Харрисон' под видом преступника, выяснить причины таинственных исчезновений и убийств. Он берется за это дело и проводя личное расследование, узнает интересные подробности, которые вовсе ни связаны с банальной 'маньячиной'. Тут куда взрослые дела, в которых замешаны как начальство тюрьмы, так и другие высокопоставленные лица. Но ступив на территорию тюрьмы 'Харрисон', главному герою предстоит выполнить не только типичное 'домашнее задание' под названием 'Привет уроды, я пришел', но и встретиться со своим прошлым, в лице живучего отморозка по кличке 'Заговоренный' (Пэтрик Килпэтрик).
Есть фундаментальные стандарты боевиков тех годов, но нету веских мотивов и ни хватает искренности. Очередное 'камео' от Аль Леонга (в каких только боевиках ни снимался этот бородач), карикатурные персонажи, переборщенное нытье в стиле 'ты стал срать черного цвета, потому что я черный?' и заводской махач от Ван Дамма (с обязательным содранием одежды).
В итоге: Хотите посмотреть фильм про тюрьму, в котором главную роль исполняет Жан Клод Ван Дамм? Тогда лучше присмотритесь к постановке Ринго Лама 'В аду' (2003 год). Куда жизненный, художественный и раскрывающийся фильм. А 'Ордер на смерть' - не то чтобы провальный, но явно ни удавшийся боевичок, напоминающий красивую обертку плохого шоколада.
Попытки ЖКВД в 90 – е выйти за рамки жанра восточных единоборств практически всегда пользовались у зрителя меньшим успехом, за исключением, если за дело брались именитые режиссеры - Джон Ву («Трудная мишень»), Роланд Эммерих («Универсальный солдат»), которые умело, совмещали сюжет с ударами актера. Но наравне успешных лент, можно встретить в фильмографии «брюссельского мускула» и проходные ленты, одной из таких является тюремный триллер «Ордер на смерть».
Почему «Орден на смерть», «Патруль времени», «Киборг», «Максимальный риск» и т.п. фильмы, которыми ЖКВД разбавлял свою фильмографию, снискали меньше любви у зрителя? Да потому что в них уже требовался сюжет, а уже потом шпагат и махи ногами ЖКВД. И именно сюжет в этих лентах «съедал» львиную долю хронометража, растрачивая дорогостоящие время на пустую болтовню, в то время как зритель жаждал от Ван Дамма его фирменного удара на 3600. Вот и в «Ордере на смерть» незамысловатый с детективным оттенком сюжет берет вверх над растяжкой звезды «Кровавого спорта» и отнимает целый час для того чтобы докопаться до истины (хотя догадаться на что «идут» заключенные было не трудно). Интриги никакой, лишь с появлением «заговоренного» (Пэтрик Килпэтрик) появляется интерес к ленте, но тут же картина берет другое направление, забывая все-то, вокруг чего строился сюжет целый час, все свелось к финальному поединку.
Рукопашные бои же в «Ордере на смерть» больше нужны для галочке, чем для сюжета. Поединков немного, а интереса в них ещё меньше – для ЖКВД здесь нет ни одного достойного противника, все они здесь отрабатывают роль «мальчиков для битья», чтобы Ван Дамму было, куда наносить удар. Наносит же удары актер все столь же здорово и легко. Финальный поединок же тянет на «троечку». Пэтрик Килпэтрик попросту неровня опять-таки Жан Клод Ван Дамму в схватке, хотя именно он вызывал некий интерес из-за той возможности «воскрешать» что одарили его создатели.
«Ордер на смерть» - проходной тюремный триллер с Ван Даммом.
Не представляю, чтобы кто-то заинтересовался подобным фильмом сейчас, не имея никакой предрасположенности к Ван Дамму, особенно молодому Ван Дамму. Так как без данного субъективного фактора делать здесь, собственно говоря, нечего.
Что вообще можно сказать об этом кино? Есть крутой рубака-парень, который защищает всех обездоленных, есть некий заговор, где обязательно должен быть замешан какой-то нехороший человек, друзья-коллеги, наплевавшие на истинную причину заключения. Короче, стандартный набор среднестатистического боевика.
Посмотреть можно на вандамовские удары ногами и...перечень явных достоинств картины оказывается на этом исчерпан.
Перед тем как стать высокооплачиваемой звездой класса 'А', Жан-Клоду Ван Дамму оставалось закрепить свою уже и без того неплохую репутацию в жанре боевика всего лишь одной качественной низкобюджетной картиной, которая бы еще и неплохо окупилась в прокате, чтобы продюсеры были на сто процентов уверены в состоятельности молодого бельгийского актера перед аудиторией для подписания с ним контракта на более масштабную картину, одарив последнего еще и немаленькой контрактной суммой.
В 1990 году таких лент, неоспоримо подтверждающих статус и способности Жан-Клода в жанре, стало две, одна у некоторых зрителей даже до сих пор сидит на устах, став в свое время просто хитом и иногда пересматриваемая и в наши дни, а другая, о которой сейчас и пойдет речь - 'Ордер на смерть', уже успела под напором времени многим забыться, все-таки прошло семнадцать лент с момента ее появления, и ныне уже не столь привлекательная, как раньше, осталась у многих лишь на старых видеокассетах. О ней, я сейчас постараюсь напомнить.
По сюжету...
'Ван Дамм в роли офицера Луиса Берка, «нечистого на руку» полицейского детектива, отправляется под видом осужденного в тюрьму 'Харрисон', чтобы раскрыть серию убийств заключенных. В стенах тюрьмы он сталкивается с жестокостью сокамерников, с коррумпированными охранниками, со смертью и предательством всех мастей. Когда Берк узнает шокирующую тайну тюрьмы, он должен совершить дерзкий побег — его последний шанс вырваться из лап сотен осужденных головорезов, возглавляемых его кровным врагом.'
...'Ордер на смерть' представляет из себя достаточно незатейливое действо, состоящее из практически прямолинейного сюжета и простого сценария, которые создатели умножили на крепкую атмосферу триллера с элементами файтинга, которого правда будет не так уж и много, плюс прикрепили ко всему к этому Ван Дамма и все его нам до боли знакомые каратистские приемы, которые выглядят здесь, прямо скажем, недурно. Дали же ему в злодеи - неплохих соперников в лице Арта Ла Флера и Патрика Киллпатрика.
Все происходящее на экране развивается достаточно понятно и неторопливо, а с момента приезда героя в тюрьму все обретает вообще приятную отдушину, потому что мы успеваем насладиться, то стильными приемами Жана, то его блестящими шутками и репликами. Дойдя до кульминационного момента, приезда в тюрягу основного злодея Сэндмана, кино по развитию начинает идти быстро и начинает возрастать как смертность персонажей, так и пламенно начинает гореть одно небезызвестное место главного героя, пытающегося спасти свою шкуру, но сможет он это сделать только в финале, поборов основного бэд гая.
Режиссер же преподносит все происходящее самым обычным для тех лет способом. Один главный герой, персонаж Жан-Клода, начинает сталкиваться с массой трудностей тюряги и препятствиями, которые он будет повсеместно преодолевать, дабы закончить расследование. Самое удивительное, что при всей простоте, фильм, как мне кажется, держится именно на персонаже Жан-Клода и за счет него вообще выезжает в жанре в целом. Примечателен тот факт, что здесь он находится еще только в самом расцвете сил и выглядит и внешне и физически очень здорово, что прибавляет его образу харизматичности и привлекательности.
Достоинств у картины не так много, помимо Жана здесь еще есть одно несомненное достоинство, которое рассчитано на любителя. Так вот смею заметить тот факт, что фильм принадлежит к эпохе видеосалонов, от которых всегда будет веять приятной советской ностальгией, а особенно, если эту эпоху вы успели застать. Гнусавые переводчики тех лет, которые вам наверняка прекрасно знакомы, как раз и добавляют фильму шикарную озвучку, которая и является неоспоримым плюсом и достоинством. Смотреть 'Ордер на смерть' в переводе от современных локализаторов уже не имет значения, потому что тогда кино станет совсем блеклым. Настоятельно рекомендую, просматривать ленту под озвучкой переводчика Гаврилова, мастера своего дела.
Подводя коротко итог всему своему отзыву, скажу лишь что 'Ордер на смерть' достаточно среднее кино из жанра и не самое лучшее у Жан-Клода, но ностальгия по прошлому, подкрепленная ярким героем Ван Дамма и уровневой по тем временам постановкой файтинга с элементами атмосферности триллера и напряженной музыкой Гари Чанга, во время просмотра, сделают ленту для вас приятной и интересной. Разумеется все должно быть подкреплено соответствующим настроем без которого вы не продержитесь долгое время у экрана.
Сюжет довольно интересный. Пол фильма идет напряженный триллер, но потом переходит в чисто Ван Даммовское русло, с чисто Ван Даммоскими драками, предсказуемым концом.
Если бы доверить такой сюжет мастеру, можно было бы сваять отличный триллер.