«Но чем всегда притягивают сказки, что в сказках не бывает серой краски…»
В последние недели тяжелого и непредсказуемого 2020 на большие экраны вышел российский фильм 'Серебряные коньки'.
Можно искать в этой истории недостатки (они, безусловно, найдутся), можно невыгодно сравнивать ее с другими, похожими. Но если воспринимать происходящее как рождественскую сказку - действу многое можно простить. И некую вторичность сюжета, и шаблонность героев. Ведь главный сказочный компонент - ощущение чуда - здесь присутствует. И за одно это можно сказать огромное спасибо режиссеру.
Антураж великолепен, как бы пафосно не звучало. Декорации рождественского Петербурга, празднующего начало XX столетия, выше всяких похвал. Как мы увидели и тогда в прекрасном городе зимой было невероятно скользко. Но это никого не смущало. Напротив, в арсенале большинства горожан присутствовали коньки, которыми они пользовались, чтобы передвигаться по замёрзшим каналам. На коньки вставали и банды, промышляющие отъемом денежных средств у честных граждан, и полицейские, которые пытались помешать злодеям.
На фоне всей этой праздничной суеты зарождается любовь сына фонарщика Матвея и дочери крупного чиновника Алисы. Казалось бы, между ними не может быть ничего общего. Но оба они совсем нетипичные представители своих классов, да и к тому же под Рождество возможно всё. Это нам давно известно из других сказок.
В фильме безумно красивая картинка, за которой приятно наблюдать. Два часа пролетают совершенно незаметно. Незаезженные лица исполнителей главных ролей также в плюс фильму. Очень хорошие ребята. В принципе, ни к кому из героев картины нет вопросов, разве что некая шаблонность присутствует. Злодей так уж злодей, святой так уж святой. Никаких полутонов.
К событиям, происходящим в фильме, также возникают многочисленные вопросы из разряда как, зачем и почему. Но повторюсь, это сказка. А значит и спрос с нее другой.
В любом случае, хочу искренне поблагодарить создателей этой рождественской истории за два часа отличного настроения.
'А зритель скажет: сказка раздражает,
Что жизнь она никак не отражает.
Но у меня есть тоже возраженье:
На кой вам черт такое отраженье?
Ей-Богу же, грешно у нас в Отчизне
Глядеть на сцене отраженье жизни.'
(с) Л. Филатов
В этом году, когда мир сходит с ума и люди буквально задыхаются от негатива и трудностей со всех сторон, нам нужен глоток чего-то светлого, теплого и сказочного. История, которая сможет растрогать до глубины души, и показать не супергероев и нереальную фантастику, а обычных людей, с их проблемами, недостатками - и вместе с тем душевной простотой, честью и героизмом.
Этот фильм - именно такая история. Простая, душевная, драматическая и немного сказочная, со счастливым концом. Ее герои - не только люди, живущие своей жизнью, пытающиеся добиться каждый своих целей - но и город, шумный, разнообразный, поворачивающийся к нам то одним боком, то другим. Мы видим Петербург бедных людей, темный, развязный, и Петербург знати - надменный, яркий, но вместе с тем душный. Золотая клетка противопоставляется залатанному кораблю, который и становится символом свободы и перемен для героев.
Герои все живые. Они не плохие и не хорошие - у каждого из них своя правда, свои мечты, цели. Мы можем взглянуть на ситуацию глазами каждого из них - и понять, почему они поступали именно так, а не иначе в это время. Порядки и нравы старого, патриархального мира сталкиваются с наступающим новым веком. Кто-то может с ними примириться, кто-то яростно протестует. Благородные аристократы, при ближайшем рассмотрении, оказываются с порядочной гнильцой, а нахальные преступники проявляют честь и достоинство, достойные истинных офицеров.
Актеры тоже оказались прекрасно подобраны на роль. Они выкладываются на 100%. Им веришь, восхищаешься, и практически ни разу у меня не возникало мысли, что где-то что-то не так, что актеры 'играют' фальшиво. Они живут своей жизнью: благородная Алиса, красноречивый и умный Алекс, суровый, но любящий отец - Николай Николаевич, простоватый Матвей и его отец... Имена персонажей отпечатываются в памяти, и перепутать их невозможно.
Отдельно хотелось бы отметить музыку - она настолько гармонично вплетается в сюжет, что в паре моментов я даже с нетерпением ждала ее, уловив тенденцию появления. Прекрасное соответствие ситуации помогает только еще глубже погрузиться в атмосферу фильма.
Я влюбилась в это кино от и до. Было приятно выбраться в кинотеатр и отдохнуть душой на хорошем фильме про простых людей с простыми судьбами. Хочется сказать искреннее спасибо всей съемочной команде и актерскому составу за прекрасную картину. Побольше бы снимали такого...
В России принято ругать наше кино и это не для кого не новость. Увы, есть за что. Это и замыленные лица, кочующие из фильмов в сериалы и обратно (привет Саша Петров!), и убогие сценарии, полные пошлятины и тупого юмора (привет 'Трезвый водитель', 'НеИдеальный мужчина' и иже с ними), и плохая актерская игра (привет Саша Бортич и прочие!), и многое другое. 'Серебряные коньки' порадовали меня уже тем, что перечисленных недостатков в них нет.
Петербург на кануне 20 века, все в предвкушении перемен. Прогресс несется вперед быстрыми прыжками. На Новый год очень богатые люди уже дарят машины, последние газовые фонари на улицах вот-вот заменят на электрические, а местная ЯндексЕда уже принимает заказы по телефону.
И все было бы хорошо, вот только высшее образование женщины все еще не могут получать свободно, только с разрешения папеньки или мужа. И это очень огорчает юную Алису, дочку высокопоставленного чиновника, считающего, что химию бабам знать не обязательно. Мне понравилась и Алиса, и ее отец (он человек своего времени), и ее забавная служанка, и белый кролик. Куда же Алиса, да без кролика, тем более в сказке.
С главным героем, Матвеем, дела обстоят не так хорошо. В отличии от Алисы, он не так интересен и его история, хоть и вызывает сочувствие, но все же не сильно цепляет. Так же, как и романтическая линия героев. Она милая, но не более.
Из мужских персонажей зацепили двое - Алекс, главарь банды и Трубицкой, офицер полиции. Я понимала обоих в этом фильме. И карманника, который не от хорошей жизни пошел воровать, и офицера, который должен разобраться с бандой. Алекс живет со своей бандой в старом корабле. Он умный, харизматичный, умеет вписаться в высшее общество, любит порассуждать о революции и по настоящему заботится о своей команде. Трубецкой в фильме показан вроде как злодеем, но ведь это его долг - остановить преступников, пусть зритель им и симпатизирует.
Один из несомненных плюсов - визуал фильма. Очень красивая картинка Санкт-Петербурга, нарядов, домов. Красивые зимние пейзажи, балы, красивые люди.
P.S. Я запомнила имена героев после одного-единственного просмотра. Для меня это говорит о том, что история меня зацепила на эмоциональном уровне.
Зная, что следом идут 'Обратные связи', “Огонь” и второй “Последний богатырь”, “Коньки” не кажутся фаворитом новогодней кассовой битвы, хотя обладают аналогичным с конкурентами бюджетам и размахом (ну кроме сиквела комедии с 'Квартетом И'). Против фильма выступает отсутствие узнаваемых звезд на первом плане, а также место и время действия, опороченные прошлогодним “Союзом спасения”. Но, во-первых, главным героям по 18-20 лет и известных актеров этого возраста в российском кино попросту нет. Так что ставка на дебютантов оправдана, плюс свежих лиц на экранах не хватает и зритель, кажется, на это тоже намекает (недавний “Стрельцов” с вездесущим Петровым прошел не сказать, чтобы уж очень). Во-вторых, политика в фильме третьестепенна и “Коньки” не призывают ни к смирению, ни к сопротивлению. Она вообще не об этом. Это самая что ни на есть простая история о любви богатой и нищего, которым по статусу не суждено быть вместе, но сердцу не прикажешь. Да, “Титаник”, с ним “Коньки” не соревнуются и вообще схему не Кэмерон тоже изобрел. Как ни странно, сценарий на редкость адекватный, возможно даже слишком осторожный, чтобы фильм потом не стал жертвой позорных обзоров. Ну и все очень-очень красивою. Ни дать ни взять - новогодняя открытка.
В общем, с подругой, другом, женой, мужем, любовником, любовницей и даже с детьми родителям идти можно, не боясь покраснеть. В этом году много что провалилось по делу (и не собрало бы много даже без коронавируса), но “Серебряные коньки” заслужили того, чтобы собрать приличную кассу. Миллиардом, который требуется для полной окупаемости, не пахнет, но “Стрельцову” тоже будет обидно проиграть!
Честно признаться, в свое время после просмотра трейлера этого фильма в душе ничего не ёкнуло. Внутренний скептик загодя вынес ей вердикт: к просмотру не обязательно. Однако, как это часто бывает, реальность разошлась с ожиданиями. Фильм приятно удивил.
Дебютная полнометражная работа режиссёра Михаила Локшина, о котором ровным счетом ничего не известно, оказалась технически сложной, качественной и визуально безупречной картиной, с большим экспортным потенциалом. Простую и вечную историю простолюдина Матвея и аристократки Алисы вполне можно назвать «русским Титаником». Герои борются за себя и за любовь на «борту» заснеженного имперского Санкт-Петербурга, которому в скором будущем суждено столкнуться с революционным айсбергом и утонуть со всеми пассажирами первого класса. Пассажирам третьего класса, как нам известно, в этом случае повезло чуть больше…
Фильм, скроенный по лучшим западным лекалам, является классической рождественской сказкой, с атмосферными декорациями, нотками светлой грусти и надежды. Не берусь судить насколько достоверно с исторической точки зрения показан быт жителей Санкт-Петербурга и сшиты костюмы персонажей. В рамках выбранного сказочного рождественского концепта все выполнено органично. Огромный плюс картины – грамотный кастинг. Локшин отказался от забронзевевших и порядком поднадоевших актеров, поставивших свое мастерство на конвейер. Свежие, «незаезженные» лица привнесли в картину необходимые легкость и новизну.
Фильм не изобилует юмором, но в повествование тонко и иронично включены отсылки к современной российской действительности. Это его авторам безусловно в зачёт.
Ну и музыка. Один из трейлеров намекал на очередное использование англоязычных песен в качестве саундтрека. Не раз уже высказывался против их использования в отечественных фильмах. Слишком дешевый метод придать картине голливудского лоска, редко идущий ему на пользу. В «Серебряных коньках», хоть автор музыки и заморский (Гай Фарли), англицизм саундтрека не выпирает, да и от проката по Мойке под песни Элтона Джона отказались.
Заминусовать, пожалуй, картине можно только одно – чрезмерный акцент на идейной компоненте (ну не тянет сообщество воров на передовиков будущей революции) и все той же идее женской эмансипации. Чуть поменьше бы всего этого. Впрочем, это мелочи, видимо призванные придать фильму больший экспортный вес, перед отправкой на стриминги стран загнивающего либерального запада.
Первое впечатление о «Серебряных коньках», думаю, у всех будет одинаковым (любопытно, что даже не имеет особого значения, понравился или нет и чем) – в любом случае это было ярко, грандиозно, живо, пластично, динамично, исполнено гармонией зимнего настроения, а главное – невероятно красиво. Надо сказать, бюджет создатели размазали по фильму так жирно и равномерно, как масло по хлебушку. Одно это уже было бы хорошим знаком для отечественного кино, но, помимо этого, создатели преподнесли нам этот бутер еще и с первоклассной игрой актеров, неангажированным содержанием, жизнеутверждающей идеей.
«Серебряные коньки» – продукт амбивалентный и ненавязчиво постмодернистский. Двойственность его, прежде всего, очевидна при определении жанровых составляющих фильма. С одной стороны, это классический образец жанра волшебной сказки: мотивы волшебного предмета (зеркало), волшебного дара (те самые коньки), заключения девушки (ряд запретов отца, метафора золотой клетки), испытания главного героя (его инициация), метаморфоза (бедный / богатый). С другой стороны, фильм напрочь лишен фэнтезийного компонента. Все, что происходит на экране (при принятии ряда условностей), можно списать на волю судьбы или случая. Здесь и рождается чудо. При фактическом отсутствии волшебства многовековая схема сказки работает.
Что же до постмодерна — это было тонко и неожиданно. Это просто вихрь литературных, кинематографических и исторических аллюзий и отсылок к современным реалиям. Из литературных, во-первых, на одноименный роман М. Додж, всего лишь намеком, т. к. общего у книжного Ханса с киношным Матвеем – разве что коньки и больной отец. В Матвее же более отчетливо видим черты Алладина, Джека из «Титаника», Уилла Тернера из «Пиратов», в одном из эпизодов (внезапно) – даже Джона Сноу из «Игры Престолов», соответственно этому в Алисе узнаем принцессу Жасмин, Элизабет Суонн и Роуз, а в эпизоде бала-маскарада она определенно перевоплощается в Настеньку из «Морозко». Ледовая банда — и вовсе революционный кружок из «Бесов» Ф. М. Достоевского, сам же главарь Алекс — франкенштейн, сшитый из черт разных персонажей: те же бунтарские нотки Верховенского и Ставрогина (Ф. М. Достоевский «Бесы»); остроумие трикстера Джека Воробья с его же атрибутом — кораблем («Пираты Карибского моря»); имя и статус предводителя Алекса («Заводной апельсин»); кроме того, на него возлагается функция волшебного помощника сродни феи-крестной или Джина из лампы («Золушка», «Алладин»). Аллюзии связаны и со второстепенными персонажами, например, в князе Аркадии видим самодовольного принца Чарминга из «Шрека», в отце Матвея узнаем фонарщика из «Маленького принца» А. де Сента-Экзюпери с четкими моральными установками (уговор есть уговор) вне зависимости от давления обстоятельств. Сам город становится аллюзийным, мы видим не Санкт-Петербург 1899 г. – мы видим околодиснеевский Санкт-Петербург из «Анастасии». Милы и ироничны также отсылки к современным реалиям по типу присутствия в кадре вывески «Сбербанкъ», представителей служб курьерской доставки с характерными рюкзаками, ям и колдобин на русских дорогах как стратегических объектов. Это все невероятно дикая эклектика, и, самое интересное, она обретает здесь связность, она работает на целостность фильма.
Слишком много об актерах говорить ситуация не располагает. От играющих эпизодические роли лакеев, купцов, выпивох до исполняющих главные — все они сделали этот фильм жизнеспособным, верю. Нельзя не подчеркнуть юность, красоту и незамыленность актеров Федора Федотова (Матвей) и Софьи Присс (Алиса), без которых и не представить эту зимнюю сказку. И, разумеется, не без слова о Юре Борисове (Алекс), при каждом появлении которого то и дело вздыхали девчонки в кинозале. Вводишь в поиске соцсети хэштег #серебряныеконьки — угадай, кого сразу же увидишь. Да, Алекса. И, надо сказать, и фигура внушительная, и персонаж донельзя интересен (о чем упоминалось ранее), а сам Борисов и вовсе восхитителен. Умолкаю.
То немногое, что смутило, — саундтрек. Нет, музыкальные темы были всегда к месту и как-то даже оживляли картинку, но, намеренно или же нет, они полуслиты из того же «Шерлока», например, или, что еще более странно, — из триллера «Ночные животные» (в точности момент из «Table for two»). Это что касается композитора Гая Фарли. Если говорить о Клоде Дебюсси с его непреходящим «Лунным светом» — здесь определенно все на своих местах.
Нет желания подводить итоги, говорить об излишней наивности, излишней романтизации преступного мира, странном возрастном рейтинге и ряде спасительных условностей. Хочется просто сказать спасибо за два часа зимней сказки и чуда.
Какой из классических сюжетов, вопреки своей тривиальности и частоте повторений в различных трактовках, всё равно находит отклик у зрителя и цепляет при должном подходе? Не секрет, что столь обожаемой многими поколениями фабулой является та, в которой во главу угла становится романтическая линия, тесно сопряжённая с классовой разностью влюблённых. Такие истории сопровождали нас с самого детства. Любой из соотечественников наверняка вспомнит историю о простаке Ване, который работал при царе печником, по уши влюбился в царскую дочь и, будучи озарённым любовью, отправился на поиски Летучего корабля... Или прекрасную музыкальную фантазию о возвышающем свободу юноше, разъезжавшем со своими верными друзьями по свету, даря совместными с ними усилиями незабываемые эмоции народу, и в один момент увидевшем своё счастье в принцессе, таким образом став готовым на прохождение любой преграды во имя любви... А из зарубежных хитов сходу приходит на ум сказка с восточным колоритом об уличном воришке, пожелавшем добиться руки и сердца дочери султана, но не утратившем на этом пути своих лучших качеств. И конечно же, прочно закрепилась в мировом кино невероятно красивая как в ментальном, так и в визуальном смысле история о внезапной и хрупкой любви юного бродяги и девушки из высшего общества, развернувшаяся на фоне реальной масштабной трагедии. В каждой из этих историй были свои художественные средства, обогащавшие устоявшиеся архетипы, каждая из них имела свой градус релевантности для различных возрастных категорий, и все из них были одарены зрительской любовью и по сей день считаются культовыми. Наверняка именно этим и руководствовался режиссёр «Серебряных коньков», выбрав в качестве дебютной работы реализацию сценария с именно таким сюжетным стержнем.
Здешние объекты романтики от упомянутых выше не шибко-то и отличаются не только в контексте размеров пропасти, сформировавшейся между социальными положениями главных героев, но и по половой корреляции с соответствующими ступенями социальной иерархии. Попросту говоря, «она» опять высоких кровей, а «он» традиционно примеряет на себя образ простолюдина, да ещё и далеко не с крепким достатком. Однако неприкрыто повторяясь за Розой и Джеком (к тому же сделав толстую отсылку на эротическую мизансцену из блокбастера Кэмерона), Алиса и Матвей в определённых аспектах имеют заметные отличия от своих условных источников вдохновения, и эти отличия работают в первую очередь на обогащение образов. Матвею предоставляется какой-никакой бэкграунд в виде линии отношений с отцом, добавляющей фильму драматического накала. Впоследствии эта же линия даёт большей убедительности факту его вступления в преступную группировку, что в каком-то смысле сглаживает изначальную безальтернативность его выбора, сперва не подкреплённую никакими мотивами. Алиса сочетает в себе чуть ли не самые лучшие качества, которые могут быть присущи девушке её возраста. Аристократичность в прямом и косвенном её проявлениях, стойкость духа, остроумие и целеустремлённость – это всё про неё. Кто-то скажет, что она стала очередным воплощением идей эмансипации и феминизма, но при этом будет неправ. Куда более справедливо будет утверждать, что через образ Алисы продвигается призыв к наделению сферы образования большей общедоступностью, что в наших реалиях очень актуально. В каком-то смысле данное высказывание со стороны создателей можно считать осуждением той исторической эпохи, которая предшествовала тем нововведениям, что окончательно закрепили права женщин на высшее образование. А что касается конкретно любовной линии между Алисой и Матвеем, то хоть поначалу и непонятно, что такого она в нём нашла, но по мере развития сюжета герои стирают все сомнения у себя в мыслях, становятся на путь, полный множества преград, а попутно их химией (ох уж эти спонтанные каламбуры – Алиса ведь химией увлечена) проникается и зритель.
Примечательно, что факт классового неравенства стирается только в глазах главных героев и только по отношению друг к другу, в то время как, к примеру, попытка Алисы установить контакт с молодыми заложниками идеи экспроприации ничем хорошим не заканчиваются. Да и вообще жгучее противостояние власть имущих и группы «инициативной молодёжи» занимает едва ли не центральное положение в сюжете. И в нём имеет место быть имитация подмены понятий, когда якобы со стороны добра выступают, если называть вещи своими именами, государственные преступники, в то время как в отрицательной ролью наделяют того, кто призван поддерживать в стране порядок. Почему это имитация? Потому что в конечном счёте Матвей и Алиса абстрагируются от этого идейного столкновения, а в результате с обоих сторон выявляются подонки. Со стороны высокопоставленных это Трубецкой, на чьи корыстные мотивы фильм проливает свет буквально с самых первых минут его появления, а со стороны простолюдинов – лидер воровской банды Алекс, символично следующий душевной организацией и харизмой за главным героем «Заводного апельсина». К слову, не отходя далеко от отсылок, стоит сказать, что они в этом фильме очень меткие и не выглядят чужеродными и топорными. Помимо «Титаника», тут вам и «Большой куш» вспомнится (не хватало только, чтоб во время погони на льду заиграла музыка из сцены преследования зайца собаками), и «Шерлок Холмс» всё того же Гая Ричи, а риск не засмеяться во время рассказа о часах, перекочевавшего из «Криминального чтива», крайне мал.
Но если при желании можно и найти пробелы что в драматической, что в идейной составляющей фильма, то к визуальной составляющей уж никак не выйдет предъявить претензий. «Серебряные коньки» безумно красивые, причём не только в своей классической романтике, но и в романтике места действия. Удивительно, как съёмочной группе удалось с минимальным использованием компьютерной графики воссоздать настолько правдоподобную атмосферу Петербурга конца эпохи Царской России. Радуют глаз не только натуральные съёмки на льду и постановка сцен, преимущественно происходивших во дворцах, но и сцены, снятые в павильонах, от которых совершенно не отдаёт неестественностью. Игра со светом и цветом, подбор костюмов, динамика и виртуозность ряда сцен – глядя на всё это, чувствуешь настоящий блокбастер. Особый шарм среди всего пиршества имеют, конечно же, сцены на льду, которые не только излучают драйв и грацию, но и служат неординарным художественным средством, показывающим, где ещё можно найти практическое применение конькам, помимо роли обязательного атрибута фигурного катания.
В конечном счёте атмосфера фильма и рассказанная в нём история приносят удовольствие, сравнимое с поеданием вишнёвого пирога. То есть вроде для организма и не слишком полезно, но до крайности вкусно. Это очень яркая, завораживающая, добрая, сказочная и поучительная картина, которая скрасит как романтический вечер, так и семейный просмотр... Хотя последнее не полностью корректно будет, в какие-то моменты совсем уж маленьким зрителям придётся закрыть рукой глаза, а тем, кто присуждал возрастной рейтинг, за такие упущения в жбан дать лишним не будет.
Серебро на коньках плюс не обжигающая любовь, вельможи, воры, тень грядущих революций… и всё с каким-то таким почти диснеевским волшебством
18+
Путешествие в Петербург. Для тех, кто его любит, кто им восхищается и т.д. Никогда не был в Петербурге дореволюционном, хотя, конечно, центр города местами очень неплохо сохранился, но и тут уже много новомодных зданий как советской, так и самой современной застройки.
Наше кино как может скрывает то, что его снимали в веке нынешнем, современном. Чаще всего для этого используется графика и замыливание дальнего фона с помощью дымки или чего-то такого (благо дома раньше отапливались печным способом, поэтому дымки в городе было много). Но даже при этом некоторые детали всё-таки выдают современность, даже оконные рамы некоторых зданий - слишком уж современные... в некоторых случаях даже видно (мельком), что эти рамы открыты для проветривания так, как умеют чаще всего только пластиковые стеклопакеты - откидным способом. Зато сразу понимаешь, что снимали на натуре в большинстве случаев, то есть задний фон натуральный, а не компьютерный.
Понятно, что иногда герои входят или выходят из одних зданий, но следом снаружи стоят уже у других. Тут чётко не определить, но чехарда есть (даже в переездах на карете из пункта А в пункт Б почему-то герои делают огромный крюк). Благо хоть в Петербурге и окрестностях много дворцов и прочих музейных комплексов, где более или менее интерьеры оригинальные сохранились или воссозданы почти до оригинального состояния, хотя в большинстве случаев они уже намного менее богаты, чем в бытность царской власти (что-то пропало, что-то украли или продали, что-то просто сгнило, но многое и сохранилось).
Наш фильм по сюжету находится на рубеже эпох. Постепенно газовое освещение улиц, как и всего прочего сойдёт на нет, уступая дорогу электричеству, в будущем лампочке Ильича. Само же царство русское или Империи Российской находится на пике своего могущества, не подозревая, что вскоре по причине большой войны и смуты, последующей за ней, внезапно падёт. Пока же всё относительно спокойно, хотя в истории России, откровенно говоря, не было ни одного спокойного десятилетия за всю историю: то восстания, то мятежи, то войны, то ещё что-то всегда происходило, и всегда норовило стать судьбоносным, если вовремя не принять мер.
В нашем фильме тень грядущего тоже вставлена вскользь, намёками. Но в основе - любовь. Романтическая баллада почти на коньках. В общем, одна кроля наворожила себе парня - тот и появился у неё за окошком. Пламень любви вспыхнул прям тут же ярким пламенем. Оранжевым,- добавила Оранжевая.
Скользим любовью по империи на излёте в забавной истории о жизни бедных и богатых. Самое смешное, что в подобных лентах и тех, и других обычно играют условно бедные актеры и актрисы.
Не знаю, настолько ли были заполнены реки и каналы людьми и торговцами как в фильме перед 1900-ым годом, но вполне возможно, что торговля тут оживлялась перед Новым годом. Пишут, что раньше лёд на Неве и прочих водных гладях был крепче, куда более толстенным (по нему даже что-то вроде трамвайного сообщения прокладывали в зиму когда-то). Сегодня же вот уже много лет выход на лёд в СПб запрещён (не всех это останавливает - но это их собственный выбор, страх и риск). То ли глобальное потепление, то ли техногенное влияние сливаемых в реку вод и различных подземных коммуникаций влияет, но реки в городской черте сегодня промерзают не так хорошо как раньше. Правда этой зимой мороз очень крепкий (говорят прям как в 1942, когда мороз во многом и остановил Гитлера), наверняка и лёд.
А в пору того, когда Санкт-Петербург был столицей, чего только в нём не было, даже вроде подобие американских горок в центре устанавливали. Да и на льду много всяких аттракционов было, особенно когда не было толком мостов между островами/берегами Невы, и так и так народ пересекал реку пешком, на санях или ещё как. Из условно зимнего транспорта на Неве сегодня я видел только катер МЧС на воздушной подушке - прикольно так скользит, а из всего, что устанавливается к Новому году на некоторых каналах видел только специальную подсветку, которую вдалбливают прямо в лед на штырях.
Эх, сегодня все столичные ништяки только Москве достаются. Для равномерного развития страны можно и дальше куда-нибудь на восток столицу перенести ещё раз. Хотя бы вымышленно снять кино про будущее, где столица уже где-то посреди самой настоящей Сибири или на границе с Китаем, чтобы торговать с теперь уже главным экономическим партнером было сподручнее. И там будем зимой тоже прям по реке между государствами на коньках рассекать, доставляя товары с того берега на этот. Что-то вроде альтернативного будущего, где всё ещё газ используется для освещения улиц, а мосты ещё только-только начнут массово строить, и у руля российского всё ещё царская власть.
Ну ладно. А вот полиция на коньках или как там назвать её... коньковая полиция - это, конечно, нечто в нашем фильме. Своего рода вопрос цензуры поднимается, даже право голоса для женщин мельком упоминается. Если задуматься, то страна за сто с лишним лет большой путь проделала. Многое поменялось, многое осталось неизменным - прям как Петербург.
Самый прикольный и отчасти харизматичный персонаж ленты - предводитель воровской банды, эдакий пират с настоящим кораблём, немного начитанный... чтение изменило его разум, но сюрреалистично. Сюра вообще в ленте, конечно, много. Весь город и его жители немного сюрреалистичны в нашем кинопроизведении.
Самый красивый персонаж - главная героиня, естественно. Её красота не только и не столько женственна, сколько больше девственна в широком смысле. Даже Петербург в чём-то немного таким получился. Но это такая девственность, которая легко сползает, наверное, поэтому в итоге фильму влепили повышенную категорию.
В остальном я тут узрел чисто для себя вариацию Пиратов Карибского моря, условную вариацию, где у нас есть главная героиня - Кира Найтли, её домогается как может местный Орландо Блум, а пиратский предводитель шайки воришек - это Джек Воробушкин или ещё какой однотипный герой. И да, согласен с тем, что концовка фильма особенно напоминала непотопляемый в романтике Титаник.
Дети выросли однажды и родителям их уже не удержать…
Наверное, именно в таком ракурсе можно рассмотреть данный фильм. Который включает в себя и любовь, и трагедию, и преступления, и химию, и конечно сказку. Если бы Матвей знал к чему приведет его увольнение из магазина, то по-иному выстроил свой первоначальный маршрут. А может и нет.
«Серебряные коньки» это водоворот событий и галопом сменяющиеся сцены, где герои движутся к финалу, и если в какой-то момент начинает казаться, что финал может быть не счастливый, то уже следующий поворот возвращает зрителя в благодушное настроение относительно главных героев. Как не парадоксально, но цельными получились как раз второстепенные герои, а не главные. Главарь шайки Алекс, мне понравился значительно больше рафинированного Матвея, и про революцию толкнет речь, и повеселится не дурак, и остается верен своему слову до конца. Его антагонист князь Трубецкой, тоже получился человеком цельным и волевым, достижение цели любым путем это его кредо. Они даже похожи в чем то, хотя цели у них и разные. А вот главные герои получились обычными и не впечатлили меня. Роднит их то, что они все делают наперекор своим родителям, именно поэтому я такой эпиграф и выбрал. Весь фильм они только и делали, что шли наперекор воле родителей.
Актеры по - своему неплохо играли, мне больше всех запомнился Юра Борисов, его экспроприатор – революционер, был и обаятельным, и жестоким одновременно. Хорошо смотрелись Тимофей Трибунцев и Сергей Колтаков, давно не видел последнего в большом кино.
Не буду нудить по вопросу несоответствия мундиров и вицмундиров чиновников министерства внутренних дел, этикета и прочего – это сказка, а в ней возможно все. Соответственно и всем предлагаю отнестись к данному фильму как к сказке про выросших детей, и порадоваться за них.
Мне понравился фильм по восприятию - ярко, нарядно, с выдумкой. Можно посмотреть и отдохнуть мозгами, сосредоточившись на Рождественском Санкт-Петербурге в канун 1900 года.
Воссозданная на экране эпоха конца XIX века органично сочетается с отсылками к современным реалиям. Хотя пространство фильма – отлакированное, сказочное. Разве не мог еще, например, Ганс Христиан Андерсен написать рассказ о злоключениях сына фонарщика, рассекающего по льду на «волшебных» серебряных коньках? Хотя справедливее заметить, что мир фильма поделен на три части. Рождественские ярмарки, ледовые балы, маскарады, изысканные торты – мир главной героини, дочери министра. Честная бедность, неблагодарный труд, болезни – жизнь доставщика Матвея. Третье же пространство (однако, его обитателей лишь отчасти) мы можем встретить в целом ряде ранних советских фильмов: многочисленные хазы, в которых ютились воры и налетчики. В «Серебряных коньках» даже злачное место не избежало поэтизации: заброшенный корабль у Чертова моста.
В отличие от героинь сказок, дочь министра Алиса мечтает не о встрече с прекрасным принцем, а об учебе на высших женских курсах и занятиях наукой. Втайне от отца девушка препарирует лягушек, изучает основы химии и легко разоблачает мага Фурье, в основе фокусов которого лежит не волшебство, а наука. В воровской банде в ходу марксистская терминология: не «кража», а «экспроприация», не «собственность», а «временное хранение». Возглавляющий воров Алекс – этакий Робин Гуд, однако делиться награбленным добром с бедняками он отнюдь не собирается. Именно он вручает Алисе опасный по тем временам подарок – издание «Капитала». Несмотря на довольно спорное понимание справедливости, представление о чести для Алекса – самое что ни на есть традиционное.
Трогательность и сложность взаимоотношений Матвея с отцом выводит эту сюжетную линию по важности чуть ли не на один уровень с основной любовной историей. И сближает «Серебряные коньки» с русской классической литературой. Именно наставление отца – маяк для героя, не позволяющий ему забыться и потерять себя. Простой фонарщик, он даже не обучил своего сына грамоте, но наказал: «Смотри всегда только вперед». Не обходится и без конфликта поколений, хотя в итоге отцовская и сыновняя правды соединяются, не отрицая друг друга. Отношения Алисы с отцом, высокопоставленным чиновником, более формальные, но и здесь найдется место сближению и взаимному принятию.
История любви в фильме тесно переплетается с проблемой социального неравенства. Многие критики, помнится, отмечали сходство «Серебряных коньков» с сюжетом «Титаника». Отношение героев к нему, неравенству, различается существенно. Алекс – выразитель бунтовских настроений, мечтающий о коренных социальных преобразованиях, достижение которых невозможно, по его мнению, «мирным путем». Матвей же, далекий от подобного максимализма, считает, что представители разных классов должны сосредоточиться не на различиях, а на общем между ними. Что ж, именно такой взгляд на вещи позволяет сблизиться Алисе и Матвею.