Продолжая драматическую историю Эрики из фильма Ханеке «Пианистка», Крис Краус раскрывает характер своей героини Трауде Крюгер – преподавателя игры на пианино - через взаимоотношения с молодой заключенной Дженни во время её подготовки в тюремных стенах к музыкальному конкурсу.
И у Ханеке и у Крауса пианистки обладают схожими чертами - фанатичное отношение к любимому занятию, что побуждает их быть решительными в выборе между женским началом и искусством; замкнутость, которая является причиной несчастного прошлого; «оригинальные вкусы», и не только в музыке; целеустремленность, демонстрирующая сильный характер героинь. Безусловно, при наличии однотипных характеристик «пианисток», у Крауса индивидуальное мировосприятие и он рассказывает историю о последнем шансе старого преподавателя достичь самоуважения за свои усилия. Параллельно «Четыре минуты» - это история о пропадающем таланте, почти погасшем от ужасающей обыденности жизни, которая также жестоко распорядилась и с судьбой Оскара – умершего при родах сына Дженни.
Преследуя личные цели, Трауде Крюгер и Дженни заключают сделку, соответствующую средним стандартам экшен-муви, хотя мотивация Дженни неясна, скорее всего, мотивация у неё и вовсе отсутствует, что объясняется суровыми обстоятельствами жизни. Но финал фильма, выраженный через музыкально-противоречивое излияние Дженни, оставляет зрителю надежду, что у героини появится цель.
Драматургия фильма экспрессивна и органична, но не обошлось и без существенных провалов – Трауде Крюгер целеустремленно идет к своей цели, но вдруг отказывается от музыкальных занятий с Дженни, когда узнает о причинах её судимости. Зритель начинает себя чувствовать неуверенно, так как помнит - какое условие сделки направляет фильм к завершению, да и сама Крюгер заявляет, что её интересует исключительно музыка, но затем она отходит от поставленной цели, выполняя уже цель сценариста по созданию фальшивого напряжения. Другой слабо-уравновешенный эпизод – «искусственный конфликт» Дженни с сокамерницами, хоть он и имеет убедительное основание быть, но именно этот эпизод окончательно потопляет драматургию напряженной истории.
Возвращаясь к сравнению фильмов Ханеке и Крауса, точно можно утверждать, что у Ханеке получилось сделать фильм утонченней и достичь наиболее плавной органичности.
P. S. Что касается молодого поколения немцев, имеющих отношение к кинематографу, то у них проявляется обостренное чувство вины за нацистскую историю. Краус в своем фильме рассказывает о сломанной судьбе Трауде Крюгер во время нацистского режима, Деннис Ганзель в фильме «Волна» моделирует автократию в рамках современной школы.
2 из 10