Энджи Андерсон приобрела психологическую травму, став жертвой изнасилования в лифте, и с тех пор эта травма лишь усугубляется, перерастая в паранойю и манию преследования.
Знакомство Энджи с новыми соседями, братьями-близнецами, вначале не предвещает вроде бы никаких роковых последствий, но вскоре ей предстоит пережить такой жуткий кошмар, который зрителю лучше увидеть и прочувствовать.
Этот психологический триллер с великолепной Шэрон Стоун я смотрел несколько раз еще в детстве, и каждый раз он меня поражал своей тягучей и мрачной атмосферой, близкой к фильмам Хичкока. Меня поражала квартира-ловушка, где вся мебель привинчена к полу, поражали ножницы в руках у Энджи и поражал ее последний взгляд в конце.
Даже, чтобы просто увидеть этот взгляд, фильм можно пересматривать десятки раз.
Но как жаль, что этот гениальный фильм столь плохо показал себя в прокате, ведь лента является одним из самых оригинальных триллеров 90-х годов.
В голове перепуталось, кружится,
Как по осени лист на ветру.
За окном вьюга зимняя вьюжится,
Я одна проснусь поутру.
И одна усну я по вечеру,
Когда солнце сядет опять.
Раз любить в жизни было мне нечего,
То и нечего будет терять.
М.
Перед нами дуалистический фильм-перевертыш. Психологический триллер, в котором все не такое, каким кажется. Дуализм картины, его двоичность, намек на обратную сторону, проявляется уже в названии. Ведь что такое ножницы? Это не просто острый режущий предмет, которым можно убить кого-то или самому пораниться. Это еще, как говорится во всем нам известной загадке «два кольца, два конца, посредине…», верно, в данном случае нужно зреть в корень и искать то, что посредине, потому что, как правило, именно там кроется суть.
Молодую девушку со слегка расстроенной психикой словно преследуют неприятности. То в лифте нападут, то новый сосед нахамит весьма непристойным образом – страдает наша красавица, ой как страдает.
А тут еще новая напасть. Клиента, который должен был сделать хороший заказ, в квартире не оказалось. Вместо этого она оказывается в ловушке в недостроенном доме. В спальне труп незнакомого мужчины с ее ножницами в груди. И все указывает на то, что убила его она.
Пытаются ли нашу героиню свести с ума, и повесить на нее убийство незнакомца или же разум ее действительно помутился, и она является виновницей преступления? Вот та загадка «Ножниц», которую зрителям предстоит разгадать.
Выступая ярким психологическим триллером, в котором присутствует относительный хэппи-энд, фильм при этом производит невероятно тягостное впечатление, будто всю радость из тебя выкачали, а мозг, душу и внутренности вывернули наизнанку.
Не проявляется ли здесь снова дуализм «Ножниц»? Наслаждаться отличным фильмом мешает создаваемое им гнетущее впечатление.
Ножницы – предмет сакральный и магический, способный и защититься и убить. Это предмет, с которым вряд ли стоит играть без опасности нанести самому себе вред.
Так же в конце рискует поплатиться и убийца за совершенное преступление. Ножницы, нанесшие удар жертве, так или иначе, обратятся против преступника.
Такое вот кино. Бриллиант своего жанра (совершенно несправедливо забытый), но при этом, сей маленький бриллиантик так тяжел, что на шею его в качестве украшения не повесишь.
Представьте себе, что Вы – юная невинная девушка с ранимой психикой. Вы заходите в лифт, за Вами следом в лифт заходит здоровенный амбал с рыжей бородой. И тогда, когда Вы ни о чем плохом не думаете, этот тип набрасывается на Вас… Страшно? А это только цветочки, бутончики… Ягодки и все самое страшное еще впереди!
Героине фильма «Ножницы» предстоит пройти через настоящий кошмар! И самое страшное ее ждет в просторной современной квартире с наглухо закрытой дверью, прочными окнами и мебелью, прикрученной шурупами к полу. В спальне на кровати лежит труп мужчины, с ее (!) ножницами в спине, телевизоры включаются сами по себе и показывают то, от чего ей становится совсем дурно. Кто-то очень умело и грамотно превращает девушку в подопытного кролика, в марионетку, которую дергают за тонкие ниточки ее нервов. Как тут не сойти с ума?
Зритель пребывает в том же состоянии… Где выход? Кто виноват? Кто тот страшный кукловод Карабас Барабас, кто поставил весь этот жуткий спектакль? Ответы на все вопросы мы получим, но только в самом конце фильма, как и должно быть в настоящем триллере. Но до этого еще нужно дойти, окунувшись в атмосферу ужаса. Вспоминается добрым словом дедушка Альфред Хичкок, который мог нагнать страху на зрителя без единой капли крови. Так и фильм «Ножницы» - пример самого классического триллера в хичкоковском понимании этого слова. Мы не видим процесса убийств, мы не видим отрезанных голов и луж крови. Ничего этого нет. Но страха от этого не меньше.
Героиня Шерон Стоун - девушка с психологическими проблемами. Сыграть такую роль не так уж легко. Но Шерон справилась просто гениально! В болезнь ее героини веришь с первого кадра. Шерон выложилась на 100%! Такую актерскую игру увидишь не часто. Это мастерство высокого уровня. И Шерон этой ролью доказала, что она не только сексуальная блондинка, но и очень глубокая психологическая актриса. Даже не верится, что спустя всего год она из невинной больной девушки Энджи в «Ножницах» превратится в женщину-вамп, фатальную обольстительницу Кетрин Тремэл из «Основного инстинкта». Это талант актрисы!
В общем, делая выводы, скажу, что я «Ножницам» ставлю самую высокую оценку! За отличную режиссуру, за великолепную актерскую игру, за возвращение к истокам триллера!