'Мама, арабы -такие же люди как мы: две ноги, две руки, посередине жо... жо... жесткая голова!'
Шматко, т/с 'Солдаты'
Весьма приличный образец военно-драматического боевика, весьма примечательный некоторыми нюансами. В-первых, американцы сняли фильм, где нет ни одного представителя армии США, что само по себе необычно, при этом герои-арабы упоминают 'звездно-полосатых' в довольно негативном контексте. Появляющиеся в сюжете иранцы тоже изображены нейтрально, что совсем ни в какие ворота - ну примерно как наличие положительного советского (или вообще русского персонажа) в кинематографе современных Польши или прибалтийских стран. Отражен также и момент недоверия, иранцы и иракцы воевали в прошлом, так что при встрече они разговаривают друг с дружкой 'через губу', а порой даже активно троллят и поддевают вчерашних врагов, но расстаются в целом мирно.
В остальном - довольно стандартный, но крепкий образец чисто мужского военного фильма со всеми его атрибутами. Нет ненужной романтической линии, чем патологически грешат почти все отечественные фильмы про войну. Герои, иракские полицейские, участвующие в боевых действиях против Исламского Государства (организации, запрещенной в РФ, бла-бла-бла) во время Битвы за Мосул, хотя и арабы - то есть люди для меня совершенно из другого мира, вызывают симпатию - в конце-концов они честно исполняют свой долг. Показано сложившееся боевое братство, герои раскрыты несколько скупо - у фильма очень небольшой хронометраж, но к ним успеваешь проникнуться симпатией. При этом погибают персонажи только так, местами неожиданно и крайне жестоко.
Боевые действия не столь масштабны -речь все же про локальные боевые действия небольшого отряда, не уровень Blak Hawk Down или 13 Hours. Снято в целом достаточно реалистично, ощущение как будто совместили панорамные футажи боевых действий, съемки портативных камер и как бы 'из-за плеча' - выглядит с одной стороны хаотично, что создает ощущение реального боя, с другой - все отлично читается, видно кто куда стреляет, без эпилептической тряски и монтажа в стиле 'три смены ракурса в секунду'.
В общем и целом - достойный представитель своего жанра, до этого из военных боевиков меня порадовал так разве что Outpost -отличным отображением солдатского быта, отсутствием пафоса и боевыми действиям. Это не смотря на то, что Афганистан там умудрились снять... в Болгарии! Нет, классикой Мосул явно не станет, но соскучившемуся по подобного рода фильмам зрителю - как глоток прохладной воды в летний зной.
«Мосул» -так называется х/ф режиссёра Мэью М.Карнахана (брата более знаменитого Джо Карнахана), спродюсированный стриминговой компанией «Нетфликс» и братьями Руссо (вспоминаем «Мстителей» от «Марвел»).
Но жанр данной картины – военная драма. И военный же соответственно боевик. Снялись в нём арабы и американцы арабского происхождения. За счёт этого удалось достичь более глубокого погружения в мир картины. А там… Там был полный ад. Мосул – это крупный город на севере Ирака, место компактного проживания курдов, йезидов, христиан (в основном принадлежащих к т.н. «древневосточным» церквям) и мусульман (и суннитов, и шиитов). После того как по сути при поддержке Запад немалой частью Ирака и Сирии завладело террористическое государство – самозваный Халифат ДАИШ (запрещён в РФ))), там стал творится полный мракобесный ад и угар. Но потом боевиков погнали вспять. В Сирии наши, а в Ираке соответственно, местная армия при поддержке когда США, а когда и сил из соседнего Ирана. Штурм Мосула обернулся множеством жертв как среди местных (а немало из них были за террористов), так и среди иракской армии. В общем, примерно про это и будет сей фильм.
О чём же он. Есть группа полицейского спецназа. Это люди из Ниневии (древнейший город, столица некогда могучего и внушающего всем страх Ассирийского царства). Мусульмане и христиане. Все они служили в местных силовых структурах. И все они потеряли кого-то из своих родных…
Ближе всего к данной картине, наверное, будет индонезийская дилогия «Рейд». Только там нон-стоп шла рукопашка, а тут в основном стреляют. Ну, горло ещё перерезают. В общем, отряд идёт по руинам огромного города и истребляет всех встреченных на пути басмачей. Пленных там не берут обе стороны. А ещё ведь есть официальные рмейцы, есть просто местные не пойми кто, есть местная полиция, есть представители внешних сил…
Кстати, один из лучших драматических моментов фильма – когда харизматичный майор, командир отряда, с ненавистью говорит о том, что это его земля и его город. И он хочет просто спокойно жить. И он ненавит пришедших басмачей. И он не любит американцев, которым просто прилететь и всё разбомбить. И иранцев он тоже не любит, ибо это не их земля.
А ещё этот майор – настоящий «отец солдатам». Бойцы чуть ли не боготворят его. А отряд у него сложился тот ещё. В духе, скажем, команды из х/ф «Саботаж» с Арнольдом Ш. Отмороженные головорезы, наркоманы, тихие психи, все они по сути раздавлены войной. И живут за счёт ненависти. И немножко надежды. И ведь актёры блестяще смогли передать все эти эмоции! И новобранец в отряде, за считанные часы проходящий суровую школу межэтнической и межрелигиозной гражданской войны, меняющийся, словно огнём из него выжигает всё мягкое… Сам майор, с его «пунктиком» по части уборки мусора. Видимо это знак того, что его мир разрушен, но чистота и порядок всё равно должны поддерживаться. Хотя бы здесь. И тогда, возможно, однажды Мосул снова станет мирным и чистым.
Много стрельбы, много насилия, немного крови, много трупов…
Отличная, учитывая фильм, игра актёров.
Хорошее кино. Сильное. Но тем не менее где-то на пару просмотров.
'Мосул' — типичный боевик, но это не в ряду того же 'Тайлер Рейк: Операция по спасению'. Без как таковой политики, но с ущемлением всё тех же русских и их участия в военный действиях. Для того, чтобы понимать все моменты картины, нужно разбираться в истории возникновения ИГИЛ, его мотив и действий. Как таковой автор вам не объяснит что к чему или, как сказал один редактор из колонки на DTF в обзоре на данный фильм — 'Это ваши проблемы'.
Судя по знающим людям, этот фильм нельзя назвать достойной экранизации тех всех боевых действий, а значит и плашка 'основано на реальных событий' не несёт в себе столь много смысла. Фильм заслуживает вашего внимания, но не более того, чтобы посмотреть 'на качественный боевик'. Смотреть его как что-то приближенное к документалке, расследованию, экранизации я б вам не посоветовал.
Взятых в кольцо полицейских выручает с небес свалившийся спецназ Ниневии – отбившаяся от рук группа майора Ясима – грозы врагов и отца своим солдатам, кружащим по пыльным развалинам Мосула в поисках только им известной судьбы, принявшим в свои тающие ряды нерешительного Каву, то и дело донимающего команду бесполезными расспросами о том, к чему они движутся и куда идут, теряя людей, как кажется, без толку.
Новичок спешит разузнать, кто есть, кто: атаки проносятся быстро, а бойцы гибнут скоро, прошитые пулей или накрытые ударной волной – боевая часть картины скоротечна и отрывиста, с динамичным входом и мгновенной остановкой – слабо, но всё-таки регулярно потряхивает колонну машин, плывущих по унылым улицам разбитого города, припорошенного пылью на растрескавшемся от пуль стекле бронированного окна.
Не успев познакомиться, им приходится навсегда прощаться – герои вне закона и без поддержки, полевой отряд, одинокая боевая единица в окружении продажных властей – очевидная цель киносъёмщика - очертить круг беды и масштаб катастрофы: наслоение фотографических стоп-кадров, выдающих журнальную манеру «Нью-Йоркера», статья из которого легла в основу этой картины, местами напоминающей работы с выставки World Press Photo, в нескольких местах производящих сильное впечатление, вроде сцены, где разлука разделяет братьев у повозки, на которой лежит их убитая мать, и в другой, где женщина оплакивает расстрелянного боевиками ребёнка. Попутно всплывают детали историй из фотоальбомов и видео, снятых на телефон, откуда Кава черпает свою долю ненависти, чтобы уже не спрашивать «зачем», а самому просто знать, понимая приказ с полуслова.
Но, как бы ни хотелось режиссёру зацепить реальность, картину портит безумный пунктик майора, повёрнутого на чистоте, при любых обстоятельствах собирающего разбросанный мусор в корзину, делающего финал злой иронией над его педантичностью в наведении чистоты и порядка в охваченной хаосом стране, о чём режиссёр рассказывает словами постороннего, всем видом убеждающего нас в том, что смотрит окрест глазами поражённого всем этим Кавы.
По сути мы имеем репортаж из гущи событий, запечатлевший часть долгого пути, каким его запомнил этот боец, увидевший и запомнивший то, что вдруг стало для него открытием, поскольку именно к этому парню прикручена репортажная камера, находящаяся внутри и в гуще событий, создавая пресловутый эффект присутствия, изъяном которого становится невразумительность и неконкретность персонажей, обладающих лишь чертами, но не характерами, - всё внимание отдано сокрушительной силе войны, уничтожающей человека и человечность.
Военное кино про ближний восток, как правило, снимается достаточно шаблонно: на все происходящее ты смотришь глазами доблестного американского солдата - он умнее, сильнее, точнее, его цель - мир во всем мире, им движет непреодолимая потребность в справедливости. Его враг в фильме обезличен, абсолютно не раскрыт, его мотивы не прописаны, он творит зло просто потому что такова роль антагониста, как правило он просто выполняет роль мишени для демонстрации превосходства американского солдата.
В 'Мосуле' предлагают взглянуть на происходившие события через призму боли народа, который переживает все ужасы войны.
Главные герои - солдаты иракского спецназа. Они не идеальны, допускают ошибки, промахиваются, боятся, в пылу сражения попадают по своим, мимо бросают гранаты, гибнут, а их ненависть к врагу намного сильней и понятней - они мстят за свои семьи, жизни и родину.
Весь фильм снят на арабском языке и я искренне рекомендую смотреть его с субтитрами. Вместе с качественной операторской работой, это дает потрясающее погружение в происходящее.
Моя оценка 8 из 10 за качество работы и свежий подход.
Ни для кого не секрет, что помимо накрывшей весь мир эпидемии коронавируса, одной из главных бед современности является терроризм. Более, чем наглядно отражая это на примере «деятельности» Исламского государства и того, что творилось в Ираке и Сирии в последние 3 года. Когда большая часть Ирака и Сирии оказалась уничтожена, а огромное количество людей потеряли любимых и членов своей семьи. Не говоря уже о большом количестве женщин и детей, которые были взяты в рабство. Поднять эту тему и решил в своей дебютной режиссерской работе Мэттью Майкл Карнахан.
Сюжет данной ленты основан на реальных событиях и рассказывает о реально произошедших в 2016 и 2017 годах событиях. Когда специальный отряд спецназа, сформированный из бывших полицейских решает очистить районы города Мосул из под контроля ИГИЛ.
Мэттью Майкла Карнахана определенно можно назвать не плохим сценаристом. Его перу принадлежат «Королевство» и «Глубоководный горизонт» Питера Берга, «Война миров Z» Марка Фостера и «21 мост» Брайана Кирка. Аналогично своему брату Джо Карнахану, Мэттью Майкл Карнахан практически всегда рассказывает «чисто мужские» истории о доблести, храбрости и самопожертвовании. Что нашло пожалуй наиболее яркое отражение именно в данной работе Мэттью Майкла Карнахана в качестве режиссера и сценариста.
На первый взгляд можно сказать, что перед нами максимально простая история про группу героев, которая отправляется из точки А в точку Б. Однако действительно интересной её делает отличная проработка характеров главных героев, великолепное раскрытие их личностных драм даже посредством обычных диалогов, а также мощная драма развивающаяся вокруг их «последней миссии». Что в совокупности позволяет с легкостью проникнутся к ним искренним сопереживанием, с замиранием сердца наблюдать за ходом выполнения их задания и желания узнать – смогут ли они выполнить её даже после стольких человеческих потерь.
Не смотря на то, что данный фильм стал режиссерским дебютом для Мэттью Майкла Карнахана, на мой взгляд он проявил себя на экране очень опытным и маститным постановщиком. На мой взгляд, нащупав золотую середину между военной драмой и зубодробительным боевиков. Очень удачно и органично чередуя драматические сцены со сценами зрелища. При этом, снимая драматические сцены максимально документально и без спекуляции зрительской слезой, а экшн сцены - максимально реалистично, в духе «Тайлера Рейка» Сэма Хардгрейва и без фантастического пижонства в духе современных блокбастеров. Что охотно радовало глаза на протяжении всей ленты.
Не прогадали авторы данной ленты и с актерским составом. Все актеры без исключения отлично сыграли свои роли, а отсутствие громких имен и знакомых лиц лишь способствовало тому, что бы видеть в главных героях обычных людей, а не актеров за выполнением их работы.
8 из 10
Мосул – это идеальный симбиоз военной драмы и боевика. Охотно радующий мощной и глубокой драматургией с максимальным акцентом на документалистике, а не спекуляцией зрительской слезой и крайне реалистичными, но от этого не менее эффектными экшн сценами без фантастического пижонства в духе современных блокбастеров. Как говорится – сурово, жестко и реалистично. Мне понравилось и думаю потратив 100 минут своего времени на просмотр данной ленты, вы нисколько не пожалеете.