Сказ о том, как рыцарь Круглого стола за честью ходил
Рыцари Круглого стола во главе с королем Артуром (Шон Харрис) празднуют Рождество в замке Камелот, однако сабантуй не долго идет по плану. Двери в королевский зал распахиваются и внутрь въезжает Зеленый Рыцарь (Ральф Айнесон) верхом на лихом коне. Не обращая внимания на всполошившихся хлопцев, он предлагает королю сыграть в игру. Правила просты: любой из людей Артура может нанести Зеленому Рыцарю удар мечом в любую область тела, но взамен тот отплатит ударившему той же монетой ровно через год в месте, находящемся в нескольких лигах пути от Камелота и именуемом Зеленой Часовней. Сыграть в забавную игру вызывается молодой сэр Гавейн (Дев Патель), приходящийся королю племянником, и яро сносит буйную голову с плеч Рыцаря, которая с грохотом валится на пол, отлетев от туловища. Туловище тоже падает ниц, но ненадолго: павший воин поднимается на ноги, подбирает головешку, напоминает слегка ошалевшему Гавейну об условиях игры, и величаво покидает королевскую залу. Теперь родственнику короля не позавидуешь: время летит быстро, и секир-башка не за горами.
Визуал
Оператор Эндрю Палермо проделал большую работу: виды средневековой Англии, демонстрируемые с экрана, поистине впечатляют величавой красотой и угрюмой монолитностью: природные красоты прекрасны в своем молчаливом равнодушии к человеку. «Легенда о Зеленом Рыцаре» выглядит довольно стильно и даже величаво.
Творческая братия художников также поработала на славу: костюмы не отдают дешевой «анимэшностью», и средневековье чувствуется в каждом кадре. В фильме Дэвида Лоури не увидишь красочный фэнтезийный мир; атмосфера здесь мрачная, местами гнетущая. Это темное фэнтези во всех смыслах.
Лоури не первый раз работает со студией «Weta Digital», на счету которой создание визуальных эффектов для десятков фильмов, от «Властелина Колец» до недавнего «Отряда Самоубийц». И здесь надо признать, что эффекты в «Легенде…» на высоте. Все, встреченные сэром персонажи смотрятся вполне себе неплохо, а некоторые даже завораживающе.
Актеры и роли
Дев Патель больше смахивает на испанского конкистадора, нежели на племянника короля Артура (что немудрено: в его венах течет индийская кровь), но это не провоцирует в голове когнитивный диссонанс. Патель выглядит уверенно. Он исполнил сложную роль: Гавейн — герой неоднозначный, и едва ли его можно назвать положительным.
Джоэл Эдгертон красуется хитрым и по-отечески добрым ленинским прищуром, Алисия Викандер исполняет сразу две роли, с блеском справляясь с обеими, а Ральфа Айнесона особо и не разглядишь в Зеленом Рыцаре за гримом и графикой. В персонаже Айнесона присутствует особый шарм, но экранного времени у него не так много, как хотелось бы.
Режиссерское видение
Фильм Лоури — киноадаптация средневековой поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Поэма эта несет в себе уйму скрытых смыслов, аллегорий, посылов и символизмов… Но какое это все имеет значение, если «Легенду…» просто скучно смотреть? Даже если подавить стойкое желание заснуть ближе к середине фильма, и досмотреть-таки его до конца — велик риск не понять сложную задумку режиссера. Будучи не знакомым с первоисточником (хотя бы приблизительно), разобраться в происходящем на экране сложно. Тем более, что Лоури много чего добавил от себя, решив, видимо, разнообразить историю.
Видение им поэмы XIV века довольно необычное. Он отошел от канона, и это не пошло на пользу. Многие смыслы, которые успели найти в средневековом стихотворном произведении английские лингвисты, философы и прочие исследователи всего на свете, размылись и стали не вполне ясны: трактовать происходящее в «Легенде…» можно не только двояко, но и трояко.
На протяжении всего фильма по ушам долбят заунывные завывания; то ли церковные, то ли еще чьи-то. Что бы ни происходило с досточтимым Гавейном — саундтрек один: вой. Скачет сэр на коне — воют, бредет сэр по лесу — воют, видит сэр призрака — воют, встречает сэр великанов — воют. Великаны, кстати, тоже воют. Дэниэл Харт — хороший композитор (кто бы спорил), но что-то пошло не так.
Итог
Эпично, но скучно; красиво, но затянуто; фантазийно, но временами попахивает неадекватностью. Вряд ли стоит идти на «Легенду…», преследуя цель отдохнуть и расслабиться под воинственный скрежет рыцарских мечей: «экшона» в картине Лоури нет. Зато полно хоть и эстетичной, но не слишком внятной философии, основанной на мифах кельтов, саксов, бриттов и еще бог знает кого. Компания «А24» любит финансировать кино не для всех, что и подтверждает в очередной раз. «Легенду…» тащит на себе визуальный ряд и актерская игра, а вот наполнение прихрамывает. Во всяком случае — на мой взгляд. В общем, не зацепило.
Картина заманивает историей, показанной в трейлере: поиск себя, свой чести, верности слову, а последствия уже не имеют значения, даже если единственным результатом может быть смерть. В этом европейское рыцарство исповедовало схожие с самураями принципы, ведь как указано в Хагакурэ 'Имеет значение не сама смерть, а решимость умереть' (у самурая нет цели, есть лишь только путь). Для рыцаря средневековья нет ничего хуже потери чести, о чем, как предполагалось фильм.
Но нет, данная художественная картина 'Легенда о Зеленом рыцаре' рассказывает только про путь - путь Гавейна на встречу со смертью, в виде Зеленого рыцаря, которому он поклялся принять такой же удар, какой нанесет ему Гавейн, но спустя год. И вот этот путь растянули на два часа, смазав бессмысленными сценами секса, встречей разбойников и разной нечисти.
Фильм не оставил ничего, ни до, ни во время, ни после. Единственный вопрос который ставит перед зрителем картинка: 'Что это было?' В самом фильме ничего не сказано про 'Зеленого рыцаря', его мотивации, ни про короля Артура, да даже сам Гавейн остался неизвестным.
Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»
«Легенда о зелёном рыцаре» от сценариста и режиссёра Дэвида Лоури – удивительная сентенция образов, переплетающихся в единое целое и образующих особую кинематографическую магию из метафор и символов. Экранизация аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» за авторством Лоури имеет целый ряд существенных достоинств, способных возвести картину в статус культовой, но всё же дотянуться «Рыцарю» до чувственности шедевральной «Истории призрака» не позволяет его чрезмерная претенциозность. Лоури, будучи мощным визионером, слишком сильно заигрывается с формой ленты, стараясь сделать её столь же глубокой и многогранной, какой и остаётся оригинальная поэма неизвестного автора по сей день. Фильму всё же не хватает местами содержательного наполнения, которое Лоури старается перекрывать причудливым монтажом и потрясающей работой с камерой, сценарно продолжая рассказывать простую историю.
Костыли сюжета Лоури оставил на своих местах, перенеся поэму почти дословно на экран, добавив в оригинальный сюжет парочку новых персонажей и событий от себя. Во время пиршества в честь Рождества в Камелот прибывает загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает королю Артуру (Шон Харрис) пари: любой из его достойнейших рыцарей может ударить его топором при условии, что ровно через год и один день он нанесёт такой же ответный удар, будь-то царапина или отрубленная голова. Вызов принимает молодой Гавейн (Дев Патель) – смельчак, не имеющий за своими плечами никаких рыцарских подвигов, а потому, желая заслужить себе репутацию героя среди рыцарей круглого стола, принимает вызов. Одним ловким ударом у него получается отрубить голову мистическому гостю, однако тот встаёт, поднимает свою голову и напоминает Гавейну о встрече через год, после чего удаляется, оставив шокированного юного рыцаря наедине со своими демонами.
С этого момента начинается эпическое путешествие Гавейна по богатому на разнообразные образы и символы миру фильма, пытающегося найти не только ответы, но и обрести на своём пути честь и мужество. И именно внутренняя битва главного героя с самим собой и образует ту самую эпичность, которую некоторые ожидают от «Рыцаря» совсем не в той форме, в какой она по итогу предстаёт, ошибочно готовя себя к классическому фэнтези о рыцарстве. Главная битва идёт глубоко в главном герое, в нём сражаются надменный мальчишка и достойный рыцарского титула мужчина. Потому история Гавейна не изобилует пафосными речами и битвами на мечах каждые десять минут – режиссёр отдаёт всё время фильма его главному герою: напуганному, эгоистичному, и, несмотря на страхи, всё же способному взглянуть в глаза смерти и принять неравный бой не только со своей судьбой, но и с матерью природой, пожирающую всё сущее.
На протяжении медитативных 130 минут Гавейн Дева Пателя то прогрессирует, то регрессирует, из-за чего в начале и в конце зрителя действительно встречает две совершенно разные личности в теле одного человека. Пателю отлично удалось показать все метаморфозы своего героя не только благодаря своим речевым способностям, но и при помощи языка тела. Гавейн подобен избалованному ребёнку, которому приходится сойтись в неравной схватке с последствиями взрослой жизни один на один. Герой сталкивается с противостоянием христианства и язычества, встречает попутчика в виде говорящего лиса и пересекается с великанами лишь для того, чтобы сразиться в финале своего пути с самим собой. Гавейн в исполнении талантливого Дева Пателя – лучшая роль, один из самых ярких и многогранных персонажей в карьере 30-летнего актёра.
Сама история Гавейна через призму Лоури ощущается простой и весьма прямолинейной притчей, напоминая сказку о рыцарской чести, которую мать рассказывает своему ребёнку перед сном в новогоднюю ночь. Это ничуть не портит восприятие от столь серьёзной и взрослой картины в целом, однако постмодернистский подход Лоури к повествованию, когда режиссёр начинает буквально заигрываться в Тарковского, чьим фанатом он и является, у зрителя появляются вопросы буквально на пустом месте из-за целого ряда странных монтажных решений. Монтаж активно пытается сделать фильм сложнее, но он именно пытается, а не делает. Де и в целом, монтаж – самая слабая черта ленты. У «Легенды о зелёном рыцаре» полностью отсутствует понимание того, что такое темп и ритм – он просто игнорирует всё это. Одна часть фильма изрезана словно в салат, другая – изобилует затянутыми эпизодами ради смакования красивого кадра. Местами именно монтаж и привносит претенциозность в историю ленты, особенно когда режиссёр совмещает одну сцену с совершенно другой, чтобы один образ комментировал или же 'обогащал' другой.
Самой же сильной стороной выступают великолепная атмосфера и не менее фантастическая операторская работа Эндрю Палермо («История призрака»). Лента выглядит невероятно стильно, с глубокой проработкой цветовой палитры и грамотной игрой со светом. При этом сама камера редко занимает какие-то невероятные или же технически сложные ракурсы – в этом плане картина остаётся очень приземлённой, как и сам главный герой. Манера съёмки во многом напоминает «Восхождение в Вальгаллу» Николаса Виндинга Рефна, особенно во втором акте. Зритель почти всегда смотрит на мир фильма снизу вверх, благодаря чему Гавейн ещё сильнее воспринимается как маленький человек, 'затерявшийся' в большом и жестоком мире мистики и магии, утопающих в музыке Дэниэла Харта с фольклорными мотивами средневековья. Реже встречаются кадры сверху, снятые с высоты птичьего полёта, которые работают всё на ту же идею – показать героя слабым и уязвимым.
«Легенда о зелёном рыцаре» – изнуряющее путешествие по самым мрачным закоулкам человека, рассказанное через призму истории неоднозначного молодого рыцаря, в канун Рождества отправившегося искать честь и мужество. Заслуживший доверие со стороны студии А24 и любовь зрителей после «Истории призрака» режиссёр Дэвид Лоури не упал в грязь лицом и если не сделал второй шедевр в своей карьере, то, как-минимум, подарил ему достойного наследника. Именно авторским почерком режиссёра этот фильм и ценен прежде всего. И если одних видение постановщика точно оттолкнёт, другие возведут фильм в статус культового после первого же просмотра, то третьи вовсе будут крутить пальцем у виска, оставшись в полном недоумении от увиденного. Но разве не такой реакции стоит ожидать от картины, в которой главный герой ныряет в пруд за отрубленной головой, разговаривает с лисой и заканчивает своё путешествие феерической интерлюдией, возвышающую визуальное пиршество кинематографа на вершину искусства, сотворив тем самым свой уникальным мономиф о становлении мужчины.
Простите, но я не смог сдержаться и решил процитировать одну из реплик Эссель в названии моей рецензии. У меня были очень большие ожидания от данной ленты. Все-таки британский фольклор обладает каким-то необъяснимым шармом. Именно поэтому рыцарские романы в разные времена старались как можно чаще экранизировать. Дэвид Лоури решил по-своему интерпретировать поэму неизвестного автора под названием 'Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь'.
Сюжет. Король празднует Рождество в кругу своих рыцарей. Неожиданно появляется таинственный Зеленый Рыцарь и предлагает пари: любой из присутствующих может нанести ему удар, но ровно через год и один день он должен приехать в зеленую часовню и получить ответный удар. Племянник короля, сэр Гавейн, принимает вызов рыцаря и отрубает ему голову, но тот неожиданно оживает, забирает отрубленную голову и удаляется, напомнив об уговоре. Через год и один день Гавейн собирается в опасное путешествие...
Авторы фильма не только добавили многое от себя, но и видоизменили финал истории, сделав концовку открытой (впрочем, не такой уж она получилась и открытой, если хорошо подумать). Я был только рад тому, что Гавейна во время путешествия должны были ожидать настоящие приключения. Но радость моя была преждевременной. Создатели ленты явно дали понять зрителю в самом начале, что в этом мире существует волшебство: Зеленый Рыцарь оживает, Моргана проводит магический ритуал и затем дарит сыну волшебный пояс... Тогда по какой причине все испытания, которые выпадают на голову главного героя, такие унылые и скучные? Да, в нескольких эпизодах присутствует мистика. Но вместе с этим ждите несколько нелепых и противных сцен, после которых ваша рука сама потянется ко лбу. Момент с великанами вообще смотрится совершенно не к месту и напоминает какой-то адский бэд-трип. Одна из главных проблем сюжетной линии в том, что протагонист является трусливым, скупым, бесчестным и слабым человеком. По этой причине зрителю не удается целиком и полностью погрузиться в происходящее на экране. В голове все равно периодически будет всплывать мысль: 'Он жалок. Если с ним что-нибудь произойдет, то в мире станет на одного непорядочного человека меньше.' Здесь, конечно, есть основная и довольно примитивная идея, а сам главный герой проходит проверку на 'рыцарство' при помощи всевозможных проверок, но реализовано все это из рук вон плохо.
Атмосфера. Плавные движения камеры, качественные крупные планы и мрачные темные декорации играют картине в плюс, но вместе с этим тут присутствуют бесконечные затянутые сцены, в которых может ничего не происходить в течение нескольких минут. Здесь есть странные диалоги и плохая актерская игра. Дев Патель (Гавейн) не может показать достойную игру из-за посредственно прописанного персонажа, а Алисия Викандер почему-то хорошо играет только Леди. Эссель в ее исполнении обладает фальшивой улыбкой и невнятной мимикой. Убедительней всех смотрятся Сарита Чоудхури (Моргана) и Шон Харрис (Король).
Музыка. Музыкальное сопровождение я бы хотел поскорей забыть и больше никогда не вспоминать о нем. Почти весь фильм по ушам мне как будто били кувалдой. Непонятные визги и стуки еще больше прибавляют в громкости именно в тот момент, когда мозг уже готов взорваться. Видимо, по мнению композитора, эта какофония прекрасно подходит ленте.
Итог. Проходная, блеклая и скучная сказка об одном из самых доблестных рыцарей Круглого стола. В ленте показывается совсем другой образ этого персонажа. К сожалению, после просмотра вы едва ли вспомните, о чем был фильм. Правильный ответ лежит на поверхности: ни о чем.
Сразу скажу, что у меня были довольно завышенные ожидания на этот фильм, так как я ещё с самого детства являюсь большим поклонником как дарк-фентези, так и мифов артуровского цикла. Я готов пожирать буквально что угодно, лишь бы там было тёмное фентези и наивно-идеализированная куртуазная тематика.
Поэтому меня не отпугнул даже индус в главной роли. Ибо, во первых, Пастель принадлежит к той группе индийских народов, которые легко могут сойти за южного европейца и на это можно закрыть глаза, а во вторых, в фильме отсутствуют попытки в реализм как таковой. Да, большинство актёров британцы (даже сам Пастель) и авторы упорно хотели достичь какой-то аутентичности, но это всё ещё сказка с артхаусным луком, которая с самого начала не претендует даже на тот условный уровень средневековой реалистичности, которые вы могли видеть в других фентези вроде Властелина Колец.
Проблема в фильма в другом. На самом деле, у него довольно много плюсов. Актёры отлично играют свои роли, визуал просто невероятный, как с точки зрения фентезийных, так и с точки зрения хоррор элементов. Как для его артхаусности и авторкости, фильм на удивление очень легко смотреть и рассматривать, я могу сказать это без тени сомнений. Но при всём вышеупомянутом, фильм попадает в типичную ловушку позднего бёртоновского творчества - за всей этой красотой и качеством исполнений практически отсутствует какой-либо большой смысл.
Оригинальную поэму до сих пор исследуют со всех возможных углов, находя в ней всё более новые смыслы (начиная от религиозной метафоричности и заканчивая гомосексуальными или феминистическими трактовками), наш же фильм просто крайне поверхностно, последовательно воспроизводит её события. Настолько поверхностно, что большая часть подсюжетов фильма буквально является лаконичной визуализацией возможного их краткого описания. Да, иногда сценарии содержат минимум описания, чтобы дать волю потенциалу и фантазии режиссёра, но многие сцены фильма буквально состоят из показанных шедевральным визуалом простейших 'Герой подошёл к монстру, монстр *сделал действие*'. Большинство этих сцен действительно невероятно красивы и оставляют в впечатлении, но за этим нет ничего глубокого или осмысленного.
Многое вообще открыто опускается, заставляя вас чувствовать, что вы либо пропустили внушительные куски фильма, либо авторы просто промотали время до следующей сюжетной арки. За весь фильм это происходит не менее двух раз, не учитывая один из подсюжетов, который буквально ни к чему не приводит. Да, в одном из сюжетных 'испытаний', ГГ чуть ли не буквально говорит 'нууу... окей' и уезжает. Что, зачем, почему? Этот подсюжет просто был.
Не буду кривить душой и прямо скажу, что лично мне фильм понравился. Он идеально сыгран и снят, смотреть его самое настоящее наслаждение. До такой степени, что как говорят, 'сделай скриншот и повесь на стену/поставь на обои рабочего стола'. Но это потолок этой работы как культурного контента и я предлагаю оставить надежду всякому, кто ожидает от этого фильма большого авторского смысла и пищи для размышлений.
'Легенду о зелёном рыцаре' американца Дэвида Лоури я, как и многие, ждал долго. В каком-то смысле, да, 'нечего было очаровываться'. Но есть реклама, есть обещания. И из этого следовало, что ждать стоит тёмное или темноватое фэнтези, но авторское. Фактически же мы получаем артхаус с элементами темноватого фэнтези. Разве кто-то против? Нет, но есть одно 'но'. Качество артхауса, что мы получили.
Для начала расскажу мини-притчу. Когда я посетил 'Легенду...', я изложил своё не очень популярное мнение в кругах любителей кино (да, меня спросили). Но нашлись киноманы, которые стали говорить, что-де я ограниченный дурак, ничего не понял. В какой-то момент я обратил внимание, что т.н. 'мнения' этих людей повторяются с точностью до отдельных словосочетаний. 'Начал подозревать'. Зашёл на Ютуб. Посмотрел первый же в списке видеоролик про 'Легенду...'. Сразу понял, откуда они эти фразы вытянули.
Предпочту изложить своё мнение, без привязок к мнению парня с Ютуба. Буду обсуждать сначала содержание, к форме мы успеем вернуться. Главный вопрос, на который у меня нет ответа - 'о чём была картина?'. Не стоит думать, что я не пытался рассмотреть кино с разных сторон. Я составил в голове по крайней мере шесть теорий, о чём же был фильм. Но все они были разрушены, внезапно, содержанием самого фильма.
Отмечу, что всё ниженаписанное не является спойлером, все указанные фрагменты содержатся в рекламном ролике.
Версия первая. Лежащая на поверхности. Все злоключения Гэвена были подстроены. Не обязательно Зелёным. Тогда идея 'Легенды...' в том, что даже самому благородному рыцарю нужно бояться. Чтобы 'всё' сложилось хорошо, иногда нужно дать волю своему страху. Но тогда неясно, почему вообще Гэвен отправился в лапы Зелёного, хотя мог убраться восвояси. Вторая. Может быть, фильм о том, что не стоит стыдиться своего страха? Тогда практически всё содержание картины резко приобретает смысл. Кроме двух вещей, к сожалению, основных. Если теория была б верная, и Гэвен, и Зелёный приняли б в финале другое решение.
Третья теория, самая близкая к содержанию. Примем, что Гэвен действительно поступил бесчестно, этого его гложило, он не мог ни на чём сконцентрироваться, и это привело к бедам. Возникает два вопроса. 'С чего бы, ты же теперь. .?'. Второй - к чему тогда вся история с видением, это ж противоречие? Не знаю.
Четвёртая, пятая и шестая теория очень похожи, иду бок о бок. Четвёртая. Я до последнего, честно, думал, что всё содержание - это какие-то метафоры, просто большинство не выкупило. Что скрытый смысл всё же есть. Тем более, многие элементы 'Легенды...' очень похожи на метафоры, присущие очень неплохим артхаусам. Например? Да почти все сцены в том поместье, где очнулся Гэвен. Забегая вперёд, отмечу, что это, на мой вкус, лучшая часть фильма, и, попадись она мне в виде короткометражки, я б кинулся искать смыслы. Так вот. Монолог Леди в поместье. Это и прочее само по себе частично, ещё раз, в отрыве от общей картины, имеет смысл, и звучит очень любопытно. И я напрягал мозг. Я не смотрел в смартфон во время сеанса. Я пытался рассмотреть всё то с одной стороны, то с другой. Я не смог связать это с общим контекстом.
Пятая теория. Быть может, всё содержание 'Легенды...' - это какая-то отдельно взятая философия или философская концепция? Ну тогда бы адепты этой философии уже бы всё подробно расписали в рецензиях, а я подобного не наблюдал. Шестая. Библейские отсылки. В христианстве я не силён. И не разглядел. А некоторые сцены, например, в поместье или сцена с иконой заставляют отвергнуть данную теорию.
По форме - согласен с популярным мнением, что всё очень красиво. Не могу отрицать. Но качественно ли это сделано? На мой взгляд, нет. Очень, очень искусственное освещение, которое меняется просто во время сцены каким-то очень странным образом. Цвета - подобраны нормально, но почему так часто меняются? Могу привести кучу современных фильмов, в разы более эстетичных. Понятно, всё это в режиме 'разрешите докопаться', но всё же.
Очень, извиняюсь, упоротый саундтрек. Иногда - очень к месту, хорошо ложится мне на душу, особенно композиции с хоровым пением. Но иногда - ни к селу ни к городу. Кто-то по тарелкам кулаками бьёт, кто-то завывает, что происходит.
Ясное дело, фильм не про то, потому говорить про непохожесть местного средневековья на настоящее - как-то глупо. Меня удивило другое. Почему создателям на некоторые вещи плевать, а некоторые сделаны с вниманием к мелочам? Например, плевать на убого сделанную резиденцию короля. Но внимание к мелочам - у людей здесь плохие зубы. Примеров много.
Некоторые сцены я не смог подвести ни к содержанию, ни к форме. К чему эти бандиты? К чему эти женщины-великаны? Почему Гэвен не боится великанов, но в шоке от говорящей лисицы? Какую роль во всей истории играет мама Гэвена? А некоторые сцены, видимо, добавлены шок-контента ради, 'шоб как в артхаусах'. Бабушка с перевязанными глазами. Или, если можно так выразиться, постельная сцена. Извиняюсь, вы вообще когда последний раз в кино видели мужское семя крупным планом? Никогда? А тут оно есть.
Актёры. Я не смог понять, почему и Эселл, и Леди играет Алисия Викандер. В чём необходимость? Я обычно очень сдержанно отношусь к такому вопросу, и Патель мне нравится, но в чём необходимость ставить играть Гэвена именно его, этнического индуса? Джоэл Эджертон ещё есть. Жаль, неясно, к чему его герой тут. Был рад посмотреть на Барри Кеогана, жаль, его герой здесь тоже не особо нужен.
Я даже не знаю, что написать в итоге. Возможно, на мой вопрос отвечает Лоури устами Зелёного рыцаря: 'А чего ты ждал?'.
Поначалу синопсис фильма может вызвать у зрителя легкое недоумение: один рыцарь приходит к другому, просит отрубить голову, а через год и один день настаивает на повторной встрече. Как говорится — WTF???
Просмотр фильма дает полноценный ответ на вопрос — что же там происходит в этом Средневековье.
И, если вы все таки решите посмотреть данное кино, нужно понимать, что по смыслу он более глубокое, чем поездка рыцаря на встречу с другим рыцарем, разбавленная удивительными приключениями на пути из пункта «А» в пункт «Б».
Картина Дэвида Лоури снята по мотивам пьесы 14 века, написанной неизвестным автором, имеет как очень близкие по сюжету эпизоды, так и те, которые были добавлены сюда искусственным путем. Как например встреча с девушкой по имени Винифред в старом доме. Возможно, это было сделано для того, чтобы разнообразить приключения сэра Гавейна на его, возможно, последнем пути. Финал картины в отличие от поэмы не дает однозначного ответа на главный вопрос и здесь каждый волен думать так, как посчитает нужным сам.
В связи с тем, что события развиваются под Рождество (в поэме — под Новый год), фильм вполне может считаться очередной мрачной историей об этом празднике, вслед за «Рождественской песнью в прозе: святочным рассказом с привидениями» Чарльза Диккинса, который более известен как «Рождественская история» про Эбенезера Скруджа и трех духов Рождества, которые явились к нему ночью.
И это конечно о многом говорит: Рождество раньше было совсем не таким волшебным праздником, каким оно представлено сейчас. Готические образы, навеянные страхами людей перед чем-то неизведанным и непонятным для них (а во времена Средневековья такого было предостаточно), стимулировали умы и воображение к тому, чтобы придумывать мрачные истории (как например эта «Легенда о зеленом рыцаре»), окружать их мифическими созданиями, привносить в повествование элементы неминуемого конца и тягостного выбора для главного героя или героев.
Применительно конкретно к этому фильму, стоит отметить, что в нем сюжет оказывается достаточно насыщенным на различного рода философские моменты, присущие различным народностям того времени. Как например слова на доспехах зеленого рыцаря, написанные на сабейском алфавите, на котором говорил еще в прошлом тысячелетии до нашей эры. Определенного мифического наполнения удается достичь и за счет казалось бы не самого бросающегося в глаза эпизода, когда мать дает сэру Гавейну пояс. Но именно этот предмет средневекового гардероба оказывается своего рода магическим камнем преткновения, который защищает главного героя. Содержание на поясе трех рун, наделяющих персонажа Дэва Пателя силой, защитой и праведностью.
Однако наличие этого пояса вовсе не говорит о том, что сэр Гавейн — истинный рыцарь. Вовсе нет! По ходу фильма неоднократно можно слышать вопросы в адрес героя — рыцарь ли он. Ответа на этот вопрос нет до самого финала, пока зеленый рыцарь не произносит свою фразу, которая становится чем-то наподобие посвящения. И этот факт также переадресовывает нас к мифологии Средневековья, согласно которой, если один рыцарь считал человека достойным для ношения звания рыцаря, он мог его им наречь.
Путь от обычного человека с приставкой «сэр» до действительно благородного и отважного, именуемого «рыцарем», складывается для Гавейна непросто. С самого начала фильма режиссер преподносит персонажа Пателя как человека вольного, способного на плотские утехи с проституткой, готового принять вызов только ради утешения собственного эго. Путешествие к зеленой церкви лишь подкрепляет убеждение в том, что главный герой не достоин звания рыцарь.
Существует пять рыцарских доблестей (дружба, щедрость, целомудрие, вежливость и благочестие). О том, что сэр Гавейн еще не «очистился» духовно и не готов стать рыцарем, явно говорит то, что каждую из этих доблестей он нарушает по пути своего следования к зеленой церкви. Дружба с диким зверем оборачивается ссорой с ним, щедроты Гавейна ограничиваются одной монетой, целомудрие трещит по швам в замке у героя Эдгертона, вежливость тонет в пруду у дома Винифреды, а благочестие еще в самом начале рассыпается после его отказа идти в церковь.
В этом путешествии сэра Гавейна в зеленую церковь скорее всего зарыт сакральный смысл: прежде, чем стать кем-то (в данном случае рыцарем), человек должен пройти путь «очищения» и достичь определенного просветления, чтобы быть готовым. И вновь такая мысль отсылает к событиям картины, ведь первые фразы в фильме звучат как «Я еще не готов», в то время как одна из последних - «Я готов».
Символизма в фильме очень много и практически весь он обращен именно к Пути, который проделывает человек, к возможному последнему шагу, отделяющему его от чего-то неизбежного. И открытый финал картины остается на самом деле открытым — его можно понимать по-разному, как и слова зеленого рыцаря, причем в оригинале можно предположить, что рыцарь сказал не «Голову с плеч долой», что буквально говорило бы о казни, а фраза звучала несколько иначе - «А теперь уходи с головой», что, как вы понимаете, означает другой финал.
Некоторые сцены особенно тягучи: кажется, что медленному вращению камеры вокруг собственной оси, когда рыцарь Гавейн лежит связанный в лесу, не будет конца и края. Последние минут 15 фильма идут практически без слов, что тоже выглядит довольно утомительно, ибо без каких-либо пояснений со стороны условного рассказчика или без диалогов приходится самому выстраивать логическую цепочку происходящего на экране и пытаться понять всю хронологию событий. Для себя отмечу это как недостаток.
Фильм и без того не изобилует динамичностью повествования несмотря на большое количество событий, происходящих с Гавейном на пути к зеленой церкви. Подобная манера постановки отдельных сцен, оказывает дополнительную нагрузку на восприятие. Все же фильм идет более двух часов и временами за приключениями сэра Гавейна становится утомительно наблюдать.
Но это пожалуй единственный существенный минус (опять же для моего восприятия), в остальном — фильм весьма занимательный, тем более, что в нем полно различных скрытых сюжетных нюансов, которые становятся доступны зрителю благодаря использованию чит-кода (за счет поисков дополнительной информации).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Кузнец, жнец и на дуде игрец Дэвид Лоури запрягает коня и отправляет в поход свою новую продюсерско-режиссерско-сценаристко-монтажерскую телегу «Легенда о Зеленом Рыцаре».
Основанная на седовласом романе о конном ратнике в зеленых доспехах, история повествует о праздновании Королем Артуром сотоварищи Рождества Христова. И на пир тот без приглашения явился зеленый человечек. И предложил сыграть в игру. Если ты смелый, сильный и умелый, джунгли тебя зовут (зачеркнуто), возьми меч и нанеси ему один удар. Но через год Зеленый Рыцарь ответит смельчаку зеркально. Молодой, но уже политкорректно запигментированный Сэр Гавейн (Лев Патель), которого сам король давеча попрекал отсутствием подвигов в его личной хронологии, принимает вызов. И нанести бы Зеленому подзатыльник, и получить бы аналогичный через год, дабы преспокойно остаться в живых, но записать себе в резюме опыт «джуна»… Однако времена тогда были варварские. До изобретения Линкедина оставалось более 600 лет – хвалиться стартапами было негде. За сим, взявши меч королевский, с плеча рубанул Гавейн голову гостя незваного. И упал тот травою искошенною. И возрадовался было Гавейн, что начало его подвигам положено! Да кино только начиналось. И еще не все зрители успели вкусить попкорну сырного да запить водицею сладко-газированной. Поэтому захрустел суставами рыцарь обезбашенный. И поднял голову свою отсеченную. И запрыгнул на коня да под смех диавольский ускакал в даль туманную. Оставив свою визитку тесненную, с именем своим, точным адресом да новою встречи датою – ровно через год.
Если зритель сформировал свое представление о тех временах на какой-нибудь «Игре престолов» или гайричевском «Короле Артуре», то приобщение к «Легенде» таит в себе риск. В ущерб динамике создатели в каждой сцене заигрывают с формой, искривляя реальность на зависть Матрице. Неспешные диалоги, где слова тянутся липовым медом, подкрепляются плавными ленивыми движениями. Линейность повествования ломается об коленку флешбеков. А сюрреализм отдельных эпизодов невозможно охватить без знания первоисточника.
Операторская работа снявшего в 2013 г. очень достойный «Тебе конец!» Эндрю Дроз Палермо вместе с командой художников способна привести ленту к какой-нибудь награде за внешнее оформление.
Миллионер из трущоб, вокруг которого завязана вся история, не может порадовать вариативностью образов. Чаще всего это слабый, наивный и перепуганный мальчишка, порой настолько выглядит беспомощным, что впору удивиться двухчасовому хронометражу фильма.
Визуал «Легенды», до краев наполненный символизмом, помноженным на древность печатного праотца, змеем-искусителем вкладывает зрителю в руку метафизический скальпель, дабы препарировать слоями смысловую нагрузку работы Дэвида Лоури. Сегодня существуют более пяти трактовок оригинальной поэмы. Для любителей в спокойной обстановке погружаться в скрытые подтексты, считывать вкрапленные месседжи, покадрово разбирать экспозицию и пытаться поймать за хвост действительную задумку творца «Легенда о Зеленом Рыцаре» настоящая находка. На несколько дней материалом будете обеспечены сполна.
Те же, кто рассчитывают узреть аттракцион на тему Средневековья, будут досматривать фильм сквозь сон. Зрелище на любителя. А местами на гурмана.
Уж лучше слабым слыть, чем слабым быть (возможны спойлеры)
Фильм «Легенда о Зелёном рыцаре» - адаптация средневековой поэмы неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», написанной приблизительно в 1330-1400 гг. Текст относится к произведениям «артуровского цикла», так как повествует о приключениях Гавейна, доблестного рыцаря Круглого Стола, племянника короля Артура. Сюжет поэмы строится вокруг серии испытаний чести Гавейна.
Завязка поэмы и фильма схожая. В канун Рождество король Артур устраивает пир, на который в числе прочих приглашен его племянник. Неожиданным гостем на празднике становится Зелёный рыцарь. Человек с кожей, похожей на высохшую древесную кору, пришел якобы с миром, поиграть. Правила игры просты: кто-то из гостей должен взять гигантский топор Зелёного Рыцаря и нанесите ему удар; через год тот смельчак, который вызвался участвовать, должен встретиться с рыцарем в Зеленой часовне, чтобы вернуть ему топор и получить такой же удар в ответ. В поэме бравый Гавейн отправляется в путешествие, но возвращается опозоренным. Ему эту оплошность прощают, так как сам герой признал ее, да и раньше таких ошибок не совершал.
В фильме Гавейн не доблестный и не рыцарь, он распутник с дурной репутацией. Отправившись в путешествие, герой буквально проходит обряд инициации, посвящения в мужчины. Такого рода мероприятия, как правило, сопровождались различными проверками силы духа и телесными истязаниями. В данном случае - Зелёный рыцарь планирует отрубить путнику голову.
«После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в различных местах три разных формы продолжения или прекращения стадии посвящения: 1) посвящаемый после исцеления от ран непосредственно возвращался домой, 2) он оставался жить в лесу, в избушке, хатке или шалаше на более продолжительный срок, исчислявшийся месяцами и даже годами, 3) он из лесной избушки переходил на несколько лет в 'мужской дом'», - писал известный фольклорист Владимир Пропп.
Из списка нам подходит первый вариант. Гавейн по сюжету фильма должен возвратиться домой сильным воином (Гавейн из поэмы уже является таковым), король должен посвятить его в рыцари, и все должны жить долго и счастливо. Но… Кульминация фильма - сон, видение.
Дев Патель убедительно смотрится в своей роли. Он в равной степени ранимый, честный, отзывчивый, но слабый, трусливый и жестокий. Путешествие для него - тяжелое бремя, ведь если Гавейн не вернет свой долг Зелёному рыцарю, что о нем подумают люди?
В этом фильме прекрасно все: операторская работа, превратившая средневековую историю в живописную сюрреалистическую картину, звуковое оформление, пронизывающее до мурашек, цвета, смена которых завораживает зрителя, даже шрифт привлекает внимание. Лоури перевернул с ног на голову понятие о мужественности, и с ним сложно не согласиться. Мужчина может бояться, может давать слабину. Просмотр «Легенды о Зелёном рыцаре» - незабываемый опыт, позволяющий каждому исследовать свои взгляды на мораль, нравственность, религию и т.д.
Сэр Гавейн – настоящий рыцарь. Воплощение чести и отваги, гордость короля Артура. Наверняка Дон Кихот зачитывался его приключениями, прежде чем отправиться на поиски ветряных мельниц. Все это звучит крайне пафосно, но времена, в которых существует сэр Гавейн нельзя описать иначе. Или можно, что мы и видим в «Легенде о зеленом рыцаре».
Слово «переосмысление» у многих зрителей вызывает приступ резкого недомогания в области тела, которую правила ресурса и приличия не позволяют мне назвать. Но именно это Дэвид Лоури и сделал. Своеобразное переосмысление средневековой поэмы созвучное нашему времени. Точнее, не так, смысл фильма совпадает с оригиналом – размышление о сущности чести, отваги и рыцарства как такового. Но вот действующие герои потеряли свой «высокодуховный» лоск.
Киношный сэр Гавейн больше не образчик чести и отваги. Он повеса, любитель выпить и довольно трусоватый парень – словом, обычный человек. В путешествие он отправился скорее под давлением, а не соблюдения ради чести слова. Размышления о рыцарской доблести перекрываются тяжелыми условиями на дороге. А встречные путники вызывают у него желание поехать домой. Хоть мои описания и походят на монтипайтоновский скетч, высмеивающий образ маскулинного рыцаря, сам фильм довольно серьезный.
Зеленый рыцарь – нечеловеческое существо. В нем больше дикой природы и язычества, чем людской христианской цивилизации. Тем ироничнее, что наиболее честным и благородным рыцарем здесь выступает именно он. Природа вообще идет в противовес человеческой культуре. Это видно в визуальных образах, в препятствиях на пути к Зеленому рыцарю и в словах персонажей. Пробиваясь все дальше по сюжету, Гавейн постепенно теряет свои рыцарские атрибуты, но становится все более «диковатым» чудиком. И как бы парадоксально это не звучало, дикость позволяет ему повзрослеть и приобрести некоторые благородные качества героя оригинальной поэмы. Да и вообще, взросление довольно важная тема картина. Думается мне, что для режиссера это довольно личная тема, так как катализатором событий выступает материнское желание роста своего ребенка.
Визуальная составляющая главное достоинство фильма. Лоури предпочитает двигаться по сюжету с помощью визуальных образов, что не мешает понять основную суть картины. Длинные кадры, демонстрирующие изящество природных ландшафтов и монолитность замков сменяются на резкий и некомфортный межкадровый монтаж. Порой постановщик через чур уходит в формализм, что не очень сказывается на истории. Отдельные сцены могут вызвать недоумение, так как выглядят непонятными и выбивающимися из основной истории. Будто Лоури пытается сделать картину более «сложной», но получается эстетическая обертка.
Дев Патель со своими усами и этническими данными больше походит на рыцаря печального образа, нежели на племянника короля Артура. Сэр Гавейн персонаж сложный и неоднозначный, да и большую часть времени говорить он молчит. Игра «миллионера из трущоб» выглядит очень даже убедительной, Патель все же артист талантливый. В паре с ним идет Алисия Викандер, которая получила аж две роли. И бойкая простолюдинка, и роковая леди получились на славу. Джоэла Эдгертона мало, но образ добродушного и хитрого лорда вышел запоминающимся. Ральфу Айнесону дали времени ещё меньше. Он как пушкинская Пиковая дама: дал свое имя картине, но появляться предпочитает только в ключевых моментах. Что ж, это делает Зеленого рыцаря более загадочным. Правда сложно оценить игру человека, который погребен в нескольких слоях качественного грима и графики, но зато можно дать оценку голосу и интонации. Тут все хорошо, самый благородный и великодушный древесный человек, которого я слышал.
«Легенда о зеленом рыцаре» - картина интересная, незаурядная и очень красивая. Иногда режиссера заносит в дебри претенциозности, но такой уж он пижон. А вот со скукой, которая порой витает вокруг фильма справиться сложнее. Но все же хорошего тут более, в конце концов фильм пробивает на эмоции и какие-то размышления. Боже, храни претенциозных режиссеров, без них будет скучно.