Недавно на стиминговых платформах вышел фильм «Проклятие ведьмы». Создатель картины Нил Маршалл снял неплохой для своего времени хоррор «Спуск», а также участвовал в создании таких сериалов, как «Ганнибал», «Игра престолов», «Чёрные паруса» и «Мир Дикого Запада». Но можно ли ставить его новый фильм в ряд с этими произведениями? Есть в этом триллере те черты, которые могли бы сделать его популярным, а есть и те, что размывают отличия его от прочих ему подобных. Какая-то середина между «неплохо» и «ужасно».
Что нужно знать о фильме
Во-первых, оригинальное название фильма The Reckoning переводится как «Расплата» или «Расчёт». Выбираю первый вариант, это слово вообще очень многое объясняет.
Во-вторых, сюжет посвящён чумному времени, когда страх обгонял разум: немудрено, что любого посчитают виноватым, сумасшедшим или ведьмой даже если нет состава преступления. Даже если ведьмы и рядом не стояло. Это стоит учитывать при просмотре.
Во-третьих, никакой магии! Точнее, волшебства или чуда не ждите: фильм оказывается из категории тех, что забываются мгновенно после просмотра и не вызывают эмоций, кроме смеха, возмущения или скуки. «Проклятие ведьмы», в основном, про скуку. Очень тягомотный. С другой стороны, это и не триллер вовсе, и не хоррор, а драма. И если подходить к фильму с этой точки зрения, то всё будет выглядеть уже совсем иначе.
И тут наступает в-четвёртых: титры открываются словами о том, что фильм основан на реальных событиях. Ну, понятно. О том, как инквизиция и представители церкви, в целом, относились к людям, якобы уличённым в колдовстве. Женщина, красивая женщина, молодая женщина, женщина, у которой что-то хорошо получается делать, женщина, которая нравится какому-нибудь градоправителю, женщина, которая отказала в близости власть имущим… Бесконечный список. И всегда в этом списке женщина, которой кто-то завидует или которой кто-то недоволен. Смекаете? Это проклятие любой женщины, а не ведьмы. В те времена-то уж точно.
Сюжет
Главная героиня — молодая мать по имени Грейс — вынуждена похоронить мужа из-за чумы. Это значит, что кормильца в семье больше нет, за дом нечем платить и младенца не на что содержать. Так или иначе, из-за цепочки очень неприятный совпадений Грейс оказывается в заточении в связи с обвинениями в колдовстве. Где её ребёнок, она не знает. Что её ждёт дальше — тем более. А сквайр надеется выбить из девушки признание — любым способом. Это значит, что пыткам не будет конца. Однако и Грейс не так проста: её прошлое хранит страшную тайну, которая, вероятно, и поможет ей продержаться ещё немного.
В трудную минуту девушка ощущает присутствие дьявола, который предлагает взамен на душу освобождение от пыток и мало ли чего ещё. Просто сидит и поджидает во тьме. И вот тут, конечно, к режиссёру вопрос: почему дьявол выглядит, будто он сделан из пластилина? Его нельзя было заменить какой-нибудь визуальной аллегорией или просто тенью с рогами? В общем, это немного трэш. Особенно на фоне большого хронометража.
Также есть много мелких нестыковок, которые отравляют и без того не самый погружающий просмотр. Так что советовать фильм я не буду точно. Хотя если вы, как и я, из любопытства к теме можете посмотреть что угодно, то пожалуйте.
А если отвлечься от исполнения, тема-то хорошая, хоть и поюзанная: сколько мучений претерпевали женщины, прежде чем охота на ведьм закончилась. Сколько мучений терпели женщины, прежде чем признаться в том, чего не совершали. Какие пытки применялись к людям в Средневековье. Как сильно на людей в те времена влиял страх, уверенность в каких-то сумасшедших стереотипах и вывернутая наизнанку богобоязненность, заставляющая вершить «правосудие» над теми, кто того не заслуживает. Правда, жаль, что исполнение оказалось не очень.
Борьба воли и произвола на фоне полыхающей чумы и охоты на ведьм
Средневековая драма от режиссера фильма 'Спуск' и сериала 'Игра престолов'. Фильм-победитель множества конкурсов и фестивалей. Жестокие времена охоты на ведьм в чумной Англии 1665 года. Вельможный произвол и религиозное насилие против воли непокорной вдовы.
XVII век. Времена чумы и безжалостной охоты на ведьм. В семье крестьян трагедия - заражен чумой и вешается муж - кормилец семьи. Вдова остается с младенцем на руках и долгами за землю. Влиятельный землевладелец давно положил глаз на симпатичную женщину, однако она даже в критической ситуации не сдается и вельможному негодяю приходится искать подход посерьезней. Вдову обвиняют в колдовстве и на ее укрощение призывают известного охотника на ведьм. Теперь вдове угрожают жестокие пытки и сожжение, если она будет непреклонна. Однако у женщины сильная воля и, несмотря на пытки, непонятно, чья воля окажется сильнее и чем закончится противостояние...
Картина больше похожа на средневековую драму, чем на фильм ужасов. В самом деле, дьявольские образы являющиеся в тюрьме скорее выглядят как фантазии измученной женщины. Скорее ужас заключается в показе жутковатой реальности средневекового чумного города, произвола вельмож и истязаний инквизиторов, но это обычный фон для средневековой исторической драмы.
В анонсе говорится, что в основе лежат реальные события чумного 1665 года в Англии. Пожалуй, реальность событий тут только в том, что чума в указанном году в Англии была. Призывать инквизитора, для того чтобы испугать и привести к покорности одинокую женщину, кромсать тело вожделенной, пусть и упрямой женщины, кажется довольно странно, особенно учитывая то, что в те 'благословенные' годы вельможи могли и без всяких инквизиторов сделать с простолюдинами (а с безмужними женщинами особенно) все что пожелают. Но оставим историкам историю, а кино кинематографистам.
Сюжет картины не балует сложными ходами, но нас красиво погружают в атмосферу темного средневековья, тут нет загадок и головоломок, но сюжет внятный, характеры яркие, картинка красивая, музыка соответствует.
Фильм вполне оправдывает свои многочисленные награды и номинации на кинематографических фестивалях и наверняка понравится любителям атмосферного средневекового кино.
Пример британского режиссера и сценариста Нила Маршалла отчетливо говорит о том, что при большом желании человек может добиться всего, чего угодно. Важно лишь не только мечтать, но и действовать, по возможности каждый день оттачивать свое мастерство и не переживать из-за посторонней критики, которая наоборот должна подстегивать человека к гораздо большим свершениям. Решение связать свою жизнь с кинематографом пришло к Нилу Маршаллу в довольно юном возрасте. Посмотрев культовый приключенческий блокбастер Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса 'В поисках утраченного ковчега', одиннадцатилетний Маршалл решил во что бы то ни стало сотворить на большом экране собственную магию кино. Снимая на любительскую камеру свои собственные любительские фильмы и монтируя их в домашних условиях, впоследствии Маршалл уже получил серьезное профильное образование и стал весьма желанным гостем на различных студиях, где ему было позволено работать на довольно примечательных проектах. Помимо этого, амбициозный творец находил время для того, чтобы писать свои критические статьи для популярного кино-журнала Total film, благодаря чему Маршалл сумел завести серьезные связи с влиятельными людьми индустрии, а затем уже и получил право на съемки своего первого громкого проекта, известного как 'Псы-воины'. И несмотря на легкую эксцентричность и явный трэш в постановочной работе, публика оценила старания Маршалла по достоинству, после чего он решил в первую очередь остановиться именно на режиссуре, оставив журналистику в прошлом.
Вне сомнений, наиболее известным фильмом Нила Маршалла по праву считается 'Спуск', великолепный хоррор-триллер, который описывает страдания группы девушек в неизведанных пещерах, где им пришлось столкнуться с жуткими подземными монстрами. Вообще у Маршалла завсегда лучше всего получались именно фильмы ужасов, в которых он демонстрировал уникальное умение подогревать саспенс до наивысшей отметки и вместе с тем уделял достаточно времени для раскрытия характеров персонажей. Однако находиться в рамках одного жанра режиссер не захотел, после чего начал серию художественных экспериментов, которые отнюдь не всегда считались успешными. Апокалиптический триллер 'Судный день' имел в себе довольно неплохие идеи, но в целом он не мог увлечь в себя настолько же серьезно, как это удавалось 'Спуску'. Историческая драма 'Центурион' прошла не так громко, как всем хотелось бы, и ничего на самом деле уникального она из себя не представляла. А блокбастер 'Хэллбой' с участием Дэвида Харбора и Милы Йовович так и вовсе оказался для Маршалла сплошным разочарованием, которое едва не стоило ему дальнейшей карьеры. Тем не менее, неугомонный постановщик не собирается сдаваться, продолжая свои эксперименты, и на очереди подоспел еще один драматический триллер от Нила Маршалла, получивший название 'Первая ведьма'. Но опять же, достичь качественных показателей 'Спуска' ему не получилось и во многом данная картина тоже стала разочарованием.
Непосредственно сюжет фильма переносит нас в бурный 17 век в Англию, где как раз бушует эпидемия чумы. Это было страшное и жуткое время, когда никто не знал, получится ли ему пережить текущий год, или судьба окажется откровенно неприветливой. Тяжелее всего эпидемию переживала, естественно, чернь. которой приходилось жить в откровенно непростых условиях, а малейшая антисанитария могла привести к катастрофическим последствиям. Люди пребывали в постоянном стрессе и неудивительно, что многие из них попросту не выдерживали и кончали со своей жизнью самоубийством. Именно так в конце концов и произошло с мужем молодой девушки Грейс (Шарлотта Кирк), которой отныне приходится самостоятельно следить за хозяйством и воспитывать совсем маленького ребенка. Кроме того, Грейс приходится отбиваться от ухаживаний местного вельможи, которому женщина должна отдавать серьезный долг, однако без мужа сделать подобное практически нереально. И на этом проблемы молодой женщины не оканчиваются, а только начинаются, ведь за свою красоту и неуступчивый характер она подвергается обвинениям в колдовстве, после чего ее арестовывают и закрывают в тюремной камере, после чего Грейс приходится пережить неимоверные страдания. Теперь она главный объект истязаний, и только от ее силы духа и воли к жизни зависит то, как долго она сможет протянуть в заточении и не умереть.
В творчестве Нила Маршалла всегда находилось место для жестокости, и 'Проклятие ведьмы' не становится исключением. Режиссер с большим упоением издевается над главной героиней и старается продемонстрировать на камеру как можно больше зверств. так что всем тем зрителям, которые не готовы потратить свое время на демонстрацию откровенно шокирующих и неприятных кадров, необходимо выбрать для просмотра другой фильм. Но заигравшись с пытками, Маршалл не уделил достаточного внимания дельному раскрытию персонажей и общей драматургии фильма, из-за чего помимо жестких эффектных сцен мы не получаем по сути ничего. Ход повествования кажется излишне затянутым, сценарных событий откровенно недостаточно для того, чтобы заполнить интригующим действием весь хронометраж, из-за чего Маршаллу приходится разыгрывать для нас галлюцинации несчастной Грейс, демонстрировать неких созданий из самой Преисподней, однако все это по сути не имеет особого значения. Главное в этом фильме то, как издеваются над Грейс, а все остальное проходит по краю истории слабо протоптанной тропинкой, и после финала картины на душе остается какая-то обширная пустота и ощущение, что 'Проклятие ведьмы' банально украло у нас драгоценное свободное время. А ведь Нил Маршалл всегда умел сглаживать слабые стороны своих работ, что мы видели даже на примере пускай провального, но далеко не ужасного 'Хэллбоя'.
Не шибко впечатляет здесь и воссоздание былой эпохи, которая должна была одним своим видом пугать не меньше, чем видения главной героини. Маршалл использует не самый натуралистичный грим и это моментально рушит историческую точность. Зрителю будет очень сложно поверить в то, что действие происходит именно в 17 веке, а не гораздо позже. Местами даже складывается впечатление, что для нас разыгрывают некий садистский спектакль в современных декорация, однако пойти по стопам авторов 'Антебеллума' Маршалл все-таки не решился и не выглядывал за пределы выбранной им эпохи действия, какой бы сомнительной на экране она ни была. Хотя стоит все-таки признать, что некоторые сцены смотрелись здесь довольно аутентично, и если отбросить в сторону одежды вельмож и излишнюю косметику на лицах некоторых актеров, то отчасти от 'Проклятия ведьмы' даже можно получить специфическое эстетическое удовольствие. Жаль лишь, что на протяжении всего-навсего пары сцен, а не во время просмотра всей истории.
В итоге хочу сказать, что 'Проклятие ведьмы' не становится для Нила Маршалла ни возвращением к былым славным истокам, ни открывает в его карьере некие новые горизонты. Режиссер не смог создать особый прецедент, и всего лишь представил нам свою очередную работу с яркими вводными данными, но без уверенной драматургии и сомнительными смысловыми решениями.
Жила в деревне счастливая женщина. Был у нее муж. Раз поехал муж в город, зерно продавать. Да повстречал купца. Купец на тело женское был падок. И желал он счастливую женщину. Да только муж ее мешал. Но времена были дикие, чума вовсю косила люд. Вот и возвратился из таверны муж бубонами покрытый, да кровью кашляющий. Грейс, так звали жену, захотела помочь. Да только у алчного купца были совсем иные планы. Да и опять же, чума свирепствует..
Нет, это не описание трека группы 'Король и шут', это незамеченный мною ранее фильм Нила Маршала. На который я писал особые надежды.
Я короче не знаю что сказать. Повелся на имя Нила Маршала. Ожидал бойкий экшн, гротескные аллюзии на время чумы, и тонны крутых эффектов. Что я получил: мрачное средневековье с полным набором религиозной шизофрении. Это не то чтобы плохо, нет, это скучно. Совершенно не идёт в сравнение с другими фильмами Маршала. Буду честен, ожидал что после Хэлбоя он снимет лютое фэнтези, где психи в масках чумных лекарей будут терроризировать горсть выживших, а те в свою очередь будут давать отпор. И всё это на фоне массового психоза селян и прочих лиц второго плана.
Увы. Это совершенно феминная байка о храброй женщине по имени Грейс. Условно фильм: это история борьбы несправедливо осажденной мадам. Тут тебе инквизитор с пристрастиями к пыткам, привет Шон Пертви. И алчный купец, что в тайне желает тела героини. Все это качественно, но совершенно не на уровне предыдущих фильмов Маршала. Будто бы Нил снимал по госзаказу британского телевидения. Такое создаётся впечатление. Может это потому, что затронули серьезную тему помешательства, чумы, и невинно осуждённых? Увы, я еле осилил более чем полуторачасовой хронометраж, глядя как отмороженные слуги бога вовсю истязают несчастную Грейс. Смотреть на это и делать выводы не было никакого желания. Но, я осилил. Так что будем считать, что эксперимент Нила Маршала с историческим кино не увенчался успехом. Ну или я просто не дорос до сего уровня понимания.
На тематику средневековья, и почти как главного атрибута этой эпохи - ведьм, снято уже какое-то неприличное количество фильмов. И это, не говоря уже о том, что те же самые ведьмы нередко выступают этакой обязательной составляющей, которая просто нужна для художественного замысла того или иного проекта. Все мы прекрасно наслышаны об эпохе того самого средневековья, когда кровожадные инквизиторы устраивали настоящие гонения на женщин, обвиняя повсеместно их в колдовстве и поклонении Сатане. И именно эту тематику решил освятить режиссёр Нил Маршалл в своём последнем произведении. Несмотря на работу над такими вещами как “Спуск”, или “Судный день”, в последние годы Маршалл хорош только в работе над телевизионными проектами. Его перезапуск “Хеллбоя” с треском провалился в 2019 году, и одной из главных сюжетных тем того произведения была как раз борьба героев с могущественной ведьмой. По всей видимости Маршалл совсем не потерял интерес к указанному сюжетному концепту, и решил развить его более полноценно в “Проклятии ведьмы”.
Девушка по имени Грейс счастливо живёт за городом со своим возлюбленным мужем, и их общим ребёнком. Даже несмотря на шагающую по миру смертельную болезнь, что уносит жизни за считанные дни, молодые люди оптимистичны буквально во всём. Увы, но однажды, вернувшись из города, супруг Грейс через некоторое время обнаруживает, что уже смертельно болен, и принимает единственное решение, которое показалось ему самым верным - он покидает этот мир, наложив на себя руки. Грейс остаётся совсем одна, на неё падает не только забота о ребёнке, но и ведение хозяйства. Да только вот беда, как известно, не приходит одна, и Грейс обвиняют в сговоре с нечистым, что ещё больше усугубляет положение дел.
У создателей однозначно была задача показать тёмное, мрачное, и ужасное средневековье, в котором потенциальные ведьмы, ну или слухи о них, являются далеко не самым страшным. На мой взгляд, это удалось сделать только частично. У меня нет никаких претензий к декорациям и различного рода атрибутам показанной эпохи, к подобным вещам тут действительно подошли очень грамотно, и где-то даже вполне аутентично. На производство картины явно не пожалели денег, и это в общем-то ощущается. Да только вот нередко, чувствуется здесь некая стерильность, и если в условном доме Грейс, или городской таверне, всё смотрится более или менее, то местные города, к примеру, выглядят порой, как просто аккуратно расставленные декорации, словно на них забыли добавить какие-то мелкие, но в то же время значительные штришки, без которых вся магия кино почти полностью разрушается. Тебе просто не хочется верить в эту историю, а где-то даже и сопереживать главной героине. К тому же сюжетных локаций в произведении чертовски мало, с лёгкостью вспоминается наверно четыре или пять, и это, в картине, продолжительностью почти в два часа времени.
С сюжетной стороны “Проклятие ведьмы” представляет из себя крайнюю посредственность. Это словно какая-то сказка для взрослых детей, где все события идут по строго намеченным рельсам. Ты в буквальном смысле наперёд понимаешь, что будет происходить на экране уже через пять или десять минут. К тому же и финал сего произведения тебя как-то удручает, даже несмотря на тот факт, что есть в нём один “вот это поворот”, который, впрочем, лично меня нисколько не задел. Ну и как наверно уже поняли все смотревшие трейлер картины, главным лицом произведения выступает Шарлотта Кирк, что и играет овдовевшую Грейс. На ней тут огромный акцент, её показывают и на лошади в широкополой шляпе, и с мечом в руках, и полностью оголённую с отсылками на произведения Луиса Ройо, одним словом, настоящий театр одного актёра. Хотя, конечно, ругать её не за что, Шарлотта действительно приятной наружности, и играть она умеет. Другое дело, что её персонажем распорядились как-то не очень грамотно, превращая её сюжетными костылями то в жертву, то в сильную и независимую, при том, ничего толком не поясняя, словно героиня действительно заключила союз с Сатаной. В сухом остатке, картину всё же можно посоветовать для ознакомления, но только если вас ещё не тошнит от тематики ведьм, в которой есть безусловно и произведения получше.