Зомби в кино настолько частое явление, что даже самые преданные фанаты порядком от них подустали. Однако, когда тема полностью исчерпана и новых идей больше нет, остаётся один проверенный приём – вернуться в самое начало. Обнуление сроков, перезапуск серий, изучение архаики – всё это продлевает жизнь, казалось бы, умирающих структур. Особенно эффективно это сработало в отношении полумёртвых африканских рабов, связанных с культом вуду, более известных как зомби. Из-за культурной апроприации образа зомби массовым кинематографом некоторые могли забыть корни этого понятия.
Авторам «Малышки зомби» удалось убить сразу двух зайцев, – снять авторское кино про настоящих зомби, и отлично вписать фильм в актуальную повестку. Последнее должно было стать минусом фильма, ведь кроме зомби всем давно надоели нарочитые попытки западных киноделов быть «своими» в прогрессивной тусовке. Однако в случае «Малышки зомби» всё иначе. Здесь иная культура филигранно интегрирована в нить повествования. Без перегибов и неловкостей гаитянский культ показан вместе с современной европейской действительностью. Взаимодействие разных культур происходит посредством общения гаитянской девочки Мелиссы с новыми школьными подругами в стенах французской школы.
В фильме нет пресловутого самобичевания белых перед чёрными, взаимной ненависти и угнетения. Зато есть желание понять чужую культуру. Показана опасность неосторожного обращения к древнему культу. Страх же является следствием непонимания культурных особенностей «других». Всё это делает «Малышку зомби» образцовым фильмом для тех, кто пытается снимать актуальное кино, стараясь при этом не дискредитировать самого себя и заложенные в фильм идеи.
1962 г., Гаити. Человек по имени Клервиус Нарцисс становится жертвой злых интриг и его превращают в зомби. 2019 г., Франция. Фанни, ученица закрытой школы для лауреатов ордена Почётного легиона, находит себе новую подружку Мелиссу, выжившую на Гаити после землетрясения в 2010 году. Приняв её в свой тайный кружок любителей современной литературы, Фанни узнаёт о необычном для европейцев прошлом семьи Мелиссы, связанным с вуду, и решает этим воспользоваться для личных нужд.
Зомбификация вновь захлестнула кинематограф, когда даже Дэвид Финчер и Джим Джармуш не гнушаются прокатиться на аттракционе бездумных поедателей плоти, ассоциирующихся как-то с людом по другую сторону экрана с ведром кукурузы. Но Бертран Бонелло тут ни при чём. Он один из тех редких режиссёров, что обратился к зомби реальным – гаитянским, и частично рассказывает о самом известном зомби Клервиусе Нарциссе, заживо похороненном, а затем похищенным в рабство, сдобренное голодом, палками и дурманным зельем. Эта часть истории, снятая на натуре Гаити, подобно «Заме» Мартель завораживает своей неторопливой аутентичностью и погружением в древние негритянские ритуалы не хуже «Змея и радуги» Уэса Крэйвена. Другая же линия обращается к современности и потенциальным потомкам колонизаторов Гаити, кругу школьниц, которые в лице эмигрировавшей во Францию Мелиссы (+ её тёти, которая в общем-то и является пресловутым ребёнком зомби), можно сказать, сталкиваются с межкультурным прошлым и древними традициями, неосознанно наследуемыми Мелиссой (звериный рык по ночам). Зомби у Бонелло равно ассоциируются с историей и памятью о рабстве и колониализме, а дополнительную глубину автор вкладывает в понятие, рифмуя зомбификацию с одержимостью неразделённой любви и желанием подчинить своей воле фривольную половинку. В фильме это выливается в натуралистичный ритуал своеобразного экзорцизма. «Ребёнок зомби» это не очень-то ужасы, на самом деле, но захватывающая и зрелищная попытка пропустить переэксплуатированный образ через собственные корни.