К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Имя Шона Патрика Шоула, режиссёра данного документального фильма, сейчас не известно никому, но зато очень многим известно имя другого режиссёра – Уве Болла. Если бы не Уве, наверное, сама по себе эта работа значила бы гораздо меньше. Шоул оперирует самыми простыми и непритязательными приёмами, используемыми в подобном жанре. Во главу ставится неординарная личность, биография личности освещается хронологически, из интервью с самой личностью и её приближёнными мы узнаём всё о её характере, методе работы в своей сфере деятельности, реакции общественности на результаты трудов, стратегическом значении результатов для самой личности – в общем, рецепт классический. Повествование разделяется скромными информационными титрами, а финал оставляет надежду на лучшее, ведь мы так любим верить в сказки, даже если они – о плохих персонажах.

Впрочем, настолько ли плох Уве Болл, а если плох – то в чём, а если мы знаем в чём – то есть ли этому логическое объяснение? Попытка разобраться приносит свои плоды: фильм в полной мере не очерняет и не обеляет ни «худшего режиссёра современности», ни тех, кто его поносит или не принимает. В этой войне вы вряд ли выявите победителей. Для создания контраста достаточно самого Уве: будучи прямолинейным правдорубом, он не церемонится ни с хейтерами, ни с критиками, ни с киноиндустрией. Под разнос попадают все, и даже если не обязательно соглашаться с мнением «великого и ужасного», его подача и харизма поневоле завораживают. Может, Болл далеко не идеален в творческой мастурбации, но с таким чуваком не страшно выйти ночью на улицу, отправиться в разведку или поучаствовать в храбром бою на ринге (но только не стоя в противоположном углу). Его любят и ненавидят, однако не оставляют без внимания, ведь мужик никогда не извиняется, не идёт на уступки, не даёт слабину. Честность и открытость – главное оружие этого человека. В мире лицемеров его позиция – удар, так или иначе. Иногда в лицо, иногда под дых, но никогда – исподтишка (хотя фанаты видеоигр имеют право поспорить).

Это весьма расчётливый ход в создании документальной ленты, когда в центре внимания оказывается тот, кто своими заслугами, масштабом персоны и хамоватым напором, продавливающим в массы специфическую философию профессионального быта и жизни, без труда рассказывает о себе самостоятельно. Но в то же время многие коллеги тоже раскрывают секреты сотрудничества с режиссёром. И если поначалу они осыпают его лаврами, то потом поневоле признаются, что Уве Болл – та ещё невыносимая заноза в заднице. Его принципиальный подход к съёмкам в частности и отношение к людям в целом имеют массу минусов: от пылкого нрава, стерпеть который могут не все, до чудовищно поверхностного метода работы, когда фильмы снимаются быстрее, чем придумываются. Вот здесь фигуранты освещения биографии Уве всячески пытаются оправдать происходящее, апеллируя аргументами, в широком смысле применимыми почти к кому угодно. Выглядит это примерно как: «Ему сложнее, чем другим!», на что хочется ответить: «А вы проверяли? С чем сравните?», ну или что-то типа того. Фильм грешит неоднозначностью самовыражения, поэтому при просмотре внимательный зритель, даже не реагируя никоим образом эмоционально на самого Болла, наверняка не раз предусмотрительно усмехнётся.

Тем не менее, в данной работе не меньше любопытного, нежели вызывающего сомнение. Мы слишком привыкли к историям успеха, мотивирующим выдавать беспрекословный знак качества, пройдя через адские трудности: знаменитости становятся кумирами миллионов после победоносных од о том, каково это – остаться неординарным человеком или творческим безумцем, которого любят чуть ли не все, при восхождении на свою вершину. С Уве дело обстоит иначе: его история – о том, как не слушать никого и не нравиться пресловутым миллионам, но упёрто следовать собственным убеждениям, даже если твоя вершина очень многим видится не горой, а навозной кучей.

«Нах@р вас всех» годится для просмотра любому, кого хоть немного интригуют личность и творчество немецкого режиссёра, но также и тем, кому действительно интересно, можно ли выжить в мире, если показывать средний палец всякому, кто говорит тебе остановиться, но не останавливаться даже тогда, когда купаешься в океане средних пальцев, направленных в ответ.

Вряд ли эту документалку вы станете пересматривать, однако для разового ознакомления она вполне подойдёт.

6 из 10

20 декабря 2020 | 08:12
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: