После просмотра первой серии, я наткнулся на множество отзывов, содержащих призыв не судить по стартовому эпизоду и смотреть сериал до конца. Следуя данному завету, я потратил ещё семь часов своей жизни на просмотр сего чуда. Стоило ли оно того? Сказать хочется очень много, но я постараюсь максимально сократить свои впечатления, поделив их на три блока.
1. Реализм
Во множестве отзывов 'Эйфория' превозносилась как взрослый, реалистичный сериал про подростков, противопоставляемый всяким стерильным 'Ривердейлам' и 'Скамам'. Мол, проблемы и интересы подростков ещё никогда не были показаны так же правдиво, без мишуры и романтизации. Что же на деле? Да, 'Эйфория' поначалу смотрится куда серьёзнее и 'взрослее': первая серия забита под завязку матом, сексом, обнажёнными гениталиями, наркотой и алкоголем. Но вскоре приходит осознание, что в данном случае это и является 'мишурой': на дворе 2019-ый год, завершилась 'Игра престолов', от которой фанатеют 14-тилетние девочки, по идее вообще не имеющие права смотреть этот сериал. О каком 'взрослом' контенте может идти речь? Нутро проекта, скрывающееся за 'жестью', представляет из себя типичный подростковый сериал со всеми вытекающими. Образы персонажей переполнены максимализмом в больших масштабах, чем в любом из ваших одноклассников; диалоги переполнены зашкаливающим пафосом, водящимся разве что в подростковых блогах, но никак не в реальном общении. Такой подход порождает в повествовании малолетних наркодиллеров, миллионы подписчиков после одного фанфика, действия полиции по любой неподтверждённой информации и прочие вещи, вызывающие фэйспалм. Как реалистичный сериал о жизни подростков и о наркотиках 'Эйфория' не заслуживает никакого внимания, поскольку по сути своей является среднестатистическим подростковым проектом под личиной 'взрослости'.
2. Художественная ценность
Любая история захватывает только в том случае, если зритель может сопереживать героям, причём необязательно их поступки должны быть ему близки: убеждённый атеист будет сопереживать религиозному пацифисту в крепком военном фильме 'По соображениям совести', а порядочный человек будет с интересом наблюдать за развитием персонажа в 'Плохом Санте', несмотря на его поведение. 'Эйфория' же предлагает нам плеяду персонажей, имеющих самостоятельные сюжетные линии, переплетённые друг с другом. Каковы эти персонажи? Наркоманы, эгоисты, стервы, маньяки, развратницы и развратники — и это абсолютно нормально, такие персонажи могут быть интересны зрителю, а их недостатки открывают простор для развития, возможного при надлежащем раскрытии характеров. Присутствует ли в 'Эйфории' это самое раскрытие? Лишь жалкие попытки сделать нечто подобное: у героев есть предыстории, как правило, никак не объясняющие их поступки; из-за этого практически все они заканчивают сериал такими же, какими предстали перед зрителем впервые. Единой цельной истории нет, побочные истории скучны и неинтересны. Вместо необходимого для адекватного восприятия сюжета раскрытия героев создатели радуют невероятно нужными для сюжета сценами с голыми мужиками в раздевалке, танцами пухлой девушки для эротического чата и т.д. Всё настолько плачевно, что к восьмой серии так и не появляется ни единого момента, где хоть как-то пояснялось бы, в силу чего сблизились главные героини Ру и Джулс. На их дружбе строится весь сериал. Отношения между ними оказывают влияние на развитие персонажа Зендаи — а сценарист не добавляет ни одной сцены, где Ру и Джулс, например, разговаривают на близкие им темы и понимают, что им интересно друг с другом. Зрителя просто ставят перед фактом: они стали друг другу близки.
Актёрская игра также оставляет желать лучшего. Исполнение персонажами своих ролей варьируется от сносного (Мэдди, Кэсси — в силу топорности образов) до спорного (главная героиня в исполнении Зендаи: у девушки определённо есть потенциал, но то ли в силу сценария, делающего из неё постоянно кривляющегося к месту и не к месту фрика, то ли в силу неопытности актрисы в драматическом жанре каждый момент, задумывавшийся как сильный с эмоциональной точки зрения, рушится из-за её переигрывания; кроме того, поведение её персонажа практически не отличается от поведения её же героини из 'Человека-паука') и даже ужасного (например, уже упомянутая пухлая одноклассница главных героинь, с которой связано впечатляющее количество нелепых, ненужных и нереалистичных сцен и сюжетных ходов — актриса отыгрывает кошмарно, переигрывая в половине сцен и совершенно не контролируя мимику; вероятно, таков закономерный результат, когда на роль персонажа берут девушку, которая 'чувствует себя похожей на свою героиню', а не девушку, которая просто умеет играть). Хотя придираться к актёрской игре в подростковом сериале — дело неблагодарное.
Будучи пустой и совершенно неинтересной, 'Эйфория', стоит отдать должное технической команде, снята дорого, добротно, и выглядит именно так, как должен выглядеть 'флагманский' проект НВО. Однако же ничего нового для киноиндустрии трюки с неоновым светом (привет Эль Фаннинг) и эпилептическим монтажом в себе не несут.
Словом, как художественное творение сериал точно так же не заслуживает сколько-нибудь высокой оценки, несмотря на пару неплохих сцен (вроде воображающей себя Морганом Фрименом Ру за расследованием 'преступления'), которые не спасают общую картину.
3. Позиционирование
Но есть и третья сторона вопроса. Кого бы из всей команды, работавшей над 'Эйфорией', я бы похвалил, сказал бы, что эти ребята знают своё дело? Промоутеры. Маркетологи. Все те, кому 'Эйфория' обязана тем, что создавалась с прицелом на определённую аудиторию — чего уж греха таить, не особо привередливую, зато весьма многочисленную, активную и агрессивную. Подростки по всему миру смотрят сериал взахлёб, репостят себе на странички цитаты Ру про депрессию, восхищаются стремлением Джулс к отдалению от ненавистного ей гендера, гордятся бодипозитивщицей Кэт и орут изо всех щелей, что в проекте даже и не пахнет романтизацией наркотиков (которые становятся проблемой только для Ру), депрессии (в которую Ру впадает, ни имея никакого серьёзного повода для этого), алкоголя, беспорядочных половых связей и т.д. А остальные группы зрителей либо избегают сериал из-за его подростковой направленности, либо смотрят, ужасаются бездарности увиденного и пишут рецензии, подобные моей. Но зачем делать ставку на эту аудиторию — более придирчивую и требовательную, да ещё и менее активную в интернете, не включающую в себя множество агрессивных меньшинств? Незачем. Выходит, как коммерческий продукт, весь смысл существования которого в получении профита авторами, 'Эйфория' — образец мастерской работы, 10/10.
А по итогу и сказать-то нечего. Целевая аудитория проекта такова, что пафос, ванильность и максимализм воспринимаются ими чутче, нежели осмысленность сюжета, проработанность персонажей и диалогов, итоговый посыл и так далее, и тому подобное. А люди, не относящиеся к данной целевой аудитории, по-видимому, в большинстве своём оставили гневные отзывы после первой серии и пошли пересматривать какой-нибудь 'На игле', где и мотивация персонажей прописана, и романтизации на самом деле нет, и 'жесть' не стерильная, вставленная для галочки, а правдоподобная, необходимая сюжету для освещения важных и тяжёлых вопросов.
Трудно было обойти стороной сериал 'Эйфория', так как про него говорили во всех соцсетях, везде постили клипы из сериала, и даже сам Леонардо ди Каприо, по словам актёра Хантера Шаффера, смотрел его. Что ж такого примечательного в этом продукте от HBO, напрашивается вопрос? У меня на этот счет есть своя теория.
Ну во-первых, это шок-фактор. HBO переплюнул сам себя, обнаженки и откровенных сцен секса будет больше чем в «Игре престолов». Придется наблюдать на экране принадлежности десятков разных мужчин, мерзкие сцены насилия и секса, беспорядочные половые связи почти всех героев, и вообще всю атмосферу разврата и деградации.
Во-вторых, сериал сделан по всем нынешним Голливудским стандартам толерантности и равенства, чтобы, так сказать, все «униженные и оскорбленные» получили свои «заслуженные» места под солнышком.
Здесь тебе и бодипозитив, и феминизм, лгбт-персонажи, трансгендерная девушка в главной роли, в общем, все последние социальные тренды. В сериале можно также услышать непонятные обычному человеку слова типа 'гетеро-нормальность' или 'квирность', «цис гендерный мужчина», придуманные 'прогрессивной' частью американского населения, для которых, судя по всему, сериал и был сделан.
Но самое худшее в этом сериале то, какой месседж он посылает молодым людям и подросткам, которые будут его смотреть.
Главным оскорбительным словом в сериале является 'ханжа' (так же, между прочим, фанаты этого сериала называют тех, кому не нравится данный сериал), так как чем больше Ваш список половых партнёров - тем лучше. Быть же девственником - очень постыдно, поэтому нужно избавиться от этого как можно скорее, неважно где, неважно с кем, хоть с первым встречным. У всех девушек в сериале, несмотря на то, что они ещё в школе, уже послужной список сексуальных партнеров. Одна девушка даже раздевается для мужчин в Интернете за деньги. Это совершенно нормально заниматься сексом с двумя разными парнями с промежутком в 10 минут.
Быть сексуально распущенным не является чем-то плохим, наоборот это круто, поэтому одна девушка, когда ее обзывают в сериале «шлю*ой», так и говорит - «это не оскорбление». Все это мне напомнило парад шлюх (slut walk) в Америке, (я не шучу, такой парад действительно имел место быть, можете поискать на ютюбе), где собрались куча женщин в очень откровенных нарядах, почти что голые, отстаивать свою сексуальную либерацию. Они так и заявили, что быть сескуально распущенным для женщины это нормально и не должно никем осуждаться, и все они шлю*и.
Сериал научит, что лучше начинать процесс по смене пола ещё в раннем юношестве, будучи еще подростком.
Если парень отвратительно относится к девушке, изменяет ей, и даже иногда может приложить руку, будет лучше остаться с этим парнем, потому что 'веселые' отношения лучше, чем унылая стабильность семейной жизни родителей.
Невиновного человека можно засадить в тюрьму, и никто за это не понесёт ответственности.
Но все-таки, сериал сделал одно хорошее - не стал романтизировать прием наркотиков, и полностью отобразил ужас жизни наркозависимых людей и их родных.
В этом сериале для меня нет ни одного положительного персонажа. Разве что наркодиллер Фез, который заботился о своих друзьях и Лекси, которая скромнее всего себя вела, наверное, поэтому и получила так мало экранного времени.
Справедливости ради, нужно упомянуть, что некоторые герои извлекают уроки из сложившихся обстоятельств и меняются. Учатся контролировать свои зависимости, бросают разгульную жизнь, находят настоящую любовь, настоящих друзей, несут ответственность за свои действия, понимают, что определённые действия влияют на их детей. Остальные же продолжают старый образ жизни и никак не меняются к концу сериала.
Cоздатель 'Эйфории' Сэм Левинсон заявил, что сериал предназначен грубо и честно показать реальную жизнь подростков и их страхи. Мне остается непонятным для кого делался этот сериал. Ну что ж, если сериал действительно, сделан для подростков, тогда у создателей нет никакой совести показывать такое юным умам. Если же это реальное отображение жизни нового поколения, то мне становится страшно за будущее этого поколения. Ну или возможен такой вариант. Может сериал действительно замечательный, хороший, правдивый, дело во мне, это просто я старомодный порицающий человек, просто-напросто ханжа.
Вот и досмотрел 2-ой сезон (не знаю, зачем...). После просмотра двух сезонов, мои догадки подтвердились. У этого 'произведения' нет общей идеи, а то, что показывали в первом сезоне, практически, никак не влияет на второй. Самое удивительное, что этот сериал многие считают эталоном правдивой правды. И, господи, сколько же я слышал про ТУ САМУЮ ПЯТУЮ СЕРИЮ, что там происходит что-то невообразимое (но на деле совсем не так). Этот сериал вызывает тонны вопросов и никаких ответов не дает.
Но там остались многие 'фишки' из первого сезона:
1.Псевдосюжет;
2.Претензиозность;
3.Неоправданный (и беспочвенный) пафос;
4.Псевдоглубокий смысл (а точнее - диванная философия);
5. Ну и романтизация всяких нехороших вещей.
Первый сезон раскручивал какую-то тему с ориентацией Нейта, но во втором сезоне на это полностью забили. Также случилось с Маккеем и Кэсси (вроде). И то, что Мэдди изменяет Нейту. И Нейт не очень лестно отзывался о Кэсси.
И очевидно, как создатели пытаются не уронить рейтинг Зендеи. На протяжении двух сезон это отчетливо прослеживается. Например, в первом сезоне дали ясно понять, что все гг спят с кем попало и Ру типа того, но об просто говорят и говорят так, чтобы приравнять ее к остальным персонажам, но в тоже время и как-то выгородить, т.е. создатели решили выбрать оба стула. Это добавляет сериалу тупости (которой там и так навалом). Сцена с раздеванием нескольких персонажей тому подтверждение, было очень предсказуемо, что в кадре разденутся все, кроме Зендеи. Тип, мне не хочется видеть всех персонажей голыми. Просто, это такой идиотизм, что других слов не находится.
А пятая серия это вообще что? Я удивлен тем, что это на кого-то вообще впечатление произвело. Такое откровенное переигрывание зендеи и такое нелепое, но за это ее опять хотят чем-то наградить. Самое смешное то, что персонаж начал вести себя немного похоже на поведение реального наркомана и это взорвало всем мозг, тип вот осуждение употребления наркотиков и т.д. Открою маленький секрет: на протяжении двух сезонов шла откровенная романтизация употребления наркотиков, также в первом сезоне подробно показали, как скрыть следы употребления, а во втором - как скрыть эффект употребления и вот под конец второго сезона показали нечто отдаленно похожее на правду - это просто издевка над правдой. Над самой проблемой. Никого не смутило, что наркоманка, которая никогда не занималась спортом и ненавидит его, всю ночь успешно марафонила от копов. По уровню реализма последние части форсажа на голову выше.
И да, это все еще выглядит, как затянувшийся тик ток подростка максималиста.
Досмотрела второй сезон еще летом но все никак не доходили руки написать рецензию.
В 'Эйфории' меня смущает очень много что, но в особенности — подозрительно положительная реакция зрителей. Ну да обо всем по порядку.
Для себя я могу охарактеризовать сериал двумя фразами:
1. Превосходство формы над содержанием.
2. Вуайеристская фантазия взрослых мужиков о девочках-подростках, как выразились в одном посте на тамблере.
Я начала смотреть этот сериал относительно поздно, когда он уже достаточно просочился в интернет-культуру. С самого начала у меня было ощущения, что сериал был создан не ради сюжета и истории, а ради того, чтобы его растаскивали на мемы и тиктоке. Сегодня это очень дешевый способ добиться успеха, но, как видим, он работает.
Сюжет не выдерживает критики просто потому, что он вообще не о подростках. Перезрелые кабаны и лошади, хлебнувшие жизни и уже не знающие, чем себя занять — это не подростки (единственный более-менее реалистичный перс среди детей — Лекси). Особенно нереалистичен родительский пофигизм. Можно, конечно, отмахнуться и сказать 'это жи Амееерика', но о нереальности происходящего говорят даже сами американские старшеклассники.
А вот что здесь есть — это архетипы из порнухи про жизнь старшей школы. Грудастая блондинка, дерзкая худенькая латина, фигуристая латина, неблагополучная черная девочка, качок-бисексуал и так далее. А, да, во втором сезоне в одной из второстепенных ролей появляется реальная порноактриса. Самое то для подросткового сериала, а?
Да, героиням подкручены какие-то предыстории, но весь психологизм теряется за горой 'эстетики'. Кстати о ней.
'Эйфория' окончательно доказала, что люди полюбят любой посредственный сюжетец, если завернуть его в достаточно красивый фантик из режиссуры, работы художников, красивых (и явно взрослых) актрис, музыки, ну и конечно неонового блеска. Здесь все это прекрасно, я не спорю, да и актерская игра прекрасна(особенно Сидни Суини). Но меня раздражает, что на фоне восхищения формой люди пытаются выгородить содержание и углядеть там какую-ту глубину, называя сериал чуть ли не шедевром. Причем я почти уверена, среди них есть те, кто в свое время хаял 'Школу' и 'Все умрут, а я останусь' Гай Германики за 'чернуху' и 'нереалистичность', хотя ее творения на голову выше в плане сценарной работы и морали. Но, видимо, тайные смыслы открываются только под неоновым освещением.
По всем параметрам сериал абсолютно провальный, но каким-то образом многим понравился. Его называют самым реалистичным сериалом посвященным проблемам подростков США(по мнению людей из СНГ).
Этот сериал я буквально заставлял себя смотреть, потому что он ничем не цепляет, а даже наоборот - отталкивает. Сериал снят клипмейкерами, но выглядит, как длинный тикток подростка максималиста. Тонны пафоса и псевдоглубокого смысла. В нем нет освящения проблем, нет художественной ценности, нет сюжета, нет сценария(судя по всему) и, самое главное, нет смысла.
Многие серии начинаются как очередной выпуск 'Давай поженимся', так как, нам просто показывают все про персонажа, абсолютно все и про каждого.
Очень смешно наблюдать за псевдо-интеллектуалами, которые всячески пытаются доказать свою индивидуальность тем, что они что-то там поняли в этом сериале, но дело в том, что понимать там нечего, всякие травмы просто показывают зрителям и разжевывают. И все. Многие действия или события не имеют никаких последствий. Например, передоз Ру, который в целом ни на что не повлиял, кроме нахождения Ру в больнице, но это завязка, и все, буквально. Уже при просмотре первой серии, смотря на этих всех товарищей, я поймал себя на мысли, что этим персонажам не веришь, совсем не веришь. Потому что, слишком очевидно, что они картонные и пустые и выполняют только то, что прописано сценаристом. В их волю и характер не веришь. Потому что их и нет.
Весь сериал можно уложить в одно предложение. Да даже в одно слово: бред.
Сериал снят про подростков взрослыми чуваками, которые давно уже не подростки, причем чуваки совсем оторванные от реальности. Поэтому настоящие подростки из США говорят, что их совсем не такая и ничего подобного даже близко нет. Но это всего лишь мнение тех, про кого снят сериал, а вот товарищи из СНГ знают гораздо лучше, как живут те, кто живет на другом континенте и никогда там не были.
Насколько помню, Зендею за эту роль чем-то наградили, но есть одно НО. Она там вообще не играет. Лицо каменное 95% всего времени, а остальные 5% это какие-то подергивания и очевидное переигрывание. Первая встреча и знакомство Ру с Джулс (которое глупо поставлено и выглядит максимально бессмысленно). Это вообще выглядит, как знакомство пятилетних детей в детском саду. Плохие впечатления доставляет и то, что слишком много постельных сцен. Если их убрать, то сериал станет вдвое короче, но сюжетно ничего не изменится.
Сюжет вообще не двигается, да его там и нет. Это просто набор клишированных клише. Ничего общего с реальностью этот сериал не имеет. Смотреть его не стоит. Вот просто вдумаетесь. Сериал про детей снятый не детьми и с возрастным ограничением 18+.
Возможно этот сериал подходит для тех, кто всерьез воспринимает мемные цитаты с волками.
Эйфория 2019 - Честно при просмотре у меня постоянно было ощущение, что, то ли я смотрю сильную драму, то ли пропаганду максимально разгульного образа жизни, то ли что это кино мерзость которая хуже порно. Да порно тоже не полно оно показывает гипертрофированно жизнь разыгрывая разные сценки. Но там хотя бы ты знаешь, что это всё не по настоящему. Что это просто люди спят друг с другом на камеру и зарабатывают деньги.
Тут же какая-то смутная картина. С одной стороны тут есть сюжет (какой никакой), где показана семья Нейта, такие себе лицемерные богачи (местная региональная элита) которые на публике играют роль хорошей счастливой семьи, а на деле это просто ширма за которой прячется куча проблем. Отец гей изменяет аморфной жене, и самоутверждается за счет сыновей. Он использует свои деньги, статус и положение вынуждая себя уважать, хотя на деле является не мужиком, а тряпкой (когда чуть не плачет перед девушкой школьницей с которой переспал, и желает чтобы она его не выдала; чтобы общество об этом не узнало).
Также у нас тут есть подростки школьники которые ведут активную половую жизнь и принимают наркотики, живут как хотят и делают что хотят. Странно что я раньше как-то на это так не смотрел, со стороны. Выходит очень даже правильно что раньше были придуманы правила и всех держали в строгости. Было сделано так, пока не закончишь школу и тебе не стукнет 18 или 21, покупать алкоголь, наркотики и секс были запрещены. С этим же поколением неизвестно что будет? Выживут ли они, живя такой жизнью? Скорее всего - нет.
С одной стороны, взрослые которые показаны в фильме знают меру в алкоголе, разгульном образе жизни, но они такие лицемеры, какими они тут показаны (хоть и не все). А с другой стороны эти школьники которые не хотят принимать мир взрослых и хотят быть такими какими они есть, то есть самими собой, не притворяясь. Разве можно в этом их винить? Но все это показано каким-то таким паскудным образом. Как будто сценарий писал какой-то извращенный мозг. Или может наркоман?
С одной стороны тут есть смысл, что наркотики и разгульный образ жизни ни к чему хорошему не приведут. И некоторые герои в финале взрослеют, остепеняются, меняются в хорошую сторону. Но так бывает только в кино; то есть как написал сценарист 'местный бог' так и будут происходить события, не взирая на логику и реальность.
В жизни после такой активной молодости, после наркотиков, мозги уже так как прежде работать не будут. А незапланированная беременность от левых чуваков и куча выпитого алкоголя и пропущенные уроки ни к чему хорошему и позитивному не приведут.
То есть сериал показывает красивую ложь. Что можно все попробовать и нечего за это не получить. Но мы знаем что это не так, что за все придется платить.
В первую очередь платить своим здоровьем, а в последующем (если не произойдет передоза и летального исхода) разрушенной жизнью. То есть при таком образе жизни будущего уже не будет. В реальности будет именно так, а не тот happу end который показали создатели.
Не знаю для кого создан этот сериал? Для взрослых? Они и так все это знают и подражать не будут. Для подростков? Так они если будут подражать, то просто угробят свои лучшие годы и просто станут торчками и все. Такие модели поведения которые показаны в сериале перенимать нельзя. Но кто думает об этом в 12, 13, 15 лет? Хочется быть взрослым и попробовать все и сразу? Разве не так?
Также тут есть ещё один момент, упоминание термина 'ЛЮБОВЬ'.
-Я люблю тебя. И я тебя тоже.
-Я люблю тебя. А я тебя сильнее.
При том что никакой любви тут нет и в помине. Каждый персонаж пользуется другим, манипулирует, унижает, оскорбляет, насилует в конце концов, чтобы снять свое напряжение, самоутвердиться или просто ради животного удовольствия. Потому повторюсь, большинство персонажей настолько неприятные существа, что в итоге перед финалом хочется сжечь всю эту Содом и Гомору.
Создатели конечно пытаются всеми правдами и не правдами оправдать этих героев, что: У них мол проблемы с детства. У них психологические проблемы. Жизнь тяжелая.
Но, тут никто не ведет себя по-человечески. Это прямоходящие животные, которые опущены в скотское положение. И большинство не хочет и не может выбраться из этого, в том числе главная героиня.
Из плюсов. -Очень профессионально и качественно все снято, интересные ракурсы, большое внимание уделено деталям, нюансам.
-Хорошо подобранные саундтреки, они часто дополняют картинку на экране, создавая нужную атмосферу или настроение при просмотре.
-Отлично подобранный актерский состав. Каждый так идеально подходит и достаточно хорошо играет своего типичного персонажа.
Персонажи: Глуповатый качок, толстушка заучка, спортсменка активистка подлая стерва, глупые пустоватые подружки подлой стервы. Главная героиня наркоманка с кислым видом, и её верная порядочная честная подруга детства. И вторая подруга главной героини с якобы тяжелым детством которая пускается во все тяжкие. Спать не за деньги, а просто так в свое удовольствие со всеми подряд. При том чем больше и жестче её унижают, тем большей ей это нравится, по крайней мере поначалу (дальше уже будет более облегченная версия её похождений).
ВЫВОДЫ: В данном сериале ярко показано падение и разложение американского общества. Я думаю это тут и есть самый главный смысл. Вот к чему приводит когда общество живет по принципу никаких правил, только секс, наркотики, рок-н-ролл (только вместо последнего тут красивые современные саундтреки).
Интересно что в сериале почти нет адекватных позитивных персонажей. Все девушки - ш*юхи и пот*скухи, все парни - тираны, садисты, насильники и озабоченные, или слабовольные тряпки. Тут некому сопереживать, тут не за кем следить, все это вызывает шок и омерзение.
Люди, которые ругают сериал за 'отсутствие связности сюжета и мотивации некоторых персонажей', не поняли, что это не художественное кино по смыслом, это в художественной форме показана жизнь американского общества без прикрас. А точнее то куда, либеральная повестка дня (то есть жизнь без правил) ведет это общество. В пучину, в бездну.
Меня можно обвинить во многих вещах: пишу с ошибками периодически, нагоняю патетики, занимаюсь морализаторством, слишком субъективен в оценке художественных вкладов создателей произведений. Однако, чего во мне нет, так это консерватизма, обывательских штампов и позитивизма. Простите, если прозвучало нескромно. Да и к чему это я. Ко второму сезону 'Эйфории'.
Скажу сразу я признаю актуальность и художественную ценность сериала. Это важное произведение для отражения чаяний (или отсутствие таковых) и реальностей нового поколения. Все показано жестко, без расшаркивания и лишних эмоций. Можно это принимать или нет, любить героев или ненавидеть, но реальность такова. Да, конечно же преувеличенная и заострённая в отдельных моментах, но живая. Операторская работа, а также саунд, выше всяких похвал. Отдельные кадры обладают гипнотическим воздействием, а некоторые серии могут стать самостоятельным фильмом. Из музыкального сопровождения можно делать роскошные плейлисты, где рэп и джаз вполне себе дружат и дополняют друг друга. Сериал спутал все жанры (это не только драма о потерянных душах и одиночестве, но и триллер с жесткими сценами) и клише в поведении подростков.
На мой вкус сериал должен был бы завершиться одним сезоном, а два дополнительных эпизода делали финал открытым и обнадеживающим. Создатели решили иначе, и они - в своем праве. Зрители были сразу предупреждены, что все будет жестче и депрессивнее. Однако они забыли сказать, что и бессмысленнее. Теперь герои отпустили почти все тормоза и сериал окончательно погрузился в наркотический угар, бесконечные вечеринки, беспорядочный секс, насилие и демонстрации гениталий. Все это было и раньше. Откровенность сериала — это оправданное художественное решение Сэма Левинсона и его соратников. Отбрасывать предрассудки в вопросе демонстрации неприглядных, но вполне естественных сторон бытия, необходимо. Тем не менее важна и цель. «Эйфория» же продолжает спуск героев в ад, не предлагая практически никакой альтернативы. Более того, кажется, что сериал стал воспринимать поведение героев, как нормальное и пригодное для этого мира. Можно принимать целыми днями напролет все виды наркоты, ходить в школу и скрывать, что ты «торчишь» от своих близких и любимой девушки. Можно торговать наркотиками, убивать и спокойно существовать в социуме, посещать вечеринки школьников и вести легальный бизнес. Можно калечить людей, шантажировать одноклассников, бить свою девушку и тут же снова влюбляться в ее подругу, превращаясь в романтического героя. Можно пребывать к депрессии несколько дней и тут же самостоятельно подняться и пойти на вечеринку. Все герои сериала и были неоднозначными персонажами, но был маячок добра и света, к которому они хотя бы стремились. Сейчас же все попытки отброшены и все кажется стали от этого только спокойнее. Ненужно и пытаться стать лучше.
HBO уже заявил о продлении сериала на 3-й сезон. Принимая логику развития персонажа, героиня Зендеи вероятно станет наркобароном и мы получим новые 'Во все тяжкие'. Правда речь уже будет идти о конъюнктуре, а не искусстве и творческом высказывании на актуальную повестку.
В западной прессе уже обвинили второй сезон в подаче употребления наркотиков и депрессии в романтическом ключе. Не хочется заниматься шапкозакидательством, но ведь доля правды в этих обвинениях есть. После просмотра остается ложное впечатление, что последствия любых поступков всегда можно перемонтировать. Так можно ли сериал продолжать называть достоверным и социально значимым? Надеюсь, что такое впечатление изменится после завершения сезона.
История о том, что у всего есть и предыстория, и последствия.
Обидно, что 2/2 негативные рецензии на этом сайте написаны после просмотра первой серии, когда настоящее погружение в жизни героев начинается как раз со второй.
Но давайте по порядку.
Если кто не знал, Сэм Левинсон - режиссер и сценарист сериала, на личном опыте сталкивался с наркотической зависимостью и психическими расстройствами. В этом сериале он рассказывает о своем личном (да-да, личном, не взятом с потолка) опыте, перенеся его на персонажа Зендаи. Он не говорит что 'наркота это круто', ни в коем случае. Он как раз таки показывает (и в сериале говорится это прямым текстом), что сначала употребление наркотиков кажется чем-то крутым и расслабляющим, до тех пор, пока тебя не находит твоя младшая сестра на полу в собственной рвоте и на волоске от смерти. И этот сериал - не красивая и вдохновляющая история о том, как человек, выписавшийся из рехаба, тут же начинает новую жизнь. Это история о том, насколько губительной может быть зависимость для человека, особенно для подростка с неокрепшим сознанием и отсутствием любви к себе. Тут нет крайностей, нет черно-белых цветов. Главная героиня не стала наркоманкой, потому что ее бьют в семье, или потому что родители не обращают на нее внимания, или потому что она связалась с плохой компанией. Нет. Ру пристрастилась к наркотикам, ну... потому что так получилось. Люди разные. Это может послужить предупредительным звоночком для тех родителей, кто думает, что с их ребенком все в порядке.
Ладно, перейдем к другим героям сериала. У нас есть Джулс, Ру, Мэдди, Кэт... Ребята, которых мы видим каждый день на учебе, которых мы лайкаем в инстаграме, о внутреннем мире и истории которых даже не догадываемся, смотря на обертку. А зря. Каждая серия начинается с того, что нам показывают определенного персонажа с детских лет, объясняя процесс его взросления и становления той личностью, которую мы видим на экране сейчас. Эти персонажи неидеальны. Они изменяют, пьют, задирают, ведут себя не самым приличным образом... И после их background story ты начинаешь понимать их мотивы. Ни в коем случае не оправдывать и уж тем более не поощрять, но абсолютно у всех поступков и моделей поведения появляются логические объяснения.
И логические последствия.
С каждым эпизодом сериал все набирает обороты, напряжение растет. Очень аккуратно и ненавязчиво в сюжет вводится серьезная и тяжелая драма, пока все наше внимание (как и внимание героев) сосредоточенно на драме подростковой. Казалось бы, все началось с невинной переписки на сайте знакомств и необдуманного вранья девушки своему парню, а в итоге все закрутилось, и вот уже несколько сюжетных линий переплетены в одну, которая стремительно догорает, словно фитиль динамита, приближая нас к взрыву.
Нравится так же нелинейный метод повествования (особенно ярко выраженный в 6 серии), который временами отправляет нас на пару дней в прошлое, показывая, что произошло с персонажами за то время, пока мы ждали новый эпизод. Это придает сериалу реалистичности. Мы смотрим на персонажа, не понимая его странного поведения (или не замечая), а потом флэш поинты показывают нам то, что происходило днями или часами ранее, и все показанное ранее обретает смысл. В жизни ведь так же. Мы воспринимаем людей здесь и сейчас, не думая о том, что они пережил вдали от наших глаз.
Текста получилось и так много, так что не буду слишком долго задерживаться на части продакшена. Просто скажу, что музыка - потрясающая (кто не знал: рэпер Дрейк является одним из продюсеров, а певец Лабринт - композитором). Всегда звучит к месту и является прекрасным дополнением к сюжету на экране, помогая нам погружаться в него полностью.
Цвета, ракурсы, локации, операторская работа - выше всяких похвал. Это настолько прекрасно, что я получаю самое настоящее эстетическое удовольствие от каждой минуты сериала, мечтая, чтобы он не заканчивался никогда.
Отдельного упоминания заслуживают художники по костюмам и макияжу. Образы героев очень яркие, сочные, запоминающиеся и необычные. Ясное дело, что в повседневной жизни подростки редко красятся и одеваются так в школу и на вечеринки, но в стиль сериала отлично вписывается, радуя глаз.
Что касаемо актеров... Я не особый эксперт в плане актерской игры, но все те молодые ребята, заявленные в касте, заставили меня поверить своим персонажам. Я будто наблюдаю за своими друзьями и знакомыми - вот насколько все правдоподобно. Иногда, конечно, их действия становятся гротескными и постановочными, но в декорациях и повествовании сериала все кажется уместным и правильным, не вызывающим ощущения 'кринджа' (для сравнения: как в том же самом Ривердейле, например).
В общем, как можно было понять по накатанной мною простыне - от сериала я в восторге. Всем советую.
«Я не пойму, почему эйфория максимум два года» (Д. Арбенина)
Вот и эйфория от этого сериала, если она и есть, длится недолго. Потом кумар рассеивается, и за ним всё отчётливее проступают явно не случайные, но досадные черты. Сериал «Эйфория» – странное творение. Он не настолько плох, чтобы считать его дешёвой ремесленной поделкой, но и стяжать звание шедевра он точно не вправе.
Но обо всём по порядку. История начинается с весьма примечательного события – возвращения юной девы Ру, ещё школьницы, из больницы, где она пребывала после передоза. С этого момента она рефлексирует о жизни своей и своих окружающих, и результаты этого осмысления, очевидно, и представляют собой сериал, ибо в каждой серии Ру неизменно остаётся рассказчиком, иногда – сквозным персонажем, который присутствует всюду и всему даёт оценку – а в первом и (отчасти) втором сезонах она ещё и отвечает за предысторию ключевых героев.
Меня точно нельзя окрестить записным ханжой – обнажённые члены, гомосексуальность, алкоголь и наркота на экране меня не смущают, да даже убийство или насилие я готов стерпеть, если киносюжет требует от меня наблюдения за всеми неприглядными уголками жизни, которую он создаёт. Но в «Эйфории» названные элементы нередко присутствуют сами по себе, а часто – вообще берутся из воздуха. Основное чувство, оставшееся после просмотра двух сезонов и двух спецвыпусков – недоумение. Довольно сложно сформулировать свои ощущения, когда, повторюсь, сериал ни чудовищно плох, ни гениально хорош. Но и никаким его не назовёшь. Он и в самом деле странный.
Ру – отъявленная наркоманка, и этот категоричный вывод напрашивается сам собой, потому что в сериале она только и делает, что «работает носом». В периоды ломки она истерична, жестока, эгоистична, и те душевные раны, которые она наносит близким, не искупаются её вялым «простите». Многие говорят, что в «Эйфории» показана правда и что наркомания здесь не романтизируется. Ага. Ру – главный герой, очевидно, планировалось, что подростки по всему миру будут желать быть похожими на неё. Но губительное воздействие наркотиков показано в сериале весьма условно – на пять сцен приёма показана одна, где вместо Ру – уродливый наркоман, чья личность постепенно отмирает. На мой взгляд, блевота на полу и истерики с выламыванием дверей едва ли отторгнут молодого зрителя от того флёра наркотической эйфории, в котором Ру живёт, ест, спит и даже получает (абсолютно его не чувствуя) сексуальное удовольствие. Мысли и реплики её унылы, банальны. Ру уверенно уходит в закат, с явным ощущением самодовольства.
Что же до других персонажей. Такое ощущение, что эти дети (а они ведь дети – пусть и выглядят старше меня, давно получившего все возможные образования) уже давно и безнадёжно больны душевно. Почему у них у всех всё так печально? Хотя права была Зинаида Гиппиус, говорившая, что «самый неблагодарный, да и неприятный возраст — 17-20 лет. К жизни ещё не привык, к себе самому тоже. Ни жизни, ни людей не понимаешь, а между тем убеждён, что отлично всё видишь, понял и даже во всём слегка разочаровался», но посмотрите на этих ребят – а ведь никто не счастлив. Джулс обречена страдать, Нейт – сломлен ещё в детстве, Кэсси – зашуганная и затравленная, Мэдди – не понимает саму себя, Лекси – будучи свидетелем и наблюдателем, кажется, теряет саму себя. Они несчастливы, а самое грустное – никому не делают добра. И что ещё более дико – их зло чаще всего остаётся безнаказанным. Ну-ка, а что в итоге с тем парнем, которого подставил Нейт? А побег Ру (на минуточку, наркоманки в стадии ломки) от полиции чем кончился? Счастлив ли Итан?
Впрочем, психические расстройства подростков и их расшатанная психика – один из трендов нового времени. Меня это удивляет. Не потому, что я не верю в то, что молодые люди не могут страдать, переживать, впадать в депрессию. Но потому, что такой страдальческий образ тоже, блин, романтизируется, а психические крепкие, «цис-здоровые» люди не в чести у наших творцов.
Мне не хочется впадать в морализаторство и говорить, что злу всегда должно быть воздание, а люди в большинстве своём нормальные. В жизни, увы, так не происходит. Но почему, допустим, Феско – тоже человек сомнительной нравственности уже в силу того, чем он занимается, но душевно более красивый, чем главная героиня – огребает от судьбы гораздо больше, чем вся эта шайка школьников? Увы, я не могу согласиться с теми, кто называет сериал правдивым и честным. В нём немало уловок, хитрости, сознательного пускания пыли в глаза. Говорят, что нравоучений не должно быть. Но если их нет, ищите другие пути средствами искусства отвратить зрителей от порочной дороги.
Однако нужно сказать и о том, что лежит на второй чаше весов. Сериал снят в клиповой манере, и в большинстве случаев это здорово и приятно глазу. Сцены, где Ру играет в Моргана Фримена, а к Кэт «приходят» блогеры с современными «лозунгами» о принятии себя и прочей словесной шелухой – поистине гениальны, такая тонкая ирония и насмешка над своей же собственной культурой умиляют. Сюда же можно отнести копирование культовых любовных сцен во втором сезоне, где в каждом отрезке в роли любовников предстали Ру и Джулс. Интересная игра света, крупные планы, музыкальное оформление – всё это действительно здорово (по крайней мере, для меня, не искушённого эстетикой американских сериалов) и, возможно, всё это даёт многим основания считать сериал гениальным.
Неплоха и актёрская работа, отмечу среди тех, кто понравился, Сидни Суинни (Кэсси), Ангуса Клауда (Фес), Эрика Дэйна (Кэл). Остальные тоже показали себя достойно, но с той или иной мерой «недо-» или «пере-».
О спецэпизодах в межсезонье сказать нечего. Сериал бы ничего не потерял в их отсутствие.
Длинная получилась строка, ты уж прости, дорогой читатель. Главная-то моя мысль такова – любое произведение искусство имеет право на существование, тем более – если оно признано хотя бы несколькими людьми. Я не собираюсь ни в чём упрекать обожателей «Эйфории», а равно надеюсь, что не снищу инвектив от них. Сериал стоит посмотреть и составить о нём своё впечатление.
Когда я писал рецензию на 'Малькольм и Мари', то мимоходом коснулся другого проекта режиссера Сэма Левинсона - сериал 'Эйфория'. Должен признать, что тогда я делал выводы, посмотрев лишь одну серию (ведь пилот в сериалах показывает, что из себя представляет зрелище, верно?). Каюсь, поступил непрофессионально. Сейчас я ознакомился исключительно с первым сезоном (отбрасываю спецэпизоды) и что я могу сказать?
Действительно противоречивый сериал. С одной стороны смотришь и задаешься вопросом 'А без этого откровения нельзя? Получается провокация ради провокации'. А с другой... именно что для аудитории СНГ подобный сериал не слишком уж близок. Я не говорю, что проблемы наркомании и подросткового секса у нас нет, просто этот аспект не раскрыт в таких подробностях, как в сериале. Я так вообще половину сериала просмотрел с покерфейсом, потому что с такими вещами, как у главных героев, я не сталкивался и в моем окружении нет ребят, которые занимались бы подобным. А вторую половину чисто угарал над Ру и Джулс, когда к ним пришло то, что я ласково называю 'лесбийская сказка'.
Просмотр каждой серии казался мне насильным - не потому, что интересно, а потому, что я на крючке, мне нужно узнать, от чего все так тащутся с 'Эйфории', ибо я уже ступил на эту дорожку. Тем более сериал вышел в 2019 году, а оба настоящих хита того года - 'Чернобыль' и 'Эйфория', были словно попыткой НВО реабилитироваться за счет провального финала 'Игры престолов'. И так уж вышло, что оба эти сериала стали предметом жарких споров. Для меня между этими шоу разница в том, что 'Чернобыль', при всех обвинениях в клюкве и 'подтасовке фактов', захватил меня воссозданием быта того времени и пробудил интерес в плане подробного изучения темы трагедии. В 'Эйфории' все выстроено так, что ты вначале очарован стилем, операторской работой и фактом того, что 'нам покажут провокационную историю про подростков со своими демонами', но по мере ознакомления с сюжетом улыбка медленно сползает с лица.
И проблема тут не в постановке, эффектах, операторской работе или актёрах - все снято в такой приятной неоново-клиповой манере, что глаз радуется. Главная проблема, из-за которой страдает структура сериала - сценарий, а точнее, то, что три четверти всей истории никуда не ведет. Вообще. Из более-менее завершенных линий можно выделить только историю наркоманки Ру (Зендая) и вебкам-модели plus-size Кэт (Барби Феррейра). И то одеяло перетягивает на себя Зендая. Не, у нас есть конечно Джулс (Хантер Шаффер), девушка, так сказать, с изюминкой, которая в середине сериала оказывается связана страшным секретом с местным задирой Нейтом (Джейкоб Элорди), но дальше-то что? На пару серий эта история вообще теряется, нас переключают на других персонажей, которые вообще не запомнились.
Представленная 'откровенность' заставляет задаться вопросом - на кого вообще рассчитана 'Эйфория'? Вы скажете, что 'все лучшее - для девушек', подростковые сериалы чаще для них снимают. И пора бы уже не только женскую грудь на экране светить. Но сцены в 'Эйфории', когда на камеру трясут писюнами или мастурбируют в видеочате, пробуждают желание разве что посмотреть на сварку. Еще один пунктик сериала - желание создателей запрыгнуть в последний вагон hype train. Среди персонажей прям флэш-рояль - и наркоманка, и трансгендер, и отношения с абьюзером, и разврат малолетних, и толстая девушка, изучающая свою сексуальность. Добро пожаловать в дивный новый мир.
Простите, что я топчусь на месте, просто если разбирать проблематику сериала, то это будет избиение младенца, ибо создатели уже ушли в какую-то глухомань. Просто сейчас что телевидение, что фильмы уже такое в открытую показывают, что заявленной 'грязи поколения Z' из 'Эйфории' уже как-то не удивляешься. Даже нелюбимый мной 'На игле' сталкивал своих наркоманов с гораздо большими проблемами, чем та же Ру в сериале. Никаких жестких последствий, местный барыга к ней вроде как благосклонен и пытается увести её с этой дорожки, а вершина проблемы - как подделать мочу, чтобы анализ показал отсутствие наркотиков.
И самый угар, что это не все. Нейт - школьник с явными отклонениями по психике, находится в абьюзивных отношениях со своей девушкой, тайно влюбляется в Джулс и сам при этом хочет разобраться, гей ли он, а ты сидишь и думаешь 'На кой черт мне эта информация, ведь что с ней, что без неё вообще погоды не делается'. Нейт дважды находит взрослого парня, который переспал с его девушкой, проникает к нему в дом, избивает его и заставляет его признаться в преступлении, которого он не совершал. Он шантажирует Джулс, но их конфликт настолько мудреный и держится на одном 'случайно', что задаешься вопросом 'Зачем все это?'. Чтобы создать напряжение.
Я не спорю, драма важна, но не таким же дешевым способом её строить вокруг персонажа. Будто у Сэма Левинсона была идея, что сделать с героями, но её хватило бы максимум на 3-4 серии, и поэтому он решил, что открыть шланг, вылить воды и добавить бесполезное мясо по типу сестры Ру, футболиста и его девушки - это нормальная тема. Понимаете, одной красивой картинкой и набором плохих ребят история не делается интересной и обсуждаемой. В пример могу вам привести довольно странный фильм Николаса Виндинга Рефна 'Неоновый демон'. Тоже снято все красиво, музыка Клиффа Мартинеса завораживает, присутствует целое непаханное поле для аналогий и трактовок. Через метафоры приводят к мысли, насколько красота может быть убийственной. Да, фильм далеко не для всех, но там есть о чем поспорить. А тут что мы получили? Ликбез насчет того, что делать плохие вещи - плохо, и ты уничтожишь себя и морально и физически? Ну, спасибо, держите нас в курсе.