Режиссер Ари Астер вынес на суд зрителей свою новую работу под названием 'Солнцестояние'. Первое воспоминание, что всплыло в моей голове - это одноименный фильм 2007 года про группу молодых людей, которые едут наблюдать за летним солнцестоянием и проводить различные ритуалы. Напоминает что-то? Несомненно!
Честно, на данный фильм я не возлагала никаких надежд. Описание сюжета довольно банальное, начало картины тоже. Молодая девушка с парнем и несколькими друзьями отправляются в Швецию на встречу приключениям. По сути, это и есть весь сюжет от начала до конца.
'Солнцестояние' вызвало у меня весьма противоречивые эмоции, но возникли они уже после окончания финальных титров. Развитие сюжета было столь плавным и неторопливым, что невольно ловишь себя на мысли о том, что ничего не происходит. Ни хорошего, ни плохого. Очень немаловажен то факт, что главные герои были слишком плохо прописаны и абсолютно не раскрыты зрителю как персонажи. Я не запомнила имен, хотя фильм идет почти 2,5 часа, у меня герои не вызвали сопереживания или вообще каких-либо эмоций. Фильм будто заставляет тебя смотреть его, потому что постоянно появляется надежда на какое-то бурное развитие или переломный момент, но этого все не происходит.
'Солнцестояние' смотрится легко, но эта картина только для любителей медленно развивающихся скандинавских сюжетов, хотя как такового развития я не дождалась. Конец был весьма предсказуем.
После просмотра данного кино, возникло ощущение потери времени, и всего один вопрос: 'Про что был этот фильм?' Разве он про взаимоотношения людей? Нет. Разве он про празднование солнцестояния и раскрытие обрядов? Нет. Разве он про жестокость? Тоже нет.
Здесь нет никакой мистики, загадочности, сильной драмы, и уж точно нет заявленных жанров ужаса и триллера. Это очень среднее кино. Ни одна сюжетная линия не раскрыта, ни один персонаж не раскрыт.
Стоит ли смотреть данный фильм и есть ли в нем смысл? Однозначно да, но не возлагайте на него никаких надежд. И если вдруг во время просмотра у вас возникнет желание его выключить и начать смотреть что-то более полезное и интеллектуальное, то так и сделайте.
Могу ли я рекомендовать кому-либо к просмотру этот фильм? Не думаю. Но и предостерегать не стану. Жалею ли я, что посмотрела его сама? Пока нет. Вечер я точно скоротала. Была ли в этой польза? Не похоже...
Я люблю испугаться. Но фильм если и пугает, то какой-то ненормальностью, вызывая не столько страх, сколько - отвращение. Я встречала в отзывах сравнения с «Человеческой многоножкой», но с этим не соглашусь. Если 'Многоножка' - это 100 балов по мерзости, то 'Солнцестояние' наберет 10. Вместо испуга — наркоманский трип. Вот что меня впечатлило, так это ощущение, будто я сама травяного чаю напилась. Я погружалась в фильм, теряя ощущение реальности, вместе с главными героями. Было интересно? О да. Но это совершенно точно не фильм ужасов. Но эмоции вызывает сильные. Редкий фильм способен так меня увлечь. И этому - удалось. С этой стороны моя оценка положительна, и уважение создателям за труд и созданную атмосферу.
Не смотря на неоправданно растянутый хронометраж, слишком долгую предысторию, все же все более чем 2 часа я провела, не отвлекаясь от экрана. Вначале был потрясающий по эмоциональности и картинке момент со стариками, достигшими возраста для первого обряда, показанного зрителям. Удивительная песня этой пары. Наверное единственные завораживающие звуки в фильме, ибо остальные резали слух беспощадно. Лично для меня та сцена задала высокую планку для ожидаемой развязки фильма. В какой-то момент я была в восторге. Вот это да! Необычно. Был даже момент, когда один человек из общины попытался объяснить героям и зрителю через них, что у вот этого конкретного обряда есть свой глубокий смысл, некое рациональное зерно. Я была в предвкушении, что же там на следующим сюжетным поворотом?
Ну а дальше все свалилось в кучу-малу. Многим героям я даже не успела посочувствовать - сцены с ними были скомканы до безобразия. Никакого намека на то, почему их постигла именно такая судьба, какой в этом смысл? В этом плане эмоциональный отклик от фильма свелся лишь к реакции на жестокую картинку, которую видят глаза, но увы - не больше. И чувство замешательства.
Одна из слишком жестоких сцен попросту поставила мои волосы дыбом. Это слишком ужасно, и при этом не имеет ни малейшего смысла! Лишь страшная картинка на фоне солнечного дня. Эти контрасты словно разрывали мозг! Вот прекрасная природа, добрые с виду люди. Птички поют, девушки в белых платьях танцуют, хозяйничают. И - такое... Зачем? Почему? Во имя чего?
Общая концепция общины совершенно не проработана. Община есть, она странная, она неоднородная, половой и возрастной состав ее такой, что совершенно не понятно, как она вообще существует. В общем, не верю. С компанией друзей ровно так же. Будто и не друзья они вовсе, а случайно встретились по дороге в то самое поселение.
Из-за того, что авторы не проработали эти темы, допущено множество логических ошибок. Это тот самый элемент низкопробных ужастиков, когда главные герои отчаянно тупят. Вот и тут - в полной мере.
Картинка красивая. Звуковой ряд - 1 бал из 10. Операторская работа на высоте. Главная героиня отыгрывает прекрасно. Но в конечном итоге возникает ощущение, будто море сцен свалили в кучу, но забыли, зачем. И вот уже час после просмотра фильма прошел, а послевкусие, мерзкое такое, не покидает. Хочется отряхнуться, а еще больше хочется разъяснений. Из-за того, что мои вопросы остались без ответа, ощущение, будто фильм не закончился.
В целом, чем больше всматриваешься, тем больше кажется, что этот винегрет, пожалуй, и не стоит перебирать по кусочкам в поисках глубокого замысла автора. В чем смысл фильма, и есть ли он вообще? Или я просто смотрела на то, что вредило моей психике, чтобы испытать какие-то эмоции? Похоже на то…
У режиссера точно есть свой узнаваемый почерк. Я уже столкнулась с ним в 'Реинкарнации', и 'Солнцестояние', пожалуй, поставлю на ступеньку или даже две выше. Но в целом я не уверена, что 'ужасы' такого плана вообще стоит смотреть. Нет дружбы, нет любви. А вместо общины - сборище маньяков. А что хорошего? Ложное чувство избавления от одиночества? Весьма спорно. К сожалению, фильмы, которые в себе не несут правильного посыла, не задают рамки белого и черного, для моего восприятия слишком сложны. Нет, я не хочу, чтобы автор мне разжевывал свою идею. Но я точно хочу понимать, что фильм не обернулся для меня пустой тратой времени, когда я смотрела, мне было тошно, противно, гадко... И осталось так еще потом... А что взамен? Совершенно не понятно. Разве что 'не пейте незнамо что, в компании незнамо кого'. Вообще не употребляйте! Если смотреть с этой точки зрения, то в фильме будет больше смысла, чем задумал автор, видимо. Ведь сам сюжет закручен вокруг психологического состояния главной героини, вследствие травмирующих событий... Продолжения в ее дальнейших поступках этой логики я не увидела, и даже - наоборот.
6 из 10
Настолько высокая за то, что режиссер так искусно погрузил зрителя в свой бред.
Не пейте и не нюхайте то, что вам дают незнакомые люди. Даже если это бесплатно. Даже если очень одиноко. Даже во имя науки.
Необычный хоррор, светлый, без гнетущей музыки и темноты...
Я повелась на это. Началось с того, героиня не может насладится своими отношениями с хорошим парнем, а тут еще сестра главной героини уходит из жизни и забирает при этом своих родителей...
Мне кажется, и драма и хоррор тут уже и есть, и дальше можно вообще не смотреть. А что может быть еще хуже, подумала я и решила смотреть дальше.
А дальше нам показывают идиллическую пастораль, и все друг другу братья и сестры, встречают гостей очень гостеприимно, однако уже сразу понятно, что путешествие ничем хорошим для главных героев не закончится, и я смотрела и ждала, насколько же все плохо будет.
Зацепило то, как они относятся к старости. Извечный вопрос и боль человечества.
Если честно, я уже смотрела, лишь бы закончить фильм, и думала лишь о том, зачем сестра родителей своих угробила. Вот интересно, она ведь сделала почти то же, что делают в этой общине, вот что это, она о них знала, или люди сходят с ума одинаково, что на природе, что в мегаполисе...
И да, главная героиня внезапно почувствовала себя нужной. Но как говориться, стоило ли оно такой ценой, и что она будет чувствовать, когда пройдет действие оранжевого напитка. И начнется рутина, ну и самое главное, где гарантия, что в следующем году в жертву не принесут уже ее.
Пересеченная местность страхов и предубеждений, ожиданий и надежд.
И бежит по ней милая, но такая несчастливая девочка - Дени. У Дени много проблем, комом обрушивается смерть семьи, эмоциональная зависимость от вялого и трусливого возлюбленного Кристофера - не поддает уверенности в завтрашнем дне, а страх одиночества сквозит так, что диву даешься - как не продуло-то?
История простая. Сюжет нельзя назвать сложным, витиеватым, детективным или захватывающим - ну, уж нет. Уже с середины ленты понятно, что время собирать камни пришло и уже не спрячется стыдливо в самый дальний и темный чулан. И нельзя сказать, что зритель к этому не подготовлен - подготовлен, о, и еще как!
Буквально нашпигован до верху и метафорами о том, что ты не будешь больше одинока никогда, и что осознавать все через единственно верную призму морально-этических норм - наивысшее заблуждение, которое можете себе позволить образованный цивилизованный до кончиков пальцев молодой человек, и что
'Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так...'
Все это - экзистенциальные триггеры, за который Ари Астер умело подергивает время от времени. И зрителю нравится. Еще бы не нравилось - тут тебя потрошат не столько внешне, сколько внутренне, ну как потрошат - стараются.
Система персонажей выстроена занятно - более-менее наделена объемом - Дени, остальные скупо - парой, тройкой черт, которые не прибавляют некоторой уникальности. Просто служат отличительным маркером. В этом смысле меньше всех повезло - Кристиану. Его панорама настолько блеклая, что теряется на фоне коллективного калейдоскопа шведских язычников во всем их светлом и лучистом одеянии. Он - никто, звенящая пустота с симпатичными голубыми глазами. Вялый, неинтересный, трусоватый и податливый.
Он не может любить человека, который рядом и стремится к нему, он не может быть честным. Ему как будто бы не достает мужества быть человечным и все что он делает - это притворяется 'неплохим парнем', но даже это он делает с ленцой.
Остальные персонажи - не более, чем слабое подспорье, чтобы сюжет все таки хоть как-то двигался, а не зацикливался еще на одном красивом, бесподобно красивом медленном кадре, гипнотически сменяющим другой, не менее прекрасный.
Шут и беспардонная заноза в заднице, по совместительству токсичный приятель - Марк. Пожалуй, в карму этого персонажа можно положить разве что большинство шуточек, которые безусловно, в некотором смысле, украшают повествование, но сильно не играют на поле симпатий герою.
Вот тут больше повезло Джошу - человеку действительно увлеченному антропологией, в отличии от Кристиана, не отличающемуся каким-либо нарочитым скотством. Но упрямое игнорирование запретов и законов общины, в яростном желании утереть нос своему новоиспеченному конкуренту - играет с Джошем злую шутку.
Пелле - такой типично-нетипичный приятный во всех отношениях парень, со своими странностями по части общинного родства и роли в поиске новой крови для общины. Больше о нем и сказать нечего. Понятное дело, что для сюжета он персонаж необходимый, но уж больно безликий.
А дальше - бесконечная лента из светловолосых людей - разных полов и возрастов. Прекрасно отснятых, чарующе синхронных в своих бесноватых танцах и взглядах. Пожалуй, это один из самых весомых плюсов картины. Перед зрителем не разворачивается уродливо примитивная картинка со штампованными лубочными злодеями - мутантами- каннибалами, психами, что с первого взгляда внушают приличную дозу обоснованного опасения за целостность своих членов. Нет, это все милые, приветливые по-своему люди. С иной моралью.
Сюжет как и говорилось раньше - прост до безобразия, канва узнаваемо очерчена уже в других не менее удачных лентах. Ждать содержательного новаторства тут впрочем и не стоило, очевидно что Астер мастер по части формы. А форма тут уже по всему - излюбленная: неторопливая, если не сказать нарочито медлительная(мучительно?), вязкая, проникающая.
И на славу тут сработались визуальная и звуковая составляющие. Оператор - мастер своего дела, а саунд у 'Солнцестояния' не чуть не уступает по нагнетающему ощущению первой картины, когда скрежетание и скрип внезапно вплетаются в музыкальное сопровождение и уже не ощущаются инородно, пугающее.
Фолк стилистика - она выглядит достаточно свежо в 2019, где с большей вероятностью встретишь что-нибудь в стилистике 80-х или стимпанка на перевес с киберпанком, обретающим новое второе(третье) дыхание. по этой части вопросов нет. Завораживает.
И все-таки как фильм ужасов смотрится 'Солнцестояние' с огромной натяжкой, хотя тут тебе, кажется, все составляющие щедро рассыпаны по хронометражу. Как драма - не знаю, не сказала бы, что характеры и психологизм настолько хорошо проработаны, чтобы завлечь именно этой стороной.
Да, психологизм разумеется имеется в анамнезе, но простите - аллюзий на болезненный страх одиночества, который тут преподносится через все стадии от отрицания, до принятия и освобождения в некотором роде, по средствам замещения - и на этом все? Разумеется, кто-то увидит многим больше, даже уверенна, что так и есть. Но субъективизм шепчет - на драму тут кот наплакал, скупо так наплакал, хоть и старательно.
В остатке - это безусловно до чертиков стильная, в общем-то цельная картина, с узнаваемым авторским почерком, который думаю, многим и полюбился.
К несчастью, это картина, которая не сумела себя втиснуть ни в один из предполагаемых жанров, и отнюдь не из-за своего величия. Увлеченная заигрываниями с метафорами, всевозможной аутентичной стилистикой, отсылками и тайными знаками, она повисла неким знаком вопроса - а собственно, чего ради все это изысканное украшательство не для 'средних умов'? Оно, конечно, красиво, даже очень, но на сюжет не влияет, не вытягивает его слабые стороны, коих многовато, не привносит свежести, не шокирует содержательно, не ввергает зрителя в катарсис, она просто красиво так тут вот рядышком... Висит. Чтобы все видели и никто не говорил, что не заметил.
Фильм про вранье людей, да и сам он обманывает нас много раз. Во первых, свет здесь зло, во вторых, это не хоррор, а скорее помесь психологического триллера с драмой. Очень понравился видеоряд. Выглядит ярко, броско и хорошо оседает в памяти. Чем то напомнило фильмы 'Необратимость' и 'Антихрист'.
Община или скорее секта, являющаяся условным местом действия фильма проработана неоднозначно. Как мне показалось, весьма неказисто намешаны в кучу и древнескандинавские руны, кровавые орлы, вместе с психоделиками и прочими наркотическими веществами и общей атмосферой треша. С другой стороны, община очень похожа на Солнечный город Носова, как по названию, так и по сути, представляя из себя идеализированное и недостижимое ультра-социалистическое общество, где один за всех и все за одного, испытывают даже одну эмоцию на всех.
Порадовало, что фильм не был омрачен современной левой политической повесткой, активно лезущей в кинематограф. Вообще эта картина, как арт объект стоит особняком, будто в отдельной реальности, это скорее плюс.
Из отрицательного. Во первых, персонажи в этом фильме мне показались максимально унылыми. Главные герои - кучка маргиналов, бесцельных и туповатых. Массовка из секты - она и есть массовка. Положительных персонажей по морали так же нет. Во вторых, концовка очень неоднозначная, для меня даже, скорее отрицательная, не дающая совершенно никаких ответов. Ну и в третьих, порой кажется, что треш-элементы вставлены и реализованы весьма посредственно. Вместо придания шарма, они создают лишний 'мусор' внутри фильма. Ну и в четвертых, музыкальное сопровождение так же слабоватое. Вместо создания атмосферы, порой оно только усугубляет и без того унылую тягомотину.
Что можно почерпнуть из фильма в плане саморазвития, сказать сложно. Вероятно фильм это метафора на то, что нужно отрезать от себя прошлое и неискренних, ненужных людей, а достичь этого можно только уйдя в глубокую глушь, где существуют только животные инстинкты, которые проведут тебя через экстаз танцев и сожжения в огне.
Пишу рецензию после третьего просмотра 'Солнцестояния', поэтому мыслю довольно рационально, без особых эмоций.
В 2018 меня поразил Ари Астер и его 'Реинкарнация'. Можно сказать, что до этого он мало был известен широкой публике. 'Реинкарнация' стала его прорывом и вдохнуло надежду в полумертвый жанр хоррора. Каждый раз содрогаюсь от просмотра. Но речь сейчас пойдет про вторую работу Астера, которая видимо была задумана на кураже от предыдущего успеха. Иначе, я просто не могу оправдать увиденное в 'Солнцестоянии'.
Как и в ранее упомянутой 'Реинкарнации', в центре сюжета драма человеческих отношений. Молодая девушка Денни (Флоренс Пью) находится в состоянии тяжелой депрессии после гибели родителей. Не заканчивающаяся череда проблем в семье ставит под угрозу ее отношения с возлюбленным Кристианом (Джек Рейнор), которому порядком надоело слушать жалобы своей девушки. Кристиан даже начинает подумывать расстаться с Денни, но вместо этого паре выпадает счастливый билет. Их знакомый предлагает им присоединиться к компании, которая направляется в его родную коммуну где-то в Швеции. В итоге, Кристиан, Денни и еще несколько человек во главе с неким Пелле оказываются в незнакомой стране, о которой ничего не знают. Еще меньше они знают про людей, живущих уединенно со своими древними традициями. Все, что молодым людям известно, что у них есть редкая возможность стать частью праздника солнцестояния и даже написать об этом научную работу.
Астер смело идет уже по протоптанной дорожке, но при этом толком даже не использует свои же идеи. Сам замысел с чужаками, попавшими на языческий праздник безумия, хорош. Получилось далеко, увы, не все. Неплохая завязка, а дальше полная какофония из ситуаций, звуков и образов. Сюжет получился банальным, но перегруженным. Так что, это минус, существенный и главный минут картины. Хронометраж неоправданно затянут.
Актерская игра откровенно слабая. Вся нагрузка лежит на Флоренс Пью. Да, она центровой персонаж фильма, но не единственный. Так почему старается и дает жару только она? Прочие это просто декорации, да еще и бледные. Не показывают ровным счетом ничего. Лица такие, как будто оказались на каком то скучном фестивале и вот вот разойдутся по домам. Второй большой минус.
Конечно, мне понравились кое какие приемы и моменты. О них тоже напишу, тем самым объясню, почему оценка такая с нейтральным окрасом. При всех весомых минусах, у 'Солнцестояния' есть какой то свой настрой, атмосфера. Картинка яркая, светлая, сделанная специально для контраста с происходящим.
6 из 10
Актерская игра Пью и сочные краски на фоне с национальными мотивами, ситуацию не спасают.
Попала я сегодня на синему под занимательным и многообещающим названием «Солнцестояние». Сие творение неизвестного доселе мне автора длится около двух с половиной часов. Начало затянуто донельзя, с половины фильма часть зрителей начала расходиться и, надо признаться, поползновение к аналогичному действию закралось и у меня. Потом действие начало развиваться куда быстрее и повергло меня в сменяющие друг друга чувства, одно неприятнее другого. Короче, это очень странная картина. Вначале подумалось: неудачная попытка на экспериментальный артхаус — не сильна в сравнениях с другими такими картинами, поэтому и показалось, что автор силился удивить зрителя этой стороной. Потом пошла, с позволения сказать, какая-то неумело состряпанная психоделия. И всё сменилось… сложно сказать каким направлением, вакханалией что ли. Если попытаться сравнить кино с тем, что пришло однажды на ум во время просмотра, то это фрагмент из всем известного фильма «Кин-дза-дза», только с извращённым продолжением:
- Девушка, а куда вы вот этих вот?
- В малый филиал оранжереи…
- Вы что, действительно из людей кактусы делаете?
- Только из плюкан.
- Но наши не плюкане, наши — хануидяне.
- Это не важно…
«Что это было?!» — первое, что я сказала после «занавеса». Как теперь это развидеть?.. И не то, чтобы мне фильм совсем не понравился, нет. Отчасти я рада познакомиться с новой для себя веткой психологического хоррора, планкой мастерства которого до этого я считала фильмы Гильермо дель Торо. Но пока сравнение не в пользу Ари Астера. Хотя, надо признаться, «Солнцестояние», ввиду довольно не фантастического задействованного сюжета, а именно — повествование о культе, общине-секте, обрядах, имевшие место в истории развития современного человека, столь близко подводящее к нашей действительности без намёка на голую выдумку, на которой состоят девяносто процентов фильмов, леденящих кровь, не может оставить в своём итоге равнодушным. Но то, что я увидела, как говорится, уж лучше бы я этого не видела. Невольно примеряешь фильм к действительности, и становится не по себе — есть в искусстве нечто жизнеутверждающее, так вот здесь выходишь после просмотра с абсолютно противоположными чувствами. А вот это уже кому как. Мне это чувство не слишком понравилось, поэтому не возьмусь судить о картине в положительном или отрицательном ключе. Однако то, что это был большой эмоциональный всплеск за последнее время — это однозначно.
Все самое пугающее всегда происходит в темноте - таков привычный приём любого хоррора.
Ари Астер второй раз деконструирует наши хоррор-привычки в своем фильме 'Солнцестояние', который вышел в июле этого года.
В первой своей картине 'Реинкарнация' он возвел ужас в разряд бытовухи - что невозможно напрягает, учитывая, что бытовуха - то, в чём мы находим спокойствие и рутинную повторяемость, избавляющую нас от навязчивого страха спустить ноги с кровати. Во второй же - перевел ужасы из тени на свет, сияющий, теплый, уютный - тот, который, казалось бы, должен просто убивать на корню ужас и печаль. Итак, 'Солнцестояние'.
Этот фильм нельзя назвать 'очередным' хоррором, так как в некотором роде Астер выступает новатором. Начнем с хронометража: 2 часа и 27 минут. Вы когда последний раз добровольно готовы были смотреть двухчасовой - не драму, не байопик, не фильм о войне - просто хоррор?
Ну ладно, во-вторых, это совсем не 'просто хоррор': фильм практически напрочь лишён всей атрибутики своего жанра. Представьте: всё действие происходит на природе - и нет там, казалось бы, абсолютно естественных для такой локации вещей: болота, леса, пещер, гротов... Нет там и острых предметов, темноты, подвалов, страшных заброшенных зданий или ужасных выгребных ям. Все мило, приятно - перед нами практически идеально-медитативное поселение и такие же люди. В белом.
Компания друзей приезжает в отдаленное шведское поселение Хельсингланд, куда их позвал вовлечённый в локальную этническую культуру Пелле. Все это происходит спустя некоторое время после трагедии в семье Дэни - девушки Кристиана, который планировал поездку без нее. Более того, отношения в паре были не самыми радужными и, вероятно, их сплотило именно произошедшее с Дэни. Ну что ж, друзьям - Пелле, Джошу и Марку приходится мириться с пополнением их сугубо мужской компании. А Дэни в это время пытается отвлечься от печальных мыслей. Они прилетели в солнечную стану, где в это время года солнце не садится, люди постоянно улыбаются, а день не заканчивается (или ночь?). Кажется, именно здесь можно прийти в чувство, найти свой дзен и выдохнуть суету шумных Штатов хотя бы ненадолго.
В поселении компанию друзей очень приветливо встречают местные жители — народ Харга. Конечно, быт очень специфичен - но разве не это нужно для небольшой перезагрузки? Тут своя еда, свои напитки, свои развлечения. Но главное - здесь все готовятся к празднику Солнцестояния, отмечаемого по обычаю раз в 90 лет.
Каждый из компании приехал сюда со своей целью: Пелле возвращается в родное пристанище, Джош планирует писать диплом о местных традициях, Марк хочет развлечься, Дэни - ну тут и так всё понятно, а вот Кристиан... Его планы на эту специфическую поездку вообще не очевидны: он не определился с темой диплома, в отличие от Джоша, а на развлечения в стиле Марка он не претендует - ведь у него есть девушка. Поначалу даже кажется, что в этой поездке он больше думает о Дэни - о её состоянии, её желаниях и том, чего она хочет. Однако бесконечно светящее солнце всё ставит на свои места.
Сам праздник занимает несколько дней - и ребята участвуют во всех обрядах и народных мероприятиях: кто-то нехотя, а кто-то с любопытством. Похоже, максимальный дискомфорт испытывает Дэни. Однако и она в какой-то момент втягивается в происходящее: когда привычные для неё вещи вдруг начинают менять форму, когда она понимает, что в новом месте её принимают такой, какая она есть. То ли дело в солнце, то ли дело в Дэни. Порой даже кажется, что мы видим сон девушки, фантазию, трип - а вовсе не реальные события. Постепенно каждый из персонажей раскрывает свои характерные особенности, и тогда - опять же, через реакцию Дэни - мы строим своё отношение к тому или иному их поступку или событию, происходящему с ними. И чем дальше - тем меньше происходящее соответствует изначальному нашему представлению о солнечном летнем празднике посреди полей, цветов и дружелюбных людей в белом.
Атмосфера фильма с самого начала не кажется приятной и располагающей. Напряжение, так диссонирующее с летним беззаботным времяпрепровождением, сквозит в каждом кадре, из-за чего совсем уж неуютно наблюдать за героями в бессменном освещении. Кажется, будто вот-вот что-то произойдет. Хотя нет — всё по-прежнему в порядке. События скорее разворачиваются внутри каждого из героев: их характеры преломляются, их отношение к происходящему меняется, они иначе смотрят на самих себя и на окружающих. А странные или страшные вещи происходят при ярком дневном свете, ослепляющем и томящем, высветляющем абсолютно любой тёмный угол, бросающем лучи на каждую кочку.
Астер использует несколько приёмов, чтобы нагнать жути. Во-первых, это этническое поселение со своими легендами, тайнами, языком, едой, обычаями, развлечениями, ритуалами. Они непривычны от и до — настолько, что не знаешь, ждать плохого, хорошего или вообще ничего не ждать. Вдобавок, древние народы и их праздники всегда будоражат воображение: язычество считается дикарством как раз потому, что многие вещи из такого рода религий нам абсолютно непонятны — недоступны даже на базовом корневом уровне. Во-вторых, перемены в человеке бывают гораздо страшнее вдруг зашевелившейся в ночи тени. Стабильность — то, за что в первую очередь цепляешься в поисках успокоения. А если то, что изначально было стабильным, теперь вдруг претерпевает изменения - самые неожиданные? Пугает ещё как.
Астер исследует природу взаимоотношений на грани расставания. Точнее, он берётся за изображение не самых крепких отношений и, погружая их в довольно специфическую среду, рассматривает вблизи. То, каким мы видим Кристиана — это реакция Дэни на него. Нам кажется, что он меняется — это значит, что Дэни либо видит в нем изменения, либо сама меняет отношение к нему. И то, что происходит в поселении, частично отражает трансформацию отношений пары.
Режиссёр пристально наблюдает за трансформацией девушки, прежде беспомощной, хрупкой, зависимой от отношений. Это вторая линия фильма, раскрывающая путь принятия потери — избавления от боли. Правда, такую трансформацию себе сложно представить — и тогда мы вновь возвращаемся к тому, что пугает более прочего: стабильность, перекраиваемая личностными изменениями.
Витоге получается мрачная сказка - легенда XXI век - о том, как найти или потерять себя, попав в абсолютно непривычные условия. Это в какой-то мере и испытание: ночь — как облегчение, переключение, отдых — не наступает, нет границы между «вчера» и «завтра», не существует, получается, и самого «сегодня». На это наслаиваются чужие и порой пугающие традиции и обряды, напряжение и дискомфорт от пребывания посреди до смерти жизнерадостного «нигде», а также — удалённость от родного дома, который, кажется, перестал существовать, когда солнце остановилось.
Вот люблю я посмотреть такое кино. Чтобы были безумные сцены, чтобы иногда хотелось зажмуриться, чтобы потом было что вспомнить.
В какой-то степени 'Солнцестояние' справляется с каждой из этих вещей. Странные ритуалы сектантов, жестокие моменты, всяческая психоделия...
Но (готов принять на себя удар дизлайками) это все, что есть в этом фильме. Сюжет невероятно прост: главная героиня терпит трагедию и вместе с друзьями едет куда-то в шведские поля, где обитает загадочная община, которая весьма своеобразным путем празднует солнцестояние. И... на этом все.
Причем это даже не хоррор. И не мощное высказывание. И как треш картину смотреть не выходит, ибо фильм скорее про медитативность, эстетику и загадочность, чем про мясо, матюки, убийства и все такое прочее. Правда, несколько подобных сцен все же есть.
И вот ИМХО, ленту стоит воспринимать только как что-то, что запомнится и что вы с друзьями сможете вспоминать и обсуждать позже.
Однако стоят ли этого 2,5 часа? Конкретно в моем случае - возможно, хоть и с натяжкой. Так или иначе, я очень рекомендую задать себе этот вопрос перед просмотром.
Астер умело подхватил тенденцию последнего времени: потребителям нравится не столько товар, сколько его красивая упаковка. Только этим можно объяснить недавний хайп по «Солнцестоянию».
В сюжетном плане этот фильм – заезженная до дыр история о том, как группа американских студентов повернула не туда. На этот раз их угораздило попасть в стремную общину скандинавских язычников. О последствиях догадаться несложно. Вся заслуга Астера, как режиссера, в том, что он сумел эстетски упаковать эту банальщину. Тут вам и отличный визуальный ряд, и тщательно выверенные кадры, и завораживающий, пугающий саунд. Игра актеров и диалоги тоже на высоком уровне. Отсюда и затянутый хронометраж – при полном отсутствии хорошей истории, остается только тешить зрителя красивыми картинками и разговорами.
Отсюда и новая целевая аудитория – юноши и девушки, которые раньше воротили нос от хорроров, считая их низким жанром. Хотя большинство из них ужастики наверняка смотрело. Тайком, украдкой, потому что всем хочется напугаться, но признаваться об этом друзьям стыдно. Астер предоставил им отличную возможность открыто вкусить запретного плода и даже открыто обсуждать то, как это круто. Конечно, обсуждать не то, как круто мужику размозжили голову, а то, как какие глубокие смыслы и скрытые послания прячутся за кадрами с зеленеющими солнечными лугами и размноженными головами.
Но искать глубокие смыслы в «Солнцестоянии», право слово, не стоит. Я это, к примеру, о мнении, что фильм якобы демонстрирует торжество феминизма. Правда? На самом деле, наоборот. «Торжество» феминизма здесь заключается в том, что явно психически (или нервно) неуравновешенная – и это неоднократно подчеркивается – особа женского пола ведется на байки скандинавских язычников. Чем это закончилось для некоторых особ мужского пола вы уже знаете. Или узнаете, если посмотрите.
С предыдущим фильмом Астера, с «Реинкарнацией» было тоже самое. Но в нем хотя бы присутствовала мистическая составляющая. В «Солнцестоянии» ее нет. К хоррорам его можно отнести лишь потому, что здесь убивают и показывают изуродованные тела. Это тоже подается красиво и даже со смаком. И это единственное, что отделяет «Солнцестояние» от обычного трэша, чернухи, на территорию которой иногда заходила «Реинкарнация». Чувствуется, что Астер прокачал свой оформительский, декораторский талант. Молодец, что тут скажешь.
В целом, фильм Астера сродни кукле ЛОЛ. Своей популярностью она тоже обязана упаковке. Оказалось, что покупателям нравится долго и нудно снимать слои пластика, бумаги и целлофана. Для них наградой является сам этот процесс, а не кукла. Только в случае с «Солнцестоянием» под многослойной оберткой вы не найдете даже уродца с большой головой. Там будем лежать наскоро сплетенный из жухлой травы человечек.