К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Солнцестояние» — это необычный, красивый и не простой хоррор от автора нашумевшей «Реинкарнации» Ари Астера. На самом деле это не совсем хоррор – больше психоделическая драма, изотерический триллер о путешествии группы студентов в отдаленную шведскую провинцию в поселение современных язычников. Где совсем скоро, в этом идиллическом с виду месте, под светом яркого солнца, среди цветущих лугов начнут происходить страшные и шокирующие события.

В отличии от традиционных страшилок в «Солнцестоянии» практически отсутствуют сцены в темноте и нет привычных «скриммеров», но в кадре много света и природной красоты, что выглядит настоящим откровением. По сути в фильме нет ничего страшного, но то напряжение, что трепещет в этом свете, это медитативное погружение в размеренный ритм замкнутой жизни общины, где размываются границы реального и воображаемого, овладевают зрителем с первых минут и не отпускает до финальных титров, которые, кстати тоже выглядят как-то не совсем обычно.

Много было разговоров, что фильм затянут и даже скучноват. Мне так не показалось ни на секунду, 2,5 часа пролетели незаметно. Важно лишь помнить, что «Солнцестояние» особенный хоррор, мастерски поставленный, стильный, с мощным драматическим акцентом. Да, не совсем привычный, но, безусловно, заслуживающий внимания истинного ценителя жанра.

7 из 10

10 октября 2019 | 19:06
  • тип рецензии:

Ари Астер - новая звезда хоррор-сцены. Его 'Реинкарнация' стала глотком свежего воздуха, критики 'облизали' фильм со всех сторон, а зрители затаили дыхание в ожидании второй работы новоиспечённого Мессии (точнее та небольшая аудитория, которой зашла смесь серьёзной драмы и хоррора). И наконец-то можно спокойно выдохнуть и задышать прекрасным летним воздухом, наполненным ароматами луговых цветов, травы и крови. Солнце поднялось в зенит.

'Солнцестояние' - это реально существующий праздник, на который едут герои картины. Из современного города они отправляются глубоко в леса Швеции, в общину одного из основных персонажей, чтобы уединиться с природой и познать чужую культуру. Быт и обычая местных оказываются очень интересными, веселыми, но немного жестковатыми (что не удивительно, ведь на экране фильм ужасов). Самое поразительное в общине и её обычаях то, как сильно она напоминает русскую деревню (её лучших представителей). Наряды, обряды, еда, жилища, даже внешность максимально соответствуют тому самому каноничному представлению о деревне (конечно же у всех, но думаю многие поймут). В нашей стране, картину можно было перевести 'Иван Купала', и это полностью отразило бы дух картины (даже премьера разминулась с празднованием всего на неделю!). В этих 'сказочных' условиях в ходе фильма будут протекать злоключения героев.

К слову, о героях. Номинально главный герой Кристиан - неплохой засранец, парень не злой, но хорошего в нем маловато. Его девушка Дени - милая, приятная девчонка, с крепкими проблемами психологического характера. И трое их друзей, один из которых уроженец общины. Каждый герой живой, со своими особенностями, своим характером, своим развитием. Но главный герой, по факту, - это община. Как бы ни казалось, что всё происходит вокруг героев и крутится вокруг них, на самом деле, они лишь встраиваемые шестеренки в механизм общины. Культ, а не главные герои движут сюжет, он дает им путь для развития, за ним интереснее всего наблюдать. Окружение, в котором обитают герои, есть самая сильная часть картины. Оно удивительно интересно и детально. Найдётся куча людей, готовых смотреть фильм по пять раз, чтобы найти все детали и отсылки к разным культурным феноменам. Миру Ари Астера веришь! Он главнее всего, а не, к примеру, сюжет. Кстати, о сюжете сказать особо нечего. Он хорошо работает, задает правильный тон, поддерживает интерес, но любой поворот угадывается заранее (это нисколько не плохо, так необходимо этому миру).

Что касается музыки и картинки (а в 'Солнуестоянии' они неразрывны), так это аудио-визуальный оргазм. Настолько всё красиво звучит и шевелится, что несмотря на всю жуть происходящего, я захотел оказаться там. Музыка будто играет цветами, а картинка предает звуки. А про сцену употребления галлюциногенов, я вообще молчу. Очень эффектно.

из Но из неземных красот, и выливается главных недостаток фильма (скорее недостаток позиционирования). В таком прекрасном мире перестаешь бояться. Картину сложно назвать ужастиком. Это скорее что-то мистическое, триллер или детектив, или просто приключение. Несмотря на то, что фильм держит в напряжении большую часть своего хронометража (а он два с половиной часа, кому-то может показаться затянуто), чувство страха пропадает максимум через час. Лента местами жуткая, местами жесткая, а местами милая или даже смешная. Но от этого еще более загадочная и мистическая.

'Солнцестояние' - это фильм о культе лета. Такого прекрасного и одновременно ужасного летнего праздника на экранах давно не было. Шикарный мистический триллер о почитании традиций, и о том к чему это приводит.

9 из 10

28 июля 2019 | 21:06
  • тип рецензии:

Несмотря на то, что Ари Астер сознательно отрезал часть даже немногочисленных фанатов «Реинкарнации» своим новым фильмом, ценителей его нового произведения все же найдется немало. Безусловно, у «Солнцестояния» проигрышное положение изначально – сопоставить ленту коммерческим триллерам и хоррорам будет тяжело, зато что у фильма есть уникальное – это детали, положенные в главную историю, которых не соберется ни в одном конкуренте в жанре.

Ари Астер буквально исследует интересную ему тему, нет, он не является ученым в тематике древних ритуалов, но как режиссер он заявил себя с очень сильной стороны показав умение оперировать информацией, и что не менее важно – элитное качество постановки, будь это работа с камерой или же первоклассные декорации. Группа студентов по предложению их шведского однокурсника отправляется на север Швеции дабы провести там какое-то время в общине, кое-кому для новых идей в исследовательских работах, а для некоторых и вовсе возможность пережить семейные трагедии.

После формальностей и знакомства с общиной, как это в принципе наблюдалось в остальных фильмах об культах и прочем, наступает по-настоящему первый момент от Ари Астера – а именно ритуал достижения последнего цикла человека. Не буду вдаваться в подробности, однако стоит отметить – режиссер заставил буквально застыть на минут так пять экранного времени. С этого момента становится понятным, что формальная «вежливость» перед зрителем закончилась, и история начинает углубляться в тему с все больше и больше оттенками арт-хауса.

Предположу, что именно на этом этапе начнут отпадать от забега первые зрители, оставив этот спринт самым стойким и любопытным. Лично от себя, не скажу, что дальше фильм будет нравиться больше, даже наоборот – явные грани между R и NC17 начинают все больше и больше себя проявлять, а некоторые сцены отталкивать от кадра. Тем не менее, «Солнцестояние» качественный фильм с художественной стороны, поклонникам базовых триллеров и хорроров этот просмотр вряд ли принесет особой ценностей, но для тех, кому интересно как далеко может зайти жанр – стоит ознакомится с фильмом.

7 из 10

22 октября 2019 | 04:37
  • тип рецензии:

Тема любви человека к человеку самая важная в изучении сект, на мой взгляд.

В сектах и культах понятие любви искажается, и спекулируя этим красивым словом, людей попросту обманывают. А кто верит? Тот, кто никогда не знал настоящей любви: сироты, кто вырос в пустоте, тот, кто вырос в семье с равнодушными родителями, кто вырос в обстановке, где насилие, что физическое, что эмоциональное, считается нормой и даже во благо. Когда люди в прямом смысле слова выбивают любовь к себе: добиваясь послушания, они думают, что это любовь. А на самом деле это не любовь, а страх и, как следствие, ненависть, злоба, агрессия.

На днях у меня возникла дискуссия, можно ли людей тупо делить на хороших и плохих. И я считаю, когда мы рассуждаем о сектах, культах и идеологиях, можно. Тут деление простое и не надо усложнять; тот, кто считает насилие нормой, тот плохой. Остальные – хорошие. И кто-то сказал: но людей, признающих насилие нормой, абсолютное большинство. А так и есть. Большинство.

В фильме 'Солнцестояние' очень хорошо показано то, как это большинство легко и незаметно засасывает меньшинство.

Прочитала в отзывах о фильме мол эти студенты просто дурачки. Почему дурачки? Они совершенно обычные. Таких миллионы. У них в душе либо пустота, либо травмы, которые они не знают, как лечить. Это просто личностная незрелость, именно на таких и легко влиять. И таких большинство. И от возраста это не зависит.

И все они хотят любви. Они действительно в ней нуждаются.

Но в сектах и идеологических обществах понятие любви ПОДМЕНЯЕТСЯ. В этом из главное коварство.

В фильме 'Солнцестояние' я увидела это четко. (Хотя, почитав отзывы других людей, поняла, что люди там видят другое.)

В фильме главная героиня, очевидно, лишена элементарной любви с рождения. Ее парень тоже какой-то истукан. И они оба совершенно обычные, они пытаются быть в отношениях.

Другой парень из их компашки видит жизнь по верхам, его интересует только секс. Наверное, тоже из семьи, где не знали, как любить и проявлять чувства, и в итоге в этом парне эмоции находят выход только через стремление к сексу, неважно с кем.

Тот парень, что 'клеится' к главной героине, сам признается, что сирота, его родители погибли, когда он был совсем ребенком, и он стал адептом секты.

Так что у всех этих людей в душе либо пустота, либо извращенные понятия о том, как проявлять свою любовь, нежность, заботу, страсть.

В пустоту можно заложить все что угодно. А тут им в этой секте моментально предложили то, чем эту пустоту заполнить.

Причем что интересно, конкретно в этой секте нет четко выраженного лидера, которого можно было бы обвинить в узурпации власти и подчинении себе людей. Люди САМИ собрались вокруг идеи, которую считают ЛЮБОВЬЮ.

Что там за идея, я даже толком и не поняла. Какой-то набор древних обрядов, смысл которых поклоняться природе.

Я, помню тоже когда-то обожествляла природу. Когда моей душе некуда было приткнуться, некого было обнять, некому было пожаловаться, некому признаться в любви, так чтобы тебе не сделали больно в ответ... В итоге я нашла своего идеального партнера - и эта была природа. Ее равнодушие меня успокаивало, я к нему была привычна... И, с другой стороны, я могла наделять природу в своих фантазиях абсолютно любыми качествами, теми, которые я хотела бы видеть в своих живых партнерах.

Так что такой диалог и партнерство с природой отличный выход, когда нет рядом человека, которого бы ты мог любить, а он бы любил тебя. С природой легче, проще, чем с человеком.

Вместо природы можно брать что угодно: родину, партию, экологию, климат, религию. Это все идеологические идолы.

Культ из фильма на этом и строился, а ВСЕ ЛЮДИ АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В ИНСТРУМЕНТ ВЕРЫ. Отсюда и человеческие жертвы, и антигуманные ритуалы. И вроде все это оправдано во имя матушки природы.

Еще один признак сектанства это СТАГНАЦИЯ. Ничего не меняется годами, любое новшество считается прямым вредом вере.

Это самое страшное начало конца, потому что человечество до сих пор живо только благодаря бесконечному и мучительному взбиранию вверх по лестнице прогресса.

Не было бы вакцин, уже пару столетий назад все бы давно вымерли. (Первая вакцина была изобретена и внедрена 1796).

Никто не боролся бы за настоящую любовь без насилия, люди бы уже давно друг друга истребили бы полностью.

Об этом проще не думать и плыть по течению с большинством, но я себя заставляю.

Человеку нужен человек.

Фильм 'Солнцестояние' самый страшный, но и самый правдивый фильм о секте и культе, который я когда-либо смотрела. А я их смотрю специально, чтобы глубже разобраться в вопросе.

Моя автобиографическая книга о детстве в секте и идеологическом обществе 'Секта в доме моей бабушки'

09 мая 2021 | 22:44
  • тип рецензии:

Немногие зрители могут заметить те изменения, которые происходят в жанре ужасов. Если прежде фильмы ужасов пугали либо пугающими образами того неведомого зла, либо резкими моментами, то современные тенденции сводятся к пугающей атмосфере, в которой зритель, как и наблюдаемый им персонаж, оказывается затянут в ловушку неизбежного страха или, по крайней мере, шока. С такой тенденцией выступил Ари Астер со своей сенсационной дебютной работой «Реинкарнация», и которой продолжал следовать в своем новом фолк-хорроре «Солнцестояние».

Синопсис После пережитой семейной трагедии студентка колледжа Дани, чтобы отвлечься от пережитого горя и наладить и без того натянутые отношения со своим парнем Кристианом, отправляется вместе с ним и его друзьями-антропологами в Швецию, чтобы принять участие народном фестивале Солнцестояния. Поначалу безобидное театрализованное представление превращается в настоящий кошмар, когда Дэни с друзьями понимают, что оказались втянуты в кровавый языческий ритуал.

Игра актёров Обычно в фильмах ужасов оценка актерской игры уходит на второй план, поскольку перед исполнителями, как правило, стоит только одна задача – напугать зрителя. Однако, как и в случае с «Реинкарнацией», сама формула ужасов служила инструментом для вскрытия подноготных проблем главных героев, что послужило более выразительному проявлению актерского таланта на экране. Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить исполнение Флоренц Пью в роли Дани, девушки, пережившей поистине страшную трагедию, к тому же нагрузившую себя запутанными отношениями с молодым человеком, а посему нуждающейся в эмоциональной и физической разгрузке, которую она получает весьма нетривиальным способом.

Режиссура Выпустив на экраны свой полнометражный сенсационный дебют, Ари Астер заявил о себе как по-настоящему талантливый режиссер, обладающий своим собственным авторским подходом и стилем работы, а с выходом «Солнцестояния» закрепился в качестве мастера психологического сюрреализма. Как и в случае «Реинкарнации», Астер выстраивает атмосферу страха не за счет резких моментов или кошмарного вида привидений и демонов, а за счет постепенного нагнетания дискомфортной обстановки, в которой находятся его герои. Собственно, фильм начинается как обычная психологическая драма, в которой нет даже малейшего намека на то, что будет дальше. Конечно, этот подход не новый, но он всегда был эффективен. И, наконец, стоит похвалить режиссера за его целенаправленное нарушение всех правил и стереотипов, сложившихся за долгие годы в жанре ужасов. Если в хорроре действие, как правило, происходит ночью или просто в темноте, то здесь весь экран заливает лучами солнца, которое для героев не будет таким дружелюбным. Если в ужастиках привыкли эксплуатировать женскую наготу, Ари Астер решает, что пришла пора мужской, если вспомнить весьма смелую сцену с участием Джека Рейнора. Поэтому стоит надеяться, что будущие работы Ари Астера также будут отличаться нарушением устоявшихся традиций, изобилием скрытых знаков и зловещей обстановкой.

Сценарий Зрители, смотревшие «Реинкарнацию», наверняка, помнят, как был выстроен сюжет фильма, когда неспешное развитие действие, изобилующее спиритическими сеансами, расследованием прошлого своим родственников, в итоге рушится напрочь, оставляя зрителя с шокирующим финалом, который, с одной стороны, предает все зрительские чувства и надежды, а с другой, не может не восхищать этим. Почти то же самое происходит и с сюжетом «Солнцестояние». Главная героиня Дани недавно пережила действительно жуткую семейную трагедию. Ко всему прочему она пытается сохранить натянутые отношения со своим парнем Кристианом, который втайне от нее обсуждает со своими дружками возможность бросить ее. Катализатором этого психологического напряжения становится поездка в Швецию, которая должна была стать безобидным знакомством со старинными обычаями шведов. Поначалу все действительно выглядит умиротворенно. Но подспудно чувствуется, что эта поездка готовит что-то жуткое, что-то жестокое, что-то, что сломает героев и изменит их. И вот первым серьезным предзнаменованием становится древний ритуал «аттеступа», который пугает и отвращает сочетанием полного равнодушие, хладнокровной жестокости и искренней веры в важность происходящего. С этого момента сюжет пускается в водоворот событий, о которых рассказывать не имеет смысла, но сказать можно одно – это зрелище зритель не забудет.

Итог «Солнцестояние» - это во всех смыслах нетипичное жанровое кино, поскольку противоречит установившимся стандартам. Возможно, он не настолько гипнотически пугающий, как «Реинкарнация», но он определенно завораживающий и шокирующий. Та смесь атмосферы безумия, безысходности и зловещего хладнокровия не может не спровоцировать обычные мурашки по коже. Поэтому этот смело рекомендую к просмотру.

10 из 10

21 июля 2019 | 15:40
  • тип рецензии:

Имя Ари Астера за последние несколько лет стало одним из самых узнаваемых в жанре хоррор. Таким взлётом можно только восхититься! И даже где-то позавидовать. Но всё абсолютно по делу.

Да, это режиссер Реинкарнации, фильма, который меня сразил наповал в прошлом году. И если Реинкарнация является, наверное, самым страшным фильмом за последние лет 15 (без единого бу-эффекта...), то Солнцестояние - это гимн кинематографическому напряжению, которое способно по-настоящему выходить за рамки экрана. Ты начинаешь неуютно себя чувствовать уже с самых первых кадров: сфинктер напряжён, кулаки сжаты. Каждую минуту где-то в глубинах подсознания ты ожидаешь кульминации. Операторская работа приносит этому ожиданию свои плоды. Сцена с переворотом шоссе и неба приковывает взгляд настолько (!), что не хочется даже на секунду моргнуть. Скоро мир перевернется, да. Вывернется наизнанку. И произойдёт это именно в деревне, куда держали путь наши герои. Опасно открывать карты, т. к. в каждом слове может быть спойлер. От некоторых моментов хотелось опустить глаза вниз. Ты нутром чувствуешь те боль и эмоции, которые охватили Дэни, Кристиана, Конни... Ты им полностью веришь; слышишь разговоры Марка (а его, на удивление, играет Уилл Поултер? - Галли в Бегущем в Лабиринте, парень-девственник в Мы - Миллеры), знакомишься с ребятами. Затянулся травкой, вдохнул дурман, ощутил тяжелый взгляд деревенской комунны...

Под нескончаемое тревожное музыкальное сопровождение, от которого холодеет кровь, и проступают капельки пота. Неторопливый рассказ Астера превращается в пиршество зла под лучами солнца. Фильм настолько светлый и красочный, что невозможно даже представить, а что же может напугать, удивить. Но нет, свет обманчив. А трава не такая зелёная, как кажется. После завершения начало фильма воспринимается совсем по-другому. Хочется просто сидеть и... понимать, что ты в безопасности. Наверное...

Это сложное кино с глубочайшим послевкусием. Ари Астер больной, но гениальный человек. А я люблю таких людей. И такие фильмы. Однозначно, этот фильм будет в топе 2019.

9 из 10. А может и все 10.

15 августа 2019 | 09:42
  • тип рецензии:

Группа студентов отправляется в шведское поселение язычников на праздник в честь Дня летнего солнцестояния. Но после прибытия там начинает происходить нечто необъяснимое...

Данная картина без всяких сомнений появится в моём списке лучших фильмов за 2019 год. Почему? 'Солнцестояние' очень сложно назвать фильмом ужасов, несмотря на внешнюю оболочку. И это прекрасно, так как хоррор практически изжил себя за последние годы, став обычным аттракционом для зрителей. Ари Астер же делает всё возможное, чтобы фильмы ужасов вновь причислили к киноискусству. И получается у него отлично.

Прошлая его картина с довольно неподходяшим названием 'Реинкарнация' (оригинальное название-'Hereditary', что в контексте фильма правильнее было бы перевести как 'наследственность') была хоть и авторским, но хоррором, несмотря на заявления режиссёра о том, что это древнегреческая трагедия, превращающаяся в кошмар.

В 'Солнцестоянии' отсутствуют скримеры, да и фильм не ставит цель напугать зрителя, однако напряжённая атмосфера в нём, конечно, присутствует. Что примечательно, в картине всего пара-тройка ночных сцен, остальные сняты днём, в солнечные дни, что только придаёт киноленте оригинальности.

Самое главное достижение 'Солнцестояния'- это красота. Каждый кадр безумно красочный и великолепный: костюмы язычников, природа, грамотная операторская работа вместе создали визуальный шедевр. Все шведские обряды, включая жестокие, выглядят натуралистично и завораживающе.

Нестандартные приёмы оператора вкупе с жутким и завораживающим музыкальным сопровождением не дадут заскучать. Кстати, о скуке. Фильм длится более двух часов, из-за чего не все смогут его вынести. Но попытаться точно стоит.

Многие зрители называют фильм псевдоинтеллектуальным, или, как говорится в народе, 'не для быдла'. Однако могу с уверенностью сказать, что до конца смысл фильма я не понял, но желание его пересматривать не уходит. Всё потому, что хоть режиссёр 'Солнцестояния',возможно, и перемудрил со вкладыванием идей и смыслов, но картина смотрится так же интересно и красиво, вне зависимости от того, нашёл ты завуалированный подтекст или нет. Так что не всякое кино 'не для быдла' действительно не для быдла.

P.s. Чтобы данный текст не был похож на хвалебную песню 'Солнцестоянию', скажу, что актриса, играющая главную роль, выглядела неестественно. Остальные актёры вполне хороши.

9 из 10

30 июля 2019 | 13:51
  • тип рецензии:

В жизни молодой девушки Дани произошла ужасающая трагедия. Фильм начинается с того, что зрителя подводят к той сложной ситуации, в которой оказалась главная героиня. Находки режиссёра появляются на экране с самых первых минут, зловещая музыка как-бы подсказывает, что надвигается шторм, сильнейшая эмоциональная буря, которую Дани предстоит пережить.

На фоне всего этого сразу высвечивается гнилое окружение девушки, общество потребления которое диктует воспринимать людей у которых есть серьёзные проблемы в жизни, как нечто нежелательное, от кого необходимо держаться подальше и искать замену в отношениях. К семейным проблемам плюсуются проблемы с её парнем, Кристианом, который раздумывает, стоит ли ему бросить девушку сейчас или пока подождать. Здравая психологическая оценка ситуации приводится с обоих сторон, как со стороны окружения парня так и со стороны подружки девушки, и вот мы плавно, постепенно, не торопясь подходим к тому, что это фильм про секту.

Как вы, наверное, уже слышали, главным объектом обработки сектантами являются проблемные люди, в жизни которых произошло горе, из-за чего они находятся в сильнейшем эмоциональном потрясении и духовном кризисе. Именно такой показана Дани, и когда общество вот-вот отвернётся и бросит прозябать в одиночестве, секта предлагает своеобразный выход.

В фильме продумана каждая деталь, достаточно обратить внимание на сюжет картины над кроватью Дани в её городской квартире, и досмотрев до конца сопоставить с тем, что произойдёт в итоге.

Говорят, те кто перенесли трагедию, у кого была нелёгкая жизнь, быстрее взрослеют. И действительно, у актрисы Флоренс Пью в свои 22 года очень умный и грустный взгляд. На самом деле, актрис кто могли бы так сыграть, не много.

Один из друзей Кристиана ради сбора материала для написания диссертации собирается поехать в закрытую общину в Швеции, собрав максимум данных об обрядах древнего языческого празднества Солнцестояния. Ребята решают поехать с ним, тем более что Дани необходимо отвлечься, развеяться. Даже сам вопрос кому ехать и когда из-за натянутых отношений молодых людей вызывает напряжение и обиду, ведь Дани догадывается, что Кристиан подумывал её бросить. Это придаёт ещё больше драматизма происходящему, а в дальнейшем начнёт происходить языческая жесть.

«Солнцестояние» противопоставляет суровый мир фашистской секты, тайной общины живущей по давно забытым канонам и обычаям, современному обществу беззаботного потребления и использования одними людьми других ради удовольствия и удовлетворения низменных эгоистических потребностей. С одной стороны мир секты отвращает и пугает своей жестокостью и кровавыми обрядами, с другой же стороны современный мир общества потребления показан не менее жестоким и убийственным, только по-своему. Эти различия очень тонко подмечены и показаны в фильме. В итоге, где есть место обездоленным и угнетённым, остальные воспринимаются лишь как топливо для поддержания того устоявшегося уклада жизни, ведь так издавна заведено.

Режиссёрская и операторская работа ну просто отпад, если бы я снимал такой фильм, сделал бы его именно таким. Мистически завораживающая музыка и визуальный ряд одновременно и успокаивают и пугают. Безмятежное и жизнерадостное поселение скрывает кровавые тайны, которые гостям из благополучной Америки вскоре предстоит ощутить на себе.

10 из 10

11 сентября 2022 | 13:21
  • тип рецензии:

Сегодня Ари Астер - это глоток свежего воздуха в индустрии фильмов ужасов. Его Реинкарнация в 2018 году наделала немало шума, а самого режиссёра назвали чуть ли не Хичкоком наших дней. Солнцестояние - красочный хоррор о немного гипертрофированных скандинавских традициях празднования Дня летнего солнцестояния - новое творение Астера, которе, как минимум, не оставит зрителей равнодушными.

Компания студентов-антропологов из Америки приезжает в Швецию для изучения традиций и местных обычаев небольшой коммуны, расположенной в живописных лесах. В это время года здесь почти не темнеет по ночам, а днём беспрестанно палит солнце; улыбчивые и светловолосые шведы облачены в традиционные одежды и играют на традиционных инструментах - всё очень аутентично; к тому же здесь всё время присутствуют галлюциногенные и психотропные вещества, которые подмешивают в напитки или употребляют в чистом виде. Режиссёром были предприняты попытки заставить зрителя смотреть на происходящее глазами человека, принявшего одно из подобных веществ. Вот эти моменты в фильме смотрятся особенно забавно. Кроме как над ними, посмеяться здесь больше будет не над чем. Череда странных событий, произошедших за время пребывания героев в коммуне, временами неадекватное поведение местных жителей и их странные обряды - всё указывает на то, что эти милые люди - не просто ценители и почитатели древних скандинавских традиций, а настоящие сектанты. Причём новичков в свою секту они вербуют особо изощрённым способом.

Несмотря на основную линию сюжета, где главенствующей является обрядовая тема в отдельно взятом социуме, в самом зачатке его лежат отношения в отдельно взятой паре, где девушка систематически выдвигает требования к своему молодому человеку по поводу недостатка внимания к собственной персоне с его стороны. Знакомо? Узнали? Если да, то девушкам фильм придётся по душе.

Картинка пропитана солнцем, насыщенными оттенками зелени, сочными красками цветов. Музыка завораживает, звуковые эффекты заставляют вздрагивать ровно тогда, когда этого требует эмоциональный накал. Фильм нужно смотреть с хорошим звуком, иначе пропадает вся магия заклинаний, песен и женских криков. Здесь на глазах у зрителей точно никто не собирается разбрызгивать кровь или картинно отрубать конечности. Всё сдержанно и по-шведски хладнокровно, но в то же самое время неописуемо красиво.

Что на это скажут шведы? Да, пожалуй, ничего. Подобные религиозные ответвления вполне возможны совершенно у любых национальностей. И если учесть, что в Солнцестоянии Астер рассказывает о выдуманной общине, лишь только основываясь на старинных языческих обычаях скандинавского народа, то можно запросто представить, как на их месте оказываются представители любой другой нации.

18 июля 2019 | 15:14
  • тип рецензии:

Сходили вчера на новый фильм безбашенного Ари Астера. В отличие от других сумасшедших Астер умело притворяется обычным парнем. Ну знаете, сосед по лестничной клетке. Улыбаешься ему каждый день, а он тебе. Через месяц строишь планы о переезде в другой дом, а лучше за город.

С самого начала качество поражает - картинка, звуковой дизайн, будоражащие воображение пролеты камеры, талантливые и дезориентирующие (намеренно) переходы между сценами. У каждого кадра своя цель, свой набор эмоций и чувств, которые он призван нести. Только доходит до тебя это не сразу.

Как умелый маньяк со стажем Астер настолько мягко заманивает зрителей в свой капкан, что сопротивления нет. Все на все согласны. Все хотят узнать, что будет дальше и сидят до конца в ожидании удовлетворения.

То же самое, что режиссер сделает с героями, он сделает и со зрителем. Стандартные мысли типа «зачем этот дурак туда пошёл?» или «ну, блин, можно же было бы просто убежать!» не появятся вовсе или пропадут в процессе просмотра. Потому что это ты. Ты этот дурак. И ты сам идёшь туда, ты сам не можешь убежать.

Тревожные символы прячутся на ярком солнце и за стыдливыми смешками зала до самого конца. И это самое главное в фильме! Чувство, когда весь зал смеётся во весь голос, а через минуту на полном контрасте сидит в гнетущей тишине, не веря своим глазам, наблюдая сцены, которые невозможно представить, в которые невозможно поверить. Мозг отключается. Он больше не выдерживает этого сюрреализма. Остаётся только шок и нервные смешки, раздающиеся эхом в зале, обнажая степень психической устойчивости каждого смотрящего.

От натягивающихся как струна нервов во время сцены, в которой 10 минут ничего не происходит до тотальной разрядки на очередной вакханалии. И снова...

И снова ты думаешь, что дальше некуда, хуже некуда. Но куда хуже есть! И куда дальше находится. И будто это никогда не закончится. И оно заканчивается. Оставляя тебя в чувстве тотальной растерянности. От этого фильма невозможно получить чувство удовлетворения. Удовлетворение приходит после. Не от того, что произошло на экране, но от осознания того, что произошло с тобой во время просмотра.

8 из 10

19 июля 2019 | 14:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: