Мне посоветовали этот фильм, как пример чего-то очень атмосферно-этнического. Нет, атмосферу создать не смогли. Хотя визуальный ряд очень старался.
К сожалению, в фильме действительно есть парочка стоящих идей, но авторы их не вытянули.
Вообще фильм словно бы плохо склеен из двух кусков. Первый кусок разительно отличается от большого последнего, и совершенно непонятно, зачем. Драматургический смысл сильно отсутствует.
У главной героини странным образом погибает семья, и нам это экспонируют в первом довольно продолжительном куске. Казалось бы, кино будет о сумасшествии и мрачном роке. Также экспонируются довольно развитые взаимоотношения между героями (на самом деле примитивные, но по сравнению с последним куском - всё-таки довольно развитые). Эти отношения потом ни к чему не ведут, никак потом эти ружья не стреляют, ну разве что - очень предсказуемо - что парочка расстанется.
Кстати, что точно понравилось - визуальные решения. Худпост отработал свои деньги честно. И оператор старался на всю зарплату. А, и кастинг интересный. Главная героиня хороша и органична. Да и остальные старались и почти получилось. К сожалению, ребят, вы не можете исправить плохой сценарий.
А это главная проблема этого фильма. Плохой и предсказуемый (в главном куске) сценарий. Непредсказуемость тут только в 'сюжетных поворотах', когда вместе склеены плохо связанные по смыслу куски.
Ладно, две идеи все-таки мне нравятся.
Первая: механика одурманивания. Было бы интересно посмотреть, как у человека снаружи может измениться восприятие действительности, как мягко плавится его психика в маленьком закрытом комьюнити. Вот это правда интересно, но авторы смогли только намекнуть на эту идею. Не верю я, что герои так быстро оправились после того как увидели два суицида. И что не стали искать быстро пропавших друзей. И много других вещей, которым я сразу не поверил. Жаль, мог бы получиться интересный драматический триллер из этой идеи.
Вторая: в самых последних секундах неожиданно был интересный поворот, но его буквально потеряли. Что якобы с главной героиней действительно произошло 'очищение от низменных аффектов'. Вот из этой идеи мог бы получиться глубокий и интересный триллер/хоррор. Но для этого фильм надо было, во-первых, смело сократить на час, а во-вторых, полностью перекроить.
Еще интересна могла бы быть система верований. Можно было бы круто нагнать жути. Но как тут написали в других рецензиях, сценарист, по-видимому, сработал как плохая нейросеть: получилась видимая имитация смысла. Не интересно, не увлекает, не загадочно. Просто внешняя имитация.
Когда нет денег на психиатра, но есть на съемки фильма
В психологии имеется концепция принятия неизбежного через прохождение нескольких стадий. Просмотр этого фильма тоже заставляет пройти тебя через 5 стадий, правда других.
Стадия 1. Настороженность. Студия А24, артхаусный хоррор, средние оценки и не самый талантливый режиссер - все это заставляет с большой неохотой и опаской подходить к просмотру фильма. Ты его еще не начал смотреть, а уже какой-то осадочек.
Стадия 2. Заинтересованность. Ок, первая треть фильма вполне неплохо смотрится. Заявленный конфликт отношений мягко говоря не нов, но какого-то отторжения не вызывает. Мы видим разваливающуюся пару, которая не расходится до конца только из-за трагедии в жизни Дани (Флоренс Пью).
Тут же режиссер обозначает проблему невозможности найти успокоение и умиротворение теми способами, которые может предоставить западный образ жизни: бесполезная психиатрия, слабость фармацевтики, которая сглаживает, но не решает проблемы, деградация института семьи, как инструмента опоры в трудный период. Эти проблемы отзеркалить языческая деревня в Швеции, которая даст свои инструменты решения, но об этом позже.
На данном моменте мы смотрим психологическую драму, которая постепенно перетекает в роуд муви с поездкой студентов-антропологов в страну незаходящего Солнца.
Стадия 3. Подозрение. На моменте прибытия в Швецию нашей группы американо-туристо начинается основное действо. Нас знакомят с миром языческой Швеции, ее обрядов, образов и культа. Наблюдать за этим интересно, но только до определенного момента. Этот момент наступает тогда, когда мы видим очередной ритуал, который выглядит как клюква на тему язычества. Начинает вылезать набор штампов, мешанина культов и откровенного бреда.
Я не этнолог, не антрополог и не филолог. Но на половине фильма я поймал себя на мысли, что мне “скармливают” какую-то муть. Нет никакого стройной мифологии, а есть набор каких-то церемоний, которые режиссер где-то увидел, натаскал и запихал в свой фильм. По отдельности они имеют место быть в разных культурах, но тут - это просто забористая клюква или скорее лососня тухлая (мы же якобы в Швеции).
Второй момент - это поведение псевдо антропологов. Если они доучились до написания диссертации, но при работе в поле ведут себя как идиоты - то либо это плевок режиссера в систему образования США, либо элемент подростковой комедии, где ребята свернули не туда и поубивались. Я за второй вариант.
Стадия 4. Смех. Последняя треть фильма буквально убивает все то хорошее, что было в нем до этого. Уберите саспенс музыку, подставьте звуки Бонни Хилла, и вы получите комедию. Воспринимать происходящее всерьез не получается. При этом диапазон режиссерских решений минимален: натуралистичные съемки жестокости, флешбеки и наркотрипы. Всё действо превращается в карикатурную вакханалию, которая не несет за собой какого-то смысла.
Стадия 5. Торг. После просмотра фильма я начал торговаться сам с собой, чтобы найти хоть какой-то смысл увиденного, оправдать трату своих 2,5 часа жизни. Пройдясь по интернету, я в принципе нашел ответ на вопрос “а что это было?” Как рассказывал сам режиссер, он не знал, что снимал и не понимал, что получилось. И что важно, этот фильм - это рефлексия режиссера на свои неудачные отношения, которые закончились болезненно. Если держать это в голове, то сам фильм будет обретать хоть какой-то смысл. Если Ари Астер (режиссер) хотел, чтобы я ощутил его эмоции при расставании, то я ощутил чувство бессмысленности происходящего. Если он этого и хотел - он гений, но я склоняюсь, что он посредственный режиссер, которому нужно было чуть больше проработать свои проблемы с психологом. Ари Астер видит в языческой, загадочной Швеции инструмент, который поможет загладить боль своими наркотиками, “настоящей” семьей, на которую можно опереться и обрядами, которые несут сокровенные смыслы.
Итог. У меня картина “Солнцестояние” сложилась как смесь “Плетеного человека” 1973, “Евротура” 2004 и “Убойных каникул” 2010. И эта смесь не самого лучшего качества. Смотреть фильм как хоррор не получается, как драму тоже. Претенциозность, элитарность и артхаус - тут низкого качества. В фильм запихано слишком много символов, обрядов, сцен, которые ничего не дают и сделаны ради сделать. С точки зрения антропологии и фольклора - это низкопробная сказка. В фильме красиво поставленные сцены, и визуал в целом. Игра актеров не вызывает ни отторжения, ни восхищения.
Снять фильм, для психиатрии своих переживаний не самый простой способ. Мы знаем плохой примеры Ланы Вачевски с её “Матрицей” 2021. Надеюсь, что Ари Астер получил от своего фильма то, что искал. Я вот нет.
«Вы только посмотрите, какая прелесть!»- громко воскликнула наивная практикантка, указывая на комнатное растение в горшке, украшавшее своими пышными цветами подоконник первого этажа рижского дома- « Восхитительные цветы! Они почти совсем как искусственные!». На дворе стоял май 1991 года. Все самое хорошее и самое плохое было еще впереди. И мы с опытнейшим редактором программы «Взгляд» Галиной Ивкиной добродушно потешались над наивностью молодости. И совершенно не представляли, что именно в эту секунду Будущее настойчиво заявило о себе. Во всяком случае, та шкала красоты, где наивысшую оценку получает Живое, максимально приближенное к Мертвому, тогда была в новинку. Теперь это норма жизни. Этот мимолетный эпизод вспомнился на фильме «Солнцестояние». Кастинг-группа картины совершила подвиг. Такого количества восхитительно- неправдоподобных лиц я еще не видел нигде. Главные и второстепенные, массовка. Синие, размером с блюдце, глаза. Невероятные фарфоровые улыбки, обрамленные белоснежными бородами у мужчин. Как антитеза- вывороченные губы, страшно-ассиметричные лики, на которых отразилась сложная и мучительная жизнь, отвисшие старческие груди и ягодицы- всего вдоволь. И все не на что не похоже. Они все, как искусственные- восторг!
Потом нам дадут возможность полюбоваться тем, как эти неповторимые черепа раскалываются под ударами молота, как в глаза трупов втыкают цветы, как героиню одевают в платье, сотканное целиком из живых цветов, как в карету вместо лошадей впрягаются 6 прекрасных девушек, как живого, но обездвиженного человека, вшивают в шкуру только что убиенного медведя и оставляют в святилище, которое поджигают. Если добавить к этому, что в первые 10 минут картины звучат слова « биполярное расстройство», «абьюзерство», «трип», «разорвать отношения» и так далее, сразу понятно: перед нами Фильм Повышенной Духовности.
Если бы «Солнцестояние» был обычным хоррором о том, как четверо молодых людей и 1 девушка из Нью-Йорка отправились из любопытства в далекую коммуну в северной Швеции на языческий праздник самого длинного дня в году и какого страха они там натерпелись, я бы не пикнул. Кино, ставшее частью мировой экономики, мейнстрим сделало продуктом, качество которого измеряется исключительно в долларах и евро. И пес с ним. Но этого мало! Теперь кинематограф пытается и арт-хаус вовлечь в экономическую сферу, сделав на нем сначала финансовый капитал, а со временем и духовный. «Солнцестояние» настаивает на том, что открывает глаза зрителю на бездуховность жизни в обществе потребления и приоткрывает завесу тайны над правилами и радостями жизни в обществе патриархальном, построенном по принципу муравейника или улья. Где любая пчела рада тому, что она пчела. А если ей старейшины улья приказывают шибануть молотком по черепу старца- так это для всеобщего блага: и улей молод и прекрасен, и старик не мучается болячками, а сразу перерождается во что-то молодое и сильное.
Все это было бы прекрасно, если бы набор антитез к бездуховному потребительству не был бы так хаотичен. Эзотерика, астрология, рунические письма, обряды древних викингов, колдовство, экстатические танцы. Наконец, как вишенка на торте: зачатие новой жизни в антураже обрядовости- все это свалено в огромную кучу чердачного мусора, в котором жемчужину смысла можно искать днем с огнем все два с половиной часа, но так и не найти. Самое главное здесь – Таинство Смерти- центральный образ картины. Что там, после последнего вздоха- никто доподлинно не знает. Всех нас это ждет. Но мы гоним от себя эти мысли- иначе можно элементарно сойти с ума. Лучший кинематограф готовил человека к этой последней, главной минуте его жизни. Где-то открывая глаза на бессмысленность существования, где-то поддерживая, где-то утешая. «Солнцестояние» запутывает. И запутывает сознательно. Его содержание- аналог интернет-пространства, которое в начале своего существования породило надежды на легкий и открытый доступ к мыслям лучших умов человечества. Но рыночная экономика угадала- самый продаваемый товар- не мысли и сомнения, а намеки и сенсации. «Телец в Козероге, значит: время покупать диван»- вот что востребовано нынче. «Солнцестояние» вторит: девушка, хочешь заполучить жениха- запеки в кекс для него лобковый волос. Правда, санкционировать такую кулинарию должны старейшины, опираясь на гороскоп. И это все на полном серьезе.
Так случилось, что все эзотерики, с которыми мне пришлось беседовать, к 10-й минуте наших разговоров казались мне потенциальными пациентами дурдома. Но это могло элементарно не повезти. Во всяком случае, в фильме Херцога «Каждый за себя, а Бог против всех» никаких экстатических откровений нет: пространство не скукоживается, солнце всходит и заходит как обычно, яблони дают плоды, а преклонение перед тайной восходов, плодоношения, земли, Жизни, то есть, та самая эзотерика, есть. А в ранних фильмах Вирасетакуна, как живет земля, деревья, вода! И тоже ничего не трясется и не вспыхивает. Но для такой эзотерики нужен ум, талант и сердце. А еще – время. И нет гарантий на финансовую окупаемость. Куда легче обстоит дело, если на помощь призвать древние, непонятные обряды и приправить их галлюциногенными грибами. Рецепт смысла жизни и смерти становится щекочуще-легким, притягательным. А у зрителя создает ощущение ложного прозрения: причастия к тайнам Вселенной. Хотя в реальности это всего-навсего погружение в кучу интеллектуального хлама, в который невероятно- быстрыми темпами превращается мировой кинематограф.
Не все так безнадежно. Есть все-таки китаец Цзя Чжанкэ и кореец Хон-Сан Су есть, и чудесные иранские режиссеры снимают. И на дальних полях европейского и американского кино живут и снимают те, для кого мир современного человека действительно интересен. Для кого, каждый, самый обычный будничный день наполнен высокими драмами сомнений, страхов, надежд. Но индустрия вытеснила их уже совсем в глубокий лес, на дальние, заброшенные тропинки. А пока широкополосная, высокоскоростная магистраль современного кино построена до станции «Чулан», где тесно, душно и все толкаются локтями в борьбе за лишний цент.
С начала фильм задает спокойную, но местами нагнетающую атмосферу. Вроде бы главный герой и родителей потерял, а вроде бы и все нормально, можно ехать на празднование. Когда фильм нас переносит в Швецию, атмосфера спокойствия и позитива, но с той же нагнетающей обстановкой, создается эффект того, что явно, здесь что-то не так. Главные герои наивные, позитивные ребята, приехавшие отдохнуть и познать чужую культуру, и насладиться грибочками.
На этом плюсы фильма закончились, дальше начинается аморфное существование персонажей фильма. Старикам разбивают головы, после того как они прыгнули со скалы? Ну, да, странно, но что тут такого? Все путем. Пропали наши новые знакомые? Ну, наверно за грибами пошли в лес соседний. Наши два товарища пропали? Ну, может тоже за грибами пошли, ну чего волноваться то? Нас то точно не обидят. И вот это аморфное поведение персонажей в фильме, заставляет понимать чем закончится этот фильм, никакой интриги, никакого хоррора дальше нет. Обычные рыбы, которые плывут по течению и не пытаются выжить, или подумать о происходящем вокруг. До конца фильма, до самого конца, персонажи остаются наивными, и верят в то что это всего лишь праздник, на котором они гости, а не жертвы. И это печально.
Также можно выделить отличные декорации, в принципе, история этого народа, самого праздника, персонажи, обычаи, культ вокруг данного праздника переданы достаточно толково. Интересно было наблюдать за происходящем в данной деревне за жителями данной общины, за их поведением и культом выстроенным вокруг праздника. Но, никак за персонажами, которые до конца так и не поняли, для чего они тут.
По итогу, получается хорошая идея, напряженное начало фильма, хорошая проработанная история, с якобы многовековой традицией и своими правилами внутри данной общины. Но, так впустую слитое продолжение, в котором просто с героями делают что хотят и вертят как хотят.
Именно так я могу описать данную картину. Фильм интригует своим названием, описанием и трейлером, (хотя фильмы про «одичалых поселенцев» давно не редкость) но на выходе мы получаем абсолютно пустой фильм, который рушит все завышенные ожидания.
Сюжет. На мой взгляд, сюжет получился очень нудным, затянутым и, если быть честным, не настолько уж и интересным. Сценарий, растянутый на 2 с копейками часа можно было спокойно уложить в полтора часа. Ненужные сцены, длящаяся по несколько минут только отягощают и так не совсем приятное восприятие фильма. Поведением главных героев тоже можно так не хило удивится, ведь если бы ваши друзья ни с того ни с сего взяли и пропали бы на ровном месте, ни сказав никому ни слова, вы бы наверняка так же, как и главные герои просто продолжили спокойно отдыхать и «веселиться». Тупость.
Актеры. Игра актёров вызвала у меня двоякое впечатление. Не могу сказать, что они все поголовно играют как куски дерева, но и назвать это достойной игрой тоже не могу. Единственная кто выносит весь актёрский состав буквально на своём горбу это Флоренс Пью, и то местами её одна и та же кислая мина, которая возникает в совершенно неожиданных ситуациях, начинает напрягать.
Атмосфера. По атмосфере этот фильм также не смог оправдать себя. Поначалу нас заводят в довольно трагичную историю, а потом на протяжении 3/4 фильма показывают одни и те же пейзажи с одной и той же, занудной до сумасшествия, музыкой. Улучшения наступают только на последних 10 минутах фильма, когда вам просто уже хочется, чтобы это всё закончилось.
В итоге, я не могу назвать этот фильм «худшим, из которых я смотрел» - нет. В нём довольно много и приятных моментов? которые каждый определит для себя, но лично по мне – этот фильм не стоил моего потраченного времени. От ужасов у него только название (хотя, конечно, в этом фильме и кровавые сцены есть и всё такое, но лично мне все эти сцены не показались «ужасными» от слова совсем). Ну или я просто слишком придирчив к фильмам с таким жанром.
Если Hereditary (который у нас прокатывался как Реинкарнация) вас ничему не научил, то сами виноваты.
В Midsommar под маской очень претенциозного, а по колористике и динамике кадра чуть ли не синефильского кино скрывается банальнейший кетчупный слэшер - уровня американских начала 90х - только на шведский лад, с какой-то правдорубской надрывностью и серьёзностью исландцев из Симпсонов.
При этом фильм сохранят все тупые подвязки тех самых слэшеров, когда герои в упор чего-то не видят, не догадываются и не понимают. Режиссёр, с одной стороны пытаясь привнести ощущение 'без потусторонних сил, но всё равно страшно', не справляется и превращает субъектов в тупые объекты, как будто в один момент лишая их разума и свободной воли.
В итоге - на мой взгляд - ко второй трети фильма начинается полная абсурдистика.
Получилось и не смешно и не страшно (просто немножко мерзенько) и только парня из 'Мы, Миллеры' жалко.
Как отдельные слова и фразы, где-то когда-то услышанные, а затем наспех запечатленные на листе бумаги не составляют законченную мысль, так и множественные, пускай и недоступные каждому, отсылки к атрибутам религиозных традиций и практикам древних культов не придают фильму глубины и многозначительности, но лишь неуклюже разбавляют целостность повествования и нарушают общее восприятие фильма.
Каждый элемент символизма и метафоры работает в тех случаях, когда их использование не вязнет в бесконечной погоне за собственным хвостом, но служит инструментом полноценного раскрытия или дополнения истории, героя или героев, объединяет воедино лежащее на поверхности и сокрытое от посторонних глаз. Когда же ворохом всяческих символов неумело и в то же самое время намеренно разбавляется сырая история, это добавляет последней не качества, но только интенсивнее проясняет ее беспомощность.
При этом автор противоречит себе, когда подспудную тайну, вместо предоставления возможности каждому для личной интерпретации, раз за разом смакует с помощью слова и выставляет на поверхность, словно боясь, что наблюдатели не поймут его задумки. Достаточно для начала вспомнить череду кадров с демонстрацией ткани, на которой передана история любви, заключающаяся в том, что девушка скармливает волосы со своего лобка молодому человеку, который впоследствии падает жертвой наложенных на него чар, а после перейти к сцене, в которой один из героев находит волос у себя в пироге. Визуального ряда этого события было бы вполне достаточно, чтобы зритель ясно понял, что имеет ввиду режиссер, тем не менее, сцена дополняется разговором, который тщательно разжевывает смысл, чтобы его в точности и без пробелов уяснил каждый (к слову, неужели природа лобкового волоса настолько очевидна, что один из героев, участник сцены, на раз определяет его принадлежность?). И подобным фильм грешит не один раз, то один из героев дважды упомняет, что рад компании главной героини, а после нам расскажут о выборах Королевы мая, то один из членов комунны даст скажет, напрямую говорит, тчо им необходимы люди из внешнего мира, так как инцест под запретом, хотя можно было оставить только упоминание последнего факта, а дальнейшую интерпретацию предоставить зрителю. Помимо этого повестнование допускает нелепые огрехи, когда конкретная информация нужна зрителю, а потому совсем не воспринимается героеями фильма, сравните сцену, когда двое туристов слышат крики девушки из Лондона, один даже видит, что она куда-то бежит, но впоследствии каждый верит в до ужаса банальное объяснение ее отсутствия: 'ее отвезли наконец к парню'.
Глупость главных героев также не оставляет в покое, неужели никто не заметил отсутствие Марка, который ушел на встречу с одной из девушек более дня назад, но до сих пор не вернулся? Или не задумается о том, куда все-таки делся Джош, не важно, украл он книгу или нет, они даже не пытаются проверить на месте ли автомобиль.
И когда груда схожих по своей природе глупостей и просчетов накатывает на тебя с поразительной частотой и мощью - вся и без того шаткая конструкция, которую автор так тщательно старался укрепить с помощью пустой претенциозности вконец теряет свою устойчивость и, наконец, рушится. Исключив из уравнения однобокий и разрозненный символизм, можно получить достаточно скупой на идеи триллер, не способный напугать и едва ли выерживающий скурпулезного анализа. Фильм - полотно со множеством точек, которые, к сожалению, так и оставили, забыв или поленившись собрать воедино одной линией.
Смешались в кучу языческие традиции, психотропные вещества и понеслось.
После довольно неплохой 'Реинкарнации' от Ари Астера начинаешь ожидать чего-то не менее интригующего.
В итоге получаешь повествование о группе студентов, не брезгующих различными веществами и явно не блистающих интеллектом. О банальности сюжета даже писать нет смысла - есть множество фильмов, которые прекрасно показывают, что случается с теми, кто решил прокатиться в закрытую общину или секту.
Сюжет крутится вокруг девушки Дэни, её молодого человека и его одногруппников, которые решили отправиться в шведскую общину язычников за информацией для своих научных работ. Самих жителей общины сперва пытались показать миролюбивыми одуванчиками, но эта ширма довольно быстро даёт первую трещину, когда один из героев, Пелле, рассказывает, что после 75 'жизненный путь человека завершается'. Другими тревожными 'сигналами' служит описание обряда приворота, а также история со 'зверем', служащим своеобразным козлом отпущения.
Если говорить о героях, то они глупы. Откровенно и безнадёжно, а их образы довольно стереотипны: неуверенная в себе девушка, которая весь фильм больше напоминает амёбу по поведению; идиот, зацикленный на местных женщинах; двое бунтарей, которые ради цели готовы на всё; влюблённая парочка, которая являет собой гармоничные и идеальные отношения. Самих же героев зрителю представляют, как студентов чего-то, вроде факультета истории (кроме Дэни), но такое чувство, будто это обычная компания, свернувшая в лесу не туда. Их не напрягает ничего. Даже после довольно жестокого обряда они остаются, ведь на кону написание диссертации (вот это тяга к знаниям! Только в жизни это не так работает). Герои нарушают запреты, ругаются и просто ведут себя отвратительно. Про общину и вовсе можно сказать одно: она представляет собой симбиоз из нескольких языческих верований. Тут и руны из северной традиции, обряды и часть мифологии от кельтов, сам антураж от славянских верований. Возникает вполне закономерный вопрос о том, а точно ли в шведскую общину люди поехали-то?
Однако, самый большой плюс данного фильма - кадры природы и быта общины. Лесами, полянами, костюмами и прочими 'декорациями', надо признать, глаз наслаждается.
Вывод. Хоррор ли это? Однозначно нет. Да, Астер пытался создать фильм ужасов, когда всё действо происходит при дневном свете, но нет. Хорошо ли раскрыты персонажи? Если была задача показать студентов-трипоманов с придурковатым поведением, лишённым всяческой логики, то да. Глубокий ли сюжет? Едва ли можно считать глубокой историю о психическом расстройстве и предательстве в отношениях. Стоит ли смотреть? Если вам надоели фильмы про одержимости и призраков, то один раз посмотреть можно. Желательно перед этим не делать ставку на то, что Астер снял 'Реинкарнацию' и в этот раз сумеет повторить успех.
Так как пошел тренд обкладывать этот фильм бранью, перед прочтением рецензии предлагаю немного расслабиться. Сюжет фильма где происходит? В Швеции. А Швеция - страна, которая отказалась вводить коронавирусный карантин. Как вам такой расклад - студенты поехали на шашлыки в разгар эпидемии и встретили народных целителей. Так можно объяснить наркоманию, которая дальше происходит, Эти целители пробуют свои методы борьбы с ковидом - 'нектар' из крови девственницы, мохнатые пирожки и старики сбрасываются со скалы - они же в группе риска заражения.
А если говорить серьезно, то с развитием кинематографа некоторые жанры слабеют или уходят в забытье. За все ужастики не могу говорить, но сравните фильм, где зрителя пугают постепенным нагнетанием атмосферы, подводя к катарсису, и фильм, где внезапно выскакивает какая-то бяка с характерным 'бу'. И если раньше хорроры явно проигрывали гонку, то сейчас это жанр, аки коронавирус, переживает вторую волну, превращаясь в авторское кино. Чересчур умное кино, порой не осознавая, насколько оно глупое. Так и здесь - 'Солнцестояние', оказывается, драма о расставании и 'зависимых' отношениях. А если вы не поняли - то это вы тупицы, а я (режиссер Ари Астер) д'Артаньян.
Первое, что я скажу про 'Солнцестояние' - это невероятно затянутый фильм. Из 150 минут хронометража важными в плане подачи информации были 60. В остальном режиссер/сценарист Ари Астер выезжает за счет красивого построения кадра и чрезмерного символизма. Я люблю фильмы, над которыми можно подумать, где тот или иной аспект рассматриваешь с разных сторон, и есть те самые 'авторские' ужастики, которые я оценил - 'Ведьма', 'Маяк', 'Прочь'. У каждого из них были детали, которые можно было так или иначе интерпретировать, но фильм на них не строился. Предыдущую работу Ари Астера, киноленту 'Реинкарнация', я не смотрел, но мне и 'Солнцестояния' хватило. Астер явно не знаком с чувством меры, выстраивая #символизм. И когда нам на весь кран показывают гобелен, где изображены ключевые события фильма, возникает вопрос - а нафига вообще смотреть кино?
Этих символов так много, что на середине забываешь, а о чем фильм был. Девушка Дани (Флоренс Пью) переживает ужасный период в жизни - она потеряла семью, с парнем (Джек Рейнор). Чтобы развеяться, она напрашивается с ним в поездку в Швецию, чему он и его друзья явно не рады. Но что поделать, не скажешь же ей прямо 'отвали', когда она в таком состоянии. Компания приезжает в Швецию и попадает на праздник местной общины - обряд, который проходит раз в 90 лет. Спойлер: без ритуальных убийств не обойдется. Но опять же, перед нами претензия на 'умное кино', потому все испытания, которые происходят со студентами, обязательно назовут 'отречением главной героини, её обретением самой себя и расставание с парнем, как разрыв связи с прошлым'. Но почему это выглядит так душно?
Возьмем в качестве примера не менее спорную личность - Ларса фон Триера. Не скажу, что отношусь к его фильмам с теплотой, но этот режиссер умеет выстроить ассоциации и символы, не забивая на сюжет своих картин. И плюс ко всему Триер, так сказать, 'сформировавшийся плод' - он вырабатывал свой стиль в течении долгих лет. А 'Солнцестояние' - это вторая работа Ари Астера. Символы картин Триера аккуратно вплетены в повествование, в то время, как символизм Астера бьет по зрителю. И беда в том, что на фоне попытки сделать 'кино не для всех' теряются реально хорошие аспекты фильма - техническая сторона и актерская работа. Уж тут я раскланяюсь - Флоренс Пью очень хорошо справилась с ролью загнанной в депрессию девушки, несмотря на то, что сценарно непонятно, а зачем мы должны за неё переживать. Все карты её отношений с парнем не раскрывают, но все-таки что хуже - игнор или натуральный абьюз?
У меня язык не повернется назвать 'Солнцестояние' худшим фильмом что я смотрел. Я уже два года очищаю организм от 'Необратимости' Гаспара Ноэ. Но заметьте, я не ругал фильм за то, что обычно попадает под раздачу - отвратительные сцены, недотянутую драму и странный сюжет про секту. Герои регулярно упарывались чаем с подмешанной дурью, я в принципе этот фильм не могу воспринимать адекватно. В остальном же это чрезмерно авторское кино, символизм которого попирает все рамки приличного, хоть и снято все очень красиво. Если хотите постичь глубокий смысл, то лучше встаньте с утра, когда под окнами косят траву, но дети уже резвятся на площадке. А потом закройте глаза и положитесь на силу воображения.
Интеллектуальный хоррор Hereditary зажег звезду режиссёра Ари Эстера. В застоявшемся жанре его работа действительно выглядела свежо и стильно, и располагала к тому, чтобы ожидать от автора новых работ. И он не подвёл. В скором времени вышла почти трехчасовая лента Солнцестояние, которая ещё до официального релиза была признана чуть ли не революцией в жанре хоррор.
Водрузив на голову метафоричную корону в финале Hereditary, Ари Эстер, по всей видимости, в действительности уверовал в свою гениальность. В итоге вполне ожидаемо пьяный воздух свободы в очередной раз сыграл с профессором Плейшнером злую шутку.
Солнцестояние - это крайне душное, затянутое, скучное, утомительное и претенциозное кино, базирующееся ровно на одной идее. Идее о причиняющих боль, разрушительных отношениях внутри пары. При том, что эта задумка становится понятна со второй сцены фильма, для ее раскрытия автором вводится целый культ солнцепоклонников. Однако вместо ожидаемого эффекта страха перед необъяснимым Солнцестояние скорее вызывает смех.
Вся выдуманная фольклористика в фильме выглядит как сцена совокупления инопланетных продюсеров из серии американского мультсериала Южный парк: «Пацаны, я не понимаю, что происходит, но, по-моему, это что-то неприличное». От того, что каждую минуту фильма в нем происходит очередная надуманная фольклорная хрень, он не становится умнее. Особенно, когда фольклорная хрень заключается в том, что кто-то громко орет, танцует или долго смотрит куда-то вдаль.
Фильм выглядит как попытка выстроить кубриковский равносторонний треугольник из неравных сторон. В результате он все время заваливается набок. Длинные сцены в этом фильме слишком длинные, сцены юмора несмешные. Там, где персонажи должны стоять или двигаться ровными рядами, всегда кто-то выбивается. Постройки, которые должны быть посередине кадра, обязательно смещены в сторону.
Но если все описанное выше можно признать особым режиссерским видением, то растянутый хронометраж никак не объясняется художественной необходимостью. Большинство сцен затянуто ради создания ощущения артхаусности. В сценарий добавлены лишние сюжетные линии, большинство из которых нужны для подачи совершенно ненужной экспозиции, как, например, линия с диссертацией и местным гомункулом Пикассо. Фильм перегружен персонажами. Почему вместо 9 жертв нельзя было оставить одну, при том, что по смыслу только она имеет значение, совершенно не ясно.
Но есть в фильме Солнцестояние и свои плюсы. Например, если кто-то решит вам рассказать о многочисленных отсылках этого кино или предложит трактовать его концовку - можете смело останавливать этого человека и никогда не заводить с ним беседу о кино. Он в нем ничего не смыслит.