После просмотра «Солнцестояния» у меня возникло ощущение незаконченности, недоделанности, недосказанности, что приводило к соответствующим вопросам «А что дальше?» «А зачем ?» «Для чего?» и т.д.
Складывается представление, будто фильм снимал не совсем опытный человек, что так и не смог окончательно совместить все свои идеи, ибо за немалые 2,5 (!) часа, из всего того количества закинутых в первой части фильма удочек, нагнетания, всех этих выяснений отношений и трипов, в конечном итоге не вырисовывается ровном счётом ничего целостного. Когда сформировавшееся за первую часть подводка, а под «подводкой» я имею в виду персонажей, сталкивается с, как я понимаю, главной идеей фильма, а именно — показать страх и ненависть в неоязычестве — она просто тонет там без какого либо продолжения.
Начиная с главной героини, чья история начинается с психологической травмы, которая является главным источником её конфликта, вот только развитие этого конфликта будто бы совсем не происходит.
Из этой же травмы проистекает конфликт героини с её парнем, но, честное слово, все это выглядит как тот самый мем, где парень оборачивается на проходящую мимо девушку, ловя на себе кривой взгляд своей второй половинки. И этот мем растянут на весь фильм…
Других персонажей фильма постигает та же участь. Нас с ними знакомят, но лучшими друзьями нам вместе стать не суждено - уж слишком скупо происходит их раскрытие.
Вторая часть фильма.
Нас знакомят с общиной и закидывают 'новые' удочки, которые, впрочем, повторяют судьбу 'старых'. Нам показывают много загадочного, но обделяют подсказками для разгадывания, от чего всё это скорее напоминает документальную съёмку. Что-то вроде: «мы приехали в джунгли к каннибалам и поснимали чем они там занимаются». Все остальные смыслы, если они вам нужны, додумывайте сами.
Плохим фильм назвать не могу, актёры, декорации, операторская работа — всё смотрится добротно.
Однако, как-то так выходит, что первая часть со второй не шибко вяжется, учитывая, что каждая из них сама по себе не шедевр, а от того и ощущение, от всего этого праздника жизни, под названием «Солнцестояние», остаётся смешанным…
И снова А24! (скоро оды любви писать буду этой студии) и их жутко-красивое 'Солнцестояние'.
Это не классический хоррор и артхаусной картиной её называть не хочу. Позволю себе сравнить с артхаусным 'Маяком' или тем же 'Догвилль', с которого вдохновлялся режиссёр, для меня разница очевидная (знатоки жанра артхаус такие 'подержи моё пиво'). Я назову его авторским фильмом с более чем понятным, даже банальным сюжетом и с приятной визуально-звуковой составляющей.
Сюжет: ГГ Дэни пережила тяжёлую семейную трагедию, при этом пытается сохранить отношения со своим парнем Кристианом. Кристиан же, утомлённый отношениями, в свете трагедии пытается оказать ей поддержку (что сложно назвать таковой). Спустя полгода Дэни узнаёт, что Кристиан с друзьями собирается посетить языческий праздник солнцестояния в закрытой общине в Швеции. У каждого из друзей-антропологов свои планы на эту поездку, и им приходится пригласить Дэни с собой. А у коренных обитателей этой общины свои планы на них))
Режиссёр картины Ари Астер стирает все хоррор-клише (ну, кроме сюжета), что огромный плюс - ночь сменяется на день, вместо маньяков и клоунов тут красивые и эстетичные скандинавы, ноль скримеров. Зло здесь творится не по стечению обстоятельств, а осознанно и продумано. Несмотря на нетипичную для такого жанра яркую и насыщенную картинку, атмосфера тревожная и напряжённая, кажется будто вот-вот что-то произойдёт. За это отвечает музыка и операторская работа, они создают сладко-приторный контраст. Много длинных кадров и статичных планов, сцены хорошо проработаны. Есть жёсткие, но их не так много (от силы 10 минут при хронометраже 147 м.), а некоторые и вовсе происходят за кадром. Ещё одним инструментом хоррора тут является эротика, которая не возбуждает, а отталкивает. Юмор тоже присутствует, уместный и разбавляет напряжённую атмосферу (эмоциональные качели, своего рода).
Положительных персонажей тут нет, я не переживала ни за одного перса. Показана только предыстория ГГ, но и за неё не тревожно. Игра актёров мне показалась слабой, тянула только Флоренс (Дэни), хотя она тут не единственный главный персонаж. За Уилла Поултера, а точнее, за отыгранный им юмор отдельный плюс. У остальных ребят лица такие будто они забыли скрыть эмоции после читки сценария, а массовка есть массовка - к ним 0 вопросов.
Концовка очень неоднозначная, для меня скорее отрицательная. Прикольно, что смысл фильма я не поняла до конца и желание его пересмотреть не уходит. Тут очень много пасхалок, в середине фильма я стала обращать внимание на фон - фрески, картины. Там дофига спойлеров.
Лично мне хочется ознакомиться с другой картиной Ари - 'Реинкарнация', говорят она пожёстче. Хотя хоррор и слэшеры это не мой жанр, стиль режиссёра хочется прочувствовать. В интернетах фильм сравнивают с 'Плетёный человек' 1973 года, может и его заодно. А мне «Солнцестояние» напомнил «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел.
Такой фильм может понравиться не многим, тут очень странные и жуткие сцены, вызывающие различные эмоции (мне было противно, мерзко, гневно, а в финале охватило недоумение, и я сижу с мыслью 'что это было?'). У фильма свой вайб и советую с ним ознакомиться. Только не смотрите на полный желудок или перед едой.
Не буду расписывать про прекрасный визуал фильма, затянутость хронометража и прочие моменты, которые уже есть в других рецензиях. Расскажу, с какими мыслями этот фильм меня оставил. По сути, перед нами очередное околоиндюшное европейское кино с идеями в духе 'Треугольника печали'/'Квадрата' Рубена Эстлунда, 'Не говори никому' Кристиана Тафдрупа, 'Дурного глаза' с Евой Грин. Что за идеи? Кризис современного европейского цивилизованного человека, его импотенция к разруливанию встающих перед ним вызовов, витальная слабость. Его страх перед более уверенными, 'примитивными', приближенными к своим корням людьми. Формула во всех фильмах одна и та же. Меняется лишь условный враг и обстоятельства. Кто главная героиня этого фильма? Безумно тоскливая девушка, находящаяся в созависимых отношениях со своим парнем, постоянно громко плачущая и депрессующая. Кто ее парень? Молодой овощ(духовно) с фейковыми друзьями. В процессе повествования красной нитью прослеживается неспособность гг и ее парня принимать последовательные и волевые решения (вспоминаем диссертацию, беседы об отношениях, попытки слинять из коммуны, подозрения друг к другу и пр.). Говоря про феминистский подтекст — он тут есть, но он словно плачи героини на протяжении фильма — лишь добавляет уныния. Никакого позитивного месседжа не фактически транслирует. То, что нужно уметь отпускать? Само по себе круто, но обстоятельства, в которых это доносится — из них только очень усердный человек сможет уловить позитивные вибрации и смыслы. Подводя итог к этому потоку мыслей — не думаю, что вы хотите потратить два с половиной часа на пережевывание соплей очередного европейского режиссера, внезапно понявшего, что старушка Европа уже одной ногой в гробу и пытающегося это в ускоренном темпе отрефлексировать и донести до своих товарищей по грядке.
И снова студия А-24 ('Агнец', 'Грызня'), создающая самобытные киноленты, отличающиеся от стандартной голливудской продукции.
Отрадно, что хоррор как жанр не стоит на месте, а развивается, порождая новые подвиды. Такое направление, как фолк-хоррор, является для меня абсолютно новым и, тем самым, притягательным. Все-таки примитивный сюжет про маньяка с топором уже откровенно скучен, отжив свое в видеосалонах 1990-х.
Помните песню «Сказочная тайга» группы «Агата Кристи»? Мне она всегда казалась какой-то потусторонней и леденящей душу. Так вот, была там такая строчка: «Новую кровь получила зима, и тебя она получит». Только в «Солнцестоянии» новую кровь получило лето..
Набившая оскомину тема «шведской семьи» не теряет своей популярности. В «Солнцестоянии» зрителя приглашают заглянуть в еще одну ячейку шведского общества - языческую общину, затерянную где-то то ли в шведских лесах, то ли в полях. Любая секта – это, по сути, тоталитарное общество, где все еще более гипертрофировано, и гайки закручиваются на порядок сильнее.
И хотя решение поехать в Швецию было принято компанией американских студентов совместно, и мы видим, что по приезде они формально держатся вместе, по большому счету они не друзья – не стоят друг за друга горой, способны ехидствовать в отношении друг друга и делать друг другу мелкие подлости. У них нет сплоченности (когда один за всех, а все за одного) - именно той штуки, которая помогает выжить в экстремальных условиях. Вместо того, чтобы бежать из этого странного, погрязшего в оккультизме места без оглядки после увиденного в первый же день праздника Солнцестояния (а лучше тайно ночью), они остаются и долго спорят, кто же из них будет писать по теме сдвинутой шведской коммуны диссертацию - выгода здесь превыше безопасности. Они спокойно дают себя опаивать, околдовывать и уговаривать, меланхолично и механически поглощая заговоренные яства, да еще и с такой отвратительной начинкой. Одним словом, вместо того, чтобы побороться за себя хотя бы для проформы, они с самого начала пассивно складывают лапки и никак не противятся уготовленной им юдоли. «Да где, черт побери, ваш инстинкт самосохранения?!» - хочется заорать во весь голос. Но зачем далеко ходить – через год после съемок фильма это же общество позволило подвергнуть себя драконовским ковидным ограничениям, когда даже на младенцев одевали маски, а беременных женщин арестовывали. Только парочка неэтнических британцев позволяет себе выразить открытое несогласие с укладом жизни в Хорге.
Под всеобщим равенством и братством в Хорге скрывается абсолютная неэтичность, граничащая с первобытной жестокостью. Хотя в моем понимании Хорга – это все же гротескно изображенное современное общество, всегда готовое впасть в ту или иную крайность, где все новое – это хорошо забытое старое. Например, сейчас многие страны приходят к узакониванию эвтаназии якобы из соображений гуманизма, идя при этом не только против воли божьей, но и против общечеловеческой морали в целом. В Хорге тоже существует своего рода добровольно-принудительная эвтаназия, которая лишний раз подтверждает, что идея лишать кого-то жизни в неотведенное ему Господом и природой время является абсолютно абсурдной и аморальной. Кто в праве решать, пришел ли кому-то срок отправляться в мир иной или нет? Ведь больной может неожиданно выздороветь (даже в медицине существует термин «спонтанная ремиссия») и долго еще радовать окружающих своими талантами и полезными качествами, внося при этом посильный вклад в жизнь общества. Там, где принимаются однозначные/ единоличные/ силовые решения, всегда есть места ошибкам, перегибам и волюнтаризму.
Занятно, что для пущей аутентичности американских персонажей играют американские актеры, а шведских – шведы.
Не смотря на общее предчувствие беды, моя интуиция в этот раз мне особо ничего не говорила (обычно я более-менее догадываюсь о сюжетных ходах, создавая спойлеры сама себе), так что концовка для меня не выглядела предсказуемой. В паре моментов к горлу все же подкатывала тошнота как реакция на увиденное на экране. Поэтому фильм не советую смотреть после плотного обеда или ужина.
После «Солнцестояния» мне хочется посмотреть другой фильм режиссера Ари Астера - «Реинкарнацию», который, как говорят, еще жестче. Обилие отрицательных рецензий на «Солнцестояние» лишний раз доказывает, что люди, как какие-то мутировавшие стрижи (вот вам, кстати, идея для очередного нового жанра хоррора), уже просто разучились замедляться и делать что-то спокойно, с толком, с расстановкой, в том числе смотреть кино. Вот и подавай им кинематографическое «бистрО».
Итог: хотя я сама была в ситуациях, когда по приезду в абсолютно незнакомое место нужно было полностью довериться принимающей тебя стороне (например, в тихоокеанском Вануату мы жили в семье одного колоритного местного авторитета, о котором мы знали очень и очень немного), нужно все же быть начеку и иметь какую-то внутреннюю «чуйку»: тот, кто тебе приветливо улыбается, не всегда твой друг. Возможно, он уже размышляет, под каким соусом съесть тебя сегодня на ужин...
Скажу сразу, о фильме я видел очень много рецензий. Он лежал в списке «Буду смотреть» около года, однако каждый раз я не мог найти настроение для просмотра такой неоднозначной картины. «Светлый хоррор», «Лучший триллер про неоязычество», «Клад гениальных визуальных и аудиовизуальных эффектов». Отчасти, так и есть, но у всего есть две стороны монеты.
Начну, пожалуй, с технической точки зрения. Ари Астер демонстрирует невероятную работу с художниками-постановщиками, с операторами и с композитором кинокартины. Невероятные решения съемочной команды показывают природу с крайне эстетичной стороны (поля, цветочные венки, леса). Работа звукорежиссера подчеркивает повествование со стороны главной героини, что помогает лучше понять внутренний конфликт персонажа. Музыка вызывает страх и восхищение.
Актеры отыграли прекрасно, но больше аплодисментов я отдам массовке, чем молодым американцам. Атмосфера фильма по началу даже слишком интригует.
На этом однозначные плюсы фильма лично для меня заканчиваются. Продолжу с отдельной фишкой фильма - длинных планов (кадров). В первой половине фильма я восхищался тем, как проработаны сцены. Фильм не строится из постоянных переключений планов, чем поражает, но и этим он постепенно наскучивает. Это подчеркивает и достаточно специфичный, порой «рваный», монтаж. Сделал бы я так - меня обвинили бы в некомпетентности, из-за которых зрителю приносится дискомфорт от резких склеек, за которыми не всегда успевает тот же звук. Скорее всего, в этом и есть одна из фишек картины Астера.
Разумеется, самое спорное в фильме – сюжет. С одной стороны, нельзя докопаться до выдумок автора, которые поражают абсурдностью (с положительной точки зрения). С другой стороны, повествование движется очень медленно. Первый час это только экспозиция! При хронометраже 2,5 часа.
О чём хотел сказать автор? Верно понять жизнь можно только через призму душевного опустошения? Потеряв абсолютно всё в старой жизни, можно приобрести новую? Возможно это так и есть, но зритель, скорее всего, не останется с мыслями о морали и глубоком смысле произведения. Сюжет быстро забудется или останется неверно трактованным.
Однако фильм я всё же рекомендую! На один раз для обычного зрителя. А молодым киношникам стоит поучиться у этого фильма некоторым фишкам!
Мне посоветовали этот фильм, как пример чего-то очень атмосферно-этнического. Нет, атмосферу создать не смогли. Хотя визуальный ряд очень старался.
К сожалению, в фильме действительно есть парочка стоящих идей, но авторы их не вытянули.
Вообще фильм словно бы плохо склеен из двух кусков. Первый кусок разительно отличается от большого последнего, и совершенно непонятно, зачем. Драматургический смысл сильно отсутствует.
У главной героини странным образом погибает семья, и нам это экспонируют в первом довольно продолжительном куске. Казалось бы, кино будет о сумасшествии и мрачном роке. Также экспонируются довольно развитые взаимоотношения между героями (на самом деле примитивные, но по сравнению с последним куском - всё-таки довольно развитые). Эти отношения потом ни к чему не ведут, никак потом эти ружья не стреляют, ну разве что - очень предсказуемо - что парочка расстанется.
Кстати, что точно понравилось - визуальные решения. Худпост отработал свои деньги честно. И оператор старался на всю зарплату. А, и кастинг интересный. Главная героиня хороша и органична. Да и остальные старались и почти получилось. К сожалению, ребят, вы не можете исправить плохой сценарий.
А это главная проблема этого фильма. Плохой и предсказуемый (в главном куске) сценарий. Непредсказуемость тут только в 'сюжетных поворотах', когда вместе склеены плохо связанные по смыслу куски.
Ладно, две идеи все-таки мне нравятся.
Первая: механика одурманивания. Было бы интересно посмотреть, как у человека снаружи может измениться восприятие действительности, как мягко плавится его психика в маленьком закрытом комьюнити. Вот это правда интересно, но авторы смогли только намекнуть на эту идею. Не верю я, что герои так быстро оправились после того как увидели два суицида. И что не стали искать быстро пропавших друзей. И много других вещей, которым я сразу не поверил. Жаль, мог бы получиться интересный драматический триллер из этой идеи.
Вторая: в самых последних секундах неожиданно был интересный поворот, но его буквально потеряли. Что якобы с главной героиней действительно произошло 'очищение от низменных аффектов'. Вот из этой идеи мог бы получиться глубокий и интересный триллер/хоррор. Но для этого фильм надо было, во-первых, смело сократить на час, а во-вторых, полностью перекроить.
Еще интересна могла бы быть система верований. Можно было бы круто нагнать жути. Но как тут написали в других рецензиях, сценарист, по-видимому, сработал как плохая нейросеть: получилась видимая имитация смысла. Не интересно, не увлекает, не загадочно. Просто внешняя имитация.
Когда нет денег на психиатра, но есть на съемки фильма
В психологии имеется концепция принятия неизбежного через прохождение нескольких стадий. Просмотр этого фильма тоже заставляет пройти тебя через 5 стадий, правда других.
Стадия 1. Настороженность. Студия А24, артхаусный хоррор, средние оценки и не самый талантливый режиссер - все это заставляет с большой неохотой и опаской подходить к просмотру фильма. Ты его еще не начал смотреть, а уже какой-то осадочек.
Стадия 2. Заинтересованность. Ок, первая треть фильма вполне неплохо смотрится. Заявленный конфликт отношений мягко говоря не нов, но какого-то отторжения не вызывает. Мы видим разваливающуюся пару, которая не расходится до конца только из-за трагедии в жизни Дани (Флоренс Пью).
Тут же режиссер обозначает проблему невозможности найти успокоение и умиротворение теми способами, которые может предоставить западный образ жизни: бесполезная психиатрия, слабость фармацевтики, которая сглаживает, но не решает проблемы, деградация института семьи, как инструмента опоры в трудный период. Эти проблемы отзеркалить языческая деревня в Швеции, которая даст свои инструменты решения, но об этом позже.
На данном моменте мы смотрим психологическую драму, которая постепенно перетекает в роуд муви с поездкой студентов-антропологов в страну незаходящего Солнца.
Стадия 3. Подозрение. На моменте прибытия в Швецию нашей группы американо-туристо начинается основное действо. Нас знакомят с миром языческой Швеции, ее обрядов, образов и культа. Наблюдать за этим интересно, но только до определенного момента. Этот момент наступает тогда, когда мы видим очередной ритуал, который выглядит как клюква на тему язычества. Начинает вылезать набор штампов, мешанина культов и откровенного бреда.
Я не этнолог, не антрополог и не филолог. Но на половине фильма я поймал себя на мысли, что мне “скармливают” какую-то муть. Нет никакого стройной мифологии, а есть набор каких-то церемоний, которые режиссер где-то увидел, натаскал и запихал в свой фильм. По отдельности они имеют место быть в разных культурах, но тут - это просто забористая клюква или скорее лососня тухлая (мы же якобы в Швеции).
Второй момент - это поведение псевдо антропологов. Если они доучились до написания диссертации, но при работе в поле ведут себя как идиоты - то либо это плевок режиссера в систему образования США, либо элемент подростковой комедии, где ребята свернули не туда и поубивались. Я за второй вариант.
Стадия 4. Смех. Последняя треть фильма буквально убивает все то хорошее, что было в нем до этого. Уберите саспенс музыку, подставьте звуки Бонни Хилла, и вы получите комедию. Воспринимать происходящее всерьез не получается. При этом диапазон режиссерских решений минимален: натуралистичные съемки жестокости, флешбеки и наркотрипы. Всё действо превращается в карикатурную вакханалию, которая не несет за собой какого-то смысла.
Стадия 5. Торг. После просмотра фильма я начал торговаться сам с собой, чтобы найти хоть какой-то смысл увиденного, оправдать трату своих 2,5 часа жизни. Пройдясь по интернету, я в принципе нашел ответ на вопрос “а что это было?” Как рассказывал сам режиссер, он не знал, что снимал и не понимал, что получилось. И что важно, этот фильм - это рефлексия режиссера на свои неудачные отношения, которые закончились болезненно. Если держать это в голове, то сам фильм будет обретать хоть какой-то смысл. Если Ари Астер (режиссер) хотел, чтобы я ощутил его эмоции при расставании, то я ощутил чувство бессмысленности происходящего. Если он этого и хотел - он гений, но я склоняюсь, что он посредственный режиссер, которому нужно было чуть больше проработать свои проблемы с психологом. Ари Астер видит в языческой, загадочной Швеции инструмент, который поможет загладить боль своими наркотиками, “настоящей” семьей, на которую можно опереться и обрядами, которые несут сокровенные смыслы.
Итог. У меня картина “Солнцестояние” сложилась как смесь “Плетеного человека” 1973, “Евротура” 2004 и “Убойных каникул” 2010. И эта смесь не самого лучшего качества. Смотреть фильм как хоррор не получается, как драму тоже. Претенциозность, элитарность и артхаус - тут низкого качества. В фильм запихано слишком много символов, обрядов, сцен, которые ничего не дают и сделаны ради сделать. С точки зрения антропологии и фольклора - это низкопробная сказка. В фильме красиво поставленные сцены, и визуал в целом. Игра актеров не вызывает ни отторжения, ни восхищения.
Снять фильм, для психиатрии своих переживаний не самый простой способ. Мы знаем плохой примеры Ланы Вачевски с её “Матрицей” 2021. Надеюсь, что Ари Астер получил от своего фильма то, что искал. Я вот нет.
Потребности людей на самом деле мизерны: помимо еды, сна, простого быта, необходимо общение с природой и быть среди 'своих'. Среди тех, кто вместе с тобой переживёт боль, горе, радость, кто разделит с тобой всё. И эта потребность настолько важна, что люди, особенно травмированные ранее, готовы отдаться этому чувству единения со 'своими', раствориться в нём.
Героиня была травмирована трагедией, в которой погибла её семья. Она искала, сама того не осознавая, родственную душу, которая могла бы разделить с ней её неизбывное горе. И её парень, вроде бы, как мог, разделял его с ней. НО...недостаточно.
Фильм о том, как человек не признаётся себе и близким в том, чего, действительно, он хочет, будучи в глубине своей природы хищником и стайным животным, имея скрытые желания и страсти под слоями культуры, образования и разума. И о том, как легко это разбудить, пошагово доведя человека до края.
В 'волшебном' обществе, где все живут как единый организм, подчиняясь единым для всех правилам и законам, чужаки нужны лишь для удовлетворения потребностей этого общества. И поддавшись искушениям, вы, несомненно, падёте жертвой, даже если вам будет казаться, что к вам все настроены дружелюбно.
Как легко с помощью манипуляций разбудить в человеке всё самое дикое, животное, дремучее, под видом, казалось бы, чистоты и праведности. Достаточно лишить людей индивидуальности, предложить им вместо личности коммуну, где всё и все на виду друг у друга, где действуют нерушимые правила и регламенты, где контролируется и регулируется всё - от зачатия до смерти...
Фильм просто выворачивает душу наизнанку от осознания, насколько легко управлять людьми. И от осознания, что вот такая 'здоровая', постоянно обновляющаяся за счёт организованных смертей и строго ограниченного притока чужаков (превращаемых пошагово в своих) община, живуча в своём мракобесии гораааздо более, нежели разрозненные общества индивидуальностей, личностей и прочих свободолюбивых натур.
Страшно от того, как в человеке, которого ты, казалось бы знаешь, могут дремать совершенно жуткие инстинкты из тех времён, когда он ещё жил в стае и беспрекословно подчинялся вожаку, где была строгая иерархия и где он был винтиком в механизме, и страшно видеть, как эти инстинкты в нём пробудились под влиянием чего-либо. А уж что может стать триггером: утрата ли в его жизни, бессонные ли ночи под плач ребёнка или просто желание 'узнать традиции' ради диссертации - не важно. Важно, что он уже на крючке, и вопрос лишь в том, когда и каким способом он превратится в зомби: во время исполнения ритуального танца или ритуального сожжения.
Ярчайший (как и само название данной картины) пример того, как снять по-настоящему ТРЕВОЖНЫЙ фильм на нетривиальную тематику.
Однажды (в 2018-ом году), Ари Астер, ворвавшись в хоррор-индустрию со своей дебютной «Реинкарнацией» («Hereditary»), показал всем, что с его авторским мнением стоит считаться.
Через год (в 2019-ом), он с лихвой закрепил этот статус фильмом «Солнцестояние» («Midsommar»), где 'отвратительное' ещё больше коррелирует с прекрасной постановкой кадра, порой брутально-хлёстким, но неторопливым стилем повествования и гармонией метафоричного восприятия межличностных отношений между протагонистами, а 'гипнотическая' развязка надолго оставит вас 'под кайфом и в смятении', с предельными мыслями, рефреном тамошнего 'мелодично-отбойного' саундтрека всплывающими в голове на протяжении и после просмотра всего этого кино в целом, типа: «Чёрт возьми, этот чувак снимает лютую и местами омерзительную дичь (в хорошем смысле этого слова), дайте-ка мне ещё!..».
Лично Я воистину рад тому факту, что у меня наконец-то нашлось время, чтобы оценить эту кинокартину, источающую 'криповый вайб' даже посреди белого дня.
Так что, то ли ещё будет, как говорится, ибо Я уверен, что вскоре автор жутчайше “порадует” своих искушённых зрителей новой креативной работой, причём, возможно, даже вне рамок вектора своей жанровой принадлежности.
P.S.: Всем спасибо, всем удачи, ещё считаемся/спишемся/свизуализируемся и побольше вам бэд-трип'ных взаимоотношений с язычеством и матушкой-природой, ага.; -)
Разум - хрупкая хрустальная колба, в которой преломляется иллюзия света, цвета, формы, пространства, течения времени. Всё, что мы знаем, видим, любим, помним держится на зыбкой уверенности того, что мир вокруг - реальность, а не галлюцинация. Из тумана разума нас с рождения спасают только люди, прошедшие общий путь с нами. Мы знаем, что только им и можно доверять. Они - как мы, говорит нам врождённый инстинкт. Общий опыт - любовь, радость, счастье, горе, утрата. Все эти чувства реальны, только когда их разделяют близкие люди. Близкие люди - наша мера реальности. И нет никого ближе семьи.
Потеря близких разрушила личность героини - Дани.
И путешествие через ад Солнцестояния - путешествие через личный ад на пути к обретению себя.
Теряя себя, Дани цепляется за единственных находящихся рядом людей. Но они по существу глухи к её горю, каждый зациклен на себе. Каждый из персонажей на самом деле представляет собой одну сторону из многих духовных несовершенств, которая есть в каждом (или почти) бренном человеческом существе, ибо физически человек лишь слабая плоть и кровь. Например, озабоченный, неуверенный в себе и невротический Марк. Джош, условный карьерист, для которого превыше всего гонка в написании лучшей диссертации, и дружеские чувства, и тысячелетние традиции на пути к цели для него ничего не стоят. Ещё один персонаж, молодой человек Дани - Кристиан - с ней только из эгоистических побуждений ('Что если Я захочу её в будущем', - отвечает он на предложение друзей расстаться с Дани в начале фильма). Всех их за условные грехи жестоко карает Высшая сила, представленная безликими людьми в ритуальных масках и белых платьях (а белый во многих культурах - цвет очищения, обновления).
Дани же, соединяясь с природой становится воплощённой невинностью, орудие этой высшей справедливости. Теряя индивидуальность, героиня (через жуткие коллективные плачи) сливается с чем-то большим. Проходя Солнцестояние своей жизни - переломный момент, она отрывает старое ради чего-то нового и большего.
Темы очищения и перерождения, границы личного и общего, цикла жизни и смерти - большие экзистенциальные вопросы, которые Ари Астер затронул через призму личной истории потери и расставания. Они очень удачно вплетены в скандинавскую традицию.
Отдельного внимания заслуживает музыка и операторская работа. Они вместе создают сладкий, почти тошнотворный контраст красоты и безобразия, эмулируя состояние перехода, которое испытывает героиня. Они создают гипнотический ритм, который многократно усиливает погружение в созданный режиссёром нарратив, особенно в начале фильма.