И снова А24! (скоро оды любви писать буду этой студии) и их жутко-красивое 'Солнцестояние'.
Это не классический хоррор и артхаусной картиной её называть не хочу. Позволю себе сравнить с артхаусным 'Маяком' или тем же 'Догвилль', с которого вдохновлялся режиссёр, для меня разница очевидная (знатоки жанра артхаус такие 'подержи моё пиво'). Я назову его авторским фильмом с более чем понятным, даже банальным сюжетом и с приятной визуально-звуковой составляющей.
Сюжет: ГГ Дэни пережила тяжёлую семейную трагедию, при этом пытается сохранить отношения со своим парнем Кристианом. Кристиан же, утомлённый отношениями, в свете трагедии пытается оказать ей поддержку (что сложно назвать таковой). Спустя полгода Дэни узнаёт, что Кристиан с друзьями собирается посетить языческий праздник солнцестояния в закрытой общине в Швеции. У каждого из друзей-антропологов свои планы на эту поездку, и им приходится пригласить Дэни с собой. А у коренных обитателей этой общины свои планы на них))
Режиссёр картины Ари Астер стирает все хоррор-клише (ну, кроме сюжета), что огромный плюс - ночь сменяется на день, вместо маньяков и клоунов тут красивые и эстетичные скандинавы, ноль скримеров. Зло здесь творится не по стечению обстоятельств, а осознанно и продумано. Несмотря на нетипичную для такого жанра яркую и насыщенную картинку, атмосфера тревожная и напряжённая, кажется будто вот-вот что-то произойдёт. За это отвечает музыка и операторская работа, они создают сладко-приторный контраст. Много длинных кадров и статичных планов, сцены хорошо проработаны. Есть жёсткие, но их не так много (от силы 10 минут при хронометраже 147 м.), а некоторые и вовсе происходят за кадром. Ещё одним инструментом хоррора тут является эротика, которая не возбуждает, а отталкивает. Юмор тоже присутствует, уместный и разбавляет напряжённую атмосферу (эмоциональные качели, своего рода).
Положительных персонажей тут нет, я не переживала ни за одного перса. Показана только предыстория ГГ, но и за неё не тревожно. Игра актёров мне показалась слабой, тянула только Флоренс (Дэни), хотя она тут не единственный главный персонаж. За Уилла Поултера, а точнее, за отыгранный им юмор отдельный плюс. У остальных ребят лица такие будто они забыли скрыть эмоции после читки сценария, а массовка есть массовка - к ним 0 вопросов.
Концовка очень неоднозначная, для меня скорее отрицательная. Прикольно, что смысл фильма я не поняла до конца и желание его пересмотреть не уходит. Тут очень много пасхалок, в середине фильма я стала обращать внимание на фон - фрески, картины. Там дофига спойлеров.
Лично мне хочется ознакомиться с другой картиной Ари - 'Реинкарнация', говорят она пожёстче. Хотя хоррор и слэшеры это не мой жанр, стиль режиссёра хочется прочувствовать. В интернетах фильм сравнивают с 'Плетёный человек' 1973 года, может и его заодно. А мне «Солнцестояние» напомнил «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел.
Такой фильм может понравиться не многим, тут очень странные и жуткие сцены, вызывающие различные эмоции (мне было противно, мерзко, гневно, а в финале охватило недоумение, и я сижу с мыслью 'что это было?'). У фильма свой вайб и советую с ним ознакомиться. Только не смотрите на полный желудок или перед едой.
И снова студия А-24 ('Агнец', 'Грызня'), создающая самобытные киноленты, отличающиеся от стандартной голливудской продукции.
Отрадно, что хоррор как жанр не стоит на месте, а развивается, порождая новые подвиды. Такое направление, как фолк-хоррор, является для меня абсолютно новым и, тем самым, притягательным. Все-таки примитивный сюжет про маньяка с топором уже откровенно скучен, отжив свое в видеосалонах 1990-х.
Помните песню «Сказочная тайга» группы «Агата Кристи»? Мне она всегда казалась какой-то потусторонней и леденящей душу. Так вот, была там такая строчка: «Новую кровь получила зима, и тебя она получит». Только в «Солнцестоянии» новую кровь получило лето..
Набившая оскомину тема «шведской семьи» не теряет своей популярности. В «Солнцестоянии» зрителя приглашают заглянуть в еще одну ячейку шведского общества - языческую общину, затерянную где-то то ли в шведских лесах, то ли в полях. Любая секта – это, по сути, тоталитарное общество, где все еще более гипертрофировано, и гайки закручиваются на порядок сильнее.
И хотя решение поехать в Швецию было принято компанией американских студентов совместно, и мы видим, что по приезде они формально держатся вместе, по большому счету они не друзья – не стоят друг за друга горой, способны ехидствовать в отношении друг друга и делать друг другу мелкие подлости. У них нет сплоченности (когда один за всех, а все за одного) - именно той штуки, которая помогает выжить в экстремальных условиях. Вместо того, чтобы бежать из этого странного, погрязшего в оккультизме места без оглядки после увиденного в первый же день праздника Солнцестояния (а лучше тайно ночью), они остаются и долго спорят, кто же из них будет писать по теме сдвинутой шведской коммуны диссертацию - выгода здесь превыше безопасности. Они спокойно дают себя опаивать, околдовывать и уговаривать, меланхолично и механически поглощая заговоренные яства, да еще и с такой отвратительной начинкой. Одним словом, вместо того, чтобы побороться за себя хотя бы для проформы, они с самого начала пассивно складывают лапки и никак не противятся уготовленной им юдоли. «Да где, черт побери, ваш инстинкт самосохранения?!» - хочется заорать во весь голос. Но зачем далеко ходить – через год после съемок фильма это же общество позволило подвергнуть себя драконовским ковидным ограничениям, когда даже на младенцев одевали маски, а беременных женщин арестовывали. Только парочка неэтнических британцев позволяет себе выразить открытое несогласие с укладом жизни в Хорге.
Под всеобщим равенством и братством в Хорге скрывается абсолютная неэтичность, граничащая с первобытной жестокостью. Хотя в моем понимании Хорга – это все же гротескно изображенное современное общество, всегда готовое впасть в ту или иную крайность, где все новое – это хорошо забытое старое. Например, сейчас многие страны приходят к узакониванию эвтаназии якобы из соображений гуманизма, идя при этом не только против воли божьей, но и против общечеловеческой морали в целом. В Хорге тоже существует своего рода добровольно-принудительная эвтаназия, которая лишний раз подтверждает, что идея лишать кого-то жизни в неотведенное ему Господом и природой время является абсолютно абсурдной и аморальной. Кто в праве решать, пришел ли кому-то срок отправляться в мир иной или нет? Ведь больной может неожиданно выздороветь (даже в медицине существует термин «спонтанная ремиссия») и долго еще радовать окружающих своими талантами и полезными качествами, внося при этом посильный вклад в жизнь общества. Там, где принимаются однозначные/ единоличные/ силовые решения, всегда есть места ошибкам, перегибам и волюнтаризму.
Занятно, что для пущей аутентичности американских персонажей играют американские актеры, а шведских – шведы.
Не смотря на общее предчувствие беды, моя интуиция в этот раз мне особо ничего не говорила (обычно я более-менее догадываюсь о сюжетных ходах, создавая спойлеры сама себе), так что концовка для меня не выглядела предсказуемой. В паре моментов к горлу все же подкатывала тошнота как реакция на увиденное на экране. Поэтому фильм не советую смотреть после плотного обеда или ужина.
После «Солнцестояния» мне хочется посмотреть другой фильм режиссера Ари Астера - «Реинкарнацию», который, как говорят, еще жестче. Обилие отрицательных рецензий на «Солнцестояние» лишний раз доказывает, что люди, как какие-то мутировавшие стрижи (вот вам, кстати, идея для очередного нового жанра хоррора), уже просто разучились замедляться и делать что-то спокойно, с толком, с расстановкой, в том числе смотреть кино. Вот и подавай им кинематографическое «бистрО».
Итог: хотя я сама была в ситуациях, когда по приезду в абсолютно незнакомое место нужно было полностью довериться принимающей тебя стороне (например, в тихоокеанском Вануату мы жили в семье одного колоритного местного авторитета, о котором мы знали очень и очень немного), нужно все же быть начеку и иметь какую-то внутреннюю «чуйку»: тот, кто тебе приветливо улыбается, не всегда твой друг. Возможно, он уже размышляет, под каким соусом съесть тебя сегодня на ужин...
Потребности людей на самом деле мизерны: помимо еды, сна, простого быта, необходимо общение с природой и быть среди 'своих'. Среди тех, кто вместе с тобой переживёт боль, горе, радость, кто разделит с тобой всё. И эта потребность настолько важна, что люди, особенно травмированные ранее, готовы отдаться этому чувству единения со 'своими', раствориться в нём.
Героиня была травмирована трагедией, в которой погибла её семья. Она искала, сама того не осознавая, родственную душу, которая могла бы разделить с ней её неизбывное горе. И её парень, вроде бы, как мог, разделял его с ней. НО...недостаточно.
Фильм о том, как человек не признаётся себе и близким в том, чего, действительно, он хочет, будучи в глубине своей природы хищником и стайным животным, имея скрытые желания и страсти под слоями культуры, образования и разума. И о том, как легко это разбудить, пошагово доведя человека до края.
В 'волшебном' обществе, где все живут как единый организм, подчиняясь единым для всех правилам и законам, чужаки нужны лишь для удовлетворения потребностей этого общества. И поддавшись искушениям, вы, несомненно, падёте жертвой, даже если вам будет казаться, что к вам все настроены дружелюбно.
Как легко с помощью манипуляций разбудить в человеке всё самое дикое, животное, дремучее, под видом, казалось бы, чистоты и праведности. Достаточно лишить людей индивидуальности, предложить им вместо личности коммуну, где всё и все на виду друг у друга, где действуют нерушимые правила и регламенты, где контролируется и регулируется всё - от зачатия до смерти...
Фильм просто выворачивает душу наизнанку от осознания, насколько легко управлять людьми. И от осознания, что вот такая 'здоровая', постоянно обновляющаяся за счёт организованных смертей и строго ограниченного притока чужаков (превращаемых пошагово в своих) община, живуча в своём мракобесии гораааздо более, нежели разрозненные общества индивидуальностей, личностей и прочих свободолюбивых натур.
Страшно от того, как в человеке, которого ты, казалось бы знаешь, могут дремать совершенно жуткие инстинкты из тех времён, когда он ещё жил в стае и беспрекословно подчинялся вожаку, где была строгая иерархия и где он был винтиком в механизме, и страшно видеть, как эти инстинкты в нём пробудились под влиянием чего-либо. А уж что может стать триггером: утрата ли в его жизни, бессонные ли ночи под плач ребёнка или просто желание 'узнать традиции' ради диссертации - не важно. Важно, что он уже на крючке, и вопрос лишь в том, когда и каким способом он превратится в зомби: во время исполнения ритуального танца или ритуального сожжения.
Ярчайший (как и само название данной картины) пример того, как снять по-настоящему ТРЕВОЖНЫЙ фильм на нетривиальную тематику.
Однажды (в 2018-ом году), Ари Астер, ворвавшись в хоррор-индустрию со своей дебютной «Реинкарнацией» («Hereditary»), показал всем, что с его авторским мнением стоит считаться.
Через год (в 2019-ом), он с лихвой закрепил этот статус фильмом «Солнцестояние» («Midsommar»), где 'отвратительное' ещё больше коррелирует с прекрасной постановкой кадра, порой брутально-хлёстким, но неторопливым стилем повествования и гармонией метафоричного восприятия межличностных отношений между протагонистами, а 'гипнотическая' развязка надолго оставит вас 'под кайфом и в смятении', с предельными мыслями, рефреном тамошнего 'мелодично-отбойного' саундтрека всплывающими в голове на протяжении и после просмотра всего этого кино в целом, типа: «Чёрт возьми, этот чувак снимает лютую и местами омерзительную дичь (в хорошем смысле этого слова), дайте-ка мне ещё!..».
Лично Я воистину рад тому факту, что у меня наконец-то нашлось время, чтобы оценить эту кинокартину, источающую 'криповый вайб' даже посреди белого дня.
Так что, то ли ещё будет, как говорится, ибо Я уверен, что вскоре автор жутчайше “порадует” своих искушённых зрителей новой креативной работой, причём, возможно, даже вне рамок вектора своей жанровой принадлежности.
P.S.: Всем спасибо, всем удачи, ещё считаемся/спишемся/свизуализируемся и побольше вам бэд-трип'ных взаимоотношений с язычеством и матушкой-природой, ага.; -)
Разум - хрупкая хрустальная колба, в которой преломляется иллюзия света, цвета, формы, пространства, течения времени. Всё, что мы знаем, видим, любим, помним держится на зыбкой уверенности того, что мир вокруг - реальность, а не галлюцинация. Из тумана разума нас с рождения спасают только люди, прошедшие общий путь с нами. Мы знаем, что только им и можно доверять. Они - как мы, говорит нам врождённый инстинкт. Общий опыт - любовь, радость, счастье, горе, утрата. Все эти чувства реальны, только когда их разделяют близкие люди. Близкие люди - наша мера реальности. И нет никого ближе семьи.
Потеря близких разрушила личность героини - Дани.
И путешествие через ад Солнцестояния - путешествие через личный ад на пути к обретению себя.
Теряя себя, Дани цепляется за единственных находящихся рядом людей. Но они по существу глухи к её горю, каждый зациклен на себе. Каждый из персонажей на самом деле представляет собой одну сторону из многих духовных несовершенств, которая есть в каждом (или почти) бренном человеческом существе, ибо физически человек лишь слабая плоть и кровь. Например, озабоченный, неуверенный в себе и невротический Марк. Джош, условный карьерист, для которого превыше всего гонка в написании лучшей диссертации, и дружеские чувства, и тысячелетние традиции на пути к цели для него ничего не стоят. Ещё один персонаж, молодой человек Дани - Кристиан - с ней только из эгоистических побуждений ('Что если Я захочу её в будущем', - отвечает он на предложение друзей расстаться с Дани в начале фильма). Всех их за условные грехи жестоко карает Высшая сила, представленная безликими людьми в ритуальных масках и белых платьях (а белый во многих культурах - цвет очищения, обновления).
Дани же, соединяясь с природой становится воплощённой невинностью, орудие этой высшей справедливости. Теряя индивидуальность, героиня (через жуткие коллективные плачи) сливается с чем-то большим. Проходя Солнцестояние своей жизни - переломный момент, она отрывает старое ради чего-то нового и большего.
Темы очищения и перерождения, границы личного и общего, цикла жизни и смерти - большие экзистенциальные вопросы, которые Ари Астер затронул через призму личной истории потери и расставания. Они очень удачно вплетены в скандинавскую традицию.
Отдельного внимания заслуживает музыка и операторская работа. Они вместе создают сладкий, почти тошнотворный контраст красоты и безобразия, эмулируя состояние перехода, которое испытывает героиня. Они создают гипнотический ритм, который многократно усиливает погружение в созданный режиссёром нарратив, особенно в начале фильма.
Дэни /Флоренс Пью/ - студентка, только что пережила смерть всех родных
Кристиан /Джейк Рейнор/ - парень Дэни, встречается с ней, по сути, из чувства долга
Пелле /Вильхельм Бломгрен/ - друг Дэни и Кристиана, вырос в закрытой шведской общине, куда приглашает друзей на празднование летнего солнцестояния
Ну что же, наконец, мне представилась возможность рассказать об одном из моих самых любимейших фильмов среди всех, что я пока что успела посмотреть. Триллер Ари Астера, который стал для меня открытием и своеобразным возвращением моей любви к хоррорам.
Честно говоря, не планировала о нём писать, потому что испытываю некий трепет, ведь наверняка многим может эта картина не понравиться, а для меня она очень дорога.
Перед нами фильм жанра хоррор. Я предпочитаю, к слову, мистические триллеры, а хорроры с расчленёнками это не совсем моё. Но это и не про этот фильм. Да, есть жёсткие сцены, но не так уж и много. И полностью отсутствуют скримеры и иные хоррор-штампы: это огромный плюс. Ну, согласитесь, они уже всем надоели, это уже так предсказуемо, во многом из-за них некоторые и охладели к этому жанру.
Картина держит твоё /ну ладно, моё/ внимание от начала до конца, я наслаждалась каждой минутой, каждым поворотом сюжета, каждым кадром на экране. Для меня здесь идеально абсолютно всё: здесь есть загадка, здесь описаны традиции и показан быт языческой секты, временами тебе становится страшно, противно, мерзко, гневно, а в финале тебя охватывает недоумение, и ты сидишь, открыв рот. А затем тут же начинаешь смотреть этот фильм сначала. По крайней мере, я поступила именно так.
При этом, что странно, в моей голове пазл о фильме сложен, а вот рассказать о нём внятно не совсем получается... Но я его очень люблю и рекомендую.
Знаете, я люблю кино. Люблю кино разнообразное. От тупых комедий с пошлым юмором. До артхаусного инди в которым сокрыт глубокий философский подтекст. Ещё с самого детства это мне помогало отвлекаться от окружающих проблем. Я мог днями без остановки сидеть перед старым телевизором и засматривать до дыр любимые видео кассеты.
Если раньше я впитывал и в целом получал только эмоции от просмотра, и чаще всего это были сугубо однобокие эмоции. То с возрастом я все сильнее и глубже старался погрузиться в эти удивительные миры. И иногда даже старался вникать в методы создания. Для расширения кругозора. Но если раньше в постановочные моменты, язык визуала и операторских работ, я вникал и более ярко подмечал, с повторного просмотра то недавно я получил очень редкий экспириенс. Я посмотрел кино, которая помимо интригующего, я бы даже сказал завораживающего сюжета. Имел в своей основе красивую картину и в некотором роде гипнотизирующую операторскую и постановочную работу.
Я жадно впитывал каждую крупицу деталей сюжета. Цеплялся за любую мелочь которая проходила на фоне и казалось бы, специально была спрятана от прямого восприятия зрителем. И я уверен, что при всем моем старание я и одной трети эдаких пасхальных мелочей не заметил. А если и обращал внимание то большинство были пропущены сквозь мой взгляд и то исключительно из-за незнания первоисточников к которым они отсылали. Но где-то в подкорки восприятия я понимал что это тут не с проста. Создатели картины умудрились найти ту грань между тонкими намёками и отсылками так сказать на весь экран, грань которую можно с лёгкостью пропустить. А завернуть это в гениальную работу оператора. Я несколько раз перематывал просмотренное, исключительно для того, чтобы ещё раз более детально посмотреть, кажущимися шедевральными, кадры.
Снято все тягуче, но не затягивающе. Размеренно, но не слишком медленно что бы устать. Подробно, но не перегружая информацией. Недосказано, однако специально так что бы зритель сам дошёл до корня и наслаждался разгадыванием смысла увиденного. Версия которую я смотрел идёт практически три часа, но это время не ощущалось таким долгим. И на удивление казалось бесконечным. В хорошем смысле этого слова. Не понятно конечно уместно ли так говорить, в контексте фильмов ужасов. Ну или пугающие триллеров. Которым и является данное кино.
Это и поразило меня больше всего. Я не люблю такой жанр. Но тут я смотрел его, словно приворожённый. Мне не хотелось останавливаться. Не совсем типичное для жанра. Ужасы тут, без обилия крови и убийств. Но смертей достаточно. И то показаны не все. И даже при условии, что те которые показали достаточно жестоки. Больше в ужас приводят именно те что не показали. Они больше трепета и страха дали ощутить. Чем бессмысленное кровавое месиво.
А в конце... Послевкусие от просмотра. Подобное я испытываю опять же, очень редко. Я настолько морально погрузился в атмосферу фильма, что меня не отпускало на протяжении нескольких суток. Тяжёлые эмоции и попытки понять для чего все это было не оставляли меня. Осознание и понимание что так или иначе все что произошло в фильме. Имеет место быть и в реальности и от этого так же жутко и не по себе. При условии, что чувства эти не самые приятные. То что фильм заставил их испытать, это не плохо. Да и жанр сам по себе обязывает вывести на подобные чувства. И он с этим справился блестяще. Я был в ужасе от происходящего и атмосферы. Но я был в восторге от того как гениально и красиво это было показано... Очень советую к просмотру... Если конечно вы захотите.
Не являюсь кинокритиком и не фанат фильмов в жанре ужасы. Просмотренные мною фильмы в этом жанре можно сосчитать по пальцам, где в большинстве это все части Пилы.
Для начала перечислю плюсы:
Постановка в кадре, операторская работа, актерская игра и множество деталей.
Однако в каждом плюсе есть своё “НО”... Поэтому перейду к минусам.
Поверхностные персонажи. За 2 часа фильма я не переживала ни за одного персонажа. Главная героиня - по сути единственный персонаж, за которого можно беспокоится, к которой показали предысторию, однако с ней ничего страшного не происходит. Остальные же персонажи просто являются фоном для героини Флоренс Пью.
Нету того ужаса, которого ожидаешь от данного жанра. Ни страха, ни сочувствия, ни напряжения я не испытывала - ощущение “пустой картины” с периодическим чувством отвращения. Сцены убийства, с помощью которых можно было бы придать ужаса фильму, просто упущены.
Очень понравилась актёрская игра Флоренс Пью, однако все крики и стоны, которые, с большой вероятностью, задуманы сюжетом, вызывали больше раздражение, нежели сочувствие к персонажу.
Все детали на заднем фоне просто повествуют о событиях, которые будут происходить в дальнейшем - из-за чего происходит ожидаемая концовка(хотя сам по себе сюжет достаточно клишированный). Рассказать о дальнейшем сюжете с помощью фона и постановки кадра - это интересный ход, однако он быстро надоедает и становится не интересным.Становится скучно разбирать фильм при повторном просмотре, ведь все детали ведут итак к известной концовке. Как по мне, детали должны дополнять придуманный мир и раскрывать его.
Затянутый сюжет. Завязка на протяжении двух часов, даже кульминация не ощущается как что-то шокирующие. Из-за попытки создать гнетущую атмосферу с помощью статичных и медленных кадров - получилось противоположное. Смотреть долго на один и тот же кадр надоедает.
Всё выглядит немного “кукольно” и будто бы не живое. В фильме “Реинкарнация” того же режиссёра Анри Астера это выглядело оригинально и дополняло сюжет на все 100%, здесь же не хватает душевности - что было бы кстати, чтобы передать местный менталитет. Возможно нужно было пожертвовать в некоторых моментах задуманной светлой и чистой композиции, чтобы фильм был атмосфернее.
Красивая и светлая картинка не придает ощущения ужаса, который ожидаешь от фильма. Будь эта полнометражка в другом жанре или с другой атмосферой, то, мне кажется, фильм был бы на порядок выше по рейтингу. Либо, возможно помогло бы разделение всё на главы, а не додумывать это самому. Если присутствует нумерология в фильме, то можно было бы поделить всё на 4 части(как и времена года, как и жизненный цикл) - но это уже мои додумки лежачего критика.
И заключительное: тема, идея и проблема. Как бы профессиональные кинокритики не трактовали сюжет, все предположения звучат притянутыми за уши. Повторюсь, сам фильм выглядит “пустым”. Возможно это из-за всех факторов, которые я попыталась объяснить выше.
Итак, тезисно. Посмотреть стоит, но без каких-либо ожиданий. После просмотра у меня было больше положительных эмоций, нежели отрицательных.
Если вы хотите посмотреть именно ужасы - не рекомендую.
Если же хотите посмотреть с точки зрения авторского кино, то лучше делайте акцент на визуал, нежели сюжетную составляющую фильма.
Творчество Ари Астера – многогранник, переплетённый внутри паутиной связующих нитей и при детальном рассмотрении открывающийся с неожиданных сторон.
«Солнцестояние», позиционируемое как хоррор «новой волны», отчасти совсем не хоррор, а кино о круговой поруке жизни и смерти, о возвращении к себе как конечном пункте хронологии боли, о фатальном столкновении двух чуждых миров – крепко сшитого традиционализма скандинавских язычников и шаткой идеологии западной цивилизации. Здесь планка жанра поднята столь высоко, что картина может вызвать у массовой аудитории шок и недоразумение, но жанр – лишь поле для индивидуальных кинематографических экспериментов, позволяющих исследовать те области, где человек напрямую вступает в конфликт с собой, социумом и чем-то за пределами нашего понимания.
КРУГ ПЕРВЫЙ: ЛИЧНОЕ
Дэни Ардор пережила трагедию. Единственный, кто способен её утешить – бойфренд Кристиан. Отношения Дэни и Кристиана зашли в тупик: созависимость обрастает неврозами, а горе, вместо того чтобы сплотить, уводит землю из-под ног, становясь параноидальным кошмаром.
Астер, вооружившись собственным опытом разрыва, вводит его интерпретацию как подспудный элемент в тему деструктивного влияния семьи (или её отсутствия). В короткометражках «Что-то странное с Джонсонами» и «Мюнхгаузен» сюжет обретал ореол древнегреческой трагедии благодаря болезненным проявлениям любви между детьми и родителями. В дебютной полнометражной «Реинкарнации» происходит постепенный распад целого рода: его члены приносятся в жертву почившим предком. В «Солнцестоянии» семья как оплот родственных уз нивелируется к мгновенному уничтожению и замещается её идеальной версией – культистами.
По закону природы баланс предполагает обновление. Судьба Дэни – своеобразный переход. Следует потерять всё, чтобы обрести суть. Это стержень истории.
КРУГ ВТОРОЙ: ОБЩЕЕ
Обычно дружба – наиболее доступная альтернатива семьи. Сокурсники Кристиана – лишь с виду его друзья: на деле достаточно пары-тройки манипуляций, чтобы сделать ребят врагами. Ещё один «карточный домик» в современной системе, где городские обыватели, считая себя основоположниками прогресса, снисходительно или вовсе презрительно относятся к более самобытным социальным группам, но по итогу не могут надёжно укрепить ни одну подконтрольную сферу.
Община радушно принимает гостей – и тьма уступает место свету, а свет – тьме. Странные отщепенцы в белых одеяниях с их не менее странными ритуалами пугают не из-за условной ненормальности, а из-за святой, непоколебимой веры в то, что они – норма. И на фоне чужаков они действительно кажутся нормой. Им удаётся сохранять мир и гармонию, чтить традиции, по-настоящему возлюбить ближнего, уважительно относиться к приезжим (пока это взаимно), ещё более почтенно – к матери-природе. Их уклад быта и форма бытия – идеальны и практически недостижимы в дебрях городского обитания. Культ функционирует как единый организм, хотя иногда прибегает к диким, по меркам цивилизованного человека, поступкам.
КРУГ ТРЕТИЙ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ
У подобной дикости есть причина: высшая цель. Так принято испокон веков. Так необходимо, чтобы «организм» не распался, а боги и духи были сыты и задобрены.
В ценностном спектре жители общины на сто очков вперёд обыгрывают приезжих. Те выучили чёртову дюжину психотерапевтических терминов, могут отличить абьюз от газлайтинга, пьют ативан при тревожных расстройствах, пишут научные диссертации, бесконечно играют в поддержку и принятие, ценят жизнь выше смерти – и всё же к непредвиденному стрессу, к выражению реальных чувств, к честности с окружающими они не приспособлены. Даже находясь вместе, они разъединены.
У поселенцев, напротив, полная идиллия. Круг перерождения как символ веры разрешает им быть независимыми от мирских тревог и соблазнов. Не скорбеть, а радоваться; не отвергать, а присваивать; не ставить крест, а рисовать ноль телами танцующего хоровода. Их идеалы – крепче, а мотивация и помыслы – чище, безо лжи. Ложь – проявление трусости. Истина – в самопожертвовании. Погибель тоже воспринимается как дар: она – не ниже и не выше самой жизни. Смерть и жизнь – два полюса сансары. В определённом смысле смерть и есть жизнь.
Люди боятся того, чего не понимают. Астер не придумывает ужас на пустом месте. Он лишь транслирует необъяснимое, не принятое нами как должное и, чего греха таить, неизученное ввиду принадлежности к иному культурному коду.
Чужая культура порой страшнее любого монстра. Но, возможно, монстры – это мы.
НЕМНОГО О ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
«Солнцестояние» срывает башню, в том числе, и с визуально-звуковой точки зрения. Интересно наблюдать, как режиссёр намеренно использует приёмы, приближающие зрителя к ощущениям персонажа. Скорбь здесь невыносима из-за рыданий безутешной Дэни, но вот камера вылетает в окно, фиксируя снежную тьму – и эффект становится масштабнее, будто плачет сам воздух. Назревает очередной трип – и мы входим в него плавно, а искажения распространяются на отдельные части тел, куски флоры, головки цветов, но если трип усиливается, в ход идёт наложение двойной, тройной, бессчётной экспозиции, пока мозг не начинает умолять о передышке. Вот песни сливаются с криками или стонами – теперь слух бредёт за нарастающим безумием, дабы уловить каждую его ноту. Ничто не случайно.
Ари также выдаёт на-гора рисунки-раскадровки, мелькающие в кадре то фоном, то в лоб, и наперёд отсылающие к кульминационным событиям. Это вновь – пощёчина штампам хоррора. Там, где правит балом рейтинг 18+, Астер не только делает свой фильм самым солнечным, но и даёт проявиться прочим жанрам – от мелодрамы до сказок, а сказки, если хорошо их помните, иногда бывают очень жестокими.
МАТРИАРХАТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Пожалуй, важнейшим пунктом при анализе является погружение в коллекцию отсылок, ведущих в прошлое и подробно освещающих деятельность общины. На поверхностном уровне заметна чётко выстроенная матриархальная система. Поначалу мы фиксируем слабую, податливую Дэни в компании самоуверенных парней: девушке даже требуется разрешение, чтобы поехать с ними. В поселении гендерные роли меняются местами: Дэни выходит на первый план, а парни присутствуют лишь в качестве овечек на заклание.
Феминистский месседж вышел из задумки как бы невзначай, при сборе данных для составления сценария. Здесь он приживается именно потому, что компиляция собранного материала исторически оправдана. Режиссёр вдохновлялся монографией учёного сэра Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В ней можно найти все ответы на вопросы о представленной вниманию общине и её обычаях, но если вы ненавидите читать, на помощь придёт видеоролик на ютуб-канале «Disgusting Men» – «Солнцестояние: культы и религии. Зороастризм, культ медведя-Залмоксиса и болотные люди».
ИТОГ
Творчество Ари Астера – многогранник. «Солнцестояние» в нём – грань, представляющая особую ценность и как хоррор «новой волны», и как мелодрама с примесью феминизма, и как страшная сказка о большом жертвоприношении. Сам Ари Астер – режиссёр, достойный пристального внимания и гравирующий каждый свой проект, словно алмаз, с перфекционистской точностью.
Такое кино имеет все шансы стать классикой нашего времени.
Посмотрела фильм налегке, не было ощущения затянутости, интересно было до конца. НО… не стоит ждать от этого фильма чистого хоррора. Я почитала несколько негативных и положительных рецензий, чтобы сверить свои ощущения с другими людьми, и скажу, что я больше склоняюсь к тем, кто советует фильмец все таки посмотреть!)
Не знаю, некоторые восприняли данную картину, как своеобразный выпендреж режиссера, мол он хотел, чтобы сценарий фильма казался оригинальным и очень глубоким. Лично мне так не показалось. Никакой глубиной тут и не пахнет, и нет ощущения, что задумка была какой-то невероятно философской и так далее. Скорее всего, что автор задумал показать, то он и показал, и то, что у людей этот фильм вызвал не ужас, а отвращение, и было задумкой. Я не любитель тупо блевотного кино вроде «Человеческой многоножки», и этот фильм не припишу туда, потому что в нем моральное напряжение держится не только за счет реалистичных кровавых сцен. Здесь полно абсурдных моментов, настолько абсурдных, что к концу фильма мне показалось, что я сама уже попала в эту секту. Здесь показано, как легко большинство может одурманить меньшинство, навязать ему, что нормально, а что нет. Кто-то написал в одной из рецензий, что эротика в данном фильме не возбуждает, а отвращает, и я с ним соглашусь, это действительно так, но это не делает фильм плохим, скорее это наше восприятие делает его таким, ведь мы привыкли к другому… И лично меня поразило, как в фильме изображено плавное растворение героев в самобытности этой деревни. Здесь нет неожиданных поворотов, сюжет разворачивается довольно быстро, с самого начала понятно, что с этими чудиками что-то не так, однако сам процесс того, как они обрабатывают героев происходит незаметно для НИХ (главных героев), ведь они не видят со стороны того, что видим мы - зрители. Казалось бы приехали пару дней назад, но солнце почти не садится, время стирается, плюс различные психотропные угощения, они уже не понимают, что правильно, а что нет, поддаются чистым эмоциям.
Мне кажется, что здесь не было целью снять чистый ужастик, трагичную драму, достоверную документалку о своеобразности данной общины, или вложить какой-то глубинный смысл, сделать неожиданный конец, нет… Скорее всего, режиссер просто хотел поиграть с нашей психикой, показать, как легко можно затуманить и погубить разум любого, а так же показать, что такой финал неизбежен, и иногда такие фильмы хочется посмотреть, чтобы просто взорвать себе мозг.
Что касается главной героини, то для нее финиш оказался вполне ожидаемым, все таки смысл фильма не в ее трагедии, а в том, что она выбрала после…
В общем, не надо думать, что этот фильм нравится только тем, кто хочет казаться умнее остальных, как тут выразились… Надо смотреть и делать выводы самим, в конце концов это не «Интерстеллар», чтобы перегружаться в интеллектуальном плане, я очень люблю этот фильм, но сейчас не о нем) просто помню, что там можно запутаться и не понять, в чем дело, если отвлечься… Так вот, это не «Интерстеллар»… мне «Солнцестояние» напомнил, конечно же «Плетеного человека» и «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел)