После просмотра «Солнцестояния» у меня возникло ощущение незаконченности, недоделанности, недосказанности, что приводило к соответствующим вопросам «А что дальше?» «А зачем ?» «Для чего?» и т.д.
Складывается представление, будто фильм снимал не совсем опытный человек, что так и не смог окончательно совместить все свои идеи, ибо за немалые 2,5 (!) часа, из всего того количества закинутых в первой части фильма удочек, нагнетания, всех этих выяснений отношений и трипов, в конечном итоге не вырисовывается ровном счётом ничего целостного. Когда сформировавшееся за первую часть подводка, а под «подводкой» я имею в виду персонажей, сталкивается с, как я понимаю, главной идеей фильма, а именно — показать страх и ненависть в неоязычестве — она просто тонет там без какого либо продолжения.
Начиная с главной героини, чья история начинается с психологической травмы, которая является главным источником её конфликта, вот только развитие этого конфликта будто бы совсем не происходит.
Из этой же травмы проистекает конфликт героини с её парнем, но, честное слово, все это выглядит как тот самый мем, где парень оборачивается на проходящую мимо девушку, ловя на себе кривой взгляд своей второй половинки. И этот мем растянут на весь фильм…
Других персонажей фильма постигает та же участь. Нас с ними знакомят, но лучшими друзьями нам вместе стать не суждено - уж слишком скупо происходит их раскрытие.
Вторая часть фильма.
Нас знакомят с общиной и закидывают 'новые' удочки, которые, впрочем, повторяют судьбу 'старых'. Нам показывают много загадочного, но обделяют подсказками для разгадывания, от чего всё это скорее напоминает документальную съёмку. Что-то вроде: «мы приехали в джунгли к каннибалам и поснимали чем они там занимаются». Все остальные смыслы, если они вам нужны, додумывайте сами.
Плохим фильм назвать не могу, актёры, декорации, операторская работа — всё смотрится добротно.
Однако, как-то так выходит, что первая часть со второй не шибко вяжется, учитывая, что каждая из них сама по себе не шедевр, а от того и ощущение, от всего этого праздника жизни, под названием «Солнцестояние», остаётся смешанным…
Не буду расписывать про прекрасный визуал фильма, затянутость хронометража и прочие моменты, которые уже есть в других рецензиях. Расскажу, с какими мыслями этот фильм меня оставил. По сути, перед нами очередное околоиндюшное европейское кино с идеями в духе 'Треугольника печали'/'Квадрата' Рубена Эстлунда, 'Не говори никому' Кристиана Тафдрупа, 'Дурного глаза' с Евой Грин. Что за идеи? Кризис современного европейского цивилизованного человека, его импотенция к разруливанию встающих перед ним вызовов, витальная слабость. Его страх перед более уверенными, 'примитивными', приближенными к своим корням людьми. Формула во всех фильмах одна и та же. Меняется лишь условный враг и обстоятельства. Кто главная героиня этого фильма? Безумно тоскливая девушка, находящаяся в созависимых отношениях со своим парнем, постоянно громко плачущая и депрессующая. Кто ее парень? Молодой овощ(духовно) с фейковыми друзьями. В процессе повествования красной нитью прослеживается неспособность гг и ее парня принимать последовательные и волевые решения (вспоминаем диссертацию, беседы об отношениях, попытки слинять из коммуны, подозрения друг к другу и пр.). Говоря про феминистский подтекст — он тут есть, но он словно плачи героини на протяжении фильма — лишь добавляет уныния. Никакого позитивного месседжа не фактически транслирует. То, что нужно уметь отпускать? Само по себе круто, но обстоятельства, в которых это доносится — из них только очень усердный человек сможет уловить позитивные вибрации и смыслы. Подводя итог к этому потоку мыслей — не думаю, что вы хотите потратить два с половиной часа на пережевывание соплей очередного европейского режиссера, внезапно понявшего, что старушка Европа уже одной ногой в гробу и пытающегося это в ускоренном темпе отрефлексировать и донести до своих товарищей по грядке.
Скажу сразу, о фильме я видел очень много рецензий. Он лежал в списке «Буду смотреть» около года, однако каждый раз я не мог найти настроение для просмотра такой неоднозначной картины. «Светлый хоррор», «Лучший триллер про неоязычество», «Клад гениальных визуальных и аудиовизуальных эффектов». Отчасти, так и есть, но у всего есть две стороны монеты.
Начну, пожалуй, с технической точки зрения. Ари Астер демонстрирует невероятную работу с художниками-постановщиками, с операторами и с композитором кинокартины. Невероятные решения съемочной команды показывают природу с крайне эстетичной стороны (поля, цветочные венки, леса). Работа звукорежиссера подчеркивает повествование со стороны главной героини, что помогает лучше понять внутренний конфликт персонажа. Музыка вызывает страх и восхищение.
Актеры отыграли прекрасно, но больше аплодисментов я отдам массовке, чем молодым американцам. Атмосфера фильма по началу даже слишком интригует.
На этом однозначные плюсы фильма лично для меня заканчиваются. Продолжу с отдельной фишкой фильма - длинных планов (кадров). В первой половине фильма я восхищался тем, как проработаны сцены. Фильм не строится из постоянных переключений планов, чем поражает, но и этим он постепенно наскучивает. Это подчеркивает и достаточно специфичный, порой «рваный», монтаж. Сделал бы я так - меня обвинили бы в некомпетентности, из-за которых зрителю приносится дискомфорт от резких склеек, за которыми не всегда успевает тот же звук. Скорее всего, в этом и есть одна из фишек картины Астера.
Разумеется, самое спорное в фильме – сюжет. С одной стороны, нельзя докопаться до выдумок автора, которые поражают абсурдностью (с положительной точки зрения). С другой стороны, повествование движется очень медленно. Первый час это только экспозиция! При хронометраже 2,5 часа.
О чём хотел сказать автор? Верно понять жизнь можно только через призму душевного опустошения? Потеряв абсолютно всё в старой жизни, можно приобрести новую? Возможно это так и есть, но зритель, скорее всего, не останется с мыслями о морали и глубоком смысле произведения. Сюжет быстро забудется или останется неверно трактованным.
Однако фильм я всё же рекомендую! На один раз для обычного зрителя. А молодым киношникам стоит поучиться у этого фильма некоторым фишкам!
Я очень давно не смотрела артхаусные фильмы, очень, и с непривычки я ох... удивлялась, пока смотрела этот.
Артхаусный ужастик я смотрела, кажется, впервые. И мне было одновременно стремно, противно и... нравилось.
Специфическая атмосфера: светит ласковое летнее солнце, красивая, светлая картинка, середина лета, персонажи бегают по траве в льняных сарафанах и танцуют босиком - и на фоне этой пасторали происходит лютый трэш.
Очень некомфортно было видеть руны в орнаментах. С одной стороны ты видишь знакомые пересечения линий Феху, Дагаз, райдо - но это какие-то... неправильные пересечения. Отзеркаленные или перевёрнутые. И это этого не по себе.
Не пейте и не нюхайте то, что вам дают незнакомые люди. Даже если это бесплатно. Даже если очень одиноко. Даже во имя науки.
Необычный хоррор, светлый, без гнетущей музыки и темноты...
Я повелась на это. Началось с того, героиня не может насладится своими отношениями с хорошим парнем, а тут еще сестра главной героини уходит из жизни и забирает при этом своих родителей...
Мне кажется, и драма и хоррор тут уже и есть, и дальше можно вообще не смотреть. А что может быть еще хуже, подумала я и решила смотреть дальше.
А дальше нам показывают идиллическую пастораль, и все друг другу братья и сестры, встречают гостей очень гостеприимно, однако уже сразу понятно, что путешествие ничем хорошим для главных героев не закончится, и я смотрела и ждала, насколько же все плохо будет.
Зацепило то, как они относятся к старости. Извечный вопрос и боль человечества.
Если честно, я уже смотрела, лишь бы закончить фильм, и думала лишь о том, зачем сестра родителей своих угробила. Вот интересно, она ведь сделала почти то же, что делают в этой общине, вот что это, она о них знала, или люди сходят с ума одинаково, что на природе, что в мегаполисе...
И да, главная героиня внезапно почувствовала себя нужной. Но как говориться, стоило ли оно такой ценой, и что она будет чувствовать, когда пройдет действие оранжевого напитка. И начнется рутина, ну и самое главное, где гарантия, что в следующем году в жертву не принесут уже ее.
Фильм про вранье людей, да и сам он обманывает нас много раз. Во первых, свет здесь зло, во вторых, это не хоррор, а скорее помесь психологического триллера с драмой. Очень понравился видеоряд. Выглядит ярко, броско и хорошо оседает в памяти. Чем то напомнило фильмы 'Необратимость' и 'Антихрист'.
Община или скорее секта, являющаяся условным местом действия фильма проработана неоднозначно. Как мне показалось, весьма неказисто намешаны в кучу и древнескандинавские руны, кровавые орлы, вместе с психоделиками и прочими наркотическими веществами и общей атмосферой треша. С другой стороны, община очень похожа на Солнечный город Носова, как по названию, так и по сути, представляя из себя идеализированное и недостижимое ультра-социалистическое общество, где один за всех и все за одного, испытывают даже одну эмоцию на всех.
Порадовало, что фильм не был омрачен современной левой политической повесткой, активно лезущей в кинематограф. Вообще эта картина, как арт объект стоит особняком, будто в отдельной реальности, это скорее плюс.
Из отрицательного. Во первых, персонажи в этом фильме мне показались максимально унылыми. Главные герои - кучка маргиналов, бесцельных и туповатых. Массовка из секты - она и есть массовка. Положительных персонажей по морали так же нет. Во вторых, концовка очень неоднозначная, для меня даже, скорее отрицательная, не дающая совершенно никаких ответов. Ну и в третьих, порой кажется, что треш-элементы вставлены и реализованы весьма посредственно. Вместо придания шарма, они создают лишний 'мусор' внутри фильма. Ну и в четвертых, музыкальное сопровождение так же слабоватое. Вместо создания атмосферы, порой оно только усугубляет и без того унылую тягомотину.
Что можно почерпнуть из фильма в плане саморазвития, сказать сложно. Вероятно фильм это метафора на то, что нужно отрезать от себя прошлое и неискренних, ненужных людей, а достичь этого можно только уйдя в глубокую глушь, где существуют только животные инстинкты, которые проведут тебя через экстаз танцев и сожжения в огне.
Могу ли я рекомендовать кому-либо к просмотру этот фильм? Не думаю. Но и предостерегать не стану. Жалею ли я, что посмотрела его сама? Пока нет. Вечер я точно скоротала. Была ли в этой польза? Не похоже...
Я люблю испугаться. Но фильм если и пугает, то какой-то ненормальностью, вызывая не столько страх, сколько - отвращение. Я встречала в отзывах сравнения с «Человеческой многоножкой», но с этим не соглашусь. Если 'Многоножка' - это 100 балов по мерзости, то 'Солнцестояние' наберет 10. Вместо испуга — наркоманский трип. Вот что меня впечатлило, так это ощущение, будто я сама травяного чаю напилась. Я погружалась в фильм, теряя ощущение реальности, вместе с главными героями. Было интересно? О да. Но это совершенно точно не фильм ужасов. Но эмоции вызывает сильные. Редкий фильм способен так меня увлечь. И этому - удалось. С этой стороны моя оценка положительна, и уважение создателям за труд и созданную атмосферу.
Не смотря на неоправданно растянутый хронометраж, слишком долгую предысторию, все же все более чем 2 часа я провела, не отвлекаясь от экрана. Вначале был потрясающий по эмоциональности и картинке момент со стариками, достигшими возраста для первого обряда, показанного зрителям. Удивительная песня этой пары. Наверное единственные завораживающие звуки в фильме, ибо остальные резали слух беспощадно. Лично для меня та сцена задала высокую планку для ожидаемой развязки фильма. В какой-то момент я была в восторге. Вот это да! Необычно. Был даже момент, когда один человек из общины попытался объяснить героям и зрителю через них, что у вот этого конкретного обряда есть свой глубокий смысл, некое рациональное зерно. Я была в предвкушении, что же там на следующим сюжетным поворотом?
Ну а дальше все свалилось в кучу-малу. Многим героям я даже не успела посочувствовать - сцены с ними были скомканы до безобразия. Никакого намека на то, почему их постигла именно такая судьба, какой в этом смысл? В этом плане эмоциональный отклик от фильма свелся лишь к реакции на жестокую картинку, которую видят глаза, но увы - не больше. И чувство замешательства.
Одна из слишком жестоких сцен попросту поставила мои волосы дыбом. Это слишком ужасно, и при этом не имеет ни малейшего смысла! Лишь страшная картинка на фоне солнечного дня. Эти контрасты словно разрывали мозг! Вот прекрасная природа, добрые с виду люди. Птички поют, девушки в белых платьях танцуют, хозяйничают. И - такое... Зачем? Почему? Во имя чего?
Общая концепция общины совершенно не проработана. Община есть, она странная, она неоднородная, половой и возрастной состав ее такой, что совершенно не понятно, как она вообще существует. В общем, не верю. С компанией друзей ровно так же. Будто и не друзья они вовсе, а случайно встретились по дороге в то самое поселение.
Из-за того, что авторы не проработали эти темы, допущено множество логических ошибок. Это тот самый элемент низкопробных ужастиков, когда главные герои отчаянно тупят. Вот и тут - в полной мере.
Картинка красивая. Звуковой ряд - 1 бал из 10. Операторская работа на высоте. Главная героиня отыгрывает прекрасно. Но в конечном итоге возникает ощущение, будто море сцен свалили в кучу, но забыли, зачем. И вот уже час после просмотра фильма прошел, а послевкусие, мерзкое такое, не покидает. Хочется отряхнуться, а еще больше хочется разъяснений. Из-за того, что мои вопросы остались без ответа, ощущение, будто фильм не закончился.
В целом, чем больше всматриваешься, тем больше кажется, что этот винегрет, пожалуй, и не стоит перебирать по кусочкам в поисках глубокого замысла автора. В чем смысл фильма, и есть ли он вообще? Или я просто смотрела на то, что вредило моей психике, чтобы испытать какие-то эмоции? Похоже на то…
У режиссера точно есть свой узнаваемый почерк. Я уже столкнулась с ним в 'Реинкарнации', и 'Солнцестояние', пожалуй, поставлю на ступеньку или даже две выше. Но в целом я не уверена, что 'ужасы' такого плана вообще стоит смотреть. Нет дружбы, нет любви. А вместо общины - сборище маньяков. А что хорошего? Ложное чувство избавления от одиночества? Весьма спорно. К сожалению, фильмы, которые в себе не несут правильного посыла, не задают рамки белого и черного, для моего восприятия слишком сложны. Нет, я не хочу, чтобы автор мне разжевывал свою идею. Но я точно хочу понимать, что фильм не обернулся для меня пустой тратой времени, когда я смотрела, мне было тошно, противно, гадко... И осталось так еще потом... А что взамен? Совершенно не понятно. Разве что 'не пейте незнамо что, в компании незнамо кого'. Вообще не употребляйте! Если смотреть с этой точки зрения, то в фильме будет больше смысла, чем задумал автор, видимо. Ведь сам сюжет закручен вокруг психологического состояния главной героини, вследствие травмирующих событий... Продолжения в ее дальнейших поступках этой логики я не увидела, и даже - наоборот.
6 из 10
Настолько высокая за то, что режиссер так искусно погрузил зрителя в свой бред.
Вот люблю я посмотреть такое кино. Чтобы были безумные сцены, чтобы иногда хотелось зажмуриться, чтобы потом было что вспомнить.
В какой-то степени 'Солнцестояние' справляется с каждой из этих вещей. Странные ритуалы сектантов, жестокие моменты, всяческая психоделия...
Но (готов принять на себя удар дизлайками) это все, что есть в этом фильме. Сюжет невероятно прост: главная героиня терпит трагедию и вместе с друзьями едет куда-то в шведские поля, где обитает загадочная община, которая весьма своеобразным путем празднует солнцестояние. И... на этом все.
Причем это даже не хоррор. И не мощное высказывание. И как треш картину смотреть не выходит, ибо фильм скорее про медитативность, эстетику и загадочность, чем про мясо, матюки, убийства и все такое прочее. Правда, несколько подобных сцен все же есть.
И вот ИМХО, ленту стоит воспринимать только как что-то, что запомнится и что вы с друзьями сможете вспоминать и обсуждать позже.
Однако стоят ли этого 2,5 часа? Конкретно в моем случае - возможно, хоть и с натяжкой. Так или иначе, я очень рекомендую задать себе этот вопрос перед просмотром.
Неинтересное и унылое начало знакомит нас с парой героев, но кажется неуместным и ненужным на фоне того апофеоза красоты и ужаса, который лента демонстрирует в конце.
Закономерно встает вопрос: если режиссер может умело показать историю, то зачем он ее рассказывает? Причем совсем очевидными подсказками (это и фрески, и картины, и гобелены), откровенно разжевывая сюжет и ведя зрителя по 'монорельсам' повествования?
Несмотря на это, Ари Арестер все-таки рождает новый мир. Он белый, в котором сливаются сарафаны, солнце и бледные лица, полные ужаса. Красный, который противоречив, символизирует и кровь, и алые губы матери. Кошмары и тьма просыпаются и выступают на пасторальных картинах Швеции. Звонкая музыка, протяжное женское не то пение, не то завывание, напоминает родной фольклор, обманчиво заманивает героев в свой мягкий, безобидный мир.
Чего действительно не хватило картине – так это живого, метафизического присутствия природы. Автор заигрывает с этим, но можно было куда сильнее, особенно, когда герои так бесформенны, на передний план так и просится что-то большее. Фильм в первую очередь о язычниках, религиозных экстазах (которые время от времени переживает главная героиня), древних обрядах – в общем-то, вещах мистических и как нельзя лучше подходящих жанру хоррора. Ари Арестер пытается их раскрыть, но выходит слишком сдержанно и реалистично.
В итоге картина остается разбитой на две неравномерно перемежающиеся части: на реалистический психоанализ героев и на сюрреалистический мир языческой общины. И первую часть очень хочется вырезать, на протяжении всего фильм она только и делает, что мешает зрителю окунуться в этот таинственный мир.
Тем, кто увидел «обложку» фильма и тут же влюбился в идею, картинку, пейзажи, костюмы, посоветую поумерить свой пыл. Фильм большую часть времени абсолютно 'классический', в традициях современных мелодрам, однако, местами действительно достигает точки наивысшей красоты, симбиоза крика и музыки, крови и любви, смерти и жизни.
Пишу рецензию после третьего просмотра 'Солнцестояния', поэтому мыслю довольно рационально, без особых эмоций.
В 2018 меня поразил Ари Астер и его 'Реинкарнация'. Можно сказать, что до этого он мало был известен широкой публике. 'Реинкарнация' стала его прорывом и вдохнуло надежду в полумертвый жанр хоррора. Каждый раз содрогаюсь от просмотра. Но речь сейчас пойдет про вторую работу Астера, которая видимо была задумана на кураже от предыдущего успеха. Иначе, я просто не могу оправдать увиденное в 'Солнцестоянии'.
Как и в ранее упомянутой 'Реинкарнации', в центре сюжета драма человеческих отношений. Молодая девушка Денни (Флоренс Пью) находится в состоянии тяжелой депрессии после гибели родителей. Не заканчивающаяся череда проблем в семье ставит под угрозу ее отношения с возлюбленным Кристианом (Джек Рейнор), которому порядком надоело слушать жалобы своей девушки. Кристиан даже начинает подумывать расстаться с Денни, но вместо этого паре выпадает счастливый билет. Их знакомый предлагает им присоединиться к компании, которая направляется в его родную коммуну где-то в Швеции. В итоге, Кристиан, Денни и еще несколько человек во главе с неким Пелле оказываются в незнакомой стране, о которой ничего не знают. Еще меньше они знают про людей, живущих уединенно со своими древними традициями. Все, что молодым людям известно, что у них есть редкая возможность стать частью праздника солнцестояния и даже написать об этом научную работу.
Астер смело идет уже по протоптанной дорожке, но при этом толком даже не использует свои же идеи. Сам замысел с чужаками, попавшими на языческий праздник безумия, хорош. Получилось далеко, увы, не все. Неплохая завязка, а дальше полная какофония из ситуаций, звуков и образов. Сюжет получился банальным, но перегруженным. Так что, это минус, существенный и главный минут картины. Хронометраж неоправданно затянут.
Актерская игра откровенно слабая. Вся нагрузка лежит на Флоренс Пью. Да, она центровой персонаж фильма, но не единственный. Так почему старается и дает жару только она? Прочие это просто декорации, да еще и бледные. Не показывают ровным счетом ничего. Лица такие, как будто оказались на каком то скучном фестивале и вот вот разойдутся по домам. Второй большой минус.
Конечно, мне понравились кое какие приемы и моменты. О них тоже напишу, тем самым объясню, почему оценка такая с нейтральным окрасом. При всех весомых минусах, у 'Солнцестояния' есть какой то свой настрой, атмосфера. Картинка яркая, светлая, сделанная специально для контраста с происходящим.
6 из 10
Актерская игра Пью и сочные краски на фоне с национальными мотивами, ситуацию не спасают.