...Темной дождливой ночью в сельской глуши полиция задерживает странного человека, который не имеет при себе документов и не может внятно объяснить, как и почему он оказался в лесу в столь поздний час. Единственное, что говорит задержанный - что он является знаменитым писателем Оноффом. Неподалеку было совершенно убийство, расследовать которое приехал комиссар полиции из города. Ему и предстоит выяснить, причастен ли незнакомец к преступлению и кто он на самом деле. Начинается психологическая 'дуэль' между следователем и подозреваемым...
Каждый год на экраны выходит множество детективных триллеров, и уже очень сложно создать что-то оригинальное в этом жанре. Но режиссеру и сценаристу Джузеппе Торнаторе это удалось. 'Простая формальность' - один из самых интересных и непредсказуемых триллеров 90-х годов. Единственный фильм, с которым можно сравнить картину Джузеппе Торнаторе - это 'Под подозрением', да и то, фильм Стивена Хопкинса вышел в прокат на 6 лет позже.
Сценарий 'Простой формальности' великолепен. В начале зрителю кажется, что возможно только два варианта развития событий: стандартно - главный герой виновен или невиновен. Но в том и заслуга сценариста - он смог придумать столь непредсказуемый финал, что последние 10-15 минут заставляют взглянуть по-другому на все события фильма, произошедшие ранее.
Диалоги между героями приковывают к экрану и создают такое напряжение, которое не увидишь и в экшен-боевиках, хотя почти все действие 'Простой формальности' происходит в камерной обстановке полицейского участка (за исключением самого начала и коротких сцен-воспоминаний героя Депардье). Кстати, обстановка этого самого участка с первых сцен наводит на мысль, что происходящее на экране - не то, что кажется на первый взгляд: уж слишком не реалистично он выглядит - будто бы какой-нибудь французский особняк из 19-го века, но никак не современный отдел полиции.
Нельзя не отметить и уникальный актерский состав: Жерар Депардье и Роман Полански гениально сыграли свои роли. Каждая сцена, каждый эпизод с их участием заслуживают аплодисментов. Для Жерара Депардье роль писателя-подозреваемого - одна из самых интересных в его обширной фильмографии (хотя, на мой взгляд, Жерар везде играет отлично). Ведь восприятие его героя постоянно меняется - то зрителю кажется, что он жестокий преступник, намеренно запутывающий следствие, а уже через мгновение - что невинная жертва, человек потерявший память. Великий французский актер показывает целый спектр эмоций - от ярости до полной растерянности.
Роман Полански исполнил роль хитроумного комиссара не менее впечатляюще. Да даже то, что классик мирового кино единственный раз за всю продолжительную карьеру согласился сыграть в фильме другого режиссера, уже говорит о многом.
Остальные актеры смотрелись не так ярко и интересно, но все же сыграли вполне неплохо. Среди второстепенных исполнителей можно отметить пожилого итальянца Тано Чимароза, который прославился в советской комедии 'Невероятные приключения итальянцев в России' в образе 'мафиозо'.
Чтобы не портить зрителям просмотр, не буду раскрывать концовку. Скажу только одно - она неоднозначна и, на мой взгляд, имеет несколько трактовок. И кого-то это впечатлит, а кого-то разочарует.
В общем, 'Простая формальность' - захватывающий триллер с неожиданным финалом, который вносит в криминальный сюжет большую 'долю' психологической и даже мистической драмы.
Фильм заинтриговал в заголовке дуэтом Депардье и Поланского. На всякий случай решил - приду посижу до конца для приличия.
Депардье как персона мне всегда интересен. Как человек известен вполне скандальным, что я бы за него сестру замуж не выдал. Но вот действительно в какой бы роли ни был - органично играет и веришь в такое. Это не один известный российский актер, играющий и Иисуса, и Пушкина, и Есенина...
Но в процессе просмотра стал сопереживать герою, и в конце такой катарсис! 'Сработали' на меня и актеры, и режиссер. Я в начале искренне поверил в то, что писатель никого не убивал. Потом то самое, что называется Сомнение (с Мэрил Стрип есть такой фильм:); и потом это грустное чувство, когда вместе с героем ты начинаешь сомневаться в себе и идешь к осознанию того, что все таки что-то натворил, чего может и раньше от себя не ожидал.
Осталось догадаться (детектив все таки) кого застрелил? И пока комиссар не вывалил фотки, я честно прикидывал - кого же? А тут уже начал подумывать, что какая-то явно мистика. И погодка, и крыши текут, и ночь, и мыши бегают, и сбежать легко, но все равно догоняют. Да еще странный жандарм, который за всю жизнь прочитал, хоть и все, но только у одного писателя. Не зря думаю, что кроме него самого, он не сослался, не процитировал ни одного французского или хоть русского писателя. Только лишь про одного автора спросил - про Бога.
Поэтому когда мешок оказался пуст, а фургончик поехал (и конечно же взошло солнце и прекратился дождь), я действительно испытал, как и герой - чувство некоего облегчения. Облегчения от осознания. То, что в демотиваторах называют 'понять_простить'.
И я тоже все время ношу с собой маленький фотоаппарат и снимаю на него людей, которые появляются в моей жизни.
Спасибо Даниле Бабушкину, что позвал, и папе его, что показал!
Всегда, когда видишь перед собой изящное и простое, доступное и сложное, вызывающее немой восторг произведение любого из искусств, боишься своими неловкими неточными словами нарушить его очарование. Как неуклюжий палец человека, лишь задев удивительный рисунок крыла бабочки, навсегда перемешивает чешуйки. И красота ускользает. Писать о таких фильмах сродни ловле бабочек – всегда есть риск быть далеко неточным. Поэтому я постараюсь лишь «издалека» описать этого «мотылька», в надежде вызвать интерес.
Джузеппе Торнаторе после «Простой формальности» мог бы ничего не снимать и был бы мною отнесен к величайшим из великих. Как часто встречаешь ремесленников в этой профессии, но для Джузеппе Торнаторе кино - это искусство, он настоящий художник, который стремится не только описать эту жизнь, духовно-практический опыт человека, но и обогатить его, преобразить самого человека и жизнь.
Фильм создан в атмосфере камерности, в традициях классического английского детектива, когда все помещено в маленькое пространство, но где не тесно двум «большим» актерам, Жерару Депардье и Роману Поланскому, где происходят космического масштаба переживания и эмоции, где раскрываются самые зияющие глубины души человека. Повествование, в органике с атмосферой, протекает неспешно, предлагая детали, собираемые в единую картину, но оставляя все время какую-то недосказанность, легкий флёр какой-то тайны. И ты минута за минутой следишь за «поединком», который разворачивается на экране, теряясь в догадках, но подспудно чувствуя единственную правду, которая ожидает тебя в финале. Диалоги и монологи героев, благодаря мастеру слова Паскалю Киньяру, по литературному богаты и поэтичны, в них раскрываются герои, с их помощью выстраивается сюжет.
И самое важное, уж простите мне мою патетику, это кино остается в рамках классического представления об искусстве. Искусство должно иметь нравственное назначение, при всей видимой относительности этого понятия. Дидро писал: «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок», и был абсолютно прав. По-видимому, что-то сходное двигало и создателями картины, стремящиеся немного одухотворить человека, обратить его взор внутрь себя, к тому самому кантовскому нравственному закону внутри себя.
Подводя итог моему скромному эссе, я отмечу, что в случае «Простой формальности» со мной произошел эффект, который должен происходить каждый раз при соприкосновении с настоящим искусством, я стал сопричастным его создателям, я испытал то самое чувство духовной радости и наслаждения.
Выберете вечер и посмотрите его внимательно.
П. С. Некоторые знатоки и адепты канонического православия и протестантизма могут остаться недовольными, но это их проблемы.
Спасибо моему другу Holz, который предложил мне посмотреть этот фильм.
'Автомобиль, набитый итальянцами пополам с французами, выехал в Голливуд. Двигаясь прямо по почти бесконечной магистрали, они окажутся в Лос-Анджелесе. Дорога ровная, но довольно изъезженная (возможно, большая часть автомобилей, проезжавших здесь, направлялась именно в Голливуд). Прямо и прямо... Никуда не сворачивая... Несколько раз - едва-едва, - но удалось избежать аварии (моменты довольно страшные). И вот, когда фабрика грёз показалась тонкой полосой на горизонте и оставалось совсем чуть-чуть (до того, как повесить на фильм ярлык 'голливудщина'), машина резко сворачивает на просёлок. Едет-едет... и останавливается у небольшого, очень малочисленного поселения со странным названием Шедевр.'
Так я охарактеризовал одному моему знакомому кинофильм Джузеппе Торнаторе 'Простая формальность'. Он понял смысл моего метафоричного отзыва, родившегося во сне, или где-то 'между'. Впрочем, как и сам фильм, зависший 'над'.
Балансируя 'между', - не только 'голливудщиной' (сказано, разумеется, не в обиду голливудским фильмам) и чем-то возвышенным, но и между реальностью и мистикой, правдой и ложью, памятью и забвением, - фильм погружает в себя. Молчание хоть и золото, но оно, как и всё, относительно - говорит нам режиссёр. И та уютная камерность, беспрерывный стук капель, музыка Морриконе, игра актёров (Депардьё и Поланского в частности), глубокие диалоги, зовущие мысль, психологизм вдохновляют своей нетипичностью, держат в напряжении; но всё же заимствованные голливудские манеры проскакивают кое-где. Также фильм напомнил мне об 'Острове проклятых' Мартина Скорсезе, вышедшем много позже 'Простой формальности'.
Но все противоречия разрешает концовка.
В моём случае получилось всё довольно странно. Во-первых, это был второй фильм, который я смотрел вечером/ночью 2-го февраля. Каково же было моё удивление, когда в фильме упомянули о том, что действие 'Простой формальности' происходит именно в ночь со 2-го на 3-е февраля.
Втянувшись в картину, я оставил последние 20 минут её (кульминационные 20 минут) на утро. Засыпая, я пытался предугадать, чем же всё кончится. Родилась довольно нетривиальная гипотеза заключения (с моей концовкой мог снять этот фильм, например, Дэвид Линч). Не подтвердилось. Всё было несколько проще и градусов эдак на 45 круче.
Ценя в кино не столько зрелищность, сколько изысканность, подоплёку, иногда многозначную, выражаю благодарность съёмочной группе 'Простой формальности' и ставлю ей высший балл.