Этот сериал гораздо лучше первой экранизации романа; большинство персонажей выглядят идеально, как в книге, такими, какими их ждёшь увидеть. Главный герой тоже; есть пара расхождений, в том числе внешних, но это мелочи.
Плохо то, что сериал не передаёт мотивов главного героя. В сериале он выглядит действительно трусом, который боится летать и из-за этого даже подставляет сослуживцев. В книге же это гораздо более сложный персонаж, протестующий не просто против боевых вылетов из-за страха смерти, а против 'системы' - то есть, совокупности правил и установок, зачастую абсурдных, а также против того, что жизнью и смертью людей распоряжаются недалёкие и аморальные люди.
Полковник Кэткарт - один из основных персонажей - в сериале выглядит обычным армейским полковником, желающим выслужиться, что в общем-то свойственно очень многим военным. Его поступки логичны и обоснованы. В книге же это абсолютно карикатурный персонаж, один из тех, кто олицетворяет собой ту самую 'систему'.
Кроме того, сериал не передаёт страх, который герои испытывают в самолёте, когда в них стреляют из зениток. Полётов много, но эти вспышки вокруг самолётов даже не вполне понятны и не выглядят страшными. В книге же каждый боевой вылет - это предполагаемая смерть и именно от этого бежит главный герой. Это кровь, ранения, отстреленные конечности, падающие самолёты, погибшие товарищи - это вселяет ужас перед каждым вылетом, это помогает понять мотивацию, на которой и строится повествование.
Очень удался персонаж Милоу Миндербиндер. Идеальное попадание в образ хитрейшего беспринципного человека, способного на всё ради прибыли, с лицом и манерами славнейшего парня.
Джордж Клуни в роли Шейскопфа также прекрасен. Его бешенство из-за неспособности курсантами выполнить его требования - бесподобно.
Когда в 1961-м вышел бестселлер Джозефа Хеллера «Уловка-22», эта книга не просто пропитала тогдашнюю американскую молодёжь мятежным духом, но и была продана на экранизацию почти сразу же. Прошло девять долгих лет, прежде чем вышла киноверсия. Задержка, само собой, была вызвана разными причинами, однако, полагаю, основными были содержание и литературный язык. «Уловка-22» была антивоенной, антиправительственной, антикорпоративной, антибюрократической – настоящий вызов Америке 50-х – 60-хх. Повторяющееся повествование, наполненное десятками аллюзии и ассоциаций, к тому же, делает «Уловку» одним из самых замысловатых произведений в литературе вообще.
Шестичасовая сериальная версия «Уловки» бросает вызов анархическому фильму 70-х Николса. В то время как последний блестит от интереных кинематографических решений, версия от Hulu проста, лишена абсурдна войны и невероятно прямая. Трактовка имеет право на жизнь, особенно когда зрителю надо донести идеи и сюжет и тем не менее, по сравнению с книгой это похоже на сценарный труп.
Как и роман Хеллера, экранизация посвящена солдату Йоссариану – молодому члену экипажа бомбардировщика. Йоссариан ненавидит тоталитаризм и порядки военной жизни, особенно молодой человек ненавидит свое командование. Враг, по его мнению, любой, кто способен тебя убить, независимо от того на чьей стороне ты воюешь. Герой всеми силами пытается увильнуть от службы: от фальсификации болезни до саботажа. Командир Кэткарт раз за разом выводит Йоссариана на чистую воду и бросает пилотов на самоубийственные миссии; ну, хочет полковник получить повышение до генерала!
Сама задумка в «Уловке-22» состоит в том, что зритель или читатель должен погрязнуть в бесконечной череде разрывов между безумием и здравомыслием. Военное безумие одних сказывается на других. Есть действительно что-то изощренное в том, что люди убивают друг друга исходя из линий на карте. Продюсеры и режиссеры с Hulu не поняли подобного. Убежденность создателей в том, что «Уловку-22» можно показать хронологически всё портит: Йоссариан видит всё совсем по-другому, не так, как это воспринимает адекватный зритель – сторонний наблюдатель. Таким образом, теряется чуть ли не главный способ ассоциировать себя с героем и отправиться на короткое время в ад войны.
Иррациональность «Уловки-22» как книги и привела к тому, что в сериале пропустили многие элементы: персонажей и сцен, способных донести сообщение об опасности абсолютной власти. Или, что ещё хуже, эти элементы присутствуют, но полностью изменены. Лейтенант Шейскопф в исполнении Джорджа Клуни превращен из маниакально одержимого в какого-то мелочного скандалиста; горькая ссора в спальне между Йоссарианом и женой лейтенанта Шейскопфа имеет совсем другой оттенок и т.п. В «Уловке-22» от Hulu многого не хватает или неправильно истолковано; это правильно с кинематографической точки зрения, но не совсем верно с точки зрения желания донести до зрителя суть.
Направление и кинематография, наверное, подкупают атмосферой. Забавно наблюдать за Клуни в интересной для него роли. Да и другие актеры удались, особенно Кристофер Эббот в ведущей роли. Однако большинство первоклассных актеров вроде Хью Лори не получают возможности раскрыть свои таланты; сценарий склонен морализировать слишком многое.
Результат? Неплохой сериал, но какой-то слишком стерильный; в версии от Hulu нет вызова для зрителя. Агрессивно-сатирический юмор теряется, а жаль; «Уловке-22» подходит больше стиль вульгарного водевиля, чем драмы о войне. Без этого антивоенные и антиавторитарные темы выглядят нереальными, очевидно, что «Уловка-22», эээ, «Уловки-22» заключается в том, чтобы вывести его на экран… а потом заставить зрителя прочитать книгу. Служу Отечеству!
Интересный сериал, но неудачная попытка показать весь абсурд армии и войны
Если брать мини-сериал как отдельное творение, то можно сказать, что действительно получилось интересно.
Но если сравнивать с оригиналом, с книгой, то тут сериал явно проигрывает. По правде говоря, складывается ощущение, что когда адаптировали сценарий, то всячески пытались сгладить острые углы произведения.
По сути, основное отличие в том, что все герои 'усечены' от их книжных оригиналов. Каждый герой показан однобоко. Нет ощущение и понимая того. что есть определенная причина, никак не рассказывают почему система влияет на людей так, а не иначе.
Одним из самых ярких персонажей, который явно раскрыт не до конца- это снабженец Мило, который в оригинале в итоге стал столь влиятельным, что мог влиять на руководство, которое его слушало, а не наоборот.
В сериале просто мы видим корыстного человека, который использует возможности войны для обогащения. В книге же он олицетворяет, что это и есть причина войны, и что такие Мило миллионами разворовывают бюджеты и обогащают целые синдикаты в то время, когда идут бои.
Хотя, стоит отдать должное, актер сыграл очень круто. Тут 100% попадание в персонажа.
С остальными персонажами все в точности так же. Единственный, кому уделили внимание так это Йоссариану, но и то в конце тоже смазали и закончили абсолютно по-своему, как говорится его «адаптировали».
Но, как я считаю, факт того, что война используется сильными мира сего для достижения своих личных и корыстных целей - не нова. Все и так понимают, что воют ребята молодые, а все регалии получают старшины, которые даже толком в войне и не учувствуют. Помимо этого автор пытался более шире показать проблемы войны.
Но в книги через крайний идиотизм персонажей и сатиру показали реальную жизнь, проблемы бюрократии и повседневной войны человека с системой. В сериале же напротив, нет чувства полного идиотизма, чувства что каждая война это отличный способа заработка, нет ощущения что руководство настолько некомпетентно, что не может принимать и совершать никаких сколько бы правильных действий
Что хотел показать автор книги, так это степень абсурда который творится на войне, и как с помощью абсурда можно любого человека использовать в своих интересах, как можно заставлять человека рисковать жизнью и полностью лишить его какой-либо свободы, хотя официально заявлять, что каждый свободен и должен всего на всего выполнить невыполнимый долг и быть героем своей страны, как в случае с Йоссарианом. В сериале просто создается впечатление, что он трусоват, а не человек, который банально чувствует свою полную беспомощность под весом системы.
При просмотре складывается ощущение, что сценарист как бы не хотел 'пачкать' имя славного американского патриотизма, как бы показать, что там все плохо, но не так, чтоб совсем нет ничего святого в армии и в войне. В любом случае есть причина войны и кто-то должен воевать, а весь абсурд это уже банальные издержки.
В целом безусловно это хороший сериал, все снято очень красиво, даже захотелось посетить вновь Италию. Но для тех, кто хочет более подробно понять, в чем же суть уловки-22 и театра современного абсурда, я настоятельно советую читать книгу.
5 из 10
Не уверен, что захочется еще раз пересмотреть сериал.
Эх, как же я соскучился по добротным военным сериалам вроде «Band of Brothers» или «Pacific», где над головами героев не висит вездесущий нимб и где от безупречного внешнего вида солдат у зрителя не рябит в глазах. Но войдет ли эта хитрая «Уловка 22» в святой трезубец маст хэв сериалов про войну, тут уже вам решать, но однозначно уже сейчас могу сказать одно, данное творение совсем не похоже на предыдущие шедевры, а объединяет их лишь пара вещей, но тем не менее, это важнейшие и основополагающие явления, а именно страх перед смертью, а также все те ужасающие последствия, которые несет в себе война. А теперь давайте же под мягкие аккомпанементы сладостного джаза рассмотрим более детально все аспекты и немного углубляясь, попытаемся понять, что же делает этот сериал от Hulu таким уникальным.
Главный герой, капитан Йосcариан, или как его называют друзья, Йо-Йо (Кристофер Эбботт), после обязательного призыва во время Второй Мировой Войны, подался в наводчики экипажа бомбардировщика, но не для того, чтоб нести смерть сверху и прикрывать своих бравых братьев по оружию на земле, а только лишь потому, что экипаж бомбардировщиков готовят неоправданно долго. Йосcариан надеялся, что к тому времени, как закончится обучение, война уже будет окончена. Вместе с главным героем нам представляют всех действующих лиц этой «постановки», но запоминать их необязательно, ибо по ходу сюжета, зритель с легкостью их освоит. Среди военного состава есть очень достойные персонажи, вроде сержанта Майора Майора, который вообще не понимает половины того, что с ним происходит или же пилота Тимоти Клевенджера, который считает себя самым умным и просто не может удержать свой рот закрытым, когда это так необходимо. Но вдруг, красивая жизнь юного Йоссарина, полная разгильдяйства и секса с женой командира, резко заканчивается, когда весь экипаж перебрасывают на военную базу в Италии, где нашим протагонистам предстоит совершать боевые вылеты с цельно добить и без того еле дышащую гидру.
Несмотря на свое необратимое нежелание совершать боевые вылеты и страх потери собственной жизни, Йоссариан все же выполняет свой долг несмотря ни на что и исполняет его со всей ответственностью, хотя на его лице так и видна борьба между совестью и желанием жить, а возможность выйти из боя поскорее конечно есть, нужно лишь сбросить бомбы мимо цели, дабы поскорее убраться из этой мясорубки, но наш герой каждый раз делает выбор в пользу совести. Главной мотивацией главного героя является тот факт, что у летных экипажей есть лимит на боевые вылеты, составляющий 25 вылетов, после которого «долг» перед родиной будет погашен, но есть одно небольшое НО… Это самое НО воплощено в полковнике Кошкарте (Кайл Чандлер), который, стремясь дослужиться до «генерала», повышает квоту на вылеты, тем самым заставляя все экипажи рисковать своей жизнью вновь и вновь, что доводит нашего протагониста до состояния, когда панические атаки входят в стандартный дневной рацион. Его постоянно обуревает этот животный страх за свою жизнь и за ту неопределенность и пустоту, которая его ждет после смерти, что не может не сказаться на психическом состоянии. Страх перед тем, что в один прекрасный день он может отправиться на обычную миссию, оставив на кровати недочитанную книжку и уже никогда не вернется к ней, такая мелочь, но перед лицом смерти даже она заставляет человека задуматься. Но наш Йоссариан парень не промах и, в связи с постоянными увеличениями квот, он решает лечь в госпиталь по «мнимым» симптомам, ведь док в исполнении Гранта Хеслова (сам Хеслов является одним из режиссеров данного сериала и на пару с Джорджем Клуни, является, так сказать, «играющим» режиссером) является хорошим знакомым Йоссариана. Проблема лишь в том, что лечь в госпиталь по причине психологической нестабильности просто невозможно даже в теории именно из-за этой мифической Уловки 22. Суть ее в том, что каждый, кто жалуется на психическое здоровье, дабы избежать службы, автоматически признается здоровым и вменяемым, так как только человек в полном здравии и рассудке попытается сберечь свою жизнь и здоровье, откосив от службы.
Но не сюжет является сильной стороной данного сериала. Именно философские раздумья о жизни и смерти создают эту неповторимую атмосферу, отрываться от которой крайне тяжело. Моральные дилеммы о том, почему тот или иной человек решает, что кому-то нужно лететь и умирать, а кому-то прохлаждаться в палатке со всеми удобствами, постоянно всплывают в бесконечных перепалках между Йоссарианом и Клевенджером. Поверх всего этого, в крайне черной и саркастичной манере высмеивается вся эта идиотия армейской философии, вроде идеального марширования по плацу на смотре войск, которым командует герой Джорджа Клуни в крайне эксцентричной манере, когда всего через неделю парни уходят на войну и многие из них возможно не вернутся. Этот богемный диссонанс холодного пива и плесканий в лазурном море на солнечных берегах Италии, который резко сменяется очередным смертельно-опасным вылетом, после которого, вернутся далеко не все, просто невероятен. Все это мне чем-то напоминает давно ушедший в забвение сериал «Мэш», черты черного юмора и отношения к службе, достаточно ярко просматриваются в обоих эпопеях.
Да, может сериал и не такой напряженный, как например «Телохранитель», но здесь главный герой - это такой же человек, настоящий, как и мы с вами, с такими же страхами и чувством долга, блик от его улыбки не засвечивает американский флаг, который так рьяно колышется на порывах ветра на заднем плане. Именно это и главное, что зритель может сравнить себя с этим героем и поставить себя на его место. В этом сериале есть над чем поразмыслить, ведь именно в таких ситуациях и познается цена человеческой жизни. Как говорили наши герои, для мертвых неважно, кто выиграет войну, так что же важнее, одна жизнь, но ваша, или же судьба миллионов.
С технической точки зрения здесь тоже все на уровне, компьютерная графика практически невидна, а сцены съемок вне боя не на секунду не дают усомниться в том, что бюджет съемок был достаточно внушителен. Приятный цветкор под упоительные аккомпанементы джаза, от которого так и веет эпохой пин-апа, все это словно сошло с плакатов той эпохи и было преподнесено нам как блюдо, не отведать которое, будет просто оскорблением всего жанра военного кино.
Сериал, кстати, снят по одноименному фильму 1970 года и наглядно показывает, что ремейки не всегда зло, даже сериальные. Лично для меня, «Уловка 22» является одним из лучших сериалов этой весны и явно заслуживает того, чтобы с ней ознакомилось как можно больше человек.
Искрометный юмор, почти тарантиновские диалоги, теплая цветокоррекция просроченной пленки, спокойно-улыбчивый джаз и контрастирующе-мерзкая военная реальность. Красивые мужчины и некрасивые поступки. Смерть, преследующая каждый шаг, череда событий, неизменно приводящая к гибели. Попытки выбраться из заколдованного круга, бешеное желание жить, безуспешные старания обмануть, обойти абсурдную систему. Кадры весёлого отдыха с друзьями, пивом и прыжками в воду сменяются похоронами. Нарядная форма, белые зубы и предприимчивые капиталисты. Бюрократия, настигающая быстрее пули. Повторяющиеся пейзажи и кнопка сброса бомбы. «Сбрасываем, и сбрасываем, и сбрасываем...». Самолеты, улетающие в закат.
Сериал, не очень-то цепляющий началом, оглушает и ошеломляет концом. По-итальянски красивая утопия с синим морем, зелеными рощами и страстными девушками превращается в американскую антиутопию — очередная попытка человека победить систему оборачивается провалом. Уловка-22 — петля, из которой не выбраться, черная дыра, затягивающая с головой. Хэппи-энда не случится. Война — театр абсурда, цирк, роковая ошибка, нелепая случайность и томатный суп. Война — глупая шутка, но её участники не смеются. Война — это отсутствие надежды вернуться домой.
Сразу хочу предупредить, что я настроен помахаться за честь бумажного оригинала, поэтому если до книги вам все равно – переходите сразу к последнему абзацу.)
Вторая Мировая война. Капитан ВВС Йоссариан служит на бомбардировщике, его полк расквартирован в Италии, неподалеку от Рима. У Йоссариана есть одна большая проблема. Он считает, что все, начиная от Гитлера и заканчивая командирами его полка хотят его убить. Не случайно же начальство отправляет его на боевые операции туда, где по нему изо всех стволов ведут огонь немцы. И если в случае с фашистами это еще можно понять, то ожидать от своих же генералов такой подлости он никак не мог. А тут еще норму вылетов постоянно увеличивают. Поэтому он предпочитает отлеживаться в госпитале. Там тихо, спокойно, никто не орет и не стреляет. Тем не менее, болеть до самой победы невозможно и ему приходится изобретать другие способы уклонения от выполнения своего служебного долга.
Джозеф Хеллер написал «Поправку-22» в 1961 году и это блестящий образец антивоенной сатиры, всю дорогу с переменным успехом балансирующей на грани абсурда (и иногда за гранью). Все персонажи книги живые, яркие, со своими особенностями и каждый из них стал бы ценным экспонатом в коллекции психолога. Поэтому, когда я узнал, что экранизацией книги хочет заняться Джордж Клуни, я был весьма доволен, потому что все мы помним его блестящие идиотические роли в фильмах братьев Коэнов или, например, The Men Who Stare at Goats 2009 года. Именно Клуни с его подачей мог бы успешно огранить этот алмаз и вставить его в кинооправу. И тем неприятнее мне сообщать, что получилось у съемочной группы совсем не то, что должно было получиться.
Да, начинается все неплохо. В первой же сцене Клуни в образе полковника Шейскопфа дает прикурить изо всех своих актерских сил, Хью Лори явно на своем месте в качестве майора Де Коверли, Льюис Пуллман отличная находка для визуальной реализации зашуганного майора Майора. Но уже к третьей серии что-то начинает ломаться и то, что должно быть остро ироничным неожиданно становится уныло драматичным. Ситуацию пытаются спасти сцены с коммерсантом-живчиком Майло, но даже он ближе к концу сдает позиции. В результате получается какой-то недоперл-харбор, а сатира начинает выглядеть глупо, как клоунский нос на похоронах. Зачем, Джордж, зачем?! У нас уже есть много перл-харборовских драм! Нам нужна была экранизация «Поправки-22» близкая по тексту или хотя бы по смыслу, потому что таких творений мало и тем они ценнее! Но, увы, не вышло.
Самое досадное даже не в том, что создатели не попали в настроение. И даже не то, что они зачем-то (потому что считают зрителей тупыми, наверно) пытались разжевать каждую шутку до такой степени, что она теряла всю свою привлекательность. Самое идиотское, это то, что имея под рукой книгу, которую можно целиком нарезать на цитаты они зачем-то начали придумывать свои собственные шутки. От истории про яйца Йоссариана, которым уделили наверно половину серии у меня до сих пор отпечаток фейспалма на лице. В сериале персонажи в целом даже не вполовину такие выразительные, как в первоисточнике. Тот же Шейскопф из откровенного болвана неожиданно превращается в хитрого гада, который портит Йоссариану жизнь. Пожалуй, только майор Майор и относительно Аарфи с полковником Кэткартом похожи на то, что должно было быть. И где вообще вождь Белый Овес?! Короче, я сильно разочарован.
Абзац для тех, кто не читал книгу и не собирается этого делать:
У Джорджа Клуни получилась визуально симпатичная драма про будни американских летчиков во время Второй Мировой войны. Актерский кастинг тоже выдался неплохой, но персонажи временами ведут себя странно, а авторы не объясняют почему так. Складывается впечатление, что одной части съемочной группы сказали, что будут снимать пародию, а второй – что драму и это критическое недопонимание лежит в корне всего раздрая. Впечатления после просмотра остаются такими же смешанными.
'Уловка-22' - попытка соблюдения правила сама по себе означает его нарушение
'Уловка-22' - это сериал, основанный на одноименном романе Джозефа Хеллера, который (роман) в свою очередь является сатирой с элементами абсурда, главная цель которой иронизировать над бюрократией. Хотя, это довольно поверхностное описание идей романа. 'Уловка-22' является темой для многих дипломных работ, а я далеко не филолог или бизнесмен. Ведь в 'Уловке' нам расскажут: 'Как можно покупать яйца условно за 10 р., а продавать за 5 р. и оказаться в плюсе?'. Юмор и трагедия здесь прямопропорциональны сложности романа. Это практически комедийная версия 'Процесса' Франца Кафки. 'Ничего не понятно, но очень интересно'. Экранизация же упростила структуру романа, и мы получаем сериал, пропитанный духом оригинала, но с некоторыми оговорками.
Действие романа/сериала происходит во время Второй Мировой Войны. В 1944 году американцы летают бомбить практически отступающего врага. Главный герой - уставший от боевых действий наводчик бомбардировщика ВВС США по имени Йоссариан (Йо-Йо). Чувствуя скорое поражение противника, он не горит желанием случайно погибнуть перед приближающейся победой. Парень видит смерть своих сослуживцев, что сильно демотивирует его, поэтому он решается совершить 'побег'. Но 'побег' должен быть официальным/легальным/честным. Благо есть такая возможность. Нужно всего лишь выполнить N боевых вылетов, чтобы уехать домой. И главный герой решает совершить эти N вылетов. Однако позже порог повышается до N+5, а потом N+10…и так далее.
'Уловка-22' же применяется для тех, кто хочет откосить от полетов по 'состоянию здоровья'. Коротко: 'если солдат летает, значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен. Но если он не хочет летать, — значит, он здоров и летать обязан'. Это ещё один заведомо проигрышный вариант. Но главный герой не собирается опускать руки в попытках попасть домой. Помимо всего прочего вокруг героя происходят не менее удивительные и интересные события: кого-то повысят в звании по ошибке, а кто-то будет получать выгоду из любых ситуациях.
Сериал нормально справляется с поддержанием безумной атмосферы романа. Конечно, многие интересные сцены оригинала были беспощадно вырезаны. Однако зритель всё равно ощутит всю иронию происходящих событий. Сериал определенно имеет свой стиль. А желтый цвет, преобладающий здесь, это цвет безумия, что отлично подходит нашей истории. Конечно, порекомендовать стоит книгу, но 'не каждый, не всегда и не везде', поэтому советую оценить сериал. Сюжет с каждой серией так сильно 'накаляется', что комедия превращается в настоящий триллер и трагедию. Если обобщать, то 'Уловка-22' достаточно грустное произведение. Здесь происходят достаточно пугающие вещи, художественным образом доведенные до абсурда. И вот этот нервный смешок, когда всё очень плохо, что даже смешно, и есть комедия 'Уловки-22'.
Несмотря на то что сюжет фильма очень близок к оригинальной книге, экранизация сильно сместила акценты и не смогла передать всей гаммы эмоций выражаемых книгой. Произведение об ужасе военной бюрократии и о том во что может превратиться человек оказавшись винтиком в бездушной машине войны превратилось во вполне заурядную трагикомедию о лётчиках. Отечественный зритель, насмотревшийся неполживых фильмов про чекистов и командиров людоедов, найдет сюжет и многих персонажей знакомыми. А главный герой, из единственного адекватного человека в царстве безумцев, превратился в простого труса, который пытается спасти свою никчемную жизнь, пока остальные молча делают свою работу.
Сам визуальный ряд хорош, однако неизобретателен. Однако графика порой ржет глаза, а сцены в самолете явно сняты на земле. Нет попыток показать сумасшествие окружающих кинематографическими средствами.
Враг - любой, кто способен тебя убить, независимо от того на чьей стороне ты воюешь
Вроде бы комедия, но от неё хочется выйти в окно еще сильнее, чем от 'Рассказа служанки'. Оба сериала, к слову, выпущены платформой HULU.
Правда 'Рассказ служанки' - драматичная гротескная антиутопия, где наиболее болезненно воспринимаются сцены с воспоминаниями Джун о том, как все жили буквально несколько месяцев назад и не ценили простые человеческие свободы.
В этом плане 'Уловка-22' - куда ближе к реальности и смотрится жестче.
Во-первых: это не альтернативная реальность, это история солдата, который в последние месяцы Второй Мировой старается элементарно выжить. И мы, как зрители, знаем, что война подходит к концу. А главный герой только надеется на это, но чем сильнее надежда и чем светлее его мотивы, тем беспрогляднее окружающая реальность.
Во-вторых: 'Уловка' в целом про нас, про жизнь любого человека, в любое время, в любом месте и любых обстоятельствах. Четыре с половиной часа нам показывают иллюстрацию к наболевшему мему про 'Кто-то мне советует выйти из зоны комфорта? Да, блин, дайте, для начала хоть раз в ней оказаться'. Здесь бесконечная гонка за номером вылетов, которого никогда не достичь, как никогда не достичь чего-то стабильного в жизни. Здесь систематически происходят ужасные и непоправимые вещи, которые вышли из совершенно безобидной заботы о ближнем или простого желания поступить правильно. Здесь идет постоянная трансформация Йоссариана, но не как героя мифа, которые преодолеет 33 испытания и станет лучше, а как обычного человека, кто просто старается найти смысл во всем происходящем и выжить любой ценой.
В середине сюжета (кажется на четвертой серии) я поняла, что люблю Джорджа Клуни как режиссера, буду болеть и надеяться на то, что Уловку отметят всевозможными сериальными наградами и про неё узнает как можно больше зрителей, а еще что мне хочется найти автора книги/сценария и заставить его переписать все и прекратить это издевательство над главным героем намного раньше. У меня в принципе самые любимые истории - те, которые оставляют после себя жгучее желание обнять героя и молча с ним посидеть, переваривая произошедшее. Вот тут, уже в середине истории я готова была отдать все деньги мира, чтобы только герою дали улететь домой из этого ада. Но да, конечно, улетит он пораньше..
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас»
Давайте сначала разберемся, что значит этот термин «уловка-22». Это ситуация, возникающая в результате логического парадокса между взаимоисключающими правилами и процедурами. Если изъясняться проще- это значит поставить человека в такую ситуацию, которая исключает саму себя. А теперь к сюжету сериала.
Вторая мировая война. Италия. Главный герой- молодой лейтенант Джон Йоссариан (или просто Йо-Йо), бомбардир ВВС США, практически выполнил свою квоту миссий, дабы отправиться домой, выйти в запас. Но преградой встает полковник Кошкарт, который повышает квоту (и с каждой серией все больше). Йо-Йо доходит до точки кипения и хочет через врача своей военной базы комиссоваться по здоровью. И вот тут вступает 'уловка-22'.
Получается сериал о трусе Йо-Йо? Нет. Это произведение о человеке, который является жертвой своего государства. Не повышай квоту, лейтенант отправился бы домой в тот срок, который изначально ему был поставлен. Так какова же идея сериала? Идея заключается в том, как бюрократия губит людей на полях сражения. Для неё молодой офицер-летчик, это не больше, чем пушечное мясо.
Сериал изобилует абсурдным юмором. Взять например сержанта Майора Майора, это уже абсурд, так еще ему дают звание майор, за его имя. Или во время боевых вылетов, когда солдаты начинают вести себя карикатурно. 'Уловка-22' вообще умело жонглирует абсурдом с бойней, происходящей на экране (не забываем, что речь идет о Второй мировой войне). Этот мини-сериал близок по своему духу и стилистике к произведению Стэнли Кубрика 'Цельнометаллическая оболочка'.
И в такой картине куда без киноязыка. Цветовая гамма, симметрия в определенных моментах (что уже выглядит как оммаж Кубрику) и конечно внутрикадровый монтаж, а именно 'наезд' (когда кажется, что камера резко приближается к лицу персонажа мизансцены).
Кристофер Эбботт (в роли Джона Йоссариана) отлично пришелся ко двору. Вся экспрессия, показанная им, воодушевляет. А дуэт Кайла Чендлера (полковник Кошкарт) и Кевина О’Коннора (подполковник Корн) умудряется как создавать комически-абсурдные ситуации, так и концентрировать всю нашу ненависть к ним. Так же в сериале присутствуют Хью Лори и Джордж Клуни.
По итогу мы получаем отличное трагикомическое произведение. Если вы любите абсурдный юмор, хорошую драму и Стэнли Кубрика, то бегом смотреть. А от меня