Искрометный юмор, почти тарантиновские диалоги, теплая цветокоррекция просроченной пленки, спокойно-улыбчивый джаз и контрастирующе-мерзкая военная реальность. Красивые мужчины и некрасивые поступки. Смерть, преследующая каждый шаг, череда событий, неизменно приводящая к гибели. Попытки выбраться из заколдованного круга, бешеное желание жить, безуспешные старания обмануть, обойти абсурдную систему. Кадры весёлого отдыха с друзьями, пивом и прыжками в воду сменяются похоронами. Нарядная форма, белые зубы и предприимчивые капиталисты. Бюрократия, настигающая быстрее пули. Повторяющиеся пейзажи и кнопка сброса бомбы. «Сбрасываем, и сбрасываем, и сбрасываем...». Самолеты, улетающие в закат.
Сериал, не очень-то цепляющий началом, оглушает и ошеломляет концом. По-итальянски красивая утопия с синим морем, зелеными рощами и страстными девушками превращается в американскую антиутопию — очередная попытка человека победить систему оборачивается провалом. Уловка-22 — петля, из которой не выбраться, черная дыра, затягивающая с головой. Хэппи-энда не случится. Война — театр абсурда, цирк, роковая ошибка, нелепая случайность и томатный суп. Война — глупая шутка, но её участники не смеются. Война — это отсутствие надежды вернуться домой.
'Уловка-22' - попытка соблюдения правила сама по себе означает его нарушение
'Уловка-22' - это сериал, основанный на одноименном романе Джозефа Хеллера, который (роман) в свою очередь является сатирой с элементами абсурда, главная цель которой иронизировать над бюрократией. Хотя, это довольно поверхностное описание идей романа. 'Уловка-22' является темой для многих дипломных работ, а я далеко не филолог или бизнесмен. Ведь в 'Уловке' нам расскажут: 'Как можно покупать яйца условно за 10 р., а продавать за 5 р. и оказаться в плюсе?'. Юмор и трагедия здесь прямопропорциональны сложности романа. Это практически комедийная версия 'Процесса' Франца Кафки. 'Ничего не понятно, но очень интересно'. Экранизация же упростила структуру романа, и мы получаем сериал, пропитанный духом оригинала, но с некоторыми оговорками.
Действие романа/сериала происходит во время Второй Мировой Войны. В 1944 году американцы летают бомбить практически отступающего врага. Главный герой - уставший от боевых действий наводчик бомбардировщика ВВС США по имени Йоссариан (Йо-Йо). Чувствуя скорое поражение противника, он не горит желанием случайно погибнуть перед приближающейся победой. Парень видит смерть своих сослуживцев, что сильно демотивирует его, поэтому он решается совершить 'побег'. Но 'побег' должен быть официальным/легальным/честным. Благо есть такая возможность. Нужно всего лишь выполнить N боевых вылетов, чтобы уехать домой. И главный герой решает совершить эти N вылетов. Однако позже порог повышается до N+5, а потом N+10…и так далее.
'Уловка-22' же применяется для тех, кто хочет откосить от полетов по 'состоянию здоровья'. Коротко: 'если солдат летает, значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен. Но если он не хочет летать, — значит, он здоров и летать обязан'. Это ещё один заведомо проигрышный вариант. Но главный герой не собирается опускать руки в попытках попасть домой. Помимо всего прочего вокруг героя происходят не менее удивительные и интересные события: кого-то повысят в звании по ошибке, а кто-то будет получать выгоду из любых ситуациях.
Сериал нормально справляется с поддержанием безумной атмосферы романа. Конечно, многие интересные сцены оригинала были беспощадно вырезаны. Однако зритель всё равно ощутит всю иронию происходящих событий. Сериал определенно имеет свой стиль. А желтый цвет, преобладающий здесь, это цвет безумия, что отлично подходит нашей истории. Конечно, порекомендовать стоит книгу, но 'не каждый, не всегда и не везде', поэтому советую оценить сериал. Сюжет с каждой серией так сильно 'накаляется', что комедия превращается в настоящий триллер и трагедию. Если обобщать, то 'Уловка-22' достаточно грустное произведение. Здесь происходят достаточно пугающие вещи, художественным образом доведенные до абсурда. И вот этот нервный смешок, когда всё очень плохо, что даже смешно, и есть комедия 'Уловки-22'.
Джордж Клуни относится к той категории кинематографистов, которые из хороших актеров стали не менее хорошими режиссерами. И на его деятельность как режиссера явно наложило огромное влияние творчество братьев Коэн, чему явным подтверждением является мини-сериал 'Уловка-22' (Catch-22, 2019), поставленный по одноименному роману Джозефа Хеллера.
Самое точное описание сериала - антивоенная сатира. В 'Уловке-22' военное командование состоит сплошь из выслуживающихся дураков и недотеп, среди рядового состава (помимо главного героя) попадаются очень примечательные личности, да еще и сыграны все эти герои превосходно! Я молчу уже про недалекого генерала в филигранном исполнении Джорджа Клуни (фамилия его персонажа переводится с немецкого как 'тупоголовый'), или прямолинейных и наглых командиров подразделения в исполнении Кайла Чандлера (здесь он как нельзя к месту и очень органично вписывается в антураж 1940-ых) и Хью Лори ('Доктору Хаусу' здесь принадлежит одна из самых смешных сцен сериала). Вообще, все эти начальники (полковники, майоры) здесь - это олицетворение абсурдности военной бюрократической машины. Хочется похвалить Дэниэла Дэвида Стюарта в шикарной роли предприимчивого 'начальника столовой' Майло (а был ли в сериале персонаж харизматичнее и смешнее него - не уверен) и забавного Майора Майора Льюиса Пуллмана, который своим примером олицетворяет всю глупость решений командования, боящегося получить нагоняй от начальников с большими звездами. Да и пожалуй, наверное каждый знает, что в любой армии мира есть свои приколы, глупые указания, бессмысленные приказы и весеоые истории. 'Уловка-22' - не просто комедия положений, а лучшее высказывание на эту тему.
Что же касается главного героя Йоссариона в исполнении Кристофера Эббота - так он и есть главная антивоенная составляющая проекта. Он привносит в сериал неописуемый ужас битвы, параноидальный страх за свою жизнь и даже находится в некоем развитии, превращаясь из зеленого призывника в профессионального бойца, попутно пытаясь поскорее покинуть ряды вооруженных сил. При этом если примерно половину сериала он скорее раздражал как законченный трус и эгоист, напрочь лишенный каких-либо патриотических чувств и руководствующийся принципом 'своя рубашка ближе к телу', то к концу действия герой реально вызывает зрительские симпатии.
И это все при том, что весь действительно смешной юмор заключается именно в диалогах, поэтому даже разговорные сцены (которые разбавляются не очень длинными, но по масштабу сравнимыми с большим Голливудом экшен-эпизодами) отнюдь не утомляют.
Отдельно хочется похвалить прекрасный визуальный ряд проекта. Сочная картинка, по качеству сравнимая с многобюджетными блокбастерами, красивейшие виды военной Италии, закаты, море, горы - от просмотра можно получить чистое визуальное эстэтическое удовольствие. Да, война здесь прилизанная и немного глянцевая, а американские солдаты в перерывах между вылетами балуются пивом и десертами (когда наши красноармейцы хлеб из опилок ели), но ведь таковой и была война для американцев, которые 'героически победили', начав активные боевые действия уже после коренного перелома, который наши организовали в Сталинграде.
В итоге этот комедийный проект смотрится буквально на одном дыхании, благо сериал довольно компактный и насыщенный действием. Возможно, он не просто веселит, но и привносит какое-то успокоение, заставляет на, казалось бы, очевидные вещи посмотреть другими глазами. А это в нынешнее тревожное время даже полезно. Спасибо за это, мистер Клуни.
Сериал «Уловка-22» — экранизация знаменитого одноименного романа Джозефа Хеллера. Главные герои — американские военные, проходящие службу на средиземноморской базе ВВС США во время Второй мировой войны.
Действие выстроено вокруг офицера-бомбардира Джона Йоссариана. Молодой человек не хотел служить в армии, но волею судеб оказался в рядах вооруженных сил. Более того, он вынужден ежедневно рисковать жизнью, совершая боевые вылеты на немецкие позиции в Италии. Лейтенант Йоссариан и его боевые товарищи стремятся выполнить норму вылетов, чтобы поскорее отправиться домой. Вот только командование норму постоянно увеличивает.
Джон Йоссариан — совсем не герой. Он боится за свою жизнь и искренне не понимает, почему должен воевать. Ему даже приходит мысль имитировать безумство. Но тут в дело вступает та самая уловка «Уловка-22»: если военный сознает грозящую ему опасность, то он сумасшедшим быть не может; ну а настоящего безумца нельзя отправить домой без заявления, что он сошел с ума, но написать его способен только здравомыслящий человек.
Жизнь Йоссариана и его товарищей состоит из множества парадоксов. Несмотря на войну, некоторые сослуживцы и командиры затеяли бойкую торговлю с немцами. А обычного сержанта повысили до майора из-за путаницы в документах.
«Уловка-22» — радикальный антивоенный манифест. Роман и сериал демонстрируют всю бессмысленность войны. Армия в этих произведениях показана как прибежище карьеристов, идиотов и мерзавцев.
В сериале снялись настоящие звезды. Джордж Клуни играет тупоголового полковника Шайскопфа, муштрующего и унижающего подчиненных. Хью Лори предстал в роли надменного майора де Каверли, которому плевать на войну и смерть людей. Главная роль — Джона Йоссариана — досталась Кристоферу Эбботу, причем сыграл он блестяще. Из молодых актеров также хочу отметить Дэниела Стюарта, исполнившего роль пройдохи Мило.
Сериал по-настоящему удался. «Уловка-22» удачно балансирует между душераздирающей драмой и черной комедией. Причем киноработа не скатывается в глупую и примитивную антивоенную агитку, чем грешат фильмы и сериалы подобного рода.
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас»
Давайте сначала разберемся, что значит этот термин «уловка-22». Это ситуация, возникающая в результате логического парадокса между взаимоисключающими правилами и процедурами. Если изъясняться проще- это значит поставить человека в такую ситуацию, которая исключает саму себя. А теперь к сюжету сериала.
Вторая мировая война. Италия. Главный герой- молодой лейтенант Джон Йоссариан (или просто Йо-Йо), бомбардир ВВС США, практически выполнил свою квоту миссий, дабы отправиться домой, выйти в запас. Но преградой встает полковник Кошкарт, который повышает квоту (и с каждой серией все больше). Йо-Йо доходит до точки кипения и хочет через врача своей военной базы комиссоваться по здоровью. И вот тут вступает 'уловка-22'.
Получается сериал о трусе Йо-Йо? Нет. Это произведение о человеке, который является жертвой своего государства. Не повышай квоту, лейтенант отправился бы домой в тот срок, который изначально ему был поставлен. Так какова же идея сериала? Идея заключается в том, как бюрократия губит людей на полях сражения. Для неё молодой офицер-летчик, это не больше, чем пушечное мясо.
Сериал изобилует абсурдным юмором. Взять например сержанта Майора Майора, это уже абсурд, так еще ему дают звание майор, за его имя. Или во время боевых вылетов, когда солдаты начинают вести себя карикатурно. 'Уловка-22' вообще умело жонглирует абсурдом с бойней, происходящей на экране (не забываем, что речь идет о Второй мировой войне). Этот мини-сериал близок по своему духу и стилистике к произведению Стэнли Кубрика 'Цельнометаллическая оболочка'.
И в такой картине куда без киноязыка. Цветовая гамма, симметрия в определенных моментах (что уже выглядит как оммаж Кубрику) и конечно внутрикадровый монтаж, а именно 'наезд' (когда кажется, что камера резко приближается к лицу персонажа мизансцены).
Кристофер Эбботт (в роли Джона Йоссариана) отлично пришелся ко двору. Вся экспрессия, показанная им, воодушевляет. А дуэт Кайла Чендлера (полковник Кошкарт) и Кевина О’Коннора (подполковник Корн) умудряется как создавать комически-абсурдные ситуации, так и концентрировать всю нашу ненависть к ним. Так же в сериале присутствуют Хью Лори и Джордж Клуни.
По итогу мы получаем отличное трагикомическое произведение. Если вы любите абсурдный юмор, хорошую драму и Стэнли Кубрика, то бегом смотреть. А от меня
Немногие смотрели этот сериал в России - но мне кажется, многие должны посмотреть. Он может понравиться даже тем, кто принципиально не переваривает Америку и американцев, ведь, по крайне мере, первый сезон (я понятия не имею, будет ли второй) - это чистая антиамериканская агитка, причем смешная, находчивая и местами жестокая.
***
Меня лично очень смутило своеобразное несовпадение описания данного сериала, которое можно увидеть на различных сайтах, с его истинной сущностью. Может быть, виновато мое восприятие, но я ожидал комедии. Но получил этакую черную трагикомедию.
Главный герой действительно пытается сбежать из армии, а ему (и всем на базе) постоянно повышают количество миссий, необходимых для демобилизации. Но это скорее некий стержень, на который нанизываются маленькие сюжеты, каждый из которых зачастую интереснее и пронзительнее основного. Этим сериал немного напоминает классический ситком - в начале серии кажется, что сюжет куда-то двигается, но к концу все опять возвращается на свои места и начинается заново со следующей серии.
В сериале засветился режиссер пары его серий - Джордж Клуни, в роли командующего, в первой же сцене задающего тон всего сериала. И надо признать - задающего отлично. А еще в небольшой роли засветился Хью Лори. Остальные актеры - уровнем пониже, но стараются и вывозят очень многие сцены, которые настолько абсурдны, что не всегда понимаешь, а как бы среагировал в таком случае ты.
Ну и конечно невозможно не отметить музыкальное сопровождение - джазовые вещи того времени, посвященные полетам. Любителям аутентики придется по вкусу - хотя я чуть более чем уверен, что выбирались все-таки более менее известные вещи.
«Это ведь беспроигрышный трюк — гордиться тем, чего следует стыдиться, — на нем еще никто не споткнулся.»
О чем сериал?
После того, как Йоссариан (Кристофер Эббот) завершает учебный лагерь - под буйным надзирателем Шайскопфом (Джордж Клуни) - его отправляют на остров Пианоса, недалеко от материковой части Италии, где он присоединяется к 256-й эскадрилье военно-воздушных сил США. Спустя некоторое время Йоссариан начинает свои тщетные попытки избежать дальнейшей службы, желая поскорее вернуться домой живым. Но каждый раз необходимое количество боевых вылетов только увеличивается, количество друзей уменьшается, а Йоссариан все также ненавидит вышестоящее руководство.
Мои впечатления.
Сериал красиво снят, сценарий вдумчиво написан, а актеры очень хорошо сыграли. Относительная неизвестность лиц большинства актеров (для меня, по крайней мере), а также замечательный саундтрек из песен 40-х годов XX века позволяют с легкостью нырнуть в историю с первых же секунд. Основанный на знаменитой (как я узнал уже во время просмотра сериала, как это часто бывает) новелле американского прозаика Джозефа Хеллера, сериал уже имеет сильную базу для цитирования. Некоторые из цитат этого романа я неоднократно встречал в массовой культуре, даже песня любимой мной группы Rise Against начинается строками из этого романа. И для меня это оказалось одним из главных преимуществ этого сериала, диалоги прописаны замечательно, некоторые из фраз надолго отложатся у меня в памяти. Обычно после просмотра сериала/фильма, основанного на каком-то популярном романе, у меня не появляется желания прочитать первоисточник, напротив, я чувствую удовлетворение будто я только что прочел всю книгу за пару часов. И это первый раз за очень долгое время, когда сериал вызвал у меня прямо противоположное желание. Уже заказываю себе эту книгу.
«Уловка-22» - киноаттракцион, заставляющий испытать всю палитру эмоций. Это комедия, неожиданно для меня перешедшая в драму, а затем снова в комедию. Признаться, мне редко попадаются более неоднозначные сериалы. Главный герой здесь - персонаж, который попеременно вызывал у меня чувство сострадания, симпатии, отвращения, ненависти и понимания. Понимания его человеческой природы, характера его поступков, его страха перед ужасами войны. И, наверное, именно благодаря этой постоянной чехарде эмоций я и влюбился уловку-22 всего за каких-то 6 серий.
Враг - любой, кто способен тебя убить, независимо от того на чьей стороне ты воюешь
Вроде бы комедия, но от неё хочется выйти в окно еще сильнее, чем от 'Рассказа служанки'. Оба сериала, к слову, выпущены платформой HULU.
Правда 'Рассказ служанки' - драматичная гротескная антиутопия, где наиболее болезненно воспринимаются сцены с воспоминаниями Джун о том, как все жили буквально несколько месяцев назад и не ценили простые человеческие свободы.
В этом плане 'Уловка-22' - куда ближе к реальности и смотрится жестче.
Во-первых: это не альтернативная реальность, это история солдата, который в последние месяцы Второй Мировой старается элементарно выжить. И мы, как зрители, знаем, что война подходит к концу. А главный герой только надеется на это, но чем сильнее надежда и чем светлее его мотивы, тем беспрогляднее окружающая реальность.
Во-вторых: 'Уловка' в целом про нас, про жизнь любого человека, в любое время, в любом месте и любых обстоятельствах. Четыре с половиной часа нам показывают иллюстрацию к наболевшему мему про 'Кто-то мне советует выйти из зоны комфорта? Да, блин, дайте, для начала хоть раз в ней оказаться'. Здесь бесконечная гонка за номером вылетов, которого никогда не достичь, как никогда не достичь чего-то стабильного в жизни. Здесь систематически происходят ужасные и непоправимые вещи, которые вышли из совершенно безобидной заботы о ближнем или простого желания поступить правильно. Здесь идет постоянная трансформация Йоссариана, но не как героя мифа, которые преодолеет 33 испытания и станет лучше, а как обычного человека, кто просто старается найти смысл во всем происходящем и выжить любой ценой.
В середине сюжета (кажется на четвертой серии) я поняла, что люблю Джорджа Клуни как режиссера, буду болеть и надеяться на то, что Уловку отметят всевозможными сериальными наградами и про неё узнает как можно больше зрителей, а еще что мне хочется найти автора книги/сценария и заставить его переписать все и прекратить это издевательство над главным героем намного раньше. У меня в принципе самые любимые истории - те, которые оставляют после себя жгучее желание обнять героя и молча с ним посидеть, переваривая произошедшее. Вот тут, уже в середине истории я готова была отдать все деньги мира, чтобы только герою дали улететь домой из этого ада. Но да, конечно, улетит он пораньше..
Шёл 2019 год, но некоторые люди всё ещё использовали слово 'жанр'. Для таких людей 'Уловка-22' стала чем-то неописываемым, потому что нельзя сказать, какой тут 'жанр'.
Как назвать 'жанр', который повествует о том, как человек на войне пытается избежать боевых вылетов? Комедия? С одной стороны да, ведь количество и изобретательность ухищрений, на которые он идёт, уморительно веселы. Но тогда как быть с кровью, ужасом и кишками, которые нет-нет, да и светят в кадре? Тогда, может быть, военно-патриотический фильм? Но тогда как объяснить, что чем выше чин, тем бОльшим дураком он выставлен? Может, подойдёт 'драма'? Ведь так и есть - герой пытается бороться с подонками, защищает женщин, есть глубокие романтические линии... Но всё вместе - это такой винегрет, что лучше бросить попытки вписать это в какие-то рамки.
Есть момент, и в нём надо жить. А чтобы жить - надо придумать, как выжить. Есть ли на войне сумасшедшие? А есть ли на войне не сумасшедшие? Стрелять в себе подобных - это ли не сумасшествие? Или это долг? А отлынивать от боевых вылетов- это измена? Или трезвый ум?
Бонусом идёт отличная приятная музыка, которая идёт прекрасной заправкой к этому безумию, по-настоящему дающая почувствовать вкус к жизни.
7 из 10
Это отличный нетривиальный мини-сериал. Разносторонний и талантливо снятый, заставляющий удивляться и задумываться. Он скорее всего стоит вашего времени.
Особенно хорошо сериал зайдёт людям, у которых весь западный мир очерняет СССР. Наконец-то им дали сериал, где унижают честь и достоинство армии вероятного противника!
Война! Ах, сколько ужаса в этом слове. Самая страшная глава ХХ века связана именно с ним. Всегда очень сложно слушать рассказы о Второй мировой войне, ведь не было в истории такого скопления тяжёлых событий, связанных в одну непрекращающееся месиво. К моему счастью 'Уловка-22' показывает эти печальные события с не очень печального ракурса.
Сериал основан на одноименном романе Джозефа Хеллера 1961 года. Сразу скажу, что книгу не читал, оцениваю сериал, как отдельное произведение. Лицом сериала стал Джордж Клуни. Он не только предстает перед зрителем, как один из ключевых персонажей, но также является продюсером и режиссером некоторых эпизодов. Тут может затаиться тревога. Как режиссер Клуни не показывает стабильности и имеет в своём багаже, как успешные ленты, так и провалы. Но в этот раз всё удалось (возможно не всё,) и сериал вышел на славу.
Главным героем является молодой парень по фамилии Йосcариан (он же Йо-Йо), который проводит свою службу на борту бомбардировщика. Парень категорически не видит ничего хорошего в военной службе, и пытается отслужить свой долг побыстрее. Но вот незадача, полковник Кэткарт (замечательно сыгранный Кайлом Чандлером) всячески оттягивает конец войны для Йо-Йо. Именно с этого начинаются дальнейшие злоключения главного героя (а точнее вокруг него). Вообще все приключения героев носят довольно комический характер (конечно настолько, насколько позволяет тема). Персонажи в основном комично-карикатурные, но от этого не менее живые. В целом, это сериал о людях и их историях (как бы затасканно это не звучало). Но люди здесь очень гармонично вписаны в историю и декорации. А это для подобного произведения невероятно важно. Вспомните сколько вообще существует комедийных произведений про Вторую мировую (кажется очень мало). 'Уловка-22' хоть и довольно драматичное по своей сути произведение, но выстроена на комедийных рельсах. В сериале очень мало места войне, как и в сердце главного героя. Все события говорят о том, что войне нет места на Земле (единственный кому помогает война Милоу Миндербиндер, одна из жемчужин истории). Произведение крайне антивоенное. А все его комедийные, философские, меланхоличные и драматические составляющие отлично на это работают.
Очень радует небольшая продолжительность сериала. Он не успевает надоесть, но при этом персонажи успевают раскрыться (те персонажи от которых это требуется). Сериал имеет замечательную стилистику, свою собственную, уникальную. А актерский состав просто сногсшибательный (чего стоит только Хью Лори). Конечно без недостатков не обошлось. Некоторые герои всё же излишне карикатурные, а полёты над полем боя не чувствуются устрашающе.Кроме того, сериал явно не метил так высоко, как создатель книги (всё же книга входит в фонд мировой классики). Но это не так уж важно, ведь произведение удалось.
'Уловка-22' - это уникальный антивоенный сериал, который понравится как любителям темы 'Войны', так и тем, кто её ненавидит. Ненапряжное произведение, которое держит у экрана своей непринуждённостью, с блистательным актёрским составом и очень серьёзным и хорошим посылом.