Впервые за почти 2 года мне довелось выйти в кинотеатр, и поводом для этого стал выход рождественской серии сериала 'Доктор Кто' - 'Дважды во времени'. Я разберу эту серию по частям. Без спойлеров!
Сюжет, сценарий. Так вышло, что Двенадцатый Доктор не захотел регенерировать, и совершенно случайно встретился с Первым Доктором на Южном полюсе... И с капитаном, попавшим сюда каким-то чудесным образом... Первый Доктор попадает в ТАРДИС к Двенадцатому, и в плохом смысле слова удивляется обстановке своего будущего воплощения. Два Доктора попадают в совместные комические ситуации насчёт своего прошлого и (или) будущего. Это меня порадовало. Не меньше меня шокировало происхождение капитана (Об этом зритель пусть сам узнает, я даже охнул от удивления). Понравилось и связь серии с одним историческим событием...
Кратко: Практически невозможно описать без спойлеров, на сколько это прекрасно. Серия - самая лучшая.
Техническая часть. Это был последний для Стивена Моффата сценарий, последняя для Питера Капальди серия. Я даже запечатлил момент, как с регенерацией Капальди (это не спойлер, потому что ещё в трейлере показывается эта сцена, и для самих фанатов это очевидно) уходит целая эпоха... Моффат сделал своё дело, чуть не вызвав у меня слезу от ухода Капальди. Серия вышла хорошей также благодаря Рэйчел Талалэй, режиссёру, которая в будущем ещё будет работать с сериалом... А ещё серия закончилась на самом интересном месте.
Кратко: Прекрасная работа, шедевр. Заинтриговали сильно концовкой сериала.
Краткий вывод: Серия вышла простой идеальной в том плане, кем оказались враги Доктора. Также радует появление и реконструкция старых сцен 'Десятой планеты', ТАРДИС Первого Доктора... Моффат сделал своё дело.
Замечаю за собой любопытную вещь: те регенерации, которые я наблюдаю в онгоинге, воспринимаются мною как нечто ненастоящее. Вот привычное лицо Доктора навсегда исчезает в бушующем золотистом пламени, но отчего-то тебе не перестаёт казаться, что всё это понарошку, и спустя несколько месяцев ты, как ни в чем ни бывало, вновь увидишь всё того же человека за панелью управления ТАРДИС. Ты словно присутствуешь на опознании тела и отказываешься видеть в этом холодном молчаливом лице того, кого ты знал и, возможно, любил. Но со временем осознание приходит. Не сразу — постепенно, медленно оседая, точно пепел.
Когда человек умирает, так или иначе меняется представление о нём. Новость о его кончине по принципу домино перестраивает одно воспоминание за другим, тем самым перекраивая устоявшийся в сознании образ. Цветные кадры из памяти постепенно превращаются в чёрно-белые, пока разум окончательно не примет простой, но ужасающий факт: всё кончено, его больше нет. Примерно то же происходит и при регенерации Доктора: уход Питера Капальди я в полной мере осознал лишь после второго просмотра серии.
Последнее путешествие нашего героя обещало поставить жирную точку в конце уходящей эпохи. Приключенческая завязка сюжета, приправленная остроумным юмором Моффата, заведомо настраивала на американские горки в духе «Конца времени» или «Времени Доктора», ведь, казалось, иначе и быть не может: это же Стивен Моффат, уж он-то напоследок должен разгуляться по полной! Но нет.
Вместо пышного банкета с бесконечным количеством гостей и яркой развлекательной программой мы получили относительно скромный, но уютный праздничный ужин в узком семейном кругу. И это ни в коем случае не плохо. Эпизод получился именно таким, каким он должен быть. Это не второе «Время Доктора»: здесь нет злодеев, нет жертв, нет интригующего противостояния — всего этого здесь и не нужно. «Дважды во времени» во многом походит на жизнь, а в жизни не всегда находится место для зла, особенно в день Рождества. В этот день Доктору не нужно бороться ни с кем, кроме себя самого. И, как заметила Билл, Доктор не является единственным источником добра во вселенной.
На этой почве здорово раскрываются излюбленные Моффатом пацифистские мотивы, которые, на мой взгляд, являются одной из самых прекрасных составляющих «Доктора Кто». Основанная на реальных событиях сцена примирения британских и немецких солдат по уровню эмоциональной насыщенности, на мой взгляд, ничуть не уступает прощальному перформансу Капальди. Это прекрасный антивоенный гимн, плавно переходящий в проникновенную лебединую песню Двенадцатого Доктора.
Многие зрители критикуют финальную сцену за зеркальное отражение регенерации Десятого, и с этим сложно не согласиться. Но есть во всём этом один замечательный момент, трогающий меня до глубины души — последние слова Двенадцатого. Нашему герою понадобилось более тысячи лет, чтобы из Доктора, который не хочет уходить, превратиться в Доктора, который готов отпустить самого себя. И мы должны сделать то же самое — отпустить прошлое, дав дорогу будущему.
Я всегда был одним из тех, кто желал увидеть женщину в роли Доктора, и посему мне сложно понять возмущение хейтеров. Уже с первых секунд Джоди Уиттакер покорила меня своим преисполненным ребяческого восторга взглядом, тем самым вырисовывая приблизительный набросок характера своего персонажа. Им с Крисом Чибнеллом предстоит пройти свой тернистый путь к признанию, но я уверен, что в конечном счёте у них всё получится.
К 60летию любимого сериала! Doctor... I let you go.
Прощание с каждой эпохой Доктора - это всегда непросто. Понимаешь конечно же, что история продолжается, this song is ending, but the story never ends..., но осознаешь, что дальше все будет иначе. И ты прощаешься с любимым героем, не зная увидишь ли ты его в дальнейшем. Дважды во времени - как раз такой эпизод.
Двенадцатый Доктор, получив тяжелые ранения в битве с киберлюдьми и устав от своей бесконечно долгой жизни, отказывается регенерировать и меняться. Он оказывается на Южном полюсе, где встречает... свою самую первую инкарнацию, Первого Доктора. Он также получил ранения в битве с киберлюдьми и тоже не хочет регенерировать. В результате возникшего временного парадокса время останавливается и на том же Южном полюсе оказывается капитан Первой Мировой Войны, за которым начинают охотиться необычные создания из стекла.
Это не просто последний эпизод эпохи Доктора, в нем раскрыт еще одни из лучших моментов, которые бывают в сериале - это встреча Доктора с самим собой. Не раз такое было и в классическом сериале, а в возрожденном ньюскуле это событие встречали с огромным предвкушением и воодушевлением. Но здесь не просто встреча двух Докторов - это встреча Доктора олдскула и Доктора ньюскула. Это весьма значимое событие - когда можно не только посмотреть различие между двумя героями, но и между двумя сериалами. Вспоминаешь, как раньше Первый Доктор витиевато изъяснялся и называл Тардис совсем по-другому (да и особенности эпохи 60х были совсем другими ), а Двенадцатый возмущается, когда предшественник думает что он выглядит старше, и в придачу выдает пару спойлеров... Всегда здорово наблюдать за взаимодействие двух разных Докторов - и всегда очень смешно!
Актерский состав как всегда великолепен! Питер Капальди напоследок выдает просто мощнейшую игру - да чего спорить, у него наверное было больше драматических эпизодов, чем у остальных. Двенадцатый Доктор, проживший еще и дольше всех предшественников (стоит учесть время в Ниспосланном с небес), больше не хочет меняться, он просто хочет покоя и тишины. Но тут появляется самый Первый Доктор, которого нужно убедить регенерировать, да еще и капитан Первой Мировой, которого нужно спасти от стеклянных пришельцев... В общем, моральная и этическая дилемма подождет, пока Доктор всех спасет.
Возвращение Первого Доктора было невероятным сюрпризом - не ожидала вообще увидеть его в возрожденном сериале (все же Уильям Хартнелл скончался еще в 1975 году). Но решение было найдено благодаря докудраме 'Приключение в пространстве и времени', посвященной первым годам классического сериала, где Хартнелла сыграл Дэвид Брэдли. Он же и исполнил роль Первого Доктора здесь и проделал отличную работу, представив его именно таким, каким он был в самом начале - серьезным, несколько ворчливым, гордым, внимательным, но все еще тем самым Доктором, которого мы любим и которым восхищается уже 60 лет... Возвращается в сериал и один из сценаристов (который подобно Дэвиду Брэдли уже появлялся в сериале в качестве героя) - это Марк Гэтисс. Он сыграл капитана, который только что был в траншее во Франции на полях Великой Войны, как вдруг оказывается на Южном полюсе, в компании двух странных людей и отправляет с ними в невероятное путешествие. Приятно было видеть возвращение Билл Поттс (Перл Маки) и Нардола (Мэтт Лукас) - их появление было невероятно милым и трогательным; как и появление еще одного важного персонажа - думаю тогда прослезились все...
Прощание с Доктором - это всегда невероятно эмоционально. Ведь ты не только прощаешься с главным героем (понимая что его преемник будет совсем другим), но и с самой его эпохой (которая также изменится в дальнейшем), будто прощаешься с любимым сериалом. Поэтому все последние эпизоды так душераздирающе... прекрасны. Все же, эти последние сцены с Двенадцатым, где он размышляет о том, стоит ли ему идти дальше, и дает наставления следующему Доктору - каждый раз пробивает меня на слезы. Поэтому финал Двенадцатого я ставлю в один ряд с финалом Десятого - все-таки эти два прощания сильнее прочих выбивают меня из колеи. До свидания, Двенадцатый Доктор! До новых встреч!