Мартин Скорсезе в молодости был еще 'хуже' - еще более одержимым кино и откровенностью. Основываясь на тематической интерпретации 'Бонни и Клайда' он разжигает историю о личностной борьбе и непринятии складывающихся устоев. Исследование о причинах социопатии и ее последствиях. Ну а Дэвид, сравниваемый режиссером не то с Иисусом, не то с Варравой выдает одну из лучших своих ролей в карьере.
Буквально в первые десять минут Скорсезе показывает зрителю весь свой внутренний напалм. Обратите внимание на достаточно простую сцену - Берта забирается в идущий на ходу товарняк. Ничего особенного, только вот присмотритесь со скольких ракурсов все было снято. Заметьте, как безукоризненно все смонтировано и как сочетаются крупные и общие планы. Причем в этой же десятиминутке мы увидим стремительную сцену соблазнения - Кэрредину не потребуется времени, чтобы сводить героиню Барбары Херши в ресторан, а она не станет долго раздумывать. Быстро и прозаично. Но таков Скорсезе - он еще и не забудет полностью раздеть перед зрителем Барбару. У нее была красивая молодость. И я прекрасно понимаю задор Скорсезе.
Далее все будет гораздо более прозаично и предсказуемо. Не стоит забывать, что продюсером этого фильма был Роджер Кормен, который давал ход многим, но и требовал соответствия определенному стилю. Но и тут Скорсезе умудряется добавить жесточайший эпизод с расстрелом профсоюзных активистов гангстерами, при полном содействии полиции.
Впрочем, брутальный финал выпустит весь внутренний заряд напалма. Так и запомню на всю жизнь - мужественный Берни Кейси, выдавший лучшее актерское исполнение в карьере на бис, растрепанная Херши и одухотворенный Дэвид. Насколько тут не ожидался библейский подтекст, настолько же Мартин угадал во всем. Получилось очень эффектно.
На мой взгляд ключом к фильму является сцена встречи героя Кэрредина и руководителя железной дороги. Уверенный в себе мужчина начинает цитировать Нагорную проповедь, а Кэрредин показывает, что понимает о чем идет речь завершая цитату. Но он не слишком точен. Смутившись и оправдываясь он может лишь указать на свой пистолет, добавив - 'Это моя Библия'. Таким нехитрым способом мы получаем не только отсылку к доброму Джулсу из 'Криминального чтива'. Мы получаем глобальный конфликт мировозрения главного героя, не позволяющий возможности путей к спасению. А цитата ведь такова: 'Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут' (Матф. 6:19-20).
После того, как на глазах Берты по вине своих же работодателей погиб отец, девушка, оставшись без кормильца, отправилась колесить по стране. Потом будет тюрьма, побег и жизнь вне закона. Но всё это легко и как-то даже играючи, ведь эти ребята не считают себя преступниками - они просто хотят быть свободными в несвободной стране.
Простенький и довольно незамысловатый фильм, который во многом делает по-своему наивная и обаятельная Барбара Херши.
Отдельно стоит отметить карточного шулера (Берни Кейси) - сначала перед нами трус, неудачник и вообще безвольный человек, но ближе к финалу он уже стоит в дверях, готовый стрелять с обоих рук, и это уже не тот зашуганый слабак, который готов был спрятаться под стол, стоило кому-нибудь даже повысить на него голос.
Наиболее яркое впечатление оставляют сцены ограблений, снятые не без доли иронии и с любовью к главным персонажам.
Второй полнометражный художественный фильм Мартина Скорсезе (первый - 'Кто стучится в дверь ко мне?') совместил в себе множество жанров, но не один из них не был доведен до совершенства. Фильм объединил в себе криминальную, семейную и политическую драму, снабдив все это бросающимися в глаза библейскими отсылками. Таким образом, режиссер практически заложил данным фильмом предпосылки для развития всего своего дальнейшего творчества, ведь, как мы знаем, криминальная драма и религиозная тематика - основные элементы фильмографии выдающегося постановщика.
Действие фильма 'Берта по прозвищу Товарный вагон' происходит в США во времена Великой депрессии. Тяжелые времена и отсутствие денег вынуждают профсоюзного активиста Билла Шелли (Дэвид Кэрредин) ступить на дорожку криминала, став главой банды, занимающейся ограблением поездов. Так он получает прозвище Дылда и любовь Берты Томпсон (Барбара Херши), девушки из маленького городка в Арканзасе с воровским прозвищем Товарный Вагон. Отец Берты разбился на самолете-кукурузнике, выполняя задание своего нанимателя, который проигнорировал сообщение рабочего о неисправности самолета. Он умер на глазах дочери, которая после этого случая стала не слишком жаловать зажиточных капиталистов, плюющих на всех, кроме самих себя.
Бюджет фильма составил меньше миллиона долларов (шестьсот тысяч долларов, если быть более точным), поэтому Скорсезе не сумел показать визуальных панорам той эпохи, в которую поместил свою историю. Дефицит бюджета чувствует при просмотре ленты, в которой есть некоторые моменты, где большое его количество действительно необходимо. К примеру, очень плохо выглядит сцена крушения самолета, которой могло бы вовсе не быть в сценарии. Ее попросту могли бы заменить на автомобильную аварию или еще что-то менее затратное. Вместо этого сделан довольно грубый монтаж того, как Берта смотрит на самолет в небе, а после - на его обломки, которые представляют из себя лишь горящую фанеру.
История о людях, которые из-за плохого состояния дел в стране должны воровать и грабить, выглядит достаточно простой и незамысловатой, но уже имеет некое подобие собственного повествовательного стиля, а также не слишком однобока. Скорсезе явно не желал сделать из этого фильма шедевр, а лишь оттачивал на нем свое мастерство. Персонажи практически нечем не отличаются друг от друга - как главные, так и второстепенные. Вплетенные второстепенные сюжетные линии, не привлекающие на себя много внимания, едва срабатывают в контексте данного фильма. История, рассказанная в фильме, вроде бы реалистична и правдива, но до конца вжиться в мир Америки 1920-х и прожить историю вместе с героями не удается. Виной тому слишком гиперболизированное зло в виде представителей органов власти, ни один из которых за весь фильм даже не усомнился в правильности угнетения рабочих, большинство из которых ничего противоправного не совершали. Главные герои ленты, банда грабителей поездов, стали совершенно уверенными в своей правоте как раз после того, как лицезрели весь беспредел, совершаемый властями.
После выхода на экраны дебютной картины «Кто стучится в дверь ко мне?», Мартин Скорсезе в начале 1970-х взялся за постановку своего второго фильма - «Берта по прозвищу „Товарный Вагон“». Это была история реальной преступницы США начала XX века, промышлявшей грабежами и разбоями.
На первый взгляд, может показаться, что это не скорсезовское кино. И действительно, здесь нет так горячо любимого режиссёром Нью-Йорка, нет Харви Кейтеля в главной роли. Да, фильм связан с криминалом, но время действия - Америка после Великой Депрессии. К тому же Мартину пришлось работать по чужому сценарию (а значит, не он является автором произведения). Однако, даже будучи приглашённым студией режиссёром, Скорсезе всё же умудрился сохранить свой режиссёрский почерк. В частности, помимо эстетики насилия на экране и фоновой рок-н-ролльной музыки Скорсезе по-прежнему одинаково показывает интимные сцены, чередуя крупные планы с деталями. Но были так же и изменения, которые в последствии, не раз использовались в будущих фильмах Мартина.
Во-первых, «Берта по прозвищу „Товарный Вагон“» получился первым фильмом Скорсезе, основанном на реальных событиях («Бешеный бык», «Авиатор», «Волк с Уолл-Стрит»).
Во-вторых, тема с женщиной в главной роли, будет продолжена у Скорсезе в фильме «Алиса здесь больше не живёт» (который, как и «Берта…» так же считается нетипичным для Скорсезе).
В-третьих, сюжетный ход, связанный с распятием одного из главных героев в «Берте…», будет повторен в фильме «Последнее искушение Христа». Вообще если смотреть шире, тема религии в целом, и католичества в частности, так, или иначе, практически всегда будет затрагиваться в работах Мартина.
Сюжет фильма «Берта по прозвищу „Товарный Вагон“» не блещет какими-то либо неожиданными развязками, оставаясь, в целом, простой историей. Приятно было видеть, как развивается на экране персонаж Барбры Хёрши - из робкой девушки она превращается со временем в отважную женщину, грабящую товарные поезда вместе с возлюбленным - профсоюзным лидером Биллом Шелли (Дэвид Кэрредин). Бытует мнение, что интимные сцены между ними в кадре не совсем постановка (учитывая, что актёры на тот момент состояли в связи). Во всяком случае, «химия» между ними чувствовалась, и это пошло на пользу картине. А вот с персонажем Барри Праймуса случилось то самое «чеховское ружьё» - не желавший пользоваться огнестрельным оружием налётчик всё же решается прибегнуть к нему в кульминационном моменте.
В принципе, картина «Берта по прозвищу „Товарный Вагон“» получилась неплохой. Но то ли дело было в малом бюджете (плюс съёмки заняли всего 21 день), то ли в самом отношении продюсеров и Скорсезе к теме (с выходом на экраны в 1967 г. гангстерской баллады «Бонни и Клайд» спрос на подобные фильмы повысился) - лента о Берте-Товарный Вагон получилась фильмом класса «Б» (со всеми вытекающими). Тут вам и искусственная кровь ало-красного цвета (такую использовали в гонконгских боевиках 70-х), и неестественно отлетающие от выстрела дробовика люди. Кое-где Скорсезе удалось выйти из положения при плохом финансировании - посмотрите сцену гибели в авиакатастрофе отца Берты, и как с помощью монтажа (быстрой череды кадров) автор донёс ужас ситуации без взрывов самолёта.
Как итог, не самая выдающаяся картина (его первый цветной фильм, между прочим) от великого Скорсезе воспринимается как проба пера, не более.
'Берта по прозвищу «Товарный вагон»', является вторым по счету полнометражным игровым фильмом Мартина Скорсезе. Как говорится, лучший процесс обучения, это практика. Данный фильм является идеальным примером, подтверждающим данное утверждение. Гениями, как говорится, становятся не сразу.
Первое, что, грубо говоря, бросается в глаза это совершенно незамысловатый и даже слегка наивный сюжет. Но в своем большинстве, все фильмы Скорсезе не блещут внезапными сюжетными поворотами и непредсказуемыми концовками. Взять к примеру 'Таксиста' или 'Славных парней'. Стало быть Скорсезе уже знал 'что' он хочет снимать, но был не подготовлен к тому, чтобы выдать качественное 'как'.
Игру актеров также оставляет желать лучшего. Выиграшнее всех смотрится Барбара Херши, но, стоит признать, только в силу своего типажа.
Из хороших сторон фильма можно отметить хорошую операторскую работу. Декорации также на уровне. На экране зритель уже с первой сцены видит очерненные Депрессией Соединенные Штаты. Местами это слегка смято, но это в силу небольшого бюджета.
При всей, казалось бы, простоте, в фильме отчетливо прорисовывается стиль Скорсезе, почти в полной силе развернувшийся в последующем фильме 'Злые Улицы'. Это и яркие характеры и атмосфера и высокий уровень натурализма и немалая доля иронии и юмора, иногда даже черного.
Фильм 'Берта по прозвищу «Товарный вагон»', не заинтересует в наше время большую часть зрителей. Интересно посмотреть будет только любителям творчества Скорсезе.
Первый полный метр Скорсезе КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ? я смотрел шесть лет назад и он показался мне неплохим, хотя сейчас никаких деталей я уже не помню, кроме того, что картина черно-белая и с Харви Кейтелем в главной роли.
Увидевшая свет через пять лет после дебюта БЕРТА — одновременно гангстерская и романтическая история в духе похождений Бонни и Клайда, снятая по выдуманной биографии некой Берты Томпсон. Права на экранизацию данного сюжета приобрела жена известного продюсера, «короля би-муви» Роджера Кормана после его успеха с еще одной схожей жанрово лентой КРОВАВАЯ МАМА, а Скорсезе был нанятым режиссером, работавшим с предложенным ему актерским составом в типичные для Кормана сжатые сроки и с бюджетом в шестьсот тысяч долларов.
Главные роли в фильме играют встречавшиеся на тот момент и в реальной жизни молодые Дэвид Кэрредин (здесь, как и в самой знаменитой сегодня своей роли у Тарантино, тоже Билл) и Барбара Херши. Собственно, в истории фильм запомнился прежде всего сценами секса, где партнеры не притворялись, и, по мнению Херши, в целом проводили время на площадке очень весело. Сами сцены, на мой вкус, технически совсем не примечательны, что, увы, касается и почти всего остального фильма. Обладая приятными палитрой и текстурой кадра, БЕРТА то жутко тянется, то смотрится скомкано, постоянно балансирует на грани недорогого уютного роуд-муви и очевидной безвкусицы, криминальные сцены реализованы крайне хаотично, а монтаж финальной перестрелки — это и вовсе какой-то смех и грех. Аллюзии на Христа незадолго до финала выглядят достаточно эффектно, но в силу указанных выше причин прочувствовать драму, столь важную для героев, ведущих подобный образ жизни, никак не получается.
После тестовых просмотров присутствовавший на них режиссер Джон Кассаветис отозвал Скорсезе в сторонку и сказал, что тот потратил год жизни, чтобы снять полное дерьмо. Сегодня, в рамках общей известной нам фильмографии Мартина, с данным высказыванием, которое поддержали большинство критиков и зрителей, к сожалению, приходится согласиться.
Американское кино, кроме золотой эры с её пёстрыми мюзиклами да простыми историями подарило нам ещё и грайндхаус. Славные картины, продававшиеся за три копейки по системе 'два по цене одного'. Романтика захолустных драйв-ин-кинотеатров, ужасная актёрская игра да алая краска, чем-то отдалённо напоминающая кровь.
Однажды Мартин Скорсезе решил сделать оммаж ещё не до конца ушедшему жанру. Более того, он находился в самом расцвете.
'Берта по прозвищу 'Товарный вагон'' — это банальная и простая история на реальных событиях, эксплуатирующая образы, похожие на Бонни и Клайда, а тот самый революционный для Голливуда фильм вышел совсем незадолго до 1972 года.
Здесь нет ничего, кроме истории не самых удачливых, но обаятельных негодяев, что крутятся вокруг Берты, обычной дикой деревенской девчушки, которая нашла себя в грабежах. А что ещё, собственно, делать-то в годы Великой Депрессии?
Ну а ещё необходимые для любой картины категории B наглядное и нереалистичное насилие и обилие сексуальных сцен к месту и не очень.
Это определённо плохое кино. Оно невыразительно и очень торопливо рассказывает простую историю. Но в этом весь грайндхаус, а Скорсезе снял его то ли как трибьют, то ли как способ сколотить деньжат на что-то, что сделает его великим режиссёром.
Не сбавляя своего рок-н-рольного задора после «Кто стучится в мою дверь?», молодой Скорсезе обращается уже к историям частным и даже, моментами, основанным на реальных событиях. Ироничные отсылки это или нет, большой роли не играет, так как режиссёр шагает вперёд уже более уверенно, всё так же затрагивая темы глубокой лирики и религии.
Если вспомнить, то в своём дебюте постановщик использовал чисто метафоричные детали к упомянутому выше. В данной же работе наглядно показана любовь в полном её понимании и выбраны персонажи чётко разделённые по завуалированным ролям.
Дылда Билл - обычный разнорабочий 20-х годов, скитающийся по просторам Америки на фоне Великой американской депрессии. Являясь активистом профсоюза, герой, обладающий задатками лидера, не стесняется говорить о неравноправии в слух. В один из таких моментов судьба сводит его с подобным «скитальцем лучшей доли» - Бертой Томпсон, позволяя разгореться огню любви внутри себя. Но у суровой реальности много других планов относительного этого союза.
Скорсезе уже на этом этапе чуть предопределил своё время, смешав в «котле» довольно непохожие друг на друга жанры. Женская доля того времени, сцены убийств и какие-то жизненные моменты, показаны без лишней гротескности, что изначально задаёт настроение серьёзности и важности мелких элементов. В этом же и минус всей картины - режиссёр ни где не останавливается подолгу, скорпулёзно, словно тот же товарняк, двигаясь рывками от точки к точке. И, к сожалению, раскрыться любовной линии и различным производным не представляется возможным, что создаёт некую «сухость» после просмотра. Хотя финал был весьма впечатляющий.