Высокий IQ, стечение случайных обстоятельств и капля удачи
Ныне по существу незаслуженно забытый широкой аудиторией фильм с Клинтом Иствудом по мотивам реальной истории о единственном удачном побеге трёх заключенных из Алькатраса в начале 1960-х, произошедшем примерно за год до его фактического закрытия. По сей день история дальнейшей судьбы беглецов покрыта мраком, но по слухам данным товарищам удалось в дальнейшем добраться до Бразилии.
Сюжет, на первый взгляд, не особо замысловат. Волей обстоятельств троих заключенных, предыстория и персоналии которых окрашены лишь сухими фактами, вроде того, что до этого они успешно сбежали из тюрем «попроще», в примерно одно время переводят в Алькатрас. Эта, на первый взгляд малозначимая деталь, количество заключённых, позже сыграет серьёзную роль в успехе побега всей компании.
В отличии от схожего по контексту «Побега из Шоушенка» (1994) и иных жанровых фильмов, являющихся драмами, в которых ключевые детали крутятся вокруг переживаний различных персонажей и главного героя в отдельности, здесь имеется местами достаточно не типичный, тягучий триллер с большим вниманием к мелким, зачастую чисто техническим деталям, всё же прочее, в меньшей или большей степени, отправляется на задний план для поддержания фона и атмосферы. Главный герой оказывается кадром весьма не заурядного ума, за счёт чего буквально из ничего и подручных материалов, в диапазоне от лишних волос из парикмахерской до сплавленных за счёт груды спичек двух металлических деталей, вместе с «коллегами по цеху» прокладывает путь к свободе. Между делом сам побег, до перехода в стадию непосредственного воплощения, разбавляется различными мелкими, по своему интересными сюжетными ответвлениями, вроде историй про заключенного, единственной отрадой для которого становится рисование картин, местного задиры и библиотекаря с философским взглядом на вещи, предпочитающего журнал ebony. Отдельной характерной деталью становится то, что сколько-нибудь явно выраженных и условно положительных персонажей здесь нет. Вероятно так авторы картины по своему трактовали постулат о том, что мрачные застенки вносят своё влияние и коррективы.
Отдельно имеет смысл остановиться на одном интересном факте. Алькатрас был одной из немногих тюрем, где была подводка горячей воды, дабы заключённые не привыкали к ледяной воде, что, хотя очевидно и в сугубо минимальной, теоретической степени, могло поспособствовать их дальнейшему побегу через залив. Как следствие данное препятствие, в чисто практическом ключе, становится одним из многих вызовов, к решению которого бегущим потребуется подойти с достаточно нестандартного угла, дабы их не постигла участь менее незадачливых сидельцев.
Подытоживая отмечу, что субъективно данная работа мне пришлась по душе на порядок больше, чем навеки поместившаяся на первой позиции различных рейтингов сентиментальная экранизация произведения Стивена Кинга. В это же время данный фильм в разного рода списках зачастую отсутствует вовсе, иными словами если не искать целенаправленно, например изучая фильмографию актёра, или если кто-то не порекомендует, то по существу и не найдёшь.
Побеги из тюрьмы всегда приковывали к экранам большое количество зрителей. Прежде всего, за счет хитроумных комбинаций, которые совершаются для побега, из-за них всегда интересно смотреть подобное кино. Каким способом арестант покинет место заключения, и что он предпримет для побега – именно это держит зрителя у экрана. Уже потом идут размышления о ценности свободы и наблюдение за взаимоотношениями между заключенными.
«Побег из Алькатраса», на мой взгляд, первый фильм о побеге, где хитроумность на первом месте. Большая часть хронометража отдана под то, как заключенные лазают, долбят, пилят, а уже потом фильм концентрируется на коммуникации персонажей и их, какому-никакому, раскрытию.
В «Большом побеге» 1963 года, лишь первую половину фильма демонстрируется нам те способы, какими заключенные намерены покинуть концлагерь, большая часть фильма же повествует о персонажах. Также и в «Мотыльке» 1973 года каждый персонаж обладает своим уникальным характером и имеет конкретную мотивацию для совершения побега, они не сливаются в одну единую массу с целью «Сбежать!».
А в «Алькатрасе» сливаются. Два основных героя, зачинщики побега братья Энглин абсолютно серые и прозрачные персонажи. Хотя, казалось бы, должны быть на одном уровне с Фрэнком Моррисом (Клинт Иствуд). Но что уж там всех сравнивать с Моррисом, когда он сам блеклый и не интересный заключенный, который раскрывается лишь после прочтения информации о нем в интернете. Дружба Морриса с чернокожим библиотекарем не ощущается от слова совсем, а «злой» начальник тюрьмы вызвал ненависть лишь единожды.
Но вот что действительно удалось этому фильму, так это передать напряжение. Саспенс нагнетается на протяжении всего фильма. Пускай и выглядит все слишком сказочно и не достоверно, но закрыв на это глаза можно по достоинству оценить накал, который старался передать режиссер фильма.
«Побег из Алькатраса» в любом случае задал вектор развития фильмам подобного рода. В сериале «Побег», например, уж точно чувствуется огромное влияние «Алькатраса». И сказать, что данный фильм среднячок я не могу, он однозначно хороший, но с определенного ракурса. С того, где в центре внимания стоит сам побег, а не разглагольствование о том, как бы хорошо было оказаться на свободе.
«Побег из Алькатраса» является не настолько известным фильмом, насколько может быть известна картина с Клинтом Иствудом в главной роли. Однако это очередной выдающийся результат работы тандема Сигел-Иствуд.
Название предельно ясно раскрывает сюжет фильма. Добавляет интереса факт того, что кино из категории «основано на реальных событиях». И «Побег из Алькатраса» оправдывает ожидания, которые появляются при знакомстве с описанием.
У картины очень напряжённый сюжет. Фрэнк Моррис, исполненный Иствудом, в компании с сообщниками затеял поистине грандиозную авантюру. Побег оттуда, откуда никто никогда не мог сбежать. И только посмотрите, каким образом это должно осуществиться. Используются методы, при которых буквально создаётся всё из ничего.
Фильм становится ещё интереснее смотреть благодаря тому, как он подан. Он привлекает своей мрачностью. Поначалу воцаряется убедительная атмосфера безысходности, иллюзия невозможности побега из Алькатраса. С начала воплощения плана побега появляется не менее убедительная атмосфера опасности.
«Побег из Алькатраса» рекомендуется к просмотру не только любителям актёрской игры Клинта Иствуда, не только тем, кто хочет впервые оценить её, а также не только любителям триллеров и тюремного кино. «Побег из Алькатраса» – это абсолютный «must-watch» для всех, учитывая хотя бы то, как разошёлся «Побег из Шоушенка», заимствующий немало от фильма Сигела.
История знаменитой тюрьмы Алькатрас (Alcatraz) насчитывает несколько попыток побега, чаще всего оканчивающихся неудачей. И только эпизод с побегом, основанным грабителем Фрэнком Моррисом и братьями Кларенсом и Джоном Энглинами, оброс легендой, которая сводится к тому, что только им удалось покинуть мрачные застенки тюрьмы. Если вспомнить картину 'Скала' 1996-го года режиссёра Майкла Бэя, то вспомнится и то, что Алькатрас оказался закрытым, так сказать, заведением, и служил только как музей для туристов. Закрытие тюрьмы произошло спустя совсем небольшой отрезок времени, когда Моррис и Энглины вроде бы как совершили свой чудо-побег. Эта история стала действительно легендарной и Дж. Кэмпбелл Брюс написал о ней книгу, которую затем взял за основу для экранизации сценарист Ричард Таггл, режиссёрское кресло занял знаменитый и востребованный в 70-х годах прошлого столетия Дон Сигел, а на главную роль был назначен сам Клинт Иствуд.
К 1979-ому году, когда собственно и вышел на экраны 'Побег из Алькатраса', Клинт Иствуд уже по праву считался звездой мирового масштаба, ведь у него за плечами уже была трилогия (1964-66 года), названная спагетти-вестерном, снятая Сержио Леоне и ставшая культовой. А вместе с режиссёром Доном Сигелом актёр создал пользующийся неизменным зрительским интересом творческий тандем: до выхода 'Побега из Алькатраса' кассы кинотеатров штурмовали их фильмы 'Блеф Кугана' (1968), 'Два мула для сестры Сары' (1969), 'Обманутый' и 'Грязный Гарри' (оба - 1971). И вот пятый их по счёту фильм, которому суждено стать лучшим в карьере Сигела, если исходить из среднего балла на КП. И если ещё учитывать, что для сценариста Ричарда Таггла 'Побег из Алькатраса' стал дебютом (за который он, правда, получил аж 2 миллиона долларов) и после он работал лишь с двумя ещё проектами, то успех биографической картины целиком и полностью лежит на актёре и режиссёре.
По своей сути 'Побег из Алькатраса' - это довольно-таки романтическая история. Дело в том, что главный её герой вовсе не невинно осуждённый. Фрэнк Моррис заслуженно попал в стены самой совершенной, как считалось, тюрьмы, побег из которой практически исключён. Но именно благодаря Моррису и появилась вставка 'практически', всё же многим хотелось бы верить, что он благополучно совершил свой дерзкий побег. И такое отношение к Моррису зародилось из-за отличной игры Клинта Иствуда, ведь вернёмся к его персонажу и вспомним, что он - грабитель, уже несколько раз покидавший 'вне очереди' другие места не столь отдалённые. И Моррис не должен быть, по идее, героем к которому просыпается сочувствие как тому же Тиму Роббинсу, что многие лета готовил свой побег из Шоушенка. Кстати, 'Побег из Шоушенка' заметно перекликается с 'Побегом из Алькатраса' и не только тем, что основное действие сфокусировано на заключённом, вызывающим 'стокгольмский синдром', но и взаимной неприязнью осуждённого и начальника тюрьмы.
Но динамика развития в 'Побеге из Алькатраса' базируется на сценах, когда Моррис и его соучастники ведут подготовку к этому самому побегу. Каждая сцена с тем или иным фрагментом подготовки наполнена напряжением, отчего при просмотре ты ощущаешь, что весь как-то собрался и затаив дыхание наблюдаешь за действиями заговорщиков. Немаловажный факт того, что им весьма способствовала фортуна, но, как известно, она улыбается сильнейшим. И даже этот момент указывает на то, что зритель прямо-таки проникается симпатией к образу Фрэнка Морриса. И это всё вполне можно понять, ведь он стал легендой. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что Клинт Иствуд со своей харизмой аж возвышался над всеми, он был непоколебимым, хладнокровным, стойким (другой вряд ли бы отважился бы на побег), следишь вот за таким человеком и возникает только одна ассоциация: 'Настоящий мужик!'. Братьям Энглинам (их сыграли Джек Тибо и Фред Уорд) было уделено меньше внимания, их мы видим, в основном, когда уже совершался сам побег. А испугавшийся ещё один подельник (сыгран Ларри Хэнкиным) резко контрастирует с наведённым на цель Моррисом, так что это ещё более популяризует героя Клинта Иствуда.
Классический фильм, основанный на реальных событиях, которые при помощи молвы обросли мифами легендами, да так, что иногда уже сложно понять где правда, а где вымысел. Но мы же обсуждаем фильм и можно с уверенностью заявить, что Клинт Иствуд сыграл отлично, не подвели актёры второго плана, режиссёр картины Дон Сигел классно наполнил сцены напряжением, от которого весь сам концентрируешься и 'болеешь' за решившимися на побег. И только за излишнюю романтичность главного героя, который, не забываем, опасный рецидивист склонный к побегу, снижу оценку на один балл и того:
9 из 10
Фред Уорд, сыгравший Джона Энглина, позже снимется в комедии 'Голый пистолет 33 1/3: Последний выпад' (1994), которая спародирует некоторые моменты 'Побега из Алькатраса'.
Ребята, я многого ожидал от этого фильма. Многого, ребят. И когда я говорю многого, я имею в виду многого, черт возьми! Клинт! Клинтушка! Иствуд, разрази тебя гром, ты брутален и сексуален (особенно твой попец в начале фильма) но...
Но что за этой брутальностью? Цветок в кармане? Даже не знаю за что тебя критиковать. Трехдолларовая эпопея отличается своей особенной эстетикой, Граны Торино и Малышки-На-Миллион хороши собой за сюжет и режиссуру, но 'Побег' не оправдывает ожиданий ни в смысле высокой эстетики, ни в смысле попсовой душевности. За что тебя любить в этом фильме, Клинт? Извините, я не досмотрел. И отзыв получается так себе. И к чертям все вообще, можете не опубликовывать!
Мы не лепим законопослушных граждан, мы лепим послушных заключенных.
Фильм основанный на реальных событиях и более того посвященный побегу из самой охраняемой тюрьмы в мире. Сие высказыванье заставляет вспомнить такие прекрасные картины, как «Побег из Шоушенка», «Большой побег», «Тюрягу» и многочисленные экранизации графа Монте-Кристо, но с упором на то, что все это происходило на самом деле. Одно это уже заставляет кровь закипать в жилах и сердце биться чаще, а наличие на главной роли Клинта Иствуда и вовсе дает веру в то, что перед зрителем предстанет чудо-нерукотворное, неограненный алмаз, который по какой-то причине не стал таким же культовым явлением как киноадаптация романа Стивена Кинга. И вот, подхлестываемый собственным любопытством, садишься смотреть сей фильм, ожидая незабываемое зрелище и… чуть позже понимаешь, почему же фильм так и не стал по-настоящему известным.
Нет, фильм сам по себе неплох. Зрителю показывают, как Фрэнк Моррис готовил свой дерзкий побег, как он взаимодействовал с другими людьми, будь то заключенные, охрана или начальник тюрьмы, да и что греха таить Клинт Иствуд фигура внушительная и он приковывает взгляд зрителя к экрану даже тогда, когда актер просто лежит на койне и читает библию. Все это есть и с этим не поспоришь, но при этом создается ощущение недосказанности, будто бы смотришь не художественное произведение, а документальный фильм.
Причина? Ну смотрите, чем примечательны истории посвященные тюрьме? Главным героем, его характером, а также тем почему герой-горемыка оказался взаперти. Это позволяет зрителю отожествлять себя с героем литературного/художественного произведения радуясь успехом главного героя и сопереживая его неудачам. В этом же фильме герой Клинта Иствуда предстает перед зрителем, как человек-невидимка. У него нет прошлого, нет настоящего и нет будущего. Мы не знаем почему Фрэнк Моррис поступает так, а не иначе и какие преступления он совершил. А раз так, то и особых чувств герой Клинта Иствуда не вызывает. Да, безусловно, я, как человек донельзя любопытный, после просмотра фильма решил ознакомится с биографией Фрэнка Морриса чуть подробней, но опять же, как много среди присутствующих людей которые начнут копаться в библиотеке/всемирной паутине, дабы разузнать о прошлом героя? Ведь я более чем уверен, что больше половины присутствующих не пойдет знакомится с биографией Морриса и не потому что им будет лень, а потому что подобного рода фильмы должны знакомить зрителя со внутренним миром главного героя, дабы мы могли поверить, что происходящее и впрямь происходит на самом деле, а главный герой такой же живой человек как и мы. А раз этого не происходит, то какой смысл читать заметки о Фрэнке Моррисе?
Ну да ладно, Клинт Ис… эээ Фрэнк Моррис – человек-загадка международного масштаба, а как тогда быть с другими героями? Ну тут все куда более прозаично, ведь в картине присутствует восемь второстепенных героев, а раз так, то драме быть, ведь так? И да и нет. Дело в том, что драма того или иного героя подается как нечто само собой разумеющееся, как что-то не обязательное. Чернокожий работник библиотеки Инглишь обороняясь убил двух белых и получил два пожизненных срока, у Чарли Баттса мама находится при смерти, а у Литмуса есть маленький друг – мышка. И знаете, если бы создатели сего произведения уделили бы больше экранного времени второстепенным героям, то цены бы этому фильму не было. А так все эти герои являются лишь интересным шаблоном, который возьмет на вооружение Стивен Кинг и напишет два замечательных романа, которые впоследствии будут не только экранизированы, но и занимать верхние строчки топа-250 на данном сайте. Нет, конечно же, есть история Дока, которая не оставляет равнодушным, но все равно в фильме нет того необходимого надрыва, что имел место в других произведениях посвященных тюрьмам и потому драма кажется тут чем-то необязательным.
Что же касается триллера, а я имею ввиду охраны и начальника тюрьмы, что по идеи должны ставить многочисленные палки в колеса герою Клинта Иствуда, то появляются эти ребята лишь от случая к случаю, но их появление не заставляет сердце в груди отчаянно сжиматься. Охрана тюрьмы в этом фильме воспринимается скорей, как мелкая неприятность, мушка куси-меня, от которой можно отмахнутся, а никак не с силой с которой стоило бы считаться. И это разочаровывает.
Но не смотря на все что я наговорил чуть выше стоит сказать, что в этом фильме есть что-то неумолимое, что-то такое что заставляет смотреть на происходящее с интересом. Возможно все благодаря достойной режиссуре Дона Сигела, а возможно все дело в Клинте Иствуде, который в этом фильме оказался в привычной для себя роли – молчаливом и нелюдимом Человеке-без-имени, который одним движением глаз способен передать такой перечень эмоции, что не снился большинству современных голливудских звезд. Сложно сказать. Но вот что сказать легко, так это то, что данный фильм хоть и не является шедевром в своем жанре, но он смотрится очень даже неплохо и способен скрасить вам вечер, уважаемый зритель, а большего, по сути, и не надо.
Some men are destined never to leave Alcatraz… alive
Мне повезло, и до просмотра 'Побега из Алькатраса' удалось избежать спойлеров, даже тот факт, что фильм основан на реальных событиях, оказался для меня неожиданностью - тем лучше, и тем большее впечатление произвел сюжет.
Во время просмотра так и напрашивалось сравнение с 'Побегом из Шоушенка' - что вполне оправдано: в обоих фильмах достаточно много схожих моментов, персонажей, да и сама атмосфера тюремной безысходности. Разумеется, в 'Шоушенке' больше драмы, переживаний, больше внимания уделено характерам героев. Однако все равно немного несправедливо, что 'Побег из Алькатраса' получает гораздо меньше внимания со стороны зрителей.
Фильм держит в напряжении все два часа, а последние минут 20 вообще заставляет нервно сжать кулаки и смотреть на экран, не моргая. Вроде и думаешь - да, они же преступники, они получили по заслугам, но, чёрт возьми, хоть бы у них всё получилось!
Клинт Иствуд в роли Фрэнка Морриса, естественно, хорош - как и всегда, одно удовольствие смотреть, как он одним только взглядом показывает, кто тут главный. Еще один персонаж, заслуживающий особого внимания - это Чарли Батт. Нервный, сомневающийся, нерешительный - Ларри Хэнкин справился с ролью на 'ура', вот кому точно сопереживаешь по ходу фильма.
Нельзя не упомянуть пейзажи и атмосферу происходящего - волны океана, бьющиеся о скалистый берег, мрачные осыпающиеся стены старой тюрьмы и контуры небоскребов Сан-Франциско на горизонте - завораживает однозначно.
Фильм - отличный, заслуживает самой высокой оценки.
P.S. Если не смотрели ни 'Побег из Алькатраса', ни 'Побег из Шоушенка', мой совет - начните с 'Алькатраса'.
В 1994 году весь мир завороженно смотрел на то, как Тим Робинс и Морган Фриман совершают побег из тюрьмы в фильме «Побег из Шоушенка». До сегодняшнего дня, этот фильм Фрэнка Дорабонта занимает первые места во всевозможных рейтингах и завоевывает все больше поклонников. Однако мало кто знает, что за 15 лет до «Шоушенка», Клинт Иствуд совершил побег из Алькатраса в одноименном фильме, во многом напоминающем знаменитую экранизацию Стивена Кинга. Сходство между этими двумя фильма во многом поразительно, «Шоушенк» повторяет «Алькатрас» даже в некоторых мелких деталях, но, не смотря на это, сравнивать их – занятие безнадежное. Ведь успех среди зрителей и значимость самих фильмов для кинематгографа не просто различны – они диаметрально противоположны друг другу. «Шоушенк» мгновенно стал фильмом-легендой, классикой, которую можно пересматривать бесконечно, тогда как «Алькатрас» та и остался в категории «на любителя».
Например, на любителя Клинта Иствуда. Один из самых мужественных и харизматичных актеров 20 века, ныне делающий успехи в роли постановщика, не подвел своих поклонников и на этот раз. Впрочем, такое, если и случалось, то по вине самих фильмов, а не Иствуда – актера, способного тащить на себе весь проект, каким-бы безнадежным он не казался. А «Побег из алькатраса» - кино вовсе не безнадежное. Это мужественная, суровая и довольно мрачная лента, повествующая о судьбе Фрэнка Морриса, знаменитого грабителя банков. Этот Моррис, который, кстати, существовал и в реальной жизни, и чья биография и стала основой для фильма, был человеком, во всех смыслах этого слова, незаурядным. Единственная оставшаяся в анналах истории его фотография запечатлела самоуверенного, сосредоточенного мужчину с волевым подбородком и прямым взглядом. Таков он был и на самом деле – единственный человек, которому удалось сбежать из самой суровой Американской тюрьмы Алькатраса.
Собственно, процессу подготовки к побегу и воплощению этого плана в реальность и посвящена большая часть самого фильма. Моррис разрабатывает детальный, полный мелочей и тонкостей план, требующий исключительной ловкости, смекалки и, конечно, везения. Но, тут то и загвоздка – каждый, кто перед просмотром узнал о фильме хоть что-нибудь, заодно узнает и концовку. Таким образом, пропадает такой важный компонент как интрига, а на первый место выходит уже само действие и то, как его подает актерский состав и режиссер. И если к первым претензий никаких, то к постановщику и сценаристам, напротив – накопились с избытком. Располагая, возможно, лучшим сценарием тюремного жанра, который им, к тому-же предоставила, своя жизнь, они кажется, совсем не поняли, что с ним делать. Действие фильма развивается очень неторопливо, некоторые сюжетные повороты и детали кажутся натянутыми, а из-за этого из колоды общего успеха пропадает еще один козырь – реалистичность. Да, Клинту Иствуду, конечно, сложно не поверить, потому фильм все-таки смотреть интересно, но этот интерес носит чисто синефильский характер. В «Алькатрасе» не хватает того главного, что было как в книжной, так и кинематографической версии «Шоушенка» - оригинальности, стилистической исключительности и той изюминки, на которой бы держалось все действо. Но, конечно, это все не значит, что «Алькатрас» - плохой фильм. Фильм, безусловно хороший, но, как мы увидели через 15 лет – можно было гораздо лучше.
Долгие годы я довольно холодно относился к этой картине, но видимо потому, что подходил к ней со скептицизмом и без интереса. Теперь же я исправил свою ошибку и могу сказать, что, пожалуй, это лучший фильм на тюремную тематику после культовых экранизаций произведений Стивена Кинга: «Побег из Шоушенка» и «Зеленая Миля».
События фильма условно можно поделить на две части: погружение в жестокую тюремную жизнь и собственно, организация побега из Алькатраса. Обе темы невероятно интересны и равноценны по важности, хотя и дарят разные эмоции. «Скала», как принято называть эту наверно известнейшую в мире тюрьму, с легкостью оправдывает свое название. Долгие годы никто не мог преодолеть преграды заключения, включающие жесткий контроль, постоянные досмотры, и расположение на острове. Герой Клинта Иствуда попадает в суровые условия и тюремная жизнь, так сказать, встречает его не сладко. Лично я почувствовал глубокое погружение в эту гнетущую атмосферу лишения свободы – очень интересный опыт.
Учитывая тематику картины, ей не нужны новомодные спецэффекты, последние достижения в кинопроизводстве – спустя более тридцати лет фильм смотрится актуально. Да, методы съемок морально устарели, но если вы уделите должное внимание истории, то не будете обращать внимания на такие мелочи. К тому же, проекту хватило одной звезды первой величины. Немного непривычно видеть Иствуда в таком амплуа преступника, но его суровые черты лица и крепкий характер отлично вписываются в повествование. Самое интересное чувство, которое возникает во время просмотра – это сопереживание. Хотя главный герой, по-сути, угроза для общества, беглец со стажем, радеешь за его благополучное избавление от тюремных оков Алькатраса.
Не секрет, что фильм основан на реальных событиях, поэтому во время и после просмотра возникает желание погрузиться в изучение аспектов тех давних событий – познакомиться как с историей Алькатраса, так и с деталями побега. В этом плане, я убедился, что фильм довольно точно передает описываемый период. Как я уже сказал, вторая половина в большей степени посвящена человеческой смекалке, использованию опыта и находчивости. Я был приятно удивлен, узнав, что часть съемок была действительно произведена на знаменитом острове в естественных декорациях – это, полагаю, внесло свою лепту в восприятие происходящего.
Отношение к этому фильму мне сформулировать не так-то просто. Да, показана история по реальным событиям, которая, похоже, и снималась в тех же стенах. Да, Алькатрас - знаменитая американская тюрьма, ныне расформированная и доступная для туристов. Про неё можно много интересного найти в интернете, в том числе про попытки покинуть это мрачное место. Да, побег был, но разве его можно назвать идеальным? Для идеального побега явно не хватает хэппи-энда реальной истории.
Это всё очень интересно, но как-то фильм меня не особо зацепил. Видимо, у меня не хватило специальных рецепторов, на которые и должен был подействовать именно этот фильм. Или он просто снят не настолько хорошо, не заставляет сильно переживать. Или - ещё вариант - впечатление портит сравнение с 'Побегом из Шоушенка'. Тот фильм мне не особо понравился, с его рейтингами я не очень согласна, но снят ярче, это признаю.
Тут, видимо, дело в том, что какой фильм человек посмотрел позже, тот и кажется плагиатом. И даже заметная разница в годах между выходом этих фильмов не спасает положение.
'Побег из Шоушенка' взял у 'Побега из Алькатраса' не один эпизод и не два, сравнение напрашивается сразу: вид тюрьмы, распорядок дня, способ выбрасывания мусора... Или это: 'Всё ещё читаешь Библию? - Да, она открывает мне дверь в новый мир.'
Я поняла, что прототип главного героя был очень умным человеком, но эти совещания в столовой, эти хитрости с технической стороной подготовки - всё это вызвало у меня какое-то недоверие. Даже если примерно так и было. Но я, понятное дело, в этой теме полный профан, сужу только по фильмам.
Итог: фильм достоин внимания минимум по трём причинам: 1) снят по реальной истории; 2) является предшественником знаменитого 'Побега из Шоушенка'; 2) главную роль играет Клинт Иствуд. Если хотя бы одна из перечисленных причин вас привлекает, смотрите!