Точка зрения на проблему определяет жанр фильма. Здесь точки зрения две, два контекста. Первый - ему посвящена первая часть фильма - взгляд на бытие маленького человека в современном мире, такой современный антураж гоголевской 'Шинели'. Надо отдать должное игре Джесси Айзенберга (например, в сравнении с 'Социальной сетью'). Ввернутые внутрь плечи, семенящая походка, неуверенные жесты, женское имя, 'розовый воротничок' (таковыми называют тех, кто посвящает жизнь профессии, априори закрепленной за женским полом). Готовишься сопереживать, рефлексировать, в крайнем случае, пустить слезу в понимании несправедливости происходящего, предполагаешь трагичное развитие сюжета. И не зря. Последняя капля - беспричинное избиение главного героя. Но это еще и поворотный пункт и в истории героя, и в жанре. Здесь фильм превращается из драмы не то в триллер, не то в боевик. Герой берет свою жизнь в руки, типа 'спасение утопающих - дело рук самих утопающих', покупает оружие, записывается на курсы карате со странной методикой преподавания и с элементами секты. И это вовсе, как оказывается, не решение героя. Герой на ниве спорта как -то преуспевает. Даже умудряется повторить трюк почившего духовного лидера секты, который последний не успел передать никому, - пробивание пальцем (?) черепа. В результате жонглирования жанрами, фильм, скорее, теряет, хотя, кто-то и возразит, ведь жизнь многожанрова в моменте.
Режиссёр, сценарист, продюсер Райли Стернс взялся за очень сложный формат кинокартин. Мало того, что они имеют прямое отношение к независимым проектам, которые не обладают достаточным бюджетом для производства, так ещё и жанр у него плавающий - от триллера до комедии, от драмы до сатиры. И не каждый зритель сможет полностью осознать общий посыл работ Райли Стернса. Например, первой лентой, оказавшейся в прокате, стала драмеди с элементами криминала 'Изъяны' (2014) на тематику тоталитарных сект. Пожалуй, что Вы спросите, что здесь смешного, но Стернс именно в таком духе передал историю пребывания молодой девушки в секте. Необычным и оригинальным подходом Стернс привлёк к себе внимание критиков, а в 2019-ом году выпустил свою следующую картину 'Искусство самообороны' с участием Джесси Айзенберга, Имоджен Путс и Алессандро Ниволы.
Центральный персонаж у Айзенберга и по фильму его именуют Кэйси Дэвис. Он заурядный представитель офисного планктона: замкнутый, незаметный, одинокий. Однажды, идя по ночной улице, он подвергается нападению. После этого он решает, что надо завладеть оружием, но из-за бюрократической волокиты сразу не смог преобрести пистолет. Уходя из оружейного магазина, он натыкается на секцию рукопашного боя и решает записаться. Наставником оказывается мужчина со своей особенной философией, которого все называют Сенсей (Нивола). Постепенно Кэйси не только приобретает навыки самообороны, но и погружается в мир философии Сенсея. Но некоторые его действия и порядки несколько удивляют и даже пугают Кэйси. И вдруг с ним начинают происходить неприятные вещи и он подозревает, что за этим стоит Сенсей. Но на самом деле всё гораздо сложнее и опаснее...
Первоначальное впечатление от 'Искусства самообороны', что это мрачная мелодрама про одинокого бухгалтера, который не может найти удовольствия от жизни. В общем, личностно-социальная мелодрама, поданная в тягучем депрессивном свете. Но далее 'Искусство самообороны' переходит в ранг полукомедийного повествования, когда Кэйси уже обладает навыками рукопашных приёмов и начинает менять свою жизнь. И вроде как в картине появляются нотки чёрной комедии и сатиры. Вроде как сам по себе Кэйси становится похожим на героя Эдварда Нортона из 'Бойцовского клуба'. Но и на этом Райли Стернс не останавливается в экспериментах с жанрами. Дальше нас ждёт триллер, жёсткий, хлёсткий, а всё предыдущее впечатление от 'Искусства самообороны' забывается, потому что открываются совершенно неожиданные нюансы, о которых не сразу можно было составить предположения. Но во что они вытекут?
Джесси Айзенберг после 'Социальной сети' ворвался в мир звёзд Голливуда и последующие картины только утверждали его в этом статусе, но в последнее время он занялся независимым кинематографом и снялся в картинах 'Операция «Колибри»' (2018) и 'Вивариум' (2019), которые не нашли массового зрителя, но отличались своеобразием. Теперь в этом список попало и 'Искусство самообороны'. И Айзенберг добротно исполняет свою роль, насыщая своего персонажа особыми чертами, когда он попадает в особую ситуацию. С Имоджен Путс он уже играл совсем недавно в том же 'Вивариуме'. И об этой актрисе можно сказать, что некогда считалась потенциальной звездой мирового масштаба, но всё же оказывается она больше в опять же независимых проектах с небольшим бюджетом, но пока свои роли исполняет уверенно, хотя и не вызывает особого восторга, что произошло и в 'Искусстве самообороны'. А вот самый интересный персонаж оказался у Алессандро Ниволы, но рассказывать о нём не стоит, так как весь анализ будет основываться на спойлерах.
'Искусство самообороны' субъективно вначале навеял скуку и ничего привлекательного в нём не было, но постепенно фильм наращивал движение, меняясь от жанра к жанру и, в конце концов, самым выразительным стал отрезок, когда он окончательно превратился с триллер, по большей части психологический. Так что 'Искусство самообороны' можно отнести в разряд самых необычных проектов года, он не выдающийся, но эксклюзивный. И решать смотреть данную ленту решать Вам и только Вам.