К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

– Мы родились, чтобы выращивать рис. Мы не знаем другой жизни. Наша жизнь может быть только такой.

Камбоджийская документальная драма режиссера и сценариста Ритхи Паня представляет собой адаптацию повести малайзийского автора Шахнона Ахмада, действие которой происходит в малайзийском штате Кедах. «Рисовые люди» – это история семьи из сельской глубинки в Камбодже после Красных кхмеров, которая пытается вырастить урожай риса.

Красные кхмеры – крайне левое политическое течение аграрного толка, чья идеология зиждилась на возврате к сельскохозяйственному типу производства и неприятии всего западного и современного. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев». Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём, в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом – в основном высаживанием риса. Так что Поэв, герой фильма, не лукавил, говоря, что для них нет другой жизни.

Панх оставил всю политику за кадром: при просмотре «Рисовых людей» не возникает мыслей о государственном устройстве Камбоджи, которое обуславливало такую безрадостную жизнь граждан. В центре повествования – трагедия одной семьи; кто заинтересуется истоками проблемы, тот столкнется с трагедией целого народа.

На самом деле, страшно становится даже тогда, когда ставишь себя на место одного-единственного человека, занятого выращиванием риса. Мало того, что само по себе получение урожая напрямую зависит от капризов природы, так еще и для облегчения крестьянского труда не делается абсолютно ничего. Работать – так босиком, ничего, что змеи. Пахать – на волах, к черту заморские трактора. Заболел – так жди, может, придет к тебе шаман, поколдует. Может и не прийти, кстати. Лекарства? Очки? Новая комфортная рабочая одежда? Не, не слышали.

Фильм снимался в камбоджийской деревне Камреанг, провинция Кандаль, расположенной на берегу Меконга, недалеко от Пномпеня. В съемках были задействованы как профессиональные артисты, так и простые люди. Если отвлечься от ужасов социального положения людей (а это нелегко), то можно насладиться картиной выращивания риса от вспахивания до обмолота – познавательно и интересно. После такого понимаешь, что жить в российской глубинке и выращивать картофан – просто рай земной; просто надо знать, с чем сравнивать.

Таким образом, лента Панха не просто познавательна с социально-политической точки зрения, но и трогательна – с чисто человеческой. Более того, ее художественная ценность полностью оправдывает номинации на «Пальму» и «Оскар».

03 февраля 2013 | 18:45
  • тип рецензии:

«Рисовые люди» - пронзительная и тяжёлая драма камбоджийского режиссёра Рити Панха о жизни одной семьи из маленького камбоджийского села.

Камбоджа – это аграрная, малоразвитая страна в Юго-Восточной Азии. В 1975 году в стране к власти пришли леворадикальные «красные кхмеры», что желали превратить государство в «аграрный рай». Однако путём избавление от всего западного, технического, просветительского…

Рити Панх показывает на примере одной семьи жизнь тогдашних крестьян. Людей рисовых полей. Дети рождались в рисовых полях, играли с рисом. Люди взрослели в рисе, женились на этих полях, рождали своих уже детей, болели, но продолжали его выращивать. Там же и умирали. «Мы родились, чтобы выращивать рис. Мы не знаем другой жизни» звучат, как наказание, слова главного героя.

В фильме режиссёр молчит о красных кхмерах и проблемах страны, но картина показана так, чтобы у зрителя возник вопрос «а разве можно так жить?». Семья Поэв и Ом одна из тысяч камбоджийских семей, которые застряли в поле и не знают иной жизни. С потерей кормильца в семье единственные крупинки счастья и достатка стали стремительно угасать. Вдова сошла с ума от горя, и на старшую дочь взвалилась вся забота о шести сестрах и других не менее важных детях – рисовых колосьях. Молчаливо, без лирики и пафоса, слово документальный фильм, Рити Панх кричал, рассказывая об ужасах людей, которые застряли в веке 15 или 16. И плохо не то, что маленькая девочка не знает, есть ли жизни за полями, а отец рассказывает ей про ледяную неприступную гору, дальше которой он не уходил. А то, что в любой миг из-за неурожая или непогоды, случайной смерти кормильца жизнь просто погаснет, семья разрушаться. Исчезнет человек.

Коммунистический коллективизм был хорош, когда людям приходилось объединяться для совместных целей – уничтожить наводнивших поле змей или крабов. Но когда в большой семье случилась беда, коммунизм рухнул, никому не стала нужна сошедшая с ума женщина и её семь дочерей. Каждый сам за себя.

10 из 10

24 апреля 2017 | 00:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: