- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Возвращение к истокам. Вот о чём снят этот прямо-таки замечательный фильм. Он о наших глубинных корнях. О прошлом наших предков. О том, как они жили, но более – что они вообще были. Нынешние люди, дети мегаполисов. Не все они и корову то живую видели, наверное. А тут – Русь Северная. Красивейшие леса, сказочной красоты озёра, лес и болота на месте древних деревень и монастырей. Кто знает и любит прекрасную «деревенскую прозу» 70-90-х гг. минувшего уже века… Белов, Распутин, Астафьев… Они смогли открыть нашим отцам красоту русской деревни. И они же спели ей хвалебную прощальную песнь. Потому что страшен был век XX для сельской Руси. Войны и революция, коллективизация и «укрупнение» подрубили её силу. Добили же её т.н. ельцинские реформы. Но осталась память. Остались руины. И вот новый очарованный странник идёт по лесам и болотам, плывёт на лодке, ступает там, где годами не проходил человек. А вокруг – красотища! Буйство цвета и жизни! Вереск, ягоды, грибы… И тени забытых предков. И духи лесные и водяные, лешаки и русалки. И уничтоженные некогда святыни.
И ведь пробирает просто. Прекрасная смесь документального и чуть ли не мистического кино. Где-то на самом стыке сна и яви. Явись, покажись древний северный русский Китеж! Зову я тебя… А в ответ – то ли тишина, то ли ласковые взгляды из лесной тени. Идёт человек – и один лишь лес кругом. Но вокруг – там всё были деревни. Старинные, большие, богатые. Но в Великую Отечественную ушли оттуда сотни мужиков на фронт, но мало кто вернулся назад. Но странник-человек помнит. Помнит он и старинный местный говор, и вспоминает древние местные сказки и предания. А ведь сказки народа – это основа это духа и его силы. Это основа культурной матрицы человека. Именно сказки и память предков. Они – словно ушедший по самые окна в глубины земли дом. Основа. Базис. Точка опоры. От древнего дома можно уйти – но память то ведь жива.
И остались заброшенные кладбища, на могильных крестах которых можно ещё прочитать имена. И поклониться им. И испить чистой воды из холодного лесного ручья. И поговорить с оставшимися в немногих уцелевших деревнях. Там рыбалка, так избы, там бабули с котами…
И вот смотришь и словно вспоминаешь. Красивые русские народные наряды на древних бабках и смешливых молодухах, закрытые ставнями окна больших изб, народные мелодии и великолепное буйство северной природы. Это – та самая Русь древняя и старая, изначальная. Россия-мать… И сам этот фильм – это ведь сказка. Сказка в старом, исконном смысле этого слова. И русская природа, русская история всегда готовы рассказать её чуткому слушателю. Если найдётся готовый их выслушать. Это глубоко символичное кино. Пожалуй, один из главных образов тут – сама мать-природа. Потом – образ женщины (девочки, молодухи, старухи) в национальном русском уборе. А ещё – плывущая по волнам старинная икона.
Замечательный фильм. Пробуждающий что-то в самых далёких глубинах души человеческой.
|
прямая ссылка
04 июня 2018 | 09:48
Вернувшись с премьеры фильма «Сказки о маме», сразу сел писать отзыв. Пропустить это событие от авторов «Атлантиды Русского Севера» - фильма, определившего в свое время вектор моих фольклорно-традиционных интересов - я не имел права. Но скепсис, все же, не давал покоя.
Фильм, на мой взгляд, вышел цельным и выразительным. Если «Атлантида Русского Севера» больше рассказ о людях, связанных с Русским Севером, то «Сказки о маме» - это последовательное погружение в его неповторимую атмосферу. Атмосферу, которую можно почувствовать, проникнуться, но которую невозможно передать только словами. «Сказки о маме» - новое размышление об Атлантиде Русского Севера, бессмертной, неисчерпаемой, но час от часу удаляющейся от нашего понимания.
Рекомендую этот фильм всем, кто ценит прекрасное в кинематографе. В «Сказках о маме» зрителю открывается мир, абсолютно абстрагированный от того, который ожидает его за дверями кинозала. Передать такой мир через кинематограф и есть настоящее искусство.
|
прямая ссылка
01 июня 2018 | 00:36
Данный фильм уникален, тем, что - это фильм-медитация, погружающий тебя в некое трансовое состояние, по мере погружения главного героя в глубь леса - фильма - времен своих далеких предков. Созерцательность и неспешность фильма, с музыкой, напоминающей шаманскую, будет погружать зрителя на протяжении всего сеанса в 'черные воды древнего знания', а в конце фильма 'вытолкнет', оставив размышлять оторопевшего, но что-то припоминающего человека, так далеко, ушедшего в технократическом веке.
Мать-природа поведает забытые сказки о старине доступные каждому, достаточно лишь, немного веры и желания погрузиться в таинственное прошлое, которое, если присмотреться, вовсе и не прошлое, а настоящее слегка прикрытое осенней листвой от досужего взгляда.
Интересно, а правда ли это, что фильм снимался осенью не из-за всеобъемлющей красоты красок осени, а из-за того, что комаров уже в это время нет, иначе говорят, в этих краях просто невозможно передвигаться, чтобы у тебя не выкачали пол литра крови. Но это, так... бытовая сторона вопроса: -)
|
прямая ссылка
02 июня 2018 | 13:01
Фильм «Сказки о маме» - уже второй проект творческого коллектива режиссера Софьи Горленко, сценариста Глеба Кузнецова, оператора Даниила Сальхова и композитора Марата Файзуллина.
Авторы раскрывают перед нами одну из самых драматичных страниц отечественной истории. Их повествование касается темы затухания быта и традиций Русского Севера. В поисках средоточия этого наследия съемочная группа, пройдя тридевять земель, обретает свое Тридесятое царство - Кенозерский край - район Кенозера, Лёкшмозера и верховьев реки Онеги в Архангельской области.
Когда речь заходит о Кенозерском крае, сразу возникают образы чего-то несбывшегося или, вернее сказать, несбыточного. Именно по дороге на Кенозеро погиб в 1872 году знаменитый русский фольклорист Александр Федорович Гильфердинг. Заонежские сказители былин, которых он вслед за Павлом Николаевичем Рыбниковым стал записывать, скромно не признавали своего первородства и утверждали, что былинные сказания в исконном своем виде ведомы одним лишь кенозерцам. Неудача кенозерской экспедиции Гильфердинга скрыла от современности подлинную сокровищницу русского эпоса. Позже в 1902-1904 годах эти места исследовал уже с точки зрения изобразительного искусства и архитектуры Иван Яковлевич Билибин. Однако открытие им уникальности северорусской культуры трагически запоздало. Некогда, в XV-XIX веках, богатый и многолюдный край, в ХХ столетии пережил все перипетии истории родной страны и к концу века стал тихо погружаться в забвение. Именно вокруг завораживающего межмирья, сумарочья, пограничного положения этой земли между миром живых и усопших, между нашим временем, прошлым живого крестьянского быта и досюльной былинной стариной, выстраивается основная сюжетная линия фильма.
Рассказчик плывет по Лёкшмозеру в лодке подобно древним мифологическим героям. На его пути попадаются различные места и люди, но главная встреча в кинокартине с самим жизненным миром Кенозерья с его часовнями, русалками, колоколами, водяными и колдуньями-«знатками». Встреча эта пробуждает чувства светлой грусти, печали по ушедшему укладу жизни северного крестьянства и тоски по чему-то грядущему, чему следует сбыться на этой земле. Но не теперь. Забвение окутало Кенозерский край, как воды Белоозера некогда скрыли легендарный град Китеж.
Фильм вышел в прокат как документальный, но эта документальность особого рода. Правдивое свидетельство очевидца здесь не противостоит художественному вымыслу, а опирается на него. Именно в высоком художественном вымысле, в мечте о небесном граде и есть правда фильма и правда Кенозерья.
10 из 10
|
прямая ссылка
13 июня 2018 | 23:47
jakafff
«Сказки о маме». И о женщинах - волшебных и совсем неволшебных
Сначала мне очень понравился трейлер: дивные съемки Русского Севера, чистейшая спокойная вода и живой лес. И человек с пронзительными синими глазами, который ходит по лесу и ищет сказки.
Так уж получилось, что сам фильм - это как длинный трейлер, вся сюжетная нить в нем, собственно, и уместилась. И вышло почти два часа прекрасных природных съёмок, Воды, Леса и человека, который по нему ходит и ищет сказок.
Что там точно есть - любовь к природе, она тут и главный герой, хотя в титрах написали только про местного жителя Василия Попова. Лес показан так, что я и не припомню, кто у нас делал лучше: все оттенки синей воды, осенней желто-красной листвы, запахи все... И много-много грибов, в аккурат после кадров с которыми героя начинает немного «крыть»: его кружат в танце лешачихи, русалки брызгаются и вёсла воруют, бабки-знатки на ухо про смерть шепчут.
Нельзя не заметить, что все сказочные энергии показаны женщинами. Молодые очень красивые и ясноглазые, а старые - колоритные и какие-то по-правильному бородавчатые. У всех, как у одной, непременный магический атрибут - расписной платок, который как карта в этом мире, если уметь разгадывать.
Вообще про вот это межмирье и речь. Женщины в реальном мире - замороженные, никто из них в сказки не верит, никаких преданий не помнит, а над Василием с его полудетской мечтой послушать волшебное наследие предков потешаются. «Рассказать тебе сказку про бабку-лупоглазку?», - веселится беззубая.
У них всего-то и воспоминаний, что о войне, что на ней все мужчины умерли, что жизнь была тяжелая и голодная - какие уж тут сказки...
Но герой наш не унимается, постоянно чувствует сумеречный мир с его обитателями, но, видя, что тут они напрочь никому не нужны, что функция передачи народной мудрости утеряна, он решает, что старый мир умер, поэтому он его в ларце запирает, а ключ - в темную воду. А сам - в своих мечтах и финальном кадре по лодке на звездному небу поплыл. А звёздное небо тут нарисованное, как в инстаграме сейчас модно, от этого внутри стилистический диссонанс, ну да ладно. «Сказки о маме» - это о родной земле, о глубокой связи с ней, о неумении приспособить своё коренное к новому и другому. А оттого - тоска.
|
прямая ссылка
08 июня 2018 | 13:09
anga_maria
Красота, необъятность и психоделичность Русского Севера
Сказки о маме — новый фильм от создателей «Атлантиды Русского Севера».
У меня не было никаких специальных ожиданий от фильма, но шла смотреть с интересом, помня тепло, душевную чуткость и любовь к теме Севера в «Атлантиде».
За несколько лет вызревания и создания второго фильма, как мне показалось, взгляд и постижение авторов ушло в еще большую глубину, мистичность и философичность, которую невозможно не словить, и которая проникает в тебя, как только ты задержишься в этих краях чуть подольше… а затем и вовсе начнет прорастать в тебе, наполняя своими сказками и смыслами, своей буквально сносящей крышу красотой и космичностью, а с ними — и парадоксами, которые не поддаются постижению.
И все это нашло отражение в сценарии и в самом дыхании фильма-картины, фильма-медитации, фильма-любования и психоделического погружения в тайны прошлого, до сих пор живущего в нас… Получился удивительный разговор души — с собой, миром и Богом, где за каждым простым действием обычного человека — вековая глубина и тайна, где в зеркале бездонных кенозерских вод отражается чаша небес, откуда человек черпает ответы на свои вопросы. Постижение — ограниченно, жизнь — бесконечна…
Сказки Севера, умирая в деревнях, сохраняются в живой и непостижимо прекрасной природе этого нетронутого края. Да, Север завораживает… погружает в себя — это знают все, кто побывал там и открылся ему. И фильм не дает ни рецептов, ни ответов — это размышление, соприкосновение с Древностью и с самой Землей. Это лишь попытка постичь, но с пониманием, что знание — заросло травой времени… и это его закон.
И удивительно: он не оставляет ни печали, ни сожаления о прошлом, ни боли о настоящем… но остается вкус глубины и прозрачности — как от воды, испитой из глубокого колодца, на дне которого отражаются звезды. Звезды в небесах — и память о них, в нас. Спасибо и низкий поклон авторам, за чудесную работу, и всех, кто поддержал проект, благодаря чему он стал возможен.
|
прямая ссылка
05 июня 2018 | 12:16
Сразу отмечу, что фильм «Сказки о маме» - это потрясающая картина, после просмотра которой, возникает желание пересмотреть её ещё раз. Честно говоря, я давно не видела качественных и зрелищных съемок местности и не только. По телеку разные передачи, их сейчас пруд-пруди, а съемки корявые, странные. Вроде страны, населенные пункты, местности всякие показывают и надо бы о достопримечательностях, о красоте мест, а там про еду, транспорт, пятизвездочные отели, вечерние салюты, разбавленные рекламой.
Фильм «Сказки о маме» заставляет задуматься. На протяжении всей картины чувствуется некая нить, связывающая прошлое и настоящее.
Очень уместны паузы, без них фильм пропал бы. Опять-таки про восхитительные съемки с воздуха и не только. Компьютерная графика не портит, а лишь подчеркивает красоту края. Виды красивые и захватывающие. Хорошо, что осенью снимали, цвета потрясающие, прямо завораживает и просторы, просторы….. Полный восторг и только!!! И постоянный вопрос: Как? Как так возможно было снять классно?
В фильме каждый кадр – шедевр. Много аллегорий и образов. На протяжении картины такое ощущение, что природа сплошной живой организм и все взаимосвязано, всё дышит и движется. И все незримые персонажи показаны таким образом, что находишь подтверждение, что есть-есть они и не могут не быть.
И резко захлопывающаяся дверь в старом доме скрывает по ту сторону необъяснимую бесконечность вселенского мира, всего сущего, а ты здесь со своими мыслями и пониманием того и этого мира. Вроде дверь чего-то скрыла, но ничего никуда не пропало. Кто-то не захочет не то, чтобы возвращаться, но и вспоминать, а кто-то вернется, но не решится открыть дверь…
На самом деле картина очень глубокая и смотрится на одном дыхании.
Поздравляю Софию. Она просто молодец. И здорово, что у неё такая сильная команда. Хотелось бы всем сказать СПАСИБО!
10 из 10
|
прямая ссылка
10 июня 2018 | 17:05
Этот странный, ни на что не похожий из виденного фильм зацепил меня настолько, что я посмотрела его дважды за сутки. Наверное, таких самобытных произведений мне хотелось бы видеть больше в нашем кинематографе. Мне показалось, что оно отражает именно русское восприятие мира, русскую душу - тоскливую, неохватную, наивную, ищущую чего-то неведомого...
Жанр - вроде бы документальное кино, но лишь отчасти. Только проблематика его и исполнение (например, диалоги героев, очень прозаичные, 'не поставленные'; думаю, действующие лица - в большинстве не актёры) некоторым образом имеет отношение к реальности, а в целом - герой стремится уйти от реального мира к миру ирреальному, ищет его, нащупывает путь к нему. Сказочное прошлое отжило, утонуло в мире ирреальном, и на поверхности остались только едва заметные следы.
И вроде бы нет ничего сверхъестественного в этих следах... но что-то всё-таки есть. В иконе, плывущей по воде. В лошади с жеребёнком. В пугающих старухах, которые вроде говорят самые обычные вещи, но как-то от них не по себе. Всё кажется загадочным, странным, не от мира сего. Огромную роль в этом играют медитативный видеоряд и звуковое сопровождение. Я наслаждалась кадрами леса, общими и крупными планами, операторской съёмкой. Я испытывала стопроцентное совпадение атмосферы фильма со своим собственным восприятием леса. Для меня лес - это всегда царство непознанного, мир, где грань между реальностями истончается, где и впрямь иной раз смотришь на дорогу и ничего не видишь, но чувствуешь, что она не пуста...
Немного расстроили русалки. Ну, во-первых, на деревьях русалок с хвостами быть не может. Лесные русалки не имели никаких хвостов, да и вообще хвосты - это западная традиция. И потом, русалки вышли очень уж современные. Наверное, я бы сняла их иначе, как и лесных духов в обличье девушек. Наверное, не стала бы их изображать так осязаемо, 'по-человечески'.
Также не очень понравился аляповатый 'космос' в конце. Он смотрелся искусственно в сравнении с остальным видеорядом. И хотя идея полного перехода в иной мир мне понравилась, заворожила чем-то, картинка эта показалась чужеродной.
В целом же я - фанат подобного жанра. Я бы с удовольствием днями напролёт смотрела фильмы о странностях и тайнах русских деревень, лесов, озёр и рек. В них столько загадок, преданий, поверий - хоть ложкой черпай. Поклон тем, кто понимает это и стремится отразить богатство русских загадок, русского непостижимого прошлого.
|
прямая ссылка
12 марта 2022 | 15:08
Юлия Масина
Русалки с пластиковыми хвостами и прочая нечисть
С удовольствием смотрела фильм 'Атлантида Русского Севера' и с нетерпением ждала новой работы – 'Сказки о маме', надеясь на лирическое и возвышенное продолжение темы Русского Севера.
Увы! Все мои ожидания оказались напрасны! Вместо летающей (в буквальном и переносном смысле) операторской работы первого фильма я увидела мрачные, депрессивные, неумело отснятые кадры, показывающие какие-то нелепые безсюжетные блуждания 'потерянного' человека, якобы собирателя сказок. На поверку эти сказки оказываются корявыми побасенками о нечисти, все действия персонажа сопровождаются унылой, суггестивной музыкой и каким-то мычанием, более всего напоминающих камлания тибетских жрецов. Реально от музыкального ряда картины заболела голова! Главного героя преследуют огламуренные русалки с пластмассовыми хвостами, о великой христианской цивилизации Русского Севера подаются какие-то обрывки смыслов, от храмов герой убегает, явно болотная нечисть и знахарки ему ближе, ну и вот всё в таком роде...
Явная НЕУДАЧА! Хотя объективно стоит отметить, что удачные кадры и решения в фильме всё-таки присутствуют, но режиссёр не даёт им развиться, и всё глушит депрессухой. Очень жаль своего потраченного времени на эту картину!
|
прямая ссылка
04 февраля 2019 | 00:10
|
|