К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В живописи бывает трудно отличить оригинал от подделки, особенно невооруженным глазом. Еще труднее, для западного человека во всяком случае, понять, где в кино настоящие самураи, а где — так, имитация. По счастью, у нас появился новый эталон для сравнений. Японский режиссер Йодзи Ямада во втором своем фильме подряд являет зрителю подлинные самурайские характеры, да еще и в переломную эпоху середины XIX века.

Япония открывалась Западу, или, наоборот, — это Европа и Америка открывали непостижимую для себя японскую культуру. Рушился привычный для самураев уклад, основанный на клановых традициях сёгунов. Искусные мастера сражений на мечах ставились под ружье и учились стрелять из пушек. В вышедшем два года назад «Сумрачном самурае» Ямада показал скромного героя того времени, бедняка, не искавшего ни подвигов, ни славы, а только домашнего уюта и покоя для своей семьи. Будь его воля — он вообще не доставал бы меч из ножен, но приказ клана вынудит его биться. В «Скрытом клинке» схожие мотивы, та же среда. Обедневший самурай-провинциал Катагири погружен в заботы о семье и в решение вопросов чести. Он удачно выдает замуж сестру и, наоборот, забирает от жестокого супруга преданную служанку. Самурай влюбляется, но дать волю чувствам не может — его избранница из другого сословия.

В городке меж тем полным ходом идет перевооружение: руководство клана прислало инструктора, который призван обучить мастеров клинка владению огнестрельным оружием и артиллерийскому делу. Сцены постижения самураями европейской военной науки сняты в комедийном ключе, словно для разрядки той драмы, что переживает главный герой. В клане раскрыт заговор, среди изменников — бывший однокашник Катагири. И поскольку тот отказался сделать харакири, клан поручает убить заговорщика его старому другу. Приказ есть приказ, Катагири готовится к поединку, даже когда у него появляются веские причины думать, что сместить главу клана и впрямь было здравой идеей. От политики герой далек, но его возмущает попирание начальством элементарной чести. Настает момент воспользоваться тем самым «Скрытым клинком», давшим название фильму. Так именуется боевой прием, в тайну владения которым Катагири в свое время посвятил его учитель-сэнсей.

И стараниями ветерана японского кино режиссера Йодзи Ямады приемчик этот заинтриговывает публику на протяжении почти всей картины, до самого того мига, пока настоящий самурай Катагири его не продемонстрирует. Главную роль в «Скрытом клинке» играет Масатоши Нагасэ. Его можно считать полномочным проводником японской темы в независимом кино, он снимался у Джима Джармуша в «Таинственном поезде», в исландской «Холодной лихорадке» и еще в нескольких картинах, где требовалось показать загадочную японскую душу на фоне западной цивилизации. «Скрытый клинок» — припадание к истокам. Он наполнен созерцанием, несуетностью, лаконичностью, которые так завораживают гайдзинов (иностранцев) в японской традиции. Посмотришь такое кино — и будто протер очки, через которые глядишь на мир.

15 июня 2012 | 16:05
  • тип рецензии:

Ёдзи Ямада в очередной раз обращается к теме маленького человека и продолжает использовать для этого декорации Японии середины XIX века, эпохи заката сёгунов и самураев. Его герой по-прежнему беден и занят бытом. Влюблен. Высокоморален. И поставлен перед сложным выбором. Ямада не изменяет себе, решив рассказать и показать, как на самом деле жили мастера меча того времени.

В основу фильма вновь положены произведения Сюхэя Фудзисавы, мастера исторического жанра. На этот раз Ямада использовал две истории: 'Коготь дьявола' из сборника 'Скрытый меч', объединяющий нетрадиционные рассказы о мастерах военного искусства, и рассказ 'Мерцание снега' о запретной любви. И вновь главный герой вынужден идти против своих принципов, противостоять суровому механизму власти, преступать через чувства… Из-за этих поднимаемых проблем и сюжетной канвы фильм очень напоминает предыдущую картину трилогии. Однако можно даже сказать, что эта часть вышла куда более легкой. Режиссер и сам не хотел снимать мрачную драму, поэтому добавил несколько юмористических эпизодов про самураев, проходящих строевую подготовку и обучающихся воевать по-варварски, то есть по-западному.

Национальный колорит, человеческое достоинство, тонкие чувства – составляющие истории, которую рассказывает Ёдзи Ямада. И она стоит того чтобы с ней ознакомиться.

26 марта 2012 | 05:12
  • тип рецензии:

Замечательный фильм. Пусть я не особо люблю самурайское кино (мне ближе всё ж вестерны и исторические боевики), но этот фильм меня зацепил.

Неспешное повествование о жизни простого самурая из северного клана незадолго до революции Мэйдзи. Он простой хороший человек, он просто живёт... Неспешно и красиво разворачивается эта драма. есть и мелодраматическая нотка, но сословные границы мешают самураю сказать о его чувствах...

Фильм этот тих и спокоен, как тиха вода в небольшом ручье... Но будет в нём и один учебный бой на деревянных мечах, будет и кровавя схватка на смертельном оружии...

Этот фильм напомнил мне классический вестерн 'Ровно в полдень' Циммермана, где герой Гэри Купера лишь в самом конце фильма берёт в свои руки револьвер и идёт навстречу смерти или победе...

Красивое и очень стильное кино.

21 февраля 2011 | 11:00
  • тип рецензии:

При всей внешней простоте и ироничности я вижу в этом фильме довольно глубокий внутренний смысл, который точно передают слова З. Фрейда. Фильм довольно отчетливо демонстрирует нам, каким образом происходит деиндивидуализация государством общества. Куда проще управлять стадом, толпой. А для этого надо стать частью стада, потакать его прихотям, использовать скрытое оружие, заразу под названием стереотипы, социальные условности, предрассудки...Делать и поступать 'как положено',а не как велит сердце, отказаться от любимой женщины из-за разницы в сословиях, убить старого друга только потому, что какой-то грязный вонючий обожравшийся мерзавец-глава клана приказал, постоянно готовиться к войне, осваивая все более варварские и чудовищные средства для убийства людей, отказаться от своих ценностей ради интересов клана, общества, государства, Родины, Отчизны...Все эти глупые занятия - это следствие манипуляций человеком политиканами. Все это громкие пафосные слова, лицемерный инструмент, используемый идиотами, сидящими на верхушке власти для того, чтобы человек забыл главное - жить для себя и радоваться жизни, жить безоглядно, жить спонтанно, жить необусловленно. Восточный ум устроен совсем иначе, нежели западный: вот почему было так сложно обучить самураев пользоваться открытиями Запада. Они не привыкли ходить строем подобно стаду, в их движениях есть элемент естественности и непредсказуемости, в них мало рациональности, в них живет спонтанность и иррациональность. А вместо этого человек остается в рамках социальных стереотипов, предрассудков и ограничений и страдает словно узник в клетке, который очень хочет выбраться, но не может себе этого позволить. Потому как тогда придется пойти против всех, против всей толпы идиотов...Потому как всех бунтарей ждет участь Катагири, его друга и всех кто с ними заодно: уничтожение, уход из такого общества на другую землю (где скорей всего все снова повторится) или в мир иной...

Наше общество стремится к власти, к деньгам, к социальному статусу...Сама идея кем-то быть и чем-то обладать, сама идея стремиться к успеху исходит из политических целей. Если все будут хотеть одного-куда проще им это пообещать, куда проще собрать толпу вокруг себя. А самая большая сила, которой можно обладать - это толпа, идущая за тобой, толпа, которая всегда знает, что правильно, что неправильно, толпа, которая знает, в чем истина, толпа, которая скорей уйдет от тебя, растерзает тебя, чем поменяет своё мнение, которая радуется когда кто-то(а этими кто-то чаще всего оказываются политиканы) подпитывает их невежество и неведение и страдает, когда этого не происходит. А потом люди спрашивают, отчего это у них все есть, а внутри пустота, отчего это они несчастливы?!

30 декабря 2010 | 02:15
  • тип рецензии:

Ёдзи Ямада снял второй 'самурайский' фильм. Первый - 'Сумеречный самурай' - оказался достаточно успешным. Действие 'Скрытого клинка' происходит в то же время и в тех же 'декорациях', что дает повод остроумным критикам (Р. Волобуев) утверждать, что Ямада по стариковской забывчивости решил снять тот же самый фильм. Тем не менее, 'Скрытый клинок' ценен и сам по себе, и как развитие искусства Ямады в новом для себя амплуа.

'Скрытый клинок', действительно, во многом дублирует сюжет 'Сумеречного самурая'. Бедность и 'избранность' главного героя, обиженная мужем жена, финальный поединок с предшествующей долгой беседой (привет Кеншину). Сохранились и очарование быта, и выдержанность и невинность любовной линии. Но всё-таки отличия существуют и демонстрируют развитие Ямады как режиссера и сценариста, и эволюцию основных амплуа героев.

Прежде всего, 'Скрытый клинок', хоть и концентрируется на личной истории Катагири, метко показывает проблемы традиционного общества, столкнувшегося с веяниями Запада. Видимо, здесь актуализировалась 'комедийная практика' режиссера (а у себя на родине именно комедиями известен Ямада). Кажется, будто в первом фильме он отдал дань классическому жанру, а теперь позволил проявиться в нем своему индивидуальному стилю. Лёгкая социальная сатира делает фильм проще для восприятия и местами даже интереснее.

Роль главного героя в политике клана оказывается более весомой. Это уже не просто история изгоя, а история 'маленького человека', своим действием во имя собственного чувства справедливости, сотворившего дело огромной значимости. История про то, как последовательная верность принципам способна подвинуть любые внешние преграды. В некотором смысле - фильм про освобождение сознания и духа.

11 сентября 2009 | 17:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: