Фантастический фильм 2020 года с концовкой, которая способна удивить
А вот и новая кинолента, созданная специально для любителей научной фантастики. Снял ее дебютант Гэвин Ротери. Фильм поднимает вопросы развития искусственного интеллекта, ответственности людей, работающих по его направлению, и еще множество других. Давайте поговорим о плюсах и минусах этого фантастического триллера, который получил название «Мой создатель» (в оригинале Archive).
Аннотация:
2048 год. На секретной научной базе, расположенной уединенно в лесах Японии, молодой ученый по имени Джордж выполняет задание крупной корпорации. Кроме того, он занимается тайными экспериментами по созданию искусственного интеллекта, которые напрямую связаны с автомобильной аварией, случившейся 3 года назад, в которой погибла его жена.
И что же хорошего в этом фильме?
Первый и главный плюс триллера «Мой создатель» состоит в том, что нам наконец-то вернули ту самую почти что классическую научную фантастику, по которой мы так соскучились. При просмотре этого фильма сразу вспоминаются «Из машины», «Дитя робота», «Искусственный разум» и даже «Робокоп», а также множество других произведений, в которых гениальный ученый проводит секретные эксперименты — начиная с романа «Франкенштейн» Мэри Шелли и заканчивая не самым удачным фильмом «Репродукция» с Киану Ривзом.
Второе — ленте удается держать свою аудиторию в напряжении. И пусть это происходит далеко не всегда, но при просмотре сцен, созданных специально для того, чтобы зритель забеспокоился, действительно начинаешь нервничать. Всё это достигается во многом за счет сюжетной неопределенности, так как на протяжении большей части фильма у нас имеется много белых пятен, касающихся и персонажей, и особенностей мира будущего, о котором нам мало что известно.
Идея фильма тоже любопытна. Она не новая, но преподнесена красиво, дополняя весьма эмоциональную историю и обрастая по ходу сюжета интересными деталями. При этом в ленте имеется полноценная драматическая линия, рассказывающая о прошлом главного героя, которое непосредственно связано с деятельностью его настоящего.
Ну и еще один из главных положительных аспектов состоит в том, что концовка этого фильма очень сильно пытается быть неожиданной. Согласитесь, это почти всегда плюс. Но получается ли у финала изумить свою аудиторию? Да, получается, хотя и догадаться, каким он будет, при должных внимательности и рассудительности можно заранее. Тем не менее многих окончание этого триллера точно изумит и даже заставит затем не раз его вспоминать.
А что плохого в этом фильме?
Мне не очень понравился главный герой в исполнении Тео Джеймса, наиболее известного по роли Фора в трилогии «Дивергент». Харизмы и актерского мастерства этого парня, на мой взгляд, оказалось недостаточно, чтобы почти в одиночку (а большую часть фильма он расхаживает по научной лаборатории один, если не считать коробкообразных разумных машин) создавать на экране адекватную и заинтересовывающую картинку длительное время. Да и нелогичность его действий, а также клишированные и глупые диалоги с роботами, руководством и другими персонажами тоже часто раздражают.
Как я уже написал выше, «Мой создатель» — это режиссерский дебют для некоего Гэвина Ротери. К сожалению, это чувствуется. Фильм не назовешь складным, у него полно провисаний, его логика сильно хромает, а банальности в нем лезут изо всех щелей. Наверное, для самого первого кинопроекта молодого постановщика всё получилось не так плохо, однако мы с вами видели дебюты и получше.
Как я понял, многим зрителям понравилась операторская работа, однако я так и не понял, чего же в ней выдающегося. Ну сняли пару раз красивый водопад с дрона. И что? Давайте теперь дадим за это «Оскар». Наоборот, эта сторона фильма показалась мне помпезной и не всегда оправданной.
Неожиданную концовку я отнес к плюсам, но у медали, как известно, есть и обратная сторона. В этом абзаце не будет спойлеров, но кое-какие намеки все же будут, поэтому пропустите его, если боитесь догадаться о чем-то важном. Во-первых, финал ленты обесценивает всё происходящее до этого, включая возникшие философские вопросы на тему искусственного интеллекта, а также сюжетные тайны, которые так хотелось разгадать. Нам не только не дадут ответов, нас просто отправят с вопросами куда подальше, заявив, что кино вообще-то о другом. Во-вторых, картина, которая начинается историей, явно созданной даже не под влиянием бессмертного романа Мэри Шелли, написанного еще в 1818, а по возникшему благодаря нему архетипу, заканчивается и без пяти процентов драматической его составляющей, рождающей у зрителя (читателя) целую гамму самых разнообразных эмоций. В результате это приводит к тому, что концовка «Моего создателя» выглядит как заплатка, призванная замаскировать этот пустотный недостаток, отвлечь от него. Типа «Ой, у фильма проблемы? Мы чего-то в нем недокрутили? Но вот вам фокус-покус, смотрите!». И фокус-покус этот выглядит очень эффектным, но, к сожалению, совершенно бессмысленным для изначальной концепции. И самое ужасное, что и фильм в целом после этого кажется совсем другим. Он коснулся самых разных тем, заглянул туда, посмотрел сюда, обмолвился о том, намекнул об этом, заинтриговал, а в конце скинул маску, заявив, что он не такой и что ваши ожидания — это ваши проблемы, как говорил один известный футболист.
Вердикт:
И все равно я рад, что посмотрел этот по-своему симпатичный фильм. Это далеко не самый плохой представитель фантастических кинолент, рассказывающих об искусственном интеллекте и проблемах, с ним связанных. И пусть тут нет даже попыток решить эти проблемы, «Мой создатель» хотя бы дает еще один повод порассуждать о них. А это тоже неплохо. В результате перед нами кино, которое смотреть можно, но ждать от него чего-то невероятно яркого и исключительного, точно не стоит.
Дебютный полнометражный проект Гэвина Ротери вышел вовремя: кинотеатры вновь временно открыты, а конкурентов в этом жанре на данный момент нет. Жаль, что вложения в рекламу оказались не такими масштабными, и о данной ленте узнало не так уж и много людей. С другой стороны, громкие премьеры перенесли, поэтому у картины есть все шансы закрепиться в прокате и собрать хорошую кассу.
Сюжет. Недалекое будущее. Джордж - ученый, работающий в секретной лаборатории в Японии. В тайне от руководства он занимается разработкой роботов, чтобы позже перенести сознание умершей жены в одного из них. Тем временем срок хранения сознания в Архиве подходит к концу...
Интересное и интригующее начало плавно перетекает в муторную и скучную середину. Даже диалоги с роботами практически не запоминаются. Главный герой шляется по локации, бегает, иногда что-то настраивает и чинит. Почти все неожиданные моменты драмы воспринимаются, как несостыковки, а на самом деле они играют огромную роль в сюжете. Авторам следовало получше завуалировать все сценарные 'странности', а то ближе к концу картины они превращаются в прямые намеки. Концовка моментально выносит мозг и переворачивает все с ног на голову. Она может так сильно впечатлить неподготовленного зрителя, что тот рискует не сразу ее понять. Этим она фактически спасает фильм от провала и вечного забвения: после просмотра вы точно будете вспоминать и обдумывать финал истории.
Атмосфера. Операторская работа мне понравилась: полет камеры над красивым лесом и плавный показ элементов локаций реализованы очень хорошо. Крайне нелепо выглядит интерьер в 2048 году. Не верится, что уже через 28 лет люди будут экспериментировать над переносом человеческого сознания в другую оболочку, а декорации все еще будут из нашего времени. Еще тут зачем-то затеяли игру с чувствами роботов. Когда эмпатию испытывают герои мультфильма 'ВАЛЛ·И', я могу это понять. Но нам же демонстрируют серьезный фильм, разве нет? Сложную тему создатели выбрали для внедрения в ленту. Не могу сказать, что меня порадовали актеры. Тео Джеймс (Джордж) сыграл пресно и ничего особенного не продемонстрировал (возможно, роль отчасти в этом виновата), Стэйси Мартин (Джулс) слабо показывала эмоции. Мне даже Рона Митра, игравшая второстепенную роль, понравилась больше центральных актеров.
Музыка. Музыки было мало, но она была хороша. Приятные на слух мелодии в целом подошли картине. Больше всего запомнился необычный трэк 'I Had That Dream Again Last Night'.
Итог. В результате получилась средняя по качеству лента. Мне она показалась странной смесью фильмов 'Репродукция' и 'Другие'. Картина с большой долею вероятности сможет вас удивить, но какой-то супероригинальности не ищите: похожую задумку можно найти как минимум в нескольких других лентах.
5 из 10
(50%), как далеко можно зайти в попытке обмануть природу?
«Мой создатель» – дебют некоего Гэвина Ротери. Концепт многообещающий, поскольку в нем рассматриваются темы, актуальные для нашего времени: отношения между человеком и искусственно созданной формой жизни (?) – роботом с компьютерными мозгами. Идея интересная, однако творческие решения этих этических затруднений в формате кинофильма… идут по спорному пути. Возьмите «Из машины», добавьте «Бегущего по лезвию», оформите в стиле «Черного зеркала», а затем уменьшите бюджет и получите тревожный научно-фантастический триллер, который вряд ли является чем-то большим, чем сумма его составляющих.
Итак, «Мой создатель» рассказывает историю человека по имени Джордж, пытающегося создать настолько продвинутый искусственный интеллект, чтобы тот полностью копировать мертвую жену изобретателя. Джордж живёт один, ну, или вроде того: компанию ему составляют три других ИИ. Один из них перестал развиваться в 5 лет, другой – в 15, а третий – полностью созрел, только вот он несовершенен. Во все ИИ внедрена личность его жены, но, похоже, с дефектами из-за сложностей человеческих взаимоотношений и несовершенства технологии. Джордж использует базу данных (архив воспоминаний) своей мертвой жены, которые ему предоставляет какая-то компания: это, видите ли, их бизнес – удалять воспоминания у покойников и сохранять их на компьютере. Короче говоря, такое чувство, что в «Моем создателе» происходят сразу две истории, которые не очень совпадают: про Джорджа и трудности с созданием ИИ, и про компанию «Архив», желающую выяснить, что же изобретатель задумал. Эти две сюжетные линии отдалены друг от друга, что запутывает фильм; отчасти поэтому темп такой медленный, а зрителю сложно определить, в какую суб-историю погрузиться.
Ротери, конечно, попробовал раскрыть не самые стандартные темы, связанные с ИИ, но у него ничего не получилось. Дело в том, что в современном мире, исследование тематики ИИ в творчестве может идти только по одному пути. Чтобы сделать что-то нестандартное в художественном произведении, надо прилагать когнитивные усилия. Для Ротери было проще выбрать пройденный путь монстра и человека, заданный, наверное, ещё Мэри Шелли. Да, гениальный изобретатель Джордж в «Моем создателе» пытается нарушить законы природы для корыстных целей, что приводит к горькому жизненному уроку. За исключением того, что «Мой создатель», опять же, реализован как серия «Черного зеркала», в нём нет таких уж подрывных идей. Хотя это простительно для начинающего режиссера, просмотр немного пустого «Моего создателя» оставляет кислый привкус.
Хотя сценарий включает в себя знакомые и наиболее удачные элементы из других научно-фантастических фильмов, привлекательный визуальный дизайн и эмоциональный контент, всего это недостаточно, чтобы поднять «Моего создателя» выше коллег по жанру. По сути всё происходящее на экране является какой-то сборной солянкой из очевидных идей на тему трансгуманизма и заимствованных из других фильмов. Как следствие, «Мой создатель» ощущается второсортным. Оценить по достоинству проект в целом смогут, наверное, только прожженные фанаты классической («высокой») научной фантастики: ну, не всем подойдут депрессивные и антиутопические штрихи, добавленные по наитию!