Шел 2019 год. Киновселенные рождались и умирали, а жанр супергеройского кино начинал утомлять даже самый ярых своих фанатов. На смену моде на серьезные фильмы про парней в цветных костюмах пришла мода на деконструкцию жанра и сложные картины о приземленных, порочных ребятах в трико. Самое лучшее время для истории, продолжающей сюжет одного из самых ярких представителей этого направления – «Хранителей».
Сериал стартует с бойни в Талсе, где группа ряженых в белые балахоны расистов устраивают отстрел темнокожего населения. По законам жанра родители, прижав дитя к груди, бегут по горящим улицам и вздрагивают от звуков выстрелов. И в этот момент ты, затаив дыхание, ждешь внезапного сюжетного поворота. «Ну не может» - думаешь ты – «Быть такого, чтобы в сериале про не совсем супергероев будет банальное начало со спасением какого-то ребенка готовыми на жертву родителями». Вы, думаю, догадываетесь, что будет дальше.
И это проблема. Проблема, которая следует за зрителем на протяжении всей последующей (и не только первой) серии. Там, где оригинал брал супергеройское клише и выворачивал его наизнанку, сериал не стесняется это самое клише использовать напрямую, как кирпичик в фундаменте своего сюжета. Если герой – он обязательно положительный и честный. И обязательно с психологической травмой, которая является характеро-образующей. Травма – не плохой мотив для движения героя. Травма даже может быть банальной (вспоминаем Бутчера из недавних «Пацанов). Но она не должна быть тем единственным, вокруг чего существует персонаж в сюжете. Но не только в героях беда. Если у героя есть противник – он тоже шаблонен, обязательно жесток, зол и даже бесчеловечен. Дэймон Линделоф либо не уловил сути серой морали, на которой строится взаимоотношение сторон в оригинале, либо решил просто поделить все в своем произведение на черное и белое.
Ах да, говоря о черном и белом. Сюжет оригинала, как мы помним, эксплуатировал тему страха населения штатов во второй половине 20ого века перед советами и потенциальной угрозой начала третьей мировой войны. Страха не иллюзорного, ибо отношения между сверхдержавами были сложные, а недавние открытия в военной области гарантировали, в случае начала боевых действий, многотысячные человеческие жертвы в первые же часы. Или, во всяком случае, люди того времени верили в то, что это было так. Сюжет же продолжения выстроен вокруг важной для современного общества темы расизма (к чему нас подводят еще в первой сцене пилотного эпизода). Но если в оригинале паранойя общества была лишь фоном и предлогом для идеологического конфликта, в котором несколько абсолютно различных взглядов на мир сталкивались друг с другом, то в сериале 2019 года сюжет выстроен таким образом, что ты начинаешь думать о поднятии темы расизма как о самоцели.
Не поймите меня не правильно, строить сюжет вокруг проблематики расизма не плохо. Плохо когда из сложного, многогранного конфликта оригинала ты вычленяешь только борьбу хороших и плохих ребят (в оригинале, кстати, ребят хороших почти и не было) и оборачиваешь это в обертку из современной, близкой, в первую очередь, западу проблематики. При этом можно было бы исправить многое лишь добавив в окружение глав. Героя несколько людей с противоположными взглядами на мир. Пусть ее муж бы, к примеру, ненавидел бы копов. И у него была бы на то причина. И жена, на основании этого, скрывала от него то, что она все еще в строю. Пусть мистер-зеркало сам был бы ярым расистом, не скрывающим это, но желающим прекратить бессмысленное кровопролитие. Пусть он бы был тем персонажем, который на бытовом уровне поясняет мотивы Кавалерии зрителю. Поясняет не словами «они звери, уроды, снежки» а ставит себя на их место. И да, он мог бы также быть против агрессии и жестокости. Но он создавал бы основу более сложного социального противостояния и неоднозначное восприятие персонажей.
Конечно, не честно было бы только ругать сериал. Визуально он хорош. Здесь множество интересных операторских решений, стильные начальные заставки в каждой серии и крутые монтажные приемы. Есть ряд интересных решений. Это и желтые маски копов, резко контрастирующие с их формой, и запрет на повсеместное использование оружия. И Мистер Зеркало, дизайн маски которого частично окупает слабую проработку его характера. Складывается впечатление, что иногда мимо кабинета сценаристов, неистово строчащих очередной диалог-кивок в сторону угнетенных, пробегал член съемочной группы, который истово верил в проект и хотел наполнить его чем-то запоминающимся. Пробегал, закидывал сценаристам парочку идей, и бежал дальше.
Короче. Смотреть, если мы говорим только о визуальных качествах, сериал приятно смотреть. Но если зайти чуть дальше визуала, то. То сериал я бы не рекомендовал к просмотру.
Алан Мур может сколько угодно ругать экранизацию Снайдера, но без «Хранителей» 2009 года его культовый комикс вряд ли добрался бы до широких масс и наша страна не смогла бы вкусить плоды целого пласта американской поп-культуры. Я не являюсь поклонницей творчества Мура, обязательно прочту его комиксы когда-нибудь, в свое время, так же, как и не являюсь ярой поклонницей супергероев, но я помню, как в 2009 году, всегда скептически настроенная против спасителей человечества в масках, была покорена мрачным интеллектуальным визуалом Снайдера. «Хранители» были разноцветным нуаром кино-комиксов. Картинка идеально переплеталась с сюжетом, и их совместное кино-течение рождало симфонию. А что Снайдер сделал с актерами? - это ведь чудо! Никому не известные, а если известные, то малозаметные, в «Хранителях» они превратились по-настоящему в супергероев. Малин Акерман и Карла Гуджино выглядят сногсшибательно в латексе; Джеки Эрл Хейли совершил карьерный взлет, когда все уже забыли, что в далеком 1979 году он играл вместе с Деннисом Куэйдом в «Уходя в отрыв»; Джеффри Дин Моргану хватило пяти минут экранного времени, чтобы продюсеры взвыли от оргазма — настолько крутым он был в образе Комедианта; для Мэттью Гуда и, отчасти, Патрика Уилсона «Хранители» стали ярким стартом.
Ностальгию десятилетней давности я ощутила во время просмотра второй серии сериала «Хранители». Мне было скучно смотреть сериал еще неделю назад, но я, как терпеливый зритель со стажем, дала ему второй шанс, может быть сюжет резко поменяется, сценаристы сумеют меня заинтриговать, операторы подарят очаровательные кадры брутально панковской героики, а актеры обретут характеры и задействуют весь спектр эмоций и чувств. Оговорюсь, я не ждала прямого продолжения «Хранителей» Снайдера или встречи со старыми супергероями. Все, чего я ждала — это атмосферы, в которую интересно погружаться, за которой интересно наблюдать, пересказывать кому-нибудь или самой себе, то есть становиться соучастником действа, за которым наблюдаешь, которому даришь часть своего свободного времени, тем самым впуская его в свою жизнь, делая его уже частью своей жизни.
Вот сегодня, после просмотра второй серии, я поняла, что не хочу терять время на этот сериал. Он ничего не может мне дать — он не в состоянии меня развлечь. Сценарий крутится вокруг модного белого самобичевания американских интеллектуалов, удивительно, как с такой же пуленепробиваемой твердолобостью в сериале еще не обыграли феминизм, хотя реверансы в его (или ее) сторону проглядывают в лице матерой Анжелы Абар, несущей на своих плечах не только секретную службу в полиции, но и одомашненное подобие мужа и троих усыновленных детишек. Я против того, чтобы кино становилось тупо манифестом без единой искры творчества, увлеченности или любви. За два часа экранного, пусть и в формате ТВ, времени уже можно определиться с мыслями, что ты хочешь донести до зрителя, но я не понимаю, что создатели «Хранителей» 2019 пытаются мне сказать. Динамичность сюжета приравнивается здесь к апатичности Озимандия в исполнении Джереми Айронса. Дурацкие маски полицейских, среди которых вышеупомянутая Анжела Абар (Реджина Кинг) в наряде монашки, зеркальный дрыщ Уэйд (Тим Блейк Нельсон) и гопник в растянутой балаклаве Красный Страх (Эндрю Ховард) вызывают ассоциации не с произведением, в которое вложились по-крупному, а с гаражной пародией в духе «Супер» Джеймса Ганна. То есть вы уже чувствуете, какой дикий коктейль замешивают создатели сериала — в одной руке зажат пафос с темой вечно угнетенного черного народа Америки, а в другой — дешевая стилистика малобюджетных картин. Видимо мой мозг, не привыкший мешать водку с пивом, отказывается включаться; когда очередная серия заканчивается, я задаюсь вопросом: «А что это было?»
В одном журнале, а может, это было интервью по радио, один журналист дал ценный совет — если с первой серии сериал не зашел, бросайте его смотреть, дальше ситуацию мало что сможет исправить, на свете так много сериальной продукции, не стоит тратить время на то, что не понравилось изначально. В случае с «Хранителями» я воспользуюсь этим поистине стоящим советом.
What's the Difference Between a Masked Cop and A Vigilante?
Иронично, но со времени выхода фильма «Хранители» прошло ровно 10 лет, а это значит, что у нас намечается юбилей, подарком к которому и служит сериал «Хранители». Хочется сразу сказать, что данный сериал многим не зашел, в том числе и самому создателю оригинала, а для наших многих юных читателей хочу подчеркнуть, что фильм – не оригинал, оригиналом является комикс Алана Мура, вышедший впервые в 1986 году. Впрочем, Аллан Мур также высказывался и о первой экранизации от мессии нашего Зака Снайдера, но все мы знаем, насколько был хорош данный фильм. Аллан Мур считает, что эти две ветки современного искусства не совместимы по своей природе. Хочется сразу прояснить, что настоящий сериал не продолжает начинания Снайдера, он скорее является логическим продолжением комиксов самого Мура, а это значит, что, к сожалению, мы не видим так полюбившихся нам героев. Ладно, довольно предисловий, давайте же перейдем к самой сути данной рецензии и я попытаюсь вас убедить, почему же все-таки стоит обратить ваше внимание на данный сериал.
События данной экранизации начинаются со сцены резни темнокожего населения в городе Талса, данная сцена, к сожалению, основана на реальных событиях, произошедших в 1921 году и нужна она здесь для обрисовки темы противостояния, которое будет происходить уже в наше время, но в совершенно альтернативной вселенной. Данная тема была взята за основу Дэймоном Линделофом потому, что по его мнению она является самой животрепещущей на данный момент, так же, как это было в комиксах Мура, где была взята тема Холодной войны, когда вся планета жила в страхе того, что это все может превратиться в Третью Мировую.
Далее события переносят нас в 2019 год, где праворадикальная организация «Седьмая кавалерия» очнулась после трехлетнего сна и готова осуществить свой жестокий план. При его подготовке, по нелепой случайности, одного из членов данного «культа» останавливает полицейский, который в тот же час идет в расход, а это значит, что война с копами началась. Кстати, данный «культ Роршаха» был образован его последователями, после публикации дневников самого Роршаха, в которых он рассказывал о заговоре Озимандии. Современная полиция не отстает от оккультистов и тоже носит ярко желтые маски, а детективы - стилизованные наряды, как бы пародируя супергероев, дабы их не вычислили «плохие парни» и не устроили самосуд, как это было несколько лет назад. Собственно, наши детективы и являются протагонистами данного повествования. Все это создает уникальную атмосферу, от которой невозможно отрываться, хочется исследовать вдоль и поперек весь альтернативно воссозданный мир и посмотреть, как же все могло пойти.
Одной из сильных сторон этой картины, по моему мнению, является приближенность к реальности, словно мы сами могли бы в нем жить. И хотелось бы также напомнить, что людей с суперспособностями в данной вселенной практически нет, ими обладает лишь доктор Манхэттен, который находясь на Марсе, страдает от собственного одиночества. Ну а моим личным криптонитом являются детали, это просто нечто, начиная с билбордов о фильме про первых героях под предводительством «Правосудия в капюшоне» и заканчивая разбитой яичницей в виде символа комикса, все это заставляет фанатов визжать, словно детей в новогоднее утро. Чего также стоит легкий оммаж на нашу реальность в виде президента Роберта Рэдфорда, который до президентства был актером, как и Рональд Рейган, который был актером и президентом в нашей реальности в 80-е, но в мире «Хранителей», им был Никсон. И, кстати, в данном сериале США под предводительством все того же Никсона выиграла войну во Вьетнаме, который теперь является еще одним штатом, и именно поэтому Рейган так и не пришел к власти. А вишенкой на всем это великолепном торте пасхалок служит финальная капля крови, падающая на полицейский значок. Скажу честно, у меня даже холодок по спине пробежал от такого.
Стилистика самого сериала выше всяких похвал. Цветкор напоминает супергеройские фильмы Снайдера, где нет места мета Голливудскому солнцу на воскресных барбекю. Отличный сюжет, который играет различными красками таинственности и интригует своей завязкой. Сцены экшена переполнены кровавым угаром и расчлененкой, хотя рукопашные бои немного и хромают. Сюжет интригует и затягивает, а персонажи все разные и харизматичные. Но не все так хорошо в нашем раю, одним из немногих минусов, лично я, считаю главную протагонистку, точнее актрису Реджину Кинг, которая ее играет. Ну нет в ней той харизмы, которая должна, словно скорый поезд, двигать этот сериал, ровно как и нет хореографических данных для отыгрывания сцен с рукопашным боем. Так же, одним из небольших минусов являются и сами герои, да, я знаю, что выше написал, что они все харизматичные, но тут проблема в том, что они либо хорошие, либо плохие. Нет того необъяснимого послевкусия, которое было после просмотра версии Зака Снайдера, где герои Комедианта или того же Роршаха, творили страшные вещи, которые с их извращенной точки зрения, служили во благо человечеству.
Тем не менее, сериал получился более чем достойный, а вселенная самих «Хранителей» более чем органично играет на фоне других супергеройских работ (CW, на тебя я не смотрю). Не спешите с выводами по поводу сумятицы в сюжете, ведь он словно бутон прекрасного цветка, будет раскрываться медленно и осторожно, как это было в сериале «Легион», который является одним из самых самобытных сериалов нашего времени. Сначала ничего непонятно, но когда постепенно въезжаешь в суть и задумкуавтора, картина начинает играть совсем иными красками. Советую всем дать этому сериалу шанс и попытаться окунуться в эту замечательную вселенную, полную заговоров, ненависти и злобы.
Если уж Алану Муру не понравилась экранизация от Снайдера (в принципе, я могу его понять), то уж это произведение ему лучше не смотреть вообще...
Начало было интригующим: офицеры полиции ограничены в использовании оружия и вынуждены носить жёлтые маски, при это на них охотятся некие люди в масках Роршаха и... если бы в этот момент оказалось, что последователи Роршаха анархисты, которые хотят разрушить привычную систему власти, т. к. это, с их точки зрения, был бы единственный и последний способ избавиться от коррумпированных чиновников и элит, которые отравляют их страну, на службе у которых, хоть без и особого энтузиазма, трудились бы офицеры полиции, перед которыми стояла дилемма: 'Служить и защищать людей' или 'поддерживать порядок' – это был бы интересный сюжет. Почему? Потому что в этом противостоянии не было бы 'явно плохих' или 'явно хороших' и зрители могли бы понимать и симпатизировать как тем, так и другим. Но... к сожалению меня в сценаристы никто не звал, поэтому тут же выясняется, что 'типо последователи' Роршаха – это кучка белых шизиков-расистов, которые охотятся не только и не столько на копов, сколько на чёрных нытиков, которых, в очередной раз, угнетают по всем фронтам всякие белые (хотя в сериале не стесняются подбирать альтернативные синонимы, вроде 'снежка' или 'белизны', которые, у сторонников левых взглядов, конечно же, ни капельки не считаются шовинистскими /предвзятыми/расистскими по отношению к представителям европеидной расы)...
Естественно в этом конфликте мы, зрители, можем... ой, в смысле должны и даже обязаны, сопереживать одной стороне (копам и чёрным) не имея возможности сопереживать другой, если вы, конечно не расисты. Если сравнить глубину сюжета у сериала и графического романа, то это примерно как тазик с водой и Байкал (из-за этого даже визуальные и музыкальные отсылки к роману и экранизации не вызывают ожидаемую симпатию). К чему приведёт это противостояние? Добро победит Зло? Мощно. Ну да и чёрт с этим конфликтом! Может кто-то объяснить, почему эти террористы подражают Роршаху? Он ведь не был расистом. Он был прямолинейным, грубым и неполиткорректным, максимально честно и жёстко выражая, то каким он видел все самые тёмные и грязные стороны окружающего мира, используя из нескольких синонимов, которыми можно охарактеризовать представителей тех или иных социальных групп – максимально грубые. Вот только грубость и ненависть – это очень разные вещи. Роршах не проявлял выраженной ненависти к каким-то социальным группам, кроме одной – преступники, а если его слова или поступки кого-то задевали, то в основном из-за того, что ему было трудно думать о чувствах других людей (которые о его чувствах тоже как-то не особо задумывались) – он ведь был больным, эмоционально и психически не устойчивым человеком, которому нужно было лечится, реабилитироваться и социализироваться, а не бегать по городу с куском платья на лице, сбрасывая людей в шахты лифта и играя в квеструме с детоубийцей.
Можно было бы сказать, что не стоит судить обо всём сериале по одной серии, но... это ведь пилот! Первая серия, в которой стараются показать всё самое лучшее, что будет в сериале! Стараются заинтриговать, вызвать интерес смотреть дальше! А в итоге, гораздо больше интригует тизер, в конце серии, чем сама серия...
Кстати, несколько моментов из неё:
Случай в Талсе (1921 год)
События показывают вырванными из контекста. Из-за этого создаётся впечатление, будто толпа белых просто ни с того ни с сего решила устроить локальный геноцид чёрных. Если же немного разобраться, то... какой-то чёрный парень нападает на белую девушку, его берут под стражу в полицейском участке, толпа вооружённых чёрных врывается в отделение, мотивируя это страхом перед самосудом над их друганом, после чего убивают десяток белых. В полицейском участке... Интересно на что они рассчитывали? Естественно об этом узнают в городе и далее следуют события показанные в сериале. Логично. А вот что нелогично, так это солдат, который отдаёт своё ружьё жене, а сам несёт ребёнка... поступок достойный премии Дарвина!
Блокировка оружия
Это реально смешно. Прям какая-то абсурдная степень бюрократии. На что они вообще рассчитывали? Типо едет такой офицер полиции и вдруг видит – идёт чёрный мужик. Офицер тут же тянется к пистолету, чтобы его застрелить (это ведь основной род деятельности полиции в США) и такой: 'Блин, заблокирован же...', а далее диалог:
'Офицер: *пшш* Приём, дайте разрешение на использование оружия.
Диспетчер: *пшш* Приём, опишите ситуацию.
О: *пшш* Тут какой-то чёрный мужик – надо его застрелить.
Д: *пшш* Ммм... почему?
О: *пшш* Ну... он чёрный и ходит по моей улице.
Д: *пшш*...
О: *пшш*...
Д: *пшш* Отказано.
О: Ну блин... и зачем я ему правду сказал? Надо было его обмануть... Кстати!..
Д: *пшш* Вы рацию не отключили.
О: *пшш* Ну блин [2]!... Конец связи... *пшш* *чик*
Офицер: О! Есть же дубинка! *выходит из машины* Мужик, стой я кой чё спрошу!
Чёрный мужик: *шёптом* блин, опять коп с дубинкой... Да я ни чё особо и не знаю! *начинает убегать*
Главная героиня
Этот дурацкий плащ с капюшоном, который она на себя напялила не только сковывает движения и ограничивает обзор, но ещё и не защищает её толком (от пули, ножа и ударов нужны разные типы пластин, вшитых в одежду и от этого она будет больше похожа на броню). В оригинальных «Хранителях» костюмы были скорее декоративными, т. к. многие герои их надевали ради прикола и /или популярности, но у полицейских-героев из этого сериала задачи более практичны и костюмы должны быть соответствующие. Кроме того, как ГГ с таким телосложением бьётся с преступниками? Она явно не атлет, ей далеко не 20 лет и в рукопашном бою не блещет + этот костюм. Любой крупный мужичок, даже без особой подготовки, мог бы уложить её с пары ударов, а по сюжету получается наоборот.
Местные копы
Альтернативная одарённость местных копов просто поражает... Они с парой пушек попёрлись против террористов, не узнав как хорошо те вооружены! Тут как минимум спецназ нужен, а лучше вояк позвать... Но и это ещё не всё! У них прямо посреди спецоперации внезапно оказалось, что у преступников есть способ отхода... Внезапно! Это ж как нужно было подготовиться и изучить местность, чтобы об это не знать.
Подкова вместо ножа
Вот это было тонко – мне понравилось. Даже появилось чуточку интереса к сериалу.
Вышла первая серия данного сериала. Сказать что я разочарован, ни чего не сказать. Опять подняли тему расизма, зачем? Оригинал фильма говорил о природе человека и что нужно, что бы сплотить людей, и что правда - не всегда благо. А что в этом сериале? Расизм и борьба с ним! Фанатики белой расы, чернокожие герои, которые самые гуманные и добрые (нет конечно).
Насилие порождает другое насилие, у каждого народа есть плохие и добрые люди. Ну так вот на кого же рассчитан данный сериал? Думаю сценарист и режиссер сами не знаю ответа на этот вопрос!
Стоит ли смотреть этот сериал? Однозначно нет. Причем никому!
Объясню почему - с самого начала нам просто показывают как истребляют чернокожих, за что, почему? Хотите ответов? Да их просто нет! Все белые просто расисты. Потом показывают полицию в желтых масках. Почему в масках? Почему в желтых? Хотите вразумительных ответов? Типа, чтобы никто не знал, что ты работаешь в полиции, а полиция при этом может просто похитить человека, кинуть в багажник, а потом избить без суда и следствия. Ничего не напоминает?
Нам просто в лицо кидают картину не связную, не понятную, с множеством вопросов и без каких либо пояснений. Картину, которая давит на больные точки, при чем всех без исключения! Мы не заслуживаем такое кино!