К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Тем, кто захочет посмотреть этот фильм, надо приготовиться к очень и очень нелегкому испытанию. Какими бы красивыми и заумными словами критики ни расписывали 'логику художественного образа' и 'черно-белое чудо', на самом деле зритель увидит микст из странных и совершенно не связанных между собой кадров. Некоторые из них, в общем, неплохо смотрятся, иногда перемежаются текстом с большими претензиями на философию. Чего стоит фраза 'Ваша мать (покойная, в реинкарнации) собака, где-нибудь на юге, в Неаполе, где мужчины ходят с эрекцией'.

Уровень подготовки для восприятия этого 'чуда' необходим просто запредельный, зато тот, кто выдержит испытание, сможет гордо потом заявлять, что разбирается в современном арт-хаусе.

Актеры стараются, Светлана Немоляева и Алла Демидова хороши даже в арт-хаусе, был рад увидеть Сергея Колтакова, которого, к своему стыду, в последние годы совсем упустил из виду. Но Анна Михалкова портит всё, к чему прикасается. Анти-символ современного отечественного кино.

Оценку поставить невозможно, привычная балльная система не применима в данном случае.

14 декабря 2018 | 10:16
  • тип рецензии:

Я всегда ценил артхаус как форму выражения через кино, поскольку он имеет схожий принцип сокрытия смысла, как тот же авангард в живописи или архитектуре. Однако я ценю ясность картины, а не принцип, когда ты видишь нечто непонятное, а автор сливается, оставляя за зрителем «право» самому домысливать происходящее. Собственно с нечто подобным я столкнулся во время просмотра независимой драмы «Мешок без дна».

Синопсис XIX век. Уважаемая фрейлина приезжает в загородную усадьбу почтительного господина, чтобы рассказать князю сказку про таинственное убийство молодого царевича. Участники истории, ставшие свидетелями преступления, по очереди излагают свою версию событий, каждая из которых отличается от предыдущей. И теперь рассказчица, как и её слушатель, пытаются разобраться в том, а в которой из историй кроется правда.

Игра актёров Относительно актёрской зрителям даже не придётся сомневаться в качестве их исполнения, поскольку в таком необычном фильма были задействованы настоящие столпы отечественной киноиндустрии. В первую очередь, следует отметить Светлану Немоляеву в роли той самой фрейлины-сказительницы, человека крайне эрудированного, умеющего видеть окружающих насквозь, и который словно скрывает глубоко что-то очень личное. Также стоит напомнить об участии таких известных лицах, как Елена Морозова в роли царевны, Кирилла Плетнёва в роли разбойника, Евгения Ткачука в роли стражника и, конечно, Анны Михалковой. Хотя у меня до сих пор вызывает вопрос, за что она была номинирована на премию Ника, поскольку ее персонаж по факту не выполнял в фильме никакой значимой функции.

Режиссёр Рустам Хамдамов снял очень сложную и многогранную экзистенциальную драму о человеческом бытии, представляющую собой авторскую экранизацию известного японского рассказа «В чаще». Как мне показалось, сама идея фильма заключается в том, что на всем его протяжении герои пытаются найти некую правду, но за одним ответом сразу следует вопрос. И вот так они копаются в этом глубоком мешке, не находя дна. Проблема в том, что режиссер заполнил фильм огромным количеством скрытых смыслов и бессвязными диалогами, когда герои говорят об одном, а затем резко перескакивают на другую тему. Такой сумбур вкупе с затянутыми мизансценами оставляет по итогу довольно смешанные чувства от просмотра.

Сценарий Как известно, фильм является вольной экранизацией японского рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по мотивам которого, в свое время, культовый японский режиссер Акира Куросава снял «Расёмон». Действие фильма происходит в XIX столетии в загородной усадьбе, принадлежащей знатному князю. У князя есть увлечение: он любит слушать истории и рассказы, правда при одном условии – что в них будет по минимуму убийств, т. к. смерть напоминает ему о почившей матери. К нему вызывают таинственную фрейлину-сказительницу, которая обещает рассказать увлекательную историю, в которой будет замешано только одно убийство. Собственно, её история посвящена убийству молодого царевича, которого обнаружили привязанным к дереву лесные жители. Каждый, кто был замешан в этой истории, включая разбойника, царевны и самого царевича, рассказывают свою версию событий, беря вину на себя. Всё могло бы быть очень просто, если бы повествование не смешивалось с диалогами фрейлины с ее слушателем князем, отчего во время просмотра ты теряешь общий ход мысли.

Итог Хотя я большой поклонник арт-хауса, но даже для меня «Мешок без дна» оказался слишком сложной и непонятной картиной. Конечно, несомненно, снят он очень красиво, сама фабула фильма преисполнена эстетики. Однако излишняя затянутость и резкие переходы сюжета из одной ипостаси в другую несколько смутили, не говоря уже о непонятных знаках и скрытых символах. В любом случае, фильм будет оценен по заслуге большими эстетами, которые любят подобный авангард в кино.

6 из 10

25 мая 2020 | 23:45
  • тип рецензии:

Когда режиссёр не умеет снимать - он маскирует своё кино под арт-хаус. Когда не умеет снимать совсем - еще и делает фильм черно-белым с отвратительным оттенком сепии.

Повествование в 'мешке без дна' рваное, хруст французкой булки во дворцах (где кадеты, посетившие барбер-шоп, в шнурованных корсетах музицируют на пианино) сменяется древнерусской тоской с плохой драматургией и отвратительной картинкой. Классический сюжет Рюноскэ Акутагавы воплощен на экране плохо - именно с точки зрения кино. Сменяющиеся лица героев не вызывают ничего - потому что они безликие, режиссёр не наделил их ни характером, ни личностью. Мистические низкорослые лесные жители похожи на начало восточно-европейского порнофильма с карликами.

Характерное свечение картинки, являющееся попыткой режиссёра имитировать старую кино-оптику начала 20-го века - вызывает только боль в глазах. Оттенок сепии делает просмотр максимально неприятным.

Финал истории не вызывает никаких эмоций, кроме одной: 'Зачем я потерял полтора часа своей жизни на это?'

18 июля 2020 | 11:47
  • тип рецензии:

Пожилая женщина кого-то или чего-то ждёт, совсем одна в пустой зале. Кто-то бежит, что-то происходит, тени чередуются с узкими полосками света, чёрно-белый фильм будто бы светится изнутри, говорят, такой эффект давало серебро в ту эпоху, когда его ещё использовали для нужд кино. Начинается странная сказка, эстетская, изящная до невозможности, но в ней найдётся место и для людей-грибов, и для антропоморфного медведя, и для Бабы-Яги, и ещё много для кого. Классический сюжет Рюнонскэ Акутагавы обыгрывается непривычно сказочно, волшебно, но считывается легко, его ни с чем не перепутаешь. Десятая экранизация великого рассказа включает в себя и другие сюжеты, например, сказку из «Книги тысячи и одной ночи». Забавно, что и другая, самая известная, экранизация рассказа «В чаще», «Расёмон» Куросавы, имеет название совсем другой истории, и уже через неё передаёт смысл экранизируемого произведения. Так же случилось и с «Мешком без дна». Попытка рассказать все истории мира одновременно заведомо обречена на провал, избежать его могут только гении – Акутагава, Куросава, а теперь и Хамдамов. Их способ – рассказать историю о повествовании, не о самой истории, но о том, как историю стоит преподнести, о её создании, о мифе, который её окружает, не о сюжете, но о том, что стоит за любым сюжетом, о том, что остаётся позади, вдали, извне восприятия любой истории.

Любопытно, что это первый полноценный полнометражный фильм Хамдамова, прошедший путь от написания сценария до выхода в прокат, к (относительно) широкому зрителю. После дебютной короткометражки, выпущенной в конце 1960-ых, фильмы Хамдамова так или иначе останавливались на полпути, то ложились на полку, как неудобоваримые для своей эпохи, то трансформировались в какие-то другие проекты, к примеру, в «Рабу любви» Михалкова. «Анна Карамазофф», показанная на Каннском кинофестивале 1991-го года, существует ныне в отвратительном VHS-качестве, оригинальная копия хранится у французского продюсера фильма, и официально фильм после того каннского показа больше нигде не демонстрировался, и ни на кассетах, ни на дисках не выходил. Уже в нашем веке, спустя 11 лет съёмок, были выпущены «Вокальные параллели», но это всё-таки фильм-концерт, хотя и очень самобытный. И вот, так случилось, что именно в начале 2018-го года мы имеем возможность в полной мере, в кинотеатрах, оценить кинематографический гений Хамдамова, его бескомпромиссный перфекционизм, хоронивший один проект за другим, авторский почерк, который, с одной стороны, не перепутать ни с чем другим, а с другой стороны, бывший недоступным для широкого зрителя больше 50 лет. «Мешок без дна» очарователен от и до, и можно только порадоваться за Рустама Усмановича, на закате жизни получившего возможность довести хотя бы один свой фильм до конца именно в таком виде, в каком он его и задумывал.

24 января 2018 | 18:50
  • тип рецензии:

Хотелось бы предупредить сразу: я не мастер писать рецензии. Я не волшебник, я только учусь: )

Находясь под впечатлением от просмотра фильма 'Мешок без дна' режиссера узбекского происхождения Рустама Хамдамова, я пишу эти строки.

Достоинства:

1) Эстетическая составляющая. Проще говоря, фильм очень красивый. Стоит отметить, что он полностью черно-белый, что добавляет ему изысканности. Игра теней и света (спасибо оператору), роскошное убранство зала, элегантные наряды - все сделано на высшем уровне.

2) Тщательно продуманные, исчерпывающие себя в таланте диалоги. Особенно запал в душу разговор о рае. 'Есть ли рай?' 'Он был у каждого. В детстве'.

3) Актерская игра на высоком уровне. Особенно пришлась по моему скромному вкусу всеми любимая Светлана Немоляева, сыгравшая престарелую фрейлину, эмоциональную и живую.

4) В фильме есть нечто японское. Известно, что он снят по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», и это явственно чувствуется. Нечто неуловимое проскальзывает почти в каждом кадре.

5) Мудрость фильма. К примеру, эпизод с большим количеством пустых бутылок, использованных в качестве метафоры женского одиночества. Режиссер почерпнул это из пьесы А. П. Чехова 'Три сестры', которые мечтали уехать из скучной провинции в яркую и многолюдную Москву.

Недостатки: Странные бегающие грибы-акробаты могут показаться чересчур непонятными простому обывателю. По большому счету, это не является недостатком фильма, но все же он подходит далеко не для всех.

В заключение хочется сказать, что этот фильм духовно обогатит Вас, сделав чуточку культурнее, а также заворожит, словно красивая колдунья.

Пожалуй, это всё. Приятного просмотра.

21 января 2018 | 17:46
  • тип рецензии:

Хамдамов, конечно, легенда. Или миф. Непоставленный фильм в этом мифе – зерно. И то, что наброски 'Нечаянных радостей' почти целиком исчезли, - своего рода алиби. Обаятельные и несовершенные ленты «В горах мое сердце» и «Анна Карамазофф» дополняются в моем зрительском восприятии этим отсутствующим фильмом, и его потустороннее присутствие, как ни странно, заполняет зазоры между посюсторонними знаками, положенными в фильмы Хамдамова без всякого связующего раствора. Как аллюзии к Толстому, Достоевскому, Трюффо и Антониони в имени и облике персонажа, сыгранного Жанной Моро.

Впрочем, фильм не так уж чтобы совсем исчез.

«В. Н. – Можно и картину смотреть как узор.

Н. Н. – Но эта полоска туда, а эта туда - не для узора! А на ковре полоски подобраны к полоске. Даже если кажется, что это баран или лебедь, то это так, потому что у самого лебедя и барана крыло подобрано к крылу, рог к рогу, все по паре. Потому что он сам – Природы узор.

В. Н. – Так значит, вся наша жизнь, поступки и случаи – тоже узор?

Н. Н. – Нет, не узор. Узор на оси – а от нее в разные стороны может быть похоже. А жизнь – встречи, потери, новая любовь – не выходит никакого узора. Нет! Просто очень хитрый узор! Не видно центра оси.

В. Н. А где она?

Н. Н. Со звезд видно! Только со звезд!

В. Н. – Потому по звездам и гадают».

В неснятом фильме этот детский лепет сестер разъяснялся их странной одержимостью бухарскими коврами. Вместе с человеком по имени Осип Юрьевич Прокудин-Горский они слабыми руками перетаскивают по фронтам гражданской войны тяжелотканные носители затейливых орнаментов, уверенные, что стоит только правильно сложить узор к узору и поместить это созвездие знаков в нужной точке – и все разрозненные части мира сольются в Рай и Вечность.

Так вот, продолжая дело своих героев, Хамдамов с тихим упорством вновь и вновь собирает какой-то баснословный пазл из массы фрагментов, созданных за всю историю киноискусства и все прирастающих с каждым новым хорошим фильмом. Занятие трудоемкое и безнадежное, потому что сам режиссер не представляет себе то целое, что рассыпалось сотнями тысяч бликов, осколков и чешуек по вселенной мирового кино. Но это обстоятельство не лишает его упорства.

Да, не знает. Иначе снимал бы другое кино: цельное, бодрое и внятное. Но он предчувствует сквозь рой великих и малых фильмов мировой истории некое божественное, еще не снятое Метакино (не путать с книгой О. Аронсона). Оно же – Рай.

Догадка об этом заставляет меня пропускать меж пальцев серебряные струи цитат, забавляясь сюрреализмом их перекличек и связей. Все, что сделано, уже сделано и давно легло драгоценным осадком на дно памяти. Я не могу удовольствоваться этим осадком, потому что рассчитываю на движение и путь. Но могу ли я поставить Хамдамову в вину его манеру заниматься кино, чем бы ни было это занятие: ностальгией, гарбалогией или ворожбой.

14 мая 2019 | 12:00
  • тип рецензии:

В этом году русский кинематограф не устает меня радовать. Посмотрел не побоюсь этого слова элитарный и философский арт-хаус Рустама Хамдамова 'Мешок без дна' со Светланой Немоляевой в главной роли.

Фильм безумно понравился. Казалось бы что могло меня впечатлить в этом месяце после 'Жертвоприношения' Тарковского и 'Забавных игр' Михаэля Ханеке, но нет. Этот фильм попал в сердце моей коллекции лучшего кинематографа, просмотренного в начале 2018 года.

В основу фильма взята японская сказка Рюноскэ Акутагавы 'В чаще', но сказка имеет не самое прямое и очевидное отношение к фильму.

Героиня Немоляевой приходит в обитель человека, которому рассказывают сказки. Она некий всевидящий и всёпонимающий персонаж, которая обещает рассказать сказку. В ней будет только одно убийство, так как по словам эпизодической героини Анны Михалковой предыдущая рассказчица слишком много напридумывала преступлений, за каждое из которых пришлось ей заплатить слишком много. И Немоляева обещает рассказать новую сказку, как Шехерезада, в рамках канонов.

Эта очень красивая и очень печальная сказка о Царевне, Царевиче и Разбойнике. История одного убийства и одного преступления в чаще русского леса, с избушкой, бабой ягой, но в тоже время с батальными сценами в стиле китайского 'Героя' Джана Имоу, и сама структура повествования, когда сменяется автор истории за которого читает Немоляева, а в какой то момент слушатель и чтец уже друг другу читают эту историю, создают собственные сказки в попытках переговорить друг другу, заполняют этот бездонный мешок, в котором нет уже места. И это завораживающее сочетание русского и восточного, философских вопросов хозяина обители, и ответы всезнающей 'десятиголовой', как он ее называет Немоляевой на самом деле, на мой взгляд, повествуют о России в абсолютно разное время, как в поисках человеческого счастья люди своими сказками набивали этот мешок, набивали, а в конце в нем уже места и не осталось. И сказка закончилась.

Потрясающе красиво и филигранно снята эта черно-белая лента- очень философская, мудрая притча, в которой есть удивительные синхронно снятые и безумно интересные кадры. Актеры потрясающе играют и создают удивительное настроение. Фильм удивительный. Его конечно воспримет не каждый, но он интересно отражает видение автора.

И вечный вопрос о Рае, который заедятся героине Немоляевой, а ответ ее можно услышать в трейлере фильма, который я обязательно прикреплю. Но чтобы попробовать прикоснуться к этому притягательному и волшебному киноискусству фильм надо обязательно посмотреть! И лучше всего в кинотеатре!

А еще в тот момент, когда сказочница идет думать и продумывать последний финал нам показывают как гвардейцы на доске чтобы создать атмосферу высчитывают интегралы, а потом японка, которая тоже была элементом процесса стирает с доски. И все самые интересные немые и синхронные элементы этой вдумчивой атмосферы вместе с замечательной музыкой дополняют фильм удивительной и очень погружающей зрителя в себе атмосферой.

23 января 2018 | 17:52
  • тип рецензии:

Где тонко, там и рвётся. А ткань реальности так истончилась, что чтица, фрейлина царского двора, без труда проткнёт её буратиньим носом, свёрнутым из старой нечитаной газеты. И мы тут же, в одну монтажную склейку, перенесёмся из декадентского XIX века, где бомбисты взрывают великих княгинь, в древнерусское кватроченто (которого никогда не было) – из посюстороннего мира княжеского дворца в чащу сказочного леса, где братья грибы ограбили мертвеца и сказочно (как же иначе?) разбогатели. Тот царевич был убит: то ли расстрелян из лука, то ли зарублен – то ли собственным мечом, то ли разбойничьим, а может, умер от горя. Его царевна не то была изнасилована, не то сама отдалась, не то утопилась, не то вознеслась. А единственный свидетель – мишка косолапый, но он никому ничего не скажет.

Эта сказка сказок – 'Мешок без дна', долгожданный фильм Рустама Хамдамова, и это какое-то невиданное, небывалой красоты кино, то самое, из золотого века, великое чёрно-белое, где лица актрис сияют, как жемчуг (как сияли у Гарбо, Дитрих, Орловой), актёры актёрствуют, не говорят бытовыми голосами, а свет и тень ведут такую эффектную игру, будто холст экрана – сплошь смарагды да яхонты.

Вслед за Эйзенштейном (детская коляска на одесской лестнице) Хамдамов понимает кино как монтаж эффектных аттракционов, и по части создания незабываемых поэтических (иногда – сюрреалистических) образов и сложных кинометафор ему, кажется, нет равных.

Никто никогда не снимал так лес. У Хамдамова он ошеломляющий – как всё здесь, чёрный, солнечный, будто с гравюр Шишкина – мшистая разлапистая чащоба, пронизанная светом и сквозистой тенью, колеблемая семью ветрами, таинственная, почти не страшная. А великокняжеский дворец весь рассыпается хрусталём; взгляд камеры блуждает по его закоулкам, любуется обветшалой красотой перегруженных убранством комнат, газовыми лампами, сиротливо нерасчехлённой мебелью и затянутыми в корсеты силуэтами прислуги. Последний раз нечто подобное мы видели не то в прошлом году в Мариенбаде, не то на бульваре Сансет. И никто никогда не снимал так секс: долгая, мучительно красивая сцена любви ближе к концу фильма, кажется, цитирует из 'Золотого века' Бунюэля, и, увидев однажды, забыть её нельзя.

Как и сияющий лик принчипессы сверхкрупным планом; парящие над полем, вполнеба, точно НЛО, чёрные воздушные шары раскаяния; царевича, умершего смертью Святого Себастьяна с ренессансных картин; дрейфующую в чёрном озере голову разбойника с краденым мечом на челе; то самое шишкинское утро в сосновом лесу; или, например, царевну-лебедь, воспарившую в лодке без дна. И ещё множество трюков со звуком, операторских находок, сложнейшую повествовательную технику – не счесть алмазов хамдамовской фантазии. Этот фильм-стиль – бегство от реальности в выдуманный автором мир, в миф о прекрасном прошлом, чтобы там любоваться останками божественной красоты.

На пресс-конференции после премьеры Хамдамов сказал, будто не умеет снимать актёрского кино, как 'Большая семья' или 'Весна на Заречной улице'; но в 'Мешке без дна' все актёры чудесно хороши, и есть несколько выдающихся работ. Это великая клоунесса Алла Демидова в роли старой ведьмы, вельможный князь Сергея Колтакова, тяжело переживающий гибель матери, деловитая княжна Анны Михалковой с прекрасным, как поле, лицом и ироничной чёлкой. И главное – потрясающая работа Светланы Немоляевой в роли фрейлины-ворожеи, пытающейся своей сказкой заболтать князеву боль от утраты. В Немоляевой, которой часто доставались вторые роли (то жены Гуськова, то крашеной блондинки в жутких розочках, вечно с авоськами ходит), Хамдамов разглядел звезду масштаба великой Бетт Дэвис, чистый Голливуд. Он нарядил её царственной красавицей fin de siecle и подарил эту большую, глубокую, как мешок без дна, роль – возможно, лучшую в её кинокарьере.

В фильме много забавного (дветысячеголовый зал на премьере взрывался смехом), а есть пронзительные эпизоды, когда у края глаз буквально закипают слезы (зал глядел в оцепенении): история князя, что любил русалку, да так и не женился, или его встреча на мосту в плохом районе с покойной матерью, или по-чеховски рвущая душу биография трёх пыльных бутылок с каминной полки, или самые страшные слова, что может сказать человеку человек (их сказала царевна, и слышал царевич) – и ещё финальная кода, когда чтица откроет князю тайны земного рая, но сама так расчувствуется, что сбежит из дворца, в сад, под падающий снег – а ты вдруг понимаешь, сколько надежды и какое великое утешение дарит раненому сердцу искусство.

10 из 10

03 июля 2017 | 13:08
  • тип рецензии:

Красивый и странный фильм.

1) Он набит цитатами и ссылками, многие из которых не всем вполне понятны. В связи с этим часть происходящего во дворце остается неясной. Это немного портит впечатление, хотя, вероятно, более продвинутые зрители останутся довольны.

2) Несмотря на русские декорации - и русский дух, в нем есть японские мотивы - что отсылает к первоисточнику - новелле А. Рюноскэ. Шляпки грибов напоминают японские шляпы, носилки царевны можно встретить и в японских фильмах, минимализм характерен для японского дизайна.

3) У фильма безупречная черно-белая картинка, трудно представить, как ее можно было бы улучшить. И все это несмотря на финансовые затруднения создателей.

4) В нем есть 2 сцены какого-то невообразимо запредельного уровня - это сцена с царевной, которая вознеслась (впечатление от этого подобно какому-то инсайту или посвящению в оккультные тайны) и любовная сцена с кольцами.

8 из 10

24 февраля 2018 | 12:31
  • тип рецензии:

После показа в кинозале Родины наступает тишина и никто не поднимается с мест, хотя титры уже прошли. Далее почти одновременно раздаются синхронные аплодисменты, и хочется шепнуть, именно шёпотом произнести давно забытое относительно русского кинематографа слово - шедевр.

Рустам Хамдамов снял настоящее русское кино, русскую сказку, сказание, хотя и по вольным мотивам рассказа японского классика Акутагава Рюноскэ.

Баба Яга, Царевич, Грибы, гуляющий по лесу Мишка, Соловей-Разбойник, Леший, летающие чёрные шары - всё это вдруг становится явью современного русского кинематографа!

У нас теперь тоже есть свой Расёмон, Мариенбад и зазеркалье!

А для тех негодяев, что не смотрят в кинозалах финальные титры, Хамдамов придумал гениальное противоядие: финальные кадры на титрах - отдельный шедевр мастера!

13 сентября 2021 | 18:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: