Роковой круиз, воспринимаемый как метафора общественного бытия, оказывается вообще концом любого бытия. Из Ким Ки Дука получился бы страшный управитель судьбами мира: всё было не так уж и плохо – лицемерный политик, бандиты, блудницы, обыватели, несколько порядочных людей – а конец света вдруг возьми и наступи.
Просто потому что режиссёру так захотелось. Или потому что материя дошла до какого-то предела, что дальше уже некуда. Слепая и бездушная, она начинает сжиматься и ускорять своё движение, заставляя разум перемещать её от одного тела к другому (да, это про каннибализм).
Эпизод из вечного движения материи – как и во всей языческой мифологии. Горы, образующиеся из экскрементов великана; дети, убегающие от тигра и превращающиеся в наши солнце и луну. Корейские мифы эпизодичны и несистемны, вот Ким и строит систему, как умеет.
Здесь и близко нет идеи о творении чего-то из ничего. Отпетый материалист сдавливает души своих персонажей в железных тисках необходимости передела мира, вызывая в человеке что-то, находящееся за рамками обычной агрессии или голода нескольких десятков людей, мечущихся большую часть этого фильма по кораблю. И откуда же у его героини или капитана корабля понятие о грехе, о воздаянии за несправедливость перед Богом? Не материей же навеяло? Откуда, Ким?.. Оставим старенького, он не знает.
Неужели мы присутствуем при выноси тела Ким Ки Дука?
Неужели Ким Ки Дук 'исписался'? Неужели его время прошло? Именно эти вопросы задавал себе глядя в экран нового творения мастера. Если так, боль утраты невосполнимая. Мы все скорбим. Мы все оплакиваем потерю. Ему пятьдесят восемь. Обоснован ли мой приговор? Думаю, что до выхода следующего фильма, да. А там, как говорится, поглядим.
Отчего такая категоричность? Всё по делу. На суд зрителя вынесена низкокачественная по художественному, эстетическому, смысловому (отчасти) наполнению лента. Возрастная категория, определяемая к допуску - 18+, и с этим, исходя из ряда сцен, нельзя не согласиться. Но вот одна загвоздка - подача материала 'ни к чёрту'. Автор излагает сюжет языком понятным и доступным для детей дошкольного возраста. Букварь и Азбуку режиссёр вручает каждому из нас и словно учитель начальных классов ходит между рядами просматривая открытые книги. Всё ли Вам ясно, вопрошает раз за разом.
Это проститутки. Вы поняли, что это именно они? А вот это - плохие дяди. Их называют гангстерами, доступно для понимания? И те, и другие отвратительны. И те, и другие омерзительны. Говорят плохие слова, сквернословят, а ещё, чтобы Вы окончательно уяснили как они ничтожны они и мимикой лиц себе и Вам помогают. Очень плохие. Очень. Сейчас они станут потешать Вас как в плохом спектакле. Приготовьтесь.
Эта свора оказывается на прогулочном корабле. Военное судно переоборудовано в прогулочный 'лайнер' - корабельные пушки на месте, боекомплект лишь отсутствует. Рядом с 'отребьем' простые смертные, 'пушечное мясо' в любые времена. Кто то называет их 'терпилами', кто то - народом, серой массой. Они каждый сам за себя. Спрашивается, что может произойти, когда критический удельный вес паразитов, слишком велик? Правильно, они начинают бесчинствовать. Насилие и беззаконие во всей красе. Кто может противостоять? Нет такого.
На утро выясняется, что морская гладь, по которой скользили, отступила. Исчезла. Растворилась. Движение остановлено. Автономность, единственное что осталось. Висим в воздухе. В пустоши. И что же дальше? Животная сущность над последними остатками человеческого во всей красе. Первое для рассмотрения 'силой' - пища. Кому и сколько полагается. Чего именно. Выживание, посылом. Но куда может плыть судно без порта назначения? А если его нет вовсе? Этого порта. А еды на прокорм 'кот наплакал'.
А что же команда, а что же капитан? Неужели бездействуют. Отнюдь. Они на стороне 'добра'. Но обречённость их очевидна. К тому же в лагере антипода 'верховодит' циничный политик, он тоже на борту ковчега.
Основная интрига от автора - старец. Мудрец с шапкой седых волос. С первых кадров - приборщик. Метёт палубу от мусора. Кто он среди этих несчастных? Смотритель за душами? Часовой времени? Начало и конец всему? Господь? Культиватор почвы? Да, похоже на то. Материя порождает материю - он лепит завтрашний день. Пусть из каждого произрастёт новая жизнь. Молчалив и проницателен.
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» - фильм живущий вне времени. Там аллегории, здесь аллегории. Там ступени и здесь они же. Дед, так вообще едва ли ни один и тот же. За ним хочется ходить ловя каждый жест, каждый взгляд. Но для двух часов этого мало. Его мало. А кроме него, тут 'кина' больше нет. Один мясоконсервный завод. С трупами, разделкой, поеданием. Да, люди повсеместно 'едят' друг друга каждый день, но форма избранная автором для демонстрации этого, мне пришлась не по вкусу. Так и хочется сказать - неужели в 60 лет Вы настолько поизносились, что и предложить стоящее не можете? Или это дань времени? Ларс фон Триер на седьмом десятке 'испёк' Джека, теперь Ким Ки Дук потчует едва ли не тем же. А где переливы красоты? Где гармония? Тошнота от Вашего фильма. Всё это похоже на старческий маразм нигилизмом бурчания. 'Плохонькое', я бы сказал 'скверненькое' кино. Пересмотреть такое, рука не поднимется.