«Рождённый стать королём» должен был быть просто фантастическим развлечением. Цикл про короля Артура в наши дни незаслуженно забыт, да и всегда приятно посмотреть на что-то, что пропитано детским идеализмом. Так что фантастика для детей, ещё и с привкусом ретро, вполне могла бы стать хитом. Тем не менее, чего-то в «Короле» не хватает. Кажется, всё происходящее является этаким паразитированием на идеях великого и могучего «Гарри Поттера». Не желая делать каких-либо реальных заявлений, кроме «верь себя до конца» или «дружба – это хорошо», «Рождённый стать королём» застревает в достаточно наивном произведении: приятном и легкомысленном для детей (которые после просмотра вряд ли попросят познакомить их с адаптированным эпосом о короле Артуре) и совсем несмелым для взрослых.
Итак, приключенческий фильм для всей семьи повествует о мальчике Алексе.
Хотя «Рождённый стать королём» следует стандартному шаблону фильмов для детей, здесь всё же существует некая адаптация под современный день. Вообще такие мелочи как осознание молодым юношей своей избранности, уроки командной работе, проблемы с отцом и т.п. переданы в адекватной форме. Сценарий выполнен по всем канонам, однако всё же вне отрыва от окружающей действительности: даже само предназначение Алекса быть лидером отражается эхом для современной «брекзитовской» Великобритании.
Подобная тактика, конечно, неуклюжая и политические ремарки, пусть и витающие где-то на уровне заголовков газет в кадре, добавлены для красного словца. Тем не менее, даже с этим подтекстом «Король» не очень сильно работает. Приключенческий сценарий попросту неаккуратный. Как только Алекс и его рыцари отправляются в путешествие, оно не отклоняется от своего предопределенного сюжетного пути. Ссылки на Артуриану сплывают тут и там, однако и они не особо нужны: они подаются попросту вне контекста. Большинство экшн-сцен так вообще неуклюжи и визуально запутаны. Да и персонажи, если честно, не имеют особого характера: кажется, даже склоки среди центральных героев подаются словно по команде – всё слишком нечетко.
«Король» оказался даже и длиннее чем нужно: путешествие Алекса очаровательно, но не более того. Какого-либо эмоционального вовлечения от просмотра трудно добиться, да и с ненужными сценами перебарщивают. Возможно, временами в киноленте проклевывается интересный мессадж (например, чтобы попытаться сделать из врагов союзников), однако и он захлебывается: вспомнить после просмотра что-либо осмысленное из этого фильма становится просто невозможно.
Жил-был где-то на просторах Великобритании юный Александр Эллиот (Луис Серкис), который всегда старался быть честным и справедливым, ведь в современном мире этих добродетелей осталось так мало. Жил, ходил в школу, дружил с местным неудачником Беддерсом (Дин Чауму), да получал тумаков от задир Ланса (Том Тэйлор) и Кэй (Рианна Доррис), пока однажды не нашел меч в камне, который никто кроме него не мог вытащить. И тут понеслось… Откуда-то взялся молодой волшебник с душой старца, зовущий себя Мэрлином (Энгус Имри), твердящий что-то об истинном короле Великобритании, да по ночам из-под земли приходят мертвецы, предвещающие возвращение давнего врага мира живых – Морганы (Ребекка Фергюссон). А чтобы жить стало совсем страшно, ровно через четыре дня, во время солнечного затмения, случится апокалипсис, Моргана вернется и испепелит мир людей, если только истинный король и владелец Экскалибура не соберет своих рыцарей круглого стола и не даст отпор бессмертному злу. Только вот новому королю всего 12 лет, он живет с мамой и не особо грезит быть королем, а уж тем более героем.
Артурианский миф бессмертен и воистину универсален для поколений. Такого же мнения, по всей видимости, придерживается режиссер Джо Корниш, перенося хорошо знакомые эпические мотивы в подростковое фэнтези. Точно так же, как делали это до него многие другие режиссеры, сценаристы и писатели. Просто в основе большинства современных историй о магии лежит та самая легенда о короле Артуре, Мерлине и Камелоте. Это понимает, кажется, и сам Корниш, изрекая устами своего юного героя Алекса очевидное сравнение происходящего с ним приключения с мотивами из Звездных войн, Властелина колец и Гарри Поттера. Дескать, это универсальная формула становления всякого героя, без этого никуда, а посему мы еще раз пробежимся по ключевым пунктам артурианского мифа и не станем огород городить.
Только вот по многу раз пересказывать одно и то же – занятие неблагодарное и утомительное, если только не подключить фантазию и рассказать историю на новый лад. Джон Тертлтауб позволил себе быть оригинальным в «Ученике Чародея» и вывернул артурианские темы под новым углом, смешав науку и магию, Гай Ричи рискнул привнести в историю становления короля Артура свой фирменный хулиганский стиль. А еще раньше Вольфганг Райтерман подарил миру уморительную дуэль между Мэрлином и мадам Мим, добавив легенде очаровательного абсурда. А Джо Корниш перенес архетипичное сказание о пришествии героя в современную Англию и водрузил миссию по спасению мира на плечи подростка, очевидно, рассчитывая поставить Алекса Эллиота в один ряд с теми героями фэнтези, на которых он равнялся. Достаточно ли этого, чтобы считать новую интерпретацию старой сказки удачной? Отнюдь.
Джо Корниш вообще темная лошадка в Голливуде. Не имея богатого послужного списка, он, тем не менее, выступил автором сценария к первой части «Человека-муравья» и спилберговского «Тинтина», но в качестве режиссера зарекомендовал себя лишь двумя крупнобюджетными картинами – комедией «Чужие на районе» и «Рожденным стать королем». К слову, между этими двумя картинами больше общего, чем казалось бы на первый взгляд. В «Чужих на районе» Корниш так же ставит обычных обывателей спального района Лондона против внеземного агрессора, делая акцент на поведении английских хулиганов в непривычной для них обстановке. В «Рожденном стать королем» вместо английских гопников – английские подростки, а инопланетная угроза сменилась угрозой магической. И там, и там Корниш вроде бы препарирует менталитет английской нации, но если «Чужие на районе» выстреливали за счет симпатичного «быдла» из гетто в качестве спасителей мира, то в «Рожденном стать королем» к отважным детям не получается питать каких бы то ни было чувств – на столько они кажутся клишированными и пресными.
Из всей ватаги ребятишек, кстати, крайне наглядно демонстрирующей современное расовое разнообразие в Великобритании, когда коренного населения едва ли не в разы меньше «цветного», выделяется, пожалуй, только исполнитель молодого Мерлина – 24-летний англичанин Энгус Имри, который своей харизмой и обаянием дает фору большинству более успешных актеров. Даже сэр Патрик Стюарт теряется на фоне юных дарований, а великолепная в любой роли Ребекка Фергюссон и вовсе получается до обидного безликой и не страшной, хотя должна воплощать на экране вселенское зло.
Можно было бы похвалить Луиса Серкиса, для которого картина Корниша стала дебютом в большом кино. Юноша определенно пошел по стопам своего знаменитого отца, и, вполне вероятно, в недалеком будущем мы увидим их обоих на экране в совместном проекте.
К сожалению, хвалить за что-то еще «Рожденного стать королем» не получается. По природе своей, это совершенно ни на что не претендующий продукт для среднего и старшего школьного возраста, который делает явные кивки в сторону знаменитых подростковых саг, но не содержит ни должной глубины, ни яркого стиля более именитых собратьев по жанру. Финальный акт, демонстрирующий как из обычных школьников за три часа рождается непобедимая армия, успешно противостоящая потустороннему злу, мог бы быть красивым оммажем на «Хроники Нарнии» или «Гарри Поттера и дары смерти», если бы не был поставлен так бездарно и аляповато. Будто смертельная битва подростков с демонами – это развеселый ролевой аттракцион, где никто не умирает по-настоящему. В век потрясающих драматических историй, где подростки выступают главными героями, сражаются и умирают наравне со взрослыми, держать зрителей за круглых идиотов как-то совсем уж некрасиво.
В придверии Брекзита - вся Британия, словно сошла с ума. Я имею ввиду не только саму страну, но и картину, которая прекрасно передает, как сегодня народы разобщены, а люди, то и дело срываются друг на друга. И сегодня нам нужна не то что свобода, а сильный лидер, который станет достойным и защищать близких. Но к просмотру меня подогревала фамилия сына Серкиса и пародия отца на Терезу Мэй.
Для меня наблюдать за игрой Луиса Эшборна Серкиса было не так просто, возможно я надеялся на второго Голлума, а пришёл начинающий Фродо, пока не сумевший удержать Экскалибур в руках. Его Александр старался пустить слезу и попереживать где нужно, я охотно бы поверил что он главное лицо фильма. Однако он выражал одно недоумение из-за чего казалось у него нет эмоций. И не дотягивает до совершенства. Зато в купе со своим другом Беддерсом, они были очень забавными и смешными. Поэтому юмор тут, на первом месте. Кстати эта парочка всеми силами сравнивают себя с персонажами коих перечисляли ежесекундно. И уж с Фродо и Сэмом - они попали в точку!
Но картина от режиссера 'Чужих на районе' хоть старается, но несмотря на историю о короле Артуре, не передаёт захватывающий сюжет. Это не клише, а скорее знакомый и угаданный шаблон о предназначении. И недавние разногласия в Британском саммите идут на пользу создателям фильма. А прекрасная атмосфера британского коллорита, подогревают интерес, будто не сказку смотришь, а Trainspoting. Зато меня впечатлили исчезновения людей при закате, нет ничего смешнее и ориинальее, как внезапно появившиеся граждане, вроде той бабки на заднем сиденье автомобиля.
Однако тут есть ещё на что заглядеться! Например на новое воплощение знакомого образа волшебника. С этой задачей в совершенстве справился Энгус Имри. Клянусь, все эти перещелкивания пальцами - захватили мое любопытство и необычное поведение с рационом струи бобра, костей животных и... ещё чего-то, чудесно показывают человека, спустившегося с неба или Средневековья. В паре с сэром Стюартом, который недавно завоевал титул в Книге рекордов Гиннеса за частое исполнение любимого нами Профессора Икс, они превосходно показали дуэт в одной личности, чем бы занимался чародей в наше время?
Помимо того что своих близких надо любить и начатые дела завершать до конца, фильм несёт одну непреложную истину, которую нам 'добрякам' сложно понять, пока учимся в школе. Задиры - вечная проблема in scholl, да ещё какая! Что ими движет, мы возможно таки не узнаем, но чувство наживы и власти у них всегда останется. Именно такой парочкой являются Ланс и Кей, меняющиеся ради мира.
Большой игры от Ребекки Фергюсон я не заметил. Образ Морганы по мне интереснее смотрелся в 'Ученике чародея', нежели здесь и несмотря на долгое прибывание в теле Монники Беллучи. Новая Моргана смогла лишь нокаутировать вас зловещими цитатами и поработать мимикой- мышц. А так даже игра по выходным, не увенчалась успехом. Но в разговоре с Мерлином, мне понравилось то, что оба пережитки прошлого - и надо дать дорогу будущему. Хоть в это будущее слабо верится, все же иногда надо не сомневатся, что Владычица озера вытащит заветный меч, а хулиганы не станут большими королями, а п(р)освященными!
С одной стороны сюжет ужасно шаблонный, я даже не знаю, сколько можно драть друг у друга одно и то же. Киносценаристы прямо списывают друг у друга. Или, начиная с прошлого, века добросовестно переписывают один и тогде сценарий, меняя количество героев и имена.
Ну а про легенду о короле Артуре и говорить нечего. Режиссеры каждый год убивают по парочке Морган. Я бы на ее месте в жизни бы из-под земли не вылезла - уж очень народ в Голливуде агрессивный.
Относительно конкретно этой экранизации.
Вот что не говори, это было линейно. В подростке, который совершенно ничего из себя не представляет, обнаруживается король Артур, которому срочно необходимо сразиться со злом.
Минусы: линейность сюжета, предсказуемость, друзья-враги, Моргана, которая любезно ждёт, когда герой ткнёт ее мечом в живот... Откровенно неумелые актеры, натужно изображающие правильную реакцию. Я стараюсь не придираться, но 14-17 лет, это вполне возраст творческой самореализации. Достаточно вспомнить Кирстен Данст в Интервью с вампиром. Следующий минус, это огрехи сценарной работы: нет больше на земле таких подростков. Они даны откровенно карикатурно: плохой, хороший. Главный герой настолько правильный, что сил никаких нет. Он даже гневается на мать, согласно психологическому протоколу. При этом я не скажу, что он плохой актёр, эздесь откровенно хромает режессура.
У фильма есть и плюсы.
Первый и главный: Энгус Имри, играющий Мерлина. Живой, обаятельный, невероятно талантливый актёр, выдающий совершенно необыкновенный спект эмоций даже одними только глазами. От усталости до недоумения, от радости до горя. Ни чувствующий ни малейшего стеснения перед камерой.
В заслугу фильму можно также поставить эмоциональный вектор. Все же это добрая мысль: не бери в руки меч, если не готов сражаться, не веди шальной бой, чти своих любимых... И правда никогда не сделает мир хуже. Это очень стоящие мысли и, конечно, их нужно вкладывать в детские фильмы. Главное, чтобы дети тебя услышали. Но вот услышали ли они? Я сомневаюсь.
Этот фильм снят для несуществующих, «правильных» детей.
Если этот фильм снимали для детей, то пусть там и играют детей - вот тех, которые ходят по улицам и скачут по школе. Внутри этих детей, настоящих и «неправильных» тоже живут короли Артуры, но нет, сценаристы не дают им надежды. Сказано же - есть правила. Пей молоко, люби маму и не ставь фингал одноклассниками. А иначе какой ты король...
Еще с момента выхода трейлера было понятно, что это будет детский фильм исключительно для детей, ориентированный на них до последней буквы. Однако реальность 'превосходит' все ожидания. Фильм настолько 'детский', что даже современным детям он вряд ли будет интересен.
Положительных черт настолько мало, что говорить о них тяжело... Редкие сцены экшена с приятной, но примитивной компьютерной графикой несколько разбавляют тяжеловесные социальные сцены. Финальная битва со злой колдуньей получилась самой яркой и запоминающейся во всем фильме.
Также в картине заложена хорошая идея про объединение, дружбу и борьбу с собственными недостатками. Что радует - нет даже намека на ставший уже привычным везде и во всем низкий юмор.
В этом плане очень сильно спас положение Энгус Имри со своей живой мимикой и отличной игрой эксцентричного чудака. И это при том, что 'Рождённый стать королём' для него практически дебют. Будем надеяться, мы еще увидим этого парня на большом экране.
Ну, а теперь минусы.
Самое смешное, что при просмотре этого фильма я не могла избавиться от ностальгии по классическим картинам 90-х. Кто помнит - Галгамет, Джуманджи - наивные семейные фильмы, ограниченные технически своим временем и бюджетом, но все-равно завоевавшие любовь зрителей и ставшие примером для режиссеров на долгие годы.
'Рождённый стать королём' пытается действовать в том же духе, но перегибает палку по всем фронтам. Диалоги пространны и пропитаны пафосом так, что хочется зажать уши, лишь бы этого не слышать. Причем страдают этим как взрослые, так и дети. Уже самый первый диалог в игре между учеником и учителем вызывает лютый фэйспалм.
Сюжет движется по классическим канонам: избранный неудачник - чудо - наставник - путешествие - злая волшебница - победа. Настолько классической, что история не смеет ни на йоту отклониться от шаблона. И ладно бы все это было красиво и гармонично подано. Но 'дневные' приключения героев скучны, за крайне редким исключением, а ночные хоть и динамичны, но не слишком зрелищны.
Герои - вот в чем главная беда истории. Они честно пытаются отыгрывать свои роли, но не нужно быть Станиславским, чтобы вскричать: 'Не верю!'. Изменятся ли они после пережитых приключений? Возможно, но верится в это мало. Как зрителям, так и самим героям. Им не сопереживаешь, они даже раздражают, все, за исключением ранее упомянутого Энгуса Имри. Его герой тут блистает, за ним интересно наблюдать. Чего, к сожалению, нельзя сказать о взрослой версии Мерлина. Не знаю, как Патрика Стюарта затащили в этот проект, но раскрыться он здесь не смог от слова совсем. Сцены с ним смотрятся невыразительное и неуместно, что очень грустно для такого блестящего актера.
Таким образом, вердикт неутешителен. Как и писала в названии, возможно, лет 20 назад фильм бы имел успех, когда все это было свежо и в новинку. Но сейчас, в век Игры престолов, Властелина Колец и новых Джуманджи фильм не может предложить совершенно ничего нового. Ему нечем удивить, нечего показать. Он скучен для взрослых, пресыщенных зрелищем, и детей, которые уже слишком взрослые для такой морали.
За то, что есть в каждом фильме вообще, и Энга Имри в частности -
Раз несколько лет на свет просто должен появиться по крайней мере один фильм или сериал про Короля Артура. Этот миф очень популярен не только в родной Англии, но и по всему цивилизованному миру. Однако в последнее время очень немногие версии Артура получают должное внимание от зрителей. Даже крутой блокбастер от Гая Ричи потерпел крушение в прокате. И тем не менее это не остановило режиссера и сценариста Джо Корниша снять свой вариант приключений легендарного наследника престола.
Сюжет фильма разворачивается в наше время, а сам Артур является школьником, которого постоянно задирают. Тем не менее он не сдается и однажды ему улыбается удача. Паренек находит меч Экскалибур, который способен подарить ему уважение и власть, о которых он даже мечтать не мог.
Но вместе с мечом приходят и проблемы в лице коварной волшебницы Морганы, которая очень долго ждала шанса, чтобы навязать людям свою волю. Так что теперь школьнику Артуру и его неожиданному товарищу-магу Мерлину придется вступить в решающую схватку и тем самым исполнить свое истинное предназначение.
Этот фильм не то. чтобы какой-то особенный и необыкновенный, наоборот он предсказуемый и простой, словно прямая линия. Однако детям наверняка понравится история, в которой много компьютерной графики, порой неплохие шутки и в своем большинстве приятные актеры.
Главную роль в фильме получил сын Энди Серкиса, и было интересно наблюдать за его игрой и гадать, сможет ли он когда-то достичь высот отца. пока конечно об этом рано говорить, но Серкис-младший неплохо выглядел в роли Артура и не разочаровал.
Мой итог: 'Рожденный стать королем' неплохой развлекательный фильм преимущественно для юной аудитории. Посмотреть его вполне можно. если у вас желание развлечься на чем-то необязательном, но приятном.