Всем очевидно, что чем ближе к Хэллоуину, тем больше произведений формата хоррор выходят на экраны. «Призраки дома на холме» содержит в себе куда меньше крючков, чтобы захватить внимание зрителя (в отличие от другого Netflix проекта – «Сабрины», делающей ставку на обширную фан-базу), поскольку здесь и амбиций маловато, да и сказать что-то конкретное о предшествующих фильмах нелегко: всё же старый фильм 1963-го, и его римейк 90-х были продуктами, скорее, нишевыми. Этот сериал совершает ловкий фокус: роднит с прародителями его лишь название, общий первоисточник и концепты вроде дома с привидениями. Однако создателям удалось воплотить на экране как типичные хоррор-элементы, так и мрачную историю о семейных проблемах, причем эти приемы дополняют друг друга. Всегда эффектно, когда хоррор хочет не только напугать, но и поведать что-то конструктивное.
История в сериале рассказывается посредством флэшбеков членов семьи Крэйн. Повзрослевшие отпрыски семейства, каждый из которых имеет те или иные проблемы в жизни, вспоминают свое детство в жуткой готической усадьбе Хилл-Хауз. Пресловутый «Дом на холме» обладал плохой репутацией, но родители Крейн купили его для реставрации. Зрители могут быть немного разочарованы темпом, который развивает сериал: события происходят постепенно и равномерно, большое внимание уделено рефлексии героев. В детстве каждый из членов семьи сталкивался с привидениями, что дало плоды в будущем.
Так, например, старший сын по имени Стивен рационализировал свой опыт, стал мемураистом-писателем, автором книги о своей семье, в которой он представляет все паранормальные явления массовым психозом. Его братья и сестры за это на него, понятное дело, в обиде, но и у них свои личностные проблемы: Ширли стала работать в морге, что не назовёшь обыденной профессией; Теодора – лесбиянка и детский психолог; Люк использует героин, чтобы удержать свои страхи под контролем; а психически хрупкая Нелл становится одержимой Хилл-Хаузом. При этом у всех детей напряженные отношения с отцом, который никогда не рассказывал им, что произошло в ночь, когда умерла их мама и почему, на самом деле, они все покинули особняк.
Все эти детали в характере персонажей добавляют в сюжет настоящее формирование драматического потенциала. Сюжетные нити, которые, как изначально кажется, ведут в никуда, составляют сложную многоуровневую историю, показывающую динамику развития отношений в семье. Смешение образов и эмоций, драмы и ужасов в «Призраках дома на холме» сделано особенно хорошо, сохраняя при этом сдержанный контекст: сериал никогда не скатывается в «розовые сопли» или «голливудский сироп», предпочитая оставаться в мрачной тёмной зоне повествования.
Режиссер Майк Флэнеган смог правильно поймать дух этой истории и грамотно визуально его реализовал. Цветовая палитра в сериале состоит из стального серого цвета или сине-зеленого оттенка плесени, что правильно гармонирует с изображениями бледных привидений и гниющих трупов. Если все сцены, происходящие за пределами дома с привидениями, ну, ничем особым не выделяются, то именно Хилл-Хауз показан готично и изобретательно. Лестницы, люстры, мрамор, скульптуры… всё это работает на атмосферу.
Учитывая высокий уровень декораций, хорошую актерскую игру и мощное эмоциональное содержание, некоторые ошибки разочаровывают. Большая их часть касается сюжетных линий Стивена, персонажа, наиболее духовно удаленного от паранормальщины, и выделение его в качестве главного героя. Это немного затеняет других персонажей вокруг него, да и в целом личность Стивена перегружена: он часто погружается в витиеватые монологи, а превращение его из человека науки в человека веры показано весьма банально.
Возможно, что эта версия «Призраков дома на холме» имеет мало общего с исходным материалом, однако именно этим она и привлекательна: как оригинальное произведение, это довольно любопытная история. Ещё лучше то, что проект действительно атмосферный и тревожный. Майк Флэнеган ловко использован ограничения эпизодического формата и не спешит с раскрытием личностей в центре сценария. Некоторые зрители могут счесть «Призраков» слишком медленным мини-сериалом, но подобное развитие повествования дает шанс вникнуть в дела семьи и прочувствовать симпатию к персонажам. Между братьями и сестрами ощущается настоящая связь, их химия кажется реальной, что лишь усиливает впечатление от катастроф, которые преследуют несчастных родственников. «Призраки дома на холме» наполняет сердца зрителей бытовым, «семейным» ужасом, а вовсе не призраками или проклятиям, подтверждая, что печальная ностальгия пугает сильнее паранормальной активности.
Тема призраков и домов, ими населенных, неисчерпаема, но не особо разнообразна. В основном, всё сводится к одним и тем же стандартам: семья (либо с детьми, либо жена беременна) переезжает на свою беду в старинный дом, в котором куча людей умерло, и начинается ужас. Дети в этих фильмах чаще всего со странностями, видят-слышат всякое, и чаще всего им никто не верит: 'тебе приснилось', 'у тебя богатое воображение', 'ты больной ублюдок' и т д. Вообще в них обычно никто никому не верит. Нередко в домах также встречается странноватая прислуга, которая проживает там задолго до семьи и знает всегда больше, чем говорит, иногда даже действуя заодно с признаками. В центре внимания, конечно же, мои любимые призраки растрёпанных женщин в ночнушках. Вариацией на все эти темы был провалившийся в своё время и собравший множество золотых малин Призрак дома на холме, возродившийся спустя 20 лет, как и многое сейчас, в виде сериала.
Новый сериал вновь возвращает нас к решению вопроса, правда ли в доме было что-то сверхъестественное или перед нами поехавшая в полном составе семейка, каждый из членов которой запутался в своих личных проблемах так глубоко, что не в состоянии взглянуть на проблемы близких. Все до единого клише фильмов о признаках мы здесь увидим, но это тот случай, когда это почему-то даже идёт на пользу сериалу.
Вместе с тем сложилось впечатление, что за этими переплетениями сценаристы первого сезона не то путались, не то забывали о взаимодействии друг с другом, бросая некоторые сюжетные линии (как закончились похороны бабушки, как глава семьи разобрался с полицией и прочие), кроме того, две последние серии практически не связаны с основным сюжетом про призраков. Иными словами, развязали сериал вовсе не тем, чем его завязывали, а призраки, ставшие более похожими по поведению на тех, что обитали в 'Оверлуке', вообще уходят на обочину, обрамляя семейное счастье воссоединившихся родственников. Я могу считать, что истории призраков остались недосказанным для того, чтобы были темы для второго сезона, но зачем они вообще являлись героям и пугали их? Ход с поехавшей мамашей практически перечеркнул всё, что до него показывали, потому что он не обусловлен событиями, происходившими в сериале ранее и он бы полностью сработал и был бы логичен, если бы за весь сериал мы видели лишь одного призрака - даму со странной прической. Эта дама знала слабое место матери, так что она просто так, ни с того, ни с сего погнала на тему, а как бы хорошо, если бы мои детки как Питер Пэн. Но тогда зачем нам показывали остальных призраков? Чисто ради скримеров? Неужели сценарий как в бразильском мыле писался параллельно со съёмками? Возможно по этой же причине некоторые сцены буквально тонут в диалогах. Например, объяснение двух сестёр в похоронном бюро и в машине. Хотелось кричать: Господи, да говорите уже суть, хватит отступлений на разные темы, зачем ты лезла к чужому мужику?!
Ещё о драме героев. У каждого персонажа, как мы увидели, она своя и в целом, тоже бесхитростная: Люк - наркоман из-за пережитых в детстве событий, Нелл - неудачница, и так далее. Невнятно выписаны драма лесбиянки Теодоры, с которой в детстве произошло меньше ужасного, чем с остальными, и Стивена, а также психованной средней сестры Ширли, которая показана крайне отталкивающей личностью. Не знаю, какова была задумка сценаристов, но эта истеричная, эгоистичная и вечно скандальная женщина всё время провоцирует конфликты с родственниками, цепляется к их словам и поступкам, достала своего бесхребетного мужа, а в итоге заявляет: 'а вот сейчас я тебе расскажу, что я наделала, а ты люби меня так сильно, как никогда не любил!' Это ли не бред? Она - самый неприятный персонаж сериала и смотрится паршивой овцой в стаде. В свою очередь, Теодора, самая симпатичная по поведению и разумная, оказывается, в отличие от сестры, без адекватной истории и без развития как персонаж фильма. Подробно и достаточно удачно описаны Люк, Нелл, Стивен и отец, а их сюжетные линии переплетены за счёт мелких деталей и повторов сцен под разными углами зрения. Последнее решение добавляет интереса к сериалу.
Как и всем, я думаю, мне понравились атмосфера и антураж фильма. Огромный дом, мрачные интерьеры, ночные грозы, призраки в каждой комнате - всё это очень симпатично и заставляет смотреть, хотя бы ради красивой картинки. Конечно же, выигрышный ход с размыванием реальности в восприятии зрителей (это усиливается обрывочной композицией сериала) и героев, которые то и дело держат за руку человека, которого нет в комнате, или точно уверены, что отключали вентилятор от сети. Звуковое и музыкальное оформление подобрано под стать видеоряду, тут претензий никаких. Графикой увлеклись, конечно, в некоторых местах она проигрывает, однако не будем забывать, что это всё-таки не прокатное кино, так что, наверное, терпимо.
Общее впечатление от Призраков скорее положительное. Этот сериал смотрится вполне живо под соответствующее настроение, я не считаю потраченное на него время вычеркнутым из жизни.
Конвейер Netflix выдал очень качественный продукт, который привлекает своей целостностью и вечной актуальностью поднимаемых тем, таких как примирение с реальностью, желание быть понятым, жертвенностью ради семьи.
Сразу надо отметить, что рассматривая сериал с позиции жанра ужасов можно разочароваться и быстро потерять интерес, всё-таки десять часов одной сюжетной линии, пусть и выходя за стены дома, это для щекотания нервов много. Если же наблюдать за тем, как члены семьи проходят путь к пониманию себя и близких к концу сериала, то перед нами крепкий и цельный драматический сериал.
Общая сюжетная канва довольно проста и уже была использована ранее в Голливуде. Особо порадовало, как подаётся история. Она нелинейная и я бы сравнил её со спиралью, в которую вплетается ещё спираль и ещё, и в конце всё истории рассказаны, то что быстро показано в первой серии ближе концу раскрывается более подробно и те же самые сцены проживаются заново, но с багажом новых открытий.
Актёрская игра и развитие персонажей, слава богу они тут есть.
Всё семейство разнопланово, у каждого свои особенности и есть характер, история каждого меняется и развивается к концу сериала, становятся понятны мотивы и поступки каждого. Особо хочется выделить линии: сына-писателя Стивена, который прячется за маской непризнающего ничего паранормального, хотя и видевшего много необъяснимого, сына, который лишь в конце услышал, то примирило его с собой; Отца семейства, любящего жену и детей, который, возможно, был не лучшим примером, но был искренним с собой; Мать, что не хотела перемен, что строила и жила в придуманном идеальном мире со своими близкими и, что путь к своей мечте стал таким ужасным. Ну и конечно дом с всегда открытой красной комнатой, который сам по себе не такой жуткий, как кажется. Да, он старый, на отшибе и со своей историей, но оживает он лишь, когда в нём есть жизнь и чувства людей.
Дополняет атмосферу сериала очень качественное музыкальное оформление с плавным видеорядом.
В итоге, всем любителям качественных семейных драм и законченных историй крайне рекомендую.
Я люблю психологические триллеры, запутанные детективы, философскую мистику и ужасы. Не люблю глупый кровавый треш в подобных жанрах. Мне нравятся такие фильмы как 'Другие' с Н. Кидман или 'Шестое чувство' с Б. Уиллисом - все это я пишу к тому, что, если Вам также нравятся эти и подобные картины и жанры - Вам стоит посмотреть этот сериал. И, в принципе, я все сказал! Но короткие рецензии на Кинопоиске не принимают (и это на мой взгляд правильно), поэтому расскажу что именно мне понравилось.
Во-первых, сделали действительно пугающие сцены, чего уже давно не было, ни в 'Страшных сказках' ни в 'Американской истории ужасов', да и вообще в последнее время фильмы ужасов не страшные. Есть, конечно, исключение, но речь сейчас не о нем...
Во-вторых, отличная игра актеров, постановка. Сюжет на первый взгляд кажется банальным (а может так и есть), но преподнесено это так вкусно, что старая добрая яичница с беконом хорошо идет.
В-третьих, в сериале есть своя атмосфера, которая постепенно затягивает. И даже чувства 'дежавю' (когда видел детские рисунки вспомнил фильм 'Звонок' - это субъективно, конечно, но может найду единомышленников) и многие клише жанра, которых, кстати, много в этом кино не портят общую картину. И хочется сказать только одно: наконец-то мы дождались достойного, возможно лучшего в жанре 'мистика' за последние годы, и безусловно топового в жанре 'ужасы' сериала.
Кстати! Рекомендую и тем, кто ужасы смотрит редко, так как воздействие на зрителя сделано потрясающе. Если хотите действительно погрузиться в атмосферу мистики и ужасов, то Вам не в кинотеатр, а дома и в темноте это кинопроизведение зайдет на 'ура!'.