Современный корейский кинематограф представляет собой очень изменчивое и довольно неоднозначное явление. Порой его хочется превозносить до необозримых высот, а иногда с позором ниспровергать на самое дно. К сожалению, в последнее время корейский кино-спектр стал всё чаще склоняться в сторону второго варианта.
Похоже, что волна голливудских блокбастеров о wonder-women, ставшая частью извращенно-феминистических трендов современности, постепенно настигла и Азию. Режиссер вполне оригинального и серьезного «V.I.P.» (2017), по совместительству – один из создателей сценария уже культового «Я видел Дьявола» (2010), снимавший солидные истории о гангстерах, триллеры о серийных маньяках, и даже исторические драмы о тиграх и чосонских генералах, на этот раз решил взяться за более ходовой и сразу привлекающий внимание sci-fi экшен.
Пролог фильма рассказывает о засекреченном экспериментальном проекте, в котором были задействованы дети. Незаконные лабораторные эксперименты на головном мозге заканчиваются массовым уничтожением подопытных, но единственным выжившим, мальчику и девочке, удается сбежать. Мальчика ловят, а малютка смогла скрыться в лесу и прибиться к пожилой паре, которая удочеряет ее. Спустя годы, робкая старшеклассница Джа-юн, совсем позабыв о жестоких событиях десятилетней давности, отправляется на шоу талантов, где под сценическим псевдонимом – Ведьма, демонстрирует поразительные способности, преподносимые как магический фокус. Вскоре о юной восходящей звезде узнают люди, искавшие ее все эти годы, и однажды ночью заявляются к обманчиво-беззащитной девочке домой.
Очень «дорамный» по своему характеру фильм с довольно громоздким названием «The Witch: Part 1. Subversion» уже заранее расширен как минимум до дилогии. И это еще один набирающий популярность ход массового кино, за которым по факту не кроется ничего кроме коммерции, а здесь столь резко и безыскусно оборванный финал вдобавок приобретает цинично-издевательский, почти марвеловский оттенок.
Все персонажи здесь – насквозь прозрачные, здесь вы совершенно точно знаете, что будет происходить далее буквально в каждом эпизоде – выпученные от удивления азиатские глазки, шоковые флешбэки, пафосные фразы а-ля «тебе меня не убить!», и в довершение – кульминационная схватка перед обязательной затравкой на вторую часть. Финальный кровавый мордобой с щепоткой телекинеза в бункерном коридоре вообще стоило бы оставить без комментариев (пора бы корейцам уже выкинуть Blu-ray с «Олдбоем» из своей домашней коллекции, или хотя бы не пересматривать его с таким фанатизмом). К тому же на фоне бешеного ритма «Злодейки» (где экшен-сцены занимали отнюдь не центральное место), и мрачного нео-нуарного стиля «Асуры», весь экшен здесь откровенно скучный и вторичный, хотя на него очевидно сделана немалая ставка. К тому же, претендуя на статус кровавого sci-fi–gore, «Ведьма» вводит настолько однобоких персонажей, что фильм кажется детским, даже на фоне показушной «жести».
Совсем не старается фильм и в сюжетном плане – бесхитростный сценарий строится на смешивании шаблонных историй о суперкиллерах и детях-мутантах со сверхъестественными способностями, прививаемых им таинственными и влиятельными организациями. Сама завязка о девушке живущей обыденной жизнью, но однажды почувствовавшей пробуждение в ней монструозной силы фигурировала как минимум в совсем недавнем специфично-японском мини-сериале Сиона Соно «Токийский отель вампиров» (2017).
Нет, сценаристы знаменитые своими закрученными и драматичными сюжетами в Корее вовсе не выродились, рассказывание захватывающих историй всё еще их конёк (будем на это надеяться), но всевластный доллар продолжает делать свое черное дело и пагубное американское влияние, обличаемое в одном крупном корейском фильме, тут же дает о себе знать в следующем. И если сегодня в моде сюжеты о безбашенном транс-гуманизме, то мы непременно увидим корейскую, японскую, китайскую версию оного. Вот только неизменно возникающие культурные корреляции между Западом и Востоком, потенциально интересные при иных конфигурациях в массовом кино, в данном случае останутся малозначимыми или попросту незамеченными под толстыми слоями стилизаций, ремиксов, кроссоверов, фильтрующих любую интересную идею до примитива.
Для описания впечатлений от фильмов вроде «Ведьмы» вы неизменно начнете привлекать сравнения, вспоминать схожие сюжеты и идеи из многих других фантастических боевиков, но за массой подобий не обнаружится совершенно никаких жанровых нововведений или цепляющих подробностей, ведь заветная цель таких сотканных из штампов кинопродуктов – получить возможность поиграть в одной песочнице с Голливудом, не более.