Нет, редко всё-таки видишь настолько паршивое кино, которое хочется не просто раскритиковать, а начисто вычеркнуть из памяти после просмотра...
И бог с ней с исторической достоверностью 'Утомлённых' - к чёрту её! Я не историк, чтобы цепляться к мелочам и датам. Но когда я вижу на экране откровенный издевательский трэш на столь больную тему ВОВ, это выглядит (и является!) настоящим оскорблением.
Господи, ну неужели так трудно снять нормальный, простой, человечный фильм о войне!? Ведь сняли же 'Мы из будущего' - простенько, но вполне же достойный результат!
Но нет, Михалкова такой подход (снять НОРМАЛЬНЫЙ фильм) не устраивает. Нужно обязательно визуализировать свои истерические прогоны и самолично назвать получившийся результат 'великим фильмом'.
Боже мой, как же стыдно. Стыдно, что эту дрянь покажут в Каннах... Стыдно, что я в своё время поставил фильму 'Спасти рядового Райана' всего лишь шесть баллов... После просмотра михалковского 'шедевра' хочется исправить на честные одиннадцать из десяти.
Зря, впрочем, я упомянул 'Райана' - у кого-то может возникнуть ложное впечатление, что спилберговское кино и михалковский трэшак это сопоставимые по уровню фильмы.
Ни черта подобного!
'Предстояние' это фильм, где Сталина макают лицом в шоколадный торт. Где от бомбардировок прячутся на крышах. Где у Михалкова на руке непонятная металлическая перчатка с лезвиями, в которой он похож то ли на Фредди Крюгера, то ли на Росомаху. Это фильм, где танки ходят под парусами. Где трёхсоткилограммовая авиабомба повисает на люстре. Где нацисты срут на головы беженцам прямо из летящего самолёта на скорости под 400 кмч. Где медсестрички бинтуют раненых поверх шинели. Где Михалков самолично приподнимает подбитый танк(!) гнилой деревяшкой. Где отличник-курсант с двух шагов не может отличить наш танк от немецкого. Где почти все русские люди выставлены отморозками, стукачами и предателями, угрюмыми уркаганами, извращенцами и тупорогими дебилами. Ну прямо RPG: вонючие и примитивные русские орки в противовес чистеньким белобрысым эльфам-нацистам, которые вообще-то на пикник сюда приехали, никого не трогают, даже шоколадки раздают. А нападают только если их не спровоцировать.
Здесь и германские лётчики, заставляющие вспомнить фильм 'Горячие головы 1' (помните Чарли Шина рассекающего на истребителе по городу и в конце сбрасывающего бомбу прямо в руки Саддаму Хуссейну? Этот эпизод недалеко ушёл от показанных в фильме Михалкова). И экспресс-крещение верхом на мине (100 к навыку выживания, 5 к удаче).
И вообще, православие в фильме показано не как вера, а как эдакая суперспособность из комиксов, мега-перк для избранных. Разве что радиоактивный паук за руку не кусает. Зато самолёты после молитвы взрываются, бомба застревает в люстре, а сам ты становишься настолько крутым, что можешь подбивать танки заточенной сапёрной лопаткой.
И это только десятая доля того феерического бреда, что покажут в фильме. Я уже молчу о великолепной сценке 'покажи сиськи!' и эпизоде с добыванием 'языка', которого Михалков в итоге по отечески шлёпает ремнём по попке.
Не смотрите ЭТО. Никогда. Поверьте, это не фильм, а дебильный цирк-шапито, анатомический театр абсурда.
В принципе, это было бы даже смешно (а оно и смешно), если б не было так грустно.
Положительные стороны фильма? Их нет. Бюджет распилен, и это видно даже не сильно опытному зрителю. Сравните того же 'Райана', который не сильно дороже 'Предстояния' (фактически дороже лишь на гонорар Тому Хэнксу и Мэту Дэймону). Да одна только двадцатиминутная высадка на Омахе выглядит раз в двадцать эффектнее и дороже того, что Михалков раскатал на три часа.
За сомнительный плюс можно счесть лишь множество отличных актёров, которые по воле бредогенератора вынуждены нести откровенную пургу и при этом сохранять лицо. Лучше всего получилось у Миронова.
Мой отзыв скорее всего заминусуют... Плевать. Я написал правду. И если хоть один человек прочтёт и воздержится от просмотра - значит я не зря потратил время.
Восемь долгих лет снимал Никита Михалков шедевральный эпос, который должен был дать отлуп «Спасению рядового Райана». Снимал кропотливо, зарывшись в кучи достоверных данных, в документы, потроша архивы и слушая рассказы бабушек на лавочках. Гордость за такого творца, слушая эти побасенки, поднималась неимоверная. Восемь лет! Пусть Спилберг удавится. Данные весьма противоречивы, и иногда проскакивает информация о сорокалетних съемках фильма. Задумано полотно, мол, было ещё при коммунистах, которые на фазе задумки придушили творца и дали ему снимать сто других фильмов, а не репрессировали. Странно.
Фильм эпический, а потому начинается эпически. Все герои, пофиксенные в первой части, невероятным образом оказываются живы. Кто-то был удивлен восстановлению Рипли в «Чужом: Воскрешение»? Есть люди, думающие, что «Терминатор 3» и «Терминатор 4» в сюжетных связях с первыми двумя смешны? После начала «Утомленных 2» можно больше не цепляться к таким мелким огрехам вышеназванных фильмов. Никита Михалков силой, которая есть только у великих творцов, снес их всех вместе взятых.
На «великое кино» о Великой войне потрачено что-то порядка 30-40 миллионов эль-президенте. По нашим меркам это много, Федя Бондарчук может стреляться от зависти. Стало быть, отсматривая это кино, я ждал сочной картинки, красоты, масштаба и всего прочего, что бывает в картинах, на которые тратят много денег. Это я потом узнал, что господин Меньшиков за день съемок получал семь тысяч американских бубликов. Видимо все восемь лет получал. Или все сорок?
Начало фильма, как было сказано, эпическое, фантастическое и даже немного хоррора добавили. Эпичность – это торт, Сталин и Никита; фантастика – это восстановленые с помощью генной инженерии Котов, семья и Меньшиков; ну и хоррор – это сценка с пианино, за которым Меньшиков, Котом Базилио, за которого Берия и Diablo-клон со сверкающими глазами, за которого Сталин. Все ждал злобного крика «Ррррааа!» и пучка молний в Меньшикова, с взрывом рояля, вылетающим в окно Берией, разрывом купола и появлением на пепелище ока Саурона. Видимо, денег не хватило.
Но самый ад начался с появления восстановленного повстанцами комдива Котова. Появление не столь ядерное, как у Арнольда в «Терминаторе», но тоже неплохое. Барин с криком «Рррааа!» падает на пол, и оказывается, что повстанческий пеленг его забросил не в личные покои Сталина, а в лагерь, к зекам. Хорошо, что лагерь из-за тупости Skynet`а был расположен не на Колыме. Сразу же к портированному Котову присоединяется местный дурачок Дюжев. В «Терминаторе» присоединялась Линда Хэмилтон, тут деревенский юродивый. Фантазия шагнула дальше.
На лагерь тут же налетают немцы и пытаются разбомбить Котова, кинув целых две бомбы на огромный лагерь. Так как до этого тупые совки уже положили часть лагеря, чтобы показать свою гнилую сущность, этих двух бомб хватило и две избушки из трех поцарапало. Все, кто был рядом, скоропостижно скончались из-за поражающего элемента, коим были нашпигованы бомбы. Котов же с криком «Рррааа!», взяв под мышку юродивого, взметнулся к крышам аки Спайдр мэн и залег на ней, таким образом выжив в адской бомбежке.
Момент, кстати, характеризует весь фильм. Бомбежка идет ровно 10 секунд, взлет спайдер мэна с Джейн подмышкой ещё 2 секунды. Итого из 30 минут фильма имеем экшн-эпизод на 12 секунд. В трехчасовом фильме всего четыре драйвовых сцены. Вторая, с подрывом моста, уже смешна до безобразия. Особенно позабавил эпизод с коммунистической истеричкой, которую за крики «прекратить бежать» советские воины сразу пустили в расход. Доставил приятных минут какой-то толстый партийный товарищ в очках, которого подорвала немецкая бомба вместе с миллиардом рублей, которые он вез лично Сталину.
Но свой талант Никита Михалков приберег на водяной эпизод. Баржа выполнена в лучших традициях «Водного мира», обслуживающий баржу начальник тоже во всем походит на Дэнниса Хоппера. На баржу проникает «ожившая» дочка Михалкова. Дочка и по фильму, и по жизни. Думаю, говорить о том, что таланта там не видно даже если смотреть из-за горизонта, излишне. Баржа, на которой эвакуируют раненных и попов, выглядит гораздо хуже линкора, на котором эвакуируют бюсты Diablo.
Все бы ничего, но обвешанная красными крестами советская баржа привлекает внимание мирно пролетающих немецких летчиков. Видя, что баржа санитарная, немцы естественно отказываются в неё стрелять, несмотря на сотни потопленных других санитарных судов, в других, никому ненужных морях. Уже улетая от баржи, у одного из арийцев вдруг схватило живот. Естественно, гордый немец, не желая ходить под себя, открывает форточку и на трехстах км в час выставляет свой зад, пытаясь опорожниться.
Какая-то советская морда, не отдавшая ракетницу перед посадкой на баржу, когда у всех остальных отобрали даже перочинные ножики, вдруг поднимая очи к небу, видит этот белеющий арийский зад. Естественно, у проклятого коммуниста на уме только одно - убить. Невзирая на вопли попа о демократии и разрешении ходить в туалет де попало, шмаляет из ракетницы по облегчающемуся немцу. Патрон попадает прямо в ненавистный немецкий зад и немец издыхает. После чего мирные фашисты, озлобленные таким актом вандализма, уничтожают санитарную баржу, не уничтожив только дочку творца и попа, который сбивает последний самолет молитвой.
Весь эпизод изобилует плохими повторами «Титаника», «Перл Харбора» и «Челюстей». Свое - только в виде белеющего арийского зада и приложенной к нему ужасной игры дочурки творца. Наверное, ответом Спилбергу должен был стать последний экшн эпизод, с танковой атакой, в дыму. На деле все получилось хуже чем у Феди Бондарчука в «9 рвоте». Длительность - минуты две; стиль - «война в Крыму, все в дыму, ни черта не видно»; остальное - попытка заколоть танк порадовала идиотизмом, кишки и прочие атрибуты советских бойцов вызвали рвоту.
Актерская игра в фильме, если это можно так назвать, исходила лишь от Меньшикова, которого терпеть не могу. Все остальные, может кроме Маковецкого, сразу в костер, а таким как Миронов, Панин, дочка Михалкова, Дюжев ещё и бензину плеснуть, чтобы орали громче и яростней.
Фильм - набор пустых сцен, ничем не связанных. Точнее связь есть, типа взрывают мост, народ бежит, а рядом проплывают на бревне барин с юродивым и удивляются, как же так. Потом пробегает дочка барина через село, из-за неё народ после этого жгут, а она в кустах сидит и хнычет.
Музыкальное сопровождение на самом низком уровне, если самый низкий уровень когда-то был выбран определенный, то сейчас его смело можно ещё понижать. Пожалуй только, иногда операторская работа не вызывала вопросов. Уж за Diablo-клона, спасибо, поржал. Общий хронометраж динамичных сцен 10 минут. Куда столько денег дели?
Великое кино о великой войне. Непревзойдённый шедевр от Великолепного Никиты Сергеевича. Супер-дупер-великое кино от Великого и Гениального режиссёра. - первая версия слогана, придуманная самим Михалковым, но нагло отклонённая продюсерами.
Не будем валять дурака и признаемся честно, с первых строчек - фильм не удался. Каким сильным был оригинал, примерно таким же слабым оказался сиквел. Так уж получилось, что в свете последних лет огромные средства вливаются в жанр исторического кино, который на деле же оказывается красивой обёрткой для очередной политагиткой нового времени. Так было с глупым и лживым 'Адмиралом', так было с абсолютно идиотским 'Тарасом Бульбой' и ещё рядом крупных проектов последних лет. 'Предстояние' не является исключением в этом ряду, но и абсолютным шлаком фильм назвать никак нельзя.
Итак, как было дело, великий и могучий Никита Михалков немного почесав свою царску репу посчитал, что если ему за первую часть 'Утомлённых Солнцем' дали одного Оскара, то за вторую непременно дадут два. Вообще, изначально ещё снимая '12' он планировал собрать Оскаров не меньше, чем сопливых историй в своём предпоследнем великолепном эпосе, но что-то не срослось и глупые и бестолковые киноакадемики прошли картину великого режиссёра стороной. Но Никита Михалков режиссёр настолько великий, что не стал раньше времени расстраиваться, и под предлогом, что снимает шедевральную патриотическую политагитку нового времени, выбил себе столько денег, сколько никто ещё не выбивал. Даже ученик Федот и тот при поддержке всех московских мажоров не смог столько вытрясти для своей многобюджетной пародии на Стругацких.
Хотя на самом деле свою драму '12' Михалков снимал в перерыве во время съёмок 'Предстояния' и снимал в относительно короткие сроки, что несомненно делает чести ему как режиссёру, несмотря на всю маразматичность своего нынешнего образа. Но забудем о '12' - это уже дела давно минувших дней.
А тем временем наступила середина апреля 2010 и мир отечественного кинематографа с осознанием полной неизбежности принял, что именно 'Предстояние' стало главным событием этого года, естественно, исключительно на территории РФ. Тому способствовал и весьма удачно слепленый трейлер и относительно скромная реклама. Не обошлось, конечно, и без коронного 'великое кино'.
Но с первых кадров миф о величии творения начинает безуспешно рушится. Безуспешно во многом из-за излишне сопливо-драматичного сюжета, временами складывалось ощущение, что фильм снимал не Михалков, а какой-нибудь Спилберг, который просто не может снимать без соплей и жизненной драмой космических размеров. Вообще из такого сюжета можно было сделать такое, чтобы весь зал захлёбывался слезами, но получилось так, что снято слишком просто и поверхностно, а потому ничего кроме усмешки всё это вызвать не может.
Но забудем обиды и претензии, а на время остановимся на самом приятном. А именно на постановке ленты. Ещё во время трейлера бросался в глаза размах картины, и Великий режиссёр нас не обманул. 'Предстояние' беспощадно раздаёт подзатыльники бездарным историческим проектам последних лет, которые были сняты как полутора-двухчасовые клипы без какой-либо претензии на право называться кинематографом. Хотя правильнее сказать, что претензий на звание шедевра было, естественно, через край, а вот на деле каждый раз получалась масса, которую обычно вывозят по утрам на оранжевых грузовиках.
'Предстояние' такой массой не получилось, потому что снято всё весьма сильно. Иногда даже не верилось, что это отечественный фильм. Не верилось, правда, совсем недолго, потому что всякий раз, когда глаз начинал радоваться великолепной постановке, кадр почему-то заполняли несколько топорные спецэффекты или ничуть не менее Великая и Гениальная Надежда Михалкова - дочка нашего Светоча. А вы как думали?
И вот перейдя к одному представителю актёрского цеха, самое время перейти к одному из самых больших минусов фильма, а именно к актёрской игре. По поводу дочери Михалкова - думаю все понятно, примерно тоже самое можно сказать и о самом Великом и Ужасном, который не мог не отвести себе главную роль в фильме. Нельзя сказать, что он роль завалил, потому что обычно так говорят, когда актёр не играет, а Никита Сергеевич всё-таки играл. Только вот переигрывал до безобразия, переигрывал примерно так же, как переигрывал Ефремов в '12', а потому потуги нашего Феноменального режиссёра изобразить Котова смотрелись в лучшем случае нелепо. Примерно тоже самое можно сказать и о всех остальных актёрах, кроме, кто бы мог подумать - Олега Меньшикова, который так же как и в оригинале отыграл на 'ура', в очередной раз доказав, что на сегодняшний день он, если и не абсолютно лучший, то как минимум один из лучших.
Если подводить итог, то крайне сложно выставить оценку новому творению Никиты Михалкова, потому что несмотря на то, что фильм невероятно хорошо снят, в нём невероятно много минусов - это и бесконечный и бестолковый пафос, это и слабые спецэффекты, это и неровная не в меру театральная игра актёров, это, в конце концов, не в меру самоуверенный и глупый слоган к фильму. Да и факт, что 'Предстояние' - это очередной крупный проект приуроченный к великой дате, не делает ему чести. Фильм обруган и можно смело ставить оценку? Можно, но осталась ещё одна тема, которая лично у меня оставила весьма неприятный осадок.
Совсем недавно ругали 'Бесславных ублюдков' Квентина Тарантино, которые якобы топтали светлую память о наших предках, хотя на деле фильм с тематикой Великой Отечественной Войны не имел ничего общего, а вопли недовольных скептиков - это не более чем желание привлечь внимание, а потом, собрав компанию себе подобных, недовольно погундеть. В этом смысле 'Предстояние' выглядит куда большим паразитом, нежели безобидные 'Ублюдки', потому что несмотря на то, что Никита Сергеевич всеми силами делал вид, что снимает сам по себе, не смог не скрыть наглого навязывания патриотизма со всеми вытекающими последствиями. А в итоге фильм соберёт бешеную кассу, деньги из которой честно поделят все, кто участвовал в этом проекте: режиссёр, актёры, продюсеры и так далее. А что будет с теми, про кого фильм? Надо полагать, что для наших ветеранов, которыми мы обязаны своим светлым будущем, непременно обеспечат несколько десятков бесплатных показов на лучших местах. Отличный расклад. И после всего этого, господа хорошие, Тарантино паразит?
4 из 10
'Предстояние' на голову выше предыдущих отечественных проектов, но минусы фильма настолько существенны, что с лихвой перекрывают и добротную работу оператора, и великолепного Олега Меньшикова, и в целом неплохую постановку.
P.S. В связи с отсмотренным по горячим следам материалом вспоминаются слова из грустной песни Сергея Бабкина - 'Героям'
'Герои не стоят в очередях - Ах!
Герои без страха... бесплатно ездят на трамваях.
Героя обсуждают в новостях,
Особенно, особенно, особенно - в начале мая'
У меня просто нет слов, я в ауте, я, как это модно говорить, в шоке. Выйдя из кинотеатра, я как мумия шёл обратно домой, полностью опустошённый, ошеломлённый и уставший. ТАК сильно над моим мозгом давненько никто не издевался. Сразу видно, что делал Мастер.
Первое, что хотелось, это чтобы Михалков резко материализовался рядом и раслабил живот для хорошенького пинка и последующего добития. Далее хотелось орать 'Что ты наделал? Зачем ты это снял!? Да как у тебя рука только повернулась сделать такое!?'.
Я ответственно заявляю - фильм 'Утомлённые солнцем 2 Предстояние' смотреть и показывать нельзя ни в коем случае. Это яд, отрава для разума. Для любого здравомыслящего человека это будет как множество ударов молотком по голове.
Вы думаете, что что-то знаете про Великую Отечественную войну? Фига с два! Вы думаете, что войну выиграл СССР? Нет, её выиграл бывший комдив Котов со своей бригадой клинических идиотов. Они же, скорее всего, отстояли Сталинград, не пропустили немцев к Курску, захватывали плацдармы на Днепре, освобождали Европу и брали Берлин. А РККА вместе с НКВД и Сталиным только мешали и убивали сами себя, без толку и без смысла. Что взять с тупого рабоче-крестьянского быдла, трусливого, подлого, мелочного, руководимого бессердечными и бездушными дебилами? Вы думаете, что немцы были злобными упырями, пришедшими к нам чтобы порабощать и убивать? Да нет же, они цивилизованные европейцы, уважающие военные конвенции и воюющие исключительно тогда, когда тупые совки, которым невдомёк, что можно и не сопротивляться, открывают по ним огонь и буквально вынуждают сверхчеловеков пачкать руки. Вы читали истории про медсестёр, которые выносили на себе десятки, сотни раненых с передовой, зачастую под огнём противника? Выкиньте из головы этот бред, на самом деле они показывали им сиськи и ждали, когда раненый сдохнет, чтобы никуда уже его не тащить и ничем не помогать. Начитались чуши про массовый героизм народа в годы войны? Да вы что, ничего подобного! Только появился повод, все стали убегать, убивать своих командиров, дезертировать, сдавать территорию, не помогать ближним, смотреть бабам под юбки, бежать из лагерей. Уверены, что война стала самой настоящей национальной катастрофой, унёсшей миллионы людских жизней? Нет, это было спасение правоверных и Невинно Пострадавших от засилия коммунистической мрази, которая в основной своей массе и гибла и, которую, соответственно, не жалко. Вы специалист в области Великой Отечественной войны и можете сказать, что штрафные батальоны и штрафные роты были созданы по приказу за №227 от 28 июня 1942 года? На самом деле вы болван, потому что не знаете, что первые штрафные батальоны появились ещё в октябре 1941 года, и были предназначены вовсе не только для проштрафившихся офицеров, а вообще для всех.
Всё это великолепие сполна удабривается гениальнейшей актёрской игрой, великолепными сюжетными находками, отличной операторской и режиссёрской работой. Большинство актёров не играют, а изображают какой-то фарс: повизгивают, похрюкивают, всхлипывают, истерят, кричат, плачут, невнятно бормочут. Особенно пикантно то, что их много, они раскиданы по всему фильму и мельтешат они очень очень быстро. На место сдохшей группе визжащих идиотов режиссёр оперативно подсовывает новую, которую затем опять же убивают и всё повторяется по новой. Особенно сильно бесит Надя Михалкова. Роль - овца овцой. Большую часть фильма ни фига не понимает, тычется как слепой котёнок, постоянно плачет и кричит. И это несмотря на то, что в начале перед нами якобы сильная и гордая девочка, не отказывающаяся от своего папашки.
Сценарий откровенно дурацкий. Помимо мельтешиния героев, мельтешит и само действие, и во времени и в пространстве. Это надоедает уже к двадцатой минуте. Начинает бесить на втором часу просмотра. Считаю, что сделать вторую часть фильмом-рассказом героя Маковецкого герою Меньшикова, не получилось. На протяжении трёх часов мы, вслед за приходами и воспоминаниями тех или иных героев, мотаемся то в 41-й, то в 43-й, а то и вовсе попадаем в довоенное время, прямиков в первый фильм. Получается вязкая, слабо связанная логически, цепочка историй, не представлющие никакого интереса во-первых в силу свой отдельности, во-вторых в силу той идиотии, что происходит на экране. А за все три часа ничего, ровным счётом ничего, умного там не происходит.
Этот фильм не про войну. Война здесь как пейзаж, как коврик в прихожей, об который Михалков вытирает свои ноги, на который плюёт и бросает окурки. Главное в фильме это Котовы и только Котовы. Страшно представить, чтобы получилось, если бы Никита Сергеевич взялся за освещение темы войны всерьёз. А так боевые действия в фильме практически отсутствуют. Те же, что есть, сделаны омерзительно и крайне непродолжительно (что идёт им в плюс, кстати).
В итоге мне стыдно. Мне стыдно за то, что в стране, победившей когда-то коричневую чуму, сняли такой фильм. Мне стыдно перед своими предками, которых полили дерьмом, и я ничего не могу сделать тому гаду, который это осуществил. Мне стыдно перед каждым живым и мёртвым фронтовиком, по той же самой причине. Мне стыдно перед своими детьми, которые увидят это, перед поколениями, которым суждено расти под ливнями грязи и потоками говна, извергаемыми всем, кому ни попадя, на нашу с вами Победу.
Я даже представить себе не могу, что такого плохого сделали Михалкову советские солдаты, что он их вот так вот. Никита же Сергеевич, если он так видит и понимает войну, недостоин ни звания Гражданина, ни Человека.
Утомленные Солнцем 2: Высиживание. Великий фильм о великой войне?
В своих многочисленных интервью, которые предшествовали выходу фильма на большой экран, Никита Михалков неоднократно повторял, что в своем фильме он пытался, в первую очередь, воспроизвести военный быт. Что же, это у него получилось! Вы не увидите ни белоснежных улыбок, ни чистых ногтей! Кругом только грязь, кровь, смерть, ужас! Но, не смотря на солидный бюджет (на данном этапе, «Утомленные Солнцем 2: Предстояние» - самый дорогой российский фильм), вы также не увидите крупномасштабных сражений! Ну, в самом деле, взорванный мост, и проезжающий по Котову немецкий танк – это не боевые действия! Если Михалков хотел показать быт, то за него это давно сделали (фильм «Иди и смотри»), а если хотел показать масштабные сражения, то у него этого вообще не получилось! Уж лучше пересмотреть в который раз «Они сражались за Родину» (кстати, там тоже отлично показан военный быт), фильмы о ВОВ Юрия Озерова, или на крайний случай, «Спасти рядового Райана».
Что еще «напрягло» при просмотре, так это манера изложения. Такое ощущение, что весь фильм состоит из многочисленных отдельных историй (эта история о том, как по Котову проехал фашистский танк; эта история о том, как Котов языка добывал; эта история о том, как Надя Котова выполняет последнюю просьбу умирающего танкиста), каждая из которых лишь косвенно связана друг с другом. Такое ощущение, что Михалков еще совсем недавно снимал клипы, и только сейчас пришел в большое кино.
Далее, вполне очевидно, что Михалков вложил в свой фильм месседж о том, что все люди братья, и что нацистские идеи, которыми сейчас так активно увлекается молодежь, не имеют право на существование (имею в виду сцену, когда кремлевские курсанты едут в грузовике, и среди них есть представители разных народностей – русские, татары, грузины)! Не обошел режиссер стороной и православие, вставив фильм многочисленные сцены созерцания православного креста, икон, храмов (я уже молчу про сцену крещения)! Нет, я не отрицаю того факта, что люди молились на войне (хотя многие из них и были коммунистами). Известен даже факт того, что в преддверии Сталинградской битвы места боев облетали на самолете с иконой Божьей матери. Но вот только сцены национальной терпимости и религиозного толка так грубо вставлены в фильм, так неискусно, что от них воротит! Неужели нельзя было сделать это более тонко?!
Продолжая критиковать, отмечу, что мне страшно не понравилась операторская работа! Безумно крупные планы, практически полное отсутствие панорамных съемок, дрожание камеры, странные ракурсы (такое ощущение, что у сериала «Школа» и фильма Михалкова один и тот же оператор)! Многие сцены слишком затянуты. Здесь я совсем не узнаю Михалкова, раньше за ним не было такого «греха», его сцены были ровно такой длины, какой нужно! Непонятно, какую смысловую нагрузку должны были нести подобные перезатянутые сцены.
К тому же, Никита Сергеевич не избежал еще «советских» клише в кино о Великой Отечественной – гипертрофированный образ врага. Нет, я ни в коем случае не хочу облагородить фашистов, но просто в этом фильме они вновь показаны подлецами, моральными уродами, насильниками, даже «чудиками» (взятый Котовым пленный), но никак не сильным и коварным врагом! Что же тогда Красная армия долгих четыре года не могла выгнать такого врага со своей территории?!
Если первые «Утомленные солнцем» представляли собой отличный, четко выстроенный фильм, то второй части приходится об этом только мечтать. К тому же, считать «Предстояние» полноценным сиквелом в корне неверно, потому что с хронологической точки зрения они не согласуются, а взаимосвязаны друг с другом только за счет имен героев. В остальном, это абсолютно непохожие фильмы!
В общем так, ничего нового о Великой Отечественной Войне Никита Сергеевич не поведал! Чтобы полностью отсмотреть «Предстояние», придется высидеть в просмотровом кресле ровно 3 часа! Вопрос только в том, стоит ли оно того?
Когда-то злые языки говорили, будто Никита Сергеевич Михалков, узнав, что его коллега Владимир Валентинович Меньшов получил вожделенного «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит», с горя ушёл в запой и долгое время совсем не привечал своего соперника. Отметим, что к весне того 1982 года, на счету у Михалкова было уже 6 полнометражных картин (среди которых имелись утончённые экранизации Чехова и Гончарова) и безоговорочное признание эстетов. А у Меньшова всего две. Но эти две ленты («Розыгрыш» и «Москва…»), включая также последующую ленту «Любовь и голуби», которую сам автор считает лучшей в своей биографии, обеспечили ему всенародное признание, поставили в один ряд с почитаемыми неприхотливой, благодарной публикой дерзкими и умными развлекателями Леонидом Иовичем Гайдаем и Эльдаром Александровичем Рязановым.
Менялись времена, менялись нравы… Владимир Валентинович на целых 11 лет оставил режиссуру, предпочтя ей актёрскую стезю. А Никита Сергеевич активно совмещал обе профессии, и в обеих достиг незыблемого авторитета и подобострастного почитания. Но, как верно выразился импозантный герой одного голливудского фильма, «Тщеславие – всё-таки любимый мой порок». Пожалуй, Никита Сергеевич страдает им в особо обострённой форме. В стремлении прыгнуть выше головы, он с середины 80-х практически переметнулся на вражескую территорию «тлетворного, загнивающего, капиталистического Запада». С того момента, пожалуй, лишь «Урга», документальная хроника «Анна:от 6 до 18» и частично «Утомлённые солнцем» ещё говорят о прежнем Михалкове, который вольно или невольно усмирил свои амбиции в угоду подрастраченному статусу истинного русского художника. В остальном же – он явно продался «золотому тельцу», беззастенчиво выставляя на рынок перефразированные для удобного восприятия на Западе те же шедевры русской литературы и даже не гнушаясь художественного плагиата. Допустим, в «Очах чёрных» он практически скопировал сцену в лечебном санатории из классической ленты Федерико Феллини «Восемь с половиной», даже пригласив на главную роль того же актёра – Марчелло Мастроянни. Что, впоследствии, не помешало Михалкову порой кичливо упоминать, будто именно фильм «Очи чёрные» впервые позволил ему номинироваться на «Оскар». Хотя на высшую кинопремию мира претендовал один лишь великий Марчелло Мастроянни.
Впоследствии, удовлетворив-таки свои непомерные амбиции в лице сего золотого божка за «Утомлённых солнцем», Никита Сергеевич с удивительным упрямством продолжал добиваться его повторной благосклонности. Следуя избитым голливудским лекалам, он поставил помпезного «Сибирского цирюльника», который не вызвал никакого отклика в мировой киноэлите, и холодновато-отстранённых «12», снятых на основе ленты крепкого голливудского профи Сидни Люмета. Однако, поди ж ты, не удаётся Михалкову покорить западного зрителя, а отечественного всеобщего народного почитания ему уже маловато.
Вот и приходится признанному мэтру идти на поводу у капризного и тупоголового зрительского стада. Памятуя о мегапопулярной в Голливуде сиквелизации, он снял очередное напыщенное сопереживательное полотно, в котором на фоне масшатбных исторических событий (в данном случае – Великой Отчественной войны) якобы иллюстрируется самоотверженный, горемычный и конформистский характер русского народа. И к такому циничному определению подводит сама картина «Утомлённые солнцем – 2». Мания величия Никиты Сергеевича приняла столь устрашающие формы, что понятие о такте и достоинстве кажется чуть ли не экзотикой. Для него явно не осталось ничего святого. Вкупе с беспардонным пародированием отдельных сцен из западных и отечественных хитов, мэтр почему-то насыщает речь героев модными современными репликами типа «Какого члена ты здесь стоишь?», «Это чё за хрень такая?», «Ну, ты, мудак!». Ради процветания своего тщательно пестуемого предприятия Никита Сергеевич не преминёт даже свою младшую дочку в кадре раздеть, а для возвеличивания своей многострадальной нации продемонстрировать, как фашист-авиатор свешивает с борта самолёта пятую точку и в упоении оправляется на советский паром Красного креста. При этом сам Никита Сергеевич в кадре отчаянно матерится, словно бы прославляя великий и могучий русский язык. Однако, все это словоблудие ограничивается лишь кратким и ёмким на букву «бэ». Вряд ли после подобных экранных «изысков» язык повернётся назвать Михалкова человеком высокой культуры и, пожалуй, лишь простодушные, сентиментальные зрители не заметят скрытую издёвку автора, который, пользуясь неограниченной властью и безупречной профессиональной репутацией, выдаёт дешёвый надрывный опус за настоящее искусство. Своим мегабюджетным проектом, в котором концентрат слёзовыжимательных сцен в два раза превышает батальные, он словно бы даёт хлёсткую пощёчину своему раннему творчеству, где психологический вестерн органично соседствовал с бытописаниями о жизни провинциальной элиты, а деликатные мелодраматические истории о неизжитости чувств – с истерической социальной трагикомедией.
И, пожалуй, лишь отменная игра актёров второго плана (именно второго!) позволяют провести три часа кинопроекции без нетерпеливого ёрзанья в кресле. Дюжев, Панин, Суркова, Спиваковский, Шукшина, Гармаш, Маковецкий, а также совершенно неузнаваемый в гриме Иосифа Виссарионовича Суханов и, естественно, переигравший буквально всех Миронов, столь естественны и непосредственны в своих образах, что прямо-таки просятся в несуществующую академическую номинацию «лучший актёрский ансамбль». Центральные же исполнители ролей вызывают кривую усмешку. И особенно беспомощной выглядит Надежда Михалкова, которая вызывает раздражение не только дилетантской игрой, но и совершенно непоставленным голосом.
У фильма есть все шансы стать истинно народным кино, да только соответсвует ли это истине? И не таит ли циничную насмешку рекламный слоган этого опуса? Великое кино о великой войне. ??? Господь с Вами, не верьте!
Гоблин (Д. Пучков) в своей рецензии поспешил напомнить слова нашего горе-мэтра о том, что тот собрался снимать кино в противовес американскому 'Спасению рядового Райана'. Мол, мы тоже можем снимать эпичные и глубокие по содержанию военные драмы. На что один остряк отжёг в камментах: 'Ну, можно сказать, Запорожец тоже создавался 'в противовес' Мерседесу'. Такие дела. Не в бровь, а в глаз.
К сожалению, местный формат не позволяет разразиться во все орудия, чего требует разгром нашего sui generis, который можно и нужно громить часами напролёт, поэтому, как говорит ВВП, буду краток. Отбрасывая лирическое отступление, думаю, вчера я посмотрел, не больше, не меньше, самый худщий фильм Михалкова и самый худший фильм про ВОВ, а также, может быть, вообще худший фильм из мною просмотренных. В плане ВОВ кино хуже 'Штрафбата' и хуже 'Врага у ворот'. Видимо, наш мэтр на них и ориентировался.
Тому несколько причин:
1. Пафос, православие и драма (сокращённо - ППД) как опухоль губит многие киноленты, точнее - злоупотребление ими. У Михалкова тут бзик, отчего всё 3 элемента возводятся в состояние опупеоза. Это странно и печально, скажем, на фоне довольно неплохого и интересного фильма '12', хоть и там отдавало, но в этот раз Никита Сергеевич превзошёл сам себя, доведя любимую формулу до поистине звёздных величин. Не поймите неправильно, тот же религиозный посыл может смотреться органично в иных фильмах, где он подходит, однако, право слово, зачем превращать эпопею о ВОВ в примитивную религиозную проповедь? Натурально выходит примитивизм и судьбоносность в плане идеологического месседжа чуть ли не на уровне Крестовых походов из тёмного дикого Средневековья.
2. Тучи фактологических и сюжетных нелепиц. Уровень незнания не то что матчсати, а простейших реалий того времени, наглая и беспардонная передача мифов ВОВ и просто неадекват зашкаливают. Самая безобидная несуразность - немецкие танки с большими транспарантами со свастикой аки парусами. Видимо, бомбардировщики с гигантскими полотнищами и дирижабли с массивными плакатами Гитлера были на подходе. Солдат с дверью за спиной, Котов поднимает танк с помощью рычага, народ 'укрепляет' позиции лутом из пионерлагеря, тяжёлая авиационная бомба, повисшая на ветхой люстре сельской церкви, вояж на мине, заключённый лагеря с железной перчаткой с лезвиями, типа ниндзя... И это только цветочки. Зачем, спрашивается, мэтр кичился подробным изучением архивных документов и чтением мемуаров. Ну, да, атака с черенками от лопат и крики радости всей части при появлении силуэтов неизвестно чьих танков в тумане (не было ведь оперативной информации), откуда это всё взялось? Думаю, Михалков заслужил орден 'Почётный мифологизатор ВОВ' I степени с объявлением благодарности перед строем.
3. Вместо нормального фильма о ВОВ у нас микс плохо связанных между собой сценок из театра абсурда, гротеска и, я извиняюсь, трэша. Само собой, все кругом испытывают животный, сюрреалистичный страх перед чекистами, сами чекисты - от Берии, Берия - от тов. Сталина. А общая трэшовость повествования и оформления как в чернушных фильмах-страшилках конца 80-х - начала 90-х с уклоном под артхаус.
4. Нет нормальных батальных сцен! Почему?! Не каждый фильм может похвастаться помощью Министерства обороны, но, пардон, в 'Мы из будущего 2' и в даже большинстве третьесортных сериалах про ВОВ батальные сцены лучше. Единственный намёк на некое подобие боя происходит в густом тумане и представляет из себя набор вспышек и размытых силуэтов танков, да и длится это безобразие порядка нескольких минут. В фильме о ВОВ по случаю 65-летия Великой Победы есть: 1) много похождений чекистов с дежурным офигеванием всех вокруг от них как от чумы и таким же офигеванием самих чекистов от начальства; 2) много бытового блатняка между лагерным сбродом в их нелёгкой жизни, с рейдом на пионерлагерь; 3) 2 случая нацистских военных преступлений, на которые обычно гуманные войска Вермахта были спровоцированы выходками местного населения - самодеятельностью отшибленного чувака с ракетницей в первый раз, и убийством 2 немцев в деревне во второй; 4) 1 случай массовой гибели гражданских из-за дурацкой выходки своих же, на глазах офигевающих немцев; 5) 1 случай случайного попадания немецкой бомбы в церквушку, опять-таки из вынужденных действий немцев + беготня за языком посреди поля на краю цивилизации; а батальных сцен нет. Стыдобище.
Единственный красивый момент замечен в финале, и то, если рассматривать его в отрыве от фильма. Удаляющийся панорамный план красивой обнажённой женской спины на фоне серой разрухи. Было бы в этом что-то художественное, если бы такая картина висела где-нибудь в галерее искусств. А так нет, увы.
Как сказал какой-то деятель 90-х про Перестройку и гласность: 'Целились в коммунизм, а попали в страну (по другой версии - в народ)'. Вот и Михалков хотел вмазать Сталина, а вмазал ВОВ и историческую память. Провёл десакрализацию, как выразился Гоблин.
Думаю, после такого захода Михалкова едва ли можно называть государственником или державником. К его удивлению.
Иногда в угоду определенных обязательств приходиться смотреть откровенно слабые и не яркие картины, при этом свое предмнение, уже сформированное до просмотра, от ознакомления с кино, в положительную сторону редко меняется. Поэтому обычно на картины, еще по роликам вызывающие рвотные рефлексы я стараюсь не ходить. Но бывает в спорах о ценности фильма с уже посмотревшими зрителями приходиться натыкаться на фразу: «Да ты фильм не смотрел! О чем с тобой можно говорить!». Действительно, прочитанный сценарий вряд ли даст полноту ощущений от картины, поэтому чтобы иметь возможность данные фразы пресекать на корню, я и отправился засмотреть новое творение 'Великого' Михалкова.
Через 20 минут от фильма, «Великим» режиссера не считал уже никто из тех 10 несчастных, с кем мне «посчастливилось» посмотреть фильм в (!) середине (!!) выходного дня.
Чего уж там и говорить «Великим» не получилось и само кино, и уж точно оно говорило не о великой войне. Фильм, который выпускают к такой знаменательной дате и в который вкладывают громадные средства, по своей сути должен воспевать подвиг наших дедов и прадедов и развивать в молодежи чувства патриотизма и любви к своему прошлому (может я и говорю банальности, но так оно по идеи и есть). Ни с одним из этих пунктов фильм не справляется. В своем замысле он несет только задачу облить нашу страну помоями и наплевать в душу нашим ветеранам. Почему вдруг у людей находятся средства на спонсирование фильмов о войне, где главные герои поголовно уголовники, клинические идиоты и просто странные люди. Почему нельзя снять фильм о других героях войны, которые не были из штрафбата и которые совершали свои подвиги весьма осознанно и не разменивали свои жизни на глупости? Но видимо сейчас, нашему государству нужны другие образы для подражания. И в данной ситуации я предпочту быть откровенным сталинистом, чем каким-то либералом, радостно пляшущим на костях тех, кто пожертвовал жизнью ради нашего будущего. Я абсолютно не могу понять тех людей, которые восхищаются данным творением. Их не волнует ни отсутствие исторической достоверности, ни откровенная слабость технической стороны картины, ни отсутствие элементарных норм эстетики и морали. Такие оправдают в картине абсолютно все: и немецкую попу, пытающуюся испражниться фекалиями из окна самолета на скорости 400 км/час; бомбежки немцами советских лагерей и одиноких берез, нарушение элементарных законов физики и прочего.
Тот, кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки
Но даже если попытаться абстрагироваться от идеологической стороны фильма (что в принципе невозможно), даже если отбросить неприязнь к Михалкову как личности, актеру и режиссеру, даже если отбросить ненависть к либералам, заявляющим, что мы выиграл войну благодаря штрафбату и огромным количествам трупов, и взглянуть на фильм с технической стороны на предмет выяснения, как, же освоили 33 000 000 евро, просвета увидеть не удастся.
Персонажей и личностей в фильме нет. Играющие их актеры (которых и актерами назвать после такого нельзя) в основном неразборчиво бормочут, взвизгивают, подвывают, таращат глаза и хихикают. Был, правда, просвет в лице Евгения Миронова, который он же сам и слил.
Единственно достойный эпизод «Предстояния» сделан не по современным реалиям киноискусства от Михалкова, а (сюрприз!!!) на уровне хорошего советского военного кино. Таков октябрьский эпизод с кремлевскими курсантами, хотя и он недотягивает до советской классики, потому что: диалоги курсантов неубедительны, ссоры и примирения искусственны, но замечательная игра Евгения Миронова спасает этот фрагмент.
А что же наш ответ Голливуду по части баталий? Может, есть в фильме красивые боевые сцены? Как бы не так. Уже упомянутый октябрьский эпизод слит был не только в концовке Мироновым, но и в середине, когда на окопавшихся в траншеи штрафников напали с тыла немецкие танки. Все что происходит в этой сцене наглядный пример того, как можно скрыть похищенные государственные деньги. Представьте: экран заволакивает абсолютно непроглядный туман и на его фоне слышны взрывы, вспышки от автоматных выстрелов и крики солдат. И так в течении 5 минут. Сразу видно мастерскую работа. Конечно, у кого-то может мелькнуть шальная мысль о том, что ?33 млн полноценно явят себя на экране не только шмелями, бабочками и ключами на танковых гусеницах, но и оглушительной канонадой, и многотысячной атакой во второй части. Но я не был бы столь наивен
Данный фильм - тошнотворный и утомительный во все проявлениях, все время - лица крупным планом (привет оператору), искажённые непередаваемыми гримасами и гримом. Долгие и выматывающие сцены, с минимум происходящего, за исключением каких-то анекдотических, от которых зрителю во все не смешно. Откуда их выкопал (эти сцены или факты) режиссёр – неизвестно, скорее всего, сам придумал.
В начале картины, говорится, что данный фильм Михалков посвятил своему отцу-фронтовику. Остается только с глубочайшей досадой сожалеть о том, что трижды награжденный сталинской премией Михалков-старший, не дожил до сего дня. Потому как думается, что тогда мы, возможно, не увидели это «творение» вообще или же узрели более удобоваримую версию для зрителя.
Мечтать не вредно.
1 из 10
или любой эквивалентный минимум из возможного максимума
После просмотра 'Предстояния', убедился в мысли, что самый лучший патриотический фильм на тему Великой Отечественной смог бы снять для нас только Ридли Скотт на деньги, отнятые у олигархов. Если начать сейчас, то картина может выйти к 70ой годовщине 'Дня Победы'. Эффект будет ошеломляющий. Качество и признание Америкой нашего вклада в победу над фашизмом, чего мы так добиваемся. Вот это бомба!
Про Ридли Скотта конечно шутка. Я имел в виду независимый взгляд на проблему и качественную постановку. Это то, что в нашей стране сделать сейчас не могут. Была потрясающая идея в фильме 'Мы из будущего' и насколько по-сиротски он был сделан. Но в нем есть четкая позиция: картина для молодежи о важности памяти. С каждым годом к этой войне нужно все более бережное отношение. В «Мы из будущего» это соблюдено т. к. фильм нейтрален по отношению к политическим событиям тех лет и на первом месте здесь СОЛДАТ, при этом нашему времени дается вполне трезвая оценка. В «Предстояние», на первом месте политика, система, а солдат унижен.
У Михалкова 41-43 год, это поле для своего огорода из субъективных взглядов. Пашет он на нем грубо, топорно, добавил много нитратов и пестицидов, чтобы накормить всю страну «капустой», да и экспортировать на запад, частично. Кто-то пытался сравнить его с Тарантино, назвав Михалкова хулиганом. Но у Тарантино, в картине, нет реальных исторических персонажей и описания реальных боевых операций. А тут мы имеем дело с «великим фильмом, о великой войне», но получается даже не «Бесславные ублюдки», а клон мистического аниме «Первый отряд» в форме художественного фильма, где дух Барона Фон Вольфа это призрак коммунизма, а девочка-пионерка с аномальными способностями, это крещеная в холодном море, на мине дочка Котова. Мина тут же стала орудием в борьбе с тем самым призраком. И пошло, поехало… Все это из-за попыток впаять одно на место другого, когда пазы совершенно не сходятся, а впихнуть надо, вот и нужна безграничная фантазия. А фантазия не помогла, фильм разваливается на отдельные куски, в которых теряются замечательные актерские работы.
Грандиозность? Фильм скучноват, медленный, имеет всего 3 крупные батальные сцены, которые сделаны весьма посредственно, коротки по времени, неправдоподобны и, не смотря на обилие красок, смотрятся неестественно. Так как в «Утомленных солнцем 2» не лечатся, не умирают. Даже «Адмирал» в плане грима и эпизодов с ранеными даст «Предстоянию» фору. Для того чтобы красная краска стала «кровью», нужен художник, который что-то в этом понимает. А сам Михалков, такое ощущение, что смерть и болезнь даже на экране не видел.
Патриотизм? Какие ассоциации возникают со словом «солдат»? Думаю, одна из самых важных в характеристике, это скромность и фильм должен быть скромным. В «Предстояние» сплошной пафос. Нет в картине жизни, нет основы, чтобы показать что-то стоящее. Любое из рассматриваемых явлений, либо резко отрицательно, либо крайне положительно. Я не о «фрицах» и «красных» из глупых агитационных фильмов. У Михалкова герои, в основном, разнообразны в своих характерах, а вот система- тот самый 'призрак', чистое зло. Но, на мой взгляд, невозможно отделить правящий режим от народа - то, что пытаются сделать в последнее время и в данном случае, еще и заменить другим. Как бы там ни было, Победа в Великой Отечественной Войне это история СССР, где правящим режимом был коммунизм. И грязная игра с этим фактом, данную победу в истории, все больше отдаляет от нас.
За прошедшие десятилетия в мире было отснято столько картин на тему Великой Отечественной войны, что с одной стороны понятно, удивить зрителей в техническом плане как минимум сложно, шокировать зверствами, которые имеют место на любой войне после, например, фильма Элема Климова «Иди и смотри». Н. С. Михалков снял масштабное кино, но великим его назвать нельзя.
В первую очередь во время просмотра «Предстояния» меня удивило больше всего то, что фильм ни капельки не трогает. Просто замечательные эпизоды с так хорошо знакомой иронией Михалкова, но сцена с немецкими лётчиками, пугающими баржу Красного креста просто вызывает отторжение, так как она, на мой взгляд, никак не вписывается в фильм. Моментов, которые должны были бы брать за душу в «Предстоянии» предостаточно, но то как они поданы навевает на мысль, что фильм ставил далеко не лучший выходец из Голливуда. Поскольку мы знаем, что осенью нас ожидает вторая часть этого фильма, за участь главных героев можно не беспокоиться и из-за этого напряжение частично снижается. Других же героев, но второго плана, в картине столько, что не успеваешь привязаться к кому-либо из них. Они гибнут, а ты просто констатируешь факт их гибели. Поскольку актёры хорошие, а заметные роли достались только Миронову и Дюжеву, остальным остаётся только присутствовать на экране. Безусловно, они хорошо играют, но звёзд так много, что от них рябит в глазах, и если в «12» их присутствие кажется уместным, то в этом фильме – необъяснимым излишеством.
Михалков вопреки злым языкам, пророчившим его любовь к собственной персоне, не занимает львиную долю экранного времени и вообще больше держится в стороне, оставляя место большим и малым историям про начало войны. Меньшиков сыграл замечательно, но в «Утомлённых солнцем» 1994 года его Митя вызывал такую бурю чувств – от сострадания до ужаса от той злобы, которую он в себе хранил, а в «Предстоянии» его присутствие необходимо больше для привлечения внимания зрителя к экрану.
Сценарий настолько растянут, что события, если так можно выразиться, расползаются в ширину, и Бог с тем, что это больше сгодилось бы для сериала, но многие эпизоды тяжеловесны из-за ненужного пафоса и смотрятся именно как выдумка, добавившая слишком много драматизма для вызывания эмоций у зрителя. Повторюсь, эмоций, по сравнению с другими фильмами Михалкова, я практически не испытал вовсе.
В итоге я бы хотел спросить у самого режиссёра: зачем надо было называть фильм «Утомлённые солнцем 2» да ещё и разбивать на две части? «Цитадель» можно принять только как вторую часть фильма-гиганта, но не часть трилогии. Да и зачем вообще была нужна трилогия? «Предстояние» смотрится как самостоятельный фильм, если обрезать ниточки из флэш-бэков и изменить имена действующих лиц, то вполне можно было бы просто сказать: «Михалков снял фильм о войне, но далеко не лучший в своей карьере».