«Солнечный свет» или по-нашему «Пекло» привлекал моё внимание из-за трех людей, занятых в его производстве: Дэнни Бойл, Алекс Гарлэнд и Киллиан Мерфи. Пять лет назад они подарили нам отличное зомби-муви с мозгами. На этот раз троица вновь решила соорудить умное кино.
Где-то в не столь отдаленном будущем наше солнце умирает, и спасти его может лишь горстка людей на сверхпродвинутом космическом корабле с огроменной бомбой на борту. Неплохая завязка для последующего действия.
Чего не отнимешь у «Пекла» так это того, что снято всё восхитительно красиво. Если в дальнейшем кто-то из кинематографистов решит построить свой фильм вокруг солнца, то картину явно будут сравнивать с бойловским творением. Никогда еще наш желтый карлик не выглядел так величественно на киноэкране. Дэнни Бойл в отличие от своих заокеанских коллег знает, что кино – штука жутко дорогая, поэтому тратит каждый цент (пенс?) бюджета с умом и расчетом. Количество спецэффектов невероятно велико. При этом бюджет не рвется куда-то в стратосферу, оставаясь в земных пределах. Более чем уверен, что если бы фильм снимали в Голливуде, то он обошелся его создателям минимум в два раза дороже.
Второй положительный момент – это осознание факта, что Крис Эванс умеет играть. Серьёзно. Я еще не сошел с ума. Парень, который до этого умело эксплуатировал свою миловидную мордашку перед камерой, оказался далеко небезнадежным и как-то уж совсем легко оставил далеко позади куда более подкованном в этом деле Килиана Мерфи.
На этом положительные эмоции, лично у меня, заканчиваются, и начинается сплошной негатив. Как уже было сказано, авторы явно хотели создать умную фантастику или умелую имитацию оной. Данный жанр предполагает, что перед нами предстанут обычные люди, а не супермены, у каждого из которых будут свои тараканы в голове. Однако это не предполагает того, что экипаж столь важной миссии должен был быть отобран по принципу наиболее склонных к суициду. Режиссер чуть ли не с самого начала показывает многочисленные конфликты среди членов экипажа. Но проблема в том, что мы ничего не знаем ни об одном из персонажей и у меня не было никакого желания переживать за кого-либо.
Во-вторых, фильм страдает отсутствием внутренней логики. Если в самом начале разносят весь Нью-Йорк, затем встречают космонавта в ушанке, а после этого на астероиде присутствует практически земная гравитация, то это нормально, потому что фильм с самого начала позиционируется именно так. Но когда нас с самого начала кормят всякими умными терминами, а персонажи морщат лбы, чтобы выглядеть еще более заумленно, но затем один из них как ни в чём ни бывало предлагает выйти в открытый космос без скафандров, то это, по меньшей мере, выглядит смехотворно. Именно после двадцатиметрового пролета в вакууме для меня фильм окончательно развалился, и стало понятно, что его ни что не спасет, даже лирический финал.
Но главным колом, вбитым в сердце умирающего, стали последние тридцать минут. В концовке фильма авторы уже сами не знали, чем закончить своё кино. Поэтому решили устроить слэшер, где сошедший с ума пассажир и непонятным образом приобретший сверхспособности, начал кромсать всех и вся. Тем самым, еще более усилив сюжетный кавардак.
С визуальной стороны у Дэнни Бойла вышло образцово-показательное кино, но в сюжетном плане, на мой взгляд, в фильме полным-полно того, чего быть в нём не должно.
Фильм красив - это бесспорно, но более идиотского сценария я еще не встречал. Безусловно будет классикой жанра. Такого количества новых ляпов еще не было в научной фантастике!
Оказывается в вакууме царит абсолютный холод и люди замерзают за 20 секунд! Оказывается человек может спокойно плавать в жидком азоте 3 раза по несколько минут! Оказывается можно сложить целую гору из мегатонн обогащенного урана 235 и она не только не рванет сама-по-себе, но даже не будет поджаривать пятки прогуливающимся по ней людям. Оказывается цепная реакция выглядит как ночная пляска светлячков и абсолютно безопасна для здоровья!
Нет ребята, ну не могу я смотреть кино, удовольствие от которого можно получить только предварительно понизив свой IQ до уровня 60 единиц с помощью подручных средств...
Ставлю 10 за зрелищную ценность и 1 за художественную. Итого - 5,5. Так и быть округляем до 6 из 10.
Съёмки научной фантастики, особенно из породы «звёздной», – гораздо более жанровая задача, чем изготовление вестернов или, скажем, ромкомов. Здесь есть свои законы, своя логика и – самое главное – свои крайне пристрастные и очень неглупые зрители. Настаиваю на этом определении. Социально-космический «научпоп» без стрелялок, злобных негуманоидов, наносящих ответный удар империй – сложнейшая область фантастики, которую могут и хотят смотреть только умные и неплохо подготовленные люди. Они благодарные зрители, если фильм удался, но и безжалостные критики, если сняли «чёрт знает что».
В данном случае мы имеем дело как раз с «чёрт знает чем», и я безжалостный критик.
Снимать «научпоп» в чистом виде, скорее всего, не очень-то прибыльно. Умного серьёзного зрителя, желающего загрузить свой мозг в кинотеатре по максимуму, a priori меньше, чем восторженных любителей красивой картинки, желающих свой мозг разгрузить. Это НЕ плохо и НЕ хорошо, это просто факт, и коммерческие законы велят с этим считаться. Вот и вклиниваются в строгие порядки жанра всякие облезлые монстры, рушатся законы мироздания, космическая радиация куда-то исчезает, космонавты непропорционально молодеют, с гравитацией творятся почти божественные чудеса, а в жидком азоте даже ныряют. Хотя надо признать, что критиковать этот фильм с точки зрения ценителя научной фантастики невозможно, поскольку он антинаучен с самого начала.
Для людей, которые слабо представляют себе физические характеристики, о которых говорится в прологе, сообщаю: диаметр Солнца более чем в 100 (сто) раз превышает диаметр Земли. По объёму Солнце больше Земли более чем в МИЛЛИОН раз. Есть ещё сравнения, из детских книжек, которые иногда неплохо бы перечитывать и сценаристам. Например, такое:
Ведро вмещает около 130 тысяч зёрен пшеницы. Если высыпать в кучу 10 вёдер зерна, а неподалёку положить одно пшеничное зерно, то соотношение между объёмом кучи и объёмом отдельного зерна и будет соответствовать соотношению размеров Солнца и Земли.
О температурах Солнца, принципах его светимости, радиоактивности и энергии мы все читали в школе. Может поэтому размер бомбы «примерно с Манхэттен» меня так очаровал…
Кстати, я ничего не имею против «Звёздных войн» или, скажем, «Пятого элемента». Это не научно-фантастические фильмы, как, скажем, Стальная крыса Гаррисона или «Сезон туманов» Гуляковского – не научно-фантастические книги. Хотя теперь, после просмотра «Пекла», я начинаю сомневаться. Нелепостей в них гораздо меньше, чем в этом «шедевре». И на его фоне они смотрятся вполне себе научными.
Напоследок мелькнула надежда. В самом конце, когда пошли кадры смещений, переменных плоскостей и нелогичностей. Вдруг вспомнились ранние, ненаучные Стругацкие 1957 года. Ими и закончу.
Лу Ши-эру не удалось подобраться к этой планетке вплотную, но орбиту ее он вычислил достаточно точно. И вот первая неожиданность: наши обнаружили планетку совсем не там, где ей полагалось быть по расчетам. Устремились в ее тень. Она очень мала - яйцевидная глыба кристаллического железа в несколько десятков километров в диаметре. Вращается быстро и не успевает остывать, но наши надеялись провести наблюдения, укрывшись за ней от Солнца. Но не тут-то было... Чем ближе планетолет подходил к Солнцу, тем сильнее давали себя знать новые и странные явления. Солнце меняло цвет, оно темнело и становилось красным, его видимые размеры росли гораздо быстрее, чем этого требовали законы перспективы. Наконец оно стало греть и светить сразу с двух сторон! Тени не было. Планетолет почти касался раскаленной поверхности Вэйяна, но тени не было! Солнце, огромное, пышущее нестерпимым жаром, будто обступило планетолет со всех сторон. Там, где ему не полагалось быть, с противоположной стороны, также жарко и тускло светилось багровое пятно, заслонившее все небо...
Тема космоса будоражит умы многих людей уже долгое время, не удивительно что кинематограф пытается осмыслить различные темы этой сферы. Какое место мы занимаем во вселенной? Что ждёт нас за пределами Земли? Как психологически будут переносится долгие перелёты в безжизненном пространстве? Многие подобные темы пытаются затронуть создатели сего фильма, но увы, получается это не лучшим образом и интересная задумка разбивается о серьёзные недостатки реализации.
Начиная просмотр я уже знал о множестве научных ляпов, которые поджидают на каждом углу, поэтому не ожидал в этом ничего выдающегося. Если вы можете закрывать на подобное глаза и вас не воротит от псевдонаучного стиля с множеством ляпов, то можно попробовать посмотреть. Этот аспект фильма конечно не радует, но по настоящему разочаровало меня другое...
Фильм пытается поднять философские вопросы рисуя картину с примесью реалистичного подхода. Экипаж корабля постоянно испытывает стресс от долгого перелёта и ответственности возложенной на их плечи, что вытекает в конфликты и атмосферу напряжённости. При этом создатели показывают Солнце и свет не просто как физическое явление, а как отдельное лицо в фильме, играющее роль и зла, и спасения, и чего-то выходящее за рамки человеческого понимания. Казалось бы, задумка интересная и создатели не последние люди в кинематографе, должен получится ну если не шедевр, то как минимум крепкое, хорошее кино. Однако, во второй половине фильма, начинается такой треш и угар, что диву даёшься как до такого можно было додуматься.
Если в первой половине фильма повествование идёт неторопливым, вдумчивым темпом и похоже на хорошую фантастику, то во второй половине всё кардинально меняется и фильм превращается в слешер в стиле техасской резни бензопилой и отупевшими героями. Тут уже не спасает никакой финальный поворот и красивые сцены.
Видимо жанр триллер указан в большей степени из-за ужаса который должен испытать зритель от осознания куда скатился фильм. Очень жаль, мог бы получится интерстеллар своего времени, с небольшими оговорками, но имеем какой-то треш под обёрткой космической фантастики.
Солнце угасает – впереди маячит холодильник. Холодильник улыбается, а человечество достигло плинтуса. Но учённые не унывают! Они таки успели создать астрокосмомегабомбу, чтобы отомстить потухающему светилу - взорвав его. По их глубочайшему мнению, это приведёт к созданию нового энергосберегающего светила. И вот восемь незадачливых террористов-смертников верхом на этой бомбе, словно коллективный барон Мюнхгаузен на пушечном ядре, отправляются в опасную миссию к Солнцу на космическом корабле, чтобы спасти всё прогрессивное человечество от нереального дубака.
Команда космического корабля «Икар 2» представляет собой удручающее зрелище, видимо, был какой-то особый отбор, собрали коллектив из психически неустойчивых людей, склонных к суициду (может быть, даже искали в психиатрических клиниках). Эти пассажиры готовы убить друг друга за парочку минут виртуального общения, что уж говорить о более серьёзных вещах. Они наивны и беспечны – забывают надеть свои красивые позолоченные скафандры во время экскурсии на другой корабль. Да и сам главный компьютер космического корабля показан, вроде бы, и умным, но как-то наполовину. Он может управлять фильтрами иллюминаторов, чтобы не резало глаз, но забывает сообщать о внештатных ситуациях. Его чуть ли не допрашивают, чтобы он сообщил об аварии. Почему-то сложные расчеты ведёт не компьютер, а всего один человек. Неужели, нельзя было другому члену экипажа все расчеты перепроверить? И почему решение должен принимать один человек? Зачем вообще посылать в космос людей для выполнения каких-либо спасательных миссий без чёткого плана действий, включая внештатные и чрезвычайные ситуации? Да, отдельные персонажи фильма героически жертвуют собой ради выполнения всеобщей благородной миссии, но их геройство выглядит странным и смешным, прежде всего, из-за того, что оно не было бы возможным, если бы создатели фильма позаботились бы о простых вещах. В любой сложной технике есть дублирующие элементы жизненно необходимых узлов и агрегатов. У основного и вспомогательного оборудования предусмотрена возможность, как автоматического, так и ручного управления. Но только не здесь, всё подчиненно хаосу, абсурду и некомпетентности. Создатели фильма не имеют ни малейшего представления не только о материале, про который они пытаются снять своё бездарное кино, но и вообще об азбучных истинах жизни. Один персонаж «геройски» ныряет в охлаждающий раствор в одной майке, неужели ничего не предусмотрено надеть для работы в подобных средах? Хоть бы фуфайку и лыжи надел бы! Поменяли курс корабля - ради чего? Ради «экскурсии»? Фактически ни компьютер, ни команда не могут полностью управлять и контролировать космическое судно. Банальная связь между членами экипажа отсутствует, все бегают в потёмках. В космическом корабле не предусмотрено ни одной спасательной шлюпки или капсулы. В нём нет никаких транспортных средств для передвижения на небольшие расстояния, например, к другому кораблю. И ведь все знают, что самое главное оружие на космическом корабле – медицинский скальпель! Чувак, от которого у зрителя слезятся глаза, действительно, напрягает! Добавив такого персонажа, создатели фильма очень постарались, чтобы окончательно испортить всё впечатление о фильме.
Есть в фильме «Пекло» несколько положительных моментов. В этом кино главную роль играет смазливый ирландец Килиан Мёрфи, присутствуют необычные позолочённые скафандры и местами красивое музыкальное сопровождение. И сюжет фильма про космический полёт, смотрится неплохо, если смотреть красочный видеоряд ни на минуту, не задумываясь, так сказать, не включая мозг.
Сам полёт к Солнцу больше выполнен как экскурсия в планетарий, нежели космический полёт. Да, этот планетарий очень красив, Солнце показано очень зрелищно и наполнено сочными красками. Солнечный свет показан масштабно в визуальном плане. Авторы фильма попытались внести в сюжет философские нотки: Солнце даёт жизнь, оно согревает, но оно может и карать, сжигая всё живое.
Герои фильма, фактически, хотят взорвать петарду, потому что сравнивают размеры Солнца с островом Манхэттен, и это в очередной раз, показывает низкий уровень западного образования (Сначала я хотел написать, что они клинические идиоты, но решил, более сдержанно относится к их ограниченным умственным способностям). Всё-таки, прав был известный сатирик, говоривший, что они не тупые – они идиоты! Либо они держат за идиотов – зрителей, что ещё более печально.
Проблемы действительно у всех. А самая главная проблема у создателей фильма - это неотбитый бюджет. Что вполне закономерно, учитывая качество предоставленного для просмотра материала. С первых минут фильма и до последнего кадра лично я тихо недоумевал - откуда столько нелепостей? Особенно с учетом присутствия в штате научного консультанта. Если бы это был просто триллер, то вопросов бы в общем-то не было бы. Но 'Пекло' претендует не просто на фантастику. Оно претендует на научную фантастику, а, стало быть, должно быть выполнено на определенном уровне.
Ради справедливости, сначала скажу о хорошем. Правда, придется изрядно постараться, чтоб это хорошее отыскать. Ну, например, создатели фильма не забыли о том, что экипаж должен дышать, есть, пить. И тема эта животрепещущая весьма часто обсуждается, потому как ресурсы ограничены. Это молодцы. Это разумно. Второе, что порадовало - съемки где-то до середины. Очень красиво вышел пожар на корабле. Но начиная с момента проникновения на Икар-1, начинаешь морщиться. Сначала от мелькающих фото экипажа (непонятно откуда взявшихся в кадре). Видимо, это должно нагнать жути и предчувствия беды. Потом глаза ломит от размытых, абы как склеенных ракурсов. Очень порадовала музыка в фильме. Действительно хорошо и космично.
Теперь о плохом.
Сюжет примитивен и незамысловат. Очередная глобальная катастрофа настигает многострадальное человечество. Не смотря на относительно недалекое будущее, солнце наше внезапно начинает гаснуть. Что антинаучно в принципе. Но как затравка - пойдет. Человечество отправляет в сторону солнца так называемую 'астробомбу', вбухав в нее все запасы расщепляющихся веществ Земли. Правда, как оказывается чуть позже, это уже вторая астробомба с запасом всех расщепляющихся веществ Земли. Но ладно. С помощью бомбы с эквивалентом массы Манхэттен, люди надеются перезапустить реакцию в недрах солнца. Что так же весьма маловероятно с научной точки зрения. Ладно, для затравки пойдет.
Далее у нас есть большая параболическая тарелка-отражатель (оно же - астробомба) за которой тянется сама конструкция корабля. Чем разгоняли на старте тоже не ясно. Но не в том суть. Суть в том, что при этом на корабле есть гравитация. Причем не совсем понятно. Модули в разных плоскостях, но пол всегда в одном направлении. Ну и готовка на кухне очень впечатляет. Откуда гравитация нам не объяснят.
Ну дальше картина просто пестрит антинаучными ляпами. Перечислять все - утомительно, поэтому не стану. Мой знакомый физик просто ухахатывался. Так что рекомендуется к просмотру учеными как увеселительная киношка. То люди через вакуум в обмотках прыгают, то купаются в хладагенте, то выживают в состоянии запечености до хрустящей корочки.
Я не физик, но тоже хихикал. И в момент, кода уже понятно кто летит, почему летит и куда летит, приходит вопрос. А зачем летят люди? Не проще ли послать беспилотник? Связи не будет? Внутреннее программирование, вплоть до механического. И не будет проблем с рассеянными навигаторами, истеричными офицерами связи, нервными ботаниками и прочим людским недостатками. Ответ очевиден. Если убрать человеческий фактор, то фильма не будет.
Игра актеров очень неровная. От вполне убедительной, до откровенно-слабой. Но и звезд особых в общем-то нет. Ближе к финалу работа оператора и монтаж становятся откровенно невнятными. Если это была попытка реализовать тот самый эффект 'искажений' в области солнца - не убедили. Больше похоже на попытку сэкономить. Главный отрицательный герой тоже как-то неубедительно вышел. Ну псих, да. Но за душу не цепляет.
После просмотра вспомнился кусок очень старой книги братьев Стругацких. Там бортинженер космического корабля измывается над героическим фильмом о космонавтах. Дескать, миссия высосана из пальца, команда безответственна и некомпетентна, зато патетики ненужной - валом. В принципе, впечатления от фильма у меня в той же плоскости. Пафосно, героично и абсолютно пусто.
Бал за музыку. Бал (так и быть) за съемки и эффекты. Бал за храбрость. Жирные минусы за антинаучность, бредовый сюжет, рыхлую игру актеров и банальную развязку.
Один знакомый одного моего друга ответственно заявлял, что «Пекло» — один из самых недооценённых фильмов Дэнни Бойла, а потому заслуживает просмотра. Так я и посмотрел этот фильм. А теперь я недоумеваю, то ли кто-то хорошо пошутил (типа фильм 2/10, а на самом деле он 4/10 — в два раза лучше?), то ли я не постиг великой сути этого фильма, отчаянно претендующего на философские смыслы.
В общем, я посмотрел и остался разочарованным. Режиссёр, видимо, решил «вырваться» из фильмов про британские гетто, засиделся в ирландском пабе, неправильно рассчитал траекторию и проснулся создателем фильма про пара-научную фантастику. Почему «пара» — будет позже.
Не буду говорить о том, что идея 'родить' новую звезду путём уничтожения прежней звучит сумасшедше. Допустим, что это допустимо — в это заложена сама основа фильма. Я не буду об этом. Я буду о том, что авторы не переживали по поводу науки и логики даже в мельчайших деталях (ну нельзя просто поплавать в жидком азоте, понимаете?) ради повествования.
Что с повествованием, что с сюжетом? Он никакущий. Последняя треть фильма, например, вызывала желание выключить фильм, но я всё-таки досмотрел до самого конца лишь для того, чтобы увидеть издевательство над здравым смыслом и случайно начавшиеся сюжетные линии, не получившие внятного развития.
На определённой минуте драматически умирает один из членов экипажа корабля. Нам это показывают в крайне эмоциональном ключе. Но мне всё равно, я не привязался. Кто он? Я не переживаю за него, мне всё равно. Честно говоря, было интереснее посмотреть на его солнечную гибель, чем на гипотетическое спасение. Нет, я не бездушная машина, неспособная на эмпатию. Дело скорее в том, что режиссёр не справился с задачей познакомить зрителя с каждым членом экипажа.
На другой определённой минуте фильма вырисовывается любовная линия фильма между двумя персонажами. Но как в действительности развивается любовная линия? Никак. Девушка расскажет о своих проблемах парню, пару раз они пересекутся взглядами — на этом всё. Я бы добавил больше примеров пустоты в сюжете, но вините запреты на спойлеры в рецензиях.
Миллион деталей упускается из повествования и даётся в качестве подарка. Почему на скафандрах китайские иероглифы? Оказывается, в кино демонстрируется совместная американо-китайская экспедиция, как я это узнал из Википедии. В фильме об этом ни слова. Почему тогда все общаются на английском или почему надписи на скафандрах не на двух языках — это известно одному лишь Богу. Из той же Википедии я узнал год, когда проходит действие фильма. Напомню, что я смотрю фильм не по некой вымышленной вселенной со своим лором. Так почему я узнаю детали фильма из многочисленных интервью, Википедии и бонусных материалов?
Непонятно откуда взявшаяся эдакая неубиваемая Deus Ex Machina со сверхспособностями лишь в очередной раз доказывает, что мы смотрим на фильм, в котором так называемая наука не играет какой-либо роли. Судя по всему, создатели позиционируют фильм как философскую притчу. О чём притча? Каков её посыл? Вы поняли? Я не понял.
Хорошо, допустим, что мы посмотрели не на научную фантастику, а на современный пересказ мифа об Икаре — так называется космический корабль — в футуристических декорациях и претензией на философию. Снова провал. Никакой хорошей философии в действительности не показано. Миф об Икаре говорит нам о том, что есть пределы, недоступные человечеству. Фильм Пекло говорит нам, что мы можем переродить Солнце, взорвав его бомбой.
Дэнни Бойла от оценки его фильма в 1/10 спасают только Киллиан Мёрфи (но я подустал от его глаз к концу) и визуал (но я подустал от него к середине).
Ещё немного про визуал. Что с ним стало в конце? Дэнни Бойл вдохновился Космической Одиссей 2001 и решил повторить нарко-экспириенс? Снова провал. Совершенно блеклая неразбериха и недостаточно эффектный визуал концовки.
Отдельно хочется добавить: зачем Дэнни Бойл и Алекс Гарленд решили создать произведение в жанре научной фантастике, не зная абсолютно ничего ни о космосе, ни о фантастике? Известно, что изначально планировалось сделать бомбу массой в Луну. Стоит ли вдаваться в другие подробности, когда создатели фильма демонстрируют такой уровень знания астрономии?
Как большой любитель фантастики, я обожаю фильмы о космосе. Но не этот.
Надеясь найти приятную картину для просмотра вечером, листал раздел 'случайные фильмы' по жанру 'фантастика'. Выпало 'Пекло'. Раньше ничего о нём не слышал, отзывы хорошие, рейтинги замечательные, описание интригует. Отлично, выключаем свет, одеваем наушники и... Уже на 5-й минуте начинаем задаваться вопросами: а тот ли фильм я смотрю?
Абсолютно стандартная ситуация: спасать мир отправили команду из не прошедших психологическую подготовку детей. Один залипает на солнце вплоть до обгорания кожи лица. Не, вы не подумайте, он психолог, с ним всё в порядке. Двое дерутся из-за того, что кто-то задержался с отправкой сообщения родственникам. Всё нормально, они же профессиональные астронавты. Ладно, мы смотрим американский бюджетный фильм, им можно это простить.
Дальше больше. нам показывают ВСЕ ключевые локации и дают понять, что и где станет проблемой. К 40-й минуте уже ясно, чем фильм кончится и кто в чём будет виноват. Словом, шлак.
Ладно бы просто дыры в сюжете - студия просто глумится над физикой, показывая нам скафандр ИЗ ФОЛЬГИ. Нет, я не шучу, чтобы не замёрзнуть в открытом космосе, вам следует ЗАВЕРНУТЬСЯ В ФОЛЬГУ.
Фух, кажется, отлегло. Смотреть только тем, кто ни на йоту не знает физику. И не замечает явных сюжетных дыр.
Что удивительнее всего, когда речь заходит об этом фильме? То, насколько заслуженно он провалился в американском кинопрокате? То, насколько несправедлив его нынешний зрительский рейтинг, в том числе на IMDb? То, что средний балл всех кинокритиков на сайте «гнилых помидоров» сейчас выше среднего, и совсем недалек от почтительной семерки!? Или то, что у этого неописуемо бесполезного и невменяемого бреда был научный консультант, физик Брайан Кокс!?
Идея полета к Солнцу с целью «заново его разжечь» сама по себе несостоятельна, даже если ты мало чего знаешь о космосе и не дружишь с астрономией. Как и идея транспортировки громадной бомбы, по массе равной… Манхэттену. Даже если такую махину и можно создать, то вывести ее на орбиту и лететь с ней будет просто невозможно – не отпустит такую тяжесть сила земной гравитации, и никакие двигатели не оторвут это от поверхности планеты. Но даже если заниматься ее строительством на околоземной орбите, то на это уйдет столько денег и ресурсов, сколько ни раньше, ни сейчас, ни в будущем у человечества просто не будет. Особенно, если угасает Солнце, и вся планета при этом «типа замерзает». При таком катастрофическом раскладе все будет брошено на то, чтобы всего лишь не погибнуть, но об экспедиции к Солнцу не может быть и речи. На такие вещи, конечно, можно закрыть глаза при просмотре фантастического фильма, и попробовать воспринять его как развлечение, но тут же оказывается, что у проекта был научный консультант! То есть, весь тот ужас, которым «Пекло» терроризирует мозг, ухо и глаз, было как-то обдумано умным человеком!
О сложившейся в будущем ситуации известно лишь то, что произносит закадровый голос в первые несколько секунд. В рекламе можно было увидеть несколько земных сцен, и думалось, что в самом фильме как-то обрисуют климатические обстоятельства на планете, но это был ловкий обман. На самом деле, сцены на Земле все же есть, но они представляют собой совсем не то, что ожидалось, а еще они чудовищно скоротечны и примитивны. С самого начала «Пекло» бросает зрителя, вроде как, «в гущу событий». То есть, никакого «наземного» вступления здесь нет. А то, как создатели показывают космос и все с ним связанное, может запросто вызвать отвращение.
Космические сцены хоть и не малочисленны, но сделаны весьма и весьма некачественно. Их можно охарактеризовать как смесь темной темноты и яркого света с редкими и короткими проблесками смеси одного с другим. Особенно плохо все поначалу, а ближе к финалу, когда сюжет станет притворяться обостренным и важным, начнутся приступы псевдо-боевика. И выглядит эта серость так, словно фильм даже не делает ставку на внешнее оформление, желая отыграться на внутреннем содержании. То есть, будучи почти бессильным в зрелищном плане, «Пекло» пытается притворяться глубоким и духовным, и это означает, что набор актеров будет почти все время ходить, сидеть, говорить, и обильно нагнетать фальшивую тревогу. Даже если смириться с мыслью о том, что представленный здесь вариант космического путешествия к Солнцу – бред, смысловое разочарование только начинается. Даже если плюнуть на науку и воспринимать это как обыкновенную выдумку.
Естественно для второсортной фантастики, что тут есть попытка «заинтриговать». Именно поэтому нынешняя миссия «Икара» - уже вторая, а что стало с первой – то будет поводом тянуть время и нашпиговать и без того не самый умный сюжет изрядной долей несносного дебилизма, где все притянуто за уши. Естественно, команда астронавтов, которым доверили жизнь всего человечества, будет «сталкиваться с важными вопросами, от решения которых зависит все», но это выглядит как клише, нагло и бессовестно ввязанное сюда лишь с одной целью – хоть как-то дотянуть фильм до приличной длительности. Будто авторы не знали, что именно они хотят сказать, и были готовы на все. В оригинале фильм называется «Sunshine/Солнечное сияние», а кажется, что выдумать и снять такое мог лишь человек, реально перестаравшийся в употреблении того, что называют «moonshine/самогон».
Тяжело не заскучать, когда перед глазами декоративные помещения, выдаваемые за интерьеры футуристического космического корабля, и когда команда интересных актеров, включая Криса Эванса и, например, Роуз Бирн, вынуждена стараться показать нечто значимое и серьезное при абсолютно невменяемых обстоятельствах. Науки здесь нет, нет даже подлинного напряжения, нет даже наивной фантастики, а есть притворство, где подлежат рассмотрению вопросы типа «допустимо ли пожертвовать одним человеком ради спасения всех», или «а имеет ли человечество право брать на себя такое дело». Все это, чем ближе к концу, тем больше и больше деградирует, окончательно забывая о фантастике, и стараясь притворяться уже триллером. Бредово-предсказуемые хождения и диалоги иногда разбавляются вышеозначенными бесполезными спецэффектами, и до самого конца «Пекло» жарит сознание.
Любопытно, что у фильма есть несколько сходств с весьма достойным образцом фантастики, картиной «Земное ядро». В «Пекле» ради спасения надо лететь к звезде, а в 'The Core' нужно пробраться к раскаленному ядру планеты. Если в самой сути фильмов сходство увидеть не удастся, то достаточно сравнить то, как они начинаются. А именно, чем сменяется логотип кинокомпании. Кто присмотрится, тот заметит.
Действительно, 'Зачем?' - это единственный вопрос, который возникает после просмотра этого фильма.
Но, пожалуй, по порядку. Для начала стоит отметить плюсы. Их не много, но они все же есть. Первый и главный плюс фильма - это Киллиан Мерфи и Крис Эванс. На их игру просто приятно посмотреть.
Эти двое, плюс спецэффекты - пожалуй, полный список всех положительных сторон фильма. Серьезно.
Обилие научных и логических ляпов картину, впрочем, не критично смазывают. Все мы привыкли к голливудским героям, с очень серьезными лицами несущим нам псевдонаучный бред сивой кобылы в лунную ночь.
Но вот что особенно поражает воображение своей бессмысленностью, так это сюжет.
Его не то чтобы совсем нет. Он даже прослеживается. И вполне понятен.
Но вот тут-то и всплывает тот самый вопрос 'Зачем?'.
По сути, - это фильм об одной абсолютно идиотской ошибке. А вся история, рассказанная в нем - это инструкция по ее исправлению. И ладно бы, если у этой ошибки были какие-то серьезные или экстремальные причины. Тогда весь фильм еще имел бы право на существование. Но в том-то и дело, что ошибка действительно была идиотской и абсолютно нелогичной.
И в завершении пара слов о персонажах. Здесь мы тоже видим режиссерский фэйл. Видимо, изначально планировалось взять шаблонный набор типажей от 'героя' до 'парня, который умрет первым', немного их перетасовать и подлить капельку ОБВМа.
На перетасовывании, видимо, силы и кончились. А до проработки ОБВМа и вовсе руки не дошли.
Итого, на выходе мы видим абсолютно не раскрытых, довольно картонных персонажей, имеющих большие проблемы с испытыванием тех или иных отдельно взятых эмоций.
Особенно бросается в глаза попытка развития темы чувства вины. Которое в космических масштабах присутствует у одного персонажа, но, допустим, полностью атрофировано у глав. гера.
Политика партии последнего, к слову, вообще сводится к принципу 'Ну, ок'. По любому поводу.
В общем и целом, я бы дал пятерочку Мерфи и солнышку. И два балла всему фильму в целом.