Сказ про двух вылощенных агентов ФБР, пытающихся разобраться в убийствах в пустынном регионе.
Весьма неординарный триллер от дочери Линча о поиске серийного убийцы, отдающий лёгким налетом сюрреализма, где персонажи ведут себя странно, а происходящее вокруг не вяжется с реальностью. Весь этот перформанс разворачивается под противоречивые показания подозреваемых и свидетелей преступлений.
У сюжета есть неожиданный поворот, но станет ли он сюрпризом в финале, скорее зависит от насмотренности зрителя. Поиск потрошителя отходит на второй план, тогда как всё внимание сосредоточено на действующих лицах картины.
В итоге фильм не для всех. Это частично абстрактный триллер со рваными и порой абсурдными диалогами, да ещё и без особого морального посыла, но это дивное представление затягивает всё глубже и глубже, где явно прослеживаются презрение к жизни и бессмысленное насилие.
Посмотрев на фамилию человека, который сидит на режиссерском кресле, можно сразу понять, что же это будет за фильм. Увидев там фамилию Линч, я даже не стал смотреть остальное, хотя это не Дэвид, а всего лишь какой-то родственник (похоже дочь), уселся за просмотр данного творения.
После таких творений Линча, как 'Blue Velvet', 'Твин Пикс', ты уже понимаешь, что лучше показывать мистику никто не умеет, держать в напряжении весь фильм также еще никто не научился, кроме разве что Хичкока. Перейдем же к самой картине.
В плане сюжета, она коренной линчевский фильм, его рука чувствуется везде (он кстати выступил в фильме исполнительным продюсером), актеры хоть и малоизвестные, мелькавшие во второсортных фильмах и сериалах, играют достаточно правдоподобно. Да и сама механика фильма, работает как часы. Тех кто посмотрел все творения Линча, могут догадаться обо всем, задолго до окончания фильма, но так как это преподносится, как расставлены все факты, это уже конечно немного устаревший стиль, но такой родной и практически забытый.
Это Линч, но мы к нему уже к сожалению привыкли, просмотрев кучу его клонов.
Два донельзя стереотипных агента ФБР: очень опрятные и до поры до времени сдержанные Сэм Хэллавей (Билл Пуллман) и Элизабет Андерсон (Джулия Ормонд) приезжают в какой-то заштатный полицейский участок, чтобы расследовать массовую бойню на дорожной трассе, от которой в живых осталось три свидетеля: очень наблюдательная девочка Стефани (Райан Симпкинс), наркоманка по имени Бобби Прескотт (Пелл Джеймс) и психованный полисмен – офицер Беннет (Кент Харпер, соавтор сценария).
Начальник участка – капитан Биллингс (находящейся, как оказалось, в не самой плохой актёрской форме Майкл Айронсайд) – отчего-то не проверив у фэбээровцев удостоверения, предлагает сразу приступить к допросу. Федеральные агенты же, не долго думая, расчехляют камеры видеонаблюдения, под пристальным вниманием которых протекает реконструкция одного жестокого преступления, совершённого на одном из типичных американских потерянных шоссе.
Ещё одно настоящее преступление заключается в том, что «Наблюдение» так до сих пор и не вышло в России на больших экранах. И поскольку теперь уже вряд ли выйдет, не стоит видимо теперь уже ждать у моря погоды, а сразу покупать его на DVD, так как это один из мощнейших триллеров снятых за последние время. У его режиссёра и сценариста фамилия Линч. Но это не великий киноавангардист Дэвид Линч («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»), а всего лишь его 40-летняя дочурка Дженнифер. Хотя почему «всего лишь»? Даже находясь в тени папиного имени Дженнифер, ничего не снимавшая целых 15 лет после своей дебютной и освистанной «Елены в ящике», в этот раз сотворило такое, что уж лучше промолчать. Но промолчать, разумеется, не получается. Местами неровное, отчасти эпигонское (невооружённым глазом всё-таки видно влияние Линча-ст., да и Пуллман с Ормонд актёры из его обоймы) и частично притянутое за уши, тем не менее, «Наблюдение» производит такое сильное впечатление, от которого отделаться также тяжело как от зубной боли. Его прелесть в пресловутом, но не натужном саспенсе, том напряжение, которые нагнетается правильно подобранной музыкой и специальными шумовыми эффектами, растворяющими картинку в том, что принято называть «кинематографом беспокойного присутствия».
Сюжет же строится на рваных флэшбеках, поочередных воспоминаниях свидетелей одной большой дорожной трагедии. В то же время, за всё время просмотра никак не можешь отделаться от мысли, что «Наблюдение» выросло из первых двадцати минут полнометражного «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» – приквела к знаменитому сериалу. Камеры видеонаблюдения, агенты ФБР, невыносимая жестокость и скрупулёзное исследование истории насилия. Однако там, где у Дэвида Линча напарником служит мистика и сюрреализм, Дженнифер обходится чистым реализмом. И этот реализм чем-то пугает даже больше потусторонней красной комнаты, так как зиждется он на той же иррациональной природе, но без её сверхъестественной обёртки. Дженнифер не нужен карлик, великан и оборотень Боб. Ведь до этого обычно более сдержанная Джулия Ормонд, устраивающая в конце свой персональный «чёрный вигвам», гениально суммирует этих персонажей в одном лице. Отчего становится по-детски, как-то чертовски страшно!
Фильм - яркий пример поговорки: 'яблочко от яблони'.
И согласитесь, что на фоне многих 'знаменитых детей', Дженифер Линч действительно талантливый ребенок. Соавтором сценария сериала 'Твин Пикс' была она, а 'Твин Пикс' - это первый сериал в стиле сюрреализма. Да наверное и последний, сразу что-то подобное и не вспомнишь.
Вообще все, что делает семейный подряд Линчей, это стёб + хороший 'черный юмор'. И все к месту, неоконченные сюжетные линии, тупые диалоги. И в конце концов, это же арт-хауз, и не надо анализировать, надо просто прочувствовать, насколько близки с вами по духу эти фильмы!
Говорить о каком-то простом сюжете с предсказуемым финалом не приходится, тогда уж давайте Коэнов обвиним в простате сюжета, ну или Тарковского!
Посмотрел сегодня ночью...к просмотру меня побудила фраза на одном из сайтов:
'Один только трейлер этого фильма можно показывать на фестивалях фильмов ужасов.'
Трейлер я смотреть не стал решил сразу фильм.
Фильм понравился!
Довольно интересно было наблюдать за персонажами которые рассказывают каждый свою историю и до самого конца интересно было знать что же случилось на самом деле. Очень своеобразный фильм!
Что же, достаточно необычный и напряженный триллер в духе Линча, запомнился прежде всего своими персонажами, за которыми действительно интересно наблюдать. Рекомендуются к просмотру любителям нестандартного и немного сумасшедшего кино.
Мне фильм понравился, но пересматривать его я вряд ли буду.
Отважился посмотреть 'Наблюдение' после 'Елены в ящике' только благодаря Биллу Пулману. 'Елена в ящике' в принципе хорошее кино, но смотреть его второй раз будет мягко говоря неприятно. Ожидал чего-то подобного от новой работы Дженнифер. К счастью опасения оказались напрасными...
Билл Пулман, ставший причиной просмотра, хотя и постарел, раздался вширь, но всё же сохранил темное обаяние Фреда ('Шоссе в никуда'), которое вдохновляло смотреть дальше. А дальше был простенький, как дважды два, сюжет с вкраплениями чего-то тревожного и таинственного. Постепенно история стала набирать обороты, обрастать всяческими странностями в духе Дэвида Линча...
По поводу недостатков. Местами слабые (уместнее слово 'тупые') диалоги, абсурдные поступки персонажей (особенно сюжетная линия друзей-полицейских), плохо раскрытые характеры героев, просчитываемый финал...
Но в целом, фильм оставил благоприятное впечатление. Думаю, его стоит смотреть, особенно тем кому понравился 'Полуночный экспресс'...