К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Древнегреческие мифы – бессмертные. Это основа нашего мироздания, вся современная культура базируется и питается из культуры Эллады, это не только основы государства и права, но и большая философская база, латынь, медицина, этика и мораль… Чтобы рецензию о фильме не превращать в курсовую по истории, перехожу к сути послания. Одиссей! Имя, также ставшее нарицательным, символизирует хитроумие и предпринимательский дух, в совокупности с силой воли, смелостью и даже склонностью к атеизму, богоборческие черты характера. Одиссей, в ходе своих известных приключений, был приверженцем здравого смысла, и всегда, в опасных и критических ситуациях предпочитал действовать и соображать, вместо того чтобы надеяться на волю и милость богов.

- Здесь нет богов! Только бушующее море и шторм, - кричит он своим товарищам по галере, призывая их сбросить всё награбленное добро в воду. Не для того, чтобы умилостивить всемогущего Посейдона, бога морей, а исходя из здравого смысла. Спасение жизней – сейчас важнее, всего того добра, что они захватили в походе, что отягощает сейчас корабль, ведёт его ко дну.

Фильм: Приключения Одиссея, 1954 года, в главных ролях: Кирк Дуглас и Сильвана Мангано, отлично сделанное произведение искусства, по мотивам великих мифов Древней Греции. Задумался, в очередной тоскливый раз, что если бы… Если бы сегодня снимали такое кино, наверняка, многое бы – нагло переврали, в угоду коммерческому запросу потребителя, а в роли Одиссея – был бы негр, как же иначе, всем известно, что Древние Греки – все как один были неграми, и скорее всего – нетрадиционной сексуальной ориентации.

Лейтмотив всех приключений главного героя – известен, он возвращается домой, на родину, после победы в Троянской войне, к своей жене, Пенелопе. И по пути – героя и его команду ожидают разные препятствия и магические ловушки, преодолевая которые, - формируются приключения. С другой стороны, нам демонстрируют жизнь одинокой женщины, - гордой и прекрасной царицы Итаки, Пенелопы. Вместе с сыном, она ожидает возвращения своего мужа, и по легенде – каждую ночь распускает почти готовое покрывало, чтобы снова его ткать. Ибо, это одно из условий ожидания, - ожидать супруга и ткать. Вокруг царицы плетутся разные интриги, много желающих вступить с ней в брак, занять трон.

– Не вижу здесь достойных, - отвечает на притязания Пенелопа, - Одиссей вернётся, я верю! Вы разом все ответите за всё.

По сюжету, царица постоянно льёт слёзы, в ожидании своего супруга, и это очаровательные слёзы, исполненные женственности и верности, - именно в исполнении Сильваны Мангано, - актриса просто прекрасна, как женщина, и в этом плачущем образе. Вспоминаю, что это было одно из первых моих ярких сексуальных впечатлений, впервые смотрел фильм в отрочестве, и актриса, в этом образе – произвела тогда на меня глубокое впечатление, гипнотизируя своим очаровательным образом. Второй раз, посмотрел кино в 2022 году, наступили времена гуманитарной катастрофы и культурного декаданса, - как следствие, - современное кино, в массовом формате - делают всё хуже, смотреть просто нечего. Это определённое преимущество нашего времени, - есть возможность заново открыть классику, перечитать книги и пересмотреть старые фильмы, увидеть и оценить всё новым, более зрелым взглядом.

Примечательно также, что в этом фильме Сильвана Мангано играет сразу две роли – Пенелопы и Цирцеи, и это правильное решение режиссёра. Цирцея – могущественная колдунья, творящая свою магию во внешне пассивном безмятежном состоянии. Этой своей невозмутимой, несколько отстранённой моделью поведения, она говорит Одиссею: - Иди, герой! Я тебя не держу, ты здесь не пленник. Там тебя ждут знакомые бури и монстры, шторма и невзгоды…

И это срабатывает куда лучше любых разумных уговоров, остаться насовсем, или остаться ещё всего на одну ночь… Выбор героя очевиден, когда ему, вроде бы - ничего не навязывают. Известная опытным женщинам – древняя магия уговоров сильного мужчины. Но, возможно, срабатывает также и образ Цирцеи – она один в один повторяет лик и стан его жены, Пенелопы… Это определённая магическая ловушка судьбы, - зачем куда-то стремиться, чего-то добиваться, когда всё уже есть здесь и сейчас, и в лучшем виде, задумайся, Герой! Поставив себя, на место Одиссея, - задумаешься о таком нелёгком выборе, - тут каждый нормальный здоровый мужчина предпочёл бы задержаться на волшебном острове, побывать в плену такой очаровательной Цирцеи.

Но больше всего, жаль, конечно, Навсикаю, дочь царя Феаков, - до появления нашего славного героя, девушка безмятежно играет в мяч со своими подругами… Навсикая влюбляется в Одиссея, - вообще, это свойство юных барышень – влюбляться в странных мужчин, в маргинальных ситуациях. А для мужчин, можно взять на заметку замечательный приём! Это раньше называлось гордым словом адюльтер… А сегодня, мы точно знаем, как сделать всё на законных основаниях, чуть понравилась какая другая девушка, – брык! Я потерял память. Ничего не помню. Где я, кто я, из каких краёв и областей, женат ли, богат ли… Вот, - величавые царские повадки – это мы оставим, - вкушать рахат-лукум и запивать шербетом,- это от мозжечка исходит, как говорится, - опыт не пропьёшь… А так, - ничегошеньки не помню. Люблю тебя, моя Навсикая! До очередного провала в памяти, - навеки ты моя.

Один из самых запоминающихся фрагментов, - встреча команды с Циклопом, известное хитроумное решение Одиссея, - освобождение с помощью овец, ставшее классикой приключенческого жанра. – Ещё вина! Ещё вина! Та мантра воинов из фильма, которая, также – запомнится надолго, для адекватного применения в объективной жизни.

Избиение женихов, - финал древнегреческой саги. Насколько этот конец счастливый, судить, конечно, самому зрителю, адекватно своей моральной планке. Конечно, много крови, свойственному атрибуту античности, когда ещё не изобрели ядерного оружия, и люди имели возможность убивать друг друга не массово, а пронзая грудь металлом, по одиночке, - чудовищная жестокость. Всех злодеев находит справедливое возмездие Немезиды, а Пенелопа – снова плачет, только теперь уже, слезами счастья: - Одиссей, ты вернулся! Ты вернулся…

PS: В Мифах, Одиссей и Пенелопа ещё долго восстанавливают отношения, выясняя status quo ante, возле супружеского ложа, хитро сделанного самим Одиссеем, до отплытия. Эта постель, сделанная из громадного пня маслины и украшенная серебром и золотом и слоновой костью. Плача, герой обнимает свою супругу, прижимая к сердцу и покрывая поцелуями, подобно тому, как спасшийся от бури моряк, выброшенный на берег, целует землю.

Moralis этого кино: главное, вовремя вернуться домой! Какими бы захватывающими не казались ваши приключения. Пенелопа – редкая высоконравственная женщина, и дай Бог каждому Одиссею такую верную супругу.

03 июня 2023 | 07:40
  • тип рецензии:

Один из любимых фильмов советских зрителей про подвиги древних греков. Экранный эпос с жутким циклопом, злой колдуньей, смертоносными сиренами и ожившими мертвецами. Ух, это было захватывающе! И, конечно же, в центре истории – мужественный герой Одиссей и верная красавица Пенелопа.

В то время мало кто знал, что американская звезда Кирк Дуглас на самом деле – Исер Даниелович, сын эмигрантов из города Чаусы Могилевской области. Кстати, до сих пор в Могилеве живут родственники Кирка – Даниловичи. Дуглас обещал как-нибудь приехать, повидаться, но, судя по всему, этого уже не случится. А вот его экранный герой Улисс – изо всех сил рвался на родину, несмотря на козни богов и их родственников среди людей.

Но главной героиней фильма лично для меня стала Сильвана Мангано, сыгравшая сразу две разные роли: Пенелопы и волшебницы Цирцеи. От ее глаз, постоянно меняющих выражение, то и дело по коже пробегали мурашки.

Хорош Циклоп. Он получился не страшным, но вполне достоверным. Постановка трюков и комбинированных съемок получилась отменной для своего времени. Единственный минус – лично мне не хватило моря!

И более полувека после премьеры фильм смотрится на одном дыхании, как старая, любимая с детства сказка.

7 из 10

22 июня 2015 | 13:10
  • тип рецензии:

Наш преподаватель по культурологии, В. О. Шпаковский, задал нам посмотреть этот фильм и затем написать рецензию. Далее рецензия.

Мне очень понравился фильм. Снято превосходно даже для того времени. Прекрасная игра актеров, костюмы и декорации на должном уровне.

Сюжет: подвиги и приключения Одиссея, страдания его жены Пенелопы.

Начну с декораций и реквизита. Одежда прелестная, красивая, девушки и мужчины в ней отлично смотрелись: греки хорошо одевались. Корабль у главного героя отменный, фигурный, захотелось прокатиться на нём на всех парусах. Всё настолько хорошо передает атмосферу всего этого мира, что не хочется переключаться обратно в реальность. Ещё луки, я вообще обожаю их, стрелять, смотреть, а тут они такие здоровые и красивые, хотя в финальной сцене, когда Одиссей натягивал тетиву – вот это выглядело слишком неестественно.

Сюжетная линия насыщенная, да и к тому же заставляет переживать за героев. На протяжении просмотра все хотелось, чтобы поскорее наступил тот самый, долгожданный «хэппи энд». Очень все динамично.

Отдельно хочу упомянуть про игру итальянской актрисы Сильваны Мангано. Уж очень она поразила меня: во-первых, красивая внешность, это заставляет смотреть и смотреть на нее, во-вторых, то, как она двигается, легкие движения глаз, плеч, это было бесподобно. Великолепно сыграла. Браво.

Кирк Дуглас – собственно сам Одиссей – стал им по-настоящему. Момент, когда поют сирены и герой привязанный слушает их: здесь нет никаких спецэффектов, сирен самих не показывают, только игра актера. И она была превосходной, она поразила до глубины души. Правда, порой были непонятны действия героя, вроде и понимаешь, что его одурманили, но поступает он все равно как будто осознанно.

Раздражали самовлюбленные и алчные женихи, пришедшие к Пенелопе. В них нет ничего человеческого, только инстинкты и жажда власти.

Порадовало то, как в фильме обыграна идея свободной воли человека. Даже божества не властны что-либо изменить, если решение человеком принято.

Восхищает пытливый ум Одиссея и его сильное тело, способность находить выход всегда. Красота и стойкость Пенелопы достойны высших похвал и почестей.

Однозначно фильм входит в золотую коллекцию кинематографа. Не смотрите, что он снят больше полвека назад, его исполнение лучше, чем у некоторых современных фильмов.

07 мая 2015 | 13:31
  • тип рецензии:

История царя Итаки Одиссея десять лет, наперекор воле могущественных богов, возвращавшегося с Троянской войны, всегда привлекала внимание людей искусства: скульпторов, живописцев, поэтов, писателей, а, начиная с века двадцатого, и кинематографистов. Ярким тому подтверждением является замечательнейший итальянский фильм 1954 года.

Необходимо сразу же сказать: в этой кинокартине крайне мало всяких разнообразных спецэффектов – из всех многочисленных чудищ, с коими Одиссей встречался на страницах оригинального произведение Гомера, в фильме присутствует только циклоп Полифем. Да, конечно в фильме появляются и губители мореходов - сирены, но однако их зрителю не показывают: слышен только их голос, а сами они остаются за кадром. Поэтому сия кинокартина для современного кинозрителя интересна, в первую очередь, великолепной актёрской игрой. А в тогдашние времена, справедливо говоря, она была лучше чем в нынешние. И особо хочется отметить игру американца Кирка Дугласа, сыгравшего Одиссея, и итальянки Сильвии Монтано. Последняя, причём, исполнила сразу две роли: роль Пенелопы, жены Одиссея, и роль нимфы Цирцеи. И обе великолепно. Хотя, всё-таки, Цирцея у неё получилась более запоминающейся. Может, потому, что она – персонаж отрицательный (так уж сложилось, что отрицательные персонажи почему-то лучше запоминаются чем положительные), а может дело в экзотической внешности (у нимфы волосы зеленоватого цвета).

И кстати, каждый смотревший данный фильм, заметит отсутствие в нём модного в наше время натурализма («хард-кора», как именуют его в молодёжной среде), ибо в пятидесятые годы даже на Западе общество заставляло кинематографистов соблюдать нормы приличия. К примеру, возьмём всем известную со школьной скамьи сцену ослепления циклопа Полифема. В фильме сам процесс выкалывания глаза не показан – показано только то, как Одиссей с товарищами подносят кол к лицу великана и крики циклопа, держащегося за голову. Всё остальное же остаётся за кадром. А если бы этот фильм, сняли бы сейчас, то с полной уверенностью можно сказать, что его создатели обязательно со всеми мельчайшими подробностями показали бы, как греки вонзают кол в глаз, как этот глаз лопается, обрызгивая всех окружающих кроваво-красной кровью, как остатки этого глаза медленно вытекают, пачкая лицо циклопа и делая и так безобразное лицо великана более безобразным… Ибо сейчас, увы, не только кинематографисты, но и само общество (на Западе особенно) практически не соблюдает нормы приличия.

8 из 10

30 августа 2013 | 12:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: