Фильм рассказывает историю Омара Мухтара (Энтонни Куин) - отважного предводителя мусульман, противостоящих куда более лучше вооруженой и подготовленной армии итальянских фашистов, возглавляемых генералом Грациани (Оливер Рид).
Продюсер знаменитой серии ужастиков «Хэллоуин» Мустафа Аккад, оказалось копил прибыль от дойной коровы по имени «Майкл Майерс», чтобы срежиссировать высокоюджетный вполне достойный фильм. Аккад не скупился на битвы — их достаточно много и поставлены они более чем на высоком уровне, но также он не забыл и о другой главной составляющей исторического фильма — актерах.
Омар Мухтар у него это практически святой мученик — мужественный мудрый старец, сложивший голову во имя свободы. Энтони Куинн — человек любой национальности. Он играл мексиканцев, итальянцев, арабов. В этом образе его принято сравнивать с другим сыграным персонажем — Абу Тай из знаменитого «Лоуренса Аравийского». Но единственное что между ними общего это то, что они оба мусульмане. Омар — человек всю свою жизнь посвятил защите своей Родины, в то время как Абу Тай вступился за родную землю ради славы и личной выгоды. Оба разных персонажа великолепно сыгранны Куинном. Видно, что он полностью был погружен в роль. Я не видел «Энтони Куинна игравшего Омара Мухтара», я видел только Омара Мухтара с лицом Куинна.
Что до другого главного персонажа - генерала Грациани, то он не показан эдакой жестокой «фашистской свиньей» - это умный целеустремленный человек смотрящий на войну как математик — он видит перед собой задачу и решает ее, неважно какими методами. Оливер Рид, многим знакомый по роли Проксимо в знаменитом «Гладиаторе», судя по его игре, человек вдохновения — в большинстве начальных сцен он откровенно скучноват, но в последней сцене, сцене в которой Мухтар и Грациани встречаются лично, от актеров «летят искры», имея хорошего партнера Рид продемонстрировал что не зря именно он выбран на эту роль.
Я читал, что кому-то фильм показался скучноватым и предсказуемым. Позвольте господа — этот фильм поставлен на Реальной истории. И если настоящий Омар Мухтар был именно таким как показан в этом фильме, то я в восхищении перед ним, снимаю шляпу. На счет некоторой затянутости — дак это, на минуточку, самый настоящий исторический Эпик. И он и должен быть таким,g, тем более это фильм о Второй Мировой. Хотя я и не буду пытаться оправдывать авторов фильма — мне он не показался ни скучным ни затянутым.
Вобщем мое мнение: немного слишком пафосный, но отлично поставленный, профессионально сделанный Эпик.
- Это благородный противник. Мы должны относиться к Омару Мухтару с должным уважением...
В центре внимания портреты двух исторических персонажей на фоне захвата Италией Ливии. Национальный герой Ливийского народа Омар Мухтар и генерал Родольфо Грациани. Одни - захватчики. Другие - защитники. Силы неравны, но для ливийцев речь идет о чужой земле. Один принимает решения в рамках военной науки, другой - в рамках мудрости бедуинов.
Итог вроде бы и предсказуем, но сопротивление получается весьма существенным. Нужно отдать должное режиссеру он сумел выдержать баланс между непосредственными сценами боев и 'кабинетными' беседами.
Разумным решением было пригласить на главные роли двух не просто известных актеров, но и талантливых артистов. Нужны были яркие образы. И Энтони Куинн, и Оливер Рид справились с этой задачей превосходно. Один сыграл философа - аскета, мудреца. Второй - влюбленного в практицизм военного начальника. Они составляют два полюса, которые делают эту ленту интересной и в наши дни.
К сожалению, нам в большей мере рассказывают о ходе самого военного конфликта. Личности Омара Мухтара и генерала Грациани особо не раскрываются. Но даже несмотря на это, будто интуитивно, Рид и Куинн сделали их настолько выразительными, что отсутствие деталей и фактологии не было особо значимым. Достаточно просто наблюдать, как Омар Мухтар в исполнении Энтони Куинна готовится к молитве. Достаточно было лишь оценить взгляд потерпевшего очередное тактическое поражение Оливера Рида. Каждый из актеров мог гордиться этими актерскими работами.
Что же касается самой ленты, то лучшую ее характеристику выдал премьер Италии Джулио Андреотти. Он посчитал, что итальянская армия характеризуется не самым лучшим образом и запретил этот фильм. Шел 1982 год. У этого решения были свои основания. Нам показывают безжалостные расстрелы раненных, казни мирного населения, выстрелы в спину своим же... Прав ли был Андреотти?
Вопрос спорный. Но образы столь ярки, а дополнительных нюансов нет. И возникает соблазн разделить всех на 'хороших' и 'плохих'. А ведь разбираясь в деталях можно и порассуждать насколько был жесток сам Омар Мухтар и был ли исключительно предан военному делу Грациани. Фильм этих темы не раскрывал вовсе. Показывая взаимодействие Грациани и Муссолини режиссер не показал и намека на те причины, по которым он позже стал единственным генералом, не предавшим дуче.
Разумеется, выше любого запрета - создание творческого ответа, нового фильма, который бы осмыслил иначе эти события. Однако тема видимо оказалась слишком 'взрывной'.
Как итог - достаточно высокая оценка, обусловленная прежде всего безукоризненной актерской игрой Энтони Куинна и Оливера Рида. А в остальном остается лишь констатировать противоречивость темы. В любом случае героический надрыв в финале был наверное избыточен.