Фильм странный, но однозначно что-то в этом безумии есть
Как бы это охарактеризовать? Коротко не выйдет) На мой взгляд это - постапокалипсис- антимилитаристская- аниме- вестерн- антиутопическая притча на фоне красочных декораций и костюмов, сотканная из нарочито примитивного сюжета, диалогов, и клише из недорогих, но ставших культовыми боевиков категории 'Б' 70-80 х годов, (в частности Безумный Макс, Побег из Нью-Йорка, Бегущий человек), а также стилистики фильмов про самураев, и ее интерпретациями Тарантино, которая рассказывает нам о некоторых проблемах менталитета японского общества, вызванных историческими событиями и их последствиями, мешающих развитию и обретению душевного спокойствия населения этого государства.
Фильм отличный, всем любителям нестандартного кино, и ищущим ложку мёда в любой бочке - смотреть необязательно, но можно) Из минусов: хореография боевок, хотя фильм и не совсем про это, но режет глаз на фоне очень качественной и проработанной картинки (на уровне своего бюджета, конечно).
Это отсылка, не читайте, кто не смотрел, ну просто:
Нельзя не отметить воссоединение дуэта Ник Кейдж - Ник Кассаветис, и отсылку на их совместную работу в фильме еще одного азиатского режиссера Джона Ву - 'Без лица', там сами увидите.
Новый фильм с участием Николаса Кейджа одним лишь появлением трейлера давал понять, что это будет либо грандиозное кино, либо провальное. Если судить по рейтингу, то верным оказывается второе утверждение, но если не обращать внимание на цифры, то можно по-другому оценить то, что представил японский режиссер Сион Соно.
В 2019-м году он перенес сердечный приступ и из-за этого съемки были перенесены в Японию к нему на родину. Это решение было принято совместно с Ником Кейджем, он согласился сразу, а вот Имоджен Путс и Эд Скрейн выбыли. Путс, соответственно, заменила София Бутелла.
Безымянный Герой Кейджа получает шанс выйти на свободу после ограбления банка, в котором он участвовал. Тогда погибло много людей в перестрелке и Герой был схвачен полицией. Теперь человек, которого все называют Губернатором (Билл Моусли) предлагает Герою найти его внучку, которая пропала где-то в Стране призраков — месте, куда лучше не стоит отправляться в одиночку. Там царит хаос, а пустоши кишат очень странными людьми, там практически нет цивилизации, а местные считают, что если завести машину, то некий демон услышит рев мотора и придет убивать. Но и на этом еще не все: Героя облачают в костюм, на рукавах, горле и в районе паха у которого установлена взрывчатка, которая сулит не только оторвать ему руки и голову, но и, как вы сами понимаете, яички. У Героя есть несколько дней на то, чтобы найти внучку губернатора…
Самая простая и банальная аллюзия, возникающая при просмотре «Узников страны призраков» связана с классовым расслоением и делением общества на богатых (в данном случае Губернатор) и всех остальных (в данном случае — все остальные). Но это лишь при поверхностном взгляде. Чем дальше погружаешься в фильм и его атмосферу сюрреализма и футуризма, тем явственнее становятся намеки режиссера на то, что это не просто классовое расслоение, как например в «Судье Дредде», где тоже были богачи и бедняки и продвинутый город, огражденный стеной от Пустоши.
Это расслоение диктуется литературным языком ив частности «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, ведь не случайно Губернатор в одной из своих речей провозглашает: «Да будет здравствовать мой скотный двор!» Будучи ведомыми Губернатором животными, его приближенные потакают своему повелителю, лебезят и пресмыкаются перед ним, своими движениями заставляя радовать глаза хозяина, а своими распевными и синхронными речами, лаская слух хозяина. В очередной раз мир будущего режиссерами представляется как то, в чем испокон веков «варилось» общество — в неравенстве и вытекающем из него конфликте.
Точно неизвестно насколько это будущее является будущим (2025 год показывает Сион Соно или 2123-й), но оно представлено как будущее, собравшее вокруг себя многие элементы прошлого. Помимо феодального строя это еще и гендерная тема, ведь по фильму героиня Софии Бутеллы должна обрести свой голос, для того чтобы начать говорить. Скрытая аллюзия на неравенство между полами дает понять, что женщина не всегда имеет право голоса и во многих вопросах за нее уже все решено и ей остается лишь только повиноваться сделанному кем-то выбору.
Ник Кейдж проходит путь духовного очищения, оказавшись в Стране призраков. Многих лет заточения в тюрьме после ограбления банка для него было недостаточно, ведь там он хоть и был за решеткой, но жил в так скажем тепличных условиях. Здесь же, поставленный перед выбором — умереть и перед этим лишиться мужского достоинства, он самоочищается, оказавшись на грани между жизнью и смертью и выбирает свой Путь. В какой-то степени его можно считать самураем (вместо кимоно у него кожаный костюм, а временами он и катану берет в руки).
Футуристичный мир «Узников страны призраков» ()возвращаясь к тому, что он в себя вобрал), представляется еще и как самурайско-ковбойский вестерн. Смешение жанров можно считать своего рода ультражанром для данной картины, ведь помимо темы самураев и ковбоев здесь прописана еще и тема дизель-панка, обращающая внимание на тему «конфликта» между людьми и машинами и отсылающая зрителя в сторону «Безумного Макса». Есть и определенная отсылка к кинговскому «Противостоянию», только здесь Губернатор заменяет Рэндалла Флэга, а его приспешники оказываются такими же сумасшедшими как и в кинге Стивена Кинга.
Маневрируя на грани между откровенным и бредовым трэшем и философской притчей о современных всадниках постапокалипсиса, Сион Соно создал фильм, лишь на первый взгляд кажущийся простым и примитивным. За всей его сумасбродностью спрятана многослойная текстура, в которой режиссер прячет доступный ему смысл и маскирует это настолько же хорошо, как и выпячивает все факты наружу.
Вкладывая дополнительный смысл в гигантские часы, установленные в Стране призраков, он обращает внимание на замершее время — 8 часов 15 минут — именно в это время были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Соно дает понять: для Японии тогда время остановилось и виной всему белый человек (олицетворение Губернатора в ослепительно белом костюме, кстати). Не случайно в Стране призраков живут самые настоящие призраки, являющиеся к живым людям. Их сожрал ядерный взрыв, кадры с ядерным грибом от которого также мелькают в кадре.
***
Этот фильм стал первым после «Без лица» 1997 года, в котором Кейдж снялся вместе с Ником Кассаветисом. В том боевике, также снятом азиатским режиссером (Джон Ву) Кассаветис сыграл правую руку Кастора Троя — героя Кейджа. В «Узниках страны призраков» их тандем оказался практически идентичен тому, что зритель увидел еще в 1997-м.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Представьте себе, что вы покушали грибов, и на этом фоне посмотрели одновременно 'Безумного Макса', 'Город женщин', 'Андрея Рублева' и документалку про Черкизовский рынок. Да-да, все эти фильмы вместе, и непременно под грибами. После этого вы легли спать. На закате. Представили?
Новый фильм с Николасом Кейджем — примерно то, что вы увидите во сне.
Это эпическое полотно рвёт все шаблоны, и разрывы шаблонов тоже рвёт. Долой стереотипы, от законов физики до правил дорожного движения включительно! Это васаби-вестерн! Здесь неубиваемый безымянный герой, здесь злодей в белоснежных ботинках, здесь невыполнимая миссия, а еще драка дураков на кулаках, а еще клоуны в бомжатнике, и ещё вот вам бегающие куры, и ещё мальчики кровавые в глазах, и ещё диалоги на японском без перевода, и ядерный взрыв тоже здесь, и ещё... и ещё... и ваще!
Наконец-то у 'Комнаты' Томми Вайсо появился по-настоящему достойный конкурент! А у Николаса Кейджа, это все знают, конкурентов давно уже нет! Кейдж, осмелюсь заявить, по актерке давно уже перещеголял Киану Ривза, а в своей брутальности наступает на пятки Чаку Норрису!
Несмотря на то, что сценарий скорей всего, был написан ИИ, будет несправедливо назвать этот фильм 'плохим'. В фильме на удивление красивая 'японская' картинка, пара ошеломительных в своем безумии поворотов, оперные декорации, мастерски дрессированная массовка, и костюмы, костюмы, костюмы!
И, кстати, ни одного призрака.
Николай Кейдж лицедействует несравненно! Он значительно хуже вообще всех в мире актёров, да и не актёров тоже! Такой вот он крутой! А вот актёрское мастерство красавицы Софии Бутелла окончательно сдует вам крышу, настолько естественно она вжилась в этот пожар в бардаке во время наводнения.
Только задавайтесь неуместными вопросами: к чему здесь костюм с взрывчаткой, откуда взялись новенькие авто и бензин для них, для чего все одеваются, как на маскарад в дурдоме, отчего тут вместе и самураи и ковбои, по какому поводу они дерутся каждый с каждым, как на деревенской свадьбе, и каким способом один самурай с мечом одолел дюжину бойцов с нарезным оружием? Каков герой, такова и вселенная, и нечего тут объяснять!
Впрочем, пальму первенства в соревновании по необъяснимости пока что прочно держит 'Корпорация Святые Моторы'. Если вы любите этот фильм, как люблю его я, то полюбите и 'Узников...'
Есть два тип людей: те, что любят Николаса Кейджа, и те, что не любят веселье.
Это высказывание в последнее время все набирает и набирает силу. Сегодня оно как никогда к месту. Забытый снобской публикой ценителей высокого кино ещё в 90-х, Кейдж реабилитирует свою карьеру с невероятным успехом уже как года 3. Он решил окончательно принять себя иконой B-movies, на которые ходят самые неприхотливые группы зрителей. Но, как известно — и тому есть очень много примеров, из которых самым лучшим является фильм «Комната», — иногда может быть настолько плохо, что хорошо. Так и начал зарождаться жанр трэша. И этот трэш надо полюбить, принять и понять, и только после этого можно начать получать от него настоящее удовольствие. Только после длительных потуг можно искренне смеяться с невероятных приключений героев этих фильмов.
«Узники страны призраков» продолжает восхождение Кейджа к вершинам современного трэша. После его великолепных ролей в « Willy’s wonderland », который вышел в этом же году, а так же « Color from outer space » и « Mandy », этот жанр все обильнее становится представленным в репертуарах кинотеатров, а неподготовленный зрителей все чаще случайно натыкается на них и недоумевает. Не понимает как к этому относиться, что об этом сказать, и с серьёзной миной идёт ставить 1/10 и писать негативный комментарий.
Сион Соно выдал невероятно красивую и качественную картину, которая по своей сути является кривым зеркалом современного кино — нарушен темпоритм, персонажи карикатурны, сценарий создан с безумным количеством неестественных и нелогичных действий, сцен, которые полностью игнорируют время, протяжённость и играют над восприятием зрителя, который лишь расслабившись и погрузившись в эту инертную массу может начать получать удовольствие.
И можно долго говорить, что в каждой кучи навоза можно найти гениальное произведение, если захотеть. Но никто не будет отрицать силу «Господина Никто» Ван Дормеля, который решил нарушить все правила написания сценария; никто не будет смеяться над возведением в абсолют романтической эстетики в «Песнях Мальдорора» графа Лотреамона, который пытался сатирически уничтожать своих предшественников; про правило «сделать все не как в Голливуде» новой французской волны даже и говорить излишне.
Создать нечто, возведённое в абсолют, насмехающееся над жанровыми шаблонами, играющее с чувствами и ожиданиям зрителя, нарушающее все правила, характерные вразумительному и хорошему фильму, и при это не скатиться в ужасную какофонию и мерзкую возню на экране — задача не из легких. И с ней справился Сион Соно, а Кейдж вдохнул в неё душу.
И я очень рад, что сегодня можно сходить в кино на трэш, получить искреннее удовольствие от over the top шуток и клише. Раньше это можно было находить лишь на дисках или кассетах.
Николас Кейдж, вероятно, потерян для большого кинематографа навсегда, но это ведь не мешает людям его любить, правда? И вероятно только из-за него это фильм посмотрит хоть кто-то, ведь не важно кто снял фильм(а это весьма неплохой, хоть и своебразный японский режиссер), не важно кто там в остальных ролях, ведь это трешовый фильм в котором Николас Кейдж в кожаном костюме, на котором висят бомбы, отправляется в пустыню, чтобы кого-то спасти.
И про этот фильм очень сложно сказать что-то вразумительное, ведь фильм является диким смешением многих жанров, странных трешовых шуток, метафор, и мыслей режиссера, которые вроде есть, но это не точно.
Взять хотя бы завязку истории: в какой-то стране(вероятно Японии, но это не точно) в какое-то время(в мире есть смартфоны, но архитектура и одежда большинства жителей похожи на то, что носили в 19 веке), а очень богатый губернатор этого странного города посреди ничего выдает герою Toyota celica T200, которая вышла в 1994 году(возможно это тонкая отсылка к истории с обманом инженеров toyota в гоночных соревнованиях с гоночной модификацией этой машины). В итоге герой, которому выдали на поиски пропавшей девушки 3 дня по какой-то причине решает держать путь на велосипеде(вероятно потому что Кейдж просто смешно на нем смотрится), но спустя еще одно более настойчивое предложение воспользоваться автомобилем, меняет свое решение.
Дальше особо понятнее не становится, в пустыне есть призраки, которые не выпускают никого оттуда (почему? Да просто вот так, причем ближе к финалу окажется, что у них даже не было особого желания кого-то там удерживать). Герой попадет и в странную коммуну, которая отчего-то не дает секундной стрелке часов закончить оборот, иначе взрыв (вообще в фильме очень много завязано на часах. Часы на руке главного героя, которые отсчитывают время до взрыва его костюма, часы в этой коммуне, губернатор, который будто одержим часами и даже говорит одному из персонажей, что это персонаж теперь его часы и должен говорить Тик-Так).
Дальше спойлерить не буду, но в фильме еще много каких-то контр-логичных моментов которые вызывают немой вопрос: 'А в чем мотивация этого героя?' или 'А причем тут это вообще?'
Но при этом нельзя сказать, что следить за сюжетом не интересно, мне он показался очень веселым, сюрреалистичным, будто бредовый сон, но при это весьма интригующим и завлекающим. Хотя судя по оценкам, я окажусь в меньшинстве.
Кроме сюжета стоит сказать об актерах.
София Бутелла просто была, играть ей было нечего. Ник Кассаветис аналогично. Но мне очень понравился Билл Моусли, игравший губернатора, вот у него прям отлично получилось сделать гадкого и отторгающего персонажа. Остальные(в большинстве японские) актеры были просто норм, сказать вообще нечего.
Но я естественно не забыл главную звезду- Николаса Копполу а. к. а. Кейджа. И вот он был... отвратителен, не знаю, играл настолько мимо, в моментах когда он должен был быть крутым он выглядел нелепо, а в моментах, где должен был быть смешным, оказывался слишком зажатым, отчего не производил должного эффекта. И вообще играл будто с ленцой, что очень обидно, в целом то его герой получился весьма занятным.
Ну и откуда же тогда положительная рецензия и высокая оценка данному, как кажется плохому фильму? А все очень просто- он отлично снят, декорации, музыка, операторская работа- прям отлично, кроме моментов экшен сцен, они страдают от того, что противники гг вооруженные пистолетами отчего-то пытаются его ударить в ближнем бою, не стреляют ему в спину, и прочие типичные болячки многих фильмов. Но вот в остальное время режиссеру удается держать очень хорошую атмосферу и показывать реально интересные сцены.
И по сути да, этот фильм стоит смотреть именно из-за Сиона Соно, а не Николаса Кейджа, ведь все хорошие моменты фильма получились такими из-за него (хотя вероятно плохие тоже, но я буду верить, что это сценарий, в Сион просто снимал по готовому тексту без возможности его поправить).
С самого начала киноленты на зрителя обрушивается громогласное 'Банзай' от героя Николаса Кейджа, ослепляюще яркие жвачки из автомата, очередь пуль из пистолетов, а среди всего этого безобразия - маленький мальчик в красном свитере, который ещё не умеет быть неискренним. Приготовьтесь, безумное шоу начинается.
События разворачиваются в самом обычном самурайском городке, который (логично же) населен гейшами и самураями, а правит этой вакханалией самый обычный Губернатор. Однажды у него пропадает любимая внучка Бернис, и он снаряжает грабителя-узника-грозу всех банков на его поиски. Вы, конечно, уже догадались, что это Кейдж. У Героя (а зачем ему имя) есть 5 дней и крутой черный костюм, в который вшиты детонаторы - на шее, на руках, на причинном месте, а еще четкие заповеди 'не бить', 'не вожделеть' и 'не опоздать', ну и пока ещё 2 яйца. А вот времени мало.
Особенно интересно рассуждать о времени в стране, где часы держат огромной веревкой, лишь бы не шли Тик-так. Тик-так. Смесь катастрофы, произошедшей в Чернобыле и трагедии в Хиросиме, рассказанная под градусом сумасшедшего безумства.
Этот народ, живущий за пределами самурайского поместья, верит в синюю бабочку, несущую смерть, и в любые другие приметы, которые приведут к концу жизни. В принципе, их можно понять, они выживают на выжженной земле и не знают другого мира, не верят в него.
Финальная сцена - это пик сумасшествия или прекрасная возможность увидеть, что может сотворить одна женщина, слетевшая с катушек. Хотя она с самого начала была сильно не в себе. 'Все мы здесь немного сумасшедшие'.
А вот герой Кейджа - действительно Герой. Он с какой-то непроходящей тоской во взгляде, видимо по прошлому, раскидывает обидчиков направо и налево. И неважно: самурай с мечом перед ним или человек с пистолетом. Ну что же, это прекрасное доказательство, что настоящим мужчиной можно быть даже без яиц. Николас Кейдж и Сион Соно похоже нашли друг друга. Им в компанию не хватает только Бёртона, но тогда это была бы совсем другая история. А так, поистине, это самая оригинальная роль Кейджа, которому до этого не сильно везло с образами.