Тоня Хардинг была одной из самых противоречивых фигур в истории фигурного катания Америки. Девушка явно не была обделена талантом и красотой, однако ее непростой характер и неумение проигрывать в любой ситуации сделало из нее легенду. Всем известна история о том, как Тоня в компании с парнем решила лишить шансов на Олимпийскую путевку прямую конкурентку по сборной, однако со временем история сгладилась, поросла пылью и затерялась за иными событиями. Но режиссер Крейг Гиллеспи снова вернулся в прошлое, чтобы показать новому поколению, кто такая Тоня и почему она прославилась.
Главную героиню, собственно саму Тоню Хардинг, сыграла Марго Робби, ставшая поистине одной из самых востребованных и талантливых актрис своего поколения. Приятно, что Робби не зацикливается на ролях в блокбастерах и периодически соглашается на нетривиальные эксперименты. И 'Я- Тоня' один из них.
Девушке пришлось серьезно выучивать повадки и характер оригинальной Тони, и все это не прошло даром. Фильм получился не просто запоминающимся, а одним из самых интересных за последнее время. Причем среди самых разных жанров. Благодарить за это как раз и нужно Робби. Но и о режиссере Гиллеспи тоже не забываем, ведь именно он закрутил маховик картины и довел его до итогового результата.
Сама же атмосфера фильмы вызывает смех и слезы. В положительном понимании кончено. Перед нами разворачивается удивительная, дерзкая, смешная и немного грустная история. Понять Тоню порой бывает очень сложно, но вместе с тем нам показывают кто она есть на самом деле и откуда растут корни ее странностей. Оправдать ее поступки сложно, зато проникнуть в душу и узреть там истины нам все-таки получится. Пускай и с изрядной долей допущения.
Так что если у вас есть желание провести два часа свободного времени со столь неординарной особой, как Тоня Хардинг, нет ничего лучше, чем ознакомиться с этой картиной. Гиллеспи и Робби проделали отменную работу, рассказали то, о чем многие позабыли и сделали это максимально эффектно.
В 1994 году в США все достопочтенные американцы ненавидели двух персон: О. Джея Симпсона и олимпийскую фигуристку Тоню Хардинг. Если с первым всё более-менее ясно (или, наоборот, не всё ясно; впрочем, эта тема других произведений), то что не так с той, на которую, как предполагается, все должны равняться? Чемпионка, чьи заслуги не поддаются сомнению, стала жертвой травли «нации таблоидов», после инцидента с участием её мужа и соперницы. Несмотря на то, что Тоня не была лично вовлечена в эту печальную и неприятную историю, её и так не самая лучшая репутация была повреждена настолько, что девушка была вынуждена уйти из спорта. Благодаря горькой и мрачной черной комедии, в которой реальные события показаны с очевидным преувеличением, Тоня Хардинг через свое экранное воплощение наконец-то получила возможность достучаться до общественности и рассказать свою интерпретацию тех событий.
К счастью, Тоня – не единственная героиня, так что на происшествие, лежащее в центре повествования, можно взглянуть с разных углов и построить необходимые связи для исследования подноготной. В «Тоне против всех» всё представлено через серию интервью с различными участниками событий. Каждый из них получает возможность раскрыться и вставить острый комментарий. Компания действительно пёстрая: грубая мама-хабалка из забегаловки; муж, любящий распустить руки и решающий все семейные проблемы кулаками; толстый друг семьи, который больше создает проблем, чем решает; презентабельный тренер; и, наконец, герой, о котором многие незаслуженно забывают – репортер, ответственный за превращение Тони Хардинг в дурно пахнущую национальную знаменитость. У каждого есть своя точка зрения, зачастую противоречащая другому герою. Более того, сценарий фактически не позволяет иметь дело с теми событиями, в которых некоторые из персонажей принимали участие! Почти каждый герой в какой-то момент говорит что-то, что не соответствует действительности или не показано во всех подробностях. Уклончивость заставляет отнестись к событиям критично (ну, вы знаете, речь идёт о том самом «инциденте»), но, похоже, это и острый комментарий к искусственно раздутой истории.
Хотя тон здесь достаточно поверхностный, за фасадом конкретного события много чего происходит. Другие же социальные замечания касаются следующего. Во-первых, Тоня долгое время не принимала восторженные взгляды от толпы, потому что ни она, ни её мать не соответствовали социально-экономическим идеалам «американской мечты». Элемент истории изображается очень остро, я бы даже сказал, что это одна из ключевых составляющих трагического падения главной героини. Концепт о том, что судьям не нравилась фигуристка, не соответствующая образу первозданной ледяной королевы, делает историю в том числе и отдаленной от фигурного катания. Вторая тема касается семейной жизни Тони. Её муж, Джефф Гиллоули, изначально представляет собой славного парня, но по мере того, как его характер меняется, его эмоциональная зацикленность на Тоне усиливается и всё заканчивается трагедией. Иными словами, чем больше мы узнаем о жизни Тони, тем больше становится грустно, поскольку становится ясно, что изначально всё работало против неё и в подобных обстоятельствах не то что чемпионский титул, но и просто выход на лёд – настоящее чудо.
Как и личность, в честь которой назван фильм, «Тоня против всех» достигает мощного эмоционального накала в некоторые моменты, но остается колким и динамичным. В целом это очередная картина в бесконечном цикле, заданном «Славными парнями»: здесь обильно используют стоп-кадры, несколько рассказчиков, разрушение «четвертой стены» и прямое обращение к зрителю и т.д. Как и в большинстве подобных фильмов, снято всё стильно и со вкусом, напоминая циничный факт, что в подобных кинолентах публика хочет видеть злодеев, нежели героев.
«Тоня против всех» сильна актерской игрой, а костюмеры и гримеры так вообще постарались на славу: узнаваемые актеры стали чуть ли не двойниками реальных действующих лиц. Марго Робби неподражаема, лишь смущает плохая компьютерная графика, когда её лицо попытались «прилепить» к дублерше или модельке. Эллисон Дженни удостоилась «Золотого Глобуса», а Себастьян Стэн подкупает как усами, так и в целом интересным характером.
Черная комедийная хроника событий, о которых многие слышали, но никогда не рассматривали под кинематографическим микроскопом, по-настоящему вписывает имя Тони Хардинг в мировую историю. Несмотря на то, что, казалось бы, в этом инциденте всё же инициатором был Джефф Гиллоули, именно Тоня Хардинг стала главным «козлом отпущения». Медиа-сцена, как известно, не прощает знаменитостей, так что Тоня получила как 15 минут славы, так и 15 минут позора, после которых вообще последовало небытие. «Я думала, что быть популярной это весело», - горько жалуется экранная Тоня перед финальной плашкой о судьбе реальных персон, очевидно понимая, что краткосрочная дурная слава – единственная судьба, которую способна предложить страна некогда талантливой фигуристке.
Ждал выхода этой картины, потому как затронутая тема о фигурном катании, для меня интересна. В этот раз, события повествуют об американской фигуристке, по имени Тоня Хардинг, у которой уже с раннего возраста, жизнь складывалась не просто. Спортивная карьера Тони - получилась тяжёлой, и с явными изъянами. Если бы сама Тоня, была бы чуть умнее, более продуманной и лучше разбиралась в людях - то, многие свои изъяны, она вполне могла бы устранить. Помимо катания, которому Тоня посвящает всё своё время, героине, дополнительно приходится сталкиваться ещё и с жизненными барьерами, в виде постоянных сложностей с матерью, неудачного брака с мужем (инцидент с Нэнси Кэрриган), весомо отражающиеся на её карьере. Несмотря на то, что сама Тоня, не из робкого десятка, довольно импульсивная напористая персона, всё же обладает сильным характером и стремлением быть лучше, хотя быть лучше, у неё получается не всегда. Сюжетное повествование выстроено необычно, персонажи остроумно ведут диалог со зрителем. Антураж 80-90-х, хорошо ощущается от начала и до самого конца. Ну а самый больший эффект придают этой ленте колкие-остроумные фразы.
Актёры. Марго Робби проделала прекрасную работу, идеально вписавшись в образ Тони. Всё что нужно было, выдала просто отлично. Эта роль, становится для неё, теперь лучшей. Элисон Дженни достойно исполнила образ своенравной-строгой матери. И то, какой делает сюжетный твист, сама мать по отношению дочери, очень удивляет. Себастьян Стэн в роли мужа, смотрится здорово, гнёт свою линию в адрес Тони, вовсе не уступая ей, ни в чём.
'Тоня против всех' - биографическая драма, с элементами чёрной комедии 2017 года. Успешная картина на основе реальных событий, пропитанная глубиной и смыслом. Само фигурное катание, выглядит превосходно, прыжки и прокаты - на высоком уровне. В общем, отличное кино, производящее яркое впечатление, достойно вашего внимания.
Соревнования по фигурному катанию на Олимпиаде девяносто четвёртого в Лиллехаммере, беспрецедентно славные даже на фоне успехов великого советского спорта, не говоря уже о впервые выступающей под триколором России, несли в себе эмоцию отложенной горечи. Сейчас, рассматривая турнирную таблицу, мы понимаем, что победили тогда отнюдь не во всех четырех видах, более того, отмечаем, что в одном из видов у нас случился в Лиллехаммере беспрецедентный в новейшей истории провал (ни одна фигуристка-одиночница из России в Норвегию в девяносто четвёртом просто не отобралась). Но четверть века назад Оксана Баюл, выступавшая под жёлто-блакитным, ничем не отличалась в нашем восприятии от Гордеевой-Гринькова, Грищук-Платова, Урманова, Жулина - она казалась нашей. Она была нашей. На её произвольной мы замирали сердцем, на её тройном лутце Татьяна Анатольевна Тарасова выпрыгивала из шубы в kiss&cry, розовыми перышками в тон её костюму махали ей с трибун Анжелика Крылова и Артур Дмитриев, сидя рядом с Виктором Петренко, за неё, против противных американок мы молились во время бесконечной паузы перед выставлением судьбоносных оценок, вместе с её тренером Галиной Змиевской кричали ура рефери Яну Хоффману, немцу, волатильность которого и решила судьбу той золотой медали.
Та медаль, отданная шестнадцатилетней, смешной, с нелепо начёсанной-налаченной чёлкой девчонке, сироте из Днепропетровска, в обход холёной, победительной, с высокомерным изгибом губ Нэнси Кэрриган - воспринималась нами как высшая справедливость подошедшего по размеру из всего королевства одной лишь Золушке хрустального башмачка. Потом был отъезд в Америку, и алкоголизм, и кокаиновые вечеринки, и срок за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, и переход в иудаизм, и перепрыг обратно в православие, и миллионные в долларах иски бывшим благодетелям Змиевской и Петренко, и стыдобища на весь крещёный мир, и дистанцирование от Баюл российских коллег (вплоть до официальной смены имени олимпийской чемпионкой Лиллехаммера Оксаной Грищук, категорически не желавшей ассоциироваться в прессе с тёзкой из сопредельного государства), и дистанцирование наше общее от самой Украины, новые блеск и нищету которой поведение Баюл так ярко символизировало. Всё это было потом. Но в Лиллехаммере понятной нам, со счастливым концом драмой женского одиночного турнира была драма Оксаны, катавшейся под новокаином из-за травмы, нанесённой ей накануне на тренировке представлявшей Германию Таней Шевченко, драма забитого, неухоженного гадкого утёнка, пролетевшего за четыре минуты по льду так лебедино, что взмахами её крыл оказалась сметена с высшей ступеньки пьедестала красавица, американка, фаворитка.
В фильме Гиллеспи Оксана, державшая интригу Лиллехаммера, даже не упомянута, от неё, от чемпионки, не осталось на экране ни крыла, ни пёрышка, ни искры с лезвия. 'Баюл слишком харизматична, а я рассказывал о драме Тони. Баюл просто перетянула бы на себя зрительское внимание, как перетянула его тогда на льду. Впрочем, рассказывая о Тоне, я рассказывал и об Оксане. Обе девушки ведь очень похожи, очень, вы не находите?' - оправдывался в интервью Гиллеспи. Действительно, судьба Тони Хардинг, помоечной кошки, невесть за что поцелованной Боженькой дочери пьющей, грязноротой, полу-маргинальной, напрочь лишённой материнского инстинкта матери, Тони, битой всеми близкими людьми, не умеющей существовать и работать иначе как от пинка, Тони, прыгнувшей тройной тулуп в восемь, тройной лутц в двенадцать, тройной аксель - в пятнадцать, первой из американок в формате соревнований - издалека напоминает судьбу осиротевшей в тринадцать лет, лишившейся по малолетству и постсоветскому безобразию квартиры, вынужденной ночевать в подсобке при катке и крутившей в десять все тройные Баюл. Обе цеплялись за своё место в жизни и на пьедесталах в вульгарные цвета крашенными ногтями, обе прокладывали себе дорогу курантами отборного мата, обе выходили на лёд в вопиюще безвкусном, вырви-глаз самостроке, облетающем оборками-пайетками во время вращений, расходящемся по швам на ласточках, обеих постоянно подводили коньки - расшатанными или ломающимися лезвиями, рвущимися шнурками, лопающимися голенищами. Но только Оксана, рожденная в СССР, на обломках СССР воплотила совершенно американского типа мечту, а вот Тоню, американку по рождению, по духу, по весёлому, зубастому, несгибаемому цинизму, американская мечта поманила - и предала.
'Тоня никому не нужна была как чемпионка, как лицо страны - кому нужно курносое, простоватое лицо жующей жвачку деревенщины? Её техника, её прыжки, её атлетические данные, не подкреплённые каноническим имиджем, были оскорблением для американских рефери. Она подходила лишь на роль антитезы для утончённой принцессы Нэнси Кэрриган. Противостояние двух величайших американских фигуристок начала девяностых было целиком умышленным, искусственно созданным прессой феноменом. Зажившим, увы, самостоятельной жизнью, ушедшим в народ и укоренившимся там - до такой степени, что после нападения на Кэрриган ни у кого не было сомнений в виновности Тони, ' - вспоминает Дайана Ролинсон, тренер Хардинг. Гиллеспи не отвечает однозначно на вопрос, насколько осведомлена была Тоня о готовящемся покушении на Кэрриган. Но это в его парадигме не очень и важно. Тоня у него виновна уж тем, что спуталась с отребьем, со швалью, с токсичным неудачником - влипла в него и не имела сил и решимости вырвать себя из вязкой, засасывающей на дно тоскливой и нищей обыденности трясины. Недостаточно американкой оказалась - пробежавшись по всем головам, пощадила одну, мужнину. За это и поплатилась. Ведь американская улыбчивая зубастость брешей - не терпит.
«Тоня против всех» - биографическая чёрная комедия режиссёра Крейга Гиллеспи, рассказывающая о нелёгкой жизни одной из самых известных и, безусловно, самой скандальной фигуристки 90-х – Тоне Хардинг. Основой для сценария в фильме стали интервью участников событий самого известного инцидента в карьере Хардинг. На чемпионате США по фигурному катанию 1994 года бывший муж Тони Джефф Гиллоули и телохранитель Шон Экардт разработали план по выведению из игры главной конкурентки Тони - Нэнси Керриган. Но, как это обычно и бывает, всё пошло не по плану. Вместо обычных угроз на Керриган было совершенно нападение.
Фильмов о спорте очень много и почти все они, рассказывая историю, строятся на похожих друг на друга скелетах сюжета. История Тони Хардинг исключением не стала. Изначально перед зрителями откроется типичная история о девушке, родившейся в семье деревенщин, но в итоге достигшей вершины. Ничем не примечательная девочка Тоня с 4 лет начинает усердно заниматься фигурным катанием, не подозревая, что ждёт её впереди. Мать с самого детства обращалась с Тоней максимально строго, заставляя тренироваться её все усерднее, попутно поколачивая дочь, воспитывая в ней чемпионку. Но миру запомнилась Тоня Хардинг не как чемпионка, а как типичная деревенщина, пускай одарённая талантом прекрасно кататься на льду, но факт того, где она родилась и как росла так и остался одним из самых значимых в ее карьере.
Марго Робби на данный момент является одной из самых популярных и узнаваемых актрис. Роль в фильме «Волк с Уолл-Стрит» сделала её популярной, а «Отряд самоубийц» закрепил успех. Но если в этих фильмах её актёрская игра ограничилась лишь демонстрацией своего тела на камеру, то сейчас ей выпал шанс показать, что она в первую очередь всё же актриса, обладающая не только миловидной внешностью. Робби демонстрирует отличную драматическую игру, лёгкое безумие и очарование, от которого сложно оторвать взгляд. Это её 'шоу' и она в нём главная. Робби бесконечно хороша в этом образе. Единственное, в чём нет вины самой Робби, так это то, что несмотря на все её старания, она не совсем тянет на деревенщину. Марго Робби слишком женственна и, не побоюсь этого слова, аристократична, как бы хорошо она не пыталась это скрыть.
Но в остальном у создателям удалось точное попадание в актёров, персонажи которых внешне очень похожи на свои реальные прототипы. Эллисон Дженни, сыгравшая мать Тони, может и не имеет множество известных массам ролей, но является отличной актрисой, с большим опытом работы. Её персонаж вызывает неоднозначные эмоции. Актриса отлично передала все грани своего персонажа. Не смотря на строгость и жестокое обращение с дочерью, в глазах всегда читается материнская любовь и переживания.
Однако главным удивлением в этом плане для всех станет Себастьян Стэн, которого все знают по роли Зимнего солдата в кинематографической вселенной MARVEL, в которой он особо и не блистал актёрским мастерском, но и не показывал плохой игры. Поэтому зрителям было нечего от него ожидать, а зря. Он исполнил роль Джеффа Гиллоули, мужа Тони Хардинг. Гиллоули в жизни является далеко не самым умным человек, а по молодости был не самым эмоционально стабильным и адекватным человеком, периодически избивая жену и вытворяя безумно пугающие и ужасные вещи, которые в итоге разрушили жене карьеру и репутацию до конца жизни. Стэну удалость невероятно точно передать безумие своего персонажа на экране. Между его персонажем и Тоней чувствуется химия, что не может не радовать.
Единственное, что может разочаровать зрителей, если их устроит простая и безумная история, то это техническая сторона проекта. К сожалею, в фильме слишком часто встречается плохо, а скорее даже халтурно сделанный хромакей, который напрочь отбивает у зрителя ощущение реальности происходящего на экране. Иногда даже из-за плохого задника страдали и сами актёры, чьи силуэты на этом фоне выглядели настолько искусственно и ненатурально, что спокойно могли резать глаз зрителю. Можно было бы поругать и операторскую работу, но к счастью, здесь огрехи встречаются так редко, что на них спокойно можно закрыть глаза.
Итог. Благодаря заводному саундтреку фильм «Тоня против всех» - печально известная история Тони Хардинг - приобретает драйвовый и забавный окрас, после обдумывания которой становится немного грустно на душе, от понимания того, что порой несколько идиотов могут разрушить чужую жизнь.
Жизнь Тони Хардинг, происходящей из многодетной захолустной 'white trash' семьи, и ставшей выдающейся фигуристкой, не в последнюю очередь благодаря маниакальному прессингу и третированию со стороны матери ЛаВоны (пожалуй, одна из лучших когда-либо исполненных ролей второго плана и звёздный час Эллисон Дженни), даже в скупом фактическом изложении выглядит 'чудесами на виражах', полными скандалов, феерических спортивных достижений, классовых дискриминаций и всевозможного рода насилия.
Будучи первой женщиной США, исполнившей тройной Аксель, после длительной череды неудач Хардинг становится соучастницей, препятствующей выяснению всех обстоятельств в деле о нападении на соперницу Нэнси Кэрриган, спланированном бывшим мужем Тони, Джеффом Гиллоули и бывшим телохранителем, Шоуном Экардтом, во время чемпионата Америки. По результатам расследования ФБР, Тоня лишается всех спортивных наград и получает пожизненное отстранение от участия в соревнованиях Ассоциации Фигурного Катания Америки.
Феерическую ленту “Я, Тоня” невозможно уложить в прокрустово ложе жанровых условностей - это фильм-хамелеон, меньше всего напоминающий байопик, на ходу превращающийся из чёрной комедии то в триллер, то в спортивную драму и то и дело брутально пробивающий “четвёртую стену” многочисленными 'интервью' с феерическими, на грани фола, гротескными идиотами, концентрация которых тут балансирует на рискованной грани сюрреалистического абсурда.
Режиссер Крэйг Гиллеспи, весьма вольно обошедшийся с некоторыми щекотливыми фактами биографии главной героини, снял ураганное, неудержимое кино, несущееся во всех известных смыслах на полных скоростях. История взлётов и сокрушительного падения одиозной фигуристки с каждым мгновением набирает обороты, становясь всё более экспрессивной и фееричной, чтобы на полной скорости врезаться в трагичный и отчаянный финал.
Конечно, это, ко всему прочему, изящный бенефис и долгожданная 'коронация' Марго Робби, блистательно перевоплотившуюся из Харли Квинн и стюардессы 'Пэн Американ' в redneck wonan с разрумяненными щеками, вычурными самодельными нарядами - и при этом на раз-два подкупающую отчаянным, вопреки всему и вся, на грани одержимости порывом к личным вершинам и славе. От её смелых и неистовых пируэтов на льду по настоящему захватывает дух, а восторг неудержимого полёта и триумфа воли с головой захлестнет даже зрителей, далёких не только от фигурного катания, но и от какого-либо спорта вообще.
История, которая громогласно прошлась по всем медиа не только в Америке, но и во всем мире наконец-то появилась на экранах. Один из самых громких скандалов в истории спорта, как и все подобные истории, имеет много версий. И когда Стивен Роджерс работал над сценарием, интервьюировал всех участников скандала, он удивился, что каждый из них рассказывает абсолютно разные истории. И в итоге он предпринял отлично сработавший вариант: он показал их все -- 'пусть сами зрители решат за кем стоит правда'. А правда у каждого своя, как говорит в эпилоге Тоня.
Сложная и трагическая жизнь невероятно талантливой фигуристки Тони Хардинг разворачивается драматическими пируэтами на наших глазах. И в ней много юмора, много действительно смешных моментов, пока не осознаешь, что это по-настоящему черный юмор, ибо за ним стоит разрушенная жизнь такой талантливой девочки. Очень печально, что жизнь Тони запомнится многим не ее талантом и выдающимися достижениями, а этой грязной историей, в которую она ввязалась.
У Тони было крайне тяжелое детство с крайне агрессивной матерью, которая жестоко издевались над ней в детстве. Ей пришлось бросить школу, чтобы полностью отдаться спорту. Наткнулась в свое время на своего муженька Джеффа Гиллоули, что и стало ее главной ошибкой в жизни. Он ее избивал и унижал, но деваться ей было некуда -- нет нормальной жизни дома, где ее ждет озверевшая вечно недовольная мать, нет нормальной жизни и с мужем, который травит ее не хуже предка; а жить одной у нее не было возможности: все-таки одна из главных звезд в фигурном катании страны должна тренироваться не по часу в день, а жить на что-то все же надо. И в этих условиях росла и жила Тоня, что не добавляло ей женственности, над которой так трепетали все судью и связанные с этим спортом-бизнесом люди.
И тут ставятся довольно сложные и роковые вопросы спорта: почему же по-настоящему достойные люди, выполняющие то, что другим не под силу, не добиваются успеха лишь по решению тех, кто судит -- мол, не подходите по формату; а так же поднимается сложный вопрос влияния медиа на жизнь спортсменов, постоянное давление со стороны прессы. Почему не смотря талант и упорство ломает тебя не то, что ты можешь или же не можешь, а твоя дикая семья, твоя неспособность покупать платья за 5к$ и пресса. Да, конечно, можно спорить, кто прав, а кто виноват, да, конечно, в этой истории есть вина самой Тони, но вопрос 'в чем именно?'. В семье, где она родилась? Может, в муже, которого она встретила, и который сначала был милашкой, и ничто не предвещало избиений? Или же в лучшем друге этого мужа-дебила? Или же она действительно хотела того, что произошло?
Со всем этим сталкивается бедная и хрупкая глубоко внутри девочка Тоня. И несмотря на всю свою борьбу и талантище, она проигрывает под гнетом всего мира. Никогда она не встанет на коньки, никогда она не будет делать то, что любит больше всего, и единственное, что она вообще умеет. Те, кто виноваты намного больше, отделываются намного легче -- как всегда и бывает.
Постановка фильма прекрасная. Все снято и смонтировано в таком стиле, будто наблюдаешь за всем так, как наблюдали люди с экранов своих телевизоров, включаясь на новостные каналы, чтобы следить за этим всем, когда эта спортивная эпопея только разворачивалась, чтобы утолить свое гнилое любопытство и посмеяться над жизнью ее участников, чтобы на следующий день с новыми силами наслаждаться своей убогой жизнью. Все сделано красиво, фразы, брошенные в камеру, добавляют этой отстраненности от истории, создают вышеописанное впечатление, и делают это отлично. Музыкальное сопровождение отлично добавляет атмосферы и чувств во все это действо.
Актерская игра всех отлчна. Но особенно хотелось бы выделать Марго Робби, которая превзошла все ожидания. Это такая дикая смесь остервенелости, милости и деревенщины. И она это все безупречно сочетает, и ты просто влюбляешься в ее героиню. И все это на коньках -- и сцены на коньках исполняла она сама, эта очаровательная Марго Робби. Главная кандидатка на Оскар за лучшую женскую роль в этом году.
Кажется, интересные фильмы-байопики, граничащие с другими жанрами, становятся тенденцией.
Не так давно я смотрела «Игру Молли»,— и это высококлассная криминальная драма, с оговоркой на подлинность событий. Сегодня же речь пойдет о фильме «Я, Тоня» («Тоня против всех») — черной комедии, основанной на истории Тони Хардинг, первой фигуристки, решившейся на тройной аксель. Понимаете, да? Просто «байопиком» эти ленты назвать язык не поворачивается.
Воистину, истории о несправедливости и сильном характере легли в основу не одного десятка хороших биографических драм.
Повествование ведется в псевдодокументальном формате: актеры фильма рассказывают на видео о событиях почти тридцатилетней давности. О том, с чего все началось — и как закончилось. Вообще название «I, Tonya» отсылает нас к фильму (и книге) «I, Robot» с Уиллом Смитом, где искусственный разум противопоставляется человечности. Так вот, и в истории легендарной фигуристки вся Америка — и мир вместе с ней,— против Тони. Именно поэтому, предположительно, название для проката в РФ звучит не так, как в оригинале.
Простую девчушку четырех лет приводит на каток жесткая и строгая мать. Она настаивает на бесконечных тренировках Тони и регулярно напоминает ей, что та плохо старается — даже когда дочь выбивается из сил.
Мало кто выдерживает такое давление, но Тоня продолжала катиться вверх к пьедесталу.
Стоит отметить, что в то время фигурным катанием занимались дочки холеных родителей, которые могли позволить себе как обучение, так и красивые костюмы для выступлений.
А вот Тоня была простой провинциальной девочкой, которую мама решила, несмотря ни на что и вопреки всему, выдрессировать по максимуму — чтобы у той был путь наверх. Но вот костюмы и определенного рода одежда для Лавоны были полным бредом: дочь же превосходно катается, о чем еще может идти речь?
На соревнованиях было много случаев, когда невероятно быструю и гибкую фигуристку Тоню «заваливали» судьи. Это происходило до тех пор, пока не стало очевидно: Тоня не такая, как все — и ее не хотят 'пропускать' в сборную.
История непростая. Ее по очереди комментируют Тоня (Марго Робби), муж Тони Джефф (Себастьян Стэн), мать Тони Лавона (Эллисон Дженни) и друг Джеффа Шон (Пол Уолтер Хаузер). Состав что надо! Марго Робби с абсолютно несносной мимикой «red neck» — деревенщины повествует о том, как все случилось. Курит, ругается, ржет (да, не смеется, а именно ржет), вздыхает. Параллельно Себастьян Стэн, который перевоплотился до неузнаваемости для роли, вяло рассказывает о том, как все шло сначала — и в какой момент все покатилось по наклонной. Пол Хаузер — вообще огненно изображает совершенно якобы ни к чему не причастного друга, совершенно флегматичного задрота. Ну и Эллисон Дженни, еще одно перевоплощение: на нее смотришь — и хочется беспрекословно слушаться.
Рассказы перемежаются воспоминаниями и просто невероятно красивым катанием. В ходе просмотра вообще попадаешь в другую эмоху: музыка на стыке 80-х и 90-х, одежда того времени, странные прически, курение везде, где можно и нельзя...
Съемочная группа воссоздала настолько специфичную и реальную атмосферу, насколько это вообще возможно. Есть над чем посмеяться, есть чему посочувствовать, а иногда от происходящего и вовсе не по себе. Словом, погружаешься в историю и с увлечением наблюдаешь.
История Тони Хардинг действительно непростая. У нее 'тяжелая' мать и специфичный муж, ей пришлось бросить школу ради катания — и это все, что она умеет, и для большинства людей она — неотесанная деревенщина.
Представляете, каково это: быть лучшей в своем деле — и не вписываться при всем при этом в облик идеальной фигуристки? Не вписываться в определенный стереотип, который сложился разом у всего мира? Тоня представляет. Самая смелая и отчаянная, самая быстрая и ловкая, самая сильная. И, так или иначе, к 24 годам она дважды побывала на Олимпийских играх, а значит, победить косные и устаревшие взгляды, бытующие в мире фигурного катания, ей удалось.
И из-за странно и неудобно сложившихся обстоятельств, вошедших в историю, ее отношения со спортом выглядят совсем не так, как планировалось изначально.
Но она все та же Тоня, выступающая против всего мира.
'Я, Тоня' — это профессиональный дебют Марго. Предыдущие ее фильмы не были столь яркого уровня, ( «Волк с Уолл-Стрит' — эпизодическая роль, давшая Робби дорогу в кино, без сомнений. Но это лишь эпизод) а впервые о ней заговорили активно лишь после убогого (это еще мягкое слово) 'Отряда самотупиц', где вокруг Робби построили буквально культ и она стала героиней аватарок 12-летних девочек, а также персоной номер 1 в косплеях 2016 года. Но речь не об этом, ведь сегодня в кинотеатрах идет новый фильм.
Фильм, который показывает очередную душещипательную историю из глубинки США. И картина, которая демонстрирует весь профессионализм эпатажной, стильной и запоминающейся Марго.
Сюжет
Фильм основан на реальных событиях, однако я уверен, что 90% (как минимум, наших СНГшных зрителей) никогда не слышали о Тоне Хардинг, поэтому наблюдать за развитием сюжета было интересно. Судьба спортсменки, которая в 3 года впервые вышла на лед и в 4 выиграла городские соревнования — это сильно. То, что прошла Хардинг — сильно вдвойне. Многие бы сломались, но человеческий стержень героини — отличный материал для учебников и мотивационных пабликов с цитатками (куда без них?).
'Нет у меня нормальной семьи. Что, нельзя ли просто кататься?'
Кроме этого, история Тони затрагивает темы моральных ценностей. Олимпиада — это не только спорт. Ты — таблоид, лицо, представитель, бренд страны. И страна не пустит на первый план неблагополучных в личной жизни, скандальных и не образцовых, пытаясь задушить любое рвение. Многие бы сломались. Но, как показывает картина, не Тоня.
Персонажи
Естественно, в основном фильм — игра одного актера. Но, если сравнивать 'Я, Тоня', к примеру, с практически одновременно вышедшим на экраны 'Игра Молли', здесь второстепенные персонажи более яркие и запоминающиеся.
И именно 'Я, Тоня' раскрывает весь потенциал Марго. Возносит ее на новый план, словно следующий уровень. Наконец-то главная роль, достойная ее таланта. Харизма, подача, эмоции, повадки, мимика — все на высоте. Ты болеешь, ты сопереживаешь и тебе не плевать. Видно, что актрисе не плевать на себя и героиню, поэтому Робби отлично передает через себя оригинальную историю.
При этом, стоит отметить Себастиана Стэна, а в особенности Эллисон Дженни. Они не только влияют на события, они являются ими. Они — кусочки пазла, создающие характер Тони Хардинг.
В добавок хочется похвалить режиссуру в лице Крэйга Гиллеспи — картина оригинально излагается через диалоговые вставки. Крутой эффект присутствия создается благодаря комментированию ситуации непосредственно с места эпизода. Все выглядит очень стильно. Предыдущую работу Гиллеспи я также оценил в кинотеатре и его 'И грянул шторм' оставил меня под впечатлением.
Итог
'Я, Тоня' — стильный, сочный, местами смешной и до боли драматичный фильм. Вам жаль персонажа. Вы сопереживаете, вы болеете, радуетесь, огорчаетесь и негодуете вместе с Марго и ее героиней. Если вы испытываете чувства, значит фильм вызывает эмоции. Если есть эмоции — значит картина бьет в точку. От первого эпизода и до титров я не заскучал ни на минуту. Браво, Робби. Браво, Гиллеспи. Это —
8 из 10
'Нет в мире одной правды. У каждого правда — своя'.
P.S Грейс Маккенна — крутая. Серьезно, я прямо умилялся все ее кадровое время. У девочки в 11 лет ролей больше, чем у взрослых китов актерского мастерства. Ух, что же выйдет в будущем с этой харизматичной бомбы... Узнаем уже очень скоро.
Спортивный байопик Крейга Гиллеспи оставался одним из двух больших фильмов прошлого года, который прошел мимо меня, и который нужно было обязательно посмотреть при случае. Хотя бы для того, чтобы лично увидеть актерскую игру Эллисон Дженни, получившую за нее премию Оскар в номинации «лучшая женская роль второго плана». Посмотрел!
Тоня Хардинг, американская фигуристка, первой в США и второй в мире выполнившая тройной аксель, вошла в историю не только этим достижением, но и довольно грязной историей с попыткой устранения фигуристки-конкурентки перед важным соревнованием. После долгого разбирательства девушка была пожизненно отстранена от любых соревнований по фигурному катанию, что поставило крест на ее карьере. Новый фильм Крейга Гиллеспи в деталях рассказывает историю Тони от самого детства и до наших дней, позволяя взглянуть на произошедшее с другой стороны. Ну или хотя бы не судить Хардинг слишком строго.
Формально «Тоня против всех» считается черной комедией, но, говоря по правде, кроме нескольких комических сценок, призванных разрядить происходящее на экране, смешного в фильме я увидел крайне мало. В основном черный юмор сосредоточен вокруг личности Шона Экхарта, якобы телохранителя Тони, и его непроходимой тупости со всеми вытекающими последствиями. В остальном же картина куда больше напоминает очень жесткую, а местами и жестокую драму об отношениях родителей и детей, домашнем насилии, воле к победе, нравах в большом спорте и неприятии тех, кто не соответствует общепринятым нормам. Такой набор тем, по понятным причинам, не располагает к излишнему веселью, а некоторые сцены с точки зрения здоровой морали выглядят и вовсе омерзительно. Но вот здесь-то и срабатывает режиссерский талант Крейга Гиллеспи, умудрившегося снять относительно легкое кино, драматизм которого грамотно разбавлен тем же Экхартом, например, на которого невозможно смотреть без улыбки. Пусть и презрительной в большинстве случаев.
Вообще, Гиллеспи подошел к делу явно хорошенько подготовившись. Для американского зрителя личность Тони Хардинг является одиозной, и заставить этого самого зрителя сопереживать главной героине можно было только одним способом – вызвать сочувствие. Первоначальный сценарий Стивена Роджерса не слишком располагал к таким эмоциям, поэтому режиссерские правки сместили акцент в сторону отношений Тони с матерью, которые в результате стали лейтмотивом всего фильма. И это оказалось на 100% верным решением, ведь только абсолютно черствый человек не посочувствует главной героине, когда та в слезах допытывается у мамы, любила ли она ее в детстве. И это лишь один душераздирающий момент, а всего в фильме их была масса.
Также считаю своим долгом отметить похвальную последовательность картины. Структурно «Тоня против всех» разбита на две части: прямое повествование и постановочные псевдоинтервью, якобы происходящие уже в наше время. Нередко бывает так, что справиться с такой структурой режиссеру не под силу, что можно пронаблюдать в шестом сезоне «Американской истории ужасов», например. Но в «Тоне против всех» совершенно нет ощущения, словно историю насильно обрывают, чтобы вставить какой-то комментарий, а затем неуклюже продолжают, да еще и не с того момента, на котором ее остановили. Нет, в фильме Гиллеспи все получилось очень стройно и складно, а интервью с постаревшими героями картины выглядят очень уместными ремарками, способствующими лучшему пониманию произошедшего, или сразу показывающими последствия их поступков. Повествование совершенно не буксует ни в одном моменте, так что все два часа «Тони» смотрятся на одном дыхании. Мое почтение.
Ну и наконец-то я подбираюсь к самому вкусному – актерскому составу. Для Марго Робби роль Тони Хардинг стала первой в карьере серьезной претензией на премию Оскар, и свою номинацию актриса получила. Но только номинацию, ведь конкуренция за заветную статуэтку в этом году была объективно очень сильной. И даже если бы она не досталась Фрэнсис Макдорманд, то с большой вероятностью ушла бы к Салли Хокинс за роль в «Форме воды». Да, перформанс Марго до этих актрис не дотягивает, но это не значит, что он был слабым. Наоборот!
Учитывая, насколько сложный и неоднозначный персонаж ей достался, Робби справилась со своей ролью блестяще. Разрываемая противоречиями и страстями, постоянно стремящаяся получить одобрение матери, достичь высот в спорте и через это «выбиться в люди», Тоня Хардинг в исполнении Марго Робби выглядит по-настоящему живым человеком, за которого болеешь, за которого переживаешь, которому сочувствуешь. Именно талант актрисы заставляет надеяться, что Тоня действительно не знала о готовящемся преступлении, а не сценарий, заявляющий об этом прямо в лоб. Пусть факты и говорят об обратном.
Что касается Эллисон Дженни, сыгравшей мать Тони и, в отличие от Марго, все же получившей свой Оскар, то я скажу лишь одно. Когда при просмотре у зрителя появляется настойчивое желание что-нибудь сделать с каким-либо персонажем фильма, это значит, что актер играет идеально – ни больше, ни меньше. Во время просмотра «Тони против всех», с самого первого и до самого последнего появления Лавоны в кадре, у меня было желание схватить ее за грудки и заорать в лицо: «Женщина, выбрось свою сигарету и посмотри, что ты делаешь со своей дочерью! Ты же уничтожаешь ее, дрянь!». Больше мне добавить нечего.
Мужские роли – Себастиана Стэна и Пола Уолтера Хаузера – показались мне занятными и неплохо сыгранными, но явно не выдающимися. Хотя с героем того же Стэна порой тоже хотелось что-нибудь сделать, но не ограничиваясь простым криком в лицо.
«Тоня против всех» – отличный спортивный байопик, в одних сценах способный выдавить слезу даже из камня, а в других заставить его хихикнуть. Картина определенно стоит того, чтобы потратить на нее два часа своего времени и не жалеть об этом. И да, если бы настоящие соревнования по фигурному катанию снимали так же, как это делали в «Тоне», я бы не пропустил ни единого проката.