К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм оказался более глубоким и актуальным, чем я от него ожидала. Читая аннотацию, сюжет казался немного надуманным, но как поклонница анти утопий я все же решила дать сериалу шанс. После просмотра семи серий, ощущение смешанное, с одной стороны кино – очень захватывает, с другой немного ужасает. Созданное в лучших традициях «1984» и «V значит вендетта», оно внезапно показалось не преувеличенным абсурдом, а одним из возможных вариантов будущего.

В мире прогресса и технологий дети перестали появляться на свет. В чем многие увидели кару небесную за грехи людские. На этом фоне религиозные экстремисты захватили власть. Перестреляли ученых, перевешали геев, а всех женщин способных на деторождение, обрекли быть суррогатными матерями для офицеров и их жен. Никаким почетом эти девушки не пользуются, хотя могли бы. У них нет имен, у них нет собственности, они безликие служанки - никто, они должны искупить свое порочное поведение в прошлом, рожая детей. Моральное уничижение – это важная часть радикальной религиозной общины, как оправдание чудовищных поступков.

Перед тем как отправить девушек в семьи, их обучают в специальных центрах, где особенно строптивым с помощью электрошока и прочих пыток объясняют их истинное предназначение. Смириться или бороться, вопрос, который встает переда каждой из них. Но если бороться то как: прикинуться покорной и сбежать, а может угнать машину и передавить служителей тайной полиции, сколько успеешь, пока тебя не схватили, или соблазнить своего хозяина, что бы добыть важную информацию для сопротивления. Этот выбор каждая из девушек делает сама.

Как сохранить себя, в мире объятым страхом и безумием, До каких пор ты можешь притворяться покорной, но не стать таковой? И главное зачем? Вот основные темы фильма.

- Ты ничего не изменишь, рано или поздно ломаются все – говорит главной героине её друг перед допросом, и она знает, что он прав. На фоне своих смелых подруг Фредова порой выглядит слабой, но не сдается – ей нужно спасти дочь.

Вообще, её история - это рассказ из жизни аполитичных «овощей»: «Мы жили как во сне и не задумывались, кто устроил теракт, из-за которого усилили контроль общества. Я не интересовалась политикой». Зато религиозные радикалы интересовались, и результат не заставил себя ждать.

Главный принцип действия таких систем лучше всего представлен в диалоге двух служанок. Письменность им запрещена:

- Что ты делаешь, писать нельзя, за это можно лишиться руки, это того не стоит
- Стоит! если какая-то другая девчонка это прочтет, она будет знать, что не одинока.


Именно поэтому в тоталитарных обществах, распространены наказания за слова. Люди должны верить, что творящийся вокруг маразм остальных устраивает, и подозревать друг друга. Замалчивание и отсутствие доступа к информации – вот необходимый элемент, для поддержания такой конструкции.

В фильме неожиданно хорошо показана и позиция сторонников религиозного фундаментализма, в лице командора и его жены. Они, вопреки ожиданиям, интеллектуальные и хорошо образованные люди, не лишенные положительных черт. И как же они страшны в своих рассуждениях:

- Мы просто хотели сделать мир лучше, но лучше не значит: лучше для всех.

Кому-то сериал покажется излишне надуманным, но если прочитать книгу М. Кикоть (“Исповедь бывшей послушницы”) о жизни в современном российском монастыре, можно ужаснуться некоторым сходствам, на пример, сцене группового осуждения, личностного унижение одной из девушек остальными.

Ну, а если кто-то считает, что власть военных, клерикализм и традиционные ценности – это хорошо - наслаждайтесь.

26 мая 2017 | 18:30
  • тип рецензии:

Перед тем, как приступить к полноценной рецензии, скажу одно: этот сериал далеко не для всех и далеко не для развлечения.

Этот сериал отображает крайности, тычет носом в несправедливость и разжигает внутренний конфликт. Его сложно понять и ещё сложнее принять, поскольку в сюжете затрагиваются такие темы, как теократия, жестокость, изнасилования, политика, больная вера, разрушенные надежды, искалеченные судьбы, дискриминация ЛГБТ, сексизм и т.д.

Лично я за него садилась дважды, прежде чем полноценно пришла в готовность посмотреть сериал от начала и до конца. Склоняюсь к мысли, что его надо смотреть только в определённом настроении.

Поначалу мы видим новый, непонятный и глубоко отвратительный мир глазами служанки Фредовой. Казалось бы, чем нас ещё можно удивить, когда мы видели кучу таких историй 'до'? Но 'Рассказ служанки' смог.

Начнём с главного: почему все действия в этом сериале построены на невообразимом церемониале? Акт зачатия, акт рождения, акт наказания, акт прославления - всё это взято из Библии, смешано в одну субстанцию, спрессовано и утрировано. Понятное дело, что в современном мире есть и ЭКО, и перинатальные центры, и далеко шагнувшая медицина, и равные права, но не стоит забывать, что в этом сериале речь идёт о фанатиках веры, которые отрицают все искусственные способы зачатия и нетрадиционные сексуальные практики (и речь сейчас не об ЛГБТ, а о процессе в целом).

Гилеад - это аллегория утрированного превосходства; мир жестокости и порочных лидеров, скрывающихся за масками благочестия и высокой религиозной нравственности. Там нет места прощению и милости, есть только закон, который нерушим для власть неимущих.

Многие видят в этом сериале прицел на феминизм, и это вполне обоснованно, поскольку идет фокал на женских персонажей: Фредова (Джун), Яснорада (Серена Джой), Гленова (Джозефова, Эмили), Мойра, Джанин, даже та же тетя Лидия в итоге засветила свою историю. Но у этого феминизма несколько сторон: сильные женщины, слабые женщины и амбициозные женщины (такой я вижу Яснораду-Серену). Причем, записать Яснораду в сильные личности однозначно я не могу, поскольку на протяжении 3 сезонов её личность ломалась и срасталась заново, но и в слабые она тоже не попадает. Промежуточное звено.

Но если смотреть на сериал не сквозь призму всех популярных тем XXI века, а сквозь набор обычных человеческих качеств, то тема сериала не о феминизме, а о несправедливости, жестокости и скотстве, и о том, как с ним бороться.

Мне сериал понравился, несмотря на темы-раздражители. В нём есть динамика, есть хороший сюжет, есть сильные линии персонажей, есть развёрнутая идея и качественная картинка.

Рекомендую ли я его к просмотру? Не знаю. Как я сказала выше - он не для всех и не для развлечения.

08 сентября 2020 | 13:22
  • тип рецензии:

Рецензия на 1 сезон сериала

В полевом штабе звездно-полосатой жандармерии нарастает клокотание. Защитники вселенской демократии с ног сбиваются в насаждении добра странам и континентам, привычно забывая спрашивать согласие осчастливленных. Делами Большой Брат завален покруче РСХА в «Семнадцати мгновениях весны», а под боком свирепствуют разоблачительные скандалы и множатся фобии. С такими настроениями Америка Трампа поверит в любые сценарии антиутопического устройства, и популярность проектов наподобие «Рассказа служанки» будет только расти. Маргарет Этвуд задумала свое произведение реакцией на сексистскую, как она считала, политику Рейгана, но по иронии судьбы создатель доктрины «Звездных войн» и афоризма «Империя зла» был неизмеримо популярнее нынешнего хозяина Белого дома. В Штатах стало модным агонизировать, распространяя флюиды близящейся сегрегации и восхода фундаментализма. Феминистический сериал призван выполнить особую функцию: продемонстрировать низшую точку шовинистических воззрений и убедить в божественном покровительстве женщине – способной к производству строителей идеального мира, разумеется.

Поскольку роман и экранизацию (слабенькая версия 1989-го не в счет) разделили значительные тридцать лет, не приходится удивляться количеству сторонних ответвлений и побочных эпизодов, упомянутых Этвуд вскользь. Современные тенденции наложили заметный, местами спорный отпечаток, но в целом адаптация соответствует тексту, а красочная визуализация придает многомерности описанному мракобесию. В милитаристской республике Галаад выброшены на свалку истории гражданские свободы, с извращенным цинизмом цитируется Евангелие, а быть женщиной – значит нести крест покорной рабыни с участью суррогатной матери, либо загнуться на уборке токсичных отходов. Эшелон наложниц в багровых мантиях и монашеских капорах плохо подходит для повстанческих настроений, но, как известно, пока жив человек – будет поглядывать на волю. Был бы в этом смысл больший, чем новый билль о правах и желание снять с городских стен повешенных диссидентов – и у служанки Фредовой (в миру Джун) такой смысл имеется. Переворот отнял у женщины мужа и дочь, обеспечил участь безвольной матки, лежащей между ног фригидной хозяйки, в то время как галаадовский князек совершает механистичный половой акт.

Имея в распоряжении сильный, структурированный и обретший предельную актуальность материал, шоураннер скомпоновал тягучее, грешащее монотонностью действо из десяти эпизодов. Словно по русскому обычаю медленно запрягать, Брюс Миллер без спешки, но с капиталистической расстановкой драматизирует судьбу одной из служанок – ничем, на первый взгляд, не выделяющейся из сломленной толпы. Элизабет Мосс предстает намеренно серенькой единицей, безымянной игрушкой правящих ничтожеств, революционный потенциал в которой не разглядеть и под микроскопом. Бедная на разнообразие жизнь Фредовой регулярно взрывается душераздирающими картинами, вырисовывающимися без спроса. В Галааде приняты жестокие порядки, за неподчинение здесь выдирают глаз, отсекают руки, по-библейски забивают каменьями, растерзывают толпой, а самых опасных – массово вешают в часовнях. Особенно издевательски смотрятся заседания суда, после которых оправданные оказываются в петле, а приговоренные – без гениталий. С однополой любовью вообще разговор короткий, а лицемерные комментарии наставницы служанок обеспечивают особо мрачный эффект всему сериалу.

Нарезкой ошарашивающих сцен, неуклонно пополняющихся от эпизода к эпизоду, «Рассказ служанки» отпечатывается в первую очередь – и глумлением над индивидуальностью, естественно, тоже. Хорошо показано, в насколько дикую и могучую силу превращается толпа, если ее находится кому направить, бросив «фас» и дунув в свисток. Страх и незавидная участь бунтарей парализуют волю, превращая ее в сгусток того малого, что по-прежнему отличает человека от каменного изваяния. И стремление господствующей знати решить с помощью фертильных служанок демографическую проблему на деле оказывается тем еще лукавством – такое общество, где способна к зачатию одна женщина из десяти, выродится в любом случае, это вопрос времени.

Собственно, роли личности не в истории, но в дискриминационном паноптикуме посвящена основная часть сериала. С феминистическими теориями писательницы поработали аккуратно, не выплеснув по дороге ребенка. Характерна сцена с угрозой взбалмошной служанки прыгнуть с моста, прихватив младенца. Неизвестно, кто в этот момент больше трясется: сама безумица, подруга Фредова или свора меднолобых аристократов, чья власть по факту дутая, и, без подпитки детьми, обреченная. Сентенции Этвуд, подхваченные национальным аспектом (только в Канаде можно спастись от тирании), получили развитие благодаря выразительной игре Элизабет Мосс. Распутная по натуре, часто рефлексирующая, но волевая служанка далеко отходит от образа Джейн Эйр, претендуя на роль лидера. Положение Фредовой незавидно и бесперспективно, но, оглядевшись по сторонам, и в затертых приветствиях «Благословен плод» можно обнаружить нотки надежды, проглядывавшей сквозь мутное стекло глаз.

Безупречная техника производства, грамотно примененный параллельный монтаж и нелинейное повествование выгодно отличают «Рассказ служанки» от модных сериалов ностальгического толка. По большому счету, в вину Брюсу Миллеру можно поставить лишь раздутый хронометраж да невыразительную концовку, оставляющую вместе с финальными титрами огромный вопросительный знак. Это может показаться жульничеством, но судя по всему, на телеканале Hulu изначально планировали самое интересное на второй сезон, посвятив первый характеристикам и губительной атмосфере теократического государства, выцедившего всего одну достойную дочь. Что же, вполне возможно, и одна на тоталитарном поле – воин, особенно если отыщется достойная поддержка.

25 января 2018 | 09:29
  • тип рецензии:

«Рассказ служанки» как антиутопия отличается от множества других представителей жанра. Если в привычных произведениях превалирует победа технологий над природой, будущего, пусть и ужасного, над прошлым, то, в случае с «Рассказом служанки», все наоборот. Это история победившего Средневековья, перенесенного в современное время. Главная особенность – то, что к такому результату привела не эволюция, а революция, а в обществе, пусть и униженные и оскорбленные, но живут люди, выросшие в свободе, называющие 21 век своим. Такие люди в любой ситуации – бомба под любым тоталитарным режимом, бомба с часовым механизмом, и все, что необходимо понять – когда на таймере отразится «00:00».

Несмотря на заложенную с самого начала интригу и возможный масштаб, «Рассказ служанки» в первые два сезона представляет собой очень локальную и личную историю обычной служанки Джун, которой не посчастливилось стать заложницей вымышленного тоталитарного сектантского государства Галаад. Джун как героиня не является ни избранной, ни особенной, а ее рассказ – рассказ о выживании и бесконечных страданиях в месте, напрочь лишенном уважения к человеческому достоинству. Весь первый сезон – сплошное страдание, переданное настолько достоверно, что оно ощущается почти физически. Протест героини пока, преимущественно, в ее голове, а она лишь подстраивается, пытаясь выживать.

Примечательно, что в Галааде несчастны абсолютно все, и каждый - и служанка, и командор – могут стать жертвами победившего человеконенавистничества. В отличие от тоталитаризма в привычном его виде, в Галааде нет верховного правителя-вождя, который бы угнетал и мучил население. Этот верховный правитель – коллективный страх, когда никто никому не доверяет. Отсюда и коллективная слежка друг за другом абсолютно всех слоев общества: пары служанок, которые должны приглядывать друг за другом, подспудно ненавидя, всевидящие Очи, даже семьи, лишь изображающие благополучие. Разве может быть прочным общество, построенное на фундаменте недоверия? Неудивительно, что фундамент начинает трескаться, когда люди начинают узнавать друг друга, когда в их бетонной коллективной тюрьме, покрашенной в серый цвет, вернее, еще и в зеленый с красным, пробиваются к солнцу ростки многоцветных человеческих отношений - любви, дружбы – доверия вне социальных статусов и общественных условностей. Фальшивый мир и настоящий ад не терпит проявлений жизни, ведь она его разрушает.

Второй сезон выглядит кровожаднее и неприятнее первого, а жестокий натурализм, проявлявшийся в сценах так называемой «церемонии», лишь усиливается в сценах варварских наказаний. Джун от молчаливого протеста переходит на уровень протеста личного, делая шаг от неучастия к рядовой деятельности. Сериал продолжает наполнять атмосфера нестерпимой боли и отчаяния, однако, до того относительно спокойный котел человеческого терпения начинает закипать, а пар уже поднимает крышку. Второй сезон более четко, нежели первый, склонен показать другое несчастье: несчастье жен на примере Серены, самих командоров на примере одного из второстепенных героев, марф, представителей Очей – то есть всех слоев общества. Пусть женщины в Галааде – самый угнетаемый слой общества, но «Рассказ служанки» показывает, что угнетаемы, на самом деле, все.

Однако, Джун, остающаяся главной героиней, пока еще занята личным выживанием, и примечательно, что все ее дерзкие выходки – результат деятельности не ее, а других людей. Джун действительно часто виновата в чужом горе и страданиях, как будто время готовит ее к тому, чтобы уметь принимать это состояние, в дальнейшем эмоциональная пустота ей понадобится. На первый план выходят и другие героини, в первую очередь, Серена, впечатление о которой как умной и сильной женщине только усиливается. Эта героиня – наиболее сложный и противоречивый образ всего «Рассказа служанки», и именно ее бросает от одной крайности к другой. От абсолютной вины к искуплению. Именно ей авторы позволяют раскрыться и эмоционально, и в действиях, а ее чувства сложнее, чем неконтролируемая ненависть или всепоглощающее отчаяние, которые легко объясняют поступки других героинь этого сериала.

Третий сезон, будучи более слабым по эмоциональному воздействию, по динамике, пытается переходить от территории личных домов командоров к территории большой политики. Отчаяние и страх, создающие атмосферу первых сезонов, сменяются…не надеждой. Безумием. Безумие горит в глазах отчаянной Джун, мечтающей о чем-то масштабном, но еще не понимающей, о чем. Безумие в глазах случайной примерной служанки. Безумие, смешанное с отчаянием, в поведении одной из жен. А параллельно тоталитаризм показывает новые черты: еще большая, совсем не объяснимая, жестокость. Переход от линчевания, которое было в первых сезонах, к казням, к убийству равными равных. Дикая черта любого тоталитарного режима: причастность каждого к его преступлениям. Пар, поднимавший крышку общественного котла, валит все сильнее, но даже в этом сезоне он еще котел не разорвет, атмосфера нагнетается, но еще не достигает пика.

Сама Джун очень резко меняется: в ней не узнать напуганную и отчаявшуюся девушку из первого сезона, это уже не она. Раньше думавшая о себе лично и о своих детях героиня резко меняет масштаб мышления. Часто она становится просто неприятной, жестокой, слишком дерзкой. Будто вместо сердца у нее теперь камень. Она не принимает хорошего отношения к себе, она готова использовать окружающих, она совершает очень неоднозначные с моральной точки зрения поступки. Борясь с Галаадом, она впускает его в свое сердце, оказываясь ничем не лучше его самых отъявленных представителей, только по другую сторону. Все это происходит на фоне проявления невероятно трогательных чувств: если в предыдущих сезонах любила Джун, то теперь все чаще веришь в любовь тех же Уотерфордов или, что еще трогательнее, Лоуренсов. А вот для Джун любви не осталось, только безумие и ярость. Но теперь она – лидер, она сделала еще один шаг по лестнице своей борьбы за свободу, только теперь не личную, а свободу-ценность.

Воспринимать «Рассказ служанки» только как манифест феминизма нельзя. Это история про то, как легко потерять создаваемую столетиями цивилизацию, просто промолчав. Как неоднократно бывало и в реальности, революция – дело рук небольшой группы фанатиков, и не важно, что религиозных, здесь это всего лишь внешняя идеология. Уотерфорд говорит, что «лучше» не значит «лучше для всех», и в этом сериале получилось, что лучше ни для кого. Достаточно доказательств, что каждый слой общества Галаада угнетаем по-своему. Тоталитаризм как политический режим – зло, и не важно, во имя чего он создан. Главная загадка «Служанки» - как долго просуществует такой строй в условиях наличия образованного и когда-то свободного населения, ведь это новая переменная.

Трудно писать про 3 сезона сериала на тысячу слов, их категорически не хватает. Надеюсь, что смогу дописать оставшееся в отзыве про 4 сезон. «Рассказ служанки» очень силен по эмоциональному воздействию, по своей социальности, по множеству проставляемых вопросов. Поэтому он увлекает.

8 из 10

02 мая 2020 | 13:40
  • тип рецензии:

Сериал 'Рассказ служанки' - это потрясающая драма, созданная на основе романа Маргарет Этвуд. Великолепная игра актеров, мастерская режиссура и потрясающая атмосфера погружают зрителя в мрачный мир будущего, где женщины стали сексуальными рабынями, вынужденными выполнять прихоти мужчин.

Сериал рассказывает историю Девушки, намеренно использую не ее имя, женщины, которая вынуждена работать служанкой в доме высокопоставленного официала. В мире, где женщины лишены прав и свобод, она вынуждена искать способы выживания и защиты. Ее судьба и судьба других женщин в сериале показывает ужасы государственного контроля, жестокости и презрения, которые приводят к утрате человечности.

Одна из самых впечатляющих вещей в сериале - это его визуальный стиль. Каждый кадр создан с детальной проработкой и точностью, создавая потрясающую атмосферу, которая помогает зрителю глубже погрузиться в мир рассказа. Отдельно стоит отметить цветовую гамму кадра, максимально передает серость такого мира. Кроме того, музыка и звуковое оформление также выдержаны в лучших традициях кино и сериалов, что создает незабываемую атмосферу.

В целом, сериал 'Рассказ служанки' - это шедевральная работа, которая привлекает зрителей своей глубиной, напряженностью и мощью. Это не просто телевизионная драма, а история о том, что может случиться, если человеческие права и свободы будут нарушены. Я настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто любит качественное телевидение и хочет задуматься о важности защиты прав и свобод человека.

23 марта 2023 | 19:45
  • тип рецензии:

«Рассказ служанки» сериал, снятый по одноименному роману Маргарет Этвуд. Сюжет довольно оригинальный и местами очень поражает и даже шокирует.

История окунает зрителя в недалекое будущее, в котором человечество вымирает из-за падения рождаемости. На территории Соединенных штатов образовывается сообщество Галаад. Сообщество крайне религиозное, оно полностью охраняется военными. Жители делятся на касты. По сути - это огромная секта. Девушки, которые способны родить, отдаются прислуживать в дома, в которых живут бездетные семьи. Они не имеют права голоса, у них отбирается абсолютно все, даже имя, они «служанки», инкубаторы для зачатия, которое происходит как определенный обряд. Родившегося ребенка отдают семье, а служанка идет жить и вынашивать нового ребенка в новый дом.

Впечатлительные будут в шоке от первого сезона. От самого обряда зачатия, от того, насколько бесправны женщины и вообще от их существования в этом Галааде. Главная героиня Джун, оторванная от своей семьи, ребенка и мужа, одна из таких служанок и пытается бороться с этим сумасшедшими режимом. На ее долю выпадает множество испытаний и страданий и на протяжении всех сезонов героиня пытается вырваться на волю, отыскать свою дочь, воссоединиться с мужем, противостоит Галааду как только может. Постепенно из доброй и испуганной женщины Джун превращается в разъяренную фурию с напрочь изломанной психикой. И это неудивительно, то, что переживает героиня, может просто свести с ума любого здорового человека.

Сериал достоин просмотра. Эта антиутопия окунет вас в мир, где женщины хоть и бесправны, но очень и очень сильны морально. На что способна мать, у которой отобрали ребенка? Достоинство которой растоптано? Которая ежедневно подвергается унижениям? Совершенно непредсказуемый сериал ни в плане поведения героев, ни в плане разворачивающегося сюжета.

Главную героиню Джун играет Элизабет Мосс. Замечательно играет и Джун в ее исполнении полна чувств. Тут и любовь, и ненависть во всех ее проявлениях. Колоссальное превращение угнетенной женщины в человека, который потерял всю прошлую душевность и мягкость, и теперь пойдет ради своей цели на все.

Возможно, после заключительного сезона я прочитаю книгу. Но, а пока буду дальше продолжать смотреть этот необычный и интересный сериал.

02 декабря 2022 | 11:04
  • тип рецензии:

'Рассказ служанки' – антиутопия, основанная на одноименной книге канадской писательницы Маргарет Этвуд. Гилеад – то, что осталось от некогда демократичных и свободолюбивых Соединенных Штатов Америки – ныне представляет собой эдакую смесь тоталитарной Северной Кореи и религиозной общины, двинутой на идее христианского фундаментализма. В результате экологической катастрофы подавляющая часть населения становится не в состоянии воспроизводить себе подобных, количество стерильных женщин выросло практически до 99%. И вот тут к власти приходит радикальная группировка религиозных фанатиков, которые решают возродить нацию несколько кардинальным способом и довольно неожиданным средством, которым является тот самый благословенный-дефис-проклятый процент, еще способный зачать, выносить и родить ребенка.

В течение каких-то нескольких лет женщины теряют все – права, работу, имущество, семью. Отныне есть только служанки. Вне зависимости от того, к какой касте они принадлежат – или собственно к покорным и насилуемым каждый месяц Служанкам, священная цель которых состоит в том, чтобы родить ребенка своим хозяевам, или к усердным и сливающимся с цветом стен на кухне Марфам, обслуживающим этот о дивный новый мир, или к достопочтенным Женам власть имущих командоров, – все эти женщины теряют себя, они вынуждены терпеть, превозмогать и смиряться каждый день, каждый час и каждую минуту. 'Благословен плод! – Да разверзнет господь.'

С самых первых кадров Джун, ставшая Фредовой (Offred, то есть принадлежащей Фреду) в этом новом мироустройстве, рассказывает свою историю. Переносясь мыслями в беспокойное, но еще счастливое прошлое, бесстрастно описывая жуткое настоящее, с сомнением думая даже не о самом будущем, а о возможности обрести его.

Актерская игра в этом сериале в целом прекрасная, но о героине Элизабет Мосс хотелось бы сказать отдельно. Выбор актрисы на главную роль сначала обескураживает, но обычная, даже посредственная внешность раскрывается в процессе. Раньше я бы никогда не подумала, что внешность можно именно что сыграть – быть красивой и обворожительной в отдельных сценах и меняться в течение считанных секунд, теряя надежду в глазах и старея на несколько лет. Это феноменально!

Еще один стереотип, который успешно ломает Мосс, – образ отважных и бесстрашных cоек-пересмешниц, которых привык видеть зритель в антиутопиях. Уже на десятой минуте фильма они обычно показывают характер и начинают собирать теневую армию и вершить государственный переворот. Джун же является обычной женщиной. Ее мужа убили, дочь забрали, саму ее от казни за попытку побега спасают лишь функционирующие яичники, и единственное, чего она хочет, – найти дочь, но для начала, что даже несколько неловко для хрестоматийных героинь-воительниц, выжить.

Алексис Бледел в роли Гленовой – одна из самых занятных (и самых красивых) Служанок. Ивонн Страховски, играющая жену командора, прекрасно справилась с ролью женщины, чей взлет и падение показаны со всеми сопровождающими их эмоциями. Джозеф Файнс впечатляет сильной игрой, а Макс Мингелла в роли водителя командора – отдельное открытие. Сначала казалось, что он немного не на своем месте, как по возрасту, так и по типажу, но в плане выразительности взглядов и выдержанности пауз ему, пожалуй, нет равных.

Сериал ругают за камерность, даже за некоторую однокомнатность, мол почему нам показывают маленький городок, невнятный совет сильных мира сего, всего только один центр Служанок. А где же размах? Где империя? Где негодующие революционерки, про которых иногда идет речь, но которых еще никто не видел?

Ответ в самом названии сериала. Мы видим сложившийся мировой порядок в Гилеаде глазами одной Служанки, которая может выйти за ворота дома один раз в день – за покупками либо на одно из таких же неоднозначных, как и вся эта кастовая структура, мероприятий, организуемых для Служанок их наставницей тетей Лидии. В этом плане (и многих других) мне не раз вспоминался 'Догвилль'. Такой же тесный и ограниченный, такой же ужасный и мерзкий Догвилль, от которого нельзя было отвести глаз, но который врезался в память на всю жизнь и, как ни странно, поселился на полке любимых фильмов, которые, однако, лучше не пересматривать.

И отдельно про съемку и атмосферу, обязанную именно ей. Операторская работа фантастическая – скользящие планы, фокус как средство художественного выражения, цвет, свет, решительно все достойно высшей похвалы. В пользу фильма сыграл контраст жесткого, показанного красиво, эта полярность всегда завораживает. Фоновая музыка создает необходимое напряжение, каверы знаменитых песен из прежнего мира самым фантасмагоричным образом накладываются на текущие реалии.

Это фильм про то, как опасна любая форма вероисповедания, возведенная до абсурда, будь то слепая вера в бога или страстное убеждение в непогрешимости конкретного политического устройства. Как фразы, выдернутые из контекста священного писания или наспех написанной на коленке конституции, автоматически получающей статус того самого писания, калечат жизни одних людей и стирают с лица земли других.

Фредова говорит: 'Мы жили как во сне и не задумывались, кто устроил теракт, из-за которого усилили контроль общества. Я не интересовалась политикой.' Она говорит за всех кротких и покладистых Фредов тогда еще зреющего Гилеада. Апатичность и отстраненность, отсутствие интереса к внешнему, погруженность в собственный уютный мирок, а по ту сторону замалчивание информации, вознесение ценностей режима и торжество правящего маразма... Не так уж и фантастично, если оглянуться по сторонам.

24 июля 2017 | 15:38
  • тип рецензии:

Вы когда-нибудь задумывались, что проблема перенаселения Земли - это одна сторона медали, а другая - нерождаемость детей вовсе? Что тогда? Кому-то придется титаническими усилиями все поменять. Но.. с чего бы начать?

Для начала, нам нужны женщины, способные воспроизводить потомство, но как их заполучить? Правильно, нужно оружие, но одна сила здесь не поможет. Нужно лишить их работы, средств к существованию, а затем и прав. Ты... женщина? Тогда здравствуй, беспомощное существо, теперь будем знакомы. Однако, чтобы получить такое, нужна работа, нужно желание сломить дух и веру в себя и в возможность сбежать и вернуться в свое первоначально русло. Как? Для этого нужны такие тетки, как тетка Лидия, например. Унижать, усмирять и указывать место - три всадника нового строя.

Чтобы закрепить результат, добавим щепотку (как в том анекдоте, ой, переборщили) охраны, прислугу и новый мир готов!

И как в Хаксли, как будто бы есть счастье - эта приторная вата из пластика и токсичных отходов.

На самом деле, здесь все совсем не так. Женщины, совсем недавно кокетничающие на улочках, бегающие на свидания и выбирающие с придирчивостью одежду на улицу, теперь обречены ходить в одинаковых красных платьях, жить по расписанию, удовлетворять потребности командоров убивать в наказание людей и жить, сопровождаемые охраной и презрительными взглядами хозяек.

Как в эксперименте, где студенты примеряли на себя роль охранников и заключенных, здесь хозяйки, хозяева и служанки также вошли в социальные роли, однако поменяться им не суждено.

Прекрасная игра главной героини - Элизабет Мосс - дает в полной мере прочувствовать боль утраты родных, отвращение к себе после ритуалов зачатия, душевные метания и оттенки ярости, гнева, любви и счастья. Ты погружаешься в жизнь, которую никогда не жил и вряд ли ощутишь на себе, но проблемы места женщины и в наше время в чем-то рождают отклик внутри - кто такая женщина? Что она значит в мире, где правят мужчины и двуличие, где вера запрещает любовь, а попытки ее испробовать - казнь?

Ты начинаешь думать - а сколько заперто в женском сердце? Сердце матери, жены, любовницы? Как сильно нужно хотеть ребенка, чтобы впустить к себе в некогда тихую размеренную жизнь чужого человека, чтобы он, совокупляясь с твоим мужем, подарил новую жизнь?

Для меня 'Рассказ служанки' - американские горки, где каждый поворот - образование нового оттенка чувства, эмоции и, конечно, сгустка мысли. Думала, так, начну и остановлюсь, привалившись где-нибудь на пятой серии, однако первый сезон пройден, в голове много вопросов и восхищение продуманностью мира и его наполненностью.

Продолжение следует...

24 апреля 2023 | 19:57
  • тип рецензии:

В наше время феминизм считается декретированным. Многие радикальные феминистки тому причина, ибо они из года в год делают совершенно глупые поступки.

Но этот сериал - эталон хорошего феминизма.

Этот сериал действительно раскрывает проблемы насилия, жестокости по отношению к женщинам. Заставляет задуматься, как же может быть тяжело в странах с неравными правами.

По сюжету многие женщины на нашей планете утратили способность к зачатию, поэтому детей становится все меньше. Забыв о всяких правах общество радикализируется и превращает женщин в инкубаторов, отнимая у них все свободы.

Очень страшный сериал. Тут нет каких-то жутких тварей, скримеров, как в ужастиках. Но сапиенс нагнетает с каждой серией все больше, ведь главная героиня совершенно бессильна против жуткого общественного строя, а многие люди ведут себя похуже всяких монстров.

Этот сериал не для всех. Боюсь, мужчины будут к нему равнодушны или же вовсе его не поймут.

Но многие женщины, возможно, найдут в себе силы сражаться за себя, вдохновившись отвагой главной героини.

31 мая 2021 | 05:25
  • тип рецензии:

Создавать кино всегда означало рассказывать, однако, какое кино будет интересным, если в нем не будет по-настоящему трогательной, важной человеческой истории. Традиционно сложилось, что человеческий характер, сама человеческая сущность лучше всего проявляется в экстремальных ситуациях, к которым чаще всего относится война или иное подобное бедствие. Однако, война, вооруженный конфликт не всегда будет источником человеческих переживаний, иногда мир ничем ее не лучше, если речь заходит о таком уродливом явлении, как тоталитаризм. «Рассказ служанки» в своих первых трех сезонах изучал людей в условиях выживания в некоей Республике Галаад, но также изучал и ее как воплощение зла не в далеком прошлом, не где-то на традиционно отдаленной земле, а здесь, рядом, на руинах цивилизованного мира. В четвертом рассказчики предпочли сосредоточиться на людях: как угнетаемых, так и угнетающих, исследовать влияние долгого пребывания в уродливой среде, несколько отвлекшись от самой среды. Получилось эмоционально, сильно и цепляюще, хотя, быть может, сериал несколько сбавляет темп по сравнению с предыдущими сезонами.

В предыдущих сезонах мы достаточно подробно узнали об устройстве, особенностях выживания в тоталитарном государстве якобы религиозных фанатиков, но только теперь из уст одного из героев прозвучала важнейшая формула, определяющая самую суть: у тоталитаризма нет ничего святого, здесь важна только власть, все остальное же лишь пустые слова, лишь декларации, ничего не значащие и не значимые. Тоталитаризм жесток. Тоталитаризм несправедлив. Тоталитаризм стоит на страдании. Это насквозь фальшивая конструкция, построенная на тотальной лжи. Верить в него и озвучиваемые его деятелями идеи – обманывать себя. Для тоталитаризма ничего не значат ценности, их просто не существует. Для него не ценна человеческая жизнь. Он не признает заслуг, преданности и веры – все это отторгнуто как совершенно неважное проявление чуждой этому строю человечности. «Рассказ служанки» не впервые касается темы повсеместной жестокости и безразличия даже к привилегированному классу Галаада, но именно теперь – в четвертом сезоне – этому уделено действительно много внимания. Семья Уотерфордов сталкивается с реальностью – той, в которую они (или хотя бы он) не хотят верить, и «Рассказ служанки» философски наблюдает за произошедшим крушением идеалов, впрочем, шокирующим героев лишь поначалу, ведь они кровь от крови Галаада, а, значит, столь же фальшивые и лживые, и вполне способные пережить падение той иллюзии, что они называли верой, во имя собственного будущего.

Как было выше упомянуто, четвертый сезон сосредотачивается на людях, и его главная героиня – не исключение. Джун в новых для себя обстоятельствах неузнаваема: эта шепчущая манера речи в какие-то моменты переходящая в крик, нет, рык, приводит к тому, что шепот воспринимается страшнее, чем выражаемый гнев, что Джун выглядит заговорщицей тогда, когда, казалось бы, это уже не нужно. Здесь звучит, что Галаад кого угодно сделает мерзавцем, и «Рассказ служанки» раз за разом ставит героиню перед вопросом, на который априори нет правильного ответа, будто каждый раз это испытание на человечность: осталась ли она? История Джун выглядит безнадежной, ведь героиня, практически, достигнув своей цели, не получает исцеление, и Галаад все так же гложет ее, все так же «говорит» в ней и в ее подругах по несчастью, и четвертый сезон не дает ни намека, может ли здесь что-то измениться.

Тот факт, что Джун больше не борец за свободу для всех, да и не борец вообще, сосредоточивание истории на своей главной героине создает ощущение, что Галаад все-таки победил, пусть даже вскользь звучит оценочное суждение, что он висит на волоске. Вовсе нет, и вот на экране смена поколения служанок, когда ими становятся те, кто вырос в Галааде и не знал другой жизни, не знал свободы, любви и счастья, не знал цивилизации. Им не за что бороться, не за что восставать. Меняя людей, этот колосс на глиняных ногах лишь укрепляется, все порождая и порождая страдание. Опосредованно Галаад побеждает и в Канаде – этаком раю - где неумная толпа, поверившая в сказки о великой цели и действенных методах ее достижения, вдруг выражает поддержку, просто глупо обманувшись, забыв, что «великая цель» обнуляет все то, что принадлежит каждому по праву – свободу и жизнь. В этом человеческая природа: мечтающие о «сильной руке» всегда думают, что это придут они, а не за ними. С другой стороны, теперь мы видим в правящей верхушке Галаада явно несогласных, что наводит не мысль, что, если тоталитаризм и падет, то вполне для него традиционным путем: его сметет не освободительная революция, а дворцовый переворот.

Четвертый сезон «Рассказа служанки» все так же пронзителен, но теперь его главная героиня не всегда может вызвать жалость: она может заставить ужаснуться. Джун ведь самая обычная женщина, и такой ее сделала жестокость, и зло здесь породило зло, и жертвы вовсе не так безобидны, пусть даже это последствия ничем не вылечиваемой травмы. Они как вампиры, мучимые вечной жаждой, но справедливость для них даже не правосудие, а месть, что делает их не менее опасными до адаптации к нормальному миру, чем некогда были их мучители. Это парадоксальное социальное наблюдение, но, видимо, точное, поскольку в нем вся человеческая природа, и «Рассказ служанки» нисколько не строит иллюзий не этот счет.

Перейдя из плоскости действия в плоскость эмоций и, возможно, политики, сериал несколько потерял темп, но никак не свою точность. И Джун, и Серена – основные непростые героини предыдущих сезонов – столь же интересны для наблюдения, пусть даже теперь простор для их действий сильно сокращен. Несколько разочаровывает некое отдаление от Галаада, от героев в нем, но о Галааде ранее сказано столько, что сложно придумать что-то новое. Все-таки аспект наблюдения со стороны – новый, и, думаю, в будущем нас ждут действия со стороны. Посмотрим.

03 сентября 2021 | 23:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: